Научная статья на тему 'Деятельность Казанского губернского земства по открытию гончарной художествено-ремесленной учебной мастерской в селе Пестрецы Казанской губернии'

Деятельность Казанского губернского земства по открытию гончарной художествено-ремесленной учебной мастерской в селе Пестрецы Казанской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННИК / КРЕСТЬЯНСТВО / УПРАВА / СОБРАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ГОНЧАР / МАСТЕРСКАЯ / ДЕРЕВНЯ / СТАНКИ / CRAFTSMAN / THE PEASANTRY / COUNCIL / ASSEMBLY / ART CRAFT / A POTTER / A SHOP / VILLAGE / MACHINE TOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махинин А. Ю.

В статье реконструируется история открытия учебной гончарной мастерской. На примере одного учебного заведения мы показали, как зарождалось низшее профессиональное образования в Казанской губернии во второй половине 19 века. Открытие гончарной художественно-ремесленной учебной мастерской, несмотря на очевидные сложности, результат не только усилий Казанского губернского земства, но и необходимость, продиктованная временем. Подробно описано то, как осуществлялся контроль над деятельностью учебной мастерской, как формировался попечительский совет, как строился учебный процесс, как непросто шло наполнение классов. Собранный материал дополняет представление о том, какой была структура профессионального образования в Казанской губернии в начале 20 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of Kazan Province Zemstvo to open a pottery art and craft training workshop

The article reconstructs the history of discovery learning pottery. On the example of one institution, we showed how lower professional education was conceived in the Kazan Province during the second half of the 19th century. The discovery of pottery art and craft training workshop, despite the obvious difficulties, the result not only efforts of the Kazan Province Zemstvo, but a necessity dictated by time. Described in detail how supervise the activities of the training workshop, as the board of trustees was formed, how to build the learning process, how difficult it was going filling classes. The collected material complements the idea of ​​what was the structure of professional education in the province of Kazan in the early 20th century.

Текст научной работы на тему «Деятельность Казанского губернского земства по открытию гончарной художествено-ремесленной учебной мастерской в селе Пестрецы Казанской губернии»

УДК 18. 31. 51.

А.Ю. Махинин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА ПО ОТКРЫТИЮ ГОНЧАРНОЙ ХУДОЖЕСТВЕНО-РЕМЕСЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ В СЕЛЕ ПЕСТРЕЦЫ

КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье реконструируется история открытия учебной гончарной мастерской. На примере одного учебного заведения мы показали, как зарождалось низшее профессиональное образования в Казанской губернии во второй половине 19 века. Открытие гончарной художественно-ремесленной учебной мастерской, несмотря на очевидные сложности, результат не только усилий Казанского губернского земства, но и необходимость, продиктованная временем.

Подробно описано то, как осуществлялся контроль над деятельностью учебной мастерской, как формировался попечительский совет, как строился учебный процесс, как непросто шло наполнение классов. Собранный материал дополняет представление о том, какой была структура профессионального образования в Казанской губернии в начале 20 века.

Ключевые слова: Ремесленник, крестьянство, управа, собрание, Художественный промысел, гончар, мастерская, деревня, станки.

Andrey Mahinin The activity of Kazan Province Zemstvo to open a pottery art and craft training workshop

The article reconstructs the history of discovery learning pottery. On the example of one institution, we showed how lower professional education was conceived in the Kazan Province during the second half of the 19th century. The discovery ofpottery art and craft training workshop, despite the obvious difficulties, the result not only efforts of the Kazan Province Zemstvo, but a necessity dictated by time.

Described in detail how supervise the activities of the training workshop, as the board of trustees was formed, how to build the learning process, how difficult it was going filling classes. The collected material complements the idea ofwhat was the structure of professional education in the province of Kazan in the early 20th century.

Key words. Craftsman, the peasantry, council, assembly, art craft, a potter, a shop, village, machine tools.

Развитие промыслов Среднего Поволжья 19 века имело освещение в работах исследователей, Пестречинский же керамический промысел до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Ряд авторов, затрагивая тему кустарных промыслов в Казанской губернии 19 века, касались и деятельности пестречинского керамического промысла (Е.П.Ключевская, Г.Ф Валеева-Сулейманова, Р.И.Воробьев, Е.П.Бусыгин). Исследователи в своих работах лишь затрагивали отдельные грани бытования пестречинского промысла. Однако история промысла, художественные достоинства пестречинской керамики, ее роль в материальной и духовной культуре Среднего Поволжья, то заметное место, которое занимает она в декоративно-прикладном искусстве региона, требуют тщательного изучения и анализа. Комплексное исследование промысла все еще остается на сегодняшний день насущной исследовательской задачей.

