Педагогика
УДК [ 37.036:373.3]-053.5
старший преподаватель Плотникова Елена Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ РИСОВАНИЯ
Аннотация. В статье даются определения внимания как психического процесса, обозначается его сущность; доказывается значимость внимания для обучения младшего школьника. Автором особо выделяется ряд педагогических условий для развития произвольного внимания учащихся начальной школы на уроках рисования и раскрывается их смысл.
Ключевые слова: внимание, младший школьник, уроки рисования.
Annotation. The article defines attention as the mental process denoted by its essence; the importance of attention to teaching primary school children. The author highlights a number of pedagogical conditions for the development of intentional attention of primary school children in drawing lessons, and explained their meaning.
Keywords: attention, junior schoolchild, drawing lessons.
Введение. В комплексе психологических феноменов внимание занимает особое место. Внимание -важнейшее условие любой качественной деятельности человека. Внимание участвует во всех психических процессах и выступает важнейшим условием их протекания. Внимание направляет младшего школьника на быстрое включение в деятельность, ее понимание и определяет ее результативность. Высокий уровень внимания помогает учащимся воспринимать, понимать, запоминать объяснения педагога. Вниманием обуславливается ход и итог учебной деятельности. К.Д. Ушинский, отмечая роль внимания в психической деятельности, говорил: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Если школьник внимателен, то создаются наиболее благоприятные условия для его активной работы его мышления, то есть учебной деятельности.
Формулировка цели статьи. Определить педагогические условия развития внимания обучающихся начальной школы на уроках рисования.
Изложение основного материала статьи. Проблемой развития внимания младших школьников занимались многие ученые-психологи -Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, A.B. Запорожец, Л.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Данные их исследований доказывают, что без систематической и целенаправленной работы по развитию внимания учащихся невозможно полноценное обучение вообще и по отдельным предметам в частности.
Н.Ф. Добрынин считает, что внимание - это «направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением углубление в данную деятельность и отвлечение от остального» [4, с. 518]. По мнению Р.С. Немова, внимание невозможно изучать «в чистом виде», так как оно не существует как отдельное явление, оно неразрывно связано с другими психическими процессами и прямо влияет на их результат [8, с. 219]. П.Я. Гальперин утверждает, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта в виде образа или понятия», а обнаруживается в сенсорных, мыслительных, мнемических психических процессах, обеспечивая их качество. Вместе с этим во внимании все данные процессы интегрируются. Этим объясняется влияние внимания на развитие личности [3].
По утверждению Л.С. Выготского, «...степень развития внимания может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе». Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания [2, с. 155].
Во всякой деятельности обычно имеет место произвольное и непроизвольное внимание.
Известно, что у обучающихся младшего школьного возраста доминирует непроизвольный вид внимания, который сосредотачивается прежде всего на объектах, обладающими какими-то яркими особенностями -красочность, подвижность, занимательность. Поэтому ученику, особенно первокласснику, распределить свое внимание достаточно сложно. Если он увлекся какой-нибудь деятельностью, то ему сложно при этом контролировать свое поведение, четко следовать плану. Поэтому работа по развитию произвольного внимания учеников - важнейшая задача педагога начальной школы, и она требует серьезного теоретического изучения и вдумчивого подхода к этому процессу на практике.
Произвольное внимание развивается в том случае, если происходит понимание целей деятельности, которые сначала обозначает сначала учитель, а потом и учащийся. Произвольное внимание формируется параллельно с развитием его основных качеств - сосредоточенностью и устойчивостью. Этот процесс будет более эффективен, если младший школьник включен в творческую деятельность, а учебный материал интересен для него, вызывает сильные эмоции, связан с практическими действиями, считает И.В. Дубровина [5, с. 153]. Важно перевести ученика с позиции пассивного объекта в заинтересованного участника обучения. Необходимо, чтобы младший школьник умел самостоятельно ставить цель и контролировать свои действия для ее достижения. Это и означает развитие произвольного внимания, обеспечивающего результативность обучения.
Высокий уровень произвольного внимания необходим для успешного овладения всеми учебными дисциплинами. Однако процесс изобразительной деятельности требует от учащихся младших классов особо развитого произвольного внимания. Педагогу начальной школы следует помнить, что эффективность работы в этом направлении зависит от многих факторов и условий.
Рисование как вид человеческой деятельности представляет собой сложный процесс познания, изучения, созидания. Для того, чтобы рисовать свободно, создавать собственные творческие композиции, необходимо качественно воспринимать, осмысленно наблюдать, внимательно изучать окружающую действительность, сравнивать, делать выводы. Следовательно, изобразительная деятельность является с одной стороны эффективным средством развития внимания, а с другой - внимание может считаться необходимым условием грамотного рисования. Прежде чем изображать, учащиеся должны внимательно рассмотреть, изучить,
сравнить, а кроме того, удерживать свое внимание весь период рисования. Значение внимания на уроках рисования отмечали Г.Г. Виноградова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова. Учитель изобразительного искусства должен привить ученикам не только художественно-технические умения и навыки, но и добиваться того, чтобы в ученических работах присутствовали сознательность и творческое начало. Все это предъявляет высокие требования к методике проведения уроков рисования.
