Научная статья на тему 'К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта'

К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта»

Подготовка кадров

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА

(специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

В. Г. ГЕТЬМАН\ доктор экономических наук, профессору заведующий кафедрой бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности 060500

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Переход России на рыночную модель экономики потребовал внесения значительных изменений в систему подготовки экономистов в вузах. В особенности в больших переменах нуждалась подготовка студентов, специализирующихся в области учета и аудита. Смена социально-экономической формации в нашей стране совпала по времени с активизацией процессов гармонизации учета и стандартизации финансовой отчетности на международном уровне. В результате России потребовалось не только менять модель бухгалтерского учета, ранее сориентированную на плановую экономику, на новую, базирующуюся на требованиях рыночной экономики, но и постоянно корректировать последнюю, исходя из новшеств, появляющихся в процессе проведения работ на международном уровне по стандартизации финансовой отчетности. Необходимость в этом обусловлена тем обстоятельством, что Правительство РФ, как известно, еще в марте 1998 г. приняло Программу реформирования бухгалтерского учета на основе международных стандартов финансовой отчетности. Работы в этой области продолжаются. 1 июля 2004 г. Минфин России своим приказом № 180 одобрил Концепцию развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.). Заметим, что в последнее время в области реформирования бухгалтерского учета сделано немало. Так, только ПБУ к настоящему времени разработано и утверждено 20. Подготовлено множество методических указаний, рекомендаций и других подобного рода материалов, сформировавших фундамент принципиально нового методологического обеспечения бухгалтерского учета. Однако другие конструктивные элементы этого нового здания предстоит еще только создать.

В русле указанных преобразований происходили в этот период изменения и в системе подготовки

студентов по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В 2000 г. был принят новый, ныне действующий государственный образовательный стандарт по данной специальности, внесший кардинальные изменения в содержание и сам перечень изучаемых учебных дисциплин, в систему контроля и оценки знаний студентов, а также в используемые образовательные технологии. По заключению зарубежных экспертов, сделанному в 2000 г., он соответствует международным образовательным программам подготовки бухгалтеров и аудиторов.

В октябре 2003 г. на XX сессии Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (структуры ЮНКТАД ООН), Совета по торговле и развитию, проходившей в г. Женеве, были внесены отдельные изменения в сам международный Типовой учебный план по подготовке бухгалтеров. Последние должны найти в ближайшее время отражение и в отечественном государственном образовательном стандарте по специальности 060500. Начата разработка его нового третьего поколения для бакалавров и магистров. В состав данного стандарта, а точнее в Примерном учебном плане, прилагаемом к нему, предполагается внести ряд новшеств, в том числе указать и количество образовательных кредитов (зачетных единиц). В действующем ныне его варианте последние отсутствуют. Присоединение России в сентябре 2003 г. к странам, подписавшим Болонс-кую конвенцию (декларацию), требует, помимо всего прочего, упорядочения системы взаимозачетов результатов обучения студентов в разных вузах по соответствующим учебным дисциплинам. В Европе на этот счет имеется Европейская система взаимозачетов результатов обучения (European Credit Transfer System - ECTS). Она возникла в конце 1980-х гг. как один из пилотных курсов программы ERASMUS.

Сейчас последняя входит в состав программы SOCRATES. Система ECTS с 1989 по 1995 г. проходила экспериментальную проверку, в которой было задействовано 145 факультетов из различных вузов Европы, подготавливающих специалистов из разных (пяти) областей знаний. Эксперимент дал положительные результаты. Система ECTS получила «прописку» вначале в странах ЕС, а затем и в других государствах, в частности входящих в Свободную европейскую торговую организацию (EFTA).

ECTS дает возможность студентам указанных государств проходить часть своего обучения в вузах других стран, результаты которого подлежат признанию. Причем ECTS является по своей природе децентрализованной системой такого признания. Она основывается «на принципе обоюдного доверия» между вузами, принимающими, точнее признающими, этот принцип.

ECTS устанавливает несколько правил: 1) доступность информации о предлагаемых вузом курсах; 2) достижение соглашений между вузами, отправляющими и принимающими студентов; 3) использование баллов (образовательных кредитов - В.Г.) ECTS для определения загруженности студентов учебной работой1. Что касается первого фактора (правила) «доступности информации», то на федеральном уровне созданы для этого должные условия. На WEB-сайте Минобрнауки России помещены по специальностям (в том числе и по специальности 060500) государственные образовательные стандарты, содержащие, помимо всего прочего, по каждой дисциплине, вошедшей в федеральный компонент (на долю которого, заметим, приходится более 80% учебного времени, расходуемого студентами за весь период обучения), так называемые «дидактические единицы». Последние представляют собой не что иное, как ключевые ее вопросы (понятия). Более подробная их расшифровка содержится в рабочих программах учебных дисциплин, примерный вариант которых утверждает Минобрнауки России и, как правило, также помещает их на свой WEB-сайт. В результате они доступны практически всем желающим. Многие вузы к тому же зачастую дублируют эту информацию на собственных WEB-сайтах, где они помещают сведения и об учебных курсах, входящих в состав регионального компонента, дисциплин по выбору студентов, дисциплин специализаций и факультетов. Таким образом, можно вполне обоснованно констатировать, что первая предпосылка для внедрения в вузах России системы ECTS имеется. Как, между прочим, много уже сделано и для внедрения образовательных кредитов. В частности, в Примерном учебном плане по специально-

