К вопросу совершенствования информационной базы анализа доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта для целей управления On the question of improving the information base of analysis of income and expenses of the organizations of inland waterway transport
for management purposes
Ольга Вадимовна Почекаева, старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита, Волжская государственная академия водного транспорта
e-mail: [email protected] Olga Pochekaeva, teacher of chair accounting, analysis and audit Volga State Academy of Water Transport e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются виды экономической информации как информационной базы для проведения анализа доходов и расходов для целей управления организаций внутреннего водного транспорта. Для получения достоверных результатов анализа необходима правдивая и объективная информация, в связи с чем приведены качественные характеристики информации, используемые в международной практике учета и составления отчетности. Предложена форма внутренней отчетности для анализа расходов процесса перевозки в разрезе подпроцессов.
Ключевые слова: доходы, расходы, управление, анализ, информация, процессы
Abstract
This article discusses types of economic information as a data base for analysis of income and expenditure for the purposes of management of inland water transport. To obtain reliable results of the analysis requires an objective and truthful information in connection with what are the qualitative characteristics of information used in the international accounting and reporting. We propose a form of internal reporting for the analysis of transportation costs in the process of sub-section.
Keywords: revenues, expenses, management, analysis, information, processes
Управление организациями внутреннего водного транспорта в должно быть основано на применении системы методов и средств, которые обеспечивают возможность создания качественной информационной базы. Важнейшей составляющей информации, необходимой для управления, является информация о доходах и расходах, связанных с оказанием услуг. Наличие такой информации позволит более точно прогнозировать финансовый результат, своевременно выявлять отклонения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности, принимать обоснованные решения по вопросам ценообразования. Потому формирование информационной базы анализа для целей управления является одной из приоритетных задач в современных условиях.
Основой экономического анализа в настоящее время является мониторинг деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. постоянный и систематический контроль состояния деятельности предприятия, выявление причинно-следственных связей между различными показателями, установление основных тенденций и закономерностей [7]. Основным источником информации является система бухгалтерского учета, а именно, система бухгалтерского управленческого учета, который можно представить как вид учета, формирующий информацию для целей планирования, анализа и принятия решений.
К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований - оперативность информации, сопоставимость, аналитичность,
достоверность и др. В противном случае выводы, сделанные по результатам проведенного экономического анализа, не будут соответствовать действительности, а рекомендации могут оказаться бесполезными или нанести вред. Поэтому перед проведением анализа необходимо дать оценку надежности информации. В последнее время в учебной и научной литературе стала встречаться терминология «качество анализа», чаще всего связанное с оценкой надежности, достоверности и объективности результатов деятельности.
Достоверность информации является одним из факторов, влияющих на принятие управленческих решений. Правильное и грамотное заполнение форм отчетности, корректное составление анализируемых документов необходимо для получения качественных результатов анализа. Опыт отечественной и мировой практики показывает, что важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль ее качества [1].
В нормативных документах, регламентирующих составление бухгалтерской отчетности в РФ, не содержится требований к качеству отчетности. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (в ред. приказа МФ РФ от 08.11.2010 Ш42н) содержит лишь общие требования к бухгалтерской отчетности - достоверности, полноты и независимости. В свою очередь, международные стандарты финансовой отчетности, а именно, Принципы подготовки и представления финансовой отчетности, уделяют особое внимание качественным характеристикам финансовой отчетности, среди которых выделяют понятность, уместность, важность, надежность и сопоставимость. Качество информации может быть ограничено рядом факторов, к которым относятся своевременность (оптимальное соотношение между уместностью и надежностью) и баланс между выгодами и затратами. Таким образом, обеспечение основных качественных характеристик и применение соответствующих стандартов приводит к обеспечению достоверности и объективности содержащейся в финансовой отчетности информации [4].
Качественные характеристики информации могут быть применимы как к внешней отчетности, так и внутрифирменной (управленческой). Однако к внутрифирменной отчетности могут предъявляться дополнительные требования: адресность (информация предназначена конкретному
пользователю, учитывая его функциональные должностные обязанности), оперативность, достаточность, аналитичность (соответствие целям анализа и отражение результатов анализа), гибкость и инициативность (возможность модифицировать показатели для целей факторного анализа), полезность [2].
Аналитическую подготовку и непосредственно анализ невозможно проводить без классификации и систематизации информации. Если отсутствуют четкие признаки классификации, позволяющие однозначно отнести информацию к тому или иному типу, то возникает путаница и смешивание однородных аналитических объектов. Поэтому четкую классификацию и структурирование информации следует считать еще одним фактором, влияющим на качество анализа [6].
