Научная статья на тему 'Генезис культуры народов Среднего Поволжья (на примере традиционных ремесел)'

Генезис культуры народов Среднего Поволжья (на примере традиционных ремесел) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТАТАРСТАН / АРХЕОЛОГИЯ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК / КЕРАМИКА / ИСКУССТВО ИСЛАМСКИХ СТРАН / ART / TATARSTAN / ARCHEOLOGY / VOLGA BULGARIA / ARTS AND CRAFTS / EARLY IRON AGE / CERAMICS / ART OF ISLAMIC COUNTRIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Руденко К.А.

The article explores the origin of traditional crafts that existed on the territory of the Republic of Tatarstan. The author traces the development of many crafts from the Neolithic and Bronze Age. He notes the artistic and stylistic features of objects of decorative and applied art of each chronological stage. The connection between local art and global art styles, for example, the "animal style" of Eurasia, is studied. Particular attention is paid to the specifics of the art objects of the Volga Bulgaria era, as well as the development of new techniques for decorating artifacts in the Bulgarian ulus of the Golden Horde. It is emphasized that some modern masters use in their creative work samples of ancient art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE CULTURE OF THE PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA AREA (ON THE EXAMPLE OF TRADITIONAL CRAFTS)

The article explores the origin of traditional crafts that existed on the territory of the Republic of Tatarstan. The author traces the development of many crafts from the Neolithic and Bronze Age. He notes the artistic and stylistic features of objects of decorative and applied art of each chronological stage. The connection between local art and global art styles, for example, the "animal style" of Eurasia, is studied. Particular attention is paid to the specifics of the art objects of the Volga Bulgaria era, as well as the development of new techniques for decorating artifacts in the Bulgarian ulus of the Golden Horde. It is emphasized that some modern masters use in their creative work samples of ancient art.

Текст научной работы на тему «Генезис культуры народов Среднего Поволжья (на примере традиционных ремесел)»

Литература

1. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. - М.: изд-во «ГИТИС», 2001. - 340 с.

2. Дрозднин А.Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. - 160с.

3. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. - М.: «Терра-спорт», 2001. - 96 с.

4. Кох И.Э. Основы сценического движения. - СПб.: «Планета музыки», 2010. - 512 с.

5. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: учеб. пособие. - М.: изд-во «ГИТИС», 2010. - 256 с.

6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортичные игры: техника, тактика, методика обучения. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

7. Нижельской В.А. Технология интеграции двигательных способностей и пластических качеств в процессе формирования навыков выразительного движения у драматических актеров/ В.А. Нижель-ской// Материалы научно-практической конференции аспирантов и преподавателей факультета физической культуры МГОУ. - 2015. - С.103-108.

References

1. Morozova G.V. Plasticheskaya kul'tura aktera: Tolkovyj slovar' terminov. - M.: izd-vo «GITIS», 2001. -

340 s.

2. Drozdnin A.B. Fizicheskij trening po metodike A. Droznina. - M.: VCKHT («Ya vhozhu v mir is-kusstv»), 2004. - 160s.

3. Levin M.V. Gimnastika v horeograficheskoj shkole. - M.: «Terra-sport», 2001. - 96 s.

4. Koh I.EH. Osnovy scenicheskogo dvizheniya. - SPb.: «Planeta muzyki», 2010. - 512 s.

5. Nemerovskij A.B. Plasticheskaya vyrazitel'nost' aktera: ucheb. posobie. - M.: izd-vo «GITIS», 2010. - 256

s.

6. Zheleznyak Yu. D., Portnov YU.M. Sportichnye igry: tekhnika, taktika, metodika obucheniya. - M.: iz-datel'skij centr «Akademiya», 2004. - 520 s.

7. Nizhel'skoj V.A. Tekhnologiya integracii dvigatel'nyh sposobnostej i plasticheskih kachestv v processe formirovaniya navykov vyrazitel'nogo dvizheniya u dramaticheskih akterov/ V.A. Nizhel'-skoj// Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov i prepodavatelej fakul'teta fizi-cheskoj kul'tury MGOU. - 2015. -S.103-108.

