Научная статья на тему 'АВС-метод управления затратами'

АВС-метод управления затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
872
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / МЕТОД АВС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почекаева О.В.

В статье исследована возможность применения процессного подхода к анализу доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта. Сделан вывод о возможности применения методики АВС-АВВ-АВМ для отражения взаимосвязи между действиями, осуществляемыми для оказания услуги по перевозке грузов или пассажиров, и величиной затрат, которые возникают в результате оказания услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВС-метод управления затратами»

УДК 657.3

АВС-МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ*

О. В. ПОЧЕКАЕВА,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита E-mail: olga156@bk. ru Волжская государственная академия водного транспорта

В статье исследована возможность применения процессного подхода к анализу доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта. Сделан вывод о возможности применения методики АВС-АВВ-АВМ для отражения взаимосвязи между действиями, осуществляемыми для оказания услуги по перевозке грузов или пассажиров, и величиной затрат, которые возникают в результате оказания услуги.

Ключевые слова: доходы, расходы, управление, анализ, метод АВС.

Одна из жизненно важных инфраструктурных сфер экономики любой страны -это транспорт. Транспорту присуще техническое, технологическое и экономическое своеобразие, существенно отличающее его от других сфер материального производства.

Произошедший спад в развитии экономики страны не мог не сказаться на транспортной сфере, в частности, внутреннем водном транспорте. Перевозки грузов транспортом общего пользования существенно снизились. По данным Федеральной службы государственной статистики, они в 2010 г. составляли 7 750 млн т грузов, в то время как в 1992 г. - 15 736 млн т. По предварительным данным Росстата, в 2011 г. транспортным комплексом перевезено 10 437,7 млн т грузов и выполнен грузооборот в размере

* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2012. № 35 (290).

2 607,1 млрд т-км, что составило соответственно 105,9 и 105,2 % к уровню 2010 г.

Анализ показывает, что доля грузов, перевозимых судами внутреннего водного транспорта, за последнее десятилетие существенно снизилась и составила на 2010 г. 1,3 % от общего объема перевезенных грузов всеми видами транспорта, в то время как в отдельные годы (например, в 1985 г.) доля составляла 8,8 %.

В настоящее время отмечаются положительные тенденции роста объемов перевозок грузов и пассажиров. Согласно данным Росстата, объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2010 г. составил 102 млн т (в 2009 г. - 97 млн т), таким образом, рост составил 6 %. Грузооборот внутреннего водного транспорта в 2010 г. составил 54 млрд т-км, рост данного показателя составил 2 %. В 2011 г. объем перевозок грузов внутренним водным транспортом составил 127,8 млн т (124,7 % к уровню 2010 г.), грузооборот -61 млрд т-км (113 %). Рост объемов перевозок грузов и грузооборота в 2011 г. на внутреннем водном транспорте характеризуется более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта, что обусловлено восстановлением объемов производства основных грузообразую-щих секторов, прежде всего объемов производства в строительстве.

Внутренний водный транспорт в центральных районах России практически перестал использоваться для перевозки деловых пассажиров (исчез скоростной флот). Резко сократились и

объемы перевозок промышленных грузов на дальние расстояния, о чем свидетельствует снижение грузооборота практически в 2,5 раза (табл. 1). За анализируемый период в эксплуатацию были введены новые суда, вследствие чего снизился коэффициент износа основных фондов и их остаточная стоимость, а фондоемкость увеличилась (в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 34 %), также на 39 % снизилась интенсивность перевозок грузов. В 2009 г. она составила 0,52 млн т-км на 1 км длины путей.

Ввиду отсутствия официальных статистических данных о полной учетной стоимости основных фондов организаций внутреннего водного транспорта анализ выполнен за период с 2005 по 2009 г.

Высокая стоимость перевозок, с одной стороны, привязка к реке, с другой стороны, ограничивают рынок транспортных услуг внутреннего водного транспорта. Вследствие снижения спроса на перевозки образовался значительный резерв производственной мощности транспортных предприятий, который в настоящее время не используется.

