Научная статья на тему 'Лаборатория психологических практик в исследовательском контексте транскоммуникации'

Лаборатория психологических практик в исследовательском контексте транскоммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСУМ / ТЕОРИЯ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ / НОЭТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА / SCIENTIFIC SCHOOL / PSYCHOLOGICAL UNIVERSE / THE THEORY OF TRANSCOMMUNICATION / NOETIC PSYCHOLOGY / ACTIVE METHODS / GROUP DYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Э. И., Березина Е. М.

Статья написана по случаю состоявшегося 26 декабря 2008 г. на факультете психологии открытия лаборатории психологических практик со студией транскоммуникативного дизайна. Открытие лаборатории означает начало широкого фронта исследований стратегий актуализации транскоммуникативного творческого потенциала человека в ситуациях креативной свободы (неопределенности) в диапазоне от интраперсонального до трансперсонального уровня. Подобный вектор исследовательских интенций был задан В.И. Кабриным еще в период формирования его научных подходов к проблеме коммуникации и сохраняется в его дальнейшем научном творчестве, а также в совместных работах с учениками и последователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABORATORY OF PSYCHOLOGICAL PRACTICES IN A RESEARCH CONTEXT OF TRANSCOMMUNICATIONS

Article is written on the occasion of taken place on faculty of psychology on December, 26th, 2008 opening laboratory of psychological practices with studio transcommunicative design. Opening of laboratory means the beginning of wide front of researches of the strategy of actualization of transcommunicable creative potential of the person in situations of creative freedom (uncertainty) from intrapersonal up to transpersonal level. The similar vector of research intentions has been set by V.I. Kabrin even during formation of research interests to a problem of the communications, and kept in his further scientific creativity and teamwork with pupils.

Текст научной работы на тему «Лаборатория психологических практик в исследовательском контексте транскоммуникации»

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕКСТЕ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ

Э.И. Мещерякова, Е.М. Березина (Томск)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 07-07-00176а

Аннотация. Статья написана по случаю состоявшегося 26 декабря 2008 г. на факультете психологии открытия лаборатории психологических практик со студией транскоммуникативного дизайна. Открытие лаборатории означает начало широкого фронта исследований стратегий актуализации транскоммуникативного творческого потенциала человека в ситуациях креативной свободы (неопределенности) в диапазоне от интраперсонального до трансперсонального уровня. Подобный вектор исследовательских интенций был задан В.И. Кабриным еще в период формирования его научных подходов к проблеме коммуникации и сохраняется в его дальнейшем научном творчестве, а также в совместных работах с учениками и последователями.

Ключевые слова: психологический универсум, теория транскоммуникации, ноэтическая психология, активные методы, групповая динамика.

В декабре 2008 г. на факультете психологии ТГУ состоялось открытие лаборатории психологических практик и студии транскоммуникативного дизайна как основного подразделения лаборатории. Руководителем лаборатории и студии является профессор кафедры социальной и гуманистической психологии Валерий Иванович Каб-рин. Создание лаборатории обусловлено активным развитием проблемно-ориентированных исследований в контексте психологической антропологии, отвечающей вызовам эпохи постнеклассической науки. Исследования сконцентрированы вокруг теории транскоммуникации с разбиением общей исследовательской проблемы на подпроблемы разного ранга, и основной акцент делается на процедурах и методах их решения, основывающихся на эвристическом статусе транскоммуникативного знания, открывающего новые горизонты нерешенных и требующих своего решения вопросов.

В студии проводятся как групповые, так и индивидуальные тренинговые занятия, направленные на раскрытие психологического потенциала человека через многообразие творческих транскоммуникаций, каковыми являются спонтанность, сенситивность, интуиция, импровизация, эмпатия, синтонность, аттракция, аутентичность и ответственность [1]. Это становится возможным через актуализацию многогранного транскоммуникативного творческого потенциала человека в ситуациях креативной свободы (неопределенности) от интраперсонального до трансперсонального уровня. Творческая активность в ситуации неопределенности стимулирует трансформацию энергии стресса в энергию трансо-вых пиковых переживаний, т.е. в стресс-транс-форма-цию, которая непосредственно определяет характер транскоммуникативной потенциализации, иными словами, развития творческого потенциала личности [2, 3].

