Научная статья на тему 'Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе'

Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3111
973
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УРОК / ПРЕПОДАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Лилия Минихаевна, Филатова Ксения Ильдусовна

Игровая деятельность для учащихся первых и вторых классов не теряет своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель применяет на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.874

Александрова Лилия Минихаевна

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ксения Ильдусовна

студентка 4 курса факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Игровая деятельность для учащихся первых и вторых классов не теряет своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель применяет на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческих способностей учащихся.

Ключевые слова

Игра, изобразительное искусство, урок, преподавание.

Творческая деятельность человека обусловливает его ценность. Сегодня в любом обществе востребованы люди, творчески мыслящие, нестандартно решающие ту или иную проблему, поэтому вопрос о природе творческих способностей у учащихся довольно актуален.

Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности учащихся проявляются более ярко. При этом у некоторых учащихся наиболее развиты живописные способности — проявляемые в характере применения цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, связывая реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.

Вместе с тем, рассматривая проблему в реальной практике мы пришли к выводу, что проведение стандартных уроков по изобразительному искусству в первом классе не является эффективным методом развития творческих способностей учащихся. Анализ работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А. Шмакова и других позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для учащихся возрастом в 7-8 лет не утрачивает своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель использует на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся младших классов.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Исходя из этого урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься» [2, с. 255].

Игра и учеба - две отличные друг от друга деятельности, между ними имеются качественные различия. Верно замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. "Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок". Задача учителя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры [1, с. 649].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено различными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

На уроках изобразительного искусства следует использовать игры, развивающие воображение, интеллект, творческую активность, память и речь, нестандартное мышление. К таким играм относятся: творческие, художественно-дидактические, предметные, конструктивные, игры-путешествия, игры-ассоциации и другие.

Знание педагогом особенностей игровых методов и приемов обучения, понимание игрового опыта детей, умение четко и правильно ставить задачи — основное условие осуществления установленных целей и благополучно проведенной работы.

Педагогу важно овладеть игровой импровизацией, что может привести к нестандартному процессу создания творческой работы. Роль педагога в учебных играх может быть разнообразной. Он может действовать вместе с учащимися как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом или консультантом.

Игровая технология в организации учебного процесса позволяет лучше раскрыться ученику, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке [3, с. 18]

Именно с игры следует начинать изучение новой темы или закрепление уже полученных знаний, умений и навыков. Игры - занятия рекомендуется проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель развивает у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача дает возможность педагогу более точно и объективно оценить качество усвоения учащимися учебного материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности учащихся на протяжении всего урока следует включать в их деятельность разнообразные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы различные анализаторы.

Применение в течение урока всех видов деятельности способствует более рациональному использованию учебного времени, повышению работоспособности учащихся, а также обеспечению беспрерывного усвоения нового и закреплению пройденного учебного материала.

Игровые моменты, используемые на уроках, вызывают у учащихся особый интерес к познанию данного предмета, что хорошо сказывается на их изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Игровые технологии лучше всего использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальных классах дают положительные результаты в области развития творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к искусству.

В ходе анализа исследований было выяснено, что творческая активность учащихся на уроках изобразительного искусства повышается, рисунки учащихся получаются более яркими и эмоциональными, сюжет их работ становится разнообразнее. Большинство учащихся начальной школы испытываю трудности в рисовании животных. Анималистический рисунок требует большого внимания, самостоятельного анализа и упорства. Через использование игровых технологий обучение становится занимательным и посильным занятием. Игровые методы обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.

Список использованной литературы:

1. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 649 с.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. — М.: Академия, 2009. - 18 с.

© Александрова Л.М., Филатова К.И, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.