Научная статья на тему 'Современные проблемы физического воспитания студентов вузов (краткий обзор)'

Современные проблемы физического воспитания студентов вузов (краткий обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонсалес Светлана Евгеньевна

Изучение и анализ развития научных исследований в сфере физической культуры показывает значительное повышение внимания отечественных ученых и исследователей к актуальным проблемам за минувшие 25 лет. К середине 90-х годов в целом решена проблема оптимальности физических нагрузок в студенческом возрасте. К концу 90-х практически устранена проблема неопределенности научных представлений и терминологии. В то же время недостаточно обоснованы критерии физической подготовленности занимающихся для различных групп здоровья. Также недостаточно изучена проблема воздействия тренировочных нагрузок на состояние студентов с неодинаковым уровнем физической подготовленности. В этой связи представляется актуальным проанализировать современные подходы к программно-нормативной практике физического воспитания студентов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонсалес Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of physical training of students of higher education institutions (short review)

Study and analysis of development of the scientific researches in sphere of physical training shows substantial increase of attention of the scientists and specialists to the actual problems for the past 25 years. To the middle 90s the problem of the optimality of physical activities for the students has been solved at large. Towards the end of 90s the problem of uncertainty of the scientific representations and terminology has been practically removed. At the same time the criteria of physical readiness of the engaged in sport for the various groups of health have been insufficiently proved. Also the problem of influence of the training loads on health state of the students with unequal level of physical readiness has been insufficiently studied. Thereupon it is urgent need to analyze the up-to-date approaches to the program-standard practice of physical training of Russian students.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы физического воспитания студентов вузов (краткий обзор)»

Контактная информация: gilev@mail.msiu.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

УДК 796.011.3

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

Светлана Евгеньевна Гонсалес, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет Дружбы народов, г. Москва

Аннотация

Изучение и анализ развития научных исследований в сфере физической культуры показывает значительное повышение внимания отечественных ученых и исследователей к актуальным проблемам за минувшие 25 лет. К середине 90-х годов в целом решена проблема оптимальности физических нагрузок в студенческом возрасте. К концу 90-х практически устранена проблема неопределенности научных представлений и терминологии. В то же время недостаточно обоснованы критерии физической подготовленности занимающихся для различных групп здоровья. Также недостаточно изучена проблема воздействия тренировочных нагрузок на состояние студентов с неодинаковым уровнем физической подготовленности. В этой связи представляется актуальным проанализировать современные подходы к программно-нормативной практике физического воспитания студентов России.

Ключевые слова: студент, развитие, воздействие, физическая подготовленность, методология, этап.

MODERN PROBLEMS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (SHORT REVIEW)

Svetlana Evgenievna Gonsales, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Peoples' Friendship University, Moscow

Annotation

Study and analysis of development of the scientific researches in sphere of physical training shows substantial increase of attention of the scientists and specialists to the actual problems for the past 25 years. To the middle 90s the problem of the optimality of physical activities for the students has been solved at large. Towards the end of 90s the problem of uncertainty of the scientific representations and terminology has been practically removed. At the same time the criteria of physical readiness of the engaged in sport for the various groups of health have been insufficiently proved. Also the problem of influence of the training loads on health state of the students with unequal level of physical readiness has been insufficiently studied. Thereupon it is urgent need to analyze the up-to-date approaches to the programstandard practice of physical training of Russian students.

Keywords: student, development, influence, physical readiness, methodology, stage.

Цель обзора заключалась в выявлении современных проблем физического воспитания студентов России.

Данные расширенного анализа развития научных исследований в сфере физической культуры выявляют, что в период 1935-1990 гг. по проблемам физического воспитания студенческой молодежи защищено 273 кандидатских и 8 докторских диссертаций; в период 1990-2015 гг. (на 1 июля 2015 года) насчитывалось, соответственно, 861 и 79 диссертаций [3]. Эти данные указывают на заметное повышение внимания отечественных ученых и исследователей к проблемам физического воспитания в стране за минувший 25-летний период. В этой связи представляется актуальным проанализировать тенденции в методологии и совершенствовании научных подходов к образовательной и программно-нормативной практике физического воспитания студентов вузов.

