К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ НрВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА*
(специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
В.Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности 060500
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Переход России на рыночную модель экономики потребовал внесения значительных изменений в систему подготовки экономистов в вузах. В особенности в больших переменах нуждалась подготовка студентов, специализирующихся в области учета и аудита. Смена социально-экономической формации в нашей стране совпала по времени с активизацией процессов гармонизации учета и стандартизации финансовой отчетности на международном уровне. В результате России потребовалось не только менять модель бухгалтерского учета, ранее сориентированную на плановую экономику, на новую, базирующуюся на требованиях рыночной экономики, но и постоянно корректирЬвать последнюю, исходя из новшеств, появляющихся в процессе проведения работ на международном уровне по стандартизации финансовой отчетности. Необходимость в этом обусловлена тем обстоятельством, что Правительство РФ, как известно, еще в марте 1998 г. приняло Программу реформирования бухгалтерского учета на основе международных стандартов финансовой отчетности. Работы в этой области продолжаются. 1 июля 2004 г. Минфин России своим приказом № 180 одобрил Концепцию развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.). Заметим, что в последнее время в области реформирования бухгалтерского учета сде-
* Настоящая статья подготовлена на основе доклада, сделанного на выездном региональном заседании Учебно-мето-дического совета УМО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в сентябре 2004 г. в г. Аанапе.
Впервые опубликована см. : Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2004. — № 20 (116).
лано немало. Так, только ПБУ к настоящему времени разработано и утверждено 20. Подготовлено множество методических указаний, рекомендаций и других подобного рода материалов, сформировавших фундамент принципиально нового методологического обеспечения бухгалтерского учета. Однако другие конструктивные элементы этого нового здания предстоит еще только создать.
В русле указанных преобразований происходили в этот период изменения и в системе подготовки студентов по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В 2000 г. был принят новый, ныне действующий государственный образовательный стандарт по данной специальности, внесший кардинальные изменения в содержание и сам перечень изучаемых учебных дисциплин, в систему контроля и оценки знаний студентов, а также в используемые образовательные технологии. По заключению зарубежных экспертов, сделанному в 2000 г., он соответствует международным образовательным программам подготовки бухгалтеров и аудиторов.
В октябре 2003 г. на XX сессии Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (структуры ЮН-• КТАД ООН), Совета по торговле и развитию, проходившей в г. Женеве, были внесены отдельные изменения в сам международный Типовой учебный план по подготовке бухгалтеров. Последние должны найти в ближайшее время отражение и в отечественном государственном образовательном стандарте по специальности 060500. Начата разработка его нового, третьего поколения для бакалавров и магистров. В состав данного стандарта, а точнее — в Примерном
ofyaft&LftUíi
16 (31)-2004
учебном плане, прилагаемом к нему, предполагается внести ряд новшеств, в том числе указать и количество образовательных кредитов (зачетных единиц). В действующем ныне его варианте последние отсутствуют. Присоединение России в сентябре 2003 г. к странам, подписавшим Болонскую конвенцию (декларацию), требует, помимо всего прочего, упорядочения системы взаимозачетов результатов обучения студентов в разных вузах по соответствующим учебным дисциплинам. В Европе на этот счет имеется Европейская система взаимозачетов результатов обучения (European Credit Transfer System — ECTS). Она возникла в конце 1980-х гг. как один из пилотных курсов программы ERASMUS. Сейчас последняя входит в состав программы SOCRATES. Система ECTS с 1989 по 1995 г. проходила экспериментальную проверку, в которой было задействовано 145 факультетов из различных вузов Европы, подготавливающих специалистов из разных (пяти) областей знаний. Эксперимент дал положительные результаты. Система ECTS получила «прописку» вначале в странах ЕС, а затем и в других государствах, в частности входящих в Свободную европейскую торговую организацию (EFTA).
ECTS дает возможность студентам указанных государств проходить часть своего обучения в вузах других стран, результаты которого подлежат признанию. Причем ECTS является по своей природе децентрализованной системой такого признания. Она основывается «на принципе обоюдного доверия» между вузами, принимающими, точнее, признающими, этот принцип.
