Научная статья на тему 'К вопросу теоретического анализа подходов к «Я-концепции» учителя в современной научной литературе'

К вопросу теоретического анализа подходов к «Я-концепции» учителя в современной научной литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗ Я / САМОСОЗНАНИЕ / «САМООТНОШЕНИЕ» И «САМООЦЕНКА» / "SELF-ATTITUDE / "SELF-ESTEEM" / I-KOTSEPTSIYA TEACHERS / SYSTEM APPROACH / SELF-IMAGE / SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева М. Н.

В статье представлены результаты теоретического анализа подходов к «Я-концепции» в современной научной литературе, проанализировано общее и специфическое в подходах. Обоснована необходимость изучения данного феномена с позиций системного подхода. Автором даются некоторые методологические ориентиры, которые могут стать теоретической основой для эмпирического изучения такого сложного феномена, как «Я-концепция» учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу теоретического анализа подходов к «Я-концепции» учителя в современной научной литературе»

Григорьева М.Н. ©

К.пс.н, доцент кафедры ВиПП ОГПУ, Оренбург

К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ К «Я-КОНЦЕПЦИИ» УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического анализа подходов к «Я-концепции» в современной научной литературе, проанализировано общее и специфическое в подходах. Обоснована необходимость изучения данного феномена с позиций системного подхода. Автором даются некоторые методологические ориентиры, которые могут стать теоретической основой для эмпирического изучения такого сложного феномена, как «Я-концепция» учителя.

Ключевые слова: Я-коцепция учителя, системный подход, образ Я, самосознание, «самоотношение» и «самооценка»

Keywords: I-kotseptsiya teachers, system approach, self-image, self-consciousness, "self-attitude," "self-esteem"

Любое психологическое явление обнаруживает, проявляет свою сущность, а сущность обнаруживается в своем явлении. Выделение, определение понятия, соответствующего сущности изучаемого явления, - очень сложная задача. Тем не менее это способствует наиболее полному постижению и объяснению психологической реальности.

Говоря о специфичности познания личности, необходимо учитывать то, что она представляет собой сверхсложное системно-целостное единство - по сути, систему систем. Поэтому и постичь личность возможно лишь с позиций системного мышления. Все другие подходы позволяют зафиксировать, схватить, вычленить какие - то хотя и важные, но все же частные и частичные ее особенности. На основе системного подхода возможно не только установление действительного специфического, что в качестве элементов входит в данную категорию, но и осознание ее подлинной сущности. Именно системный подход позволяет рассмотреть особенности представлен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению Я-концепции учителя.

И хотя понятие «Я» - одно из старейших философско-психологических понятий, его категориальный статус остается крайне неопределенным. Такие термины, как «самость» (self), «идентичность», «Эго» и «Я», употребляются в самых различных значениях.

И не случайно так значительно вырос объем работ, посвященных проблеме Я, который позволяет более глубоко раскрыть содержательные смыслы этого сложного феномена при расширении познаваемого пространства, одновременно выйти на новые проблемы и дифференцировать вопросы, связанные с ней.

В связи с этим В.С. Агапов отмечает, что «проделанный анализ различных теоретико-экспериментальных подходов к изучению Я-концепции в системных исследованиях показал: во-первых, чрезвычайную пестроту используемой терминологии, где для обозначения одного и того же понятия используются разные термины, или, напротив, разные по смыслу и психологическому содержанию явления обозначаются одним термином. Во-вторых, в научной литературе отсутствует четкое разграничение понятий: «самосознание», «Я-концепция», «образ Я», «Я-схема», «Я-маска», «Я-идентификация», «Я-репрезентация», «Я-представление», «самовосприятие» и «самооценка». В третьих, научный аппарат теории Я-концепции размыт в различных отраслях знаний» [1, 17].

В данном контексте И.С. Кон указывает на то, что психологи по-разному определяют свои исследовательские задачи в зависимости от приписываемых понятию «Я»

©© Григорьева М.Н., 2013 г.

