Научная статья на тему 'Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума'

Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭЙДЕТИКА / НООДИНАМИКА / PERSONALITY / TRANSCOMMUNICATION / STRENGTHENING / CONSCIOUSNESS EIDOS / NOETIC DYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабрин Валерий Иванович, Старикова Ксения Сергеевна

Рассмотрена концептуальная модель транскоммуникативной потенциализации личности на основе теории транскоммуникации, позволяющей верифицировать ноодинамику личности с помощью интенсивного ноэтического практикума. Приводятся результаты пилотажного исследования, подтверждающие гипотезу о влиянии ноэтического практикума на позитивные изменения креативного эйдетического потенциала воображения личности. В частности, результаты исследования эйдетической ноодинамики показывают, что соответствующее ей измененное креативное состояние сознания личности приводит не только к динамике потенциализации, но и к структурным и личностным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transcommunicative strengthening of the personality and possibility of its research in the context of a noetic workshop

The model of transcommunicative strengthening of eidetic creativity of the personality is considered. It allows to verify the noetic dynamics of the eidetic potential of the personality in an intensive noetic workshop. The workshop is constructed on the basis of the techniques of operating productive imagination. Sessions of the workshop include imagined travel in the spheres of mental energy and information, psychological space and time. In these spheres their qualitative specific features are revealed in distinction from the physical analogues of energy, information, space and time. Here there are greater degrees of freedom available to us which open in the processes of active imagination and develop creative possibilities of the person, and also prompt success motivation to achievements. At the same time participants have a chance to realise the blocking and initiating subpersons accompanying the process of imagination: the Critic and the Soldier, the Bore and the Curious, the Idler and the Enthusiast, the Pessimist and the Optimist. Thus, during a workshop an opportunity to accent in consciousness the initiating subpersons, helping to open the creative degrees of freedom of imagination is created. Reliable changes of semantic, eidetic and personal characteristics as a result of a short-term intensive noetic workshop were investigated. For this purpose we used the technique of semantic differential (special modification), E. Shostrom's POI questionnaire, the content analysis of the projective texts describing impressions from the eidetic travel. The received results of pilot research confirm a hypothesis of influence of a noetic workshop on the positive changes of the creative potential of imagination of the person. The results of research of dynamics of eidos of consciousness (imagination) confirm that the changed creative condition of consciousness of the person corresponding to it leads not only to dynamics of strengthening, but also to structural psycho-semantic and personal changes. Also there were reliable changes on the main scales of the POI questionnaire showing updating of important personal qualities, connected with ''Self''. These results generally confirm our hypothesis. However, the pilot research on the basis of a one-time intensive noetic workshop (3.5 hours) leaves essential the question of the degree these changes have a prolonged character. It is connected with the fact that a repeated research was conducted right after the workshop and its results could depend on the changed conditions of the examinees. It is possible to assume that the increase in number of workshops and number of diagnostic measurements in certain periods will allow to confirm a stronger hypothesis in the future that a one-time intensive eidetic immersion of participants in creative conditions of consciousness gives new experience which will not be forgotten and will have a long impact on the noetic strengthening of the person.

Текст научной работы на тему «Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности ее исследования в контексте ноэтического практикума»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 143-148

УДК 159.9.07

В.И. Кабрин, К.С. Старикова

ТРАНСКОММУНИКАТИВНАЯ ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НОЭТИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

Рассмотрена концептуальная модель транскоммуникативной потенциализации личности на основе теории транскоммуникации, позволяющей верифицировать ноодинамику личности с помощью интенсивного ноэтического практикума. Приводятся результаты пилотажного исследования, подтверждающие гипотезу о влиянии ноэтического практикума на позитивные изменения креативного эйдетического потенциала воображения личности. В частности, результаты исследования эйдетической ноодинамики показывают, что соответствующее ей измененное креативное состояние сознания личности приводит не только к динамике потенциализации, но и к структурным и личностным изменениям.

Ключевые слова: личность; транскоммуникация; потенциализация; эйдетика; ноодинамика.

Работа посвящена двум взаимосвязанным задачам: рассмотрению концептуальной модели транскоммуникативной потенциализации личности и пилотажному исследованию возможностей ее актуализации с помощью ноо-динамической практики с акцентом на анализ изменений эйдетических характеристик сознания личности.