Информация разнообразна и подразделяется в зависимости от обслуживаемой ею человеческой деятельности. Можно выделить научную, техническую, управленческую, экономическую, производственную, социальную и другие виды информации. Если говорить об экономическом анализе деятельности организации, то он использует в основном информацию экономическую, хотя в отдельных случаях используется также техническая и технологическая информация. Очевидно, что при формировании и использовании экономической информации необходимо ориентироваться на системный подход, который нацеливает аналитиков на раскрытие целостности объекта, его многообразных связей и сведение их в единую целостную картину[7].
Классификация экономической информации для анализа доходов и расходов для целей управления представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Классификация экономической информации
На величину доходов организаций внутреннего водного транспорта оказывают влияние грузооборот (пассажирооборот) и провозная плата (доходная ставка). Величина грузооборота (пассажирооборота) и объема перегружаемых грузов зависит в первую очередь от спроса на данный вид перевозок (развитие промышленности, строительства...), запрета на ввоз (вывоз) определенных видов грузов, наличия флота (перегрузочных
механизмов). Уровень доходной ставки по перевозкам грузов зависит от рода перевозимого груза, дальности перевозок, от того, связаны ли пункты отправления и назначения железной дорогой, размера партий, вида водных путей (магистральные или малые реки) и других факторов. На данном этапе необходимы внешние источники экономической информации.
Учет эксплуатационных расходов основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта осуществляется по транспортным, вспомогательным судам, пассажирским вокзалам, дебаркадерам, перегрузочным работам, вспомогательным производствам, управлению и обслуживанию производства. Для анализа расходов необходима техническая информация о судах и погрузо-разгрузочных механизмах (для обоснованных расчетов материальных, трудовых и других затрат), технико - экономические нормы и нормативы для прогнозирования расходов и составления планов, оперативные отчеты о ходе выполнения перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, информация об использовании флота, пропускной способности портов, наличии грузов в портах [3].
Информация статистического учета полезна для выявления тенденций поведения основных показателей. До 2009 года предприятия водного транспорта представляли в органы статистики порядка 25 форм отчетности, раскрывающих наличие, движение и использование судов в разрезе их видов, сведения о перевозках грузов и пассажиров, объемах перегрузочных работ, обстановки на внутренних водных путях, сведения о продукции внутреннего водного транспорта. Но приказ Министерства экономического развития РФ и Росстата № 205 от 23.09.2009 «Об утверждении статистического
инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи» оставил только три - № 1-река, №1-ТР (вод), 1-Тариф (внутр. вод.). Остальные, ранее официальные, формы статистической отчетности в настоящее время являются внутренними формами отчетности организаций. Таким образом, статистические данные можно разделить на две составляющие:
централизованно формируемые статистические данные (регулярно
публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую и финансовую направленность) и внутренняя статистика организации
(статистические данные по предприятию по основным показателям
деятельности).
Учет и калькулирование затрат производится по форме Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта», которая дает информацию о доходах от перевозок пассажиров, сухогрузов, нефтегрузов и др. и перегрузочных работ; плановых и фактических данных о расходах по содержанию транспортного флота (по видам), рейдового и
служебно-вспомогательного флота, расходов по содержанию транспортных предприятий, управления пароходства, подразделений связи, общеэксплуатационных расходах, расходах по перегрузочным работам; о группировке расходов по экономическому содержанию; о финансовых результатах основной деятельности (приводятся плановые и фактические данные по доходам, расходам и затратам на рубль доходов).
Информация, в отношении доходов и расходов организаций водного транспорта формируется, в основном, в отчете о прибылях и убытках. В этой форме отчетности можно найти информацию о доходах и расходах от основных видах деятельности (выручка, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы), о прочих доходах и расходах.
Обычно анализ проводится, по принципу дедукции, т.е. от общего к частному, от обобщающих показателей (чаще всего от прибыли) к частным, и чаще всего как постфактум. Результаты такого анализа интересны скорее как исторический опыт, а потому более привлекателен анализ в режиме реального времени.
Анализ доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта необходимо начать с оценки качества информационной базы. Следует проанализировать первичные документы, а также информацию, содержащуюся в учетных регистрах и отчетности (оперативной, финансовой, управленческой,
статистической, ведомственной). Предпочтение целесообразно отдавать первичным документам, так как они наиболее точно отражают реальную ситуацию, в них отсутствуют искажения, которые могут возникнуть на этапе последующей обработки при формировании учетных регистров. Информация, содержащаяся в учетных регистрах и отчетности, является результатом применяемой в организации методики обработки информации. Нельзя допустить, чтобы информация была утеряна (пропущена), при переносе данных из одного регистра в другой, так как это может оказать негативное влияние на результаты анализа и принятие решений. Первичные документы играют особую роль в исследовании позиций управленцев. То, «как» и «когда» они составляются, оказывается очень важным для принятия управленческих решений. Они обеспечивают исследователя нужной аналитикой. Если в первичных документах степень детализации недостаточна, то возможности проведения анализа значительно сужаются. Если действующая практика ведения документов не позволяет своевременно выявлять отклонения факта от плана, то рекомендации по результатам анализа, могут потерять свою актуальность. Если первичные документы не «привязаны» к процессам, то экономический анализ процессов затруднен. Представляется актуальным формирование информации о доходах и расходах предприятий водного транспорта в разрезе процессов и подпроцессов, так как это позволит выявить стабильность тех или иных доходов и расходов, что, в свою очередь, позволит спрогнозировать уровень показателей на будущее.