Повышение эффективности деятельности предприятий речного транспорта как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах требует новых подходов к управлению.

В связи с необходимостью гибкого управления затратами организации пересматривают подходы к формированию себестоимости продукции (работ, услуг), так как традиционные методы учета затрат и калькулирования себестоимости не дают прозрачной картины взаимосвязи изменения затрат с поведением рынка, а значит, отсутствует управление затратами.

В связи с этим определенный интерес представляет методика калькулирования себестоимости, бюджетирования и управления на основе видов деятельности или методика АВС-АВВ-АВМ (Activity based costing, Activity based budgeting, Activity based management).

Метод АВС - система, обеспечивающая накопление и систематизацию информации о различных финансовых показателях (в том числе доходах и расходах), вовлеченных в деятельность организации в разрезе бизнес-процессов и операций.

Внедрение процессного подхода к управлению обусловлено требованиями стандартов ISO серии 9000:2000. Согласно стандартам все бизнес-процессы организации делят на три основных вида:

1) основные бизнес-процессы, связанные с созданием конкурентных преимуществ или преодолением таких преимуществ конкурента, которые непосредственно влияют на количество и качество создаваемой для потребителя ценности и составляют основу конкурентоспособности компании. Примерами операционных бизнес-процессов являются снабжение, производство, маркетинг и продажи;

2) управленческие бизнес-процессы, которые обеспечивают ведение основных процессов и гарантируют общую удовлетворенность потребителей контактами с компанией. Если какой-либо из управленческих процессов осуществляется неудовлетворительно, то деловая репутация компании упадет, хотя продукт или услуга вполне удовлетворяют потребителя. Управленческие процессы не создают ценности для потребителя, но могут разрушить ценность, созданную основными

Таблица 1

Перевозки грузов внутренним водным транспортом в 2005-2009 гг.

Показатель 2005 2007 2009 Темп изменения, %

2007 к 2005 2009 к 2007

Перевезено грузов, млн т 134 153 97 14 -36

Грузооборот, млрд т-км 87 86 53 -1 -38

Полная учетная стоимость основных фондов, млн руб. 30 486 52 895 48 176 74 -9

Коэффициент износа основных фондов 0,609 0,714 0,660 17 -8

Остаточная стоимость основных производственных фондов, млн руб. 18 566 37 767 31 796 103 -16

Фондоемкость, руб. /т 138,6 246,8 327,8 78 34

Интенсивность перевозок грузов, млн т-км/км длины путей 0,7 0,85 0,52 21 -39

бизнес-процессами. Управленческие процессы составляют единое целое с общей способностью компании создавать качественные и экономически выгодные продукты для потребителей. Примерами управляющего процесса могут служить корпоративное управление или стратегический менеджмент; 3) вспомогательные бизнес-процессы, которые представляют собой управление персоналом, информационные технологии, исследования и разработки, удовлетворение требований некоммерческих контрагентов, которые непосредственно для потребителя ценности не создают. Например, бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка и т. д. В стандартах также отмечается существование ряда устойчивых параметров, по которым можно отличить один бизнес-процесс от другого:

- четко определенный владелец процесса -лицо, несущее ответственность за адекватное функционирование бизнес-процесса;

- четко определенные принципы процесса, т. е. последовательное описание видов деятельности и подпроцессов, входящих в него;

- формализованная технология осуществления, т. е. графическое или текстовое описание всех существенных параметров - видов деятельности и подпроцессов, владельцев процессов, исходных и конечных продуктов, методов контроля (карта процесса);

- методы контроля - набор показателей и процедур их оценки и анализа с определением контрольных точек процесса, в которых будет производиться сбор данных;

- система показателей эффективности функционирования бизнес-процесса (соответствие техническим условиям, длительность бизнес-процесса, уровень обслуживания, надежность процесса и затраты на его выполнение);

- контроль за отклонениями в ходе функционирования бизнес-процесса - система мониторинга бизнес-процесса, сигнализирующая об отклонениях в его работе и необходимых корректировочных действиях. Бизнес-процессы строятся таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные действия. На выходе правильно построенных бизнес-про-

цессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность продукции (работ, услуг).

