Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / САМОЗАНЯТОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / УЧЕТНАЯ ПРАКТИКА / СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МИКРО-ПРЕДПРИЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SMALL BUSINESS ENTITIES / TAX BENEFITS / SELF-EMPLOYMENT / TAX POLICY / ACCOUNTING POLICY / ACCOUNTING PRACTICE / ACCOUNTING STANDARDS / MICRO-ENTERPRISES / FORMATION OF ACCOUNTING REPORTS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна

В статье рассматриваются аспекты формирования учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. одними из актуальных и спорных вопросов учетной практики. Субъекты малого предпринимательства являются одной из важных сфер рыночных отношений, без которой невозможно развитие современной экономики России. Формирование учетной информации у субъектов малого предпринимательства и составление отчетности является актуальным вопросом в современной экономической науке и практике. Систематическое, правильное ведение учета и составление отчетности субъектами малого предпринимательства благоприятствует успешности и планомерности развития предпринимательской деятельности данных субъектов экономики, что совокупно с прочими субъектами экономики положительно влияет на развитие экономики страны в целом. Для получения представления о состоянии развития и роли субъектов малого предпринимательства в России, были изучены и обобщены статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Автором в настоящей статье была проанализирована российская практика бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства. По мнению автора, в связи с тем, что малое предпринимательство начало активное внедрение в инновационный процесс, таким образом расширяя границы хозяйственной деятельности, требуется результативная система регулирования бухгалтерского учета, позволяющая устранить несогласованность и несовершенство законодательства РФ относительно ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Автор подчеркивает, что в настоящее время остро встает проблема поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства, наиболее действенным методом которого, является корректировка бухгалтерского и налогового законодательства путем снижения налогового бремени для данных экономических субъектов и упрощения ведения бухгалтерского учета. Особое внимание в статье уделено особенностям применения малыми предприятиями в бухгалтерском учете отдельных пунктов национальных стандартов. Автор подчеркивает, что важную роль играет возможность субъектов малого предпринимательства выбирать систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Именно поэтому, одним из важнейших направлений поддержки субъектов малого предпринимательства является государственная налоговая политика, которая нацелена на минимизацию и оптимизацию налогообложения этих категорий субъектов хозяйствования.The article discusses aspects of formation of accounting and reporting of small business entities. one of the most relevant and controversial issues of accounting practice. Small business entities are one of the important areas of market relations, without which the development of the modern Russian economy is impossible. The formation of accounting information for small businesses and reporting is an important issue in modern economic science and practice. Systematic, correct accounting and reporting by small businesses contributes to the success and systematic development of business activities of these economic entities, which together with other economic entities has a positive impact on the development of the country's economy as a whole. To get an idea of the state of development and the role of small businesses in Russia, the statistical data of the Federal state statistics service were studied and summarized. In this article, the author analyzed the Russian practice of accounting and tax accounting of small businesses. According to the author, due to the fact that small businesses have begun to actively implement the innovation process, thus expanding the boundaries of economic activity, a productive system of accounting regulation is required, which allows to eliminate inconsistency and imperfection of the legislation of the Russian Federation regarding the management and organization of accounting and reporting. The author emphasizes that at present there is an acute problem of supporting the activities of small businesses, the most effective method of which is to adjust the accounting and tax legislation by reducing the tax burden for these economic entities and simplifying accounting. Special attention is paid to the peculiarities of application of certain points of national standards by small enterprises in accounting. The author emphasizes that an important role is played by the ability of small businesses to choose the system of taxation, accounting and reporting. That is why one of the most important areas of support for small businesses is the state tax policy, which is aimed at minimizing and optimizing the taxation of these categories of business entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 330:657.6

DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0019

К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2020

SPIN: 5975-4995

AuthorlD: 626492

ORCID: 0000-0002-4277-6872

Боровицкая Марина Владимировна, кандидат экономических наук,

доцент департамента «Учета, анализа и аудита» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (127083, Россия, Москва, улица Верхняя Масловка 15, e-mail: geht066@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. одними из актуальных и спорных вопросов учетной практики. Субъекты малого предпринимательства являются одной из важных сфер рыночных отношений, без которой невозможно развитие современной экономики России. Формирование учетной информации у субъектов малого предпринимательства и составление отчетности является актуальным вопросом в современной экономической науке и практике. Систематическое, правильное ведение учета и составление отчетности субъектами малого предпринимательства благоприятствует успешности и планомерности развития предпринимательской деятельности данных субъектов экономики, что совокупно с прочими субъектами экономики положительно влияет на развитие экономики страны в целом. Для получения представления о состоянии развития и роли субъектов малого предпринимательства в России, были изучены и обобщены статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Автором в настоящей статье была проанализирована российская практика бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства. По мнению автора, в связи с тем, что малое предпринимательство начало активное внедрение в инновационный процесс, таким образом расширяя границы хозяйственной деятельности, требуется результативная система регулирования бухгалтерского учета, позволяющая устранить несогласованность и несовершенство законодательства РФ относительно ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Автор подчеркивает, что в настоящее время остро встает проблема поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства, наиболее действенным методом которого, является корректировка бухгалтерского и налогового законодательства путем снижения налогового бремени для данных экономических субъектов и упрощения ведения бухгалтерского учета. Особое внимание в статье уделено особенностям применения малыми предприятиями в бухгалтерском учете отдельных пунктов национальных стандартов. Автор подчеркивает, что важную роль играет возможность субъектов малого предпринимательства выбирать систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Именно поэтому, одним из важнейших направлений поддержки субъектов малого предпринимательства является государственная налоговая политика, которая нацелена на минимизацию и оптимизацию налогообложения этих категорий субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налоговые льготы, самозанятость, налоговая политика, учетная политика, учетная практика, стандарты бухгалтерского учета, микро-предприятия, формирование бухгалтерской отчетности, конкурентоспособность.

ON THE ISSUE OF ACCOUNTING AND REPORTING OF SMALL BUSINESSES

© 2020

Borovitskaya Marina Vladimirovna, candidate of economic Sciences,

associate Professor of Department "Accounting, analysis and audit" Financial University under the Government of the Russian Federation (127083, Russia, Moscow, VerkhnayaMaslovka street, 15, e-mail: geht066@mail.ru)

Abstract. The article discusses aspects of formation of accounting and reporting of small business entities. one of the most relevant and controversial issues of accounting practice. Small business entities are one of the important areas of market relations, without which the development of the modern Russian economy is impossible. The formation of accounting information for small businesses and reporting is an important issue in modern economic science and practice. Systematic, correct accounting and reporting by small businesses contributes to the success and systematic development of business activities of these economic entities, which together with other economic entities has a positive impact on the development of the country's economy as a whole. To get an idea of the state of development and the role of small businesses in Russia, the statistical data of the Federal state statistics service were studied and summarized. In this article, the author analyzed the Russian practice of accounting and tax accounting of small businesses. According to the author, due to the fact that small businesses have begun to actively implement the innovation process, thus expanding the boundaries of economic activity, a productive system of accounting regulation is required, which allows to eliminate inconsistency and imperfection of the legislation of the Russian Federation regarding the management and organization of accounting and reporting. The author emphasizes that at present there is an acute problem of supporting the activities of small businesses, the most effective method of which is to adjust the accounting and tax legislation by reducing the tax burden for these economic entities and simplifying accounting. Special attention is paid to the peculiarities of application of certain points of national standards by small enterprises in accounting. The author emphasizes that an important role is played by the ability of small businesses to choose the system of taxation, accounting and reporting. That is why one of the most important areas of support for small businesses is the state tax policy, which is aimed at minimizing and optimizing the taxation of these categories of business entities.

Keywords small business entities, tax benefits, self-employment, tax policy, accounting policy, accounting practice, accounting standards, micro-enterprises, formation of accounting reports, competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ

Субъекты малого предпринимательства являются одной из важных сфер рыночных отношений, без которой невозможно развитие современной экономики России. Субъекты малого предпринимательства, являясь необходимым элементом конкурентной среды, привлекают

трудовые и финансовые ресурсы населения, наполняют рынок разными услугами и товарами, создают новые рабочие места, в первую очередь, для среднего класса, который составляет существенную часть экономически активного населения, тем самым благотворно воздействуя на социальные факторы страны в целом.

Боровицкая Марина Владимировна К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ...

