Научная статья на тему 'Проблемы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства и перспективные направления их решения'

Проблемы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства и перспективные направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1607
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORTING / ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ / REPORTING PROBLEMS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ / ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ / TYPES OF ACCOUNTING / ACCOUNTING FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева И.В.

Дано понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности для предприятий малого бизнеса. В статье в качестве основных проблем субъектов малого бизнеса выделены: слабое нормативно-правовое eq производство регулирование, высокая налоговая eq нагрузка основывается, меры eq государственной поддержки, eq темпы предусматривающие eq возможность применения упрощенных eq существенное форм деятельности eq учета и сокращенного eq объема eq форм отчетность отчетности, ограниченные eq ресурсные eq возможности финансовой для обеспечения eq высокого качества eq осуществляется формируемых раженной eq учетно-информационных ресурсов, слабая вeq аудиторской остребованность ностью информации eq бухгалтерского учета и eq статьи финансовой отчетности eq для целей eq определения внутреннего финансовая eq управления малым бизнесом. Предложены основные направления решения выделенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of accounting (financial) reporting for small businesses is given. In the article the main problems of small business subjects are identified: weak law regulation, high tax burden, government support measures providing for the possibility of applying simplified significant forms of accounting activities and reduced reporting forms, limited financial resources to ensure high quality is carried out by the formed accounting and information resources, weak demand for information in accounting and financial reporting for the purposes of determining the internal management of small businesses. The main directions of solving the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства и перспективные направления их решения»

РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УДК 657

Алексеева И. В.

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Дано понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности для предприятий малого бизнеса. В статье в качестве основных проблем субъектов малого бизнеса выделены: слабое нормативно-правовое регулирование, высокая налоговая нагрузка, меры государственной поддержки, предусматривающие возможность применения упрощенных форм учета и сокращенного объема форм отчетности, ограниченные ресурсные возможности для обеспечения высокого качества формируемых учетно-информаци-онных ресурсов, слабая востребованность информации бухгалтерского учета и финансовой отчетности для целей внутреннего управления малым бизнесом. Предложены основные направления решения выделенных проблем.

Ключевые слова

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, проблемы отчетности, стратегия, формы отчетности, виды отчетности.

JEL: M20, M41

Alekseewa I. V.

PROBLEMS OF SMALL BUSINESS SUBJECTS ACCOUNTING (FINANCIAL)

REPORTING AND PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THEIR SOLUTIONS

Abstract

The concept of accounting (financial) reporting for small businesses is given. In the article the main problems of small business subjects are identified: weak law regulation, high tax burden, government support measures providing for the possibility of applying simplified significant forms of accounting activities and reduced reporting forms, limited financial resources to ensure high quality is carried out by the formed accounting and information resources, weak demand for information in accounting and financial reporting for the purposes of determining the internal management of small businesses. The main directions of solving the identified problems are proposed.

Keywords

Accounting (financial) reporting, reporting problems, strategy, accounting forms, types of accounting.

Введение. В России значительно больше субъектов малого предпринимательства прекращают свое существование, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса «в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %»\

В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. В связи с этим в нашей стране принято Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»), которое содействует развитию субъектов малого предпринимательства, способствующему развитию страны и улучшению отраслевой структуры экономики. Обозначенная стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Реализация Стратегии к 2030 году позволит «увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), оборот малых и средних предприятий - в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе - в 2 раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) - до 20 % и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения - до 35 %»2.

Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legitimist.ru/sight/economics/2015/malyij-biznes-v-rossii-czifryi-i-faktyi.html.

2 Источник информации: https://rcsme.ru/ru/

statistics.

