теория и история педагогики
* * *
1. Varakina M.I. Formirovanie nacional'noj idei jekologicheskoj kul'tury Kitaja// Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofija, sociologija, kul'turologija, social'naja rabota. 2012. № 4.
2. Volodina L.O. Istorija pedagogiki i teorija vospi-tanija: k probleme integracii // Modernizacionnye pro-cessy v rossijskom i zarubezhnom obrazovanii XVIII -nachala XXI veka: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. - HHH sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovanija i pedagogicheskoj nauki Rossijskoj akademii obrazovanija / pod nauch. red. chl.-kor. RAO, d.p.n., prof. M.V. Boguslavskogo. SPb.: SPb APPO, 2014. S. 152-161.
3. Gachev G.D. Nacional'nye obrazy mira. Kos-mo-Psiho-Logos. M., 1995.
4. Istorija pedagogiki. Maket uchebnika po istorii pedagogiki / pod red. N.A. Konstantinova i M.F. Sha-baeva. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1951. S. 49-57.
5. Istorija kazachestva Rossii: ucheb. posobie. Rostov n/D., 2001.
6. Kulikova S.V. Teorija nacional'nogo obrazovanija v Rossii: kategorii, struktura i genezis // Iz-vestija Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2005. № 1. S. 85-90.
7. Kulikova S.V. Nacional'nye konstanty v russkoj pedagogike // Obrazovanie i pedagogicheskaja nauka v modernizacii rossijskogo obshhestva: sb. nauch. tr. Me-zhdunar. nauch.-prakt. konf. 22 okt. 2012 g.: v 2 t. M., 2012. Т. II. S. 232-330.
8. Lo Jun. Razvitie pedagogicheskoj mysli o vospi-tanii detej v Kitae: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2005.
9. Nemirovskij A.I. Mify i legendy Drevnego Vostoka: dlja uchashhihsja sred. ist. klassov. M.: Pros-veshhenie, 1994. S. 333.
10. URL: http://dic.academic.ru/.
11. Russkoe narodnoe pojeticheskoe tvorchestvo / pod red. P.G. Bogatyreva, 1956.
Sources and origins of the humanistic tradition of family education in Russia and in China
There are analyzed the sources of the ancient Chinese and Russian history, the folklore that reveals the humanistic essence of family education, reference to traditions and basic values. There is revealed and characterized the educational ideal of a family, the folklore and the nature of the native land in the Ancient China and Russia that is the basis for the humanistic tradition of family education.
Key words: family education, the humanistic, family, folklore, nature.
(Статья поступила в редакцию 9.06.2015)
и.в. власюк
(Волгоград)
образ матери в системе семейного воспитания подростка
(в контексте исследований о.в. Юлусовой, с.в. сальцевой)
Актуализируется образ матери как субъективное отражение в сознании человека объективного по источнику носителя духовно-культурного идеала с функциями воспитания в семье; раскрываются феномен отзывчивости современного подростка, пути разрешения противоречий, методологическая и методическая системы продуктивности его применения.
Ключевые слова: образ матери, семейное воспитание, подросток, воспитание отзывчивости подростка.
Тенденция гуманитаризации общего образования ориентирует педагога на воспитание подростка, способного к конструктивному жизнетворчеству, имеющего положительную установку на Другого и ответственного за свои поступки, на воспитание отзывчивости как социально значимого качества личности, стили поведения и деятельности которой будут созвучны характеру гуманистического общества.
Основы нравственности как базиса отзывчивости закладываются в семье, где доминирующая роль в воспитании и духовно-нравственном развитии личности принадлежит матери как образцу отзывчивости, постоянной готовности отозваться на нужды ребенка. В ней концентрируются такие качества и свойства, которые неосознанно позволяют ей осуществлять воспитание собственных детей чаще безошибочно, интуитивно, руководствуясь только эмоциями любви, великодушия и желания помочь в любой ситуации. Обращенность педагогики к образу матери позволяет по-новому взглянуть на понимание ее высокодуховной миссии по воспитанию настоящего счастливого человека.
Автор данной работы попыталась ответить на вызов современности, состоящий, во-первых, в неготовности значительной части современных подростков к «вхождению» в современное общество, неспособности к кон-
© Власюк И.В., 2015
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
структивному жизнетворчеству, продуктивной самореализации в социуме, выработке адаптационных моделей поведения, адекватных нравственным ценностям современного общества. Это проявляется в асоциальном поведении подростков, выборе прагматического мышления, демонстративном самовыражении не всегда позитивного свойства, потере смыслов личностного саморазвития, эмоциональной глухоте, повышенной агрессии, отчуждении от семьи и др.; во-вторых, в необходимости заполнения пробелов научного знания о дидактических и методических условиях решения актуальных для педагогической науки и образовательной практики задач.