1 ECTS. Информационный пакет. 2-е изд. (на рус. яз.). Екатеринбург, 2001. С. 5.

сти (в том числе и по рассматриваемой - 060500) в разрезе учебных дисциплин подсчитано и отражено не только учебное время, выделяемое на аудиторные занятия, но и внеаудиторные, т.е. самостоятельную работу. Вузы имеют возможность в пределах прав, предоставленных им государственным образовательным стандартом по соответствующим специальностям, производить перераспределение учебного времени (как аудиторного, так и внеаудиторного) между отдельными дисциплинами. Причем между циклами учебных дисциплин (социально-общественных, естествен но-научных и математических, общепрофессиональных, специальных) разрешено перераспределять 5% бюджета времени, выделяемого студентам на их изучение. А внутри циклов (за исключением 4 учебных дисциплин, по которым вузы лишены права изменять установленное количество учебных часов, выделяемых студентам на их изучение) вузы, ориентируясь на Примерный учебный план, могут в то же время отступить от него и устанавливать самостоятельно количество часов учебного времени. Однако в соответствии с действующими правилами вузы, осуществляя подобного рода преобразования, не должны выходить за пределы установленного норматива, в соответствии с которым за весь 5-летний срок обучения студента в вузе количество его учебных часов в расчете на неделю не должно в среднем превышать 54, в том числе аудиторных занятий — 27 часов.

В 2002 году бывшее Министерство образования РФ предложило вузам в пределах вышеуказанного норматива несколько изменить соотношения в распределении учебных часов студента между его аудиторными и внеаудиторными занятиями в пользу повышения доли самостоятельной работы, на рост эффективности которой ориентируются современные образовательные технологии. В результате в последнее время намечается повышение внимания в вузах к научной организации самостоятельной ра-. боты студентов, методическому ее обеспечению и к улучшению ее нормирования. Эти аспекты в их деятельности приобретают особую значимость в настоящее время, на пороге повсеместного внедрения ЕСТ5. Последняя система базируется на общих трудозатратах студента на изучение учебных дисциплин. По каждой из них в расчет принимаются общие затраты учебного времени студентом на аудиторные занятия и все виды по ней самостоятельной работы, выполняемых им в процессе изучения дисциплины и подготовки к экзамену либо зачету. А затем полученные затраты учебного времени переводятся в образовательные кредиты. Причем система ЕСТ5 предполагает, что за год число образовательных кредитов должно составлять 60 (или в расчете на семестр 30). И только указанное их число

вузы имеют право распределять между всеми изучаемыми в этом году учебными дисциплинами студентом, за исключением факультетов, по которым не предусмотрены зачеты (экзамены). Характерно и то, что студенту присваивают данные образовательные кредиты только после успешной сдачи экзамена или зачета по соответствующей учебной дисциплине.

Студенты, заработанные ими образовательные кредиты в одном вузе, могут в случае надобности при переходе на временное или постоянное (т.е. для завершения образования) обучение в другой вуз переводить и эти образовательные кредиты. Взаимозачет их осуществляется, если вузы входят в систему ECTS. Необходимо отметить, что ряд российских вузов наделе испытали эти новшества. Они стали участниками совместного европейского проекта CHAIN-Е «Создание международной академической сети вузов в области экономического образования» Tempus (Tacis) (MJEP - 10445-98). Среди них - и Уральский государственный экономический университет. В нем в соответствии с проектом по ряду специальностей, втом числе и по специальности 060500 (исходя из государственного образовательного стандарта 1996 г., действовавшего в вузах до конца 2003/ 2004 учебного года для студентов, поступивших в них 5 лет назад, и прилагаемого к нему Примерного учебного плана) была разработана система образовательных кредитов. Анализ ее, а также других материалов, в том числе и самих концептуальных основ ECTS, показывает, что наряду с несомненными достоинствами последней ей присущи и отдельные, по меньшей мере, дискуссионные моменты. Прежде всего, вызывает определенные вопросы обоснованность самой отправной точки во всех этих расчетах: 60 кредитов за год. Тем самым предполагается, что студенты в вузах всех специальностей, всех стран, вовлеченных в ECTS, затрачивают в год (семестр, месяц и т.д.) одинаковое количество труда на освоение своей учебной программы. Однако в действительности это далеко не так. В России исходят из того, что рабочая неделя студента равна 54 часам (или 6 рабочим дням по 9 часов каждый). В других странах затраты нередко отклоняются от этой нормы. Причем, зачастую, в меньшую сторону (45-48 часов в неделю). Косвенным подтверждением этого факта является более насыщенное познавательным материалом содержание учебных программ по многим дисциплинам, изучаемым студентами в российских вузах. Отмеченное обстоятельство, заметим, позволяет пока что, несмотря на все нынешние трудности, отечественному об-разованиюдержаться на высоком профессиональном уровне. Поэтому наличие в ECTS поправочных коэффициентов к 60 кредитам, по вышеуказанным причинам, более чем желательно.

