Научная статья на тему 'Классификация, методы учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях внутреннего водного транспорта'

Классификация, методы учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях внутреннего водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2581
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЗАТРАТЫ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / MANAGEMENT ACCOUNTING / COSTS / WATER TRANSPORT / COST VALUE / CALCULATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухарь В. Д.

Статья посвящена вопросам организации управленческого учета в организациях внутреннего водного транспорта. В ней рассматриваются классификация и учет затрат на водном транспорте и других отраслях экономики, анализируются методы учета затрат, сферы их применения, преимущества и недостатки. Рассматриваются особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях внутреннего водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problems of management accounting at the waterways transport agencies. It considers classifi cation and cost accounting in water transport and other branches of economy, methods of cost accounting and sphere of their application, advantages and shortcomings.The article examines the features of using «order by order» method of cost accounting and product costing in inland water transport organizations.

Текст научной работы на тему «Классификация, методы учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях внутреннего водного транспорта»

Выпуск 4

В. Д. Мухарь,

аспирант, СПГУВК

КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА CLASSIFICATION, METHODS OF COST ACCOUNTING AND PRODUCT COSTING IN INLAND WATER TRANSPORT ORGANIZATIONS

Статья посвящена вопросам организации управленческого учета в организациях внутреннего водного транспорта. В ней рассматриваются классификация и учет затрат на водном транспорте и других отраслях экономики, анализируются методы учета затрат, сферы их применения, преимущества и недостатки. Рассматриваются особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях внутреннего водного транспорта.

The article is dedicated to the problems of management accounting at the waterways transport agencies. It considers classification and cost accounting in water transport and other branches of economy, methods of cost accounting and sphere of their application, advantages and shortcomings .The article examines the features of using «order by order» method of cost accounting and product costing in inland water transport organizations.

Ключевые слова: управленческий учет, затраты, водный транспорт, себестоимость, калькулирование.

Key words: management accounting, costs, water transport, cost value, calculating.

ФФЕКТИВНОЕ управление затратами, себестоимостью продукции, работ и услуг, ценами и финансовыми

— структуре и содержании отдельных статей бухгалтерского баланса.

Транспорт является отраслью материального производства, имеющей ряд особенностей:

результатами осуществляется в рамках системы управленческого учета.

Управленческий учет необходим для внутреннего управления, так как он приближен и территориально, и по времени к объекту управления. Первоосновой управленческого учета является управление, учет — инструмент управления.

— продукция транспорта не имеет материально-вещественной формы, так как продукцией транспорта является услуга;

— продукцией транспорта является пространственное перемещение грузов и населения;

Управленческий учет представляет собой систему регистрации, обобщения и представления данных, необходимых для принятия эффективных, оперативных, тактических и стратегических решений.

— продукция транспорта не может накапливаться на складах в виде готовой продукции, поэтому в эксплуатационных предприятиях транспорта в бухгалтерском балансе отсутствует статья «Готовая продукция»;

— на транспорте процесс производства и потребления слиты воедино, так как потребление осуществляется в процессе производства;

На организацию управленческого учета существенное влияние оказывают отраслевые особенности деятельности организации.

Отраслевые особенности транспорта отражаются:

— транспорт отличается высокими капитальными затратами в материально-техническую базу (путевое хозяйство, транспортные технические средства, портовое хозяйство; судостроительные и судоремонтные предприятия и др.).

— в отраслевых либо рабочих планах счетов бухгалтерского учета, разработанных на базе типового плана;

— отраслевых инструкциях по учету затрат и калькулированию себестоимости;

Водный транспорт является подотраслью транспорта и имеет существенные отличия от других видов транспорта. Одним из таких отличий является ведение разных видов деятельности:

— перевозка грузов и пассажиров;

— перегрузочные работы;

— транспортно-экспедиционное обслуживание;

— добыча и поставка нерудных строительных материалов;

— добыча, переработка и доставка органических минеральных удобрений;

— судоремонт, судостроение и машиностроение и др.