Первым шагом в моделировании бизнес-процессов является их выделение, определение границ и назначение владельцев. Применительно к организациям внутреннего водного транспорта можно выделить следующие основные процессы: перевозка грузов и пассажиров, погрузо-разгру-зочные работы, добыча нерудных строительных материалов.

К вспомогательным бизнес-процессам относятся содержание вспомогательного флота, грузовых участков, объектов берегового хозяйства (причалы, причальные стенки), ремонтно-отстой-ных пунктов, ремонтных мастерских; складское хозяйство; охрана; котельные.

К управленческим бизнес-процессам можно отнести содержание администрации организации (дирекция, аналитическая группа, управление безопасности, пресс-центр, бухгалтерия, управление перевозок и др.), техническое управление, управление материально-технического снабжения, управление связи и радионавигации.

Цель процесса перевозки - доставка необходимого количества грузов или пассажиров из порта отправления в порт назначения в согласованные заранее сроки. Практика коммерческой работы предполагает, что перевозкой (рейсом) является период от погрузки до выгрузки. Общая схема процесса перевозки грузов представлена на рис. 1.

На каждом этапе в организации задействованы определенные отделы (центры ответственности). Схематично карта процесса перевозок представлена на рис. 2.

Процесс перевозки грузов можно разделить на ряд подпроцессов и соответствующие им доходы и расходы.

1. Поиск и заключение договора на перевозку груза (отдел комплексного обслуживания грузовых перевозок). Доходы здесь отсутствуют (возможно комиссионное вознаграждение). Расходы - заработная плата, страховые взносы, услуги связи, амортизация офисного оборудования и инвентаря, коммунальные платежи, прочие расходы.

2. Переход судна к порту погрузки (если необходимо). Доходы - плата (тариф) за переход судна к месту погрузки. Расходы - заработная плата, страховые взносы, рацион бесплатного питания,

Рис. 1. Схема бизнес-процесса перевозки грузов

Событие (вход)

Договор на перевозку груза (доходы)

г > Входящие ресурсы

Смета на перевозку груза с

Процесс перевозки. Владелец процесса (капитан).

Переход к порту погрузки и подготовка к погрузке (погрузка, доставка, выгрузка)

Внешний заказчик (клиент)

У.

Событие (выход): оказание услуги

Анализ соотношения доходов и расходов, анализ отклонений

Заявка клиента

Договор

к * перевозки

Л

амортизация судна и инвентаря, топливо, материалы, ремонт судна, прочие расходы (дисбурт-сменты - обязательные платы в порту, расходы по погрузке и выгрузке, бункеровка, снабжение водой, продовольствием, запчастями, лоцманская проводка, швартовщики и др.; навигационные сборы, страхование имущества и работников, услуги судовой связи, командировочные расходы).

3. Подготовка судна к погрузке (зачистка, замывка). Доходы - плата (тариф) за зачистку и замывку трюмов. Расходы - заработная плата, страховые взносы, материалы, амортизация инвентаря.

4. Погрузка груза. Доходы получает порт, в котором производится погрузка, расходы несет он же.

5. Крепление палубного груза. Доходы - плата (тариф) за крепление палубного груза. Расходы - заработная плата, страховые взносы, материалы.

6. Перевозка груза. Доходы и расходы аналогичны перечисленным в п. 2.

7. Выгрузка груза. Аналогично п. 4.