ECTS устанавливает несколько правил: 1) доступность информации о предлагаемых вузом курсах; 2) достижение соглашений между вузами, отправляющими и принимающими студентов; 3) использование баллов (образовательных кредитов—В.Г.) ECTS для определения загруженности студентов учебной работой1. Что касается первого фактора (правила) «доступности информации», то на федеральном уровне созданы для этого должные условия. На WEB-сайте Минобрнауки России помещены по специальностям (в том числе и по специальности 060500) государственные образовательные стандарты, содержащие, помимо всего прочего, по каждой дисциплине, вошедшей в федеральный компонент (на долю которого, заметим, приходится более 80% учебного времени, расходуемого студентами за весь период обучения), так называемые дидактические единицы. Последние представляют собой не что иное, как клю-
1 ECTS. Информационный пакет. 2-е изд. (на рус. яз.). — Екатеринбург, 2001. — С. 5.
чевые ее вопросы (понятия). Более подробная их расшифровка содержится в рабочих программах учебных дисциплин, примерный вариант которых утверждает Минобрнауки России и, как правило, также помещает их на свой АУЕВ-сайт. В результате они доступны практически всем желающим. Многие вузы к тому же зачастук* дублируют эту информацию на собственных У/ЁВ-сайтах, где они помещают сведения и об учебных курсах, входящих в состав регионального компонента, дисциплин по выбору студентов, дисциплин специализаций и факультетов. Таким образом, можно вполне обоснованно констатировать, что первая предпосылка для внедрения в вузах России системы ЕСТБ имеется. Как между прочим много уже сделано и для внедрения образовательных кредитов. В частности, в Примерном учебном плане по специальности (в том числе и по рассматриваемой — 060500) в разрезе учебных дисциплин подсчитано и отражено не только учебное время, выделяемое на аудиторные занятия, но и внеаудиторные, т.е. на самостоятельную работу. Вузы имеют возможность в пределах прав, предоставленных им государственным образовательным стандартом по соответствующим специальностям, производить перераспределение учебного времени (как аудиторного, так и внеаудиторного) между отдельными дисциплинами. Причем между циклами учебных дисциплин (социально-общественных, естественно-научных и математических, общепрофессиональных, специальных) разрешено перераспределять 5% бюджета времени, выделяемого студентам на их изучение. А внутри циклов (за исключением четырех учебных дисциплин, по которым вузы лишены права изменять установленное количество учебных часов, выделяемых студентам на их изучение) вузы, ориентируясь на Примерный учебный план, могут в то же время отступить от него и устанавливать самостоятельно количество часов учебного времени. Однако в соответствии с действующими правилами вузы, осуществляя подобного рода преобразования, не должны выходить за пределы установленного норматива, в соответствии с которым за весь 5-летний срок обучения студента в вузе количество его учебных часов в расчете на неделю не должно в среднем превышать 54, в том числе аудиторных занятий — 27 часов.
В 2002 г. бывшее Министерство образования РФ предложило вузам в пределах вышеуказанного норматива несколько изменить соотношения в распределении учебных часов студента между его аудиторными и внеаудиторными занятиями в пользу повышения доли самостоятельной работы, на рост эффективности которой ориентируются современные образовательные технологии. В результате в последнее
время намечается повышение внимания в вузах к научной организации самостоятельной работы студентов, методическому ее обеспечению и к улучшению ее нормирования. Эти аспекты в их деятельности приобретают особую значимость в настоящее время, на пороге повсеместного внедрения ECTS. Последняя система базируется на общих трудозатратах студента на изучение учебных дисциплин. По каждой из них в расчет принимаются общие затраты учебного времени студентом на аудиторные занятия и все виды по ней самостоятельной работы, выполняемых им в процессе изучения дисциплины и подготовки к экзамену либо зачету. А затем полученные затраты учебного времени переводятся в образовательные кредиты. Причем система ECTS предполагает, что за год число образовательных кредитов должно составлять 60 (или в расчете на семестр — 30). И только указанное их число вузы имеют право распределять между всеми изучаемыми студентом в этом году учебными дисциплинами, за исключением факультетов, по которым не предусмотрены зачеты (экзамены). Характерно и то, что студенту присваивают данные образовательные кредиты только после успешной сдачи экзамена или зачета по соответствующей учебной дисциплине.
