Научная статья на тему 'Особенности применения метода АВС на предприятиях внутреннего водного транспорта'

Особенности применения метода АВС на предприятиях внутреннего водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ДОХОДЫ / INCOME / РАСХОДЫ / EXPENSES / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЗАТРАТЫ / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почекаева О.В.

Повышение эффективности деятельности предприятий речного транспорта, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде требует новых подходов к управлению. В связи с необходимостью гибкого управления затратами, организации пересматривают подходы к формированию себестоимости продукции (работ, услуг), так как традиционные методы учета затрат и калькулирования себестоимости не дают прозрачной картины взаимосвязи изменения затрат с поведением рынка, а, значит, отсутствует управление затратами. В этой связи определенный интерес представляет методика калькулирования себестоимости, бюджетирования и управления на основе видов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES FOR THE APPLICATION OF ABC ENTERPRISES OF INLAND WATER TRANSPORT

Improving the performance of river transport companies, both in short and long term requires new approaches to management. Due to the necessity of adaptive management costs, organizations are reviewing the approaches to the formation of the cost of production (works, services) as well as traditional methods of cost accounting and cost calculation does not give a clear picture of the relationship of costs to change the behavior of the market and, therefore, no management costs. In this context, particular interest is the method of calculation of costs, budgeting and management of activity-based.

Текст научной работы на тему «Особенности применения метода АВС на предприятиях внутреннего водного транспорта»

УДК 657

О.В. Почекаева

старший преподаватель, кафедра учета, анализа и аудита, ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АВС НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Повышение эффективности деятельности предприятий речного транспорта, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде требует новых подходов к управлению. В связи с необходимостью гибкого управления затратами, организации пересматривают подходы к формированию себестоимости продукции (работ, услуг), так как традиционные методы учета затрат и калькулирования себестоимости не дают прозрачной картины взаимосвязи изменения затрат с поведением рынка, а, значит, отсутствует управление затратами. В этой связи определенный интерес представляет методика калькулирования себестоимости, бюджетирования и управления на основе видов деятельности.

Ключевые слова: транспорт, доходы, расходы, процессный подход, управление, затраты.

0.V. Pochekaeva, teacher of chair accounting, analysis and audit, Volga State Academy of Water Transport

FEATURES FOR THE APPLICATION OF ABC ENTERPRISES OF INLAND WATER

TRANSPORT

Abstract. Improving the performance of river transport companies, both in short and long term requires new approaches to management. Due to the necessity of adaptive management costs, organizations are reviewing the approaches to the formation of the cost of production (works, services) as well as traditional methods of cost accounting and cost calculation does not give a clear picture of the relationship of costs to change the behavior of the market and, therefore, no management costs. In this context, particular interest is the method of calculation of costs, budgeting and management of activity-based.

Keywords: transport, income, expenses, process approach, management, costs.

Транспорт - связующее звено в экономике страны, одна из наиболее фондоёмких, трудоёмких и энергоёмких производственных сфер экономики. Транспортной отрасли присуще техническое, технологическое и экономическое своеобразие, существенно отличающее её от других сфер материального производства. Произошедший спад в развитии экономики страны не мог не сказаться на транспортной отрасли, в частности, и внутреннем водном транспорте. Очевидно то, что внутренний водный транспорт имеет специфику, которая значительно отличает его от других видов транспорта:

1. Сезонный характер хозяйственной деятельности предприятий речного транспорта.

2. Географическая замкнутость отдельных водных бассейнов и различие в параметрах водных путей.

3. Использование организациями внутреннего водного транспорта водных ресурсов, имеющих общегосударственное значение.

4. Предоплата как основная форма действующей системы расчётов за перевозки.

5. Социальная значимость функционирования речного транспорта в Российской Федерации.

6. Структура себестоимости.

Данная специфика обуславливает особенности проведения анализа доходов и расходов организаций водного транспорта. Анализ доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта представлен в таблице 1 [4, 5].

Как видно из таблицы 1, доходы от перевозок грузов имеют тенденцию к снижению и в 2009 году составили 28,1 млрд руб., что на 21% ниже, чем в 2007 году. Расходы от перевозок грузов также снизились и составили в 2009 году 29 млрд руб., что на 25% ниже, чем в 2007 году. Темпы снижения расходов превышают темпы снижения доходов, что не могло не повлиять на увеличение прибыли в 2009 году до 3,4 млрд руб., что на 26% выше, чем в 2007 году. Пассажирские перевозки для организаций водного транспорта являются убыточными. В 2010 году произошло увеличение как доходов, так и расходов от перевозок грузов и пассажиров, но из-за превышения темпов роста расходов над доходами, произошло снижение прибыли от перевозок грузов на 24% и увеличение убытка от перевозок пассажиров на 60% по сравнению с 2009 годом.