Понятие «потенциал» в современной науке является междисциплинарным и используется в широком комплексе научных дисциплин [1-4]. Впрочем, в середине XX в. Г. Олпорт относил это понятие к сомнительным заимствованиям психологии [5] из физики, аналогично понятию «механизм» и др. Однако многомерная динамическая семантика конструкта «потенциал» оказалась весьма «потенциальной», перспективной для психологии в системе холистических наук (в отличие от кощунственной метафоры «механизм» применительно к душе, которая почему-то полюбилась академическим психологам, наверное, с легкой руки Р. Декарта).

Новое дыхание это понятие получило в контексте персонологии в концепте личностный потенциал (Леонтьев, 2005, 2010) [6, 7]. При всей универсальности и релевантности этого понятия для всех уровней жизни - от телесной до духовной, оно сохраняет латентную традиционную тенденцию - оставаться в русле статического понимания этого явления, чреватого его фетишизацией. Поскольку эта инерция сохраняется в большинстве тестологических концепций личности и личностных опросников, представляется необходимым и актуальным динамическое понимание этого явления как процесса.

Концептуальная модель транскоммуникативной потенциализации личности. Динамическое понимание личности как транскоммуникации (Кабрин, 1992, 2005) неизбежно приводит нас к переосмыслению психологического потенциала личности (как одномоментно фиксированного) [8, 9]. В динамическом транстемпоральном масштабе этот потенциал выглядит уже как циклический процесс потенциализации [10-12].

Чувство потенциализации делает человека несамо-тождественным и через это постоянно самопроектиру-ющимся. Минимально оно проявляется в человеке как переживание в буквальном смысле, т.е. как что-то большее, чем жизнь. Можно сказать, жизнь человека изначально открыта переживаниям, имеющим транскоммуникативную интенцию, ориентированную на новое. Человек не просто чувствует, но именно переживает свою потенциальность как возможность.

Переживание потенциальности интимно связано с рождением самосознания. Чувство самости ребенка непосредственно переживается как «я сам, я могу». С этим современные психологи связывают глубинную потребность в компетентности (Дергачева, 2002) [13]. Она является основой внутренней мотивации (по сравнению с внешней) и ее автономии (самодетерми-нированности), поскольку чувство «я сам, я могу» уже само по себе доставляет удовольствие и удовлетворение. Важно подчеркнуть, что чувство потенциальности рождается в переживании перехода, трансформации от «не могу» к «могу». Переживание этой трансформации есть основа чувства достижения. А опыт переживания таких трансформаций постоянно аккумулируется в переживании и осознании потенциализации достижений, являющейся ядром творческой интенции личности.

Переходы, «вылеты» из обычных коммуникативных процессов в транскоммуникативные связаны с открытием или освоением новых возможностей жизни. Однако такие события мы могли наблюдать «экспериментально» лишь в кульминационные моменты недирективных групп интерперсонального и экзистенциального опыта [14]. Это же можно наблюдать в отношениях, когда взрываются нормативные ожидания (измена, грабеж, соблазн, смерть и т.п.) и человек оказывается на пороге неопределенности.

Сложность традиционного анализа таких событий в том, что сам наблюдатель-интерпретатор должен оказаться внутри этого процесса. Иначе и видение, и интерпретация будут неизменно искаженными (с точки зрения постметодологической парадигмы) [15].

Нужно найти тот уровень «выхода из себя», тот уровень децентрации, когда процесс становится транскоммуникативным [12]. И тогда фазы цикла транскоммуникативной потенциализации будут выглядеть так:

a) стресс-мобилизация открытости;

b) реориентация и расширение взаимного принятия;

c) метаморфоза - трансформация синтонности -синхронистичности отношения;

ф осуществление потенциала новой формы жизни.

Ранее этот процесс мы обозначили как стресс-транс-формацию [9]. Его исследования подтвердили существенные связи с характеристиками личностного роста, в том числе и в рамках тренинговых программ (Лебединская, 2008; Пяткова, 2007) [12, 16, 17].