Процесс развития произвольного внимания на уроках рисования будет достаточно эффективным, если педагог будет придерживаться ряда условий.
1. С первых уроков изобразительной деятельности следует добиваться активности всех учеников, приучая их работать внимательно. Практика показывает, словесные требования учителя быть внимательными, работать не отвлекаясь, выполняются учащимися далеко не всегда. Если ученики не пассивны, а увлечены освоением учебного материала (активно наблюдают, сравнивают, размышляют, делают выводы), то необходимости специально заботиться об их внимании не возникает.
Педагогу следует обращать внимание учащихся на разнообразие и изменчивость явлений природы, предметов окружающего мира, произведений искусства. Нужно учить младших школьников наблюдать, рассматривать целенаправленно, то есть воспитывать умение не только смотреть, но и видеть (а это считается наиболее сложной задачей), отмечает Г.Г. Виноградова [1, с. 39]. Учителю важно обеспечивать активность всего класса на уроке, при этом побуждать каждого ученика работать сознательно, внимательно, не отвлекаясь, вызывать стремление обязательно выполнить задуманное. Каждый ученик должен работать осознанно, понимая цель и смысл данного урока, предъявляемые учителем требования. Во время выполнения изобразительной композиции учащиеся должны четко разграничивать этапы собственной работы, знать, почему именно в таком порядке нужно выполнять рисунок, осознанно применять законы и правила изобразительной грамоты.
Выводы, обобщения, сама изобразительная деятельность должны осуществляться на основе хорошо усвоенных учащимися фактов. Процесс развития внимания будет еще более эффективным, если учитель будет осуществлять интеграцию уроков рисования с другими общеобразовательными предметами -природоведением, литературой, музыкой, технологией. При таком комплексном воздействии младшие школьники будут работать внимательнее, у них увеличатся знания, представления, опыт; необходимый учебный материал будет усваиваться прочно, что обязательно отразится на качестве рисунка. Учащийся должен поверить в свои силы, в то, что он может самостоятельно выполнить задание. Особую роль играет требовательность учителя к законченным рисункам. Коллективный анализ детских работ, их обсуждение и сравнение учат детей замечать достоинства и недостатки композиций, понимать друг друга, работать внимательно.
2. Развитию внимания способствует методически грамотная организация урока. Четкая структура урока, его динамика и ритм, выразительность речи учителя, разнообразие методических приемов и видов детской деятельности способствуют развитию внимательности учащихся. Учителю важно выбрать оптимальный темп организации урока. Он должен быть не быстрый и торопливый (это может привести к непониманию и ошибкам), но и не замедленный и вялый (это может повлечь отвлечение внимания). Поскольку дети быстро утомляются от однообразной работы, педагогу необходимо разнообразить работу учащихся на уроке, используя комплекс методов и приемов обучения - объяснения, рассказы, беседы, рассматривания, сравнения, созерцания, демонстрации, творческие задания и др. Однако, слишком частая или нелогичная смена деятельности не будет способствовать концентрации внимания. Значительный успех в развитии произвольного внимания достигается при внедрении в урок рисования проблемных методов обучения, считает Н.М. Сокольникова [10, с. 11]. Это могут быть задания типа «Какие звуки и запахи ты ощущаешь в картине?», «Для чего нужны правила перспективы», «Как изобразить далекое и близкое?», «Чудеса чародея цвета». Проблемные задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ученикам было необходимо внимательно рассматривать, думать, искать ответы («На что похож этот предмет?», «Какой похожий предмет мы уже рисовали?», «Откуда народный художник берет свои узоры?», «Как передать пространство в пейзаже?» «Каким образом выделить главного героя?» и т. д.).
На уроках рисования могут быть использованы дидактические игры и упражнения («Найди ошибку», «Различия и сходства», «Лабиринт», «Предмет и его тень», «Что изменилось?»). По словам Б.М. Неменского, такие упражнения благотворно влияют на общее развитие детей, заставляют учащихся быть более наблюдательными, развивают зрительную память, организовывают внимание. Вопросы и задания должны быть поставлены таким образом, чтобы учащимся поневоле приходилось активизировать свое внимание, самостоятельно делать «открытия» [7].