Студенты могут в случае надобности при переходе на временное или постоянное (т.е. для завершения образования) обучение в другой вуз переводить и эти образовательные кредиты. Взаимозачет их осуществляется, если вузы входят в систему ECTS. Необходимо отметить, что ряд российских вузов на деле испытали эти новшества. Они стали участниками совместного европейского проекта С HAIN-Е «Создание международной академической сети вузов в области экономического образования» Tempus (Tacis) (MJEP — 10445-98). Среди них—и Уральский государственный экономический университет. В нем в соответствии с проектом по ряду специальностей, в том числе и по специальности 060500 (исходя из государственного образовательного стандарта 1996 г., действовавшего в вузах до конца 2003/2004 учебного года для студентов, поступивших в них 5 лет назад, и прилагаемого к нему Примерного учебного плана), была разработана система образовательных кредитов. Анализ ее, а также других материалов, в том числе и самих концептуальных основ ECTS, показывает, что наряду с несомненными достоинствами последней ей присущи и отдельные по меньшей мере дискуссионные моменты. Прежде всего вызывает определенные вопросы обоснованность самой отправной точки во всех этих расчетах: 60 кредитов за год. Тем самым предполагается, что студенты в вузах всех специальностей, всех стран, вовлеченных в ECTS, затрачивают в год (семестр, месяц и
т.д.) одинаковое количество труда на освоение своей учебной программы. Однако в действительности это далеко не так. В России исходят из того, что рабочая неделя студента равна 54 часам (или 6 рабочим дням по 9 часов каждый). В других странах затраты нередко отклоняются от этой нормы. Причем зачастую в меньшую сторону (45 — 48 часов в неделю). Косвенным подтверждением этого факта является более насыщенное познавательным материалом содержание учебных программ по многим дисциплинам, изучаемым студентами в российских вузах. Отмеченное обстоятельство, заметим, позволяет пока что, несмотря навсе нынешние трудности, отечественному образованию держаться на высоком профессиональном уровне. Поэтому наличие в ЕСТ8 поправочных коэффициентов к 60 кредитам по вышеуказанным причинам более чем желательно.
Кроме того, не является безупречной и предпосылка системы ЕСТС, согласно которой за каждый год обучения студенту начисляют 60 баллов (кредитов) при успешной сдаче всех необходимых экзаменов/зачетов. Отечественная практика, да и не только она, показывает, что трудоемкость освоения студентами учебной программы по отдельным курсам существенно разнится. Она обычно выше на младших курсах, чем на старших. Причем это характерно не только для специальности 060500. Об этом свидетельствуют Примерный учебный план и анализ рабочих учебных планов вузов, поступающих в УМО в составе документации, предоставляемой последними при процедурах их лицензирования/аттестации. Так, число часов аудиторных учебных занятий на младших курсах больше, чем на старших. Аналогичная ситуация характерна и для самостоятельной работы студентов. Указанные различия весьма существенны (нередко составляют 20 -25% и выше). Все это наталкивает на мысль о необходимости предоставления права вузам дифференцировать установленную единую норму образовательных кредитов (60 в расчете на год) по отдельным периодам (курсам, семестрам) обучения студентов.