УДК 745/749: 008 (091)

К.А.Руденко

ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ)

В статье исследуются вопросы происхождения традиционных ремесел, существовавших на территории Татарстана. Автор прослеживает развитие многих ремесел с неолита и эпохи бронзы. Он отмечает художественные и стилистические особенности предметов декоративно-прикладного искусства каждого хронологического этапа. Исследуется связь местного искусства и глобальных художественных стилей, например, «звериного стиля» Евразии. Особое внимание уделено специфике художественных предметов эпохи Волжской Булгарии, а также развитию новых приемов декорирования артефактов в Булгарском улусе Золотой Орды. Подчеркивается, что некоторые современные мастера используют в своем творчестве образцы древнего искусства.

Ключевые слова: искусство, Татарстан, археология, Волжская Булгария, декоративно-прикладное искусство, ранний железный век, керамика, искусство исламских стран.

Konstantin A.Rudenko GENESIS OF THE CULTURE OF THE PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA AREA (ON THE EXAMPLE OF TRADITIONAL CRAFTS). The article explores the origin of traditional crafts that existed on the territory of the Republic of Tatarstan. The author traces the development of many crafts from the Neolithic and Bronze Age. He notes the artistic and stylistic features of objects of decorative and applied art of each chronological stage. The connection between local art and global art styles, for example, the "animal style" of Eurasia, is studied. Particular attention is paid to the specifics of the art objects of the Volga Bulgaria era, as well as the development of new techniques for decorating artifacts in the Bulgarian ulus of the Golden Horde. It is emphasized that some modern masters use in their creative work samples of ancient art.

Keywords: art, Tatarstan, archeology, Volga Bulgaria, arts and crafts, early iron age, ceramics, art of Islamic countries.

Истоки народных художественных промыслов Татарстана уходят в глубокую древность. Культурные традиции народов, ныне живущих в Татарстане, развивались на протяжении тысячелетий. Процессы межкультурного взаимодействия, проходившие на протяжении многих веков, способствовали формированию уникального художественно-образного стиля в различных областях искусства, и особенно в народных промыслах. Этот особенный «язык искусства», характерный для Среднего Поволжья, сложившийся на различной этнической основе, впитал в себя также и те общие черты художественной культуры, которые сложились в крупнейших государственных образованиях Евразии - Тюркских каганатов, Хазарии, Великой (Приазовской) и Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Несомненно, что на своеобразие художественной культуры народов Волго-Камья оказали влияние как глобальные явления в мире древнего искусства, например, скифо-сибирский и пермский звериные стили, так и локальные, например, искусство Персии в правление Сасанидов.

После образования Волжской Булгарии в Х в. здесь прослеживается мощнейшее воздействие исламской культуры, охвативший значительную часть изобразительной сферы. При этом, полностью не исчезли и общетюрские и иранские элементы в художественном творчестве булгарских мастеров. Особенно оригинально развивались в Булгарии те жанры, которые были связаны не с элитным искусством, а с народным творчеством - промыслы и ремесла, например, косторезное, гончарное и др. Поразительно, что несмотря на то, что Волжская Булга-рия была мусульманским государством, в силу чего изображать живых существ было нельзя, это вовсе не исключало использование анималистических образов в булгарском искусстве [5, с. 158-163]. Воздействие мусульманской орнаментики, декоративности и пластической образности послужили значительным стимулом развития булгарской стилистики, и в числе прочих зооморфной иконографии в булгарском искусстве домонгольского времени. Интересные процессы проходили у булгар в области изобразительного искусства в эпоху Золотой Орды.

Исследования ведущих специалистов в области древнего и средневекового искусства (Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Д.К. Валеевой и др.) [1;2;3;4] показали сложность и многогранность процесса генезиса современного искусства Татарстана, а также художественных промыслов республики.

Основным источником для изучения истоков народного искусства и промыслов в Татарстане являются археологические материалы. Активное их накопление приходится на вторую половину ХХ в. [13, с.388-391], когда был получен обширный материал, позволяющий на основе массовых находок определить основные тенденции в развитии древнего и средневекового искусства, прежде всего декоративно-прикладного на территории современного Татарстана. Конечно археологические данные далеко не полны - не все сохраняется в земле на протяжении сотен и тысяч лет. Однако для самых отдаленных эпох это единственный и уникальный источник наших знаний.