Транскоммуникация происходит между людьми, умеющими преодолевать страх пиковых переживаний, т.е. не стыдящихся удивления, катарсиса, импринтинга, инсай-та. Это придает большую осознанность, эффективную артикулированность и убедительность мыслям, образам, идеям и для себя, и для других. Такой транскоммуникативный процесс содействует синхронизации процессов

микро- и макроноэзиса в духовном становлении человека. Речь идет о гармонизации процессов микроуровня (катарсиса, импринтинга, экстенсии и инсайта) в жизненных координатах макроуровня (протонойи, ортонойи, паранойи и метанойи) [4-7]. Эти процессы синергично развиваются в индивидуальном коммуникативном мире личности как системе добровольных и избирательных коммуникативных отношений, соответствующих ее самобытности. Этим и определяется качество творческих коммуникативных отношений оригинальных и свободных людей, которые только и могут образовывать эффективные творческие коллективы.

Коммуникативный мир личности является многомерным и многоуровневым психологическим образованием, интегрирующим в единое целое наследственно обусловленную творческую одаренность, уникальный эйдетический опыт детства, сложные ментальные схемы представлений о мире отношений и сами транскоммуникативные отношения, позволяющие человеку быть открытым новому и отвечать за меняющуюся коммуникативную экологию. Коммуникативный мир личности представляет собой весьма дифференцированную систему креативно-коммуникативных компетенций, которые дают возможность находить комфортную и конгруэнтную позицию в сложных и противоречивых ситуациях, сохраняя потенциал жизнелюбия, великодушия, альтруизма и способность актуализировать высшие ценности. Личностные и коммуникативные компетенции являются общими и транзитивными в едином образовательном и креативном пространстве его участников (организаторов и исполнителей). С одной стороны, коммуникативная и личностная компетентность учителя, лидера должна быть транслируема ученикам и исполнителям. С другой стороны, ученик и исполнитель являются не только критериальным экраном реализации данных компетенций, но соучастником их развития и относительно самостоятельным каналом их трансляции.

Целостность, непрерывность и многоплановость развития человека в системе его базовых отношений определяются наличием в нем глубинного врожденного источника активности. Он по-разному осмысливался

62

Социальная психология

многими психологами в различные исторические эпохи: инстинкт, вдохновение, дар, задатки, способности, талант, призвание, предназначение, одержимость идеей, интенциональность, самореализация, самотрансцен-денция и т.п. Во всех указанных акцентах речь идет о жизненном потенциале человека. Чувство потенциала делает человека несамотождественным и через это постоянно самопроектирующимся. Переживание потенциала как возможности жизни связано с рождением самосознания. Чувство самости ребенка непосредственно переживается как «я сам, я могу». С этим современные психологи связывают глубинную потребность в компетентности. Она является основой внутренней мотивации (по сравнению с внешней) и ее автономии (самодетерминированности).

Поскольку в основе компетенций лежит первичный мотив жизнетворчества, самодетерминации и достижений, вся система компетенций человека может рассматриваться как его дифференцированный творческий потенциал, характеризующийся структурными и динамическими качествами. Важно подчеркнуть, что чувство потенциала рождается в переживании перехода, трансформации от «не могу» к «могу». Переживание этой трансформации есть основа чувства достижения. А опыт переживания таких трансформаций постоянно аккумулируется в переживании и осознании потенциала достижений, являющегося ядром творческого потенциала. Все это интегрируется в понятии и модели транскоммуникативного потенциала растущей личности, лежащего в основе ее самореализации, и потенциала достижений в различных коммуникативных средах. В этом смысле личность с высоким потенциалом достижений является лидером мнений.

Эта здоровая основа для конструктивной социализации имеет, к сожалению, много деформаций в становлении человека. Потенциализация личности содержит риски болезненных переживаний, растерянности, неудач, непонимания новых возможностей и слабого их применения. При неблагоприятных обстоятельствах, особенно у ребенка, процесс раскрытия нового потенциала может сопровождаться преобладанием негативных переживаний и порождать защитные страхи перед последующими трансформациями. Так как потенциа-лизация - это непрерывный процесс всей жизни человека, такие обстоятельства могут становиться тормозом его развития. В этом контексте важно сформировать позицию самого руководителя, лидера, предполагающую хорошее осознание и различение основных этапов трансформации личности и ее потенциализации. Такую позицию можно рассматривать как основу формирования всей системы коммуникативных и личностных компетенций в образовании и управлении. Поэтому необходимы создание специальных условий развития и мониторинг синергии этих базовых качеств.