К особенностям хозяйственно-финансовой деятельности организаций водного транспорта можно отнести также:

— сезонность работы (различают навигационный и межнавигационный периоды). Предприятия активно осуществляют свою деятельность в период навигации (май-октябрь), в межнавигационный период объем работ существенно снижается, флот выводится из эксплуатации и находится на холодном отстое. Исключение составляют перевозки в смешанном река-море сообщении;

— зависимость объемов работ эксплуатационных предприятий от природно-географических факторов, состояния водных путей, гидротехнических сооружений, портового оборудования, ремонтной базы;

—территориальная рассредоточенность предприятий по регионам и бассейнам рек;

— наличие у крупных судоходных компаний филиалов и представительств в разных регионах и городах;

— многообразие транспортных работ, вспомогательных и обслуживающих производств;

— существенное влияние на себестоимость перевозок расходов по содержанию флота, которые составляют более 90 % всех затрат;

— несовпадение объектов учета и объектов калькуляции, поэтому применяется многоступенчатое распределение косвенных расходов (между видами деятельности, перевозок, работ и услуг и т. д.).

В эксплуатационных организациях внутреннего водного транспорта конечной целью внедрения системы управленческого учета является снижение транспортных издержек и себестоимости при выполнении перевозок, перегрузочных работ и оказании сопутствующих услуг.

Для расчета себестоимости в предприятиях водного транспорта применяются следующие группировки затрат:

— по местам возникновения затрат (транспортные и вспомогательные суда, структурные подразделения организации, пассажирские вокзалы, дебаркадеры);

— носителям затрат (виды флота: пассажирский, грузовой самоходный сухогрузный, грузовой самоходный наливной, буксирный, несамоходный сухогрузный и наливной; виды перевозок: пассажиры, сухогрузы, нефтеналивные грузы и др.);

— экономическим элементам и статьям затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда, ЕСН, пр.).

Основным местом возникновения затрат в эксплуатационных организациях водного транспорта является судно, центром ответственности является капитан судна, который может управлять такими затратами, как топливо, расходы на оплату затрат, смазочные материалы, ремонт, расходы по страхованию судна, которые составляют более 90 % себестоимости перевозок.

Могут также быть выделены и другие центры ответственности: отдел материально-технического снабжения, базы технического обслуживания флота, управление перевозок, финансовое управление и др. Могут выделяться центры ответственности во вспомогательных и обслуживающих производствах.

Таким образом, отраслевые особенности водного транспорта оказывают существенное влияние на организацию учета затрат и управленческого учета в целом.

Практика отечественного и зарубежно -^1113 го управленческого учета затрат предусматривает разнообразные классификации затрат в зависимости от целей управленческого учета (табл. 1).

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Таблица 1

Классификация затрат по основным направлениям управленческого учета

Направления управленческого учета Классификация затрат

1. Расчет себестоимости и суммы прибыли Входящие и истекшие; прямые и косвенные; основные и накладные; входящие в себестоимость и затраты отчетного периода; одноэлементные и комплексные; текущие и единовременные

2. Принятие решений Постоянные и переменные; релевантные и нерелевантные; безвозвратные затраты; вмененные (упущенная выгода); предельные и приростные; планируемые и непланируемые

3. Контроль за исполнением Регулируемые и нерегулируемые; контролируемые, неконтролируемые; по центрам ответственности; по местам возникновения

120]

Указанные группировки затрат в полной мере относятся и к организациям внутреннего водного транспорта.

Технологические и организационные особенности производственного процесса, длительность производственного цикла, количественные и качественные характеристики продукции, выполненных работ и услуг требуют различного сочетания методов и приемов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

В действующей практике учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции используются следующие методы: позаказный, попередельный, нормативный, стандарт-кост, директ-костинг, функциональный метод — АВС. Каждый из них имеет свою сферу применения.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости используется в единичных и мелкосерийных производствах, выпускающих уникальные изделия, ограниченного потребления или создаваемых по требованию заказчика, в том числе: на транспорте, в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности, в строительстве, при производстве мебели, при оказании аудиторских и консультационных услуг.

Главной проблемой при позаказном методе является распределение косвенных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, непрямых материальных и других затрат) между отдельными заказами. Распределение их между заказами может быть простым (одноступенчатым) или сложным (многоступенчатым). Метод и базу распределения косвенных расходов предприятие выбирает самостоятельно и утверждает в Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

На водном транспорте отдельным производственным заказом является вид деятельности (перевозки, перегрузочные работы, транспортно-экспедиционные услуги и др.), на перевозках — вид перевозок (грузовые, пассажирские), по каждому виду перевозок — род груза (минерально-строительные материалы, песок, металл, уголь, руда, лес и др.), вид сообщения (внутреннее, смешанное река-море, заграничное), вид флота (самоходный грузовой, нефтеналивной, несамоходный и др.).