В данной модели транскоммуникативной потенциа-лизации мы имеем следующее приближение к понима-

нию коммуникативной реализации ноодинамической жизни личности в ее неочевидной повседневности. Даже наблюдая за игрой, например теннисистов (волейболистов и пр.) высокого класса, нетрудно понять, что борьба и «победа» совершаются не в момент судейского решения, а в момент контакта ожиданий, намерений и предвосхищений как ноодинамических процессов в транскоммуникациях игроков. Речь идет о моментальных потенциализациях удачи, победы, любви.

В целом потенциализация достижений личности -это многоплановое, многомерное, циклически развивающееся со-бытие, специфичное для разных жизненных обстоятельств. Здесь же мы приведем результаты небольшого пилотажного исследования, подтверждающего возможность исследования потенциализации, в частности, на основе ноодинамической практики, базирующейся на эйдетическом воображении.

Пилотажное исследование и его результаты. Суть ноодинамического практикума заключается в следующем. В информационном блоке участники погружаются в необычные степени свободы душевной активности. Они проявляются как лучи (векторы): а) психической энергии;

Ь) психической информации; с) психологического пространства; ф психологического времени. В начале практикума объясняются возможности проживания и переживания этих лучей в состоянии релаксации (легкого транса) в эйдетических путешествиях. На личных примерах участников также разъясняются инициирующие и блокирующие внутренние психологические комплексы (К. Юнг) или субличности (Р. Ассаджиоли, Дж. Рейну-отер) [18-20]. В последнем случае предлагается осознать опыт актуализации субличностей в качестве полярных «внутренних голосов», соответствующих названным лучам: а) «Критика» и «Воина»; Ь) «Зануды» и «Пытливого»; с) «Лентяя» и «Энтузиаста»; ф «Пессимиста» и «Оптимиста». В практикуме предлагается актуализировать инициирующие субличности в процессе релаксации и эйдетических путешествий по каждому лучу. В качестве вспомогательного активирующего средства используется фоновая медитативная музыка, соответствующая смыслу каждого луча. Интенсивный ноодинамический практикум длится 3,5 часа.

Далее, после обмена впечатлениями, участники в свободной форме описывают наиболее яркие и необычные образы, возникающие в соответствующих путешествиях. Эти тексты используются для контент-анализа, репрезентирующего общий семантический контекст путешествий.

Кроме того, для анализа возможных специфических изменений на уровне сознания и личности в целом использовались:

- специально разработанная в соответствии с концепцией ноэтического практикума модификация Метода семантического дифференциала, «объекты» и «дескрипторы» которого отражали основные эйдетические аспекты практикума;

- Самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) как одна из модификаций теста Э. Шострома (РОІ), доказавший достаточную чувствительность к личностным изменениям в тренинге и содержащий наиболее релевантные характеристики именно личностных качеств человека.

При этом применялся традиционный сравнительный анализ по схеме «до - после».

Выборку исследования составили студенты-второкурсники заочного отделения факультета психологии в количестве 26 человек с достаточно большим возрастным разбросом от 17 до 53 лет. Поэтому для обработки материала использовалась непараметрическая статистика (на основе программы IBM SPSS Statistics 20), в частности Т-критерий Уилкоксона (с целью выявления статистически значимых различий), коэффициент ранговой корреляции Спирмена и методы описательной статистики (частотный анализ).

Характеристика общего смыслового контекста эйдетической динамики практикума на основе контент-анализа впечатлений. Наиболее яркие впечатления, зафиксированные в текстах участников, объединялись в категории, соответствующие основным структурным факторам практикума, которые иллюстрируются конкретными эмпирическими единицами текста.

Категория «Эйдос» (образ - идея - мысль) непосредственно проявилась в таких единицах счета, как «образ», «образ человека», «образ энергии», «образ вселенной», «возникла идея», «посетила неожиданная мысль», «осознала новое», «узнала тайну», «удалось увидеть образ вселенной» и пр.