Выход (информационный ресурс): отчет о фактических затратах

Рис. 2. Схема выполнения заказа на перевозку

20

международный бухгалтерским учет

Как видно, не все перечисленные доходы и ^ расходы получает организация-перевозчик. ^

Сведем в аналитическую табл. 2 перечисленные выше доходы и расходы в разрезе подпроцес- ^ сов на примере перевозки металлолома теплоходами типа «Волго-Дон» (грузоподъемность 3 750 т) из Череповца в Санкт-Петербург (855 км). За навигацию (210 суток) планируется перевезти 600 000 т восемью теплоходами.

После каждого этапа процесса перевозки хозяин процесса (капитан) передает информацию ^ о фактических расходах в управление перевозок, § где проводится первый этап анализа - сравнение ^ фактических и запланированных доходов и рас- ¡з ходов. рц ^

На этапе перехода судна к порту погрузки ^ ^ фактические расходы превысили запланирован- Ц д ные на 4 427 руб. Наибольшее положительное ¡5

И о

влияние на общее отклонение оказало снижение ® ^

затрат на ремонт, отрицательное - перерасход § а

топлива и материалов, а также увеличение прочих ^ <5

2 И

расходов. На этапе подготовки судна к погрузке

фактические расходы превысили запланирован- §

ные на 4 344 тыс. руб., увеличение произошло по ч ^

всем статьям затрат. На данном этапе необходимо £ |

выявить причины неблагоприятных отклонений ^ 5 и скорректировать действия экипажа. После кор- о

ректировки на этапе перевозки груза фактические и о

с

а

расходы ниже запланированных на 10 364 тыс. ^ ¡-^

руб. На отклонение в большей степени повлияла ® ^

экономия топлива и материалов, а также снижение е а

прочих расходов. ц ^

О ■

«

Система процессного управления позволяет Ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

получить и использовать систему показателей а °

и критериев оценки эффективности управления ® на каждом этапе процесса перевозки. Система ч показателей структурируется по четырем направ- * лениям. ^

Первое направление. Показатели результата деятельности отдельных процессов и организации в целом (достижение запланированных результатов - по объему перевезенных грузов и пассажиров, качеству перевозок, видам грузов и срокам). Эти показатели представлены в табл. 3.

По данным, представленным в табл. 3, можно увидеть увеличение средней продолжительности рейса и уменьшение вследствие этого объема фактически перевезенного груза.

Итого Отклонение -9 116 -4 086 -1 777 -147 -604 0 -1 595 -955 3 -1 -565 1 570 -5 030

Факт 270 884 244 014 | 57 223 8 353 19 456 | 12 340 81 405 | 23 045 2 187 | 23 435 16 570 26 870

План 280 000 248 100 | 59 000 8 500 20 060 | 12 340 83 000 | 24 000 2 200 | 24 000 15 000 31 900

Перевозка груза Отклонение -13 741 -10 364 -897 -1 037 -305 0 -5 395 5 6 3 3 -1 -3 082 0 -3 377

Факт 246 259 118 683 | 28 623 4 183 9 732 | 6 170 40 705 | 15 365 2 187 | 11 718 127 576

План 260 000 129 047 | 29 520 5 220 10 037 | 6 170 46 100 | 15 000 2 200 | 14 800 130 953

Подготовка судна Отклонение 4 625 00 0 5 0 51 0 0 8 0 0 0 0 4 344

Факт 24 625 14 661 | 7 150 2 431 | 5 080 | 9 964

План 20 000 14 380 | 7 000 2 380 | 5 000 | 5 620

Переход к порту погрузки Отклонение 0 4 427 -1 030 0 9 8 -350 0 3720 -1 320 0 2 517 0 -4 427

Факт 0 | 94 100 | 21 450 4 170 | 7 293 | 6 170 | 35 620 | 7 680 11 717 -94 100

План 0 89 673 | 22 480 3 280 7 643 | 6 170 31 900 | 9 000 9 200 -89 673

Показатель Доходы | Расходы Заработная плата Снабжение | Страховые взносы Амортизация основных средств | Топливо, материалы Ремонт | Страхование Прочие Управленческие расходы Финансовый результат