В настоящее время, как установлено О.В. Юлусовой, имеют место противоречия между:
«- потребностью общества в становлении у подростков такого социально значимого качества личности, как отзывчивость, и недостаточной разработанностью теоретических оснований процесса воспитания подростка в семье средствами актуализации образа матери;
- преобладающей ориентацией современного образования на интеллектуальное развитие учащихся и недостаточным вниманием к укреплению духовно-эмоциональной связи матери и подростка в семье как ценностной модели нравственных взаимоотношений с людьми в будущем;
- необходимостью организации воспитательного процесса средствами актуализации образа матери как средства воспитания отзывчивости подростка в семье и требованиями педагогов-практиков к разработке организационных форм и методов в решении данной проблемы» [6, с. 5].
о.В. Юлусова выявляет пути разрешения данных противоречий, для этого были 1) уточнены научно-педагогические представления об образе матери как средстве воспитания отзывчивости подростка в семье; 2) выявлены особенности отзывчивости как личностного качества подростка; 3) определена совокупность социально-педагогических условий актуализации образа матери как средства воспитания отзывчивости подростка; 4) разработано организационно-методическое обеспечение воспитания отзывчивости подростка в семье и др. Это позволило о.В. Юлусовой теоретически обосновать и довести до уровня внедрения результаты своего исследования.
При этом объект исследования характеризуется определенностью, а именно: феномен образа матери сопряжен с процессом семейного воспитания современного подростка. Гипо-
теза базируется на предположениях о том, что воспитание отзывчивости как личностного социально значимого качества подростка происходит успешнее на основе актуализации образа матери как субъективного отражения в сознании человека объективного по источнику носителя духовно-культурного идеала с функциями воспитания в семье, если:
«- в научно-педагогическом понимании образ матери определяется в качестве феномена в интеграции универсальных констант символа общественного сознания - добродетели и великодушия, строгости и справедливости, самоотверженности и стойкости к испытаниям судьбы во имя детей, обеспечивающего гуманное воспитательное влияние на нравственное становление личности подростка;
- отзывчивость как личностное качество подростка рассматривается в аспекте нравственного воспитания, определяющего накопление подростком нравственных знаний, эмоционально-чувственных представлений, норм и опыта отзывчивого поведения на основе актуализации педагогических возможностей образа матери;
- успешность реализации образа матери в воспитании школьника в семье обусловлена наличием педагогических условий, методов и организационных форм, направленных на укрепление эмоциональной связи матери и подростка, как среды позитивного чувственного впечатления и построения социально одобряемых поведенческих моделей нравственных взаимоотношений с людьми в будущем» [Там же, с. 6].
Это дает основание утверждать, что научная проблема, сформулированная автором, является актуальной, а ее решение позволит существенно повысить качество процесса воспитания в аспекте нравственного становления и отзывчивости подростка, что является вкладом в теорию и методику воспитания. Результаты исследования обосновываются согласованностью данных эксперимента и научных выводов. Автор корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций.
о.В. Юлусовой изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов по вопросам исследования. Ценным выступает то, что понятие «образ матери» не только анализируется в рамках энциклопедической литературы, но и выстраивается внутреннее соотношение его философского, психологического и педагогического аспектов с позиции выявления аксиологического концепта исследования феномена в целом.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Ключевая идея исследования - воспитание отзывчивости у подростка на основе актуализации образа матери как субъективного отражения в сознании человека объективного по источнику носителя духовно-культурного идеала с функциями воспитания в семье - позволила о.В. Юлусовой обосновать оригинальные характеристики педагогического потенциала образа матери (наличие и передача жизненного опыта, эмоционально-чувственного поля взаимоотношений; расширение знаний и представлений подростка о нормах и правилах нравственного поведения и отзывчивости, о способах и моделях, проявляющихся в мировоззрении, внешнем виде, гуманной деятельности человека в обществе).
При этом автор постоянно акцентирует внимание на значимых позициях с точки зрения выбранного предмета исследования, его субъектов (подростков), что подчеркивает высокую аналитическую культуру автора, его способность рассматривать теоретический материал в динамике современной социокультурной модернизации образования. Такой подход закономерно подводит к вопросу о феномене «отзывчивость подростка», рассматриваемом в понятийном поле нравственного воспитания. раскрыты содержательные аспекты данного понятия, описаны характерные особенности его проявления в различные возрастные периоды становления личности, в том числе в подростковый.
Следует отметить, что в диссертационном исследовании О.В. Юлусовой разработана процессуальная модель как действенная ориентировочная основа, позволяющая последовательно и целостно изучить закономерные связи между структурными и функциональными характеристиками процесса воспитания отзывчивости у подростка в семье на основе образа матери. Интересным является то, что автор выделяет не только инвариантную (ведущая цель, подходы, принципы), но и вариативную (комплексное организационно-методическое обеспечение, содержание, формы, методы и условия процесса воспитания подростка в семье средствами актуализации образа матери) ее часть, что повышает практическую, прикладную ценность полученных выводов.
