УДК 338.43.02(470+571)
К вопросу вступления России в ВТО
В.В.Кузнецов, академик РАСХН, ВНИИ экономики и нормативов.
Результаты экономического прогноза последствий для сельского хозяйства страны на первом этапе вступления России в ВТО, выполненные учеными Всероссийского НИИ экономики и нормативов показывают, что экономические потери могут составить 3,1 -4,3 млрд. долларов США (в ценах импорта 2004 г. ), а чис -ло занятых в этом екторе ро ий кой экономики может сократиться на 400-600 тыс. человек. При этом наиболее уязвимой отраслью с ельского хозяйства будет являться животноводство, а также сахарная и масложировая промышленность.
Вступление в ВТО требует и более высокого уровня профессиональной подготовки и деловой компетенции, как менеджмента предприятий, так и чиновников.
В этой связи, по нашему мнению, в период подготовительных работ по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию первоочередное внимание с ледует уделить таким проблемам, как:
1. Информационная работа среди всех товаропроизводителей, с тем, чтобы они заранее могли выработать свою стратегию и тактику поведения при выходе их продукции на отечественные и мировые рынки. Чтобы они могли мак имально и пользовать потенциальные преимущества членства в ВТО и свести на нет возможные негативные по лед твия от проведения внешнеторговых операций, а также могли удержать свои позиции при увеличении потока уб идируемой импортной продукции на внутренний рынок.
2. Подготовка специалистов разных уровней управления АПК, владеющих знаниями правил и нормативов ВТО.
3. Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Для оперативного решения первой из вышеназванных проблем помимо проведения организационных и прочих мер необходимо подготовить специальную информационную систему, состоящую из баз данных и баз знаний, оответ твующих методик, рекомендаций, программных комплек ов, эк пертных и тем и пр.
Программные средства должны обеспечивать проведение экономических расчетов, направленных как на обо нование цен делок, подготовку материалов для проведения антидемпинговых ра ледований, так и на прогноз по лед твий от принятых управленче ких решений в обла ти внешней торговли.
Электронные базы знаний должны содержать полную информацию о ВТО, в частности: формулировка, цели, задачи ВТО; пакет соглашений ВТО; процедуры вступления в ВТО; этапы присоединения России к ВТО; последствия присоединения России к ВТО; разрешение споров в порядке, принятом ВТО; регулирование мер поддержки правилами ВТО; законодательные акты и нормативно-с правочная информация (с ло-варь терминов; единицы измерения, оотношения ве-ов, валют, тарифы и пошлины; нетарифные ин тру-менты регулирования производства и пр.).
Базы данных по торговле продовольствием и продукцией ель кого хозяй тва должны одержать информа-
цию о внутренних, мировых и других ценах на продукцию АПК, таможенных пошлинах на продовольственные товары, об у ловиях торговли, механизмах и примерах разрешения возможных торговых с поров. Они должны по тоянно обновлять я и ра ширять я.
Решение второй из вышеназванных проблем целесообразно о уще твлять в рамках непрерывного образования имеющихся кадров (в институтах повышения квалификации). Создание электронных средств информации по вопросам ВТО будет также способствовать этому процессу, повы ит каче тво образования, и будет делать до тупным обучение для любого желающего.
Что касается решения третьей из вышеназванных проблем, то здесь следует кардинально изменить систему поддержки сельскохоз йственных товаропроизводителей.
Снижение государственной поддержки сельского хозяйства в последние 15 лет, сохранение на протяжении этого периода значительного ди паритета цен на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с продукцией промышленного производства (9,9 раза), капитального строительства (7,1 раза) и тарифов на грузоперевозки (11,9 раза) оздало неблагоприятные у -ловия для текущей деятельно ти ельхозпредприятий и развития сельского хозяйства в будущем. Ухудшилась материально-техниче кая база ельхозтоваропроизво-дителей, произошел отток квалифицированных кадров из села, ухудшилось плодородие почв. Все это резко снизило конкурентоспособность отечественной продукции на внутренних и внешних рынках.
Сейчас необходимо резко увеличить поддержку сельского хоз йства по всем возможным направлениям. Учитывая тот факт, что поддержка сельского хозяйства в десятки раз ниже стран с развитой рыночной экономикой (например, в Японии -123 %, странах ЕС- 60 %), то в перспективе ее целесообразно многократно увеличить как в рамках «зеленой», так и «желтой» корзин. Но большее внимание все-таки следует уделя ть мерам «зеленой» корзины.
В рамках мер «зеленой» корзины следует увеличить финан ирование экологиче ких программ, научных и ледований, инве тиционной поддержки, внутренней продоволь твенной помощи; поддержки доходов ель-хозтоваропроизводителей, отделенной от производства; развития инфраструктуры, увеличения рыночных услуг и промоушена, информационной и консалтинговой поддержки.
В рамках мер «желтой» корзины поддержка может осуществляться по двум ос новным группам мер -поддержка отра ли в целом и поддержка конкретных видов продукции.
Суммы поддержки по этим группам мер могут быть разными, однако ра четы показывают, что более целе о-образно ра пределение о уще твлять в пропорциях о следующими диапазонами: 60-80 % от общей суммы ред тв направлять на поддержку отра ли в целом, а 20-40 % - на поддержку конкретных видов продукции.
К числу мер поддержки, относящихся к поддержке от-ра ли в целом, отно ят я ледующие: кредитование е-зонных затрат в сельском хозяйстве; финансирование расходов на приобретение отече твенной техники и племенного скота на условиях лизинга; субсидии на возмещение ча ти затрат на уплату процентов по инве тиционным кредитам; уб идии на закупку комбикормов для живот-новодче ких комплек ов и птицефабрик; уб идии на компен ацию ча ти затрат на приобретение минеральных
удобрений и ред тв защиты ра тений и др.