Формирование учетной информации у субъектов малого предпринимательства и составление отчетности является актуальным вопросом в современной финансовой науке и практике. Систематическое, правильное ведение учета и составление отчетности субъектами малого предпринимательства благоприятствует успешности и планомерности развития предпринимательской деятельности данных субъектов экономики, что совокупно с прочими субъектами экономики положительно влияет на развитие экономики страны в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование учетной информации у субъектов малого предпринимательства и составление отчетности является актуальным вопросом в современной финансовой науке и практике. Систематическое, правильное ведение учета и составление отчетности субъектами малого предпринимательства благоприятствует успешности и планомерности развития предпринимательской деятельности данных субъектов экономики, что совокупно с прочими субъектами экономики положительно влияет на развитие экономики страны в целом.

Предпринимательство представляет собой особый стиль ведения хозяйственной деятельности экономического субъекта, характерными чертами которого являются проявление постоянной инициативы, внедрение новаторских идей, смелое использование прогрессивных новейших технологий в любой области его производственной деятельности.

Понятие «предпринимательство» приведено в части первой Гражданского кодекса РФ. Согласно ему, это предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ [2], а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. [2].

Понятие «субъекты малого предпринимательства» раскрывается в Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту Федеральный закон № 209-ФЗ) [3]. Согласно статье 3 этого федерального закона, к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты хозяйствования (индивидуальные предприниматели и юридические лица), которые отнесены, согласно условиям, установленным Федеральным законом №209-ФЗ, к малым предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого предпринимательства [3].

Также Федеральным законом № 209-ФЗ определены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ, к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, которые соответствуют таким условиям:

- совокупная доля участия в уставном капитале субъекта хозяйствования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, религиозных, общественных организаций, фондов составляет не более 25% ;

- совокупная доля участия в уставном капитале субъекта хозяйствования иных организаций, которые не являются субъектами среднего и малого бизнеса, а также зарубежных организаций составляет не более 49%;

- среднее количество сотрудников за отчетный период составляет не больше установленных предельных величин;

- доход от предпринимательства за прошлый календарный год не должен составлять более предельных значений, установленных Правительством РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее по тексту Постановление Правительства №265) [4].

Субъектам малого предпринимательства отведена определенная ниша в системе отношений экономического характера в современном общественном устройстве. По мнению Ивановой О.Е., они решают социальные вопросы, которые связаны с занятостью граждан, позволяют быстро осуществлять переналадку производства и таким образом оперативно реагировать на рыночные нужды, благодаря чему продукция становится экономически конкурентоспособной [5]. В результате для государства обширный слой малого бизнеса представляет собой серьезный источник налоговых поступлений.

Очевидным является тот факт, что развитие субъектов малого предпринимательства помогает решать глобальные государственные социальные и экономические проблемы, а именно, способствует росту научно-технического прогресса, помогает решать проблему занятости населения, путем создания новых рабочих мест, благоприятно влияет на рост экономики региона, и страны в целом, наполняет рынок дополнительными продуктами высокого качества.

Сущность субъектов малого предпринимательства раскрывается через выполняемые ими функции. В системе социальных и экономических отношений субъектами малого бизнеса выполняется двоякая функция. Во-первых, как элемент экономической структуры, осуществляя финансово - хозяйственную деятельность и уплачивая налоги, субъекты малого предпринимательства выполняют экономическую функцию. Во-вторых, привлекая наемных работников, и организуя их взаимоотношения в процессе деятельности, выполняют социальную функцию. Конкретизируем основные функции субъектов малого предпринимательства. Во-первых, они обеспечивают социальную и политическую стабильность в обществе. Во-вторых, оказывают государству помощь в борьбе с безработицей, путем создания новых рабочих мест. В- третьих, способствуют развитию самозанятости и предпринимательской мотивации. В- четвертых, производя востребованную и высококачественную продукцию, создают определенную конкуренцию крупному бизнесу. И наконец, в- пятых, вовлекают в хозяйственный оборот накопления населения в виде инвестиций.

В экономике государства субъекты малого предпринимательства играют важную роль [7-10]. Успешный малый бизнес влияет на платежеспособный спрос в экономике, снижает социальную напряженность. Смольянинова Ю.А., Иода Е.В. отмечают, что многие отрасли экономики в значительной степени представлены именно субъектами малого предпринимательства, например, в торговле, общественном питании, бытовых услугах [11].