Таблица 3

Показатели результатов деятельности процесса

Показатель План Факт Отклонение

Количество рейсов одного теплохода 20 19 -1

Количество теплоходов 8 8 0

Общее количество рейсов 160 152 -8

Средний размер партии, т 3750 3600 -150

Объем перевезенного груза, т 600 000 547 200 -52 800

Средняя продолжительность рейса, сут. 10,5 11 0,5

Второе направление. Показатели эффективности деятельности отдельных процессов и организации в целом - отношение полученных результатов к затратам времени, финансовым и другим ресурсам - представлены в табл. 4.

Анализ показателей в разрезе подпроцессов показал:

- на этапе перехода к порту погрузки можно контролировать только расходы судна. Как видно из анализа данных, представленных в табл. 4, расходы превысили запланированный уровень, затраты на единицу продукции увеличились на 0,023 тыс. руб./т груза;

- на этапе подготовки судна к погрузке увеличилась выручка и затраты на единицу продукции соответственно на 4,6 млн руб. и 0,003 тыс. руб./т груза;

- на этапе перевозки груза произошло невыполнение плана по выручке - она снизилась на 13,7 млн руб., затраты на единицу продукции также снизились на 0,002 тыс. руб. /т груза;

- в целом по процессу перевозки груза произошло снижение выручки по сравнению с планом на 9,1 млн руб., увеличение расходов (за счет включения в себестоимость доли

управленческих расходов), снижение прибыли и рентабельности на 5 млн руб. и 1,5 % соответственно.

Третье направление. Показатели продуктов, производимых процессами организации (соотношение доходов и расходов от перевозки определенного вида груза).

Как видно из анализа данных, представленных в табл. 5, произошло снижение затрат на рубль доходов по сравнению с плановыми показателями на всех этапах процесса перевозки, но в целом по процессу затраты на рубль доходов увеличились (это произошло из-за отнесения на процесс управленческих расходов).

Четвертое направление. Показатели удовлетворенности клиентов результатами работы.

Также система процессного управления предусматривает двухступенчатую систему показателей:

- показатели, по которым владелец процесса оценивает результативность и эффективность своего процесса и работ, входящих в его состав;

- показатели, по которым владелец процесса отчитывается перед высшим руководством о результатах деятельности процесса.

Таблица 4

Ключевые финансовые показатели подпроцессов

Переход к порту погрузки Подготовка судна Перевозка груза Итого

Показатель План Факт Отклонение План Факт Отклонение План Факт Отклонение План Факт Отклонение

Выручка, 0 0 0 20,0 24,6 4,6 260,0 246,3 -13,7 280,0 270,9 -9,1

млн руб.

Затраты 0,149 0,172 0,023 0,024 0,027 0,003 0,215 0,217 0,002 0,414 0,446 0,032

на единицу

продукции, тыс. руб. /т

Прибыль/убы- - - - - - - - - - 31,9 26,9 -5,0

ток, млн руб.

Рентабельность - - - - - - - - - 11,4 9,9 -1,5

продаж, %

Таблица 5

Затраты на рубль доходов

Показатель Переход к порту погрузки Подготовка судна Перевозка груза Итого

План Факт Отклонение План Факт Отклонение План Факт Отклонение План Факт Отклонение

Доходы, тыс. руб. 0 0 0 20 000 24 625 4 625 260 000 246 259 -13 741 280 000 270 884 -9 116

Расходы, тыс. руб. 89 673 94 100 4 427 14 380 14 661 281 129 047 118 683 -10 364 248 100 244 014 -4 086

Затраты на рубль доходов 0,72 0,60 -0,12 0,50 0,48 -0,02 0,89 0,90 0,01

Каждому этапу процесса перевозки соответствуют свои доходы и расходы, которые будут являться ключевыми показателями процесса перевозки. От уровня доходов и расходов зависит величина прибыли организации, а получение прибыли, как правило, является целью коммерческой организации.

