Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактические игры / познавательная активность / младший школьник / изобразительное искусство / учебная мотивация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сусарева Алина Владимировна

В статье актуализируется значимость формирования мотивации и познавательной активности учащихся в рамках уроков изобразительного искусства в начальной школе. Представлены разработки упражнений с использованием дидактических игр в целях формирования познавательной активности младших школьников, практическая значимость которых заключается в возможности использования материала в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

6. Торшилова Е. М., Морозова Т. М. Развитие эстетических способностей детей: Теория и диагностика. Москва, 2004. 62 с.

7. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. 212 с.

8. Любимова Ю. С. Содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. Минск: БГПУ, 2008. С. 96-103.

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -57-60

Сусарева А. В.

студент, Тюменский государственный университет, г. Тобольск

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова: дидактические игры, познавательная активность, младший школьник, изобразительное искусство, учебная мотивация. Аннотация. В статье актуализируется значимость формирования мотивации и познавательной активности учащихся в рамках уроков изобразительного искусства в начальной школе. Представлены разработки упражнений с использованием дидактических игр в целях формирования познавательной активности младших школьников, практическая значимость которых заключается в возможности использования материала в педагогической деятельности.

Множество научных изысканий ученых и педагогов направлено на исследование познавательной активности младших школьников. Данная проблема не теряет своей актуальности и в настоящее время, что обусловлено требованиями общества в развитии социально активной личности, заинтересованной в познании мира и готовности к деятельности.

Исследованием данной проблемы занимались такие ученые и педагоги как: Горкин А. Г., Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., Пазников О. И. и многие другие. В своих работах авторы рассматривали теоретические и практические аспекты формирования познавательной активности учащихся.

Центральным понятием в данной работе является «познавательная активность», что диктуется в педагогике как качество личности, отражающее стремление ребенка к познанию, его отношение к учению в целом.

С целью формирования познавательной активности на уроке учителю рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы, формы, приемы работы, целесообразно распределять нагрузку. Не менее важным аспектом формирования познавательной активности в младшем школьном возрасте является учет возрастных и физиологических особенностей учащихся.

Основным видом деятельности в данном возрасте является учение, но все же, не теряет своей актуальности и игра - прерогатива детей дошкольного возраста. На ступени начального образования игра претерпевает свои изменения, и в рамках учебных занятий становится дидактическим средством [4].

Так, в педагогике выделяется понятие «дидактическая игра» представляющая собой активную образовательную деятельность в игровой форме. Отличие игры дидактической заключается в целенаправленности, наличии строгих правил и структуры деятельности, явном понимании конечного результата [3].

В педагогике дидактические игры классифицируют по различным критериям, таким как:

- по содержанию (математические, сенсорные, речевые и т. д.);

- по дидактическому материалу (словестные, настольно-печатные, с предметами и игрушками);

- по характеру действий (игры-путешествия, игры-поручения, игры-беседы, игры-предположения и т. д. );

- по познавательному интересу (регулятивные, творческие, интеллектуальные, социальные, эмоциональные [1]).

Дидактические игры могут быть включены в уроки по всем предметам начальной школы и варьировать свое содержание в зависимости от выбранной предметной области. В рамках данной работы остановимся подробнее на дидактических играх в рамках предметного курса «изобразительное искусство».

На уроках изобразительного искусства учителю предоставляется множество вариаций обучающих игр для формирования познавательной активности младших школьников. Например: «Что изменилось?» (поиск отличий); «Собери пазл» (разрезанные изображения картин), «Кто больше?» (смешение цветов), «Исправь ошибку», «Определи жанр», «Составь/продолжи узор» и др.

Рассмотрим примеры дидактических игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Игры разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы «Школа России» по учебнику «Изобразительное искусство. 2 класс» под редакцией Б.М. Неменского [2, с. 20-88].

Дидактическая игра «Кто больше?».

Тема урока: «Три основных цвета - желтый, красный, синий»

Описание: составь как можно больше цветов и оттенков за 2 минуты, используя основные цвета.

Игра способствует активизации внимания, мышления и запоминания учащихся, мотивации к деятельности.

Дидактическая игра «Горячо/холодно».

Тема урока: «Сказочный дворец».

Описание: выбери все холодные и теплые оттенки из предложенных, а одноклассники подскажут: «горячо» или «холодно».

Игра подготавливает учащихся к выполнению задания (изображение дворца «холодного ветра» и дворца «золотой осени»), формирует положительные установки взаимоотношений в детском коллективе, и, у учащихся формируется познавательная активность в отношении изобразительного искусства.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Тема урока: «Изображение характера человека».

Описание: посмотри на изображение картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в течение минуты. Скажи, что изменилось в картине?

Занкиевские чтения

Младшие школьники учатся анализировать произведения искусства, подмечать детали. У ребят формируется интерес к изучению истории искусства, достижений великих художников.

Таким образом, стремление к познанию заложено в ребенка от природы: младшие школьники активно проявляют свою любознательность, стремятся исследовать неизвестное. Современному педагогу, в свою очередь, необходимо поддерживать этот интерес, формировать устойчивую мотивацию к получению знаний на всем периоде обучения. Одной из наиболее эффективных форм организации образовательного процесса и формирования познавательной активности учащихся младших классов является дидактическая игра, которая выступает средством совершенствования, закрепления знаний и создания устойчивой мотивации к познанию.

Список источников и литературы

1. Горкин А. Г. Большая педагогическая энциклопедия. Том 2. М.: Педагог, 2000.

2. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник / Е. И. Коротеева; под редакцией Б. М. Неменского. 14-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. С. 20-88.

3. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника. Электронный журнал «Ярославский педагогический вестник». 2017. №3.

4. Пазников О. И. Проявление психолого-возрастных особенностей младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью. Электронный журнал «Вестник бурятского государственного университета. 2017. Выпуск 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.