Научная статья на тему 'КАБИНЕТ МИНИСТРОВ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная власть / исполнительная власть / органы исполнительной власти / административные ведомства / полномочия / принципы / state power / executive power / executive authorities / administrative departments / powers / principles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А М. Мамасаидов

В статье анализируется конституционно-правовое положение Кабинета Министров как высшего органа исполнительной власти Кыргызской Республики. В ходе исследования автор проанализировал основные полномочия Президента Кыргызской Республики при осуществлении исполнительной власти. Кроме того, автором изучены актуальные вопросы совершенствования организационно-правовой основы Кабинета Министров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CABINET OF MINISTERS IS THE HIGHEST EXECUTIVE BODY OF STATE AUTHORITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The article analyzes the constitutional and legal position of the Cabinet of Ministers as the highest executive body of the Kyrgyz Republic. During the study, the author analyzed the main powers of the President of the Kyrgyz Republic in the exercise of executive power. In addition, the author has studied current issues of improving the organizational and legal framework of the Cabinet of Ministers.

Текст научной работы на тему «КАБИНЕТ МИНИСТРОВ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ - ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

А.М. Мамасаидов, канд. юрид. наук, соискатель Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-74-79

Аннотация. В статье анализируется конституционно-правовое положение Кабинета Министров как высшего органа исполнительной власти Кыргызской Республики. В ходе исследования автор проанализировал основные полномочия Президента Кыргызской Республики при осуществлении исполнительной власти. Кроме того, автором изучены актуальные вопросы совершенствования организационно-правовой основы Кабинета Министров.

Ключевые слова: государственная власть, исполнительная власть, органы исполнительной власти, административные ведомства, полномочия, принципы.

Ключевое место в системе исполнительной власти занимает правительство. Обычно понятие «правительство» используется для обозначения госоргана, возглавляющего систему исполнительной власти той или иной страны или участвующего в осуществлении исполнительной власти. Иногда понятие правительства, используемое в зарубежных и политологических исследованиях, означает весь механизм государственной власти в данной стране, отождествляется с формой правления, что с правовой точки зрения, конечно же, неправильно.

Необходимо отметить, что в Правительстве как в высшем органе исполнительной власти заключен тот механизм, который практически организует жизнедеятельность государства, общества и человека. Именно Правительство включает в себя большое количество госорганов и огромное число госслужащих, также обладает весьма широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся согласно теории правового государства основной функцией Правительства и иных органов исполнительной власти, объективно предполагает осуществления обширной исполнительно-распорядительной деятельности, которая соответственно затрагивает права человека и гражданина. И поэтому в большинстве демократических, правовых государствах проявляется весьма скурпу-лезный подход к вопросу формирования,

организации, полномочий и ответственности Правительства.

Правительство как государственный орган, возглавляющий систему исполнительной власти, может называться по-разному - совет министров (Албания, Индия, Польша, Турция), кабинетом министров или просто кабинетом (Латвия, Узбекистан, Япония) [1, с. 77]. Встречаются случаи, когда высший орган исполнительной власти официально именуется правительством (Австрия, Бельгия, Венгрия, Эстония). Встречается и составное наименование этого органа. Например, в Республике Беларусь центральный орган государственного управления называется «правительство - совет министров» [2, с. 57].

В федеративных государствах правительство может называться федеральным (Австрия) или национальным (Венесуэла) для различения его от аналогичных органов субъектов федерации. В Швейцарии верховной исполнительной властью является союзный совет. В Китае, Норвегии, Финляндии правительство носит название государственного совета. Встречаются иные названия данного органа - административный совет, исполнительное вече, исполнительный совет и т.д. [3, с. 15].

В некоторых государствах термины «правительство» и «совет (кабинет) министров» используются как синонимы. Например, раздел II главы III Конституции Бельгии называется «О федеральном пра-

вительстве», а речь в нем идет о совете министров. При этом имеется в виду один и тот же орган. Как тождественные эти термины используются и в Испании.

Многочисленны примеры, когда понятия «правительство» и «совет (кабинет) министров» не являются тождественными. Так, в Нидерландах правительство состоит из короля и министров, а совет министров - только из министров. В Португалии правительство состоит из премьер-министра, министров, государственных секретарей и заместителей государственных секретарей, а совет министров - из премьер-министра, заместителей премьер-министра, если они имеются, и министров.

Во Франции, Бельгии, франкоязычных странах Африки проводится различие между правительством, заседающим под председательством главы государства (оно в этом случае будет называться советом министров), и правительством, на заседании которого председательствует премьер-министр (совет кабинета, в Бельгии - совет правительства).

В скандинавских странах различают государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, работой которого руководит премьер-министр.