На этапе заключения договора на перевозку формируется смета расходов. Плата за перевозку определяется на основании тарифов за каждый вид работ, указывается в договоре и является доходами организации. Величина доходов, как правило, не меняется, так как прописана в договоре. Таким образом, на первом этапе должна быть получена величина финансового результата от осуществления процесса.

На каждом этапе (подпроцессе) перевозки формируются фактические расходы. Формирование отчета о фактических расходах после осуществления каждого подпроцесса и сравнение их с величиной соответствующих им доходов позволяет оперативно контролировать формирование финансового результата в процессе осуществления перевозки путем анализа отклонений фактических расходов от запланированных, а не после завершения процесса. Фактические расходы формируются в конце месяца (начисление зара-

ботной платы, амортизации и др.), а подпроцессы перевозки груза могут быть закончены в любой день месяца, поэтому возникает необходимость в разработке документа внутренней отчетности, в котором отражаются расходы судна на каждом этапе процесса перевозки. Предлагаемая форма отчета и алгоритм расчета эксплуатационных расходов ЭР представлены в табл. 6.

Перечисленные расходы являются прямыми по отношению к процессу перевозки грузов, за исключением расходов, связанных с управлением и обслуживанием. Также расходы подпроцессов по отношению к изменению объемов перевозки делят на постоянные и переменные, что позволяет осуществлять эффективное планирование расходов.

Проведем анализ расходов с использованием принципов формирования гибкой сметы (бюджета). Результаты сведены в табл. 7.

По результатам анализа данных, представленных в табл. 7, видно, что себестоимость перевозки 1 т металлолома должна составлять 0,423 тыс. руб./т, фактически себестоимость составила 0,446 тыс. руб./т, что на 0,023 тыс. руб. (5,4 %) выше. На увеличение себестоимости повлияло увеличение расходов практически по всем статьям затрат, за исключением расходов на ремонт, стра-

Таблица 6

Отчет о фактических расходах судна по подпроцессу перевозки

Статья затрат Алгоритм расчета

Топливо ЭР т ЭРТ = Тф СТ, где Тф - фактический расход топлива (по отчету старшего механика); Ст - стоимость 1 т топлива, руб.

Смазочные материалы По отчету старшего механика

Материалы навигационные По отчету старшего помощника капитана

Окончание табл. 6

Статья затрат Алгоритм расчета

Портовые и навигационные сборы ЭР ^ п. н ЭРПН =^СС ВВ,, 1=1 где п - виды сборов; СС - ставка сбора; ВВ - единица валовой вместимости судна

Заработная плата ЭР ^ з. п * О х К ЭРзп =У ЗП1 = д t, зп £ ' 30,5 где к - количество членов судового экипажа; ЗП - заработная плата; 0 - оклад члена команды судового экипажа, руб.; Кд - коэффициент, учитывающий все виды доплат; 30,5 - среднее количество дней в каждом месяце навигации; 1 - количество дней подпроцесса

Страховые взносы ЭР ^ с. в ЭР = ЭР С , с.в з.п с.в > где Сс. в - ставка страховых взносов

Рацион бесплатного питания ЭР. б. п ЭРб.п = к х Ар.п х ^ где Ар п - стоимость рациона коллективного питания на 1 чел., руб.

Комплексное обслуживание флота ЭР т к. о ЭРк.о =Е С'¥1, =1 где Ь - вид обслуживания; С - ставка в рублях за 1 т или 1 контейнер; V. - объем принятых портом подсланевых и/или хозяйственно-фекальных вод, выданной питьевой воды или сданного мусора в контейнерах, т

Текущий ремонт судна По отчету старшего помощника капитана

Страхование судна ЭРс эрс = СП , с 365 где СП - страховая премия

Амортизация судна ЭРа Эр = ПС х ^ х t а 100 х 365 ' где ПС - первоначальная стоимость судна, руб.; N - норма амортизационных отчислений по судну, %

Прочие расходы По отчетам ответственных лиц

Итого эксплуатационных расходов ЭР = ± ЭР,, '=1 где г - статья затрат эксплуатационных расходов судна

Таблица 7

Расходы на перевозку грузов с использованием принципов формирования гибкой сметы, тыс. руб.