Отмеченный рядом исследователей художественный уровень пестречинской керамики был достигнут, в большей степени, благодаря деятельности гончарной художественноремесленной учебной мастерской. Значение ее в развитии гончарного промысла края очень велико: был задан совершенно иной уровень качества исполнения работ. Этим объясняется наше внимание к истории возникновения пестречинской учебной мастерской.

Общий рост промышленности и торговли в Казанской губернии в начале 20 века, развитие техники производства стимулировали постановку вопроса о профессиональном образовании. Существующий характер обучения ремеслам в различных частных мастерских уже перестал удовлетворять требованиям промышленной жизни, качество предлагаемого товара не соответствовало запросам покупателя.

Развитие кустарной промышленности, дававшей возможность дополнительного заработка крестьянскому населению, заставило земства заинтересоваться вопросами профессионального образования. Целесообразнее было оказать поддержку тем населенным пунктам, где наиболее активно развивались ремесла, опирающиеся на народные традиции.

Особенно интенсивно идею о профессиональном образовании в Казанской губернии местное земство стало проводить с 1905 года. Земская губернская управа приступила к выработке общего плана по организации первой ступени профессионального и технического образования.

Важным шагом в создании низших профессиональных школ было очередное 42 Казанское Губернское Земское Собрание, состоявшееся 19 декабря 1906 года. Содержащиеся в журнале собрания материалы [8, с.1] свидетельствуют о том, что главной задачей

Земства на данный период стала разработка структуры общего образования в низших профессиональных учебных заведениях. Важность вопроса подтверждает и то, что в создании профессионального образования принимали участие как Земская губернская управа, так и комиссия по народному образованию министерства народного просвещения

На собрании был предложен примерный список мест, где необходимо было открыть профессиональные учебные заведения Выбор географического места был продиктован либо популярностью конкретного ремесла в данном селении, либо удобством в нахождении и последующей обработке необходимого сырья. Денежные расходы земства на создание учебных заведений было решено согласовать со степенью хозяйственной важности, масштабностью промысла (первоначально особая роль отводилась кузнечно-слесар-ным и столярным мастерским). Земству рекомендовалось взять на себя право попечительства и надзора над профессиональными школами.

По завершении собрания комиссия выдвинула ряд предложений: открыть на средства казны 20 профессиональных школ; подключить к процессу организации профессионального образования уездные земства; выделить в 1400 рублей на организацию подвижного класса рисования в селения Чебаксы или Пестрецы.

Управа в лице докладчика Д.П.Арцыбашева выдвинула предложение: помимо ремесленных

открыть в губернии 12 художественно-промышленных школ и гончарную школу в селе Пестрецы Казанского уезда.

Важным итогом проведения Губернского Земского Собрания можно считать и принятие ряда постановлений, а именно: выделение каждой

ремесленной школе по 1000 рублей на оборудование и по 1000 рублей ежегодно на содержание; решение о выделении одной трети пособия, утвержденного Высочайшим

Государственным Советом от 16 марта 1904 года, на содержание ремесленных отделений; ходатайство перед министерством финансов об открытии в губернии 12 художественно-промышленных школ, в том числе учебной гончарной мастерской в селе Пестрецах Казанского уезда; поручение Управе произвести распечатку уставов технических и ремесленных мастерских и разослать их владельцам фабрик и заводов для выяснения необходимости открытия учебных заведений.

Земство и его исполнительные органы просили разрешения наделить их достаточными

правами попечительства над этими школами и возможностью контролировать успешность преподавания. Продиктованы данные предложения желанием оправдать вложенные средства, так как деятельность низших профессиональных школ должна быть непосредственно связанна с потребностью губернии в определенных специальностях.