Определяющими при распределении средств поддержки по направлениям и территориям должны быть учет пер пектив развития ельхозпроизвод тва территорий; выбор для поддержки тех направлений, которые с держивают развитие вс ех остальных, то есть являются фактором-минимумом; прозрачно ть и пред казуемо ть политики го поддержки, вы окая окупаемо ть бюджетных расходов.
Учитывая, что в сельском хозяйстве за последние годы значительно ухудшила ь материально-техниче кая база, необходимо рочно принять меры по у транению этого положения. Но делать это следует не посредством поддержки покупки отдельных видов техники для отдельных предприятий, а нужно разработать программу технологической реконструкции сельского хоз йства и в рамках ее вести целенаправленную модернизацию технологических процессов выращивания, переработки и хранения ельхозпродукции.
Для выживания в ус ловиях большой конкуренции с о стороны импортеров следует выращенную продукцию умело подработать, охранить, ра фа овать и делать привлекательной для покупателей. Поэтому помимо техники для выращивания продукции необходимо подумать о разработке отече твенных комплек ов для подготовки продукции к продаже. А пос кольку импортное оборудование очень дорогое, да и продают нам у таревшие разработки, то в этой итуации можно было бы «загрузить» разработчиков новых видов техники и оборудования и недои пользованные мощно ти машино троительных предприятий, делав им заказы на разработку и изготовление машин и оборудовани дл села.
Опыт последних лет показывает, что страны ВТО с развитой рыночной экономикой затрудняют до туп на вои рынки товаров из развивающих я тран по ред т-вом введения международных тандартов в обла ти трудового законодательства, здравоохранения и экологии. Нарушение этих стандартов развивающимися транами из-за воей бедно ти ра матривает я развитыми транами как факт недобро ове тной конкуренции. И в связи с этим на них налагаются торговые анкции, что делает эти траны еще более от талыми.
Поэтому во избежание негативных последствий от таких санкций России следует активизировать использование международных стандартов качества.
Защита отечественных товаропроизводителей может осуществляться через механизм товарных интервенций. Прежде чем использовать механизм интервенций с ледует установить верхний и нижний пределы цен на закупаемую у ельхозтоваропроизводите-лей продукцию и при достижении их включать режим торгово-закупочных интервенций. Определить верхний и нижний предел цен можно и ходя из нормативных затрат на производство продукции. Для осуществления интервенций ледует ежегодно закладывать в бюджет средства для этих целей. Объемы закупок могут устанавливать я как минимум на уровне потребно ти в зерне комбикормовой промышленно ти, хлебозаводов для обе печения на еления хлебом, потребно ти в продо-воль твии школ, больниц и т.д.
Как отмечалось выше, наиболее неустойчивой отрас -лью ель кого хозяй тва в конкуренции импортным продовольствием является животноводство. Угроза со тороны ро та импорта продукции животновод тва выражает я в ро те потребления ме тными перерабатывающи-
ми предприятиями по тупающего по импорту мя а кота и птицы, сухого молока и т.п., а также в увеличении доли в розничной продаже на елению готовой мя омолочной продукции (колбасных изделий, сыров и т.п.).
Мероприятия по минимизации последствий вступления России в ВТО (в зависимости от затрат времени на их о уще твление) можно ра пределить на две группы:
- стратегические, осуществление которых возможно только в средне- и долгосрочной перспективе;
- текущие, которые необходимо реализовать в течение 1-2 лет.
Стратегиче кие мероприятия можно пред тавить в форме Комплексной программы повышения конкурентоспособности мясомолочной отрасли АПК, которая должна включать: повышение генетического по-
тенциала тада кота и птицы; во тановление и развитие комбикормовой промышленно ти; разработку и внедрение энерго берегающих технологий в животновод тве и мя омолочной промышленно ти; формирование эффективного механизма инве тиционной и инновационной деятельности в АПК, создающего наиболее благоприятные у ловия для развития конкурентоспособного производства.
К текущим мероприятиям можно отнести следующие:
- предоставление гарантий субъектов Федерации и муниципальных образований для закупки предприятиями мя омолочной отра ли овременных технологий и лабораторного оборудования для контроля качества продукции;
- формирование специфических требований для закупок продукции животновод тва и продуктов его переработки для государственных нужд и нужд муниципальных образований, создающих определенные преимущества для отече твенных производителей мя омолочной продукции (например, требование и пользования при производ тве продукции парного, а не замороженного мя а; вежего, а не сухого молока и т.п.);
- введение специальных льготных тарифов на электроэнергию, газ, коммунальные у луги для предприятий мя омолочной отра ли;
- разработку комплекса экстренных мер по энергос бе-режению, включая формирование пециального лизингового фонда для приобретения энергосберегающих технологий и оборудования животноводче кими хозяй твами и предприятиями мя омолочной промышленно ти;
- регулирование цен на сырье для комбикормовой промышленно ти по ред твом товарных интервенций на рынке фуражного зерна, позволяющего вве ти договорные (предельные цены) на продукцию комбикормовой промышленно ти;
- разработку и реализацию эффективной рекламной компании (включая пред тавление льготного эфирного времени на теле- и радиоканалах) для рекламы «эколо-гиче ки безопа ной» продукции отече твенного птицевод тва и мя омолочной промышленно ти, вырабатываемой из ме тного ырья.
Предлагаемые мероприятия позволят, по нашему мнению, минимизировать негативные последствия для АПК при вступлении нашей страны в ВТО.