Таблица 1 - Финансовые результаты от перевозок грузов внутренним водным

транспортом общего пользования

Показатели 2007 2008 2009 2010 Темп изм. 2008 к 2007, % Темп изм. 2009 к 2008, % Темп изм. 2010 к 2009, %

Доходы от перевозок грузов и пассажиров, всего, млрд руб. 39,9 37,9 32,2 36,5 -5 -15 13

В том числе: грузов 35,7 34,4 28,1 31,9 -4 -18 14

пассажиров 4,2 3,5 4,1 4,6 -17 17 12

Расходы от перевозок грузов и пассажиров, всего, млрд руб. 37,4 37,2 29,3 34,7 -1 -21 18

В том числе:грузов 33 33 24,7 29,3 0 -25 19

пассажиров 4,4 4,2 4,6 5,4 -5 9 17

Прибыль или убыток от перевозок грузов и пассажиров, всего, млрд руб. 2,5 0,7 2,9 1,8 -72 314 -39

В том числе:грузов 2,7 1,4 3,4 2,6 -48 143 -24

пассажиров -0,2 -0,7 -0,5 -0,8 250 -29 60

Повышение эффективности деятельности предприятий речного транспорта, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде требует новых подходов к управлению.

В настоящее время многие российские организации занимаются внедрением процессного подхода к управлению и проводят подготовку и сертификацию по стандартам ISO серии 9001:2008. Стандарт ИСО в России был разработан ВНИИС для того, чтобы помочь организации внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества [1].

Стандарт трактует деятельность организации как процесс, который использует ресурсы для «преобразования входов в выходы» [1].

С точки зрения процессного подхода организация представляет собой набор процессов, которые должны реализовываться в определенной последовательности для достижения конечного оптимального результата.

Процессный подход позволяет учесть такие аспекты бизнеса, как ориентация на конечный результат (продукт), заинтересованность каждого исполнителя в результате труда (качестве продукта), оптимизация обмена информацией между подразделениями.

Все процессы, происходящие в организации, взаимосвязаны, в них участвуют различные подразделения и службы. Процессы выстраиваются в определенной последовательности. Каждый процесс имеет свою цель. Управляя процессами, организация добивается повышения эффективности своей деятельности.

Система процессного управления регламентирует [2]:

- порядок планирования целей и деятельности;

- взаимодействие между процессами и подразделениями предприятия;

- ответственность и полномочия должностных лиц, в т.ч. владельцев процессов;

- порядок работы и действий в нештатных ситуациях;

- порядок и формы отчетности перед высшим руководством;

- систему показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности предприятия в целом и его процессов;

- порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.

На результаты деятельности влияют как доходы, так и расходы организации. В связи с необходимостью гибкого управления затратами, организации пересматривают подходы к формированию себестоимости продукции (работ, услуг), так как традиционные методы учета затрат и калькулирования себестоимости не дают прозрачной картины взаимосвязи изменения затрат с поведением рынка, а, значит, отсутствует управление затратами [3]. Вследствие этого определенный интерес представляет методика калькулирования себестоимости, бюджетирования и управления на основе видов деятельности или методика АВС-АВВ-АВМ.

ABB (Activity Based Budgeting) - планирование бюджета на основе выполняемых функций (операционное планирование бюджета): планирование бюджета компании или инвестиционного проекта с использованием принципов, средств и методов ABC. Фактически представляет собой обратное проектирование ABC-системы [6].

ABC (Activity Based Costing) - функционально-стоимостной анализ: метод определения стоимости и других характеристик изделий и услуг на основе функций и ресурсов, задействованных в бизнес-процессах [6].

АВМ (Activity Based Management) - управление на основе ABC-информации (операционное управление): методология, описывающая средства и способы управле-

ния организацией для совершенствования бизнес-процессов и повышения прибыльности на основе информации, предоставляемой в результате ABC-анализа [6].

В результате применения этой методики прослеживается взаимосвязь между действиями, осуществляемыми для выпуска продукции (оказании услуги) и величиной затрат, которые ими порождаются. Очевидно, что для принятия управленческих решений наиболее ценной является информация о переменных затратах. При использовании метода АВС-АВВ-АВМ решается проблема накладных расходов, так как смещение точки зрения с объема производства на операции меняет характер поведения основной доли накладных расходов, которые по существу становятся переменными по отношению к объему операций. В этом случае анализ накладных расходов представляется полезным, поскольку дает дополнительную релевантную информацию о причинах их поведения и о возможностях снижения, в отличие от традиционного подхода [3].