Заметим, что сейчас между странами имеются значительные различия в установленных системах текущего и итогового контроля и оценке знаний студентов. Более того, даже внутри стран они различаются в разных вузах по одним и тем же предметам. Так, в России в одних вузах используют полный набор форм контроля. А именно: по дисциплине (предмету) оценивают знания каждого студента по освоению им учебного материала по каждой ее теме, проводят промежуточную (внутри семестра) его аттестацию; осуществляют прием экзаменов/зачетов не только по мере окончания ее изучения, но и при завершении каждого семестра и т.д. В других вузах
применяют лишь отдельные из вышеуказанных форм, а иногда ограничиваются только экзаменом/ зачетом при завершении изучения учебной дисциплины. Вряд ли стоит приводить какие-либо дополнительные аргументы в пользу доказательства, что систематический комплексный контроль за уровнем освоения учебной дисциплины студентом требует от последнего больших трудозатрат, чем осуществляемый эпизодически или лишь на финише. Поскольку эти различия существенны, следовало бы в системе ЕСТ8 предусмотреть шкалу поправок к сумме установленных образовательных кредитов, которые «улавливали» бы подобного рода явления.
В вузах Запада есть группа учебных дисциплин, которые в отличие от российских вузов относятся не к обязательным, а к факультативным. В качестве яркого примера можно назвать физическую культуру. Ее, как правило, в западно-европейских вузах выносят за рамки расписания учебных занятий. Каждый студент для себя выбирает наиболее привлекательный вид спорта и занимается им в удобное для него время. Так как данный предмет имеет статус факультатива, то на него образовательные кредиты не выделяют. У нас же, в частности в том же Уральском государственном экономическом университете (УГЭУ), на физкультуру отвели 11 кредитов. В результате такой политики только по данной причине происходят заметные снижения в отечественной практике весомости образовательных кредитов по другим учебным дисциплинам, с чем, конечно, трудно согласиться.
Система ЕСТБ не лишена и ряда других недостатков. Она не гарантирует одинакового количества образовательных кредитов по дисциплине, имеющей единую учетную программу, даже на уровне одного и того же вуза при изучении ее студентами разных специальностей, не говоря уже о разных вузах, странах. Об этом свидетельствуют результаты исследований материалов УГЭУ. Например, проанализированы данные по его финансовому факультету, на котором обучают студентов по двум специальностям: «Бухгалтерский учет и аудит» (специализации: «Бухгалтерский учет и аудит в промышленности» и «Бухгалтерский учет и аудит в сельском хозяйстве») и «Финансы в и кредит» (специализации: «Налоги и налогообложение», «Банковское дело», «Ценные бумаги», «Корпоративные финансы и инвестиции»). В результате установлено, что при одинаковом содержании учебных программ и величине трудозатрат студентов на их освоение различие в количестве образовательных кредитов (между минимальным и максимальным их числом) составило по: иностранному языку -12%; экономической теории — 11%; истории — 34%; матема-
тике— 25%; статистике — 29% и т.д. Более тогр, по «Экономической теории» по специальности «Финансы и кредит» (специализация «Налоги и налогообложение») за одно и то же количество трудозатрат студента при изучении данной дисциплины на втором курсе по сравнению с первым начислялось на 55% образовательных кредитов больше. Такие аномалии существенно девальвируют ценность системы ЕСТЭ. Причины их возникновения разные, начиная от упоминавшихся выше изъянов в самих основах построения системы ЕСТБ и заканчивая отсутствием у вузов должного опыта работы с образовательными кредитами, а также использования недостаточно совершенной и научно обоснованной методики расчета фактических затрат труда студентами на выполнение ими отдельных видов самостоятельной учебной работы.
Несмотря на все недостатки в рассматриваемой области и наличие указанных выше «узких мест» в самой системе ЕСТ8, перечень которых без особого труда можно было бы расширить, бывшее Ми-нобразование России намеревалось в ближайшее время внедрить в вузах систему образовательных кредитов. Основной довод в обоснование пользы данного шага со стороны ответственных работников указанного ведомства сводился обычно к тому, что с принятием его будут облегчены процессы обмена студентами между вузами разных стран. Наши образовательные документы (академические справки, приложения к диплому и т.п.), выдаваемые вузами студентам (выпускникам), станут более «узнаваемыми» в западных странах и облегчат их владельцам решение многих проблем, возникающих в последних при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня их профессиональной подготовки. Однако справедливости ради заметим, что в должной мере выполнять данные функции образовательные кредиты, полученные студентами по учебным дисциплинам, будут л ишь тогда, когда на межгосударственном уровне осуществят унификацию не только перечня учебных дисциплин по соответствующим специальностям, но и самого содержания учебных программ по ним. Это довольно отдаленная перспектива. Наделе образовательные кредиты сейчас в лучшем случае могут выполнять лишь весьма ограниченный круг задач в области «взаимозачетов» результатов обучения, если учесть, что они в расчет принимают (с теми или иными погрешностями) только трудозатраты студента на изучение учебной дисциплины. Но при проведении перезачета (в особенности при переходе студента на обучение в другой вуз) вуз не так интересует вышеуказанная сторона вопроса, как глубина полученных им
знаний по той или иной учебной дисциплине. Между тем порядок их оценки довольно различен в странах, а внутри них — и в отдельных вузах.