Развитие управления системой физической культуры в 1990-2015 гг. в целом можно охарактеризовать формированием и разработкой учебно-методических программ физического воспитания, обеспечения преемственности практического учебного материала, научного обоснования коррекции нормативов и требований к физической подготовленности студентов с различным уровнем физического развития и состояния здоровья.

В 90-е годы особое значение приобрела проблема «достаточности и оптимизации двигательной активности» [7, 10]. Данная проблема обсуждалась в рамках концепции физической активности, на основе представлений о закономерностях возрастного развития и морфофункциональных характеристиках организма, типологических особенностях индивида и специфике проявлений моторики, закономерностях стимулируемого развития и реализации двигательного потенциала [2, 12]. В конце 90-х годов, по мнению ряда авторов [5, 13], в теории физической культуры проявились кризисные тенденции. Во-первых, отмечались существенные расхождения фундаментальных представлений и предметно-содержательных основ физической культуры и спорта, которые в западных странах трактуются с принципиально иных исходных позиций [13, с. 40]. Автор проанализировал эволюционное развитие научных представлений и отметил заметные различия по вопросам сущности физического воспитания в нашей стране и за рубежом. В России в качестве ведущей утвердилась точка зрения «воспитание физического в человеке», в противовес прозападной позиции «воспитание через физическое» (там же, с. 41). В основу первой точки зрения были положены потребности развития и цели воспитания, в то время как в основе второй подразумевались возможности физических упражнений. Во-вторых, отмечалось отсутствие упорядоченности представлений в системе научных знаний и её прямое следствие - привнесение в теорию и практику физического воспитания обновленных теоретических «разработок» и «технологий», зачастую не получавших экспериментального обоснования. В-третьих, возникшие противоречия и существенная неопределенность научных представлений и терминологии в сфере физической культуры обусловливали торможение развитие системы физического воспитания по стране в целом. Однако автор заметил, что ситуация кризиса в науке может иметь естественный ход событий, но это кризис не собственно науки, а составляющих ее теорий и концепций (там же, с. 42). Обсуждения актуальных научных направлений наметили завершение теоретического противостояния, способствовали интеграции преобразований в сфере физической культуры, в том числе в системе образования [1, 12, 14].

Все более очевидной в первом десятилетии XXI века представлялась необходимость преобразований и модернизации в сфере физического воспитания студенческой молодежи. Попытки «коррекции» методических основ или отдельных компонентов системы физического воспитания (цели и задачи, полномочия органов управления, программно-нормативные документы) в 90-е годы способствовали значительному снижению эффективности системы физического воспитания в ВУЗах [8, с. 58; 11, с. 95]. Совершенствование учебного программного материала всегда связано с необходимостью анализа итогов и обобщения предшествующего опыта, с текущими тенденциями развития системы студенческого физического воспитания и спорта, модернизацией технологий и обновлением содержания занятий по физическому воспитанию для решения задач образования студентов [9, с. 62-63].

Одна из концепций совершенствования системы физического воспитания студентов [15] обозначила приоритетные направления системных преобразований в сфере физической культуры студентов. Авторы предложили три основных раздела концепции. Первый раздел - организационно-педагогические основы физического воспитания и спортивного совершенствования - предполагает их обязательный статус в рамках учебной дисциплины на протяжении всего периода обучения в вузе, в объеме не менее четырех часов в неделю. Для студентов с выраженными спортивными способностями концепция предусматривает разработку программ спортивной подготовки, для студентов с

ослабленным здоровьем - программы оздоровительной тренировки. Второй раздел концепции посвящен обеспечению компонентов физического совершенствования, которое включает широкую информационно-познавательную деятельность. Третий раздел концепции - совершенствование управления процессами физического воспитания и спорта студентов - направлен на расширение правового обеспечения деятельности ВУЗа или кафедры, на примере приоритета самостоятельного формирования образовательных и воспитательных программ. Однако анализ разделов данной концепции выявляет несущественные отличия от предшествующих вариантов концепции.