Не касаясь в деталях самых ранних этапов формирования основ художественного творчества, которые начинаются в эпоху каменного века (верхнего палеолита), отметим, что в эту эпоху определился выбор материалов для изготовления орудий труда и бытовых предметов в природных условиях на территории современного Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья, а также цветовые предпочтения в оформлении этих изделий (в этом отношении следует упомянуть рисунки пещеры Шульган - Таш (Каповой) в Бурзянском районе республики Башкортостан, относящиеся к эпохе верхнего палеолита (14-17 тыс. л.н.)). Ограниченность источников дает возможность исследовать только часть предметного комплекса того времени. Весьма интересны керамические изделия появившиеся в быту населения в неолите (новом каменном веке). Наиболее выразительны массивные толстостенные округлодонные (или с коническим дном) декорированные сосуды [7, с.24-25]. Большая часть их была украшена геометрическими орнаментами вероятно имевшими священный (сакральный) характер.

В этот период в различных областях декоративно-прикладного творчества (керамика, кость и рог) широко распространяются геометрические орнаменты и сложные моногоуровне-вые композиции. Традиционные художественные приемы и предпочтения в обработке камня разнообразятся за счет широкого использования технологических инноваций - полировки, шлифовки, ретуши. Вероятно, тогда устанавливается и символика цвета в прикладном изобразительном творчестве (для сакрального и профанного миров).

Переходная эпоха к эре металлов обогатила мир древнего искусства населения, обитав-

шего на территории современного Татарстана обращением к зооморфным образам в мелкой каменной пластике, а также к развитию ансамблевого комплекса украшений, воспринимаемых уже не как единичные элементы охранительной магии или статусности, а как некая мировоззренческая система, отражённая в одежде, украшениях, раскраске тела и возможно татуировках. Композиционно усложняется и декор керамических сосудов, становящийся более динамичным, хотя и в рамках того геометрического стиля который сложился в предшествующее время. Не исключено, что ряд орнаментальных мотивов на керамике был заимствован извне.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) активно развивается декоративность в украшении керамических сосудов, прежде всего за счет заимствования форм и орнаментов. Впервые в металлических украшениях, изготавливавшихся в то время только литьем, появляются сложноспи-ральные мотивы, композиции в зеркальной симметрии. В орнаментах на погребальной керамике встречаются сюжетные композиции (изображение человека на конной повозке); в украшении на бытовой и погребальной керамике не редко используются дополнительные декоративные элементы: налепы, «наплывы», «воротнички» и т.п., в художественном плане начинает использоваться как декоративный элемент цвет поверхности сосуда (за счет разнообразных примесей, обжига) и обработки его поверхности. Заметим, что при этом примеси в глиняном тесте были чаще всего элементами традиционной технологии. Не сдала своих позиций и художественная обработка камня, выражавшаяся в разнообразных типовых изделиях и оригинальных украшениях. Широкое распространение получают орнаментированные костяные изделия, особенно в конском снаряжении. В этот период в местном искусстве появляются первые образцы скульптурного портрета (изображение мужской головы из песчаника) [10, с. 149, рис.19].

Более представительны художественные изделия следующей эпохи - раннего железного века (I тыс. до н.э.), - это и разнообразные костяные изделия в «зверином стиле», где получили широкое распространение зооморфные мотивы, образы фантастических животных (например, драконо-волки) как и вполне реальных животных - кабана, лося и т.п. Под влиянием скифского искусства входит в бестиарий местных мастеров (в металлической пластике) из Зауралья и Сибири - грифон, из Закавказья - бык и овен; заимствуются различные спиралевидные, солярные и т.п. мотивы, появляющиеся в орнаментах на производимых на Средней Волге изделиях [12, с.226-231]. Встречаются, хоть и немногочисленные, изделия (например, литые бронзовые зеркала), произведенные в эллинстических и римских мастерских в Причерноморье.

Особый смысл приобретает цветовая символика, выразившаяся в предпочтении меди и бронзы, как материала для изготовления священных и сакральных предметов, (несмотря на знакомство с железом), а в биметаллизме - сочетании железа и бронзы для изготовления представительских предметов вооружения. Впервые зафиксированы случаи использования специальных покрытий серебряной фольгой бронзовых украшений конской сбруи (VII в. до н.э.) и инкрустаций из специальных вставок из золота и кусочков стекла (VIII в. до н.э.) (в последнем случае это были привозные предметы с Кавказа). Орнаменты на металлические изделия (если они не были отлиты сразу) наносились гравировкой [15, 113-134].

Особое положение в декоративном искусстве заняли стеклянные импортные бусы, как правило монохромные, получившие распространение в последующее время и дополнившие бусинные ожерелья из раковин и кости. Практически полностью в область сакрального переместились каменные изделия и украшения

В этот период обозначились первые опыты художественной монументальной резьбы по камню в Волго-Камье. Это изображения в низком рельефе оружия и инструментов на каменных стелах - ритуальных культовых памятниках, устанавливавшихся в специальных местах на племенных кладбищах. Наиболее известные из них обнаружены у с. Ново-Мордово в Спасском районе РТ [17, с.78-81, рис.36].

В финале раннего железного века (первые века н.э.) усиливается региональная специфика художественного творчества, связанная с разнообразием процессов этногенеза на территории современного Татарстана и близлежащих территорий. Выделяются восточные и северовосточные области, где развивается своеобразная художественная культура с акцентом на детальную (мелкую) орнаментику, многоярусную композицию ансамбля украшений костюма и прически, простоту декора керамики. На западе культурного ареала получает распространение оригинальный способ декорирования внешней поверхности сосудов с помощью ткани, рогожи и т.п. отпечатки которых наносились на внешнюю поверхность сосудов еще до обжига [8, с.101-109].

Кардинально изменилась ситуация в декоративно-прикладном творчестве в период Великого Переселения Народов, начиная с III - IV вв. н.э. Огромные азиатский мир, вкупе с Персидской державой и варварскими народами Европы (германцы, готы) (Крымская Готия и Римский Лимес) оказали мощнейшее влияние на характер художественного творчества в регионе. Впервые здесь начинают использоваться и копироваться изделия т.н. «гуннского полихромно-го стиля», а для элитного круга потребителей полихромия становится частью художественных приоритетов, как и римская бронзовая посуда. В ювелирном деле происходит знакомство местных ремесленников с зернью и сканью; в керамическом деле начинает использоваться сплошное лощение керамики; в бронзолитейном производстве осваивается производство художественных литых бронзовых котлов (хотя кавказские медные вазы попадали на Среднюю Волгу и в Предуралье еще в VIII - VI вв. до н.э.) [17, с.228, рис.84].

Важным новшеством стало использование в декоративно-прикладном творчестве в качестве сырья серебра и полудрагоценных поделочных камней (халцедон) (ГУ^ вв. н. э.). Интересным явлением было распространение кочевнической универсальной художественной моды на предметы вооружения и конского снаряжения. Эта тенденция сохранилась и получила особенное «звучание» в эпоху тюркских каганатов.

Добулгарский и раннебулгарский периоды (VI - IX вв. н.э.) соответствующие хазарской эпохе, дают разнообразные примеры высокохудожественных образцов изделий как профессионального, так и народного творчества, развивавшегося на местной основе, при использовании привозных образцов. К числу последних следует отнести стеклянную посуду (в частности, кубки) византийской работы, сирийские, египетские, чуть позже древнерусские стеклянные полихромные бусины. Булгарские ювелиры в К-Х вв. изготавливали серебряные височные украшения, серьги иногда с использованием скани или зерни; перстни со стеклянными цветными вставками. Широко распространяются растительные мотивы в украшениях поясного гарнитура, вероятно под влиянием хазарской традиции, что отличает этот период от предшествующего времени. Намечается несколько художественных линий в общей картине художественного творчества Волго-Камья, выражавшихся как в декоре керамики, металлических украшениях и т.п., обусловленных полиэтничным составом населения края. Интересной особенностью декора керамики становится лощение, в характерном «решетчатом» варианте. В отдельных случаях имеются следы сарматского (аланского) влияния в керамике, украшениях.

Булгарское время (Х - начало XIII в.) характеризуется особенным стилем ювелирных изделий из золота и серебра, соединявших в себе ажурность, легкость внешнего вида, одновременно с этим строгость композиции и декоративность при визуальном восприятии [11;14]. Элитный набор украшений (серьги, подвески, браслеты, гривны, цепочки, капторги, перстни) отражал сложность базовых технологий и образов воплотившихся в них. Отметим, что формирование этого корпуса предметов было тесно связано с мусульманской культурой Востока, прежде всего Ирана, Сирии, Египта. В какой-то мере эти изделия были образцами для массового производства украшений из бронзы предназначенных для средне-состоятельных и бедных слоев населения. Кроме того, здесь же проявлялись и сохранявшиеся художественные традиции предшествующего языческого времени в оформлении ряда бытовых предметов: кресал с зооморфными ручками из бронзы, миниатюрных замочков в виде фантастических (барс-единорог) или наоборот совершенно реальных животных (коровы, быки, козы, лошади).

Можно говорить о своеобразном «булгарском зверином стиле», который не противоречил и исламским нормам. Особое значение в этот период приобретает письменность как особый художественный язык - в виде арабографических и рунических надписей и знаков [9, с. 178-185]. Народный промысел - резьба из кости и рога, распространялись в городских центрах и сельской местности. Это было массовое производство, исключавшее в большинстве случаев символическое значение формы и орнамента, с преобладанием чисто декоративного начала. К этому же относится и изготовление кожаных изделий. Под влиянием сибирских тюркских традиций у булгар появляется прием таушировки (со второй половины XI в.) для украшения железных изделий.

Отдельным блоком идут привозные изделия, в основном восточного происхождения: бронзовые ковши, светильники, ступки, чаши с инкрустацией серебром или гравированными изображениями. В это время формируется и особый стиль периферийного (ареального) бул-гарского искусства, уже в XII в. приобретший в близлежащий регионах в Пермском Прикамье и Посурье собственную стилистику.

Интересно, что булгарское искусство домонгольского времени имеет ярко выраженные черты своеобразия, отличающее его от европейских, восточных и азиатских художественных традиций [4]. Например, в Булгарии не получили распространение эмалевые изделия и стеклянные украшения (браслеты, подвески, бусы), что характерно для древнерусских земель, редко применялась инкрустация цветными металлами, камнями, а также золочение, как на Востоке, было не очень много черневых и штампованных (тисненных) изделий. Однако в той или иной степени культурные достижения народов Евразии в X - XIII вв. прежде всего в области технологий, в виде инноваций присутствуют в булгарской художественной культуре. Общей тенденцией в развитии художественности в булгарское время стало стремление к строгой цветовой символике, смещению акцентов от цветности, полихромии к каноничности избранных цветов и их сочетаний при изготовлении и оформлении изделий. Приобрела художественное своеобразие и булгарская керамика [18].

Золотоордынский период характеризуется возвратом к полихромии, как художественному явлению в булгарской культуре. Это архитектурная и парадная керамика, материал для одежды (например, шелк), книжная миниатюра и т.п. Любопытно и то, что образная символика булгарского искусства чрезвычайно усложнилась, включив то, что было характерно как для кочевой культуры восточноевропейских степей (Дешт-и-Кипчак), так и для оседлых регионов, входивших в пределы золотоордынского государства (Хорезм, Крым, города Семиречья (современный Казахстан)), разнообразились и иконографические сюжеты. Наследие золотоор-дынской культуры затем органично перешло в художественные традиции Казанского ханства.

Современное творчество народных мастеров Татарстана многое восприняло из художественного наследия прошлого. Наиболее ярко это проявляется в ряде направлений. Это изготовление художественных изделий из кожи, декоративная керамика, резьба по дереву, некоторые ювелирные изделия и др. Примечательно, что это не просто реплики древних изделий, а творческая переработка и восприятие прежде всего образов, мотивов исходных артефактов. При этом новая интерпретация первичного образца сохраняя особый дух времени и национальный колорит. В качестве примера можно привести художественную керамику Б. Шубина. В ней точность в воспроизведении форм булгарской керамики соединилась с художественным осмыслением основных сюжетов булгарского искусства, воплотившихся в особом видении различных деталей и элементах декора выполняемых им сосудов. Орнаментальные мотивы из средневекового булгаро-татарского искусства воплотились и в недавних архитектурных проектах, например, в декоре Белой мечети в Болгарах (2012 г.). В целом, можно констатировать, что современные народные промыслы Татарстана в той или иной степени следуют историческим традициям, хотя в начале XXI в. это в большей степени новое осмысление древних мотивов и образов, импровизация и стилизация древних орнаментов и композиций [16, с. 179-183].

Литература

1. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1975. - 216 с.

2. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. - Казань: Татар.кн.изд-во,

2002. - 104 с.

3. Валеева Д.К. Искусство Волжской Болгарии //История искусства народов СССР: В 9 т. - М., 1974. -Т. 3. Искусство 14-17 вв. - С. 395-398.

4. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.). - Казань: Таткнигоиздат, 1983. 132 с.

5. Валеева Д.К. Семантика зооморфных и растительных образов в искусстве финно-угров и волжских булгар в IX-XI вв. / / Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. и сост.: Р.Р. Султанова. - Казань, 2009. - С. 158-163.

6. Валеева Д. К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII - XV вв.). - Казань: Фикер,

2003. - 239 с.

7. Габяшев Р.С. К вопросу о памятниках с накольчатой керамикой в Нижнем Прикамье //Неолит и бронзовый век Поволжья и Приуралья. - Куйбышев, 1977. - С. 24-25.

8. Ишмуратова Г.Р. Приказанская и ананьинская керамика поселения Курган // Учен. зап. Перм. Гос. ун-та. - 1967. - №148. - С. 101-109.

9. Казаков Е. П. Знаки и письмо ранней Волжской Болгарии по археологическим данным / / Советская археология. - 1985. - № 4. - С. 178-185.

10. Руденко К.А. Остров «Мурзиха» и его окрестности. Хронологический атлас археологических коллекций НМ РТ (1991-1999 гг.) Опыт микрорегионального исследования. Каталог археологических коллекций НМ РТ. Казань: Школа, 2002. - 208 с.

11. Руденко К.А. Булгарское золото: филигранные височные подвески. Древности Биляра. Том I. -Казань: Заман, 2011. - 256 с.

12. Руденко К.А. Декоративно-прикладное искусство раннеананьинского времени (по материалам IV Мурзихинского могильника в Татарстане, предварительный анализ) // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. — СПб: ИИМК РАН, ООО «Периферия», 2012. - С. 226 — 231.

13. Руденко К.А. История археологического изучения Волжской Булгарии (X — начало XIII в.). - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2014. - 768 с.

14. Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Том II. - Казань: Заман, 2015. - 528 с.

15. Руденко К.А. Уникальные находки эпохи раннего железа из Татарстана // Теория и практика археологических исследований. - 2015. - №1 (11). - С. 113 — 134.

16. Руденко К.А. Перспективы научно-исследовательской деятельности молодых ученых в изучении истории декоративно прикладного искусства Среднего Поволжья эпохи средневековья // Интеграция науки и образования в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусств Приволжского Федерального округа. Материалы Всеросс. научно-практич. конференции / науч. ред. Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев. - Казань: Изд-во КазГИК, 2017. - С. 179-183.

17. Xаликов AX. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). - М.: Наука. 1977. -

262 с.

18. Xлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Булгарии: К вопросу об этнокультурном составе населения. - М.: Наука, 1984. - 241 с.

References

1. Valeev F.H. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh'ya. - Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1975. - 216 s.

2. Valeev F.H., Valeeva-Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarstana. - Kazan': Ta-tar.kn.izd-vo, 2002. -

104 s.