3. Формировать внимание учеников следует таким изложением материала, которое учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Изобразительные задачи должны быть понятны и доступны для учащихся начальной школы, но при этом не слишком легкими или примитивными. Если задания слишком сложны, то младшие школьники быстро утомляются, теряют интерес, отвлекаются. Если работа очень проста, она также перестает интересовать, и внимание рассеивается. Активное внимание непосредственно связано с интересом к теме и содержанию урока. Сделать урок рисования действительно интересным -серьезная задача для педагога. На каждом уроке изобразительного искусства следует стимулировать интерес детей к изобразительному искусству и к собственной изобразительной деятельности, учитывая особенности их эмоционального развития. Это выражается прежде всего в темах для рисования («Портрет мамы», «Зимние забавы», «Мир вокруг тебя», «Любимая сказка»). Речь учителя должна быть яркой, образной, выразительной. Педагогу важно уметь адаптировать научную искусствоведческую информацию, создавая интересные и познавательные для учащихся сказки, рассказы, истории - об искусстве вообще, об отдельных жанрах, произведениях, художниках («Сказка о художнике, который любил море», «Легенда о братьях-скульпторах», «Художник-сказочник», «Мастера и предметы», «О Художнике и Красоте», «Путешествие в картину»). Тогда педагог становится транслятором эстетической информации, он побуждает младших школьников к ее осмыслению и обсуждению, активному диалогу в различных его формах (с педагогом, с другими детьми, с произведениями искусства). Сочетание эмоциональности и научности создает у обучающихся установку на внимательность.
Для лучшего усвоения программного материала и повышения интереса к предмету большую помощь оказывает наглядность преподавания - картины, фотографии, модели, схемы, а также педагогический рисунок. Учащиеся более внимательны и сознательнее усваивают способы изображения именно в том случае,
если перед ними «проходит» живой, конкретный рисунок. Эффективным будет использование на уроке рисования специального оборудования, технических средств обучения - учебных и научно-популярных фильмов, слайдов, презентаций («Народная игрушка», «В мастерской скульптора», «Художники-иллюстраторы», «Третьяковская галерея», «Как передать объем предмета»).
Причем важна не просто демонстрация различных видов наглядности, а активизация внимания, памяти, мышления школьников, для того, чтобы они могли понять законы и правила рисования (композиции, перспективы, светотени, цветоведения, пропорций) и могли их осознанно применять в изобразительной деятельности. Эмоционально воздействуя на ученика, эти средства активизируют интерес и организовывают произвольное внимание учащихся на уроке.
Однако, педагогу следует иметь ввиду, что каждый урок не может быть игровым и занимательным. Ведь таким образом у учащихся может формироваться избирательное, «избалованное» внимание - привычка заострять свое внимание лишь на том, что сейчас интересно. Кроме того, далеко не весь учебный материал может непосредственно заинтересовать учеников. Младшие школьники должны приучаться к тому, что нужно быть внимательными в процессе всего обучения. Настоящий, глубокий и устойчивый интерес обуславливается не только внешней занимательностью урока, а зависит от осознания того, что их знания, умения и навыки имеют большое познавательное и практическое значение. Педагог специально акцентирует эту мысль: «Это важно для дальнейшей жизни», «Каждый образованный человек это знает» и т.п.
4. Учителю начальных классов нужно знать индивидуальные особенности внимания и уровни его развития у младших школьников. В силу специфики своей деятельности педагог может каждый день, на любом уроке, в ходе различных мероприятий вести наблюдение за поведением и учебой учащихся. Таким образом он получает представление об уровнях развития внимания, выявить причины неразвитости, построить свою работу по его становлению и развитию, наметив пути устранения определенных недостатков. Параллельно с методами наблюдения учитель может использовать и другие приемы диагностики внимания своих учеников. Данные приемы, как правило, основаны на учебном материале и приближены к реальным школьным занятиям. Их применение дает возможность проследить динамику в развитии процессов внимания. И кроме того, эти диагностические методики при условии систематического использования выступают как эффективные способы тренировки внимания («Узнай картину по колориту», «Найди ошибки и неточности в описании», «Кто больше увидит», «Что изменилось»).
Следует отметить, что учителю начальных классов не стоит абсолютизировать специально созданную благоприятную обстановку (без шума, помех, естественных раздражителей) на уроках рисования. В этом случае может сформироваться изнеженное и избалованное внимание, и младший школьник (а потом и взрослый человек) не сможет сосредоточенно и продуктивно работать в других условиях. Поэтому необходимо тренировать и воспитывать внимание учащихся, приучая их работать в любых условиях (например, рисование на пленэре).
На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. При этом умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.
Выводы. Таким образом, уроки рисования в начальной школе, и связанные с ним целенаправленное изучение натуры, общение с искусством, постоянный анализ и синтез особенностей изображаемых объектов, служат той необходимой базой, на основе которой развивается внимание младшего школьника, необходимое для всего процесса обучения и для дальнейшей жизни.
