6. Торшилова Е. М., Морозова Т. М. Развитие эстетических способностей детей: Теория и диагностика. Москва, 2004. 62 с.
7. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. 212 с.
8. Любимова Ю. С. Содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. Минск: БГПУ, 2008. С. 96-103.
DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -57-60
Сусарева А. В.
студент, Тюменский государственный университет, г. Тобольск
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ключевые слова: дидактические игры, познавательная активность, младший школьник, изобразительное искусство, учебная мотивация. Аннотация. В статье актуализируется значимость формирования мотивации и познавательной активности учащихся в рамках уроков изобразительного искусства в начальной школе. Представлены разработки упражнений с использованием дидактических игр в целях формирования познавательной активности младших школьников, практическая значимость которых заключается в возможности использования материала в педагогической деятельности.
Множество научных изысканий ученых и педагогов направлено на исследование познавательной активности младших школьников. Данная проблема не теряет своей актуальности и в настоящее время, что обусловлено требованиями общества в развитии социально активной личности, заинтересованной в познании мира и готовности к деятельности.
Исследованием данной проблемы занимались такие ученые и педагоги как: Горкин А. Г., Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., Пазников О. И. и многие другие. В своих работах авторы рассматривали теоретические и практические аспекты формирования познавательной активности учащихся.
Центральным понятием в данной работе является «познавательная активность», что диктуется в педагогике как качество личности, отражающее стремление ребенка к познанию, его отношение к учению в целом.
С целью формирования познавательной активности на уроке учителю рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы, формы, приемы работы, целесообразно распределять нагрузку. Не менее важным аспектом формирования познавательной активности в младшем школьном возрасте является учет возрастных и физиологических особенностей учащихся.
Основным видом деятельности в данном возрасте является учение, но все же, не теряет своей актуальности и игра - прерогатива детей дошкольного возраста. На ступени начального образования игра претерпевает свои изменения, и в рамках учебных занятий становится дидактическим средством [4].
Так, в педагогике выделяется понятие «дидактическая игра» представляющая собой активную образовательную деятельность в игровой форме. Отличие игры дидактической заключается в целенаправленности, наличии строгих правил и структуры деятельности, явном понимании конечного результата [3].
В педагогике дидактические игры классифицируют по различным критериям, таким как:
- по содержанию (математические, сенсорные, речевые и т. д.);
- по дидактическому материалу (словестные, настольно-печатные, с предметами и игрушками);
- по характеру действий (игры-путешествия, игры-поручения, игры-беседы, игры-предположения и т. д. );
- по познавательному интересу (регулятивные, творческие, интеллектуальные, социальные, эмоциональные [1]).
Дидактические игры могут быть включены в уроки по всем предметам начальной школы и варьировать свое содержание в зависимости от выбранной предметной области. В рамках данной работы остановимся подробнее на дидактических играх в рамках предметного курса «изобразительное искусство».
На уроках изобразительного искусства учителю предоставляется множество вариаций обучающих игр для формирования познавательной активности младших школьников. Например: «Что изменилось?» (поиск отличий); «Собери пазл» (разрезанные изображения картин), «Кто больше?» (смешение цветов), «Исправь ошибку», «Определи жанр», «Составь/продолжи узор» и др.
Рассмотрим примеры дидактических игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Игры разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы «Школа России» по учебнику «Изобразительное искусство. 2 класс» под редакцией Б.М. Неменского [2, с. 20-88].
Дидактическая игра «Кто больше?».
Тема урока: «Три основных цвета - желтый, красный, синий»
Описание: составь как можно больше цветов и оттенков за 2 минуты, используя основные цвета.
Игра способствует активизации внимания, мышления и запоминания учащихся, мотивации к деятельности.
Дидактическая игра «Горячо/холодно».
Тема урока: «Сказочный дворец».
Описание: выбери все холодные и теплые оттенки из предложенных, а одноклассники подскажут: «горячо» или «холодно».
Игра подготавливает учащихся к выполнению задания (изображение дворца «холодного ветра» и дворца «золотой осени»), формирует положительные установки взаимоотношений в детском коллективе, и, у учащихся формируется познавательная активность в отношении изобразительного искусства.
Дидактическая игра «Что изменилось?».
Тема урока: «Изображение характера человека».
Описание: посмотри на изображение картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в течение минуты. Скажи, что изменилось в картине?
Занкиевские чтения
Младшие школьники учатся анализировать произведения искусства, подмечать детали. У ребят формируется интерес к изучению истории искусства, достижений великих художников.
Таким образом, стремление к познанию заложено в ребенка от природы: младшие школьники активно проявляют свою любознательность, стремятся исследовать неизвестное. Современному педагогу, в свою очередь, необходимо поддерживать этот интерес, формировать устойчивую мотивацию к получению знаний на всем периоде обучения. Одной из наиболее эффективных форм организации образовательного процесса и формирования познавательной активности учащихся младших классов является дидактическая игра, которая выступает средством совершенствования, закрепления знаний и создания устойчивой мотивации к познанию.
Список источников и литературы
1. Горкин А. Г. Большая педагогическая энциклопедия. Том 2. М.: Педагог, 2000.
2. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник / Е. И. Коротеева; под редакцией Б. М. Неменского. 14-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. С. 20-88.
3. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника. Электронный журнал «Ярославский педагогический вестник». 2017. №3.
4. Пазников О. И. Проявление психолого-возрастных особенностей младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью. Электронный журнал «Вестник бурятского государственного университета. 2017. Выпуск 1.