Например, процесс перевозки груза можно разбить на несколько подпросессов: переход судна к порту погрузки (если необходимо), подготовка судна к погрузке, погрузка груза, крепление палубного груза, перевозка груза, выгрузка груза. В настоящее время составляется рейсовый отчет, в котором отражаются все расходы. Фактические расходы сравниваются с плановыми, выявляются отклонения, устанавливаются причины этих отклонений, появляется возможность избежать перерасхода в следующем рейсе. Однако в данной ситуации невозможно своевременно повлиять на формирование
расходов. Если в планово-экономический отдел своевременно будет предоставлена информация о расходах (и доходах) по каждому подпроцессу перевозки, появляется возможность скорректировать расходы уже в процессе осуществления перевозки. Но для этого формы учетных регистров необходимо модифицировать с целью повышения информативности, а также разработать алгоритм расчета расходов по подпроцессам. Предлагаемая форма и алгоритм расчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Отчет о расходах судна по подпроцессам перевозки
Статья затрат Фактические расходы Нормативные расходы
Регулируемые расходы (с точки зрения капитана - хозяина процесса)
Топливо ЭРТ _ Дт * Ст, где Дт. - расход топлива (по отчету старшего механика) Ст. - стоимость одой тонны топлива, руб. Т * t + Т * t + Т * t ЭР Х. Х. м. м. Ст. Ст. * С Т _ 1000 т где: Тх. - нормативный расход топлива на ходу, кг/час; Тм. - нормативный расход топлива при выполнении маневров, кг/час; Тст. - нормативный расход топлива на стоянках, кг/час; tx - время хода за подпрцесс, час. и - время, затраченное на выполнение маневров за подпроцесс, час ^т. - время, затраченное на стоянки за подпроцесс, час Ст. - стоимость одой тонны топлива, руб.
Смазочные материалы По отчету старшего механика Расход смазочных материалов составляет 2% от расходов на топливо. ЭРСМ _ 0,02* Дт * Сем., где Ссм. - стоимость одной тонны смазочных материалов, руб.
Материалы навигацио По отчету старшего помощника капитана Стоимость навигационных материалов составляет 5% от стоимости расходов на
нные топливо ЭРМн = 0,05 хТ, руб
Заработная плата ЭРЗП _ ЗПОКЛ + ЗПНВУ + ЗППР где: ЗПокл - заработная плата в соответствии с должностным окладом, ЗПнву - доплаты за работу в ночное, вечернее и утреннее время, ЗПпр - прочие доплаты и надбавки. к О х К О ГГ _ доплат + ^ГЗП - 2-і 311 і - 30 5 пп , где 30,5 - среднее количество дней в месяце навигации; О - оклад члена команды судового экипажа, руб. к- количество членов судового экипажа ^п _ количество дней подпроцесса К доплат _ коэффициент, учитывающий виды доплат (в среднем 1,9-2,2)
Страховые взносы ЭРСВ _ ЭРЗП хСтавка страх, взносов ЭРсв = ЭРзп хСтавка страховых взносов
Рацион бесплатног о питания По отчету старшего помощника капитана ЭРРБП = к х Ар.п. х*пп,, где к- количество членов судового экипажа Арп _ стоимость рациона коллективного питания на 1 человека, руб. ^п _ количество дней подпроцесса
Комплексн ое обслужива ние флота По отчету старшего помощника капитана L ЭРкоф = ^ Ставкаі х Уі, где і=і Vi _ объем принятых портом подсланевых и/или хозяйственно-фекальных вод (в тоннах), выданной питьевой воды (в тоннах) или сданного мусора в контейнерах. Ставкаі _ ставка в рублях за 1 тонну или 1 контейнер L _ вид обслуживания
Текущий ремонт судна По отчету старшего помощника капитана Укрупнено эти расходы составляют 25 _ 30% от суммы расходов на текущий ремонт. ЭР рем = ЭРтр * 25%, руб
Прочие расходы По отчетам ответственных лиц Суммы прочих прямых расходов укрупнено составляют 1% от суммы выше перечисленных расходов.