онтологического, гносеологического и методологического статусов. Он выделяет несколько взаимосвязанных, но в то же время автономных осей, или параметров [4].

В качестве первого параметра он называет выбор предмета исследования, а именно: активное, действующее «Я» (регулятивное начало психики) или же рефлексивное, феноменальное «Я» (образы самосознания и стоящие за ними психические процессы). Как известно, о двойственности понятия «Я» говорил еще И. Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: 1) «Я» как субъект мышления, рефлексирующее «Я» и 2) как объект восприятия и внутреннего чувства.

Ко второму параметру И.С. Кон отнес следующее: рассматривается ли «Я» как реальная «субстанция», «агент» деятельности или как чисто условный психический конструкт.

Третий же параметр связан с тем, как раскрывается понятие «Я», а именно: в структурных или процессуальных терминах. В первом случае проблема формулируется в плане анализа особых психических инстанций, структурных элементов, таких, например, как Эго, идентичность, моральное «Я», или компонентов самосознания (образы «Я»). Во втором случае речь идет о процессах саморегуляции, самосознания, самооценивания, самоактуализации и т.п. Например, психология личности чаще описывает «Я» в структурных, а общая психология и психофизиология - в процессуальных терминах теории сознания.

Четвертый параметр показывает, являются ли соответствующие структуры и процессы интраиндивидуальными, сосредоточенными внутри личности, или интерсубъективными, являющимися производными от межличностного взаимодействия, социальной среды, содержания деятельности и т.д. И именно социально-психологические теории отдают предпочтение интерсубъективным факторам перед интраиндивидуальными.

Пятый параметр, или ось, задает гносеологический статус этих категорий, особенности самого процесса познания: постигает ли индивид себя и свои свойства путем интроспекции или же опосредованно, через какие-либо объективации. В психологическом плане это решается следующим образом: возможно ли объективное познание «Я», или оно требует каких-то иных способов проникновения.

Поэтому само собой разумеется, что разные постановки проблемы Я тесно связаны с теоретико-методологическими, философскими ориентациями исследователей.

Особый вклад в разработку данной проблемы в русской философской мысли внесли М.М. Бахтин, А. Белый, Н.А. Бердяев, А.А. Потебня, В.С. Соловьев, С.А. Франк, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет, А.Г.Спиркин, М.К. Мамардашвили.

В социологии проблема Я затрагивалась Э. Дюркгеймом, А.С. Арсеньевым, Вл. Соловьевым и др.

Я-концепция с точки зрения социальных составляющих изучалась А. Смитом, Ч. Кули, Дж. Мидом, А. Валлоном.

В зарубежной литературе Я-концепция рассматривается в психологических теориях У Джемса, Э. Берна, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.

Следует отметить, что во многих зарубежных теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. В большей или в меньшей степени Я-концепция исследуется в разных теориях личности (психодинамической, психосоциальной, диспозициональной, когнитивной, феноменологической и др.). Но вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.

В отечественной психологии данной проблеме посвящено довольно большое количество исследовательских работ.

Особое влияние на психологические исследования, посвященные изучению Я-концепции личности, оказали фундаментальные теории отношений (М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский,

В.М. Мясищев, Е.Б. Старовойтенко, С.Л. Франк) и субъективности психического образа (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Д.А. Ошанин, В.А. Пономаренко, С.Д. Смирнов).

Теоретической основой проблемы исследования могут являться фундаментальные работы К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, В.М. Бехтерева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.С. Мерлина,

B.С. Мухиной, Б.Д. Парыгина,

C.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой.

Рассматривая вышеизложенные подходы в своей монографии [56], А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова, тем не менее отмечают следующее:

- определенные социальные условия, повлиявшие на изучение Я-концепции в отечественной психологии, привели к условно-схематическому ее рассмотрению вне целостной теории личности;

- исследователи рассматривали ее частные или общие аспекты, не беря во внимание всю совокупность принципов и подходов, позволяющих интерпретировать научные знания.