Для активизации организационных процессов по созданию учебных профессиональных заведений, выяснению уровня преподавания и подготовленности учащихся в профессиональных учебных заведениях собрание постановило ходатайствовать перед

правительством об открытии в городе Казани весной 1908 года областной выставки кустарной промышленности и низшего профессионального образования. Проведение выставок дол-жно стать ежегодным. Наиболее интересные экспонаты земства планировали выкупать для пополнения фонда Кустарного музея. К 1910 году и выставки, и музей стали осуществившимся фактом.

42 очередное Казанское Земское Губернское Собрание было знаковым мероприятием в деле создания низшего профессионального образования. С учетом географических, исторических, культурных, социально-экономических традиций были обозначены те населенные пункты, где существовали предпосылки для развития ремесла. Учитывалась экономическая необходимость в развитии данного ремесла. Обозначены государственные структуры, принимающие непосредственное участие в создании профессиональных учебных заведений, определена финансовая стратегия поэтапного создания и развития учебных заведений. Местные власти ставили задачу приблизить ремесла к уровню художественных, не ограничиваться только бытовыми нуждами населения.

Особое место в истории профессионального образования Казанской губернии занимает упомянутая на очередном 42 Казанском

Губернском Земском Собрании Пестречинская гончарная художественно-ремесленная учебная мастерская. С одной стороны, историю ее возникновения, деятельности можно считать

типичным примером того, как складывалось профессионально-ремесленное образование в

сельской местности Казанской губернии. С другой стороны, гончарная учебная мастерская одна из немногих сумела за короткий промежуток времени приблизиться к художественному уровню, стать определенным явлением в культурной жизни края начала 20 века.

9 февраля 1907 года Техническим отделом Казанской Губернской Земской Управы был направлен документ в Главное Управление Земледелия и Землеустройства, в котором объяснялись причины необходимости открытия именно в селе Пестрецы учебной гончарной мастерской. К документу прилагалась справка с данными, собранными Директором Казанского Промышленного училища инженером Грузовым, в которых он пытался определить современный уровень (технический, культурный, коммерческий) местного гончарного промысла. Документ, составленный Техническим отделом, заканчивался следующим выводом: «Устройство учебной

гончарной мастерской в с. Пестрецах, по мнению Управы, представляется крайне желательным и неотложным». [9, 3.].

Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Главного управления Землеустройства и Земледелия незамедлительно отреагировал на изложенные предложения по созданию Пестречинской учебной гончарной мастерской. Было предложено сделать «несколько проб местной глины» [8, 16].

Всю хозяйственную деятельность должна была вести Управа. Контроль над учебной деятельностью возлагался на Отдел Сельской Экономии, при участии Управы. За подготовку годового отчета о хозяйственной и учебной деятельности мастерской должна была отвечать Казанская Губернская Земская Управа, а отчет принимать - Отдел Сельской Экономии.

9 октября 1907 года в Казанскую Губернскую Земскую Управу пришел документ № 7657 с результатом проведенной экспертизы местной глины в лаборатории при Главном Управлении Землеустройства и Земледелия. В отзыве признается непригодность для гончарного производства глины из района Пестрецы и указывается, что «такова может служить материалом для изготовления простейших сортов кирпича». [9: 20 стр.].

Отдел Сельской Экономии принял решение отложить исследования пестречинской глины на следующий год, но Казанская Губернская Управа все же продолжила подготовительную работу по открытию Пестречинской учебной гончарной мастерской. Об этом свидетельствует активное сотрудничество и с Главным Управлением Землеустройства и Земледелия, и с Центральным училищем технического рисования барона Штиглица в городе Санкт - Петербург по вопросу исследования промысла.

В октябре 1908 года из Санкт - Петербурга в Казанскую Губернскую Земскую Управу пришел

документ с рекомендациями « не ограничиваться изготовлением только посуды крестьянского обихода, но приступить к выработке более ценных и очень нужных изделий, как, например, поливных изразцов для печей и стен, черепицы и т. п». [10, 29 стр.] Позже в Управу пришла справка, составленная заведующим мастерской Центрального Училища барона Штиглица К.И.Келлером, в которой сообщалось, что пестречинская глина пригодна для работы, также представлены предложения по оснащению проектируемой керамической мастерской [10, 31].

Отдел профессионального образования губернского земства подготовил к очередному Земскому собранию доклад по теме «Развитие профессионального образования в 1910 году», который содержал и некоторые предложения по открытию учебно-ремесленных мастерских. Деятельность собрания была освещена корреспондентом А. Дми-триевым на страницах «Казанской газеты» № 2 за 1910 год. В этом номере были напечатаны основные положения, принятые собранием.

