Научная статья на тему 'К вопросу: тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде'

К вопросу: тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / STUDENT SPORTS / SPORTS LEGISLATION / MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Севрюков Сергей Тихонович, Зверева Елена Леонидовна

Современное общество предъявляет к своим членам очень высокие требования, соответствовать которым, не имея хорошего физического здоровья, не представляется возможным. Сохранение физической формы неразрывно связано с образом жизни и правильным физическим воспитанием. Ключевую роль в этом процессе играет физическая культура как средство гармонического развития организма человека. Она располагает возможностями для преодоления насущной проблемы современных людей гиподинамии, в большинстве случаев обусловливающей их слабое здоровье. В рамках настоящей статьи нами были рассмотрены базовые принципы физической культуры, ориентированные на социально-педагогические задачи, а также изучены проблемы современной системы физического воспитания. Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлен анализ теоретико-методологических и научно-методических положений концепции физического воспитания дошкольников, школьников и студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Севрюков Сергей Тихонович, Зверева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question: trends and problems of the modern system of physical education in the educational environment

Modern society imposes very high requirements on its members, which it is not possible to meet without good physical health. The preservation of the physical fitness is inextricably linked with the lifestyle and proper physical education. A key role in this process is played by physical culture as a means of harmonious development of the human body. It has the potential to overcome the pressing problem of modern people lack of exercise, which in most cases causes their poor health. In the framework of this article, we have considered the basic principles of physical culture, focused on socio-pedagogical tasks, as well as studying the problems of the modern system of physical education. The practical significance of the study is that the article presents the analysis of the theoretical and methodological and scientific-methodological provisions of the concept of physical education for preschool children, schoolchildren and students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу: тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде»

П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 69-74.

2. Коноплев, В.В. Влияние борцовской базы спортсмена на его последующие выступления в профессиональном ММА / В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Т.А. Банку // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 170-173.

3. Недосекин, А.Н Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки / А.Н. Недосекин, А.А. Шахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 231-235.

4. Шахов, А.А. Здоровьесбережение занимающихся дзюдо и самбо на основе учета воздействий техники бросков на позвоночник / А.А. Шахов, В.В. Мелихов, О.С. Понарина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 128-131.

REFERENCES

1. Varenikov, N.A., Popova, I.E., Gubin, O.V. and Sandrakov, M.S. (2019), "Training in combat technique and tactics in mixed martial arts (MMA)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 69-74.

2. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019) "The influence of the athlete's wrestling base on his subsequent performances in professional MMA", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 170-173.

3. Nedosekin, A.N. and Shakhov, A.A. (2018), "The model of the formation of professional competencies in sambo in students of undergraduate physical education and sports areas of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 231-235.

4. Shakhov, A.A., Melikhov, V.V. and Ponarina, O.S. (2010), "Health safety of sportsmen in judo and sambo based on the effects of the technique of throws on the spine", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 128-131.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2020

УДК 796.011

К ВОПРОСУ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Андрей Сергеевич Королев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сергей Тихонович Севрюков, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет; Елена Леонидовна Зверева, кандидат педагогических наук, учитель, Средняя общеобразовательная школа № 74, Воронеж

Аннотация

Современное общество предъявляет к своим членам очень высокие требования, соответствовать которым, не имея хорошего физического здоровья, не представляется возможным. Сохранение физической формы неразрывно связано с образом жизни и правильным физическим воспитанием. Ключевую роль в этом процессе играет физическая культура как средство гармонического развития организма человека. Она располагает возможностями для преодоления насущной проблемы современных людей - гиподинамии, в большинстве случаев обусловливающей их слабое здоровье. В рамках настоящей статьи нами были рассмотрены базовые принципы физической культуры, ориентированные на социально-педагогические задачи, а также изучены проблемы современной системы физического воспитания. Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлен анализ теоретико-методологических и научно-методических положений концепции физического воспитания дошкольников, школьников и студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенческий спорт, спортивное законодательство, модернизация образовательного пространства, гармоничное развитие личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p231-236

TO THE QUESTION: TRENDS AND PROBLEMS OF THE MODERN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Andrey Sergeevich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Sergey Tikhonovich Sevryukov, the senior teacher, Voronezh state pedagogical University; Elena Le-onidovna Zvereva, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Secondary comprehensive

school No. 74, Voronezh

Abstract

Modern society imposes very high requirements on its members, which it is not possible to meet without good physical health. The preservation of the physical fitness is inextricably linked with the lifestyle and proper physical education. A key role in this process is played by physical culture as a means of harmonious development of the human body. It has the potential to overcome the pressing problem of modern people - lack of exercise, which in most cases causes their poor health. In the framework of this article, we have considered the basic principles of physical culture, focused on socio-pedagogical tasks, as well as studying the problems of the modern system of physical education. The practical significance of the study is that the article presents the analysis of the theoretical and methodological and scientific-methodological provisions of the concept of physical education for preschool children, schoolchildren and students of higher educational institutions.