По их мнению, общее в подходах отечественных ученых в исследовании Я-концепции выражается в следующем: Я-концепция рассматривается как система представлений о себе, включающая множественность Я, обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других.

Специфическое же во взглядах отражается в том, что Я-концепция отождествляется со структурой личности, с образом Я, смешивается с понятием «самосознание».

В своей работе авторы показывают необходимость в объединении в единое целое всех достижений в сфере исследования Я-концепции с использованием при этом всех известных методологических принципов и подходов к ее изучению.

А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова подчеркивают необходимость использования интегративного подхода к разработке Я-концепции, который способствует достижению «действительной интеграции» (Б.Ф. Ломов) всех научных знаний по данной проблеме - «того главного, общего и существенного в психических явлениях» [3, 38].

Этому способствовал и учет междисциплинарных подходов к изучению данной категории. Как и всякое «теоретическое знание» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский [6]), данный авторский подход формируется на основе разработанной методологии - системе принципов и способов организации и построения научного знания. Авторами отмечается, что теоретический уровень наполнен философской методологией. А именно: «Феномен «Я» генетически связан с философско-гносеологическим уровнем методологии, на котором познание обращено на самопознание, сознание - на самосознание, на единство отношений «Я-Другой», «Я-сознающее» и «Я-сознаваемое». Рассматриваемая ими точка зрения И.Г. Петрова свидетельствует о том, что на этом уровне работает «система общего знания двух родов, философского и общенаучного, то есть метасистема двух родов, в основе которой находится универсальное и целостное» [6, 516].

Взяв за основу позицию Б.Ф. Ломова («дифференциация и интеграция по существу являются двумя сторонами единого процесса поступательного развития науки»), авторы выявляют соотношение интеграции и дифференциации: «С одной стороны, феномен Я-концепции несет в себе тенденцию интегративности, поскольку объединяет множество структурно-динамических компонентов и выступает на данном уровне как метасистема, многофункциональная и многозначная. С другой стороны, ее сущностные признаки, связи, отношения дифференцированы и разнообразны» [5]. Это позволяет анализировать авторам Я-концепцию в плане ее компонентов, структуры и функций.

Общенаучный уровень определяется авторами как «уровень опосредованного единства теории и практики». Именно он задает системность и структурированность, позволяет упорядочить исследуемый материал. Уровень эмпирических методов познания направлен, по мнению авторов, на объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

Тем самым данный подход объединяет общенаучные и конкретно-психологические принципы, раскрывающие содержательные признаки предмета познания - Я-концепции, ее

общие и частные особенности, сущностные признаки, структурные компоненты, детерминанты формирования и развития, характеристики, отличающие ее от личности, сознания и самосознания.

Говоря об особенностях интегративного подхода, авторы выявляют и квалифицируют наиболее важные принципы, основные положения, имеющие значение для всестороннего изучения Я-концепции как многомерного явления. Тем самым, по мнению авторов, обеспечивается многоплановость исследований Я-концепции: от генетических до социальных.

Обобщив исследования ученых в различных отраслях психологии, авторы делают следующий вывод: «Я-концепция включена в структуру личности. Как вершинное образование личности она резонирует с сущностью человека, с его самостью, с его духовностью. Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятий, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных «Я», система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий. Я-концепция как система развивается в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе» [5, 19].

Учитывая тот факт, что Я-концепция является сложным психическим образованием, особое значение имеют взаимоположение и связь ее составных частей, компонентов, образующих ее структуру.

Структура и содержательные компоненты Я-концепции достаточно подробно представлены в работах Р. Бернса, И.С. Кона, К. Роджерса, М. Розенберга и Г. Каплана, Ш. Самюэля и О. Тзенга.