Выделяют три основных вида бизнес-процессов организации:

1. Основные (или операционные) бизнес-процессы, связанные с созданием конкурентных преимуществ или преодолением таких преимуществ конкурента, т.е. непосредственно влияют на количество и качество создаваемой для потребителя ценности и составляют основу конкурентоспособности компании. На предприятиях внутреннего водного транспорта можно выделить такие основные процессы, как перевозка грузов, перевозка пассажиров, погрузо-разгрузочные работы, добыча нерудно-строительных материалов.

2. Управленческие бизнес-процессы, которые обеспечивают ведение основных процессов и гарантируют общую удовлетворенность потребителей контактами с компанией. Если какой-либо из управленческих процессов осуществляется неудовлетворительно, то деловая репутация компании упадет, при том, что продукт или услуга вполне удовлетворяют потребителя. Управленческие процессы не создают ценности для потребителя, но могут разрушить ценность, созданную основными бизнес-процессами. Управленческие процессы составляют единое целое общей способности компании создавать качественные и экономически выгодные продукты для потребителей. К управленческим бизнес-процессам организаций внутреннего водного транспорта можно отнести содержание администрации организации (дирекция, пресс-центр, аналитическая группа, управление безопасности, контрольно-ревизионное управление, бухгалтерия, выплатные пункты, управления перевозок, отдел охраны труда и др.), техническое управление, управление материально-техническим снабжением, управление связи и радионавигации.

3. Вспомогательные (или поддерживающие) бизнес-процессы, которые представляют собой управление персоналом, информационные технологии, исследования и разработки, удовлетворение требований некоммерческих контрагентов, которые непосредственно для потребителя ценности не создают. К вспомогательным бизнес-процессам организаций внутреннего водного транспорта можно отнести содержание вспомогательного флота, содержание грузовых участков, содержание объектов берегового хозяйства (причалы, причальные стенки), содержание ремонтно-отстойных пунктов, ремонтные мастерские, складское хозяйство, охрану, котельную и др.

Каждый процесс, в свою очередь, подразделяется на подпроцессы. Например, процесс перевозки грузов можно разделить на следующие подпроцессы:

1. Поиск и заключение договора на перевозку груза (отдел комплексного обслуживания грузовых перевозок).

2. Переход судна к порту погрузки (если необходимо).

3. Подготовка судна к погрузке.

4. Погрузка груза.

5. Крепление палубного груза.

6. Перевозка груза.

7. Выгрузка груза.

Каждому этапу перевозки соответствуют свои доходы и расходы, которые будут являться ключевыми показателями процесса перевозки. Оперативный контроль отклонений фактических доходов и расходов от сметных позволит формировать их уровень в процессе осуществления процесса, а не после его окончания. Это в свою очередь, позволит удовлетворить потребителя в отношении цены на перевозку, а для организаций транспорта найти приемлемое соотношение между доходами и расходами.

Список литературы:

1. Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. [Электронный ресурс]: Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Хаюстов А.В. Особенности процессного управления в производственно-транспортных системах. Диссертация .... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2005.

3. Адлер Ю., Щепетова С. Бюджетные системы - инструмент управления качеством // Управление 3000: [сайт]. URL: http://bizoffice.ru/budget/metodiki/byudzhetnye-sistemy-instrument-upravlenia-kachestvom.html /

4. Российский транспорт. Аналитический бизнес-справочник: [сайт], URL:http://tr-index.ru/analytics/navigation.php

5. Центральная база статистических данных: [сайт]. URL: http://www.gks.ru

6. Миндалев И.В. Моделирование бизнес-процессов. Электронный учебно-методический комплекс: [сайт]. URL: http://www.kgau.ru/istiki/umk/mbp/ch06s09.html

List of references:

1. Quality Management Systems. Requirements. GOST R ISO 9001-2008. [Electronic resource]: Rostechregulirovanie Order of 18.12.2008 N 471-st. Access from ref. legal system "Consultant.".

2. Hayustov A.V. Features of process control in production and transportation systems. Dissertation .... candidate. econ. sciences: 08.00.05. M., 2005.

3. Adler J., Schepetova S. Budget System - a tool of quality management// Management 3000: [website]. URL http://bizoffice.ru/

4. The Russian transport. Analytical Business Directory: [site], URL: http ://tr-index.ru/analytics/navigation.php.

5. The central statistical database: [site]. URL: http://www.gks.ru

6. Mindalev I.V. Modeling business processes. Electronic educational and methodical complex: [site]. URL: http://www.kgau.ru/istiki/umk/mbp/ch06s09.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.