Для того чтобы получить общее представление о состоянии развития и роли субъектов малого предпринимательства в России, целесообразно обратиться к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики [12] согласно которых, за 2016-2017 гг. число малых предприятий (включая микропредприятия) в Российской Федерации увеличилось с 2 770 562 единиц до 2 657 943 единиц, но по данным 2018 года произошло снижение до 2 659 943 единиц. На снижение количества субъектов малого предпринимательства влияют следующие неблагоприятные факторы: слабый потребительский спрос из-за снижения доходов насе-

ления, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли государственного сектора в экономике.

Аналогично проанализируем динамику показателей средней численности, оборота предприятий и инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микропредприятия) за 2016-2018 гг.. Согласно этих данных, можно сделать вывод, что оборот малых предприятий (включая микропредприятия) за 2016-2018 гг. вырос до 53 314 226 877 тыс.руб. (+24,6% за 2016-2017 гг., +10% за 2017-2018 гг.). Увеличение также наблюдается по средней численности работников малых предприятий (включая микропредприятия) с 11040056 чел. в соответствии с данными 2016 г. до 11819790 чел. в соответствии с данными 2018 г. (+8,6% за 2016-2017 гг., -1,4% за 2017-2018 гг.). При этом, следует заметить, что в РФ удельный вес субъектов малого бизнеса в системе хозяйствования страны все еще невелик. Развитию деятельности субъектов малого предпринимательства на современном этапе способствуют различные виды государственной поддержки: гранты, выплаты по самозанятости. Но субъекты малого предпринимательства очень чутко реагируют на изменение конъюнктуры рынка, экономическое положение в стране, изменения в налоговом законодательстве, что приводит к большому объему банкротств субъектов малого предпринимательства.

При этом, в последние десятилетия малое предпринимательство начало активное внедрение в инновационный процесс, таким образом расширяя границы хозяйственной деятельности. Однако для того, чтобы он вышел на мировую экономическую арену, как считают Кузина Е.И., Жукова Е.В., требуется результативная система регулирования бухгалтерского учета, позволяющая устранить несогласованность и несовершенство законодательства РФ относительно ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки отчетности [13].

Такого же мнения придерживаются Миннивалеев А.Н., Мухамадеева З.Ф., отмечая, что в настоящее время остро встает проблема поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства, наиболее действенным методом которого, является корректировка бухгалтерского и налогового законодательства путем снижения налогового бремени для данных экономических субъектов и упрощения ведения бухгалтерского учета [14].

Наделение хозяйствующих субъектов статусом субъекта малого бизнеса дает их владельцам возможность использования более простых способов организации бухгалтерского учета и формирования отчетности [13, с. 202].

Все больше субъектов малого предпринимательства в настоящее время прибегает к договорному способу ведения учета, а именно, к бухгалтерскому аутсорсингу. Главная особенность данной организационной формы ведения бухгалтерского учета, как отмечают Кузина Е.И., Жукова Е.В., гарантированное качество предоставляемых услуг по ведению бухгалтерского учета при снижении оперативности и риске конфиденциальности [13, с. 204]. Но, делая выбор в пользу бухгалтерского аутсорсинга, субъект малого предпринимательства должен сравнить стоимость его услуг и затраты, связанные с содержанием бухгалтера.

Федеральным законом № 402-ФЗ субъектам малого предпринимательства предоставлено право ведения упрощенного способа бухгалтерского учета [11], предполагающее регистрацию всех операций хозяйственного характера в Книге учета фактов хозяйственной жизни (форма К-1МП). В Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» говорится о том, что организуя бухгалтерский учет организация, которой применяются упрощенные способы, должна руководствоваться требованием рациональности, то есть ее учетной политикой должно обеспечиваться рациональное ведение

бухгалтерского учета в соответствии с условиями хозяйственной деятельности и величиной организации [12].