И тем не менее полностью отказываться от «введения в оборот» образовательных кредитов в вузах России, на взгляд автора, не стоит. В то же время предавать полному забвению отечественную практику, существовавшую в рассматриваемой области долгие годы, в нынешних условиях также нет весомых оснований. Выход здесь видится в следующем. В академических справках, приложениях к диплому и других подобного рода документах по учебным дисциплинам наряду с традиционным показателем «количество аудиторных часов занятий» следует указывать и величину образовательных кредитов. Такой подход позволяет, во-первых, иметь в данных документах первый из вышеуказанных показателей, который не является второстепенным и с которым в отечественной практике связаны многие нормативы в регулировании образовательного процесса в вузах. А во-вторых, введение образовательных кредитов позволит вузам накапливать практический опыт работы с ними, постепенно «отлаживая» их систему и синхронизируя с требованиями, существующими в данной сфере в странах Запада.
Параллельно предстоит выполнить комплекс и других работ в области подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах.
Дело в том, что Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC) после краха «Энрона» и некоторых других крупных компаний, приведшему к значительному снижению доверия общественности к профессиональной деятельности бухгалтеров и аудиторов, была вынуждена пересмотреть ряд своих установок и постулатов. В частности, требования, предъявляемые к их образовательному и профессиональному уровню. В этой связи она подготовила и опубликовала 7 новых международных образовательных стандартов (IES - International Education Standards), 6 из которых вступают в силу с 1 января 2005 г. и придут на смену действующим сейчас. В частности:
- IES-1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;
- IES-2 «Содержание программ профессионального образования»;
- IES-3 «Профессиональные навыки»;
- IES-4 «Профессиональные ценности и этика»;
- IES-5 «Требования к практической подготовке»;
- IES-6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;
- IES-7 «Система непрерывного профессионального образования».
Рассмотрим, к примеру, 1Е8-2. В нем дан перечень образовательных дисциплин (предметов), содержание которых должен освоить профессиональный бухгалтер. И он выглядит так.
Раздел 1 Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания
1. Финансовый учет и отчетность.
2. Управленческий учет и контроль.
3. Налогообложение.
4. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
5. Аудит.
6. Финансы и финансовый менеджмент.
7. Профессиональные ценности и этика.
Раздел 2 Организация и ведение бизнеса
1. Экономика.
2. Бизнес-среда.
3. Управление корпорацией.
4. Этика бизнес-отношений.
5. Финансовые рынки.
6. Количественные методы.
7. Психология поведения сотрудников фирмы.
8. Стратегические решения в системе менеджмента.
9. Маркетинг.
10. Международный бизнес и проблемы глобализации.
Раздел 3 Информационные технологии
1. Основы информационных технологий.
2. Информационные технологии контроля профессиональных знаний.
3. Информационные технологии контроля профессиональной компетентности.
4. Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации.
-5. Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий. Заметим, что политику в области образования бухгалтеров и аудиторов в международном контексте определяет не только 1ЕАС, но и ряд других международных организаций, и прежде всего — ЮНК-ТАД, Совет по торговле и развитию ООН, Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам
учета и отчетности (МСУО). Последние на своей двадцатой сессии, проходившей в г. Женеве 29 сентября - 1 октября 2003 г., утвердили новую Типовую программу учебной подготовки бухгалтеров. В ней, помимо всего прочего, указан несколько иной перечень дисциплин, содержание которых должны знать бухгалтеры и аудиторы. В нем четыре раздела, включающие следующие учебные дисциплины.