Keywords: physical education, physical culture, student sports, sports legislation, modernization of the educational space, harmonious development of the individual.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание как система должно ориентироваться на задачи, актуальные для социума. Сегодня это - преодоление низкой физической активности индивидов и повышение общего здоровья нации. В основе решения данных задач лежит выстраивание строгого алгоритма действий в рамках физической культуры в соответствии с социально-педагогическими принципами [1]. Охарактеризуем их.

Во-первых, это принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он предполагает одновременное развитие каждого индивида в физическом и интеллектуальном плане. Кроме того, все человеческие качества, включая нравственные и физические, должны быть развиты примерно на одном уровне, это - условие гармонизации человеческой личности [3].

Во-вторых, принцип связи физического воспитания с практикой жизни. Его действие иллюстрируется в обыденной жизни на каждом шагу: уровень физического развития определяет профессию человека, его функциональность и полноценность как активного члена социума, мобильность. В конце концов, владение элементарными двигательными навыками позволяет человеку перемещаться в пространстве и реализовы-вать жизненные задачи [1].

В-третьих, принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Физическое здоровье является непременным условием активной жизненной позиции индивида, его успешности в любой профессиональной сфере. Физическое воспитание позволяет оздоровить организм человека, повысить уровень защитных сил организма, развить первостепенные физические качества личности [4]. Чрезвычайно актуален данный принцип для молодого поколения, так как современный образ жизни молодежи далек в большинстве случаев от здорового и почти не включает в себя занятия физической культурой и спортом.

Таким образом, говоря об актуальности данной темы, можно подтвердить факт значимости и важности успешно функционирующей системы физического воспитания в условиях современного общественного развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система физического воспитания в высшей школе

Последняя редакция «Закона об образовании», как показал ее анализ, не увязывает в одно целое вузовское образование и физическое воспитание. В законе не детализированы программы обучения в области физической культуры и спорта в рамках высшего учебного заведения. Условно в структуре высшего образования можно реализовать либо профессиональные блоки подготовки в области физической культуры, либо дополнительные общеразвивающие программы для гармоничного развития студентов. Следует отметить, что нами были обнаружены абстрактные рекомендации применительно к высшему образованию, не конкретизированные в программах, методиках, комплексах, которые можно было бы использовать в практике обучения студентов [1].

Другой изученный нами закон - закон о физической культуре и спорте - также предписывает физическим воспитанием заниматься на базе образовательных учреждений: «Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности» [1].

Единственным законодательным документом, в котором нам удалось обнаружить программу обучения по физической культуре в вузах, является Приказ министерства образования Российской Федерации от 1 декабря 1999 года №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». Однако и это документ не носит признаков обязательности к исполнению. Он содержит примерные рекомендации по организации учебного процесса в рамках физической культуры во время обучения в вузе. Следовательно, можно заключить, что конкретизация его положений должна быть проведена непосредственно на месте - на кафедре физического воспитания высшего учебного заведения. Интересно и то, что, не предлагая четкой программы для обучения и воспитания, государство не стремится и осуществлять контроль за эффективностью этой рекомендуемой программы. А между тем физическое здоровье студентов находится на критически низком уровне, их физическая активность стремится к нулю, а образ жизни далек от здорового. Кроме того, большинство представителей молодежи демонстрируют полное равнодушие к спорту, любому способу занятия физической культурой, всячески игнорируя все доступные спортивные мероприятия, за редким исключением. Но такое положение дел - следствие попустительской образовательной политики на уровне вузов. Ведь даже эффективность высших учебных заведений определяется по множеству показателей, среди которых учебная, научная, проектная деятельность, экономическое благополучие, но не уровень физической активности и развитости студентов.

Стратегия развития физической культуры в Российской Федерации, принятая 28 июня 2010 года, предполагает развитие массового спорта среди молодежи, рост числа здоровых студентов, внедрение в студенческую среду принципов ЗОЖ и регулярности занятий физической культуры. Все эти амбициозные цели должны были быть достигнуты к 2020 году. Однако положение с физической культурой в вузах по-прежнему остается плачевным.

Хорошо иллюстрирует состояние студенческого спорта Универсиада-2019, приходившая в Красноярске. Достижениями на ней мы обязаны не рядовым среднестатистическим студентам, принявшим участие в таком знаковом спортивном мероприятии, а личностям, чьей профессией в скором времени станет спорт, то есть имеющим значительно лучшую подготовку. Следует признать, что в этом смысле мероприятия, подобные Универсиаде, нельзя считать демонстрацией уровня развития студенческого спорта в России.

