Научная статья на тему 'Кабрин Валерий Иванович'

Кабрин Валерий Иванович Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кабрин Валерий Иванович»

КАБРИН ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 19 сентября 1947 г. в Ленинграде. Защитил дипломную работу «Исследование структуры коммуникативного поведения» (научный руководитель Е. С. Кузьмин). Защитил в ЛГУ в 1978 г. кандидатскую диссертацию «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира» (специальность 19.00.05 — социальная психология; научный руководитель

А. А. Бодалев), в 1993 г. — докторскую диссертацию «Коммуникативное развитие человека как личности» (специальность 19.00.05 — социальная психология; без научного консультанта).

После окончания ЛГУ был направлен в Томский государственный университет (ТГУ), где работает с 1971 г. по настоящее время: ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии, заведующим лабораторией социальной психологии, деканом факультета психологии и заведующим кафедрой социальной и гуманистической психологии ФП ТГУ, профессором кафедры психологии личности. Основатель и научный руководитель лаборатории психологических практик.

Ученые звания: доцент по кафедре педагогики и психологии (1984), профессор по кафедре педагогики и психологии (1995).

В 1972-1973 гг. служил в армии, в 1981-1983 гг. преподавал в Центральном университете на Кубе (г. Санта-Клара).

Избранная область в психологии, научные интересы: психология человеческой коммуникации, трансперсональная психология, ноэтическая антропологическая психология.

Область и опыт работы в практической психологии:

• спроектировал студию транскоммуникативного дизайна с целью поиска креативных решений через гармонизацию ритмов жизни разных уровней (групповая спонтанная игра на ударных инструментах, создание «живых» мандал, медитативные путешествия в динамике психоэнергетических, информационных, пространственных и временных масштабов, креативное проектирование);

• ведущий классической Группы встреч — поддержание и развитие основ гуманистической психологии и психотерапии: раскрытие эмпатического потенциала, актуализация инициативы, творчества, сензитивности и смелости формирования аутентичных отношений с Другими и с собой, формирование потребности в самосовершенствовании и самоизменении; ориентация на помощь и поддержку Другим и себе;

• разработал комплексный проект «Психологический потенциал достижений» — авторские методики раскрытия и активной самодиагностики эйдетических, ментальных и коммуникативных ресурсов личности, ориентированной на высшие достижения в избранной деятельности. Проект реализуется на актуальном для инноваций принципе — развитие возрастающей потребности в достижениях через активное самопознание и самодиагностику в групповом контексте;

• разработал ноэтический практикум — актуализация многомерного духовного мира личности в переживаниях катарсиса, импринтинга, экстаза, инсайта, дающих качественно новое осознание духовной свободы в психоэнергетике, эйдетике, психологических пространстве и времени. Обучение основам духовной коммуникабельности с неочевидной повседневностью в контексте групповой работы;

• групповая супервизия профессионально-личностного роста (коммуникативно-экзистенциальная модификация балинтовской группы) — на основе глубокого погружения в индивидуальные профессионально-личностные проблемы участников через особую артикуляцию транскоммуникативных процессов в группе. Обучение культуре выслушивания, формирования вопросов, создания авторских версий и понимания плюралистического контекста исследуемой проблемы.

Награды, знаки общественного признания:

2003 — Медаль за заслуги перед Томским государственным университетом;

2004 — Почетная медаль к 400-летнему юбилею г. Томска;

2004 — Почетный работник высшего профессионального образования;

2007 — Почетная грамота Российского психологического общества за вклад в психологическую науку;

2008 — Золотая медаль Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2008» за учебно-методическое пособие «Развитие психологического потенциала достижений личности».

Опубликовал 96 научных и научно-методических работ.

Воспоминания В. И. Кабрина

Не скажу, что у меня остались особо яркие воспоминания от учебного процесса, кроме того случая на практикуме по биологии, когда мне пришлось отрезать голову лягушке: тогда я порадовался, что все-таки занимаюсь более тонкой материей. Сейчас с удивлением обнаруживаю, что в студенческие годы я активно интересовался смежными аспектами психологии, наивно или мудро думая, что психологию и так освою. Это были контексты лингвистики, кибернетики, математики, эстетики. Думаю, что все же это был мудрый импульс, поскольку потом именно за счет таких научных интересов мне удалось хорошо почувствовать место психологического знания в системе наук. Конечно, это происходило с помощью знакомства с книгой Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания», в которой он опередил «психологическое время», заложив недостаточно освоенные до сих пор основы новой антропологической психологии. Об этом мне пришлось напомнить в своей последней статье «Антропологическая судьба субъекта».

Вспоминаются мне скорее лица, личности и дух той «эпохи шестидесятых». На четвертом курсе, по-моему, благодаря инициативе Наташи Гришиной, нас втроем (с Сашей Отюговым) пригласили в духе намечавшейся демократии в качестве молодых студентов на знаменитые социологические семинары, посвященные массовым коммуникациям, в эстонский поселок Кяэрику, спортбазу Тартуского университета. Знаменитые социологи с нами общались на равных и поощрили мое амбициозное сообщение о зарождавшейся тогда в моей голове многоуровневой концепции коммуникации. Сообщение потерпело фиаско, семиотический гештальт оказался незавершенным, но этот урок был настолько сильным, что в дальнейшем главную смысловую фигуру любого сообщения или лекции я заранее прорабатывал в сознании для большей свободы импровизации. Зато я получил незабываемое впечатление от первой встречи с финской сауной на берегу озера и купания в проруби, вылечившего мою небольшую простуду. Тогда же я услышал альтернативную точку зрения на «пражские события 1968 года», а дискуссию с венгерскими студентами на эту же неприятную тему пришлось продолжать в летнем международном студенческом лагере под Балатоном.