Правительство, призванное воплощать, претворять в жизнь законы (решения монарха), давно уже перестало восприниматься как орган исключительно исполнительной власти. Оно превратилось в высший политический орган, возглавляющий публичную администрацию и осуществляющий общенациональное управление (реализация принятых законов, исполнение бюджета, проведение в жизнь внешней политики, осуществление военной функции, государственное вмешательство в экономику и т.д.). Сама же исполнительная власть определяется зарубежными исследователями как «ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и иных нормативных актов». Вот почему в последнее время наиболее крупные компаративные (сравнительные) исследования института правительства проводятся за рубежом обычно на стыке политики, государствен-

ного управления (public administration) и юриспруденции с использованием методов политического анализа [4, с. 137].

Исследований в области юриспруденции, посвященных изучению правительству в зарубежных странах, намного меньше, чем исследований политологического характера. Необходимо отметить, что правительство представляет собой объект комплексного правового регулирования и исследуется в рамках различных отраслей правовой науки. Основы правового положения и деятельность правительства как органа, являющегося высшим органом исполнительной власти, регулируется преимущественно нормами конституционного права. Вопросы, связанные с формированием правительства, его полномочиями, взаимодействием с президентом и парламентом, политической ответственности и др., составляют конституционно-правовой статус правительства.

Согласно статье 89 Конституции, исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет Президент [5]. Президент руководит работой исполнительной власти на основе конституционного закона, ставит задачи Кабинету Министров и подведомственным министерствам, государственным комитетам и административным ведомствам, контролирует их выполнение. Президент определяет структуру и состав Кабинета Министров, председательствует на заседаниях Кабинета Министров и несет персональную ответственность за результаты работы исполнительной власти.

Кабинет Министров является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, подчиненным и подотчетным Президенту. Кабинет Министров руководит деятельностью подчиненных ему органов. Основы правового статуса Кабинета Министров, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией КР и Конституционным Законом КР от 11 октября 2021 года № 122 «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» [6].

Кабинет Министров является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему органов исполнительной власти в

КР и решающим все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией КР к компетенции Президента КР и Жо-горку Кенеша КР.

Согласно ст. 2 Конституционного закона КР «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» Кабинет Министров является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, подчиненным и подотчетным Президенту. Кабинет Министров состоит из Председателя, заместителей Председателя и других членов Кабинета Министров. Председатель Кабинета Министров, его заместители и члены Кабинета Министров назначаются Президентом с согласия Жогорку Кенеша.

Президент в течение 3 рабочих дней со дня вступления в должность вносит на согласование в Жогорку Кенеш кандидатуры членов Кабинета Министров. Жогорку Ке-неш в течение 7 календарных дней рассматривает кандидатуры членов Кабинета Министров или отдельного члена и принимает решение о даче согласия на назначение либо об отказе в даче согласия. В случае если Жогорку Кенеш в установленные сроки не примет решение по внесенным кандидатурам, то они считаются согласованными.

По согласованным кандидатурам в состав Кабинета Министров Президент в течение 2 рабочих дней издает указ об их назначении. В случае если Жогорку Кенеш примет решение об отказе в даче согласия на назначение Председателя и других членов Кабинета Министров (отдельного члена), Президент в течение 3 рабочих дней вносит на согласование в Жогорку Кенеш другие кандидатуры либо повторно вносит ранее предложенные кандидатуры.

Отказ в даче согласия на назначение Председателя Кабинета Министров влечет приостановление рассмотрения Жогорку Кенешем кандидатур других членов Кабинета Министров. Жогорку Кенеш в течение 7 календарных дней рассматривает новые или повторно внесенные кандидатуры Председателя и других членов Кабинета Министров и принимает решение о даче согласия на назначение либо об отказе в даче согласия. В случае если Жогорку Ке-

неш в течение срока, указанного в законе, не рассмотрит новые или повторно внесенные кандидатуры или рассмотрит и не даст согласие, то Президент по истечении данного срока вправе их назначить на должности Председателя и других членов Кабинета Министров. Полномочия назначенных на должность Председателя и других членов Кабинета Министров возникают со дня принесения присяги.

По Конституции КР Президент является главой государства, а Кабинет Министров осуществляет исполнительную власть. В ст. 2 Конституционного закона «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» Кабинет Министров Кыргызской Республики характеризуется коллегиальным органом, возглавляющим единую систему органов исполнительной власти в КР и решающим все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией КР к компетенции Президента КР и Жо-горку Кенеша КР.

Также следует отметить, что Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами КР, определяет, назначает и смещает высший командный состав Вооруженных Сил КР. Также Президент обеспечивает осуществление полномочий государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, утверждает по предложению Кабинета Министров положения о них, также назначает и освобождает их руководителей и заместителей руководителей.

Кабинет Министров КР возглавляет единую систему органов исполнительной власти и координирует их деятельность для четкого и согласованного функционирования. Оно издает свои нормативные правовые акты, не испрашивая разрешения Президента КР, самостоятельно строит свои отношения с Жогорку Кенешем и судебной системой.

Усложнение государственного управления, активизация экономической функций государства, усиление и появление новых направлений государственной деятельности (социальная, правоохранительная, экологическая и другие функции) привели к

значительному усилению роли исполнительной власти.