Система физического воспитания среднего общего образования

Школьное физическое воспитание также весьма противоречиво, особенно в свете недавно реализующихся новых ФГОСов по предмету «Физическая культура». Специалисты обращают внимание на проблемы функционирования данной системы:

1. Негативная статистика ухудшения состояния здоровья школьников, начиная с первого класса, имеющая тенденцию к росту количества заболеваний при переходе из класса в класс.

2. Нежелание детей регулярно нагружать свой организм физическими нагрузками, боязнь уроков физкультуры, избегание любой физической активности, признание занятий спортом сферой интересов профессионалов.

3. Отсутствие грамотной теоретической базы для занятий со школьниками, следствием чего становится их низкая мотивированность на занятия; дети просто не понимают, зачем им нужна физкультура. И естественно, что в такой ситуации самостоятельно спортом займутся лишь единицы. Кроме того, когнитивный компонент дисциплины «Физическая культура» зачастую и вовсе игнорируется в образовательных учреждениях. Однако согласно программе, рекомендованной Минобрнауки РФ под редакцией А.П. Матвеева (2012), на уроках физкультуры обучающиеся должны получить информацию об истории физической культуры, ее состоянии в современном обществе, изучить ее базовые понятия, термины и определения, осознать значимость физической культуры для развития человека [4,5].

4. Несоответствие программных требований по дисциплине «Физическая культура» материально-техническим возможностям образовательного учреждения: отсутствие инвентаря и оборудования для занятий гимнастикой, лыжной подготовкой и т.д. Следствием этого становится отказ образовательного учреждения от реализации таких разделов физической культуры, как «Гимнастика с основами акробатики», «Лыжная подготовка» [4].

Проводя анализ школьного образования, на наш взгляд, нельзя не упомянуть о мо-тивационно-ценностном его компоненте, представленном в трудах ученых: А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Л.А. Блохина, М.Я. Виленского, В.А. Соколова и др., и свидетельствующем о важности физической культуры в сохранении и укреплении здоровья; убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни; осознании значимых мотивов и ценностей своего здоровья; положительном эмоциональном отношении к физической культуре; сформированной потребности в ней. В этом контексте задача общеобразовательной школы направлена на создание фундамента - привитие обучающимся любви к спорту и ориентация их на здоровый образ жизни [3].

Таким образом, в современном обществе физическая культура является ресурсной функцией в формировании необходимых теоретических, методических и практических навыков, реализуемых ежедневно.

Однако предложенная инициатива оценивания в виде формального «зачет-незачет» разрушит не только ценностные компоненты в формировании личности ребенка, но и приведет к еще большему распространению гиподинамии среди школьников, прогрессу заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни. О престиже предметной области «Физическая культура» говорить, естественно, не приходится. Отметка как инструмент в руках учителя является мощным стимулятором активности учеников, несмотря на разную степень подготовленности и состояния здоровья, действенным мотиватором. Система «зачет-незачет», к сожалению, сведет на нет все имеющие достижения в этой области, и полностью обесценит физическую культуру как школьную дисциплину.

Система физического воспитания дошкольного возраста

Концепция физического воспитания дошкольников, представленная в трудах Е.А. Аркина, имеет гуманистическую направленность и построена на прогрессивных идеях русской (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, К.Д.

Ушинский и др.) и зарубежной (К. Гроос, М. Монтессори, Г. Спенсер и др.) педагогики [2]. Как считает Е.А. Аркин, физическое воспитание должно быть направлено на общее оздоровление организма ребенка, улучшение значений показателей развития физических качеств, выносливости. Первостепенными задачами, по его мнению, следует назвать закаливание детского организма, формирование ключевых двигательных навыков, знакомство с гигиеническими нормами. Стоит признать, что все они не утратили своей актуальности и сегодня [2].

Наиболее реально достичь этих целей, используя на занятиях по физической культуре элементы подвижных игр. Этот вид деятельности, по убеждению Е.А. Аркина, наиболее точно отвечает требованиям, стоящим перед современным физическим воспитанием детей: позволяет развивать не только физическую, но и психическую сферу личности ребенка, совершенствует двигательные навыки, культуру общения в ходе взаимодействия с партнерами по игре, помогает сформировать позитивный образ физической культуры в представлении ребенка. Ученый разработал также методические рекомендации по реализации возможностей подвижных игр в практике детского физического воспитания.