Кроме того, не является безупречной и предпосылка системы ЕСТБ, согласно которой за каждый год обучения студенту начисляют 60 баллов (кредитов) при успешной сдаче всех необходимых экзаменов/зачетов. Отечественная практика, да и не только она, показывает, что трудоемкость освоения студентами учебной программы по отдельным курсам существенно разнится. Она обычно выше на младших курсах, чем на старших. Причем это характерно не только для специальности 060500. Об этом свидетельствуют Примерный учебный план и анализ рабочих учебных планов вузов, поступающих в УМО в составе документации, предоставляемой последними при процедурах их лицензирования/ аттестации. Так, количество часов аудиторных учебных занятий на младших курсах больше, чем на старших. Аналогичная ситуация характерна и для самостоятельной работы студентов. Указанные различия весьма существенны (нередко составляют 20 — 25% и выше). Все это наталкивает на мысль о необходимости предоставления права вузам дифференцировать установленную единую норму образовательных кредитов (60 в расчете на год) по отдельным периодам (курсам, семестрам) обучения студентов.

Заметим, что сейчас между странами имеются значительные различия в установленных системах текущего и итогового контроля и оценки знаний студентов. Более того, даже внутри стран они отличаются от вуза к вузу по одним и тем же предметам. Так, в России в одних вузах используют полный набор форм контроля. А именно: по дисциплине (предмету) оценивают знания каждого студента по освоению им учебного материала по каждой ее теме, проводят промежуточную (внутри семестра) его аттестацию; осуществляют прием экзаменов/зачетов не только по мере окончания ее изучения, но и при завершении каждого семестра и т.д. В других вузах применяют лишь отдельные из вышеуказанных форм, а иногда ограничиваются только экзаменом/ зачетом при завершении изучения учебной дисциплины. Вряд ли стоит приводить какие-либо дополнительные аргументы в пользу доказательства, что систематический комплексный контроль за уровнем освоения учебной дисциплины студентом требует от последнего больше трудозатрат, чем осуществляемый эпизодически или лишь на финише. Поскольку эти различия существенны, следовало бы в системе ЕСТБ предусмотреть шкалу поправок к сумме установленных образовательных кредитов, которые «улавливали» бы подобного рода явления.

В вузах Запада есть группа учебных дисциплин, которые в отличие от российских вузов относятся не к обязательным, а факультативным. В качестве яркого примера можно назвать физическую культуру. Ее, как правило, в западно-европейских вузах

выносят за рамки расписания учебных занятий. Каждый студент для себя выбирает наиболее привлекательный вид спорта и занимается им в удобное для него время. Так как данный предмет имеет статус факультатива, то на него образовательные кредиты не выделяют. У нас же, в частности, в том же Уральском государственном экономическом университете (УГЭУ) на физкультуру отвели 11 кредитов. В результате такой политики только по данной причине происходят заметные снижения в отечественной практике весомости образовательных кредитов по другим учебным дисциплинам, с чем, конечно, трудно согласиться.

Система ЕСТ5 не лишена и ряда других недостатков. Она не гарантирует одинаковое количество образовательных кредитов по дисциплине, имеющей единую учетную программу, даже на уровне одного и того же вуза при изучении ее студентами разных специальностей, не говоря уже о разных вузах, странах. Об этом свидетельствуют результаты исследований материалов УГЭУ. Нами проанализированы данные по его финансовому факультету, на котором обучают студентов по 2 специальностям: «Бухгалтерский учет и аудит» (специализации: «Бухгалтерский учет и аудит в промышленности» и «Бухгалтерский учет и аудит в сельском хозяйстве») и «Финансы и кредит» (специализации: «Налоги и налогообложение», «Банковское дело», «Ценные бумаги», «Корпоративные финансы и инвестиции»). В результате установлено, что при одинаковом содержании учебных программ и величине трудозатрат студентов на их освоение различие в количестве образовательных кредитов (между минимальным и максимальным их числом) составило по: иностранному языку - 12%; экономической теории -11%; истории - 34%; математике - 25%; статистике -29% и т.д. Более того, по «Экономической теории» по специальности «Финансы и кредит» (специализация «Налоги и налогообложение») за одно и то же количество трудозатрат студента при изучении данной дисциплины на втором курсе по сравнению с первым начислялось на 55% образовательных кредитов больше. Такие аномалии существенно девальвируют ценность системы ЕСТБ. Причины их возникновения разные, начиная от упоминавшихся выше изъянов в самих основах построения системы ЕСТ5 и заканчивая отсутствием у вузов должного опыта работы с образовательными кредитами, а также использования недостаточно совершенной и научно обоснованной методики расчета фактических затрат труда студентами на выполнение ими отдельных видов самостоятельной учебной работы.