Категория «Направления потенциализации» проявлялась:

a) в психической энергии - через такие единицы, как «почувствовал энергию между ладоней», «поток энергии», «удалось ощутить тепло солнечных лучей»;

b) психической информации - через изменение содержаний: «человек изменился», «отношение к человеку стало другим»;

c) психологическом пространстве - через такую смысловую динамику, как «удалось увидеть планету очень маленькой», «почувствовала себя клеткой внутри собственного организма», «я очень быстро ускорялся, ощутил высокую скорость»;

d) психологическом времени - через такие транстемпоральные переживания, как «увидела обитателей дома», «времени мне хватило, чтобы изменить в доме все, что хотелось», «было очень приятно хотя бы краешком души прикоснуться к вечности» и пр.

Категория «Фазы потенциализации» проявлялась:

a) в стресс-мобилизации в таких фразах, как «когда я оказалась внутри собственного организма, у меня возникло чувство паники, но я направилась вверх и успокоилась»;

b) транс-переходе (реориентации) в следующих фразах: «сначала руки не поднимались, но потом они сами собой поднялись вверх, и я почувствовал энергию между ладоней, она была похожа на пульсирующий шар», «я направила энергию в сердце, после этого оно стало биться ровно и спокойно»;

c) формации как новообразовании (метаморфозе) -в таких фразах, как «за границей вселенной я увидела тьму, потом закрыла глаза и снова открыла, меня озарил белый сияющий свет»;

d) раскрытии потенциала (жизнь в новой форме) в следующих фразах: «когда я была в доме, то я увидела девочку, которую мне захотелось взять на руки и обнять», «у меня ощущение, что я вспомнила то, что дав-

но хотела вспомнить но никак не могла», «ощущение потока энергии» и пр.

Категория «Переживания» проявилась;

a) в позитивных переживаниях: «просто было хорошо», «почувствовала радость от возвращения на Землю», «спокойствие, отрешенность», «вдохновение», «благодарность» «возник интерес», «было очень необычно почувствовать себя клеткой в собственном организме», «появились реальные теплые чувства» и пр.

b) негативных переживаниях: «у меня возникло чувство паники», «мне было дискомфортно в собственном теле», «когда я оказалась в самом приятном месте, то это был рай, но меня оттуда прогнали», «мне хотелось просить прощения».

Категория «Ведущие субличности» была выявлена контекстуально и проявилась в совокупности категорий, указанных выше:

а) инициирующие субличности - «в образе начали появляться человеческие черты», «появились реальные теплые чувства», «удалось почувствовать энергию между ладоней», «руки поднимались сами собой», «я изменила в доме все что хотела», «интересно было почувствовать изменяемость отношения к этому человеку», «человек преобразился», «ощущение проникнове-

ния форм и возможности существования на разных уровнях» и пр.;

Ь) блокирующие субличности - «мой критик остался со мной», «я зануда», «когда руки поднимались, постоянно думал о том, что кого-нибудь задену», «нежелание увеличивать человека», «дверь мне никто не открыл. Я знала, что это мой дом», «не мог заставить себя поднять руки» и пр.

Из рис. 1 видно, что наиболее выраженными оказались категории «Эйдоса» и «Инициирующих субличностей», так как сам практикум проводился с использованием метода управляемого воображения, которое предусматривает активную работу в сфере образов, идей, «мыслеформ», их динамики. Вероятно, участникам удалось актуализировать именно инициирующие субличности, которые, в свою очередь, позволили им открыться к новым (не свойственным ранее) переживаниям и погрузиться в них, погрузиться в динамику образов не фотографического, а креативного характера, что отражает одновременно фазу трансформации как новообразования. Вследствие этого участникам оказалось доступным раскрытие собственных новых возможностей потенциализации личности в целом.

Рис. 1. Результаты контент-анализа частоты проявления значимых категорий-факторов эйдетического практикума

Отметим, что у участников были негативные переживания, однако им удалось преобразовать их в позитивные изменения, преодолеть блокирующие импульсы и почувствовать позитивную энергию стресса, что является интенцией к трансформации и раскрытию потенциала в целом.