Литература:
1. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры Г.Г. Виноградова. - Москва: Просвещение 1980 - 144 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - Москва: Педагогика-Пресс, 1999. -536 с. С. 155.
3. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии Учебное пособие для студентов вузов / П.Я Гальперин. -Москва: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
4. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Москва: ЧеРо, 2001. - 850 с.
5. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
6. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб: Питер, 2006. - 320 с.
7. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Б.М. Неменский. - Москва: Просвещение, 1987. - 253 с.
8. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
9. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. -Москва: Агар, 2000. - 251 с.
10. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова. -Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
Педагогика
УДК 371.13:373.3
ассистент кафедры методик начального и дошкольного образования Пожидаева Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования - формирование профессионально-профильной компетенции (способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования). Автор выделяет компоненты профессионально-профильной компетенции: содержательный, технологический и личностный компоненты. На основании выделенных компонентов разработана содержательная карта профессионально-профильной компетенции будущих педагогов. В статье проанализированы основные пути, формы и технологии формирования профессионально-профильной компетенции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; компетентность; профессионально-профильная компетенция; будущие учителя начальных классов; индивидуальный образовательный маршрут.
Annotation. The article considers the actual problem of professional training of future teachers of primary education - the formation of specialized professional competency (the ability to design individual educational routes of future teachers of primary education). Based on monitoring the views of students, teachers and employers, there has been proposed professional specialized competence that includes content, technology and personal components. On the basis of the indentified components there has been developed the content map of future teachers' specialized professional competency. The article analyzes the main ways, forms and technologies of forming specialized professional competency.
Keywords: professional training; competency; specialized professional competency; future primary school teachers; individual educational route.
Введение. Система профессионального образования призвана обеспечить постепенное развитие личности обучающегося как субъекта целеполагания собственной деятельности, ориентированного на требования ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [13], содержание Профессионального стандарта педагога [8] и на требования работодателей. Реализация данных документов актуализировала ряд проблем, связанных с измерением новых образовательных результатов, заданных в форме компетенций. Анализ динамики развития современного профессионального образования показывает, что его целью является не формирование и воспитание, а поиск, поддержка, развитие личности, его механизмов самореализации, саморегуляции, адаптации, саморазвития, самовоспитания. Изменение современной образовательной парадигмы приводит к изменениям в подходах профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, в частности требует пересмотра приоритетов, лежащих в основе содержания преподавания теоретических и практических учебных дисциплин. Как отмечает Н.А. Глузман, доминирующей на современном этапе и в прогнозируемом будущем развитии высшей профессиональной школы является парадигма личностно-ориентированного образования, концепции и модели ее реализации через компетентностный подход [4, с. 74]. В связи с чем, компетентностный подход выступает основополагающим в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Компетентностный подход нашел отражение в работах отечественных и зарубежных авторов В.А. Болотова, Н.А. Глузман, И.А. Зимней,
A. Эллис, Д. Фоутс, Ю. Коллер. Изучение понятий «компетенция» и «компетентность» представлено в трудах
B.И. Байденко, Н.Б. Иванцовой, Т.Б. Михеева, Н.Г. Ничкало, С.Д. Рулишина, Г.Л. Рурика, Л.А. Сивицкой, Л.Г. Смышляевой, А.В. Смышляева, Ю.Г. Татура, И.А. Фоменко.
Формулировка цели статьи. Актуальность проблемы исследования выдвигает следующую цель: изучить процесс формирования профессионально-профильной компетенции в рамках профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Изложение основного материала статьи. В педагогической науке широко используют два понятия: компетентность и компетенция, хотя до сих пор не существует единого подхода к определению содержания данных терминов. Понятие «компетентность» определяют, как производное от «компетенции», поскольку оно указывает на субъект как носителя компетенции. Компетентность, в отличие от компетенции, предполагает не только наличие соответствующих знаний и навыков, но и способность их творческого использования. По определению С.Д. Рудишина, компетенция - это процедурное умение (как делать?), а не знания (что делать?), ядром компетенции выступает совокупность способов деятельности. Компетентность, по мнению исследователя, - это совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретной предметной области; личная способность специалиста выполнять определенный класс профессиональных задач [9, с. 71]. По мнению А.В. Хуторского, компетенция - это совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), связанных с соответствующим кругом предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия, а компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащий личностное отношение к предмету деятельности [15, c. 58-64].
Соглашаясь с мнением Ю.Г. Татура, под компетенцией будем понимать «интегративное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной деятельности в определенной области» [14].
В отличие от компетенции, понятие «компетентность» более широкое. Н.Б. Иванцова определяет термин «компетентность» как «уровень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности, результат профессионального опыта» [14, c. 17]. Согласно Т.Б. Михеевой, компетентность - это «способность к осуществлению практических деятельностей, требующая наличия понятийной системы и, следовательно, понимания соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [7, с. 112].