Несмотря на все недостатки в рассматриваемой области и наличие указанных выше «узких мест» в самой системе ЕСТБ, перечень которых без особого

труда можно было бы расширить, бывшее Миноб-разование России намеревалось в ближайшее время внедрить в вузах систему образовательных кредитов. Основной довод в обоснование пользы данного шага со стороны ответственных работников указанного ведомства сводился обычно к тому, что с принятием его будут облегчены процессы обмена студентами между вузами разных стран. Наши образовательные документы (академические справки, приложения к диплому и т.п.), выдаваемые вузами студентам (выпускникам), станут более «узнаваемыми» в западных странах и облегчат их владельцам решение многих проблем, возникающих в последних при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня их профессиональной подготовки. Однако, справедливости ради, заметим, что в должной мере выполнять данные функции образовательные кредиты, полученные студентами по учебным дисциплинам, будут лишь тогда, когда на межгосударственном уровне осуществят унификацию не только перечня учебных дисциплин по соответствующим специальностям, но и самого содержания учебных программ по ним. Это довольно отдаленная перспектива. На деле образовательные кредиты сейчас в лучшем случае могут выполнять лишь весьма ограниченный круг задач в области «взаимозачетов» результатов обучения, если учесть, что они в расчет принимают (с теми или иными погрешностями) только трудозатраты студента на изучение учебной дисциплины. Но при проведении перезачета (в особенности при переходе студента на обучение в другой вуз) вуз не только и даже не столько интересует вышеуказанная сторона вопроса, как глубина полученных им знаний по той или иной учебной дисциплине. Между тем порядок их оценки довольно различен в странах, а внутри них — и в отдельных вузах.

И тем не менее полностью отказываться от «введения в оборот» образовательных кредитов в вузах России, на наш взгляд, не стоит. В то же время предавать полному забвению отечественную практику, существовавшую в рассматриваемой области долгие годы, в нынешних условиях также нет весомых оснований. Выход здесь нам видится в следующем. В академических справках, приложениях к диплому и других подобного рода документах по учебным дисциплинам наряду с традиционным показателем «количество аудиторных часов занятий» следует указывать и величину образовательных кредитов. Такой подход позволяет, во-первых, иметь в данных документах первый из вышеуказанных показателей, который не является второстепенным и с которым в отечественной практике связаны многие нормативы в регулировании образовательного процесса в вузах. А во-вторых, введение образовательных кре-

дитов позволит вузам накапливать практический опыт работы с ними, постепенно «отлаживая» их систему и синхронизируя с требованиями, существующими в данной сфере в странах Запада.

Параллельно предстоит выполнить комплекс и других работ в области подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах.

Дело в том, что Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC) после краха «Энрона» и некоторых других крупных компаний, приведшему к значительному снижению доверия общественности к профессиональной деятельности бухгалтеров и аудиторов, была вынуждена пересмотреть ряд своих установок и постулатов. В частности, требования, предъявляемые к их образовательному и профессиональному уровню. В этой связи она подготовила и опубликовала 7 новых международных образовательных стандартов (IES — International Education Standards), 6 из которых вступают в силу с 1 января 2005 г. и придут на смену действующим сейчас. В частности:

- IES-1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

- IES-2 «Содержание программ профессионального образования»;

- IES-3 «Профессиональные навыки»;

- IES-4 «Профессиональные ценности и этика»;

- 1ES-5 «Требования к практической подготовке»;

- IES-6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;

- IES-7 «Система непрерывного профессионального образования».

Первых шесть из этих документов мы сейчас (к 25 сентября) заканчиваем переводить с английского на русский язык. Что касается IES-7, то его в середине 2004 г. планировали только утвердить, и мы его постараемся также перевести. Все эти материалы можно будет получить позже на одном из наших очередных мероприятий.

Я не стану в деталях рассматривать каждый из IES (поскольку Вы это можете сделать самостоятельно), а лишь обращу Ваше внимание на основные положения некоторых из них, и прежде всего - IES-2. Здесь дан перечень образовательных дисциплин (предметов), содержание которых должен освоить профессиональный бухгалтер. И он выглядит так:

Раздел 1 Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания

1. Финансовый учет и отчетность.

2. Управленческий учет и контроль.

3. Налогообложение.

4. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

5. Аудит.

6. Финансы и финансовый менеджмент.

7. Профессиональные ценности и этика.

Раздел 2 Организация и ведение бизнеса

1. Экономика.

2. Бизнес-среда.

3. Управление корпорацией.

4. Этика бизнес-отношений.

5. Финансовые рынки.

6. Количественные методы.

7. Психология поведения сотрудников фирмы.

8. Стратегические решения всистеме менеджмента.

9. Маркетинг.

10. Международный бизнес и проблемы глобализации.

Раздел 3 Информационные технологии

1. Основы информационных технологий.

2. Информационные технологии контроля профессиональных знаний.

3. Информационные технологии контроля профессиональной компетентности.

4. Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации.

5. Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий. Заметим, что политику в области образования

бухгалтеров и аудиторов в международном контексте определяет не только 1РАС, но и ряд других международных организаций, и прежде всего - ЮНК-ТАД, Совет по торговле и развитию ООН, Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО). Последние на своей двадцатой сессии, проходившей в г. Женеве 29 сентября - 1 октября 2003 г., утвердили, как мы уже отмечали ранее, новую Типовую программу учебной подготовки бухгалтеров. В ней, помимо всего прочего, указан несколько иной перечень дисциплин, содержание которых должны знать бухгалтеры и аудиторы. В нем 4 раздела, включающие следующие учебные дисциплины:

Раздел 1

Организация и хозяйственная деятельность

1.1. Курс экономики.

1.2. Курс количественных методов и статистики для хозяйственной деятельности.

1.3. Курс общей стратегии предприятия и основных принципов его организации и деятельности.

1.4. Курс управленческих функций и методов и управления операциями.

1.5. Курс маркетинга.

1.6. Курс международной коммерческой деятельности.

Раздел 2 Информационные технологии 2.1. Курс информационной технологии.

Раздел 3 Основы бухгалтерского учета, аудиторской деятельности, налогообложения и знания, связанные с бухгалтерским учетом

3.1. Курс основ бухгалтерского учета.

3.2. Курс финансового учета.

3.3. Курс углубленного изучения финансового учета.

3.4. Курс управленческого учета: основные концепции.

3.5. Курс налогообложения.

3.6. Курс бухгалтерских информационных систем.

3.7. Курс делового и коммерческого права.

3.8. Курс основ ревизии и аудиторской деятельности.

3.9. Курс финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.

3.10. Сводный обобщающий курс.

Раздел 4.

Факультативные курсы углубленного изучения бухгалтерского учета, финансов и связанных с ними знаний

4.1. Курс углубленного изучения финансовой отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях.

4.2. Курс углубленного изучения управленческого учета.

4.3. Курс углубленного изучения налогообложения.

4.4. Курс углубленного изучения делового права.

4.5. Курс углубленного изучения аудиторской деятельности.

4.6. Курс углубленного изучения финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления.

4.7. Курс практической стажировки бухгалтеров. Сравнительный анализ двух перечней дисциплин показывает, что между ними имеются существенные различия. И мы, разрабатывая третье поколенье государственного образовательного стандарта для вузов по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», должны подходить творчески и взять из них все лучшее, что востребовано современной практикой, не забывая оставить в стандарте и все положительное, что накоплено в отечественной системе подготовки данных специалистов.

Заметим, что на разработку третьего поколения стандарта по специальности 060500 для бакалавров и отдельно - магистров Минобрнауки России нам

определило довольно мало времени. В частности, срок представления данных документов - вторая половина ноября 2004 г. Причем потребовало представить их в полном объеме (т.е. перечень учебных дисциплин, дидактические единицы по каждой из них; объем учебных часов по циклам дисциплин и др.). Это архисложная и весьма трудоемкая работа. Мы ею, кстати сказать, начали заниматься еще в конце прошлого года, т.е. до поступления соответствующего указания от бывшего Министерства образования РФ. Создали рабочую группу, в состав которой включили известных докторов экономических наук, профессоров из различных вузов страны, специалистов, разрабатывавших ныне действующий государственный образовательный стандарт, а также ряд новых лиц, возглавивших в последнее время профилирующие кафедры по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в этих и других ведущих вузах. На сегодняшний день в состав рабочей группы входят доктора экономических наук, профессора: В. Г. Геть-ман, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет, А.Д. Ларионов, В.Б. Ивашкевич, М.И. Кутер, Н.Т. Лабынцев, В.В. Панков, В.И. Петрова, Т.М. Рогуленко, З.В. Кирьянова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, Л.Т. Гиляровская, Л.В. Попова, O.A. Миронова.

Рабочая группа провела ряд заседаний. Более того, нами подготовлен переченьдисциплин, которые предполагаем включить в стандарты бакалавра и магистра по специальности 060500. Данные материалы можно было получить на мартовской 2004 г. научно-методической конференции в Финансовой академии при Правительстве РФ. Доклад по рассматриваемой проблематике опубликован полностью в журнале «Все для бухгалтера» №5 (125) за 2004 г. Поэтому не буду повторять то, что говорилось на указанном форуме, а остановлюсь на новых аспектах данной проблемы.