В целях исполнения государственной программы по поддержке малого предпринимательства, предприятиям со стасусом малых или микро, предоставлено право не применять отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету. В частности, ПБУ 2/2008«Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 11/2008«Информация о связанных сторонах», ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 23/2011«Отчет о движении денежных средств» [13-19]. Например, малые предприятия могут признавать доходы и расходы по договору строительного подряда согласно ПБУ 9/99 и 10/99, имеют возможность не отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства, условные активы и условные обязательства, а также не формировать резервы предстоящих расходов, имеют возможность не раскрывать и не формировать информацию о связанных сторонах, по сегментам в отчетности. Субъектам малого предпринимательства разрешено не предоставлять информацию о прекращаемой деятельности, не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности данные, способные оказать влияние на размер налога на прибыль в дальнейших периодах, не формировать отчет движении денежных средств [15-30].

В соответствии с Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» субъекты малого бизнеса наделяются преференциями (послаблениями) по применению конкретных норм еще некоторых положений по бухгалтерскому учету. А именно, имеют возможность отображать в отчетности последствия изменений учетной политики, которые существенно повлияли или могут повлиять на финансовое состояние субъекта малого бизнеса, финансовые результаты его деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, кроме случаев, когда другой порядок устанавливается законодательно и (или) в нормативном акте по бухгалтерскому учету [26]. В отличие от предприятий, применяющих общий режим налогообложения, признавать выручку кассовым методом, при фактическом поступлении денежных средств от контрагентов. [27]. По аналогии субъектами малого предпринимательства признаются и расходы. Следовательно, если малым предприятием выбран кассовый метод признания выручки, то оно имеет право, признавать все расходы по займам в качестве прочих расходов, то есть имеют возможность не включать проценты, расходы по займам, в стоимость инвестиционного актива [28].

В соответствии с пунктом 6.1 Приказа Минфина России от 02.07. 2010 г. № 66н (далее по тексту Приказ Минфина № 66н), субъекты малого бизнеса осуществляют самостоятельную разработку форм бухгалтерской отчетности. В то же время субъект имеет возможность использования упрощенных форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [29].

Формирование сокращенной отчетности обладает некоторыми особенностями, предусмотренными лишь для субъектов малого бизнеса:

- отражение статей осуществляется укрупнено, их меньшее число, и они не подразумевают детализации. В отчет о финансовых результатах включаются такие укрупненные показатели: выручка; расходы по обычной деятельности; проценты к уплате; прочие доходы; налоги на прибыль; чистая прибыль (убыток).

- для формирования баланса не применяется ретроспективный пересчет;

- в отчете о финансовых результатах нет строк, которые посвящены налоговым обязательствам (активам).

У индивидуальных предпринимателей есть право не предоставлять бухгалтерскую отчетность. Единственная

Боровицкая Марина Владимировна К ВОПРОСУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ...

форма, где отражается отчетность индивидуального предпринимателя по бухгалтерскому учету, это книга учета доходов и расходов, однако это не отчет как таковой с подачей его в определенные сроки.

Отраслевые стандарты учета для субъектов малого предпринимательства являются обязательными для применения и в них устанавливается специфика применения федеральных стандартов в конкретных видах деятельности экономического характера.

Российская экономика нуждается в развитии субъектов малого предпринимательства. При этом важную роль играет возможность субъектов малого предпринимательства выбирать систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Одно из направлений поддержки субъектов малого предпринимательства - это государственная налоговая политика, которая нацелена на минимизацию и оптимизацию налогообложения этих категорий субъектов хозяйствования. На сегодня субъектам малого предпринимательства, согласно законодательству, предлагаются несколько систем налогообложения.

В нашей стране есть ряд систем налогообложения, таких как общая система налогооблождения и специальные налоговые режимы, такие как: УСН (введен в действие с 1996 года), ЕНВД (введен в действие в 1999 году), ЕСХН (введен в действие с 2004 года), система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (введена в действие с 2004 года), ПСН (введена в действие в 2013 года).

В статье 18 первой части Налогового кодекса РФ, утв. Федеральным законом №146-ФЗ от 31.07.1998 г. (далее по тексту по тексту Налоговый кодекс РФ), понятие «специальный режим налогообложения» имеет такую трактовку, согласно которой это особый механизм определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности уплачивать отдельные налоги и сборы [30]. Механизм применения специальных налоговых режимов устанавливается во второй части Налогового кодекса.