В связи с современной тенденцией укрупнения профильных ВУЗов до уровня образовательных центров предложена концептуальная кластерная модель эффективного управления системой студенческого спорта [6], альтернативная еще недавно сложившейся схеме «кафедра - спортклуб». Одна из целей авторов заключалась в разработке инте-гративных механизмов реорганизации студенческого спорта до уровня системы физического воспитания и спорта высоких достижений. При этом деятельность спортивных клубов рассматривается авторами в качестве движущего фактора перспективного развития студенческой физической культуры и спорта.

Более убедительно, на наш взгляд, представлена специфика взаимодействия компонентов в структуре на отдельных уровнях, и между ними, в методологии физического воспитания, разработанной специалистами Санкт-Петербургского НГУ им. П.Ф. Лесгафта [4]. Данная концепция в изначальном толковании определяется авторами как модель некоторого прогноза, для анализа которой целесообразно применить системный подход. Концепция представлена как система взглядов и способов достижения целей физического воспитания (там же, с. 36). Содержание концепции рассматривается в трех аспектах -научном, описательном и процессуальном. Это позволяет, по мнению авторов, максимально объективизировать четко систематизированную информацию о процессах в многоуровневой системе физического воспитания. Авторы обосновали ведущие направления совершенствования системы физического воспитания не только в многолетнем аспекте, но и адаптировали разработку к системе высшего образования. Показано также, что содержательные компоненты в структуре концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания адаптированы к варианту концепции спортизации двигательной активности студентов спортивного клуба ВУЗа [16]. Варианты концепций, представленных в более ранних публикациях [7, 10, 12, 15], также раскрыли ряд направлений развития системы физического воспитания. Однако они не в полной мере уточняли специфику реализации концепции с позиций многоуровневой системы физического воспитания в современной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение материалов данного обзора позволило определить, что в течение последних 25 лет наметились изменения в методологии системы физического воспитания студентов. В начале 90-х годов в целом решена проблема оптимальности физических нагрузок в студенческом возрасте. К концу 90-х практически снята проблема неопределенности научных представлений и терминологии. Однако недостаточно обоснованы критерии физической подготовленности занимающихся различных групп здоровья, что создает дополнительные трудности в проведении занятий. Недостаточно изучена также проблема воздействия тренировочных нагрузок на организм студентов с неодинаковым уровнем физической подготовленности. В последние 15 лет в активной разработке проблема индивидуализации занятий на основе личных предпочтений студентов.

Разработанная специалистами НГУ им. П.Ф. Лесгафта педагогическая концепция, как представляется, основана на пространственно-функциональном взаимодействии во времени большинства компонентов системы физического воспитания студентов. Контрольный фактор времени в разработанной авторами технологии «прозрачного» и эффективного функционирования многоуровневой системы физического воспитания, на наш

взгляд, позволяет также применить данную концепцию на этой основе в условиях многоуровневой системы образования в современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, С.М. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуре (лицей - колледж - вуз) / С.М. Ахметов. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 283 с.

2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. -С. 19-22.

3. Баранов, В.Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-9.

4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Геращенко, И.Г. О принципе неопределенности в спортивной педагогике / И.Г. Геращенко, А.И. Шамардин, Ю.А. Зубарев, А.А. Кудинов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 2-6.

6. Григорьев, В.И. Управление системой студенческого спорта в новых условиях / В.И. Григорьев, А.В. Таймазов, Ю.К. Шубин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 3 (97). - С. 47-52.

7. Ильинич, В.И. (2003), Физическая культура студента, М., «Гардарики», 2003. - 446 с.

8. Калинина, Н.Е. Российская система физического воспитания : прошлое, настоящее и будущее / Н.Е. Калинина, В.С. Якимович, М.Н. Жегалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 54-60.

9. Капичникова, О. Б. Модернизация образовательного процесса в современном ВУЗе / О. Б. Капичникова, О.В. Романова, А. И. Капичников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 60-63.

10. Кряж, В. Н. Концепция базовой программы физического воспитания учащихся и студентов Белорусской ССР / В.Н. Кряж, А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6. - С. 2-8.

11. Лихачев, О.Е. Физическое воспитание студентов : традиции, направления развития / О. Е. Лихачев, В. Н. Смирнов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 92-97.

12. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : Монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 306 с.

13. Наталов, Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры / Г.Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 40-42.

14. Пономарев, Г.Н. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 9-14.

15. Раевский, Р.Т. Концепция эффективной постановки физического совершенствования студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях / Р.Т. Раевский, А.Г. Рыбковский, С.М. Канишевский, В.П. Краснов [под общ. ред. Р.Т. Раевского] / Физическое совершенствование студенческой молодежи : стратегия и инновационные технологии : монография : материалы межд. науч.-пр. симпозиума (г. Одесса, 22-23 сентября 2011 г.). - Одесса : Наука и техника, 2011. - С. 19-23.

16. Чистяков, В. А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом ВУЗе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Akhmetov, S.M. (2004), Innovations at System of the Professional Education in Physical Culture (college - high school - university), Theory and Praxis Physical Culture, Moscow, Russian Feder-

ation, 283 p.

2. Balsevich, V.K. (2003), "The Sports-orientation and Physical Education: An Educational and Social Aspects", Theory and Praxis Physical Culture, No. 5, pp. 19-22.

3. Baranov, V.N. and Shustin, B.N. (2015), "Comparative Analysis of Dissertational Research in Physical Education and Sports for the Years 1935-2015 (the USSR and the Russian Federation)", Vest-nik Sportivnoy Nauki, No. 4, pp. 3-9.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Structure and Content of the Pedagogical Conception of Improvement multilevel System of Physical Training in Russia", Uchenye zapiski Universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 97, No 3, pp. 35-41.

5. Geraschenko, I.G., Shamardin, A.I., Zubarev, Y.A. and Kudinov, A.A. (1998), "About of Principle a Noncertaintity in Sports Pedagogic", Theory and Praxis Physical Culture, No. 9, pp. 2-6.

6. Grigoriev, V.I., Taymazov, A.V. and Shubin, Y.K. (2013), "Management of the Students Sport System in modern Conditions", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3. pp. 47-52.

7. Ilyinich, V.I. (2003), Physical Culture of Student, Moscow, Gardariki, 446 p.

8. Kalinina, N.E., Yakimovich, V.S. and Gegalova, M.N. (2014), "Russian System of Physical Education : the Past, Present and Future", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 54-60.

9. Kapichnikova, O.B., Romanova, O.V. and Kapichnikov, A.I. (2014), "Modernization of the Educational Process at the modern University", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 60-63.

10. Kryag, V.N., Gougalovsky, A.A. and Vorsin, E.N. (1991), "Conception the Basic Program of Students Physical Education in Belorussian SSR", Theory and Praxis Physical Culture, No. 6, pp. 2-8.

11. Likhachyov, O.E. and Smirnov, V.N. (2014), "Physical Education of Students : the Traditions, Development Directions", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 92-97.

12. Lukyanenko, V.P. (2005), The modern Status the Concept of Reforming the System of General Education in the Field of Physical Culture : monograph, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation. -306 pp.

13. Natalov, G.G. (1998), "Evolution of the Scientific Performance at Object and Crisis full Theory of Physical Culture", Theory and Praxis Physical Culture, No. 9, pp. 40-42.

14. Ponomarev, G.N. (2000), "Government Standards of Education in Field of Physical Culture and Sports : Problems and Perspectives of Improvement", Theory and Praxis Physical Culture, No. 12, pp. 9-14.

15. Raevskiy, R.T., Rybkovskiy, A.G., Kanishevskiy, S.M. and Krasnov, V.P. (2011), Conception of efficacious Staging at Physical Perfection of Students in Contemporary social-economics Conditions : monograph, Int. Sci. Symp. (Odessa, 22-23.9.2011), Science and Technics, Odessa, pp. 19-23.

16. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of Structure-Pedagogic Conception at "sportization" of Physical Education in technical University at Means Sport Club", Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: gonsales.svetlana@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2016

УДК 796.922.093.642

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ БИАТЛОНА

Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор,

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка,

Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Николаевна Сивкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются этапы развития современного биатлона, даются новые материалы по истории становления спортивных дисциплин биатлона, по совершенствованию техники пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.