Научная статья на тему 'Народные основы пестречинской художественной керамики в историко-культурном контексте'

Народные основы пестречинской художественной керамики в историко-культурном контексте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
607
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСТРЕЧИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / НАРОДНОЕ ГОНЧАРСТВО / РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ТАТАРСТАНА / НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / PESTRETSY ART CERAMICS / FOLK POTTERY / FLORAL ORNAMENT / APPLIED DECORATION ART OF TATARSTAN / TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеева Е. Н.

Работа посвящена проблеме интерпретации народных традиций в разработках профессиональных художников декоративно-прикладного искусства. Тенденции развития художественного языка Пестречинской керамики в конце XIX-начале XX в.в. рассмотрены в общероссийском контексте. Результаты проведенного исторического анализа ориентированы на применение в практике современных мастеров ДПИ, базирующихся на традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work deals with the problem of folk tradition’s interpretation in works of professional artists in the field of decorative and applied arts. Development tendencies of the artistic language of Pestretsy ceramics of late XIX beginning XX are considered in Russia-wide context. Results of performed historical analysis are focused on being practically used by artists of decorative and applied arts who are based on traditions

Текст научной работы на тему «Народные основы пестречинской художественной керамики в историко-культурном контексте»

Для страдающих проблемами с желудком журнал «Шура» предлагал: «По сему, чтобы почувствовать реальную пользу поста во время сухура (предрассветный прием пищи) и ифтара (вечернее разговение), не стоит съедать более обычного» [10, б.527].

Медицинские наблюдения за здоровьем татарской части населения убедительно демонстрировали пользу поста. Так, по замечанию Сухарева А.А., «Наименьшее число больных приходится на декабрь месяц и объясняется продолжительным постом («ураза»)» [8, с. 09].

Для большинства же татар-обывателей месяц рамазан оставался временем смирения, молитв и добрых дел. Наиболее важной во время поста считалась Ночь Предопределения - Ночь Могущества (Кэдер Кичэсе). В эту ночь мусульмане старались бодорствовать: женщины и дети оставались дома, проводя ночь в беседах и чаепитии, стараясь разогнать сон, мужчины отправлялись в мечеть на «ити-кяф» (форма обета, заключающегося в пребывании в мечети и совершении поклонения, обычно в последнюю декаду рамадана).

В начале XX века проблема поста выходит из сферы личной религиозности. Дискурс эпохи преподносит эту практику как условие существования нации, ее развития и общественного прогресса.

Исполнение поста часть мусульманской практики, в начале XX века религиозная публицистика преподносила как безусловный приказ Создателя и одну из основ мусульманской идентичности. Поскольку контроль за исполнением этой нормы практически тяжело осуществим религиозные элиты большое внимание уделяли просвещению паствы.

С другой стороны, вестернизированная часть общества, приобщенная к определенному комфорту, обусловленным «около» европейским образом жизни, но ассоциирующая себя исламом, пыталась избежать или облегчить исполнение поста, навлекая на себя гнев религиозных элит. И в то же время обыватели относились к предписаниям религии весьма основательно, и нельзя однозначно согласиться с авторами, сулившим полный отказ от практики ас-сум, а за тем и гибель ислама.

Источники и литература

1. Ал-Качхири Г. Рузэне бетермик // Шура. - 1916. - №14. - Б. 346.

2. Баруди Г. Гыйбэдэт сэлэс. - Казан: Типография Б.Л. Домбровского, 1903. - 16 б.

3. Бигиев М.Дж. Избранные труды. в 2 т. Т.1. / редкол.: Р. С. Хакимов и др.; сост. и подгот. т. к изд., пер. с осман., введ. и примеч. А. Хайрутдинова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 335 с.

4. Вакыт. - 1908. - № 369. - Б. 3.

5. Эл - Ислах. - 1908. - № 36. - Б.14.

6. Эл - Ислах. - 1908. - № 45. - Б. 11.

7. НАРТ Ф.90. - Оп. 1. - Д. 208. - Л. 7.

8. Сухарев А.А. Казанские татары (Уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования: Дисс. на степень доктора медицины. - СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. - 195 с.

9. Тахири Х. Рузэ хакында бер ике сYз // Шура. - 1913. - №14. - Б. 433.

10. Шура. - 1910. - № 17. - Б. 527.

11. Шура. - 1914. - № 15. - Б. 473.

12. Ялт-Йолт. - 1910. - № 10. - Б. 1.

УДК 745+008 (091)

Е.Н. Тимофеева

НАРОДНЫЕ ОСНОВЫ ПЕСТРЕЧИНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Работа посвящена проблеме интерпретации народных традиций в разработках профессиональных художников декоративно-прикладного искусства. Тенденции развития художественного языка Пестречинской керамики в конце XIX-начале XX в.в. рассмотрены в общероссийском контексте. Результаты проведенного исторического анализа ориентированы на применение в практике современных мастеров ДПИ, базирующихся на традициях.

