Е.Н. Тимофеева
К ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ В ИСТОРИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В статье приведены сравнения и обобщения определений в области народных художественных промыслов в различные исторические периоды. Выявлены внутренние связи между представленными понятиями, указаны основные отличительные признаки.
Ключевые слова: ремесло, мастер, подмастерье, кустарь, народный художественный промысел, кустарная промышленность.
E.N. Timofeeva THE ISSUE OF THE DAY IS COORELATION OF CONCEPTIONS IN THE HISTORY OF FOLK ARTISTIC HANDICRAFT
The article represents the comparison and concept generalization of definitions in the field offolk artistic handicraft in different historic periods. Here the internal links between the presented conceptions are revealed and basic characteristic is emphasized.
The key words; are craft, master, apprenticeship, handicraftsman, trade, handicraft.
В описании явлений и процессов продолжительного исторического периода нередко встает вопрос о разграничении понятий, связи определений и терминов. В период 150 лет с отмены крепостного права 1861 г. до современного периода народные промыслы окончательно вышли за рамки домашнего хозяйства в сферу активного взаимодействия народов, развития товарообмена и торговли, активного участия в выставках различного уровня; прошли путь от домашнего ремесла до промышленного производства. Как определить грань между «ремесленником» и «кустарем», «ремеслом» и «промыслом» в полный перемен период истории?
М.А.Некрасова придает терминологии в сфере народного искусства важнейшее значение, считая, что «отсутствие понятий, подлинно отражающих культурные реальности и ценностное содержание культуры по отношению к человеку, обществу, народу, смысловая двойственность, понятий, применяемых к искусству народных промыслов, нечеткость понятийного аппарата, в целом вошедшего в управление культурой на всех уровнях государственной власти, приводит к весьма негативным результатам» [11].
Для всестороннего изучения вопроса рассмотрим трактовку таких понятий в области народных художественных промыслов, как ремесло и народный промысел, кустарная промышленность, художественное
производство, ремесленник, мастер, подмастерье
и кустарь у историков и искусствоведов.
Приведенные В.И.Далем значения понятий «ремесло» и «промысел» практически тождественны: труд как способ заработка средств; и всё же в ремесле преобладает духовная составляющая: фразу «занятие, коим человек живёт» можно понимать и в нематериальном смысле. Тот же источник определяет понятия «кустарь, кустарник» - промышленник, работающий дома и, в то же время, «барышник», выступающий посредником и раздающий рабочим на дому «припас для работы» -необходимый материал [3, с. 498].
«Художественное кустарничество» вышло из народного искусства, причем кустарь зависел от моды и вкуса заказчика. [2, с. 13]. Характер кустарных промыслов приобретали некоторые виды декоративно-прикладного творчества и ремёсел, однако кустарные промыслы охватывали и иные сферы хозяйственных занятий населения. В частности, кустарные промыслы Казанской губернии к 1890-м г.г. распределялись по 29 категориям и существовали по всем 12 уездам [4, л. 81], условно разделяясь на добывающие сырьё, услуги и производство (изготовление и создание).
Изделия кустарей называли «самый плохой и дешёвый товар, с виду похожий на фабричный и потому сбивающий цену» [3, с. 498]. Однако иные источники указывают на противоположное соотношение продукта кустаря и фабричного товара: «Изделия кустарей были не только
дешевле, но и красивее фабричных» [2]. Какое из этих мнений соответствует действительности? На наш взгляд, в каждом виде народных промыслов имели место и некачественные товары, и качественные изделия ручной работы, и высоко-художественные произведения декоративно-прикладного искусства.
Г.Ф.Валеева-Сулейманова называет
кустарей народными мастерами, сохраняющих в па-мяти многовековой опыт и национальные художественные традиции [1, с. 30].
Во второй половине XIX в. в Казанской губернии шел процесс перерастания кустарно-ре-месленных промыслов в мануфактуру и фабрику [9, с.6], и к началу XX века
кустарничество заняло значительное место в экономике страны. Ряд изменений терминологии в сфере народных
художественных промыслов происходит в 20 в., что нашло отражение в монографиях Н.А. Халикова [9], Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой [1]. В 70 - 80 е г.г. XX в. важное место вопросам терминологии уделяет М.А.Некрасова [6, с. 315334], в ряде изданий под её редакцией [6; 8, с. 34 - 45 и др.]. В начале XX в. обобщение разработанных определений приводится Т.И. Баклановой [5], в новейших разработках НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств [10].