Статья затрат Плановые расходы Плановые расходы на фактический объем перевозок Фактические расходы Отклонение фактических расходов от пересчитанных

Переменные расходы, всего 188 560 171 967 183 985 12 018

В том числе:

- топливо, смазочные материалы, материалы навигационные 83 000 75 696 81 405 5 709

Окончание табл. 7

Статья затрат Плановые расходы Плановые расходы на фактический Фактические Отклонение фактических расходов от

объем перевозок расходы пересчитанных

- портовые и навигационные сборы 16 000 14 592 15 431 839

- заработная плата 59 000 53 808 57 223 3 415

- страховые взносы 20 060 18 295 19 456 1 161

- рацион бесплатного питания 8 500 7 752 8 353 601

- комплексное обслуживание флота 2 000 1 824 2 117 293

Постоянные расходы, всего 59 540 59 540 60 029 489

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

- текущий ремонт судна 24 000 24 000 23 045 -955

- страхование 2 200 2 200 2 187 -13

- амортизация судна 12 340 12 340 12 340 0

- прочие расходы 6 000 6 000 5 887 -113

- доля расходов по управлению и обслужи- 15 000 15 000 16 570 1 570

ванию флота

Итого расходов 248 100 231 507 244 014 12 507

Объем перевезенного груза, т 600 000 547 200 547 200 0

Удельные переменные расходы, тыс. руб./т 0,314 0,314 0,336 0,022

Удельные постоянные расходы, тыс. руб./т 0,099 0,109 0,110 0,001

Удельные расходы, тыс. руб./т 0,414 0,423 0,446 0,023

хования и прочих расходов. Аналогичный расчет возможен по каждому подпроцессу перевозки (табл. 8-10).

Такой анализ доходов и расходов позволяет выявить проблемные места и при условии полу-

чения оперативных данных повлиять на формирование себестоимости перевозки грузов.

На каждый основной процесс падают расходы по обслуживанию и управлению процессами. Необходимость в распределении расходов по

Статья затрат Плановые расходы Плановые расходы на фактический объем перевозок Фактические расходы Отклонение факта от гибкой сметы

Переменные расходы, всего 73 303,2 66 853 77 198 10 345

В том числе:

- топливо, смазочные материалы, материалы навигационные 31 900 29 093 35 620 6 527

- портовые и навигационные сборы 7 000 6 384 7 615 1 231

- заработная плата 22 480 20 502 21 450 948

- страховые взносы 7 643,2 6 971 7 293 322

- рацион бесплатного питания 3 280 2 991 4 170 1 179

- комплексное обслуживание флота 1 000 912 1 050 138

Постоянные расходы, всего 16 370 16 370 16 902 532

В том числе:

- текущий ремонт судна 9 000 9 000 7 680 -1 320

- страхование 0 0 0 0

- амортизация судна и инвентаря 6 170 6 170 6 170 0

- прочие расходы 1 200 1 200 3 052 1 852

Итого расходов 89 673,2 83 223 94100 10 877

Объем перевезенного груза, т 600 000 547 200 547 200 0

Удельные переменные расходы, тыс. руб./т 0,122 0,122 0,141 0,019

Удельные постоянные расходы, тыс. руб./т 0,027 0,030 0,031 0,001

Удельные расходы, тыс. руб. /т 0,149 0,152 0,172 0,020

Таблица 8

Расходы подпроцесса перехода к порту погрузки, тыс. руб.

Таблица 9

Расходы подпроцесса подготовки судна, тыс. руб.