Нерегулируемые расходы (с точки зрения капитана - хозяина процесса)
Портовые и навигацио нные сборы т ЭРПНС = ^ Ставка сбораі х Единицу валовой вместимости суднаі, і= 1 где т - виды сборов
Амортизац ия судна ЭР = ПНСс *КА *^ А 100*365 ,где N. - норма амортизационных отчислений по судну, %; ПНСс. - первоначальная стоимость судна, руб.
Страхован ие судна ОЕ) Страховая премия ЭРСТРАХ = » , , Х^пп 365
Итого ЭРфАКТ =Ъэр, + Ъэр, і=1 і=1 ЭРном =&Р, + ^Р, і=1 і=1
где: г - статья регулируемых затрат эксплуатационных расходов судна п - статья нерегулируемых затрат эксплуатационных расходов судна
Анализ затрат по статьям дает возможность выявить отклонения и установить их причины, деление затрат на регулируемые и нерегулируемые дает возможность установить виновника отклонений. Данная информация формируется с учетом специфики деятельности организаций внутреннего водного транспорта, периодичность составления соответствует потребностям в ней для обоснования решений, основной акцент делается на учет отклонений от запланированного уровня и выявления причин этих отклонений [5]. Так как информация об отклонениях интересна в момент принятия решений, позволяющих скорректировать величину доходов или расходов организации, целесообразно пересмотреть организацию учета фактов хозяйственной деятельности организаций внутреннего водного транспорта: информация об
отклонениях должна формироваться автоматически и аккумулироваться на специально предназначенных счетах. В этом случае исключается не добавляющая ценность потребителю рутинная операция, связанная с расчетом отклонений, а также обеспечивается своевременность выявления отклонений. Вследствие этого анализ может проводиться в любой момент и появляется возможность вовремя скорректировать деятельность.
Таким образом, для совершенствования информационного обеспечения анализа доходов и расходов для целей управления ими необходимо создание на базе первичной документации единого информационного пространства, анализ которого позволит менеджменту принимать адекватные управленческие решения.
Библиографический список:
1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180).
2. Беллендир М. В. Информационное обеспечение анализа финансовоэкономической стабильности организации// Научные записки НГУЭУ, 2009, №3 (электронный журнал).
3. Легостаев В.А. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. -М., Транспорт, 1976. - 253 с.
4. МСФО: точка зрения КПМГ: Практическое руководство по международным стандартам финансовой отчетности. 2009/2010: В 2 ч./Пер. с англ.-6-е изд.-М.: Альпина Паблишерз, 2010.
5. Почекаева О.В., Щепетова В.Н. Особенности управленческого учета и анализа на предприятиях внутреннего водного транспорта// Труды 14-го международного научно-промышленного форума «Великие реки». Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, специалистов и студентов «Проблемы использования и
инвестиционного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек». Том 2. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - 382 с.
6. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. - 2-ое изд., доп.-М.: Инфра-М, 2005. - 366 с.
7. Щепетова В.Н. Системно-целевой подход к анализу экономического потенциала коммерческих организаций. Проблемы методологии: монография/ В.Н. Щепетова, Н.В. Сивоволов, - Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ,
2009.- 208 с.
References:
1. The concept of bookkeeping and accounting in Russia for the medium term (approved by Order of the Minister of Finance of the Russian Federation from July 1, 2004 N 180).
2. Bellendir M. V. Information Support analysis of financial and economic stability of the organization / / Scientific Notes NSUEM, 2009, № 3 (electronic magazine).
3. Legostaev V.A. Analysis of the economic activity of river transport. - M., Transport, 1976. - 253 p.
4. IFRS: KPMG's view: A Practical Guide to International Financial Reporting Standards. 2009/2010: At 2 h. / Trans. with English-6th izd.-M.: Alpina Publishers,
2010.
5. Pochekaeva O.V., Schepetova V.N. Features of management accounting and analysis on the inland waterway transport enterprises / / Proceedings of the 14th International Scientific and Industrial Forum "Great Rivers". Proceedings of Scientific Conference of the faculty, graduate students, professionals and students, "Problems of the use and investment development of inland waterways in the basins of great rivers." Volume 2. - Nizhny Novgorod. Publisher FBOU VPO "VGAVT," 2012. - 382 p.
6. Sheremet, AD The theory of economic analysis. Tutorial. - 2nd ed. Dop.-M.: Infra-M, 2005. - 366 p.
7. Schepetova V.N. The system-oriented approach to analyzing the economic potential of commercial organizations. Problems of methodology: a monograph /
V.N. Schepetova, N.V .Sivovolov - Nizhny Novgorod. Publisher FGOU VPO "VGAVT," 2009. - 208 p.