Роль государственной поддержки в сфере НХП создает необходимость формирования актуальных определений и формулировок в законодательных актах [7, с.354-357; 12].
Интересные данные может дать сопоставление перевода означенных понятий на английский язык:
Перевод терминов в области НХП
№ п/п термин перевод
1. ремесло (профессия)-осшрайоп (технические навыки) - craft
2. выучиться ремеслу learn a trade
З. промысел (занятие) trade, business (предприятие)enterprise;
4. кустарный промысел handicraft / cottage industry
5. кустарь handicraftsman
6. ручная, кустарная работа trade, handicraft
7. мастер master
8. подмастерье apprenticeship
9. народное искусство folk art
10. 1) декоративно-прикладное искусство 2) кустарный промысел arts and crafts
1З. декоративно-прикладное искусство decorative and applied arts
Из таблицы видно, что кустарная работа неотделима от ручного ремесла (hand и craft), она же - работа на дому. И ремесло, и промысел, и кустарь - имеют в своей основе общее слово «craft», а понятия «ДПИ» и «кустарный промысел» порой даже тождественны, причем последний заключается в ручном труде на дому. И ремесло, и
кустарная работа, и промысел, и даже обучение ремеслу имеют общую составляющую - «йж1е» (торговля).
Таким образом, проанализировав трактовку терминов сферы народных художественных промыслов в различные исторические этапы с конца
XIX по начало XXI в., выделим основные отличительные признаки указанных понятий.
Народные художественные промыслы сочетают в себе и ручной, и механизированный труд. С развитием промышленности выживают выделившиеся художественные, оригинальные промыслы.
Ремесленник - профессия, ремесло, технология. Может быть мастером и / или подмастерьем. Мастер - имеет документ, подтверждающий высший уровень
квалификации, может руководить собственным предприятием, подготовкой будущих ремесленников. Подмастерье - имеет опыт работы, работает на мастера по договору. Кустарь - промышленник, работающий дома. Мастер ремесла и мастер народных художественных промыслов - понятия близкие, но не тождественные. Мастер ремесла имеет умения в определенной области, обучен технике, технологии, секретам ремесла. Мастер народных художественных промыслов - творец, осуществляет творческое варьирование изделий, характерных для определенной местности.
Ремесло - мелкое ручное производство, с использованием простых инструментов, изготовление мелких серий изделий, как для удовлетворения нужд семьи, так и продажи, индивидуальный высококвалифицированный труд; а промысел - коллективный труд, связанный с определёнными местными традициями, с использованием специальных инструментов и механизмов, продукция предназначена для торговли.
Подводя итоги, отмечаем, что содержание базовых понятий в сфере народных художественных промыслов меняется с ходом истории и социально - экономическими переменами. Ряд понятий изменяется эволюционно, новые термины заменяют предыдущие; значение других устаревает при сохранении самого явления. Опираясь на предшественников, историки и искусствоведы обновляют содержание понятий, расставляя акценты, выделяя иные черты. Параллели в английском языке указывают на практически
аналогичные взаимосвязи между ключевыми понятиями, однако, в них отсутствует явная историческая преемственность.
Литература
1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. Казань: Фэн, 1995. -191 с.
2. Григорьева Е.И. / Ладыгина Е.Н., Григорьева Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края. Тамбов.: Юлис, 2009. -144 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.2,3,4. М.: Рус. яз., 1979 -1980.
4. Щ. РТ. Ф 81. Оп. 2. Ед.хр. 492. - 81 л.
5. Народная художественная культура / под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. М.: МГУКИ, 2000. - 412 с.
6. Некрасова МА Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
7. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 29 января 1975 г. № 498 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов. М.: 197б. -Т.10.
8. Проблемы народного искусства // сб. статей научн.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. искусств ^ад. Художеств СССР; под ред. Некрасовой МА., Макарова КА. М.: Изобразительное искусство, 1982. -13б с.
9. Халиков НА. Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала (середина 19-начало 20 в.). Казань: 1998. - 98 с.
10. Изобразительное искусство и архитектура // энциклопедический словарь НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств URL: http://www.rah.ru/content/ru/home con tainer ru.html (дата обращения: 10.04.2011).
11. Некрасова МА. Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России // доклад Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиции и современность», Вологда, 2003 г. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=113997 (дата обращения: 14.05. 2011).
12. О народных художественных промыслах [сайт] Федеральный закон РФ №7 от б января 1999 года. URL: http://www.jurisconsult.info/index.php?option=com content&task =view&id=821& Ite mid=80 (дата
обращения: 14.04.2011).