Использование специальных налоговых режимов помогает снизить налоговую нагрузку на доходы рассматриваемых субъектов экономики. Кроме того, происходит уменьшение уровня налогообложения имущества плательщиков и объема косвенных налогов.

Их применение благоприятствует понижению налоговой нагрузки на доходы субъектов малого предпринимательства, вместе с тем происходит уменьшение уровня налогообложения имущества налогоплательщиков и объема косвенных налогов. Субъекты малого бизнеса обладают правом на переход на специальный налоговый режим в случае соблюдения условий, которые установлены законодательством о налогах.

ВЫВОДЫ

Сейчас от налоговой системы требуется обеспечение стабильности экономики, формирование полноценных рыночных субъектов и общей инфраструктуры рынка, поддержание и создание конкуренции на рынке и создание единого механизма влияния на хозяйственный оборот [31, 32].

В заключении отметим, что рыночная экономика неспособна на нормальное развитие без участия субъектов малого бизнеса. Их развитие представляет собой важное условие развития экономики государства в целом, устойчивости бюджета государства, материального и социального благополучия населения. Субъекты малого предпринимательства позволяют решать вопросы социального характера, которые связаны с занятостью граждан, быстро осуществлять переналадку производства и таким образом оперативно реагировать на рыночные потребности, что превращает продукцию в экономически конкурентоспособную.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.

2. ЛапустаМ.Г. Предпринимательство: учебник /М.Г. Лапуста.

— изд. испр. — Москва: издательство «ИНФРА-М», 2019. — 384 с.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // СПС КонсультантПлюс.

4. Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС КонсультантПлюс

5. Иванова О.Е. Учет на предприятиях малого бизнеса : учебник / О.Е. Иванова. — Москва: издательство «ИНФРА-М», 2018. — 172 с.

6. Мамонов М.В. Малый бизнес в экономике России // Научное обозрение. Экономические науки. — 2019. — № 3. — С. 15-19.

7. Руденко Л.Г. Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 1 (37). С. 62-70.

8. Левкина Е.В., Дмитренко Д.А., Лебедкин А.А. Значение упрощённой системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 72-75.

9. Мишина З.А., Макарычев В.А. Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 132-142.

10. Руденко А.А. Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 288-293.

11. Смольянинова Ю.А., Иода Е.В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: особенности, проблемы, совершенствование // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12. — № 6.

— С. 301-307.

12. Институциональные преобразования в экономике // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-p

13. Кузина Е.И., Жукова Е.В. Особенности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2019. — Т. 2. — № 3.

— С. 200-209.

14. Миннивалеев А.Н., Мухамадеева З.Ф.Нормативное регулирование деятельности, ведения учета и порядка налогообложения предприятий малого бизнеса // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 1820.

15. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 16.07.2019) «О бухгалтерском учете» // СПС КонсультантПлюс.

16. Информация Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» // СПС КонсультантПлюс.

17. Приказ Минфина России от 24.10.2008 №116н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда»» (ПБУ 2/2008) // СПС КонсультантПлюс.

18.Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н (ред. от 06.14.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/10 // СПС КонсультантПлюс.

19. Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 167н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08// СПС КонсультантПлюс.

20. Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/10// СПС КонсультантПлюс.

21. Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н (ред. от 06.04.2019) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02// СПС КонсультантПлюс.

22. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»ПБУ 18/02//СПС КонсультантПлюс.

23. Приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н «Обутвержде-нии Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/11// СПС КонсультантПлюс.

24. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» // СПС КонсультантПлюс.

25. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // СПС КонсультантПлюс.

26. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) // СПС КонсультантПлюс.

27. Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // СПС КонсультантПлюс.

28. Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету

«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) // СПС КонсультантПлюс.

29. Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // СПС КонсультантПлюс.

30. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Руденко А.А., Захаров С.О. О совершенствовании интеграционного взаимодействия промышленных предприятий с дочерними и зависимыми обществами // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. № 2 (17). С. 42-50.

32. Гасиева З.П., Гиоева Е.Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2018. — № 2. — С. 17-23.

33. Искосков М.О., Руденко А.А., Данилова С.Ю. Анализ научных подходов по управлению производственными системами на предприятиях //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-7. С. 1845-1848.

Статья поступила в редакцию 11.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.