Ключевые слова: Пестречинская художественная керамика, народное гончарство, растительный орнамент, декоративно-прикладное искусство Татарстана, народный художественный промысел.

Ekaterina Timofeeva FOLK BASIS OF PESTRETSY ART CERAMICS IN THE HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

This work deals with the problem of folk tradition's interpretation in works of professional artists in the field of decorative and applied arts. Development tendencies of the artistic language of Pestretsy ceramics of late XIX - beginning XX are considered in Russia-wide context. Results of performed historical analysis are focused on being practically used by artists of decorative and applied arts who are based on traditions

Key words: Pestretsy art ceramics, folk pottery, floral ornament, applied decoration art of Tatarstan, trade.

Новые художественные явления в декоративно-прикладном искусстве (далее ДПИ) зачастую

базируются на исторической основе, интерпретируя сложившиеся традиционные художественные приёмы. Так, в России на рубеже Х1Х-ХХ в.в. в районах развития ремёсел открывается ряд художественных мастерских. Профессиональные художники в них при составлении орнаментов для новой продукции не всегда учитывали этнические принципы и региональные особенности, на традиционные формы изделий помещали орнаменты популярных европейских стилей, что приводило к эклектике. Вопрос взаимодействия традиционного народного и привнесённого профессионального в народных промыслах России остается актуальным до настоящего времени.

Рассмотрим Пестречинскую художественную керамику начала ХХ в. с точки зрения истоков принципов её декора и определим, действительно ли в ведущей в них явилась местная исторически сложившаяся традиционная основа.

Историко-культурологический анализ развития гончарного промысла и художественной керамики региона в общероссийском контексте свидетельствует об исторических основах формирования характера промыслов, истоков художественных форм, позволяет раскрыть тенденции развития этой важной части культурного наследия. В работе опирались на фонды Краеведческого музея с. Пе-стрецы, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также исследования керамики Казанской губернии Грузова Н.Г. [3], Воробьева Н.И., Бусыгина Е.П. [2], Валеевой-Сулеймановой Г.Ф. [1], Махинина А.Ю. [7, 8] и работы, посвященные ДПИ других регионов России Хохловой Е.Н. [9], Калмыковой Л.Э. [5], Кулиничевой Е.А. [6].

Пестречинскую гончарную посуду конца XIX - начала XX в.в условно разделяют на бытовую (незначительно украшенную ленточным орнаментом в виде линейных или криволинейных мотивов) и художественную (отличалась от бытовой не формой, а богатством росписи). В художественной керамике с.Пестрецы наиболее распространенным является цветочно-растительный орнамент, в основном это декоративно-условные изображения, но ряд растений реалистичен; особое место занимают мотивы, связанные с булгарским орнаментом [7, с. 289-290]. Встречаются и зооморфные мотивы (сирин, гон зверей) в трактовке, характерной для неорусского стиля.

В изделиях художественной мастерской применяется не кистевая роспись как таковая, а «закрашивание», схожее по характеру рисунка с перегородчатой эмалью. Для орнамента характерны замкнутые, графически четкие контррельефные узоры, заполненные ангобом или глазурью сдержанной, но контрастной цветовой гаммы (охра, белый, зеленый, синий, голубой, коричневый - не менее четырёх цветов в одном изделии в сочетании с терракотовым естественным цветом основы). Характерна симметрия; ленточный орнамент в виде горизонтальных фризов, часто геральдические композиции, редко - ковровое заполнение поверхности. Безупречное выявление приземистых, устойчивых, округлых форм изделий средствами орнамента отличает как работы художественной мастерской, так и народные изделия, декорированные мотивами в виде линий и волн.

Вопрос взаимодействия народного и привнесённого профессионального - остродискуссионный и активно обсуждаемый в прессе в течении XX в. С одной стороны, профессиональное внедрялось несколько искусственно, но влияние неорусского стиля и модерна, подвергающееся критике искусствоведов в отношении Пестречинской керамики, стало общей чертой и для многих центров, таких как Абрамцево (Московская область), Талашкино (Смоленская губерния) [6, с.280-286]. Это связано со взглядами профессиональных художников и педагогов из г.г. Москва и Санкт-Петербург, которые на рубеже XIX-XX в.в. выступали консультантами, руководителями художественно-производственных мастерских. Однако, при организации мастерской в с.Пестрецы удалось избежать основных ошибок упомянутых центров, используя сложившуюся историческую базу: традиционные формы посуды, ведущую роль цвета в росписи, активную работу терракотового фона. Орнамент соответствовал национальным особенностям края,