Раздел 1
Организация и хозяйственная деятельность
1.1. Курс экономики.
1.2. Курс количественных методов и статистики для хозяйственной деятельности.
1.3. Курс общей стратегии предприятия и основных принципов его организации и деятельности.
1.4. Курс управленческих функций и методов и управления операциями.
1.5. Курс маркетинга.
1.6. Курс международной коммерческой деятельности.
Раздел 2 Информационные технологии
2.1. Курс информационной технологии.
Раздел 3 Основы бухгалтерского учета, аудиторской деятельности, налогообложения и знания, связанные с бухгалтерским учетом
3.1. Курс основ бухгалтерского учета.
3.2. Курс финансового учета.
3.3. Курс углубленного изучения финансового учета.
3.4. Курс управленческого учета: основные концепции.
3.5. Курс налогообложения.
3.6. Курс бухгалтерских информационных систем.
3.7. Курс делового и коммерческого права.
3.8. Курс основ ревизии и аудиторской деятельности.
3.9. Курс финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.
3.10. Сводный обобщающий курс.
Раздел 4
Факультативные курсы углубленного изучения бухгалтерского учета, финансов и связанных с ними знаний
4.1. Курс углубленного изучения финансовой отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях.
4.2. Курс углубленного изучения управленческого учета.
4.3. Курс углубленного изучения налогообложения.
4.4. Курс углубленного изучения делового права.
4.5. Курс углубленного изучения аудиторской деятельности.
4.6. Курс углубленного изучения финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.
4.7. Курс практической стажировки бухгалтеров. Сравнительный анализ двух перечней дисциплин показывает, что между ними имеются существенные различия. И разрабатывая третье поколенье государственного образовательного стандарта для вузов по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», надо подойти творчески и взять из них все лучшее, что востребовано современной практикой, не забывая оставить в стандарте и все положительное, что накоплено в отечественной системе подготовки данных специалистов.
Необходимо отметить, что на разработку третьего поколения стандарта по специальности 060500 для бакалавров и отдельно — магистров Минобрнауки России определило довольно мало времени. Причем потребовало представить их в полном объеме (т.е. перечень учебных дисциплин, дидактические единицы по каждой из них; объем учебных часов по циклам дисциплин и др.). Это архисложная и весьма трудоемкая работа. Мы создали рабочую группу, в состав которой включили известных докторов экономических наук, профессоров из различных вузов страны, специалистов, разрабатывавших ныне действующий государственный образовательный стандарт, а также ряд новых лиц, возглавивших в последнее время профилирующие кафедры по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в этих и других ведущих вузах. На сегодняшний день в состав рабочей группы входят доктора экономических наук, профессора: В.Г. Геть-ман, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет, А.Д. Ларионов, В.Б. Ивашкевич, М.И. Кугер, Н.Т Лабынцев, В.В. Панков, В.И. Петрова, Т.М. Рогуленко, З.В. Кирьянова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворской, Л.Т. Гиляровская, Л.В. Попова, O.A. Миронова.
Рабочая группа провела ряд заседаний. Подготовлен перечень дисциплин, которые предполагается включить в стандарты бакалавра и магистра по специальности 060500. Данные материалы можно было получить на мартовской 2004 г. научно-ме-тодической конференции в Финансовой академии при Правительстве РФ.
