Научная статья на тему 'К выбору критериев качества конструкции автомобиля'

К выбору критериев качества конструкции автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
200
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрегаты / методика / относительные характеристики
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of the estimation of qualitative and quantitative characteristics of surface vehicles during the stage of design as well as in the process of operation is offerred.

Текст научной работы на тему «К выбору критериев качества конструкции автомобиля»

УДК 629.114.4

К ВЫБОРУ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА КОНСТРУКЦИИ

АВТОМОБИЛЯ

В.В. Буланов, профессор, д.т.н., И.Г. Шепеленко, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Предложена методика оценки качественных и количественных характеристик наземных транспортных средств как на стадии проектирования, так и в процессе эксплуатации.

Ключевые слова: агрегаты, методика, относительные характеристики.

Введение

Автомобилестроение - наиболее динамически развивающася отрасль производства транспортных машин как по объему продаж, так и по объему инвестиций, вкладываемых не только в производство, но и в торговую сеть (существенно более прибыльную и быстро окупаемую).

Конкуренция среди мировых лидеров автомобилестроения, особенно возросшая после «интервенции» в Северную Америку и Западную Европу японских фирм, предопределила и определяет развитие автомобильного транспорта и, в наибольшей степени, легкового. Именно это заставляет три автомобильных гиганта США, начиная с 50-х годов прошлого века, выпускать ежегодно новые модели автомобилей либо их модификации [1].

Создание конкурентоспособной техники невозможно без полного и глубокого анализа предшествующих и современных конструкций. Но прежде всего необходимо установить объективные критерии оценки качества выпускаемой продукции.

Анализ публикаций

В настоящее время оценка объектов исследований в автомобилестроении в подавляющем числе случаев проводится по абсолютным значениям их конструктивных и эксплуатационных характеристик. Но такой подход не позволяет адекватно провести сравнение автомобилей каждого класса, выпускаемых различными фирмами и их модификаций. Это может сделать лишь опытный специалист, проработавший в отрасли не один десяток лет.

Следует отметить, что данные по эксплуатационным характеристикам автомобилей, приводимые не только в рекламных публикациях, но и в спе-

циальных изданиях, монографиях и учебниках рассчитаны, в основном, на торговую сеть и пользователей (кстати, эти данные могут быть коммерческой тайной) этой продукции. Для инженеров-конструкторов, технологов и эксплуатационников эти сведения большой информативностью не обладают.

Цель и постановка задачи

В связи с этим возникает необходимость введения новых критериев - относительных параметров и реализующей их методики, полученным приведением их абсолютных значений к общему знаменателю, например, массе автомобиля.

Методика расчета

Полный вес автомобиля Оа представим в виде суммы весов его агрегатов О^р, полезной нагрузки Опн, веса топлива От, веса кузова Окуз и веса силовой установки (двигателя) Ода (табл.1) [2, 3]

Оа = ОКуз + Одв + Опн + Оагр + От. (1)

Разделив левую и правую часть уравнения (1) на полный вес автомобиля Оа, получим

1 = Ткуз +Удв + Тин + Гагр + Уг . (2)

В соответствии с полученной зависимостью пересчитаем данные табл. 1 и представим их в табл. 2 [2]. Так, например, величину упн называют коэффициентом полезной нагрузки. Достигнутые значения упн лучших образцов мировой автомобильной техники находятся в пределах: грузовые автомобили - 1,0-1,3; седельные тягачи - 1,5-3,0; внедорожные автомобили - 1,1-1,4; фургоны изотермические, рефрижераторы - 0,4-0,9 [3]. Сравнительный анализ данных указывает на недостаточное использование возможностей применяемых конструкционных материалов.