Анализ значимых изменений эйдетических интенций личности в контексте ее потенциализа-ции. В методике семантического дифференциала, адаптированной к специфике ноэтического практикума, объектами и дескрипторами являются эйдетические феномены, существующие в качестве семантических полей, пронизывающих друг друга, но при этом

сохраняющих свою специфику. Поэтому разделение таких семантических полей на объекты и дескрипторы будет достаточно относительным и условным [21-23]. Смысл такой ситуации наиболее кратко выразил Р. А. Уилсон: «...современная наука изображает вещи как потоки, а потоки как вещи. точно так же образы героя и злодея расплываются и становятся неоднозначными в современной литературе» [24. С. 34]. Согласно цели исследования структурными эйдетическими аспектами ноэтического практикума являлись соответственно образ, идея, мысль (как конкретизация эйдоса), достижение (как основная интенция личности) и энергия, информация, пространство, время

(как основные психо-ноэтические векторы потенциа-лизации личности).

Фазы потенциализации конкретизированы в качестве дескрипторов, т.е. 16 пар антонимических прилагательных (по 4 аспекта на каждую фазу):

a) неожиданный - предсказуемый; удивляющий -пугающий; таинственный - заурядный; спонтанный -надуманный;

b) смелый - тревожащий; переориентирующий -безвыходный; новый - известный; другой - обычный;

c) меняющийся - постоянный; преобразующий - застревающий; растущий - увядающий; глубокий - поверхностный;

ф продуктивный - бесполезный; осуществимый -невозможный; безграничный - ограниченный; настоящий - нереальный.

Поскольку каждая фаза потенциализации образует многомерное семантическое поле, выбор указанных дескрипторов представляет лишь некоторые аспекты этих

Поскольку получены обнадеживающие результаты по основному предмету нашего исследования - динамике потенциализации в ноэтическом практикуме, -имеет смысл рассмотреть изменения в структурных эйдетических аспектах сознания участников. В табл. 2 представлены результаты анализа достоверности изменений этих структурных факторов.

В табл. 2 показано, что существует общая тенденция возрастания средних значений объектов (структурных психосемантических образований), представленных в семантическом дифференциале. В то же время выявлена недостоверность различий по таким семантическим объектам, как «Идея», «Энергия» и «Информа-

При этом наиболее податливыми к изменениям оказались эйдетические аспекты психологического пространства и психологического времени. Участникам открываются гипермерные пространственные качества психики, увеличивающие динамичность пространственных характеристик эйдосов (экстенсивная транскоммуникация). Изменения во временных эйдосах раскрывают участникам транстемпоральность душевной жизни через

полей. В силу этого же мы не ставим задачу выявления стандартного набора дескриптивных характеристик.

В табл. 1 отражены результаты исследования изменений интенсивности фаз потенциализации участников до и после практикума.

Из данной таблицы следует, что по всем фазам потенциализации произошли достоверные изменения в сторону увеличения их интенсивности. Интересным также является факт, что величина изменений монотонно уменьшается от первой фазы к последней. Это косвенно подтверждает достоверность полученных результатов в целом, так как от фазы к фазе трудность психо-ноэтических изменений качественно возрастает в соответствии с общей концепцией потенциализации достижений личности. В свою очередь это подтверждает актуальную эффективность интенсивного ноэтического практикума, но не позволяет пока делать выводы о степени пролонгирован-ности этих изменений.

ция». Эта важная методическая информация позволяет предполагать, что для трансформации образа в идею, для осознания неожиданных психоэнергетических изменений и особенно для увеличения содержательности психической информации недостаточно одноразового интенсивного ноэтического практикума. Можно предположить, что отсутствие значимых изменений по вектору «Психическая информация» связано также с тем, что большинству участников трудно было справиться с субличностью «Зануды», провоцируемой системой традиционного образования, подавляющего инициативность, пытливость, креативность, о чем в текстах признавались сами участники.

преодоление границ в прошлом, настоящем и будущем, ведущее к озарению, вдохновению, просветлению (восходящая транскоммуникация) [9].