Наиболее предпочтителен данный вид физической активности, по мнению Е.А. Аркина, в дошкольном детстве ввиду того, что приоритетный вид деятельности этого периода у детей - игра [2]. Однако система дошкольного образования сегодня во многом дублирует начальную школу в погоне за реализацией методик раннего развития, и вместо должного внимания физическому, социальному и художественно-эстетическому воспитанию львиную долю учебного времени отводит для познавательного развития и освоения «школьных» навыков письма, чтения, счета и т.д. Все это делается в ущерб детскому гармоничному развитию, и потому недопустимо. Игра заменяется полноценными учебными занятиями, что подрывает психоэмоциональное и физическое развитие малыша.

Попробовав учебу на вкус слишком рано, дети теряют мотивацию к дальнейшему обучению, а длительный стресс из-за несоответствия возрастных особенностей и требований взрослых приводит к проблемам со здоровьем. Кроме того, не сформированные на должном уровне полезные привычки в виде регулярной физической активности, в том числе на свежем воздухе, гигиенических навыков, накладывают нежелательный отпечаток на образ жизни будущего полноценного члена общества.

ВЫВОДЫ

1. Анализ современных законодательных актов в сфере физического воспитания позволяет нам говорить о формальном подходе государства к практике преподавания физической культуры на разных уровнях образовательного процесса - от дошкольного до вузовского - ввиду того, что имеющиеся рекомендации весьма расплывчаты и трудно осуществимы на практике.

2. Задача учителя физкультуры - сделать урок полезным с точки зрения физического развития и в то же время привлекательным, интересным для учеников. Однако на практике получается совсем наоборот: формальное соблюдение требований ФГОСов приводит к катастрофическому падению качества физического образования и влечет за собой формирование соответствующего отношения к предмету у обучающихся. Важно понимать, что для каждой категории учеников существует своя шкала роста, это, несомненно, мотивирует, поощряет и заставляет двигаться вперед. Система «зачет-незачет» не имеет в своем арсенале таких инструментов.

3. Содержание дошкольного образования без продуманной системы занятий по физической культуре требует модернизации в соответствии с актуальными задачами социума. Ребенок должен быть защищен от некомпетентных педагогических технологов. Игра в дошкольной системе физического воспитания не должна заменяться полноценными учебными занятиями, так как это ведет к подрыву психоэмоционального и физическо-

го развития малыша.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович, С.В. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре в условиях вуза / С.В. Абрамович, П.А. Васильева // Вестник Читинского государственного университета. - 2010. - № 10. - С. 67-72.

2. Запорожец, А.В. Развитие науки о воспитании детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 10. - С. 18-25.

3. Зверева, Е.Л. Развитие физической культуры старшеклассников-спортсменов как фактор формирования здорового образа жизни : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зверева Елена Леонидовна. - Воронеж, 2012. - 24 с.

4. Королев, А.С. К вопросу проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования / А.С. Королев, Т.Е. Мануковская, Н.Н. Ткачева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (168). - С. 219-222.

5. Лях, В.И. Программа по физической культуре : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2012. - 237 с.

REFERENCES

1. Abramovich, S.V. and Vasilyeva, P.A. (2010), "Optimization of the educational process in physical culture in the conditions of higher education", Bulletin of the Chita state University, 2010, No. 10, pp. 67-72.

2. Zaporozhets, A.V. (1967), "Development of the science of education of children of preschool age", Preschool education, No. 10, pp. 18-25.

3. Zvereva, E.L. (2012), Development of physical culture of high school students-athletes as a factor in the formation of a healthy lifestyle, dissertation, Voronezh.

4. Korolev, A.S., Manukovskaya, T.E. and Tkacheva, N.N. (2018), "To the question: problems of the modern lesson of physical culture in the system of secondary General education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 219-222.

5. Lyakh, V.I. (2012), Program on physical culture: a manual for teachers of secondary school institutions, Enlightenment, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДЕФЕКТОЛОГИЯ", К ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Владимир Владимирович Королёв, кандидат педагогических наук, доцент. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Аннотация

В данной статье рассматривается обоснование включения раздела по мониторингу (контроль и анализ) собственного физического развития студента в методико-практический раздел рабочей программы дисциплины Физическая культура и спорт. Методы и организация исследования. Констатирующий педагогический эксперимент проводился по результатам тестирования испытуемых студентов 1-3 курса (76 человек). Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют о необходимость обучать работе данного вида студентов в рамках дисциплины "Физическая культура и спорт". Заключение. Полученные данные констатируют, что обучение мониторингу собственной работы позволит планировать образовательные достижения. Цель исследования - выявить уровни освоения мониторинга собственных образовательных результатов на различных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: высшая школа, компетенции, методика обучения, бакалавр, мониторинг, программа, физическая культура и спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.