Для реализации выбранной стратегии субъекты малого предпринимательства должны принимать эффективные управленческие решения, которые способствуют долгосрочному функционированию организаций. Принятие такого рода решений возможно только на основе качественного информационного обеспечения. Информационной базой при принятии управленческих решений субъектов малого бизнеса является созданное учетно-аналитическое обеспечение, включающее те виды учета и отчетности, которые ведутся в рамках компании. Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете» закреплено, что все экономические субъекты «обязаны вести бухгалтерский учет и составлять и сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность»3. Это означает, что все субъекты малого предпринимательства, работающие по общей системе налогообложения, составляют как минимум бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также могут составлять и другие виды отчетности (стратегическую, прогнозную, социальную, управленческую и др.). Однако практика принятия управленческих решений свидетельствует о том, что только бухгалтерской (финансовой) отчетности недостаточно, так как наблюдается недостаточное информационное наполнение отчетности, несоответствующая современным требованиям организация учетных процессов.

Методы и результаты. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99, Приказом Минфина РФ от 02 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций).

В процессе «изменения экономико-политических условий функционирования организаций, развития технико-

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете».

технологического и организационного обеспечения учетных процедур, а также в результате изменения потребностей пользователей относительно состава и качества учетной информации происходит постоянное совершенствование системы бухгалтерского (финансового) учета и отчетности» [1].

Однако до сих пор остается не сформировано само понятие отчетности. В одних документах она носит название «бухгалтерская», а в других -«финансовая». Постараемся установить соотношение терминов «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность» субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы «разрешить возникшее

расхождение и непоследовательность трактовки понятий «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность», надо исходить из различных концепций их составления. По своей экономической сущности бухгалтерская отчетность традиционно основывается на концепции соответствия требованиям национального финансового законодательства, а финансовая отчетность - на концепции рискового (венчурного) финансового капитала (номинального и реального)» [2, с. 27]. Сравнительный анализ содержания терминов «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность» приведен в табл. 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ терминов «бухгалтерская отчетность»

и «финансовая отчетность»1

№ п/п Область сравнения Бухгалтерская отчетность Финансовая отчетность

1 Состав отчетности Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, приложения к ним: а) форма отчета об изменениях капитала; б) форма отчета о движении денежных средств; в) форма отчета о целевом использовании полученных средств2 В силу специфики обобщения показателей для тех или иных целей необходимо к системным данным обобщения на счетах бухгалтерского учета дополнительно приводить внесистемные показатели бухгалтерского и небухгалтерского характера

2 Раскрытие информации В организациях,отчитываю-щихся в формате бухгалтерской отчетности, приоритетное значение имеет раскрытие как минимум той информации, которая связана с реализацией закрепленных законодателем прав соответствующих заинтересованных лиц в делах предприятия,которые прямо сформулированы в законодательных актах (в законодательстве о банкротстве, о бухгалтерском учете, об управлении в организациях (акционерных обществах,обществах с ограниченной ответственностью, Целью составления финансовой отчетности и представления ее пользователям является раскрытие полезной информации о: финансовом положении, финансовых ресурсах, объемах и формах привлечения в оборот организации собственного и заемного капитала; финансовом результате деятельности организации за отчетный период, размерах и формах экономических выгод, полученных основными группами поставщиков финансовых ресурсов организации, добавленной стоимости; изменении финансового положения организации, изменении источников финансирования и

1 Составлено на основе [2].

2 Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 года № 66н.

№ п/п Область сравнения Бухгалтерская отчетность Финансовая отчетность

некоммерческих организациях), налоговом законодательстве) направлениях их использования, движении фондовых потоков организации за отчетный период

3 Учетные документы Бухгалтерская отчетность рассматривается как основная система балансовых обобщений в таких нормативных документах, как: Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99); Приказ Минфина РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» В то же время в гражданско-правовом обороте широко используются термины «финансовая отчетность», «годовая финансовая отчетность», «годовой отчет» организации: п. 4 ст. 91 и п. 5 ст. 103 Гражданского кодекса РФ; ст.ст. 88 и 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 24.11.1995 № 208-ФЗ; статьи Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ

4 Базовые концепции По своей экономической сущности бухгалтерская отчетность традиционно основывается на концепции соответствия требованиям национального финансового законодательства Финансовая отчетность традиционно основывается на концепции рискового(венчурного) финансового капитала (номинального и реального)

5 Принцип составления отчетности Преобладание юридической формы над экономическим содержанием Преобладание экономической сути показателей над юридическими нормами национального законодательства

Таким образом, следуя точке зрения профессора Хорина А.Н., получается, что бухгалтерская отчетность - понятие более узкое, которое достаточно четко прописано в действующей нормативной базе и включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к ним. Что касается финансовой отчетности, то ее наполняемость намного больше, так как к информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, следует добавить внесистемные показатели бухгалтерского и небухгалтерского характера.

На основе данных бухгалтерского учета строятся показатели разных видов отчетности коммерческой организации, и название «бухгалтерская отчетность» следовало бы дать всей совокупности отчетности, включающей финансовую, налоговую, управленческую, статистическую, стратегическую и другие виды отчетности.

Проведя анализ нормативно-правовой базы,следует отметить следую-

щее: в соответствии со ст. 1 пп. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности» под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Получаем, что бухгалтерская отчетность и бухгалтерская (финансовая) отчетность - слова-синонимы.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что отчетность субъектов малого предпринимательства, представляемая внешним пользователям, должна носить название «бухгалтерская (финансовая) отчетность», под которой понимается обобщенная и систематизированная информация о финансовом положении организации на отчетную дату, ее финансовых результатах и об изменении финансового положения за отчетный период.

Значимость малого предпринимательства для национальной экономики не подвергается сомнению, a эффективность его развития является важнейшим условием позитивной динамики социально-экономических процессов, протекающих в обществе. В связи c этим появляется достаточно большое количество научных и прикладных разработок по широкому спектру вопросов функционирования субъектов малого предпринимательства.

К особенностям субъектов малого предпринимательства следует отнести: сравнительно небольшие масштабы деятельности, простоту организационно-управленческой структуры, отсутствие глубокой формализации бизнес-процессов и слабые зоны контроля.

В процессе функционирования субъекты малого предпринимательства сталкиваются c рядом проблем, которые тормозят их дальнейшее развитие. По статистике, лишь 3,4 % субъектов малого предпринимательства в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4 %, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность, увеличивается на 11 %1. Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов, оценщиков, программистов, аудиторов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, послед-

1 Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// legitimist.ru/sight/economics/2015/malyij -biznes-v-rossii-czifryi-i-faktyi.html.

ствием чего становятся высокие штрафы, неправильно принятые управленческие решения, а также сокращение времени эффективной работы малого предприятия.

Основные проблемы ведения учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого предпринимательства и перспективные направления их решения представлены на рис. 1 .

Выделение перечисленных проблем приводит к определенной рестрикции учетно-информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого предпринимательства как для уровня государственного управления, так и для самих организаций и их бизнес-окружения.

Кардинальное упрощение учета рассматривается чаще всего как мера, полностью отвечающая интересам субъекта малого предпринимательства. Всемерное облегчение и снижение трудоемкости ведения учета и отчетности отдельные специалисты рассматривают как реализацию принципа экономической целесообразности. При этом вопросы упрощения учетной деятельности субъектов малого предпринимательства увязываются с реализацией курса на либерализацию учета.

Упрощение учетной деятельности препятствует полноценной реализации информационной функции бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информация бухгалтерского учета должна рассматриваться субъектами малого предпринимательства в первую очередь как формируемая в целях и интересах них самих и только потом - для внешнего пользователя. Можно согласиться с мнением, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть ориентирована «...прежде всего на задачи управления бизнесом, а не на информирование общества»2.

2 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Российская газета. № 278. 09.12.2011.