Построение моделей Я-концепции в отечественной психологии базируется, в основном, на разработках зарубежных психологов (Р. Ассаджиоли, 1997; Р. Бернс, 1986; У. Джеймс, 1991; А. Менегетти, 1997; К. Роджерс, 1997; М. Розенберг, Дж. Ройс, А. Пауэлл, 1995; З. Фрейд, 1997; К.Г. Юнг, 1998).

Сущностное становление Я-концепция - более широкое понятие и является наиболее полным представлением личности о себе, чем образ Я, обладающий «целостным, но не полным представлением об объекте». Проделанный структурный и содержательный анализ моделей Я-концепции убедительно доказывает, что: во-первых, нельзя смешивать понятия «самосознание», «образ Я», «самоотношение» и «самооценка». Это разные компоненты структуры Я-концепции. В реальности они слиты, особенно на стадии взрослости и разделить их можно абстрактно в анализе, чтобы уяснить природу и содержание понятия «Я-концепция»; во-вторых, необходимо разводить понятия «Я-концепция» и «самосознание», в связи с тем, что «Я-концепция» является итоговым продуктом сознания, самосознания и бессознательного; в-третьих, при наличии широкого спектра противоречивых мнений на природу понятий «самооценка» и «образ Я» в рамках проблемы самосознания, наиболее оправданным является их рассмотрение через посредство более общего понятия, каким предстает «Я-концепция».

Анализ изученных источников показал:

- в зависимости от приписываемого понятию Я-концепции онтологического, гносеологического и методологического статуса разные авторы по-разному определяют свои исследовательские задачи, что находит свое отражение в соответствующих направлениях исследования этого феномена;

- рассматриваемая в большей или меньшей степени, во многих зарубежных теориях Я-концепция является одним из центральных понятий, однако до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии;

- в отечественной психологии определенные социальные условия привели к условно схематическому изучению данного понятия вне целостной теории личности, кроме того,

рассматривались его частные или общие аспекты, при этом не учитывалась вся совокупность принципов и подходов;

- общее в подходах отечественных ученых в исследовании данной проблемы можно определить следующим образом: Я-концепция трактуется как система представлений о себе, включающая множественность Я, обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других, специфическое - Я-концепция отождествляется со структурой личности, с образом Я, смешивается с понятием «самосознание»;

- использование интегративного подхода позволяет объединить общенаучные и конкретно-психологические принципы, раскрывающие содержательные признаки Я-концепции;

- выявление соотношения интеграции и дифференциации способствует рассмотрению феномена Я-концепции как метасистемы, многофункциональной и многозначной, с одной стороны, а с другой - позволяет анализировать ее в плане ее компонентов, структуры и функций;

- в зависимости от области научного знания выделяются соответствующие аспекты данной психологической категории;

- являясь сложным психическим образованием, Я-концепция имеет жесткую структуру, включает подструктуры, психические модели;

- нельзя смешивать понятия «самосознание», «образ Я», «самоотношение» и «самооценка» - это разные компоненты структуры Я-концепции;

- необходимо разводить понятия «Я-концепция», являющееся итоговым продуктом сознания, самосознания и бессознательного, и «самосознание»;

- «Я-концепция» является более общим понятием по отношению к понятиям «самооценка» и «образ Я».

Литература

1. Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции / В.С. Агапов // Психология Я-концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: МГСА, 2002. - 230 с.

2. Иващенко, А.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии / А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова // Мир психологии. - 2002. - №2(30). - С.17-29.

3. Иващенко, А.В. Я-концепция личности в отечественной психологии: моногр. / А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова - М.: МГСА, 2000. - 155 с.

4. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии. Понятие и проблема / И.С. Кон // Психология Я-концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: МГСА, 2002. - Ч.1. - 230 с.

5. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: избранные психол. труды / Б.Ф. Ломов; под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишной, В.А. Пономоренко. - М.: Изд-во Московского психолого-соц. института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 424 с.

6. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.