Согласно новой редакции Конституции КР исполнительную власть в КР осуществляют Кабинет Министров КР, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местная государственная администрация.

Министерства и государственные комитеты КР действуют на основе и во исполнение Конституции КР, законов КР и других нормативных правовых актов КР, организуют проверки по их выполнению и принимают меры по неукоснительному их исполнению.

Министерства КР являются центральными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции в соответствующих сферах государственного управления.

Государственные комитеты КР являются центральными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции в различных сферах государственного управления в форме координационного регулирования.

Министерства и государственные комитеты правомочны в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения по вопросам, не относящимся к компетенции Кабинета Министров КР, если они не противоречат Конституции КР и законодательству КР.

Министерства возглавляют министры, государственные комитеты председатели, которые несут персональную ответственность за выполнение возлагаемых на министерства и государственные комитеты функций.

Полномочия заместителей министров и председателей государственных комитетов (в том числе первых), требования к ним, ответственность и гарантии их деятельности определяется министром, председателем государственного комитета.

В министерствах, государственных комитетах, административных ведомствах и других органах исполнительной власти

могут создаваться консультативно-совещательные органы.

Решения консультативно-совещательных органов носят рекомендательный характер и могут быть реализованы путем принятия нормативных правовых актов соответствующего органа исполнительной власти.

Положения о министерстве, государственном комитете утверждаются Кабинетом Министров, а соответствующие законы о них принимаются Жогорку Кенешем КР.

Административные ведомства КР осуществляют свою деятельность при Кабинете Министров и под его руководством и создаются в форме государственных агентств, государственных инспекций, государственных служб и государственных фондов в порядке, определяемом Кабинетом Министров КР.

Государственное агентство - административное ведомство, осуществляющее регулятивные функции органа исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Государственная инспекция - административное ведомство, осуществляющее контрольно-надзорные функции органа исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Государственная служба - административное ведомство, осуществляющее обеспечение государственной политики в конкретной области управления, требующей создания уполномоченного государственного органа, имеющего специальный статус.

Государственный фонд - административное ведомство, реализующее государственную политику в конкретной области управления, а также создаваемое в целях аккумулирования денежных средств и накопления товарно-материальных ценностей.

Государственные агентства, инспекции возглавляются директорами, а государственные службы и фонды - председателями, назначаемыми на должность Председателям Кабинета Министров.

Решения, принимаемые административными ведомствами, оформляются при-

казами и распоряжениями соответственно директора или председателя.

Кабинет Министров вправе создавать, упразднять и реорганизовывать подведомственные подразделения со статусом юридического лица, подчиненные административным ведомствам.

Полномочия руководителей административных ведомств и их заместителей, требования к ним, ответственность и гарантии их деятельности определяются Кабинетом Министров КР. Назначение на должность руководителя административного ведомства влечет освобождение его от ранее занимаемой выборной или назначаемой должности.

Административные ведомства создаются как организационные структуры при Кабинете Министров КР, министерствах и государственных комитетах. Положение об административном ведомстве утверждается Кабинетом Министров КР.

Также, для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей экономики или сфер государственного управления, разработки проектов решений Кабинета Министров КР и рассмотрения разногласий по проектам решений, а также для вы-

полнения отдельных поручений Кабинета Министров КР могут создаваться временные комиссии и рабочие группы Кабинета Министров КР.

Исследований в области юриспруденции, посвященных изучению исполнительной власти, за рубежом гораздо меньше, чем исследований в области политологии. В связи с этим следует отметить, что исполнительная власть рассматривается как сложный объект правового регулирования и изучается в рамках различных отраслей юридической науки. Создание Кабинета Министров, определение его полномочий, взаимодействие с Президентом и Парламентом, политическая ответственность и другие вопросы составляют конституционно-правовой статус Кабинета Министров. Таким образом, Кабинет Министров является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Кыргызской Республики и направляющим ее работу. Кабинет Министров осуществляет свою работу на основе реализации Конституции Кыргызской Республики, законов и государственных программ, утверждаемых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Библиографический список

1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник: В 2 ч. - Москва, 2005. - С. 77.

2. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. Учебник. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. - С. 57.

3. Козырин А.Н., Глушко Е.К. Правительство в зарубежных странах. Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2007. - С. 5.

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 137 с.

5. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года (Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года).

6. Конституционный Закон КР от 11 октября 2021 года № 122 «О Кабинете Министров Кыргызской Республики».

THE CABINET OF MINISTERS IS THE HIGHEST EXECUTIVE BODY OF STATE AUTHORITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

A.M. Mamasaidov, Candidate of Legal Sciences, Applicant National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article analyzes the constitutional and legal position of the Cabinet of Ministers as the highest executive body of the Kyrgyz Republic. During the study, the author analyzed the main powers of the President of the Kyrgyz Republic in the exercise of executive power. In addition, the author has studied current issues of improving the organizational and legal framework of the Cabinet of Ministers.

Keywords: state power, executive power, executive authorities, administrative departments, powers, principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.