Позаказный метод позволяет:

— более точно определить затраты на конкретный производственный заказ, контролировать соотношение цены и затрат;

— оценить эффективность отдельных производственных заказов, выявить наиболее прибыльные (рентабельные) заказы;

— сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам;

— контролировать динамику прямых производственных и накладных расходов по отдельным заказам (темпы роста, снижение). Если наблюдается рост издержек, то детализованная информация из соответствующих учетных регистров позволит выявить причины такого роста;

— распределять с большей точностью косвенные (распределяемые) расходы между заказами;

— относительно просто организовать управленческий учет производственных затрат и технологий калькуляции себестоимости заказа.

К косвенным (распределяемым) расходам в организациях внутреннего водного транспорта в соответствии с отраслевой инструкцией относятся:

— расходы по содержанию рейдового и служебно-вспомогательного флота;

— расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (общехозяйственные и общеэксплуатационные) расходы.

К последним относятся расходы на содержание аппарата управления предприятия и его обособленных подразделений, расходы по содержанию обслуживающих подразделений (районные управления, эксплуатационные участки, ЦТЭ, БПУ, расходы по содержанию узлов связи и радионавигации, вычислительной техники и др.).

К недостаткам позаказного метода относятся:

— сопоставление плановой и фактической себестоимости возможно только после завершения заказа;

— отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат по заказу;

— высокая трудоемкость работ, так как учет и исчисление себестоимости, контроль затрат ведутся по отдельным заказам, что требует значительной детализации;

— большой объем незавершенного производства при длительных сроках выполнения заказа;

— фактическая калькуляция себестоимости может быть составлена только по завершению всех работ по производственному заказу, поэтому как средство выявления резервов производства метод малоэффективен.

Попередельный метод применяется на производствах с комплексным использованием сырья и материалов, а также в отраслях промышленности с массовым, крупносерийным и поточным производством, в научноисследовательских и проектно-конструкторских организациях и так далее, в которых сырье и материалы проходят последовательно несколько самостоятельных фаз обработки (переделов, стадий).

Каждый передел представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает полуфабрикат собственного производства, за исключением последнего передела. Полуфабрикат может быть передан на следующий передел для дальнейшей обработки либо реализован на сторону другим предприятиям как готовая продукция. Сущность попе-редельного метода заключается в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. В целом попередельный метод требует меньше усилий для сбора и группировки издержек и является более экономичным по сравнению с позаказным методом. Он позволяет определять себестоимость отдельных фаз, переделов обработки продукции по производственным цехам, выявлять места и причины возникновения отклонений фактической себестоимости продукции от плановой (нормативной). В этом и заключаются его преимущества по сравнению с другими методами.

Попередельный метод имеет ряд недостатков:

— применяется только на предприятиях массового производства и только в производствах, имеющих отдельные переделы, фазы, стадии;

— метод чрезмерно усредняет себестоимость продукции;

— не учитывает сезонные особенности производства;

Выпуск4

¡Выпуск 4

— имеются определенные сложности в распределении косвенных затрат между переделами, полуфабрикатами и т. д.

Нормативный метод учета затрат и калькуляции себестоимости применяется в отраслях с серийным и массовым производством сложной продукции. Чаще всего в обрабатывающей промышленности. Сущность нормативного метода заключается в том, что калькуляция фактической себестоимости основана на нормативной себестоимости продукции, работ и услуг, которая рассчитывается до начала отчетного периода на основе действующих на предприятии норм затрат на все виды ресурсов. В основе нормативного метода лежат текущие нормы.

Основными элементами нормативного метода являются:

— разработка нормативных калькуляций себестоимости по всему ассортименту выпускаемой продукции по действующим на начало месяца нормам;

— выполнение оперативного учета изменений норм по мере освоения производства, внедрения новой техники и технологий. Учет ведется по объектам учета затрат и калькуляции;

— выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькуляции, а также по элементам и статьям расходов.

Преимущества нормативного метода заключаются в следующем:

— позволяет оперативно получать данные о фактической себестоимости изделий, а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений, выявлять виновников;

— позволяет внедрять в текущую деятельность организации прогрессивные нормы и нормативы, обеспечивает высокую связь этих нормативов с ценовой политикой организации;

— позволяет организовать учет отклонений фактических расходов от действующих норм по местам их возникновения, объектам учета (виды продукции, работ, услуг), статьям расходов, причинам и виновникам; учет

фактических затрат на производство с подразделением затрат по нормам, отклонениям от норм и изменениям нормативов.