На последовавших после мартовской конференции совещаниях по ней, проводимых в Финансовой академии при Правительстве РФ, а также в Высшей школе экономики, нам на сегодняшний день, во-первых, удалось пока что отстоять идею о разработке новых государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров не по «экономике», вообще, а по специальностям. А именно: бакалавр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; магистр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Во-вторых, подготавливая данные стандарты, мы исходили из принципов и параметров, которые докладывались на мартовской конференции и получили одобрение со стороны ее участников. В частности, разрабатывая их, мы, прежде всего, придерживались следующих правил: 1) все требования, содержащиеся в международной Типовой программе учебной подготовки

бухгалтеров (ТПУПБ), принятой в октябре 2003 г. в Женеве на XX сессии Совета по торговле и развитию, Комиссии по инвестициям, технологии и специальным финансовым вопросам ООН, Специальной комиссии по вопросам образования бухгалтеров, касающиеся учебной подготовки данных специалистов в период обучения в вузе, должны быть полностью учтены в наших учебных курсах и стандартах;

2) по возможности необходимо приблизить к международной ТПУП Б содержание отечественных программ по отдельным дисциплинам. Однако задача полностью их унифицировать не ставится, поскольку целесообразно сохранить накопившиеся национальные традиции и положительный опыт в этом деле. В то же время студент должен получить в полном объеме знания, предусмотренные в международной ТПУПБ;

3) не следует ущемлять права вузов, которые они получили ранее в данных и других вопросах, связанных с подготовкой бухгалтеров и аудиторов. Говоря о.новом поколении стандартов по специальности 060500, хотелось бы обсудить ряд вопросов, по которым еще не приняты согласованные решения. В частности, по специализациям магистратуры. Точнее по одной из них, поскольку по пяти предложенным (которые по своему названию совпадают с установленными в действующем стандарте специализациями) особых нареканий не было, и они одобрены участниками мартовской конференции. В данном случае речь идет о дополнительной, т.е. 6-й специализации, предназначенной для подготовки лиц, которые в будущем предполагают заниматься научно-исследовательской/педагогической деятельностью в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Изучение данного вопроса в вузах, занимающихся подготовкой магистров, показало, что лишь 4-8% выпускников планируют посвятить себя этой деятельности, а остальная, причем подавляющая, их часть (92 - 96%) предполагает работать в будущем в различных сферах бизнеса или в обслуживающих его структурах. Такая статистика довольно четко характеризует российские особенности, которые нельзя не учитывать при подготовке магистров. Вместе с тем она лишний раз подтверждает правильность нашего курса в отношении выбора специализаций магистров, и прежде всего - первых пяти. Что касается шестой, которая, судя по нынешней в стране экономической ситуации, особой популярностью у магистров не будет пользоваться, отказываться от нее не стоит. В этой связи мы в марте 2004 г. на конференции попросили докторов экономических наук, профессоров А.Д. Шеремета и Д.А. Ендовицкого подготовить их варианты перечней учебных дисциплин для данной специализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем нам надо определиться и с названием отдельных учебных дисциплин, включенных в проект государственного образовательного стандарта бакалавра по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Желательно приблизить название учебных дисциплин (с учетом их содержания) к терминологии, используемой в вузах западных стран. Так, в отечественном действующем стандарте по специальности 060500 имеются 2 отдельные учебные дисциплины: «Математика» и «Статистика». В вузах Запада вместо них предусмотрен один «Курс количественных методов и статистика для хозяйственной деятельности». На наш взгляд, желательно провести унификацию не только названий, но и содержания, поскольку в зарубежных вузах учебная программа поданной дисциплине из математики и статистики включает только их разделы, связанные с «хозяйственной деятельностью». Подобный подход весьма рационален и оправдан с практической точки зрения в особенности на нынешнем этапе, когда сокращается срок обучения в вузах с 5 лет (у специалистов) до 4 лет (у бакалавров) и приходится искать резервы уменьшения объемов учебного материала, изучаемого студентами. Изъятый материал из нынешних учебных программ по «Математике» и «Статистике», на долю которого, как показывает проведенный нами анализ их содержания, приходится 62 — 65%, следует вообще устранить из программы подготовки бакалавров либо, в крайнем случае, выделить в отдельный учебный курс по выбору студентов, которые и будут выносить ему окончательный вердикт на предмет пригодности последнего в их будущей профессиональной деятельности.

Кстати, такой подход согласуется с крылатой фразой известного американского экономиста Джона Кеннета Гелбрейта, утверждающего, что «одна из важнейших составных частей экономической науки — знать, чего не нужно знать». К нашей работе по подготовке нового образовательного стандарта эта фраза, по моему мнению, имеет прямое отношение.

Необходимо подумать и о целесообразности замен в названиях следующих учебных дисциплин:

1. «Менеджмент» - на «Курс управленческих функций и методов и управления операциями».

2. «Мировая экономика» - на «Курс международная коммерческая деятельность».

3. «Правоведение» — на «Курс делового и коммерческого права».

4. «Налоги и налогообложение» - на «Курс налогообложения».

5. «Информационные системы в экономике» - на два других:

• «Курс информационной технологии»;

• «Курс бухгалтерских информационных систем».

6. «Теория бухгалтерского учета» - на « Курс основ

бухгалтерского учета».

7. «Теория экономического анализа» — на «Основы экономического анализа».

Смена названий учебных дисциплин не чисто формальный акт. Он влечет за собой и уточнение содержания учебных программ по ним. На сути большинства из этих изменений мне уже приходилось останавливаться на мартовской конференции, что освобождает меня от их повторений.