Положительной стороной являются поиск и определение педагогических условий, актуализирующих образ матери как средство воспитания отзывчивости у подростка, доказательно акцент при этом делается на реализацию принципов, методов и организационных форм, направленных на укрепление эмоциональной
связи матери и подростка как среды позитивного чувственного впечатления и построения социально одобряемых поведенческих моделей нравственных взаимоотношений с людьми в будущем.
Самоценной является также реализация социально-педагогических условий эффективности использования образа матери как средства воспитания отзывчивости у подростка в семье. Подробно и узнаваемо описаны диагностические методики, применяемые в исследовании. Однако в диагностической части диссертации на такую гуманную тему следовало бы ввести монографические портреты отдельных подростков с характеристикой изменений их уровня отзывчивости в результате опытно-экспериментальной работы. При этом диссертант демонстрирует как высокую теоретическую подготовку, так и владение эмпирическим материалом, глубоко понимая специфику процесса воспитания отзывчивости у подростка в семье средствами актуализации образа матери.
Без такого понимания трудно было бы обосновать теоретически и доказать экспериментально риски, негативно влияющие на воспитание отзывчивости у подростка в семье средствами актуализации образа матери: личностные - недопонимание подростком роли матери в освоении опыта эмпатийного (сопереживающего, сочувствующего, понимающего) взаимодействия; недостаточность педагогических знаний матерей о методах воспитания отзывчивости подростка и способах самовоспитания как референтного эталона, примера, образца; организационно-технологические -недостаточная подготовленность педагогического коллектива к воспитанию отзывчивости подростка с привлечением ресурсов семьи и образа матери; отсутствие целевой направленности педагогических условий и организационных форм на укрепление эмоциональной связи матери и ребенка как среды позитивного чувственного впечатления и построения, социально одобряемых поведенческих моделей нравственных взаимоотношений с людьми в будущем. к достоинствам данной работы отнесем ее структурную целостность, развернутую аргументацию, последовательность и доказательность представленных выводов. работа написана научным стилем, с использованием пяти приложений.
Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием современных средств и методик проведения исследований (экспериментальная работа проводилась в рамках исследования с различными группа-
известия вгпу. педагогические науки
ми обучающихся школы и в различных общеобразовательных организациях, показана воспроизводимость основных ее результатов, теоретические выводы построены на известных и признанных в современной науке исследованиях по смежным с диссертационным исследованием темам, идея базируется на анализе массовой практики, обобщении передового опыта учителей школ и согласуется с действующими программными документами); анализом многолетнего опыта работы диссертанта в качестве классного руководителя, заместителя директора школы по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе; использованием современных методик сбора и обработки исходной информации, проведения педагогической диагностики.
В целом результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями в теории и методике воспитания. В качестве новых научных результатов диссертантом разработана новая научная идея применения образа матери как педагогического средства, активно влияющего на поведение и поступки подростка в силу обладания выразительностью, значимостью и впечатляющей энергией и обеспечивающего гуманное воспитательное влияние на нравственное становление и отзывчивость личности; предложена оригинальная научная гипотеза, получившая свое подтверждение в тщательно проведенном исследовании; доказана перспективность использования педагогического потенциала образа матери как средства воспитания отзывчивости подростка в семье, в учебно-воспитательной работе педагога-практика, во взаимодействии «педагоги - родители - подростки»; введены измененные трактовки отзывчивости подростка в терминологическом поле нравственного воспитания как личностного качества, выражающегося в добровольном стремлении бескорыстно помогать нуждающимся, в чувствительности и гуманной терпимости к поведению других, в способности к самостоятельной регуляции деятельности на основе объективно ценностной совокупности этических норм, принципов и правил общения, поведения и взаимоотношений людей в обществе.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: выявленные теоретические основания процесса воспитания подростка в семье средствами актуализации образа матери, выстроенного на основе прогнозирования и определения структуры воспитательного процесса с учетом потребностей общества в нравственно воспитанной личности, включают обновленные представления об из-
менении содержания и методов воспитания подростка в семье, что обогащает понятийное поле теории общей педагогики; обоснована целесообразностью применения личност-но ориентированного, социокультурного подходов в качестве методологического основания исследуемой проблемы, что вносит вклад в теорию и методику воспитания; применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс традиционных (наблюдение, этические беседы, анкетирование), а также адаптированных методов (опросник «Что я знаю о маме?», опросник эмпатии В.В. Бойко, эссе «Моя мама», метод «Незаконченные предложения», тест «Родительско-детские отношения» (PAKT) (Е.С. Шефер, P.K. Белл; Т.Н. Нещерет), «Размышляем о жизненном опыте»; «Воспитанность подростка в семье» (Н.Е. Щуркова), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин), опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова), графический тест «Рисунок семьи», проективная методика Р. Жиля, методика А.Г. Лидерса и И.В. Ани-симовой «Диагностика семьи», оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), методика оценки ценностей М. Рокича) в целях исследования сформированности отзывчивости подростка на основе актуализации образа матери.
Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что: разработана и внедрена в практику образовательных организаций модель воспитания подростка в семье средствами актуализации образа матери в пространстве взаимодействия семьи и школы; разработано организационно-методическое обеспечение воспитания подростка на основе актуализации образа матери в семье, включающее совокупность воспитательных методов и организационных форм, направленных на укрепление эмоциональной связи матери и подростка как среды позитивного чувственного впечатления и построения, социально одобряемых поведенческих моделей нравственных взаимоотношений с людьми в будущем; представлены методические рекомендации для матерей и педагогов-практиков.
Таким образом, несомненно, проведенное О.В. Юлусовой исследование открывает путь для дальнейшего научного поиска нравственных основ отзывчивости современного подростка в семьях разного вида и типа; возможностей использования воспитательного потенциала старшего поколения семьи для развития отзывчивости подростка. Результаты исследования ре-
педагогика школы
комендуется использовать при разработке и проведении лекционных и семинарских занятий преподавателями учреждений профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования для подготовки педагогов к организации воспитательной работы (в аспекте взаимодействия семьи и школы) в общеобразовательных организациях. Полученные результаты могут быть использованы учителями-практиками во взаимодействии с семьей с целью воспитания отзывчивости подростка средствами актуализации образа матери.
Список литературы
1. Bлaсюк KB., Генварева Ю.А. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на самореализацию подростка // Омский научный вестник. 2009. № S. С. 146-148.
2. Bлaсюк KB. Ценности современной семьи: учеб. пособие. Оренбург: ООО «Агентство "Пресса"», 200S.
3. Bлaсюк KB. Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности // Изв. Bолгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2011. № 4 (S8).
4. Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Избранные труды по педагогике / отв. ред. Н.М. Борытко. Bолго-град, 2011.
5. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Общие основы педагогики: учебник для студ. пед. вузов. Bол-гоград, 2006. (Серия учебников для системы непрерывного педагогического образования).
6. Юлусова ОЛ. Образ матери как средство воспитания отзывчивости подростка в семье: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук/Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 201S.
* * *
1. Vlasjuk I.V., Genvareva Ju.A. Opyt vzaimodejstvija sem'i i obrazovatel'nogo uchrezhdenija, napravlennogo na samorealizaciju podrostka // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № S. S. 146-148.
2. VlasjukI.V. Cennosti sovremennoj sem'i: ucheb. posobie. Orenburg: OOO «Agentstvo "Pressa"», 200S.
3. Vlasjuk I.V. Aksiologicheskie osnovanija issledovanija sem'i kak sociokul'turnoj cennosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2011. № 4 (S8).
4. Sergeev N.K., Borytko N.M. Izbrannye trudy po pedagogike / otv. red. N.M. Borytko. Volgograd, 2011.
5. Solovcova I.A., Borytko N.M. Obshhie osnovy pedagogiki: uchebnik dlja stud. ped. vuzov. Volgograd, 2006. (Serija uchebnikov dlja sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija).
6. Julusova O.V. Obraz materi kak sredstvo vospitanija otzyvchivosti podrostka v sem'e: avtoref.
dis. . kand. ped. nauk/Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 201S.
Mother's image in the system of family education of a teenager
There is considered the actualization of mother's image as a subjective reflection in human's mind of the objective according to the source of a bearer of spiritual and cultural ideal with the functions of family education. There is revealed the phenomenon of sympathy of a modern teenager; the ways of conflict resolutions, methodological systems of its productiveness.
Key words: mother's image, family education, teenager, teenager's sympathy.
(Статья поступила в редакцию 10.06.2015)
педагогика школы
В.Н. волков
(Санкт-Петербург)
управление школой в условиях концептуальных изменений в системе образования: АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТА
Рассматривается влияние стратегических проектов и программ развития на состояние российского образования в 2000-2010 гг., анализируются оценки происходящих изменений, сделанные учеными. Обосновывается потребность в проектировании новой модели управления школьной организацией, учитывающей постоянное воздействие внешних изменений и обеспечивающей в этих условиях эффективную работу; обозначаются принципы данной модели.
Ключевые слова: стратегия развития образования, оценка изменений в системе образования, проектирование новых моделей управления школьной организацией.
Совокупность и характер изменений в российской системе образования в настоящее время, как никогда ранее, актуализируют задачу поиска новых стратегий управления школой.
© Bолков B.H., 201S