На последовавших после мартовской конференции совещаниях по ней, проводимых в Финан-
совой академии при Правительстве РФ, а также в Высшей школе экономики, на сегодняшний день, во-первых, удалось пока что отстоять идею о разработке новых государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров не по «экономике» вообще, а по специальностям. А именно: бакалавр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; магистр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Во-вторых, при подготовке данных стандартов исходили из принципов и параметров, которые докладывались на мартовской конференции и получили одобрение со стороны ее участников. В частности, разрабатывая их, прежде всего придерживались следующих правил:
1) все требования, содержащиеся в международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров (ТПУПБ), принятой в октябре 2003 г. в Женеве на XX сессии Совета по торговле и развитию, Комиссии по инвестициям, технологии и специальным финансовым вопросам ООН, Специальной комиссии по вопросам образования бухгалтеров, касающиеся учебной подготовки данных специалистов в период обучения в вузе, должны быть полностью учтены в наших учебных курсах и стандартах;
2) по возможности, необходимо приблизить к международной ТПУПБ содержание отечественных программ по отдельным дисциплинам. Однако задача полностью их унифицировать не ставится, поскольку целесообразно сохранить накопившиеся национальные традиции и положительный опыт в этом деле. В то же время студент должен получить в полном объеме знания, предусмотренные в международной ТПУПБ;
3) не следует ущемлять права вузов, которые они получили ранее в данных и других вопросах, связанных с подготовкой бухгалтеров и аудиторов. Сегодня еще не по всем вопросам нового поколения стандартов по специальности 060500 приняты согласованные решения, в частности по специализациям магистратуры. Точнее — по одной из них, поскольку по пяти предложенным (которые по своему названию совпадают с установленными в действующем стандарте специализациями) особых нареканий не было, и они одобрены участниками мартовской конференции. В данном случае речь идет ©дополнительной, т.е. 6-й, специализации, предназначенной для подготовки лиц, которые в будущем предполагают заниматься научно-исследовательской/педагогической деятельностью в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Изучение данного вопроса в ву-
зах, занимающихся подготовкой магистров, показало, что лишь 4 — 8% выпускников планируют посвятить себя этой деятельности, а остальная, причем подавляющая, их часть (92 - 96%), предполагает работать в будущем в различных сферах бизнеса или в обслуживающих его структурах. Такая статистика довольно четко характеризует российские особенности, которые нельзя не учитывать при подготовке магистров. Вместе с тем она лишний раз подтверждает правильность курса в отношении выбора специализаций магистров, и прежде всего - первых пяти. Что касается шестой, которая, судя по нынешней экономической ситуации в стране, особой популярностью у магистров не будет пользоваться, отказываться от нее не стоит. В этой связи в марте 2004 г. на конференции попросили докторов экономических наук, профессоров А.Д. Шеремета и Д.А. Ендо-вицкого подготовить их варианты перечней учебных дисциплин для данной специализации.
Вместе с тем надо определиться и с названием отдельных учебных дисциплин, включенных в проект государственного образовательного стандарта бакалавра по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Желательно приблизить название учебных дисциплин (с учетом их содержания) к терминологии, используемой в вузах западных стран. Так, в отечественном действующем стандарте по специальности 060500 имеются две отдельные учебные дисциплины: «Математика» и «Статистика». В вузах Запада вместо них предусмотрен один «Курс количественных методов и статистика для хозяйственной деятельности». На взгляд автора, желательно провести унификацию не только названий, но и содержания, поскольку в зарубежных вузах учебная программа по данной дисциплине из математики и статистики включает только их разделы, связанные с «хозяйственной деятельностью». Подобный подход весьма рационален и оправдан с практической точки зрения, в особенности на нынешнем этапе, когда сокращается срок обучения в вузах с 5 лет (у специалистов) до 4 лет (у бакалавров) и приходится искать резервы уменьшения объемов учебного материала, изучаемого студентами. Изъятый материал из нынешних учеб-в ных программ по «Математике» и «Статистике», на долю которого, как показывает проведенный нами анализ их содержания, приходится 62 - 65%, следует вообще устранить из программы подготовки бакалавров либо в крайнем случае выделить в отдельный учебный курс по выбору студентов, которые и будут выносить ему окончательный вердикт на предмет пригодности последнего в их будущей профессиональной деятельности.
Т^облежы образования,
16 (31)-2004
Кстати, такой подход согласуется с крылатой фразой известного американского экономиста Джона Кеннета Гелбрейта, утверждающего, что «одна из важнейших составных частей экономической науки - знать, чего не нужно знать». К работе по подготовке нового образовательного стандарта эта фраза, по мнению автора, имеет прямое отношение.