Статья затрат Плановые расходы Плановые расходы на фактический объем перевозок Фактические расходы Отклонение факта от гибкой сметы

Переменные расходы, всего 14 380 13 115 14 661 1 546

В том числе:

- топливо, смазочные материалы, материалы навигационные 5 000 4 560 5 080 520

- заработная плата 7 000 6 384 7 150 766

- страховые взносы 2 380 2 171 2 431 260

Постоянные расходы, всего 0 0 0 0

Итого расходов 14 380 13 115 14 661 1 546

Объем перевезенного груза, т 600000 547200 547200 0

Удельные переменные расходы, тыс. руб./т 0,024 0,024 0,027 0,003

Удельные постоянные расходы, тыс. руб./т 0 0 0 0

Удельные расходы, тыс. руб./т 0,024 0,024 0,027 0,003

Таблица 10

Расходы подпроцесса перевозки груза, тыс. руб.

Статья затрат Плановые расходы Плановые расходы на фактический объем перевозок Фактические расходы Отклонение факта от гибкой сметы

Переменные расходы, всего 100 877 92 000 92 126 126

В том числе:

- топливо, смазочные материалы, материалы навигационные 46 100 42 043 40 705 -1 338

- портовые и навигационные сборы 9 000 8 208 7 816 -392

- заработная плата 29 520 26 922 28 623 1 701

- страховые взносы 10 037 9 154 9 732 578

- рацион бесплатного питания 5 220 4 761 4 183 -578

- комплексное обслуживание флота 1 000 912 1 067 155

Постоянные расходы, всего 28 170 25 691 26 557 -1 613

В том числе: 15 000 15 000 15 365 365

- текущий ремонт судна 2 200 2 200 2 187 -13

- страхование 6 170 6 170 6 170 0

- амортизация судна и инвентаря 4 800 4 800 2 835 -1 965

- прочие расходы 15 000 15 000 15 365 365

Итого расходов 129 047 117 691 118 683 -1 487

Объем перевезенного груза, т 600 000 547 200 547 200 0

Удельные переменные расходы, тыс. руб./т 0,168 0,168 0,168 0,000

Удельные постоянные расходы, тыс. руб./т 0,047 0,051 0,049 -0,003

Удельные расходы, тыс. руб. /т 0,215 0,220 0,217 -0,003

обслуживанию и управлению процессами мотивируется подготовкой информационной базы для ценообразования, в частности, обоснования тарифов по перевозке грузов. В условиях рыночных отношений тарифные ставки в существенной мере могут колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка, следовательно, реализация процесса распределения накладных расходов зачастую теряет смысл.

Таким образом, процессный подход позволяет осуществлять контроль расходов на каждом этапе процесса перевозки грузов, выявлять отклонения фактических расходов от сметных. В результате применения методики АВС-АВВ-АВМ устанавливается четкая взаимосвязь между действиями, осуществляемыми по оказанию услуг по перевозке грузов (пассажиров), и величиной затрат, которые возникают в результате их реализации. От

величины затрат зависят цена (доходная ставка) на услуги, следовательно, доходы и финансовый результат организации.

Список литературы

1. АдлерЮ., Щепетова С. Бюджетные системы - инструмент управления качеством // Портал ITeam - Технологии управления качеством. URL: http://www. iteam. ru/publications/quality/section_ 59/article_8/.

2. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу // Министерство транспорта Рос-

сийской Федерации. URL: http://www. minitrans. ru/news/detail. php?ELEMENT_ID=17860/.

3. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: стат. сб. M.: Росстат. 2010.

4. Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2008: приказ Ростехрегу-лирования от 18.12.2008 № 471-ст.

5. Хаюстов А. В. Современные подходы к организации и управлению в промышленности. М.: Наука, 2002.

6. Щепетова В. Н. Системно-целевой подход к анализу экономического потенциала коммерческих организаций / В. Н. Щепетова, Н. В. Сивоволов. Н. Новгород: ВГАВТ, 2009.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.