История развития народной керамики Рязанской [9] и Московской областей [5], Казанской губернии во второй половине XIX-начале XX в.в. позволяет найти много общего в формообразовании и декоре. Так, в керамике Скопина Рязанского края народная керамика также дала основу, базовую форму сложносоставной художественной керамике и определила характер орнаментального декора [9]. Для народной керамики упомянутых регионов характерны: приземистые формы, широкие горловины, однотонная полива (исключение - Рязанская обл., где в одном изделии использовали поливу нескольких оттенков), простой горизонтальный декоративно-технический узор - волны, полосы, орнаментальные пояски (отлична только техника их нанесения: в Рязанской и Московской губернии орнамент рельефный, пластический [5], процарапанный - дающий игру света, тени, бликов, а в Казанской - преимущественно выполнен росписью ангобом). Это указывает на традиционные принципы декорирования, положенные в основу художественной керамики регионов - для Скопинской керамики характерны пластические эксперименты, скульптурные изображения с рельефным декором, а для Пестречинской керамики - расписной, часто полихромный, орнаментальный декор. Декор

Скопина, как и Пестрецов, испытал влияние неорусского стиля и модерна.

Истоки заселения указанных территорий выходцами из разных земель также схожи: Скопин заселялся как оборонный рубеж на границе со степняками, а Пестрецы - при освоении Казанского края русским населением. Переход народного промысла на новый технологический и художественный уровень как в Скопинской [9, с.10], так и в Пестерчинской керамике связан с именем героя - личности.

Таким образом, историко-культурологический анализ развития гончарного промысла и художественной керамики региона позволил сделать основные выводы:

• Гончарному промыслу в Казанской губернии со стороны государства и общественных деятелей уделялось большое внимание по причине доступности материала и повсеместного спроса;

• Один из крупнейших центров гончарства Казанской губернии к середине XIX в. - село Пестрецы. Гончарство здесь появилось как «переселённое» ремесло, но попало на благодарную почву и было подхвачено отзывчивыми мастерами;

• Художественное оформление посуды росписью геометрическими орнаментами имело место за 20 лет до открытия здесь художественно-ремесленной мастерской [4, с. 93-94]. Местный народный гончарный промысел1 относительно самостоятельно существовал как до создания мастерской, так и после. Однако деятельность художественной мастерской способствовала популяризации, подъему технологического и художественного уровня народных мастеров, сохранению промысла и после закрытия мастерской.

• Способы оформления посуды, разработанные в 1910-е г.г., во многом были привиты искусственно, однако соответствовали национальным особенностям орнамента края;

• В отличие от других мастерских при промыслах, в с.Пестрецы более плотное взаимодействие мастерской и кустарей (художественная мастерская помогала кустарям в техническом и художественном отношении, составляла покрывные декоративные составы и продавала кустарям, устраивала совместные выставки учеников и народных мастеров, что позволило обогатить в художественном и технологическом плане и народное гончарство).

Пестречинская керамика - явление общероссийского масштаба и часть историко-культурного наследия, т.к. связана с историческими корнями и народными основами, опирается на бытовавшие формы и принципы декорирования народной керамики. В современной художественной керамике Татарстана, в образовательной практике необходимо обращение к культурному наследию края, бережное использование и переосмысление традиционных принципов декорирования и формообразования.

Литература

1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана / Г.Ф.Валеева-Сулейманова. - Казань: Фэн, 1995. - 191 с.

2. Воробьев Н.И. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем / Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин. - Казань: Гос. музей Татар. АССР, 1957. - 42 с.: 18 л. илл.

3. Грузов Н.Г. О гончарном промысле в селе Пестрецах, Казанскаго уезда // Казанская газета. - 1903. - № 49. - 7 декабря. - С. 7-9.

4. Глухов М.С. И один в поле воин / Не молот железо кует. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1969. - С. 90 - 103.

5. Калмыкова Л.Э. Народное гончарство московской области XIX - начала XX века: каталог. - М.: Экспериментальная типография, 1995. - 160 с., ил.; Хохлова Е.Н. Керамика Скопина. - Рязань: Приз, 2000. - 128 с., ил.

6. Кулиничева Е.А. Деятельность художественных кружков Абрамцева и Талашкина глазами американской художественной критики (на примере журнала «Ремесленник» Густава Стикли) / Е.А.Кулиничева / / Актуальные проблемы теории и истории искусства (сборник статей) - Вып.3. / под ред. С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой. - СПб.: НП-Принт, 2013. - С.280-286.

7. Махинин А.Ю. Орнамент пестречинской керамики / Познавая образы мира: культура и искусство в прошлом и настоящем: сб. ст. Вып.1 / КГУКИ; ред. М.П. Файзулаева. - Казань: АСТОРИЯ, 2008. - С. 281 - 290.

8. Махинин А.Ю. Пестречинский гончарный промысел в контексте истории художественной керамики Казанского края (вторая половина XIX - начало XX в.в.): дис. ... канд. ист. наук / А.Ю. Махинин. - Казань, 2012. -199 с.

9.Хохлова Е.Н. Керамика Скопина. - Рязань: Приз, 2000. - 128 с., ил.

1 А.Ю.Махинин называет его примитивным, ЛЭ.Калмыкова и Е.Н.Хохлова напротив - считают важным изучение таких, кажущихся примитивными, способов декора народной керамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.