В дополнение к ранее изложенным направлениям реформирования действующего государственного образовательного стандарта для вузов по специальности 060500, базирующимся на новшествах международной Типовой программы учебной подготовки бухгалтеров, укажем и другие, «навеянные», так сказать, международным образовательным стандартом «1Е5-2». Прежде всего следует подумать над тем, надо ли в новом стандарте вводить отдельную дисциплину «Профессиональные ценности и этика»? В принципе положительный ответ на данный вопрос возможен, но он не единственный. Дело в том, что в действующем у нас государственном образовательном стандарте основной круг относящихся к ней вопросов рассматривается в двух дисциплинах, входящих в федеральный его компонент, а именно: в «Деловом общении» (вопросы этики) и в «Теории бухгалтерского учета» (вопросы профессиональных ценностей). И еще далеко не очевидный факт, что от такого варианта целесообразно отказаться. Для уровня бакалавров его можно оставить.

Такой подход вполне оправдан и применительно к предмету «Психология поведения сотрудников фирмы». Сейчас многие ее аспекты студенты российских вузов, обучающихся по специальности 060500, изучают в курсе «Деловое общение». В отдельных вузах, кроме того, часть ее вопросов они осваивают при изучении предмета «Управление персоналом», который является курсом по выбору. Поэтому нет особой нужды вводить в государственный образовательный стандарт для бакалавров в качестве отдельной учебной дисциплины - «Психологию поведения сотрудников фирмы». Заметим, что ее нет и в международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров. В последней, кстати, отсутствуют в качестве отдельных учебных дисциплин и предметы «Финансовые рынки» и «Бизнес-среда». Вопросы, относящиеся к финансовым рынкам, в типовой программе рассматриваются в учебном курсе «Экономика» (а в нашем стандарте - в дисциплинах «Экономическая теория» и «Рынки ценных бумаг»). Что же касается предмета «Бизнес-среда», то в отечественном образовательном стандарте (как, между прочим, и вТиповой программе) его вопросы включены в ряд учебных дисциплин («Экономическая теория», «Экономика предприятий (организаций)», «Ми-

ровая экономика» и др.). И надо еще раз подумать, - а стоит ли их оттуда изымать и «перекраивать» содержание учебных программ по данным дисциплинам для бакалавров? Ответ на этот вопрос не однозначен. Во всяком случае, следует отметить, что явных преимуществ такие преобразования по сравнению с действующим вариантом не дают.

Далеко не бесспорным выглядит в 1ЕЭ-2 и набор учебных дисциплин в третьем его разделе, посвященном информационным технологиям. Более взвешено к решению стоящих в этой области проблем подошли авторы международной Типовой программы учебной подготовки бухгалтеров, предусмотрев в ней не 5, как отмечалось нами выше, а 2 предмета: «Курс информационной технологии» и «Курс бухгалтерских информационных систем». Содержание их полностью «покрывает» поле знаний по информационным технологиям, которыми должен обладать специалист в области учета и аудита в своей профессиональной деятельности.

В процессе разработки 3-го поколения государственного образовательного стандарта по специальности 060500 мы предполагаем придерживаться именно этих позиций. В то же время планируем внести в него и ряд изменений и дополнений, вызванных новшествами, появившимися в 1ЕБ-3 «Профессиональные навыки».

Все эти меры позволят новому государственному образовательному стандарту по специальности 060500 полностью соответствовать современным международным требованиям, предъявляемым деловым сообществом к профессиональному мастерству бухгалтеров и аудиторов.

Мы, конечно, будем отстаивать вариант проекта государственного образовательного стандарта, который был нами разработан и доложен на мартовской конференции 2004 г. Однако, памятуя об оппонентах и Минобрнауки России (точнее его установках, относящихся к разрабатываемым документам), летом текущего года нами был подготовлен еще один вариант стандарта. Его цель - попытаться идеи прежнего (т.е. мартовского) I варианта стандарта «втиснуть» в те рамки требований, который установил Минобрнауки России для стандарта бакалавра (II вариант). И должен заметить, что в принципе это возможно, правда, с некоторыми оговорками. Чтобы реализовать наделе II вариант, необходимо сделать следующее (см. примечания по каждому циклу в табл. 1):

1) снять 20% часов, предусмотренных по министерскому варианту по циклу «Естественно-научные и математические дисциплины», и направить 250 часов в цикл «Экономические и организацион-но-управленческие дисциплины», а 50 — в цикл «Общепрофессиональные дисциплины»;

Таблица 1

Проект

государственного образовательного стандарта по специальности 060500 (для уровня — бакалавр)

Установки (требования) М и-нобрнауки России I вариант (мартовский) II вариант (с учетом требований Минобрнауки России)

Учеб- Учеб-

Наименование цик- U ыл Наименование циклов MKIf Наименование цик- Учебные Примечания