Основными программами развития потенциала достижений личности в студии транскоммуникативного

дизайна являются, во-первых, комплексная синергичная программа «Психологический потенциал достижений», во-вторых, ноэтический практикум, в-третьих, тренинг транскоммуникативного развития (позволяет получить позитивные изменения состояний сознания и смысловых структур личности). При этом «потенциал достижений» здесь рассматривается как раскрытие специфически человеческой базовой потребности личности в самотрансценденции, реализующейся в единстве мотивационных, когнитивных, креативных и эмоциональных аспектов переживания и трансформации значимых жизненных отношений (В. Франкл, А. Маслоу, К. Уилбер). Потенциал достижений раскрывается в конкретных ситуациях и актах смыслообразующего жизнетворчества. Этот принцип и положен в основу ситуационной, коммуникативной организации программ, реализуемых в студии транскоммуникативного дизайна.

Целью комплексной программы «Психологический потенциал достижений» является формирование нового взгляда на ключевые характеристики и методы развития эффективной личности, наиболее существенными качествами которой являются творческий потенциал и высокая коммуникативная ответственность. Эти характеристики являются двумя сторонами одной медали, т.к. потенциал достижений личности не возникнет при отсутствии одной из них (ответственность без творчества превращает человека в бюрократа, а творчество без ответственности - в авантюриста). Эти качества образуют единство на основе общего глубинного фактора - потребности в компетентности, и соответствующие методы позволяют развить и актуализировать транскоммуникативный потенциал и в реальном учебном процессе, и в организациях, а также помочь человеку эффективно справляться с кризисами [8].

Программа «Психологический потенциал достижений» охватывает основные уровни психологического потенциала человека: мотивационный, образно-эйдетический, ментально-креативный, личностный, межличностный, трансперсональный и транскоммуникативный. Программа проводится поэтапно, и внимание акцентируется на развитии творческой спонтанности, конструктивной эффектной импровизации, способности формирования качественных коммуникативных отношений, понимания экологии коммуникативных процессов и принятия ответственности за коммуникативное пространство на ситуативном и стратегическом уровнях. Это, в свою очередь, определило многообразие задействованных в ней модификаций уже известных активных методов коммуникации, тренинга, ролевых игр, коллективного творчества, ситуационного анализа и самоисследования, в том числе и в «альтернативных» (трансовых) состояниях сознания. Последовательность проведения этапов программы не случайна и образует единую холархическую схему развертывания основных аспектов, граней целостного психологического потен-

63

№ 31

Сибирский психологический журнал

2009 г.

циала достижений человека, хотя каждый этап может проводиться автономно.

Еще одной авторской программой в студии транскоммуникативного дизайна является ноэтический практикум, который входит как один из этапов в комплексную программу «Психологический потенциал достижений», но может проводиться и отдельно. Этот практикум дает возможность научиться чувствовать свои особые возможности собственно психической энергии, психической информации, психологического пространства и психологического времени в отличие от их физических аналогов. Практикум состоит из четырех циклов, направленных на актуализацию четырех основных лучей транскоммуникации (интра-, экстра-, интер- и транс-) и их заключительный синтез в раскрытии психологического потенциала достижений личности [8. С. 37-42]. Практикум должна сопровождать музыка, инициирующая творческое воображение. Музыка в практикуме выраженного медитативного характера, проективная, неопределенная, не имеет рельефной тематической направленности. В то же время в зависимости от основного свойства луча она должна менять общую тональность. Каждый из четырех циклов состоит из четырех этапов:

1) введение в проблему;

2) практический анализ ведущих субличностей транскоммуникативного луча;

3) основной этап - медитативное путешествие в свете луча;

4) обсуждение впечатлений и открывшихся новых степеней свободы.

В ноэтическом практикуме работа осуществляется с намерениями и возможностями человека как первичными качествами его души. Сила намерения означает способность проявляться и осуществлять себя в жизненном пространстве. Потенциал душевной активности по каждому лучу развертывается в диапазоне полюсов - стресса и транса. Следовательно, должна произойти стресс-транс-формация, чтобы выйти на новый потенциал достижения. В результате практикума человек осознает наличие у себя субличностей, проявляющихся в качестве навязчивых намерений, «внутренних голосов», особенно тех, которые инициируют или сковывают его психологические возможности; с помощью техники управляемого воображения в состоянии легкого транса человек выявляет большие скрытые возможности, новые степени свободы в управлении собственной душевной жизнью и психологическими отношениями с другими людьми. Осознание душевной активности позволяет вывести на принципиально более высокий уровень интегральную психологическую саморегуляцию личности, чему и посвящен ноэтический практикум.