Необходимо подумать и о целесообразности замен в названиях следующих учебных дисциплин:
1. «Менеджмент» — на «Курс управленческих функций и методов и управления операциями».
2. «Мировая экономика» - на курс «Международная коммерческая деятельность».
3. «Правоведение» — на «Курс делового и коммерческого права».
4. «Налоги и налогообложение» — на «Курс налогообложения».
5. «Информационные системы в экономике» -на два других:
• «Курс информационной технологии»;
• «Курс бухгалтерских информационных систем».
6. «Теория бухгалтерского учета» — на «Курс основ бухгалтерского учета».
7. «Теория экономического анализа» — на «Основы экономического анализа».
Смена названий учебных дисциплин — не чисто формальный акт. Он влечет за собой и уточнение содержания учебных программ по ним.
Руководствуясь стандартом 1Е8-2, прежде всего следует подумать над тем, надо ли в новом стандарте вводить отдельную дисциплину «Профессиональные ценности и этика»? В принципе, положительный ответ на данный вопрос возможен, но он не единственный. Дело в том, что в действующем у нас государственном образовательном стандарте основной круг относящихся к ней вопросов рассматривается в двух дисциплинах, входящих в федеральный его компонент, а именно: в «Деловом общении» (вопросы этики) и в «Теории бухгалтерского учета» (вопросы профессиональных ценностей). И еще далеко не очевидный факт, что от такого варианта целесообразно отказаться. Для уровня бакалавров его можно оставить.
Такой подход вполне оправдан и применительно к предмету «Психология поведения сотрудников фирмы». Сейчас многие ее аспекты студенты российских вузов, обучающихся по специальности 060500, изучают в курсе «Деловое общение». В отдельных вузах, кроме того, часть ее вопросов они осваивают при изучении предмета «Управление персоналом», который является курсом по выбо-
ру. Поэтому нет особой нужды вводить в государственный образовательный стандарт для бакалавров в качестве отдельной учебной дисциплины -«Психологию поведения сотрудников фирмы». Ее нет и в международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров, в которой также отсутствуют в качестве отдельных учебных дисциплин и предметы «Финансовые рынки» и «Бизнес-среда». Вопросы, относящиеся к финансовым рынкам, в типовой программе рассматриваются в учебном курсе «Экономика» (а в нашем стандарте - в дисциплинах «Экономическая теория» и «Рынки ценных бумаг»). Что же касается предмета «Биз-нес-среда», то в отечественном образовательном стандарте (как и в Типовой программе) его вопросы включены в ряд учебных дисциплин («Экономическая теория», «Экономика предприятий (организаций)», «Мировая экономика» и др.). Еще не ясно, стоит ли их оттуда изымать и «перекраивать» содержание учебных программ по данным дисциплинам для бакалавров. Ответ на этот вопрос неоднозначен. Во всяком случае следует отметить, что явных преимуществ такие преобразования по сравнению с действующим вариантом не дают.
Далеко не бесспорным выглядит в 1Е8-2 и набор учебных дисциплин в третьем его разделе, посвященном информационным технологиям. Более взвешенно к решению стоящих в этой области проблем подошли авторы международной Типовой программы учебной подготовки бухгалтеров, предусмотрев в ней не пять, как отмечалось нами выше, а два предмета: «Курс информационной технологии» и «Курс бухгалтерских информационных систем». Содержание их полностью «покрывает» поле знаний по информационным технологиям, которыми должен обладать специалист в области учета и аудита в своей профессиональной деятельности.
В процессе разработки 3-го поколения государственного образовательного стандарта по специальности 060500 предполагается придерживаться именно этих позиций. В то же время планируется внести в него и ряд изменений и дополнений, вызванных новшествами, появившимися в 1Е8-3 «Профессиональные навыки».
Все эти меры позволят новому государственному образовательному стандарту по специальности 060500 полностью соответствовать современным международным требованиям, предъявляемым деловым сообществом к профессиональному мастерству бухгалтеров и аудиторов.
(Окончание следует)