лов и дисциплин П DIL. часы и дисциплин II DIL часы лов и дисциплин часы

1 2 3 4 5 6 7

1. ГСД. Гуманитар- 950 1. ГСД. Гуманитарные и 1 320 I. ГСД. Гуманитар- 950

ные и социальные социальные дисципли- ные и социальные

дисциплины, ВТОМ ны, втом числе: дисциплины, втом

числе: Федеральный компо- 860 числе:

Федеральный ком- нент: Федеральный компо- 748

понент: 748 1. Иностранный язык 340 нент:

1. Иностранный язык 340 2. Правоведение 138 1. Иностранный 340

2. Физическая куль- 408 3. Философия 82 язык

тура 4. Экономическая тео- 300 2. Физическая куль- 408

Национально- рия гура

региональный ком- 202 Региональный (вузов- 230 Национально- 202

понент, включая ский) компонент региональный ком-

дисциплины по вы- Дисциплины по выбору 230 понент, включая дис-

бору студента циплины по выбору студента 1. Философия 2................ 3................ 82

II. ЭОУД. Экономи- 250 11. ЭОУД. Экономи- 500 Перенесено 250 ч из III

ческие и ческие и организа- цикла

организационно- ционно-управлен-

управленческие ческие дисциплины,

дисциплины, ВТОМ втом числе:

числе: Федеральный компо- 438

Федеральный ком- 175 нент:

понент (не менее 1. Экономическая 300

70%) теория

Вузовский компо- 75 2. Деловое и 138

нент коммерческое право Вузовский компонент 62

Итого по двум цик- 1 200 Итого 1 320 Итого по двум цик- 1 450

лам лам

Н1.ЕНМД. Естест- 1 500 II. Общие математиче- 980 Ш.ЕНМД. Естсст- 1 200 1. Сняли с цикла 20%

венно-научные и ские и естественно- венно-научные и ма- (300 ч), в том числе 250

математические дис- научные дисциплины, в тематические дисци- направлены во II цикл и

циплины, втом чис- том числе: плины, в том числе: 50 в IV.

ле: Федеральный компо- 780 Федеральный компо- 1 000 2. Переименовали учеб-

Федеральный ком- 1 200 нент нент: ный курс «Математика».

понент (до 80% объ- 1. Математика 600 1. Количественные 680 3. Перенесли «Статисти-

ема цикла, в том чис- 2. Информационные 180 методы и статистика ку» с бывшего III цикла

ле 15% по предложе- системы в экономике хозяйственной дея- в нынешний III цикл и

нию УМО): 3. Региональный (ву- 100 тельности: уточнили ее название.

1. Математика зовский) компонент 1.1. Количественные 500 4. Дополнили дисцип-

2. Экология 4. Дисциплины и курсы 100 методы лину «Бухгалтерские

3. (Физика?) по выбору 1.2. Статистика хо- 180 информационные сис-

Национально- 300 зяйственной деятель- темы»

региональный ком- ности

понент (до 25% объ- 2. Информационные 150

ема цикла) системы в Экономикс (Информационные технологии) 3. Бухгалтерские информационные системы 100

Продолжение табл. I

1 2 3 4 5 6 7

4. Экология 70

Национально- 200

региональный ком-

понент

Итого по III циклу 1 500 Итого 980 Итого по III циклу I 200

IV. Обшепрофессио- I 500 III. Обшепрофессио- 2 126 IV. Обшспрофсссио- 1 550 1. Добавлено 50 ч за счет

нальные дисципли- нальные дисциплины, в нальные дисципли- сокращения их числа в

ны, втом числе: том числе: ны, втом числе: III цикле.

Федеральный ком- 1050 Федеральный компо- 1 686 Федеральный компо- 1 466 2. Убрали избывшего III

понент (до 70% объ- нент: нент: цикла «Статистику» (220

ема цикла, все по 1. Экономика организа- 136 1. Экономика органи- 136 ч) и перенесли се в пре-

предложениям УМО) ций (предприятий) заций (предприятий) дыдущий цикл.

Национально- 450 2. Менеджмент 100 2. Менеджмент 100 3. Не соблюдены соот-

региональный ком- 3. Маркетинг 80 3. Маркетинг 80 ношения в часах, выде-

понент (остальные) 4. Статистика 220 4. Международная 170 ляемых на федеральный

5. Мировая экономика 170 коммерческая дея- и национально - регио-

6. Финансовый ме- 102 тельность (мировая нальный компоненты.

неджмент экономика) Для их соблюдения (тре-

7. Финансы 102 5. Финансовый ме- 102 бование Минобрнауки

8. Страхование 102 неджмент РФ) придется отметить

9. Деньги, кредит, бан- 170 6. Финансы 102 звездочкой дисциплины,

ки 7. Страхование 102 вошедшие

10. Рынок ценных бумаг 54 8. Рынок ценных бу- 54 в федеральный компо-

11. Налоги и налогооб- 102 маг (финансовые нент, а остальные полу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ложение рынки) чат иной статус (на ус-

12. Теория бухгалтер- 102 9. Налоги и налого- 102 мотрение вуза)

ского учета обложение

13. Теория экономиче- 102 10. Деньги, кредит, 170

ского анализа банки

14. Международные 60 11