В процессе проведения ноэтического практикума и осуществления комплексной программы «Психологический потенциал достижений» групповая динамика исследуется с помощью авторских активных методик -

метода психосемантического графа, метода моделирования коммуникативных миров, тренинг-теста транскоммуникативного состояния. В качестве проективной ситуации для метода психосемантического графа (МПСГ) (Кабрин, 1981) выбирается «коммуникативная ситуация», причем участники воспроизводят его психосемантику по трем проективным аспектам: «настроение партнера», «смысл состоявшегося разговора», «мое настроение в момент контакта» [9]. В методе психосемантического графа результат исследования фиксируется в матрице, по вертикали и горизонтали которой участник тренинга располагает выделенные им самим признаки для описания конкретной ситуации общения. В такой сконструированной самим участником матрице (как очевидной форме представления графа) он может определить с помощью оценочной шкалы интенсивность выраженности каждого признака (как в методике семантического дифференциала). Главное же в том, что участник может указать интуитивно чувствуемые или определенно осознаваемые смысловые связи между признаками, а также оценить характер этих связей - интенсивность и модальность («согласие» или «конфликт» признаков в данном психосемантическом комплексе).

Базовой методологией и методом предлагаемой комплексной программы развития психологического является метод моделирования коммуникативных миров (ММКМ), относящийся к поколению постнеклассических технологий и уже показавший свою многостороннюю результативность [1, 10]. В этом методе исходным условием является вовлечение респондентов в ситуацию самоанализа своего жизненного мира. Исследователь актуализирует у них ценность аутокоммуникации и ценность коммуникативного мира. Основанием активности респондента является не столько «инструкция», сколько индукция свободного смыслотворчества:

1) сказать что-то о проблемах, темах, интересах, которые обсуждаются с собой и в своем круге общения;

2) сказать что-то о партнерах, с которыми обсуждаются указанные проблемы;

3) произвести невербальное субъективное оценивание интенсивности переживаний и общения в обозначенных выше контекстах.

Эти высказывания фиксируются в бланке ММКМ, который помещается на одной странице. Стандартизировать такой материал не составляет большого труда, а проанализировать его можно по множеству вербальных и невербальных показателей [1, 8]. Однако важнее понимать основной ценностный вектор анализа смыслового пространства - времени коммуникативного мира. Он задается на первом этапе самоанализа каким-то определением исходной проблемной ситуации.

Тренинг-тест транскоммуникативного состояния (ТТС) является интенсивным вариантом коммуникативной диагностики [1, 8]. Суть процедуры: каждый учас-

64

Социальная психология

тник, по мере готовности, становится лицом к группе. Характер принятия решения «предстать перед группой» имеет особое значение. Группе дается задание почувствовать, понять состояние этого человека в данный момент. Кому это интуитивно удается, тот произносит утверждение «Да». После этого стоящий перед группой говорит: «Какой Я сейчас в данный момент» (все, что приходит в голову) до первой большой паузы. Затем желательно, чтобы большинство членов группы подтвердили или усомнились в сказанном и обязательно добавили что-то новое. Говорящий регистрирует все комментарии. Одновременно для последующего анализа производится видеозапись всего процесса. В этой ситуации прежде всего важен анализ содержания различий «сказанного о себе» и «сказанного другими о нем» и причин этих расхождений.

Типичным на первом этапе формирования отношений является обнаружение партнерами несоответствий между тем, что говорится, как говорится и что на самом деле переживается и хочется сказать. В психологии это состояние называется неконгруэнтностью, а в жизни воспринимается как неестественность, скованность, фальшивость, что вызывает, как правило, недоверие со стороны других и чувство неуверенности и неловкости говорящего. Такая ситуация сковывает развитие потенциала достижений участников общения и является препятствием в формировании доверительных отношений между ними. Выявление такой проблемной ситуации в ТТС, которая является личностно-значимой для всех участников, порождает естественную мотивацию к преодолению выявившихся дисгармоний и развивает мотивацию коммуникативных достижений. Создание коммуникативной ситуации самой личностью предполагает преодоление стресса противостояния, а именно: «жажды изречения и страха обреченности». Это рождает трансформацию энергии стресса в позитивную энергию творчества. Если это происходит, то участники группы могут наблюдать, как каждый их них, преодолевая стресс, выходит на новый уровень переживания ситуации и себя в ней. Ситуация становится управляемой, и он лично чувствует себя творцом этой ситуации.

Представленные в статье направления практической и исследовательской деятельности студии транскоммуникативного дизайна решают такие практические задачи, как изменение качества знакомства между членами группы или организации; интенсивное формирование сплоченности группы; активное командообразование; формирование творческого социально-психологического климата организации; формирование здоровой аутентичной корпоративной культуры организации; внедрение творческих форм психологической разгрузки и релаксации; обеспечение профилактики конфликтов и профессионального выгорания; улучшение психосоматичес-

кого тонуса и иммунитета участников; развитие динамической регуляции и самоосознавания.