Отмечаю, что годами лица и личности наших преподавателей для меня становятся даже ярче. Недавно я уже отважился написать коротенькие эссе «Б. Г. — человек ноэтический»* и «Живой Лев Маркович»**. Конечно, нельзя не вспомнить и аутентичного И. М. Палея. На таком временном расстоянии особенно выделяется фигура (не только по физическим параметрам) Евгения Сергеевича Кузьмина, который удивительным образом никогда не абстрагировал психологию от жизни, не любил теоретизирования, но был прозорливо чувствительным к нестандартным психологическим ситуациям. Я всегда чувствовал, что он внимателен ко мне именно как к личности, знал мои увлечения и странности. Когда мне отказали в доступе к самописцу (дорогому по тем временам электронному прибору), он по моей просьбе заставил лаборанта отдать мне его в личное пользование на время написания курсовой работы в общежитие (!). (Даже по нынешним временам почти неслыханный факт!) То, что он остался в сохранности, меня до сих пор удивляет. Зато с его помощью я провел первые свои опыты динамического психосемантического анализа восприятия музыки профессионалами и дилетантами в Доме Союза композиторов. Тогда по наивности с помощью традиционной психологии я пытался изучать музыку, но теперь поступаю наоборот: с помощью музыки изучаю душевную динамику человека.

Кроме того, когда за мою непростительную шалость в студенческом общежитии меня лишили стипендии, Евгений Сергеевич, публично задав мне трепку, потом определил меня в качестве платного переводчика с немецкого и, возможно, не ведая того, существенно повысил мой языковой потенциал.

Вспоминая своих студенческих друзей, нахожу печальное подтверждение известной мудрости, что хорошие люди покидают этот мир раньше. Я имею в виду моих ушедших друзей — Александра Отюгова, Виктора Суслова, Надежду Чумакову. Хорошо, что мы еще можем, как и в студенческие годы, продолжать интеллектуальные и эстетствующие дискуссии с Виктором Аллахвердовым. Конечно, я мог бы вспомнить еще многих и многих, но я по-прежнему борюсь со своим многословием. Я музици-

* Б. Г. — человек ноэтический. К юбилею Б. Г. Ананьева // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 198.

** Живой Лев Маркович. К юбилею Л. М. Веккера // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 116.

ровал с моими друзьями и с других факультетов. Кстати, на этой основе чуть позже возникла первая рок-группа «Санкт-Петербург». И все это в моих воспоминаниях фатально окутано вечным эйдосом фантастических белых ночей и горячего зимнего пива Санкт-Петербурга, нонсенс по нынешним временам.

Основные публикации В. И. Кабрина

Отдельные издания

Транскоммуникация и личностное развитие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. 255 с.

Коммуникативный мир личности и проблемы ее социально-психологической культуры. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. Ч. 1. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал личности.

Комплексная подготовка педагога-исследователя. Томск: ТГПУ 2001. Разд. Образовательно-коммуникативная, фундаментальная подготовка (ноэтическая психология образования) педагога-исследователя.

Актуальные направления психологического сопровождения университетского образования. Томск: УПТ ТГУ, 2002. 68 с.

Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск: ТГУ, 2002. Разд. Личность как встреча.

Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 248 с.

Коммуникативное измерение в психологической антропологии / под науч. ред.

В. И. Кабрина. Томск: Томский государственный университет, 2007. Разд. Транскоммуникативный мир человека в постметодологической перспективе психологической антропологии.

Статьи

Моделирование коммуникативного мира личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томского унта, 1981.

Методика психосемантического графа в самореализации личности // Психологопедагогические вопросы. Томск: Изд-во организации учебно-воспитательного процесса Томского ун-та, 1981.

Коммуникативный подход в психологии и многомерная метрическая модель общения // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982.

Психологический универсум образования в транскоммуникативной перспективе // Современные проблемы философии образования. Новосибирск, 1995.

Психологический универсум человека ноэтического // Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск, 1999.

Креативность, духовность и личностный рост в ноэтической и транскоммуникативной перспективе // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 10.

Социокультурный и транскоммуникативный аспекты психологии российской ментальности // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 11. (в соавторстве)

Исследование и прогноз динамики стресс-транс-формации в общении личности на основе метода моделирования коммуникативного мира (ММКМ) // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 11.

Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и вечное // Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12.

Архетипика и этос коммуникативного мира личности // Психология и мораль / под ред. В. Н. Кунициной. 2004. С. 87-97.

Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286.

Транскоммуникативный подход как постметодология современной ноэтической психологии жизни // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / под ред. А. А. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИП РАН, 2007. С. 396-427.

Ноэтический потенциал человека как перспектива антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 8-15.

Б. Г. — человек ноэтический. К юбилею Б. Г. Ананьева // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 198.

«Химеры объяснения» и постметодологическая перспектива психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 1. С. 153-165.

Ноэтическая коммуникация: на пути к релевантному исследованию психологического опыта // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып 3. С. 5-24.

Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.