_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 372.874
Александрова Лилия Минихаевна
кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ксения Ильдусовна
студентка 4 курса факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Игровая деятельность для учащихся первых и вторых классов не теряет своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель применяет на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческих способностей учащихся.
Ключевые слова
Игра, изобразительное искусство, урок, преподавание.
Творческая деятельность человека обусловливает его ценность. Сегодня в любом обществе востребованы люди, творчески мыслящие, нестандартно решающие ту или иную проблему, поэтому вопрос о природе творческих способностей у учащихся довольно актуален.
Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности учащихся проявляются более ярко. При этом у некоторых учащихся наиболее развиты живописные способности — проявляемые в характере применения цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, связывая реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.
Вместе с тем, рассматривая проблему в реальной практике мы пришли к выводу, что проведение стандартных уроков по изобразительному искусству в первом классе не является эффективным методом развития творческих способностей учащихся. Анализ работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А. Шмакова и других позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для учащихся возрастом в 7-8 лет не утрачивает своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель использует на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся младших классов.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Исходя из этого урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься» [2, с. 255].
Игра и учеба - две отличные друг от друга деятельности, между ними имеются качественные различия. Верно замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. "Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок". Задача учителя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры [1, с. 649].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено различными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
На уроках изобразительного искусства следует использовать игры, развивающие воображение, интеллект, творческую активность, память и речь, нестандартное мышление. К таким играм относятся: творческие, художественно-дидактические, предметные, конструктивные, игры-путешествия, игры-ассоциации и другие.
Знание педагогом особенностей игровых методов и приемов обучения, понимание игрового опыта детей, умение четко и правильно ставить задачи — основное условие осуществления установленных целей и благополучно проведенной работы.
Педагогу важно овладеть игровой импровизацией, что может привести к нестандартному процессу создания творческой работы. Роль педагога в учебных играх может быть разнообразной. Он может действовать вместе с учащимися как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом или консультантом.
Игровая технология в организации учебного процесса позволяет лучше раскрыться ученику, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке [3, с. 18]
Именно с игры следует начинать изучение новой темы или закрепление уже полученных знаний, умений и навыков. Игры - занятия рекомендуется проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель развивает у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача дает возможность педагогу более точно и объективно оценить качество усвоения учащимися учебного материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности учащихся на протяжении всего урока следует включать в их деятельность разнообразные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы различные анализаторы.
Применение в течение урока всех видов деятельности способствует более рациональному использованию учебного времени, повышению работоспособности учащихся, а также обеспечению беспрерывного усвоения нового и закреплению пройденного учебного материала.
Игровые моменты, используемые на уроках, вызывают у учащихся особый интерес к познанию данного предмета, что хорошо сказывается на их изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Игровые технологии лучше всего использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальных классах дают положительные результаты в области развития творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к искусству.
В ходе анализа исследований было выяснено, что творческая активность учащихся на уроках изобразительного искусства повышается, рисунки учащихся получаются более яркими и эмоциональными, сюжет их работ становится разнообразнее. Большинство учащихся начальной школы испытываю трудности в рисовании животных. Анималистический рисунок требует большого внимания, самостоятельного анализа и упорства. Через использование игровых технологий обучение становится занимательным и посильным занятием. Игровые методы обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Список использованной литературы:
1. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 649 с.
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. — М.: Академия, 2009. - 18 с.
© Александрова Л.М., Филатова К.И, 2016