Поскольку указанные выше особенности отношений между объектами и дескрипторами являются относительными и транзитивными, корреляции между ними в динамике (до и после практикума) могут показать внутреннюю транскоммуникабельность, т. е. возраста-

Т а б л и ц а 1

Изменения интенсивности потенциализации до и после практикума (п = 26)

Фазы потенциализации Количество участников Среднее значение (до практикума) Среднее значение (после практикума) г Уровень значимости

Фаза стресс-мобилизации 26 28,23 47,35 -3,795Ь 0,000

Фаза транса перехода 26 34,31 50,96 -3,622 Ь 0,000

Фаза формации как

новообразования 26 40,27 54,23 -3,344Ь 0,001

Фаза раскрытия потенциала 26 39,77 56,23 -3,173Ь 0,002

Т а б л и ц а 2

Изменение структурных образований эйдетической психосемантики сознания личности

Эйдетические аспекты Количество участников Среднее значение (до практикума) Среднее значение (после практикума) г Уровень значимости

Образ 26 18,27 28,27 -2,396Ь 0,018

Идея 26 23,65 29,50 -1,709Ь 0, 087

Мысль 26 19,77 29,00 -2,198Ь 0,028

Достижение 26 16,50 25,35 -1,994Ь 0,046

Энергия 26 19,58 27,04 -1,868Ь 0,062

Информация 26 18,04 24,54 -1,321Ь 0,186

Пространство 26 11,15 23,73 -2,464Ь 0,014

Время 26 14,35 24,65 -2,464 0,014

ющую эйдетическую потенциализацию сознания личности.

Корреляционный анализ обнаруживает при первом измерении следующие достоверные сведения:

Образ - спонтанный (р = 0,000), преобразующий (р = 0,007), осуществимый (р = 0,000).

Достижение - меняющееся (р = 0,008), преобразующее (р = 0,023), осуществимое (р = 0,016), настоящее (р = 0,001).

Информация - меняющаяся (р = 0,008), преобразующая (р = 0,023), осуществимая (р = 0,016), настоящая (р = 0,001).

Пространство - спонтанное (р = 0,000).

Во втором измерении (после практикума) в корреляции обнаруживаются уже другие акценты транзитов:

Образ - удивляющий (р = 0,001), меняющийся (р = 0,002), безграничный (р = 0,002).

Достижение - удивляющее (р = 0,033), спонтанное (р = 0,003), другое (р = 0,002), продуктивное

(р = 0,007), настоящее (р = 0,006).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергия - продуктивная (р = 0,003).

Результаты анализа различий показывают, что разовый интенсивный ноэтический практикум все-таки вызывает позитивные изменения в переживании ситуативных личностных позиций по всем шкалам. Достаточно интересным и симптоматичным здесь является факт, что недостоверными различия оказались только по двум шкалам - «Представления о человеческой природе» и «Познавательные потребности», - имеющим ярко выраженную когнитивную акцентуацию. В остальных шкалах, по которым обнаружены достоверные различия, задействована не только и не столько когнитивная модальность психики, но и более глубинные аффективные, креативные и интуитивные личностные интенции. Следовательно, подтверждается известный факт того, что в измененных состояниях сознания даже на уровне легкого транса задействуются

Информация - удивляющая (р = 0,033), спонтанная (р = 0,003), продуктивная (р = 0,007), настоящая (р = 0,006).

Пространство - удивляющее (р = 0,034), спонтанное (р = 0,003).

Можно видеть, что после практикума все «объекты» становятся удивляющими, а не пугающими. Очень важно, что появляется ощущение психической энергии и ее связи с продуктивностью. Это подтверждает решение основной задачи практикума - актуализацию позитивной стресс-транс-формации [8] и эйдетической потенциализации сознания личности в целом.

В контексте стратегической цели мы проверяли также предположение (достаточно маловероятное), что интенсивный ноэтический практикум, вызывающий необычные переживания в контексте измененного состояния сознания, может повлиять на изменение и существенных личностных позиций, отношений, т.е. на собственно личностные изменения. Для этого был выбран один из наиболее чувствительных к ситуативным изменениям личностный опросник - САТ. Результаты представлены в табл. 3.

более разнообразные и энергоемкие душевные ресурсы личности.

В то же время достоверные структурные и личностные изменения, полученные сразу после практикума, когда участники находятся еще в измененном состоянии сознания, не позволяют делать выводы относительно их пролон-гированности в будущем. Этому должны быть посвящены соответствующие лонгитюдные исследования. Можно предположить, что увеличение числа практикумов и диагностических замеров через определенные промежутки времени позволит подтвердить и более сильную гипотезу о том, что однократное, но весьма интенсивное ноодинами-ческое эйдетическое погружение участников в измененные креативные состояния сознания дает новый энергетический опыт, не забывающийся и оказывающий длительное влияние на качество потенциализации личности.