«

в т с ь л е т а

г

и н

и р

п

ч

е р

п

о г о л а

а т к е

на

б

у

с

а т е

ч

у

я и н

е ч е в

е л б

о р

п

2

н в о н с О

Слабое нормативно-правовое регулирование

Высокая налоговая нагрузк

Меры государственной поддержки, предусматривающие возможность применения упрощенных форм учета и сокращенного объема форм отчетности

Слабая остребованност информации бухгалтерского учета и финансовой отчетности для целей внутреннего управления МП

Разработка четких нормативно-правовых актов

Снижение налогового бремени

Разработка госпрограмм поддержки МП и упрощение количества и содержания отчетных фор

граниченные ресурсные

возможности МП для обеспе-

чения высокого качества 1

формируемых учетно-

информационных ресурсов

Расширение ресурсных

возможностей посредством применения современных инструментов

Формирование современных видов

отчетности (стратегической,про-гнозной, социальной и др.)

Я

у

т и р е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

е

н и я о б

м о ан

а

о

ге н

Я н

р Е

д и

я р

ро

иб н

и

а л

2 м а

т е

л 5 ь

с

ти

в К

а у

ч е т а с у б

ъ е

к т а

Рисунок 1 - Основные проблемы ведения учета и формирования отчетности субъектами малого предпринимательства и перспективные направления

их решения

Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого предпринимательства формируется исходя из иных условий по сравнению с учетной практикой других экономических субъектов. Как следствие, наблюдается определенная ограниченность учетно-информаци-онных ресурсов о деятельности малых экономических субъектов как для бизнес-окружения, так и для органов государственного управления. Это весьма

существенно сказывается на деятельности субъектов малого предпринимательства и их рыночной позиции.

Следует отметить проблематику недостаточной информативности бухгалтерской (финансовой) отчетности и дефицита учетной информации, демонстрируемую субъектами малого предпринимательства. В первую очередь ограниченность учетно-информационной базы приводит к негативным послед-

ствиям для внутренних пользователей. При ориентации субъекта малого предпринимательства исключительно на упрощение своей учетной деятельности важнейшая экономическая роль бухгалтерского учета - формирование учетно-информационного ресурса в целях управления самим предприятием.

Слабая востребованность информации бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей внутреннего управления субъектами малого предпринимательства свидетельствует о необходимости формирования учетно-аналитического обеспечения, базирующегося на современных видах отчетности, доступных малому бизнесу.

В связи с этим у субъектов малого предпринимательства возникает острая необходимость в расширении информа-

ционного пространства для принятия управленческих решений посредством внедрения нефинансовых отчетов.

В крупных компаниях уже имеется статистика по ведению различных видов нефинансовых отчетов. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в Национальном Регистре нефинансовых отчетов по состоянию на 6 октября 2017 г. зарегистрированы 796 отчетов, выпущенных 165 компаниями Российской Федерации начиная с 2000 г. Из них две трети составили социальные отчеты (СО) - 302 и отчеты в области устойчивого развития (ОУР) -263 (38% и 33 % соответственно), оставшуюся треть составили интегрированные отчеты (ИО) - 134, экологические отчеты (ЭО) - 71, отраслевые отчеты -26 (17, 9 и 3 % соответственно). Данная информация представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний

по состоянию на 06 октября 2017 г.1

Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов

ИО ОУР СО ЭО Итого

Нефтегазовая 19 4 95 9 37 145

Энергетика 41 73 53 44 5 175

Металлургическая и горнодобывающая 18 9 35 51 2 96

Производство машин и оборудования 2 8 0 0 0 8

Химическая, нефтехимическая,парфюмерная 12 32 14 20 2 68

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 5 0 1 4 18 23

Производство пищевых продуктов 9 0 20 22 0 42

Телекоммуникационная 11 4 8 21 0 33

Финансы и страхование 17 3 17 62 0 82

Жилищно-коммунальное хозяйство 5 1 0 13 1 15

Цементное производство и строительство 2 0 1 0 1 2

Образование, здравоохранение 5 0 0 12 0 12

Транспорт 5 0 5 10 5 20

Прочие виды услуг 5 0 9 7 0 16

Некоммерческие организации 5 0 5 27 0 32

ИТОГО 161 134 263 302 71 770

Отраслевые отчеты 4 0 1 25 0 26

ВСЕГО 165 130 264 327 71 796

1 Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://рспп.рф/simplepage/157.