Практическая работа с макрохарактеристиками психологического потенциала человека в студии основана на постметодологической схеме нередуктивности духовного становления человека, включающей понимание предмета исследования на основе синтеза вербальноневербальных и понятийно-метафорических средств, задающего более широкий семиозис; релевантность теории предмету исследования; создание транскоммуникативной ситуации, релевантной теории и предмету. Именно так инициируется транскоммуникативный процесс, соответствующий ситуации, теории и предмету [11-13]. Экспериментальные и развивающие технологии различных типов социально-психологических тренингов, построенные в ключе транскоммуникативной методологии и методов моделирования коммуникативных миров, дают новое видение и понимание динамики развития инновационных коммуникативных пространств и сообществ. Все это интегрируется в понятии и модели транскоммуникативного потенциала, лежащего в основе самореализации, и потенциала достижений личности в различных коммуникативных средах.

Развитие лаборатории психологических практик предполагает систематическое внедрение в комплекс образовательно-тренинговых программ новых моделей, усиливающих технологическую составляющую транскоммуникативного знания:

- коммуникативной потенциализации личности;

- развития базовых уровней коммуникативных отношений;

- экспертной системы мониторинга развития креативно-коммуникативных компетенций;

- стратегий формирования творческих коммуникативных миров как значимых событий инновационного сообщества (например, в технико-внедренческих зонах).

В образовательном процессе лаборатория психологических практик является базой для проведения производственной практики студентов психологического факультета ТГУ и обеспечивает возможность написания курсовых и дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций по результатам уникального аутентичного опыта работы группы, имеющего практическое значение. В то же время здесь возможно проведение и фундаментальных исследований: во-первых, поиск нейросоматических паттернов основных транскоммуникативных переживаний на основе специализированных музыкальных программ; во-вторых, сопоставление полученных таким образом базовых транскоммуникативных профилей с творческими профилями индивидуальной деятельности в любой сфере. Приглашаем к сотрудничеству всех интересующихся раскрытием своего психологического потенциала.

65

№ 31

Сибирский психологический журнал

2009 г.

Литература

1. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992.

2. Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности («стресс-транс-формация») // Вестник Томско-

го государственного университета. 1999. С. 115-120.

3. Кабрин В.И. Исследование и прогноз динамики стресс-транс-формации в общении личности на основе метода моделирования коммуника-

тивного мира (ММКМ) // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 11. С. 29-41.

4. Кабрин В.И. Транскоммуникативный потенциал психологического универсума в самоопределяющемся ноосферогенезе // Самоорганизация

в природе. Вып. 2: Вопросы самоорганизации в природе и обществе. Томск, 1998. Т. 2. С. 5-15.

5. Кабрин В.И. Психологический универсум человека ноэтического // Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск,

1999. С. 47-59.

6. Кабрин В.И. Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и вечное //Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12. С. 23-28.

7. Кабрин В.И. Личность как встреча // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск, 2002.

С. 73-103.

8. Кабрин В.И. Коммуникативный и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М., 2005.

9. Кабрин В.И. Методика психосемантического графа в самореализации личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-

воспитательного процесса. Томск, 1981.

10. Кабрин В.И. Моделирование коммуникативного мира личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск, 1981.

11. Кабрин В.И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского государственного универ-

ситета. 2005. № 286. С. 15-20.

12. Кабрин В.И. Ноэтический потенциал человека как перспектива антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 8-15.

13. Кабрин В.И. Транскоммуникативный мир человека в постметодологической перспективе психологической антропологии // Коммуникативное измерение в психологической антропологии / Под ред. В.И. Кабрина. Томск, 2007. С. 290-334.

LABORATORY OF PSYCHOLOGICAL PRACTICES IN A RESEARCH CONTEXT OF TRANSCOMMUNICATIONS Meserakova E.I., Berezina E.M. (Tomsk)

Summary. Article is written on the occasion of taken place on faculty of psychology on December, 26th, 2008 opening laboratory of psychological practices with studio transcommunicative design. Opening of laboratory means the beginning of wide front of researches of the strategy of actualization of transcommunicable creative potential of the person in situations of creative freedom (uncertainty) from intrapersonal up to transpersonal level. The similar vector of research intentions has been set by V.I. Kabrin even during formation of research interests to a problem of the communications, and kept in his further scientific creativity and teamwork with pupils.

Key words: scientific school, psychological universe, the theory of transcommunication, noetic psychology, active methods, group dynamics.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.