Т а б л и ц а 3

Достоверность изменений личностных качеств по САТ (по критерию Уилкоксона)

Шкалы САТ I Значимость различий

Ориентация во времени -3,411Ь 0,001

Поддержка -4,338Ь 0,000

Ценностная ориентация -3,783Ь 0,000

Гибкость поведения -3,033Ь 0,002

Сензитивность -3,505Ь 0,000

Спонтанность -3,777Ь 0,000

Самоуважение -2,453Ь 0,014

Самопринятие -3,530Ь 0,000

Представления о природе человека -1,578Ь 0,115

Синергия -3,013Ь 0,003

Принятие агрессии -3,660Ь 0,000

Контактность -3,970Ь 0,000

Познавательные потребности -2,688Ь 0,491

Креативность -4,042Ь 0,000

ЛИТЕРАТУРА

1. Галажинский ЭВ. Инновационный потенциал личности: содержание, структура, пути развития: сообщение от 15 июня 2011г. // РАО: справ.-

информ. портал / Российская академия образования. Сетевая версия. иИЬ: http://www.гaop.гu/content/Otdelenie_psihologii_i_

Й2Ю^п.2011.06.15.8ргаука^Г (дата обращения: 04.04.2012).

2. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева.

М. : Смысл, 2002. С. 47-103.

3. Павлова АМ. Профессионально-личностный потенциал специалиста // Феномен и понятие : материалы 3-го Всерос. съезда психологов 25-

28 июня 2003 г. : в 8 т. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 6. С. 207-210.

4. Толковый словарь // Общий толковый словарь русского языка. 2012. URL: http://tolkslovar.ru/p15719.html (дата обращения: 05.03.2012).

5. Олпорт Г. Становление личности // Избранные труды. М. : Смысл, 2002. 464 с.

6. Леонтьев ДА, Мандрикова ЕЮ, Плотникова АВ, Рассказова ЕИ. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала //

Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России : материалы межрегион. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 259-260. URL: http://institut.smysl.ru/article/lp.php (дата обращения: 24.03.2012).

7. Леонтьев ДА, Рассказова ЕИ. Новое в психодиагностике личностного потенциала: апробация методики незаконченных предложений Ва-

шингтонского университета // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 6-35. URL: http://pro-psixology.ru/psixologicheskaya-diagnostika/1118-novoe-v-diagnostike-lichnostnogo-potenciala.html (дата обращения: 31.03.2012).

8. Кабрин ВИ. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1992. 256 с.

9. Кабрин ВИ. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М. : Смысл, 2005.

248 с.

10. Кабрин В И. Комплекс психологических практик развития потенциала достижений. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 116 с.

11. Лукьянов О.В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. М. : Смысл, 2009. 231 с.

12. Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / под ред. В.И. Кабрина. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 400 с.

13. Дергачева ОЕ. Автономия и самодетерминацмя в психологии мотивации: теория Э. Десси и Р. Райана // Современная психология мотива-

ции. М. : Смысл, 2002. С. 165-190.

14. Кабрин В И. Концепция творческой коммуникации (из опыта психологических практик) // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 152-164.

15. Кабрин В И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной ноэтической психологии жизни // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / под ред. А.А. Журавлева, А.В. Юревича. М. : ИП РАН, 2007. С. 396-427.

16. Лебединская СВ. Метафора в коммуникативной самореализации личности (на примере психологического тренинга) : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2009. 197 с.

17. Пяткова О А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге : дис. ... канд. психол. наук.

Томск, 2007. 196 с.

18. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М. : ИПиКП, 2008. 384 с.

19. Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом / под ред. Ф.Е. Василюка. М., 1997. 224 с.

20. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М. : Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.

21. Серкин ВП. Методы психосемантики. М. : Аспект Пресс, 2004. С. 80-95.

22. CharlesE. Osgood, Focus on Meaning: Explorations in Semantic Space. Mouton Publishers, 1979.

23. Osgood Ch., Susi C.J., Tannenbaum P. The Mesasurement of Meaning. Urbana, 1957.

24. Уилсон Р. Квантовая психология. К. : София, ЯНУС, 1998. 224 с.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 25 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.