Метод является дорогостоящим, большая трудоемкость учетных и вычислительных работ. На практике большие затруднения вызывает учет отклонений фактических затрат от норм, поэтому могут быть существенными суммы неучтенных отклонений.

Метод стандарт-кост является модифицированным аналогом российского нормативного метода. Этот метод широко применяется в зарубежной практике управленческого учета.

В основе лежит разработка стандартов (нормативов) и норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и других прямых производственных расходов, связанных с изготовлением продукции, выполнением работ и услуг. Причем утвержденные нормы не могут быть перевыполнены. Выполнение нормы даже на 80 % означает успешную работу, превышение — может означать, что норма была необоснованной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система директ-костинг — это целенаправленная система управления прямыми затратами. Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат (усеченная себестоимость). Основная идея этой системы была сформулирована в 1936 г. американским экономистом Д. Ч. Гаррисоном.

Метод директ-костинга по сравнению с системой учета полных затрат дает возможность рассчитывать маржинальный доход по изделиям, товарам, услугам, определять порог рентабельности продаж, обеспечивает простоту калькуляции себестоимости, так как постоянные затраты не распределяются между видами продукции; позволяет рассчитывать точки безубыточности. Однако в соответствии с Международными стандартами учета и финансовой отчетности этот метод не используется для составления внешней финансовой отчетности и при расчетах налогов.

Метод АВС — это калькуляционная система, рассматривающая операции в качестве основных объектов учета затрат и калькуляции с целью расчета себестоимости

продукции и оценки эффективности бизнес-процессов.

Функциональный метод учета затрат основывается на представлении об организации как о совокупности управляемых процессов, позволяющих производить продукцию, выполнять работы и услуги и использующих для этого определенные ресурсы. С точки зрения АВС, не продукция является потребителями ресурсов, как это вытекает из традиционных подходов к калькуляции себестоимости, а процессы, направленные на производство данной продукции. Продукция не является причиной возникновения затрат, а причина операций, в результате которых и возникают затраты.

Таким образом, на основании функционального метода учета затрат строится функциональное управление, в его составе разрабатывается стратегический управленческий учет, в рамках которого полученные данные используются для планирования, контроля и принятия решений.

Разработчиками нового подхода к распределению накладных расходов стали американские ученые Р. Купер и Р. Каплан в 1988 г.

Система АВС применяется в небольших предприятиях, выпускающих однород-

ную продукцию, имеющих незначительное количество типовых операций и процессов.

В больших предприятиях, с номенклатурой в сотни и тысячи видов продукции, со значительным объектом внутрифирменных процессов, применяют, как правило, укрупненные драйверы.

Преимущество системы АВС заключается в том, что она:

— обеспечивает более точную калькуляцию себестоимости единицы продукции в случае значительного удельного веса косвенных расходов и при их неявной связи с объектами калькуляции (виды продукции, работ, услуг);

— обеспечивает расчет себестоимости бизнес-процессов при появлении новых объектов калькуляции;

— позволяет эффективно управлять косвенными затратами, поскольку создается возможность анализа причин возникновения этих затрат;

— повышает объективность оценки деятельности центров ответственности, а следовательно, эффективность мотивации;

— обосновывает эффективные управленческие решения.

А. Г. Мухина,

СПГУВК

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПОРТОВОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ PLANNING OF PRODUCTION ACTIVITIES OF THE PORT CONTAINER TERMINAL IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM

В статье рассматриваются методы планирования, применяемые на предприятиях водного транспорта, и вопросы, связанные с повышением экономической эффективности работы терминала в транспортно-логистической системе. В зависимости от позиции терминала на рынке применяются различные принципы определения конечных и промежуточных значений плановых показателей. Эффективное планирование предполагает использование системного подхода, включающего использование внешней и внутрен ней среды работы портового контейнерного терминала.

The article deals with planning methods used in shipping companies, and issues related to the economic efficiency of the terminal in the transport and logistics system. Depending on the position of the terminal on the market different guidelines for determination the final and intermediate values of the targets are used. Effective planning involves the use of a systematic approach that includes the use of external and internal environment of the container terminal.

Выпуск 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.