Было решено, что наиболее перспективным видится открытие мастерских в следующих местах:

1. В с. Богородское Чистопольского уезда -по кожевенному производству.

2. В с. Монастырском Тетюшского уезда - по сельскохозяйственному машиностроению.

3. В с. Пестрецах Казанского уезда - по «керамиковому производству».

В общей сложности на развитие профессионального образования в губернии на 1910 год губернское земство запросило у собрания выделить 69743 рублей. (В сравнении: в 1909 году было выделено 40150 рублей, в 1908 году -1007 рублей).

Сумма 69743 р. формировалась следующим образом: из губернского сбора -15364 р. 15 к., из фонда имени Императора Александра 2 - 29023 р., от министерства торговли и промышленности -2825 р., от Лаишевского уездного земства - 930 р., из капитала им. Е.А.Чепурина - 20000 р., из капитала Центрального музея - 1600 р. 85 к. [8, 56].

Как видим, серьезные вложения были продиктованы важностью вопроса. Обращаясь к финансовой стороне вопроса по открытию учебной мастерской в селе Пестрецы, отметим следующее: на оборудование планировалось выделить 27 тысяч рублей единовременно и в 6950 рублей ежегодно (при условии, что в расходах примет участие главное управление земледелия и землеустройства). Именно оно при поддержке

губернского и уездного земства должно взять на себя основную долю годовых выплат. Например, на богородскую мастерскую планировалось выделить 35400 рублей единовременно и 6600 ежегодно; на мастерскую в селе Монастырском -27668 рублей единовременно и 6600 ежегодно).

В Уставе художественно-ремесленной учебной мастерской в с. Пестрецах говорится, что она «...содержится на средства, отпускаемые Казанским губернским и Казанским уездными земствами; на пособие от казны; на суммы, получаемые за право учения и от продажи изделий мастерской, на другие денежные поступления». Здесь же определялась и специфика финансирования: «Плата за обучение,

пожертвования и другие денежные поступления, а равно и свободные остатки от сметных ассигнований составляют специальные средства мастерской и расходуются исключительно на ее нужды» [11,1]. В подобной системе хозрасчета прослеживается и значительная поддержка государства, и определенная экономическая свобода, предоставленная учебному заведению, имеющему возможность самостоятельно зарабатывать и улуч-шать техническую базу.

В ноябре 1912 года состоялось официальное открытие учебной мастерской.

Настойчивые действия, предпринимаемые Земской губернской управой, несмотря на бюрократические проволочки, свидетельствуют о том, что открытие профессиональных заведений стало насущным вопросом времени. Открытие учебных ремесленных заведений, в том числе и Пестречинской гончарной учеб-но-ремесленной мастерской, положило начало профессиональному образованию в Казанской губернии.

Литература

1. Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. - Казань: Издательство Казанского университета, 1973. - 165с.

2. Бусыгин Е.П. Русское население среднего Поволжья середины 19 - начала 20 веков - Казань: Издательство Казанского университета,- 1966. - 403 с.

3. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративное искусство Татарстана. - Казань: Фэн,1905. - 1911 с.

4. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Художник Борис Шубин. Искусство керамики Татарстана. - Казань: 1999. - 92

с.

5. Воробьев Р.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. - Казань: 1957. - 42 с. с

ил.

6. Вопросы профессионального образования в губернии на 1910 г.//Казанская газета.-1910.-№2.

7. Ключевская Е.П. Художественные промыслы Татарстана в прошлом - Татарстан. - 1997. - № 3. - С. 2432.

8. НА РТ. Фонд 81, оп.5. ед. хр. 404, л.1, 3. Журнал 42 очередного Казанского Губернского Земского Собрания

1906

9. НА РТ. Фонд 81, оп.5. ед. хр. 404, л.3. Документ отдела Казанской Губернской Земской Управы, адресованный в Главное Управление Земледелия и Землеустройства 9 февраля 1907 года

10. НА РТ. Фонд 81, оп5. ед хр. 404, л.31. Письмо заведующего мастерской Центрального Училища барона Штиглица

11. Общие положения // Устав художественно-ремесленной учебной мастерской в с. Пестрецы Казанской губернии и уезда.- Казань: 1912.- 6 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.