Таблица 1 Массовые характеристики отечественных автомобилей и их агрегатов

Марка автомобиля см кЯ, мм С куз/£ ст/я От/Я Оагр/Я V, км/ч

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Легковые автомобили

ВАЗ-2104 1475 581 287 138 29 455 566 137

ВАЗ-2105 1395 581 287 138 28 400 542 145

ВАЗ-2106 1435 581 275 143 28 400 589 150

ВАЗ-2107 1430 581 287 138 29 400 576 150

ВАЗ-2108 1325 578 245 116 28 425 511 148

ВАЗ-2109 1340 578 245 116 28 425 526 148

Москвич-412ИЭ 1400 596 245 116 27 400 562 145

Автобусы

ПАЗ-672М 7210 1250 2317 360 129 2675 1729 80

ПАЗ-3205 7460 1250 2100 304 67 2630 2359 80

ЛАЗ-695 11630 1263 3080 622 99 2675 2999 86

ЛАЗ-42021 13630 1140 3690 1073 108 2630 4129 90

ЛАЗ-4207 13250 1140 3600 1080 147 4830 4613 113

ЛАЗ-699Р 12931 1263 4610 706 180 4102 3333 100

ЛиАЗ-677М 14033 1200 3970 696 190 5670 3507 70

ЛиАЗ-5256 15727 1225 4296 715 152 6127 4337 70

Грузовые автомобили

МАЗ-53371 16000 1305 2043 1205 128 8850 3774 85

МАЗ-53362 16380 1305 2300 1600 128 7430 4822 115

КамАЗ-43101 15205 1310 2052 1020 160 6460 5513 77

КрАЗ-250 24000 1396 1536 1600 210 14800 5854 75

КрАЗ-260 21475 1396 1655 1600 210 9725 8125 80

Таблица 2 Относительные коэффициенты уравнения существования автомобиля

Марка автомобиля Ji = О1 / О а

У куз Уе= К /Оа Тдв Уг Тпн Уагр

1 2 3 4 5 6 7

Легковые автомобили

ВАЗ-2104 0,195 0,394 0,0935 0,0196 0,308 0,3845

ВАЗ-2105 0,206 0,416 0,099 0,02 0,287 0,388

ВАЗ-2106 0,192 0,405 0,100 0,0195 0,278 0,410

ВАЗ-2107 0,200 0,406 0,0965 0,020 0,279 0,404

ВАЗ-2108 0,185 0,436 0,0875 0,0211 0,320 0,386

ВАЗ-2109 0,183 0,431 0,0856 0,0209 0,317 0,393

Москвич-412ИЭ 0,175 0,426 0,118 0,0193 0,286 0,402

Автобусы

ПАЗ-672М 0,321 0,173 0,050 0,0179 0,371 0,240

ПАЗ-3205 0,281 0,168 0,0407 0,009 0,353 0,316

ЛАЗ-695 0,265 0,109 0,0535 0,0085 0,415 0,258

ЛАЗ-42021 0,270 0,084 0,0787 0,0079 0,340 0,303

ЛАЗ-4207 0,272 0,086 0,0815 0,011 0,287 0,348

ЛАЗ-699Р 0,356 0,098 0,0546 0,0139 0,317 0,258

ЛиАЗ-677М 0,283 0,086 0,0496 0,0135 0,404 0,250

ЛиАЗ-5256 0,273 0,078 0,0454 0,0096 0,389 0,283

Грузовые автомобили

МАЗ-53371 0,129 0,082 0,0753 0,008 0,553 0,234

МАЗ-53362 0,140 0,080 0,0976 0,0078 0,453 0,301

КамАЗ-5320 0,134 0,086 0,0712 0,0104 0,537 0,247

КамАЗ-4101 0,135 0,086 0,067 0,0105 0,424 0,363

КрАЗ-250 0,064 0,058 0,067 0,00875 0,616 0,244

КрАЗ-260 0,077 0,065 0,0745 0,00977 0,452 0,386

Для машин транспортного назначения, перевозящих грузы в кузове или на собственной грузовой платформе, тяговый КПД без учета сопротивления воздуха может быть представлен в виде

П = Пт

У п

1 + У п

(3)

где пт - КПД трансмиссии.

Важнейшим параметром, влияющим на устойчивость и тормозные свойства автомобиля, является его высота центра масс - к&. Эта величина определяет перераспределение нагрузок (веса подрессоренной массы) по колесам автомобиля и на системы управления автомобиля на режимах разгона, торможения, поворота. Поэтому за очередной относительный показатель целесообразно принимать отношение высоты центра масс к весу машины - уг = / Оа (табл. 1, 2). Так, например, для двухосного автомобиля удельное динамическое догружение оси уд в режимах разгона и торможения определяется зависимостью

У Д = 7 • та 'У 1

(4)

где ' - ускорение машины (' - замедление); та -масса машины т^О^; Ь - база машины; 1 - ускорение свободного падения.

Выводы

1. Изменение любого коэффициента в правой части, влечет за собой изменение одного, двух либо всех остальных коэффициентов. Так, например, увеличение полезной нагрузки автомобиля возможно за счет уменьшения массы кузова, двигателя и т.п.; увеличение дальности пробега автомобиля за счет увеличения объема топливного бака, что в то же время может привести к уменьшению полезной нагрузки.

2. Получена возможность сравнения как качественных, так и количественных параметров автомобилей различных фирм одного класса либо их модификаций.

Литература

1. Соубел Р. Автомобильные войны. - М.: Про-

гресс, 1998. - 336 с.

2. Краткий автомобильный справочник / А.Н. По-

низовский, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др.

- М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994.

- 779 с.

3. Автокаталог: ежемесячный автомобильный

журнал. - К.: Мотор Прес. - №2(91). - 2004.

- 208 с.

4. Инженерный практикум по комплексным рас-

четам в автотракторостроении. - Часть 1. Принципы разработки конструкций и тяго-во-динамические расчеты самоходных машин / Под ред. М.Н. Коденко, В.М. Велико-дного. - Харьков: ХГПУ, 1997. - 215 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ зависимости (2) и данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы:

Рецензент: М.А. Подригало, ХНАДУ.

профессор, д.т.н.,

Статья поступила в редакцию 15 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.