Данные показывают, что в крупных компаниях, в той или иной степени, составляются отчеты в области устойчивого развития, интегрированные отчеты, экологические отчеты, отраслевые отчеты. Эти виды отчетности представляют как внешним, так и внутренним пользователям дополнительную нефинансовую информацию о деятельности организации.

Таким образом, в современных условиях имеют особую актуальность социальные, интегрированные, экологические и др. виды отчетности.

Применение такого инструмента повышения конкурентоспособности, как составление нефинансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки, которые представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Достоинства и недостатки внедрения нефинансовых отчетов субъектами малого предпринимательства

Выделенные достоинства и недостатки нефинансовых отчетов позволяют сделать вывод, что любой вид отчетности стоит финансовых вложений, но понесенные затраты должны быть соразмерны с теми выгодами, которые получает субъект малого предпринима-

тельства от внедрения такой отчетности.

Заключение. Таким образом, современные научные исследования предполагают усложнение учетной деятельности субъектов малого предпринимательства, т.е. внедрение в их практику

положений международных стандартов финансовой отчетности, методик учета рисков, сложных инструментов бухгалтерского учета, методик формирования современных видов отчетности и т.п. Однако для подавляющей части субъектов малого предпринимательства предлагаемые новации весьма сложны для реализации с точки зрения их ресурсного обеспечения. Кроме того, в ряде случаев можно считать избыточным формирование учетной информации для потребностей управления субъектами малого предпринимательства.

В целях обоснования для субъектов малого предпринимательства степени сложности (упрощения) организации учетной деятельности предложено использовать достоинства нефинансовых отчетов. Каждому субъекту малого предпринимательства в зависимости от поставленных целей и стратегии развития следует остановиться на конкретном виде нефинансовой отчетности (стратегическая, прогнозная, интегрированная, социальная и др.), сложности организуе-

мой учетной деятельности, а также на объеме и степени раскрытия информации.

Библиографический список

1. Алексеева И.В., Столбовая Е.Л. Перспективы развития бухгалтерской (финансовой) отчетности в коммерческих организациях // Наука. Технологии. Инновации: сб. научных трудов. -Новосибирск: НГТУ, 2016. - С. 423-425.

2. Хорин А.Н. Финансовая отчетность организации: цель составления // Бухгалтерский учет. - 2001.- № 7. -С. 67-70.

Bibliographic list

1. Alekseeva I.V. Stolbovaya E.L. Prospects of development of accounting (financial) control in commercial organizations // Science. Technologies. Innovations: Collection of scientific works. - Novosibirsk: NSTU, 2016. - С. 423-425.

2. Horin A.N. Financial reporting of organization: purpose of compilation // Accounting. - 2001. - № 7. - P. 67-70.

УДК 657.4

Кислая И. А.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТНОГО РЕСУРСА

Аннотация

В статье охарактеризованы факторы мировых интеграционных процессов, которые оказывают влияние на формирование учетной инфраструктуры участников интеграции. Каждый из факторов представлен учетным обеспечительным приемом, который позволит оценить его влияние на экономическую результативность корпоративной структуры в целом. Также выделены ключевые учетные инструменты, которые предпочтительны при формировании учетной политики каждого субъекта интеграции. В совокупности использование ключевых особенностей учета в условиях интеграционных процессов позволит раскрыть эффективность интеграции и целесообразность ранее принятых решений в пользу такой интеграции.

Ключевые слова

Интеграция, менеджмент, учет, затраты, объекты учета, экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.