3. Valeeva D.K. Iskusstvo Volzhskoj Bolgarii / /Istoriya iskusstva narodov SSSR: V 9 t. - M., 1974. - T. 3. Iskusstvo 14-17 vv. - S. 395-398.

4. Valeeva D.K. Iskusstvo volzhskih bulgar (X - nachalo XIII vv.). - Kazan': Tatknigoizdat, 1983. 132 s.

5. Valeeva D.K. Semantika zoomorfnyh i rastitel'nyh obrazov v iskusstve finno-ugrov i volzhskih bulgar v IX-XI vv. // Istoki i ehvolyuciya hudozhestvennoj kul'tury tyurkskih narodov: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. i sost.: R.R. Sultanova. - Kazan', 2009. - S. 158-163.

6. Valeeva D. K. Iskusstvo volzhskih bulgar perioda Zolotoj Ordy (XIII - XV vv.). - Kazan': Fiker, 2003. - 239

s.

7. Gabyashev R.S. K voprosu o pamyatnikah s nakol'chatoj keramikoj v Nizhnem Prikam'e //Neolit i bronzovyj vek Povolzh'ya i Priural'ya. - Kujbyshev, 1977. - S. 24-25.

8. Ishmuratova G.R. Prikazanskaya i anan'inskaya keramika poseleniya Kurgan // Uchen. zap. Perm. Gos. un-ta. - 1967. - №148. - S. 101-109.

9. Kazakov E. P. Znaki i pis'mo rannej Volzhskoj Bolgarii po arheologicheskim dannym / / Sovetskaya arheologiya. - 1985. - № 4. - S. 178-185.

10. Rudenko K.A. Ostrov «Murziha» i ego okrestnosti. Hronologicheskij atlas arheologiche-skih kollekcij NM RT (1991-1999 gg.) Opyt mikroregional'nogo issledovaniya. Katalog arheo-logicheskih kollekcij NM RT. Kazan': Shkola, 2002. - 208 s.

11. Rudenko K.A. Bulgarskoe zoloto: filigrannye visochnye podveski. Drevnosti Bilyara. Tom I. - Kazan': Zaman, 2011. - 256 s.

12. Rudenko K.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo ranneanan'inskogo vremeni (po mate-rialam IV Murzihinskogo mogil'nika v Tatarstane, predvaritel'nyj analiz) / / Kul'tury stepnoj Evrazii i ih vzaimodejstvie s drevnimi civilizaciyami. — CPb: IIMK RAN, OOO «Periferiya», 2012. - S. 226 — 231.

13. Rudenko K.A. Istoriya arheologicheskogo izucheniya Volzhskoj Bulgarii (H — nachalo XIII v.). - Kazan': GBU «Respublikanskij centr monitoringa kachestva obrazovaniya», 2014. - 768 s.

14. Rudenko K.A. Bulgarskoe serebro. Drevnosti Bilyara. Tom II. - Kazan': Zaman, 2015. - 528 s.

15. Rudenko K.A. Unikal'nye nahodki ehpohi rannego zheleza iz Tatarstana / / Teoriya i prak-tika arheologicheskih issledovanij. - 2015. - №1 (11). - S. 113 — 134.

16. Rudenko K.A. Perspektivy nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti molodyh uchenyh v izuchenii istorii dekorativno prikladnogo iskusstva Srednego Povolzh'ya ehpohi srednevekov'ya / / Integraciya nauki i obrazovaniya v vysshih i srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah kul'-tury i iskusstv Privolzhskogo Federal'nogo okruga. Materialy Vseross. nauchno-praktich. kon-ferencii / nauch. red. R.R. YUsupov, R.M. Valeev. -Kazan': Izd-vo KazGIK, 2017. - S. 179-183.

17. Halikov A.H. Volgo-Kam'e v nachale ehpohi rannego zheleza (VIII-VI vv. do n.eh.). - M.: Nauka. 1977. -

262 s.

18. Hlebnikova T.A. Keramika pamyatnikov Volzhskoj Bulgarii: K voprosu ob ehtnokul'tur-nom sostave naseleniya. - M.: Nauka, 1984. - 241 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.