Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФОП НОО'

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФОП НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое восприятие / младший школьный возраст / искусство / развитие личности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова Ксения Эдуардовна, Фаизова Лилия Харисовна

В данной статье выявлена актуальность проблемы развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста и определена роль работы с произведениями искусства в рамках освоения содержания учебного предмета (модуля) «Изобразительное искусство» и Федеральной рабочей программы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселова Ксения Эдуардовна, Фаизова Лилия Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФОП НОО»

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -52-57

Новоселова К. Э.

студент, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Фаизова Л. Х.

кандидат филологических наук, доцент,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФОП НОО

Ключевые слова: эстетическое восприятие, младший школьный возраст, искусство, развитие личности.

Аннотация. В данной статье выявлена актуальность проблемы развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста и определена роль работы с произведениями искусства в рамках освоения содержания учебного предмета (модуля) «Изобразительное искусство» и Федеральной рабочей программы воспитания.

Актуальная для современного образования проблема эстетического воспитания обучающихся уходит корнями в глубокую древность. Первые упоминания о необходимости воспитания в детях эстетического начала можно увидеть в трудах философов древности - Платона и Аристотеля. При этом древнегреческие мыслители выделяют особую роль искусства в воспитании личности в целом. Так, Платон отмечал роль искусства в «воспитании души», а нравственное значение искусства видел в служении задачам формирования и воспитания целостной, гармонично развитой личности. Аристотель утверждал, что восприятие искусства через сострадание (в данном случае под состраданием можно понимать эмоциональное, чувственное восприятие) приводит к очищению души [1, с. 22].

Занкиевские чтения

Необходимость художественно-эстетического воспитания как обязательной составляющей формирования художественно-эстетической культуры личности была отмечена и гуманистами Средневековья (трактаты П. П. Верджерио), эпохи Реформации (труды Ф. Меланхтона, В. Троцендорфа, Я. А. Коменского), эпохи Просвещения (труды Д. Локка, Ф. Фребеля и др.) [2, с. 9-10].

В отечественном образовании у истоков эстетического воспитания находятся взгляды и труды Епифания Премудрого, Ивана Федорова, особую роль сыграли труды К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкова, Б. Б. Блонского и других [2, с. 9-10].

Несмотря на довольно серьезный ряд трудов, направленных на исследование и анализ проблемы формирования эстетической культуры личности в целом, поиск эффективных направлений, форм и методов работы, направленых на эстетическое воспитание обучающихся сегодня продолжается.

В свою очередь, анализ различных источников позволяет утверждать, что успешность деятельности в этом направлении зависит от развития эстетического восприятия детей.

Анализ литературы по проблеме нашего исследования позволил сформулировать следующее определение понятию «восприятие». Под восприятием понимается отдельная составляющая процесса познания, которая предполагает отражение предметов, непосредственно воздействующих на их слух, зрение и другие органы чувств. Соответственно, эстетическое восприятие можно толковать как умение видеть, слышать и чувствовать все прекрасное - как созданное природой, так и созданное человеком. То есть, эстетическое восприятие - это способность личности видеть и чувствовать красоту природы, красоту рукотворную; уметь оценивать и создавать прекрасное самостоятельно в ходе творческой деятельности.

Сензитивность младшего школьного возраста в развитии эстетического восприятия отмечена многими исследователями. Так, Д. С. Лихачев считал данный возраст решающим в формировании нравственного и эстетического отношения к жизни [1, с. 21]; В. Г. Игнатович подчеркивал, что в этом возрасте закладываются основы эмоционально-ценностного отношения к миру, которые благоприятно влияют на правильное восприятие различных видов искусства - и литературы, и музыки, и изобразительного искусства [3, с. 3].

Фундаментальные качества личности, в том числе нравственные и эстетические, основываются в детстве, они сохраняются на протяжении всей жизни. Именно поэтому необходимо уделять пристальное внимание на вопросы развития правильного отношения личности к окружающему его миру с детства.

В соответствии с п. 41.1.3 ФГОС НОО (от 31.05.2021 г. №2 286) личностные результаты освоения ОП НОО представляют собой как готовность учащихся опираться на общечеловеческие ценности при совершении выбора, так и осуществлять различные виды деятельности с опорой на данные ценности. В части эстетического воспитания это предполагает уважение художественной культуры; ценностное и эмоциональное отношение к разным видам искусства, к традициям и творчеству народов, как своего, так и других; потребность выразить себя в разнообразных видах творческой деятельности [4].

Согласно п. 32.1 ФГОС НОО в учебный план программы начальной школы входит предметная область «Искусство», которая представлена двумя учебными предметами (модулями) - «Изобразительное искусство» и «Музыка». В п. 165.5.4 ФОП НОО (Приказ Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 372) указано, что в содержание программы по предметной области «Изобразительное искусство» входят: пропедевтика графики, живописи и скульптуры; дизайн, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектура. Эстетическое восприятие живой природы и произведений искусства, художественное восприятие предметно-бытовой культуры, формирование зрительских навыков заслуживает особого внимания [5].

Программа дает возможность реализовать темы, отведенные на развитие восприятия искусства, и в форме отдельных уроков, и интегрировать темы по восприятию с темами, отведенными на выполнение творческих практических заданий. В последнем случае необходимо сохранять время, выделенное на наблюдение за окружающим миром и на развитие восприятия продуктов различных видов искусства (65.5.6).

Содержание обучения изобразительному искусству с 1 по 4 класс, включает разные модули. Одним из них выступает модуль «Восприятие произведений

искусства». В первом классе развитие восприятия произведений искусства происходит на основе ознакомления детей с произведениями детского творчества, формирования навыков художественного наблюдения за миром природы и окружающих предметов, работы с иллюстрациями детских книг, представления и анализа картин с выраженным эмоциональным состоянием; во втором классе перечисленные выше виды деятельности дополняются работой по восприятию орнаментов, используемых при изготовлении произведений прикладного искусства; живописи и произведений анималистического жанра; в третьем классе данный модуль обогащается деятельностью, направленной на развитие эмоционального восприятия малых и больших архитектурных форм, художественных музеев, живописи, графики, скульптуры; восприятие произведений отечественных художников-портретистов и пейзажистов; в четвертом классе в содержание данного модуля включается и работа с произведениями европейских художников, памятниками древнерусского зодчества, художественной культуры разных народов.

Образовательный стандарт НОО предусматривают достижение личностных результатов освоения ОП НОО в единстве учебной и воспитательной видов деятельности Организации. Данная деятельность должна основываться на традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностях.

В целевом разделе Федеральной рабочей программы воспитания (п. 170.2.7) среди задач, на решение которых направлена деятельность образовательной организации, выделена задача по эстетическому воспитанию обучающихся. В Программе обозначено, что оно должно быть направлено на формирование эстетической культуры с учетом российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства [5].

Среди форм деятельности, преимущественно направленных на решение данных задач, можно отметить различные курсы по видам искусств и художественному творчеству в рамках модуля «Внеурочная деятельность» (п. 170.3.2.4); экскурсии выходного дня в музеи, галереи, различные походы и экскурсии по изучению природных и историко-культурных ландшафтов в рамках модуля «Внешкольные мероприятия», которые могут быть организованы совместно с родителями и

при их поддержке (п. 170.3.2.7); оформление и обновление живописных, фотографических и иных изображений природы России, своего региона, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России» и оформление экспозиций творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности и позволяющих ознакомиться с работами друг друга в рамках модуля «Организация предметно-пространственной среды» (п. 170.3.2.8).

Таким образом, подводя итоги можно отметить, что развитию эстетического восприятия у младших школьников отводится значимое место в современном образовании. В процессе знакомства с искусством и его эмоционального восприятия происходит формирование целостной гармоничной личности: у ребенка формируется кругозор, творческое мышление, он учиться понимать и воспринимать красоту мира, ценить и создавать прекрасное.

Список источников и литературы

1. Коротаева Евгения Владиславовна, Бездетко Сергей Николаевич Художественно-эстетическое воспитание: вопросы истории и современности // Педагогическое образование в России. 2022. №6. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie-voprosy-istorii-i-sovremennosti (дата обращения: 14.03.2024).

2. Деревянко В.И. Теория эстетического воспитания Аристотеля и современность // ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет». 1998. №5. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-esteticheskogo-vospitaniya-aristotelya-i-sovremennost (дата обращения: 14.03.2024).

3. Игнатович В. Г. Эстетическое воспитание младших школьников: учеб. - метод. пособие. Минск: БГПУ. 2019. 180 с.

4. Федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. https://shkolapriobskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/1._Ob_utverzhdenii_feder alnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_nachalnogo_obschego_o brazovani.pdf (дата обращения: 14.03.2024).

5. Федеральная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalmgo-obshchego/iv/173/173.13/ (дата обращения: 14.03.2024).

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~56~

6. Торшилова Е. М., Морозова Т. М. Развитие эстетических способностей детей: Теория и диагностика. Москва, 2004. 62 с.

7. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. 212 с.

8. Любимова Ю. С. Содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. Минск: БГПУ, 2008. С. 96-103.

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -57-60

Сусарева А. В.

студент, Тюменский государственный университет, г. Тобольск

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова: дидактические игры, познавательная активность, младший школьник, изобразительное искусство, учебная мотивация. Аннотация. В статье актуализируется значимость формирования мотивации и познавательной активности учащихся в рамках уроков изобразительного искусства в начальной школе. Представлены разработки упражнений с использованием дидактических игр в целях формирования познавательной активности младших школьников, практическая значимость которых заключается в возможности использования материала в педагогической деятельности.

Множество научных изысканий ученых и педагогов направлено на исследование познавательной активности младших школьников. Данная проблема не теряет своей актуальности и в настоящее время, что обусловлено требованиями общества в развитии социально активной личности, заинтересованной в познании мира и готовности к деятельности.

Исследованием данной проблемы занимались такие ученые и педагоги как: Горкин А. Г., Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., Пазников О. И. и многие другие. В своих работах авторы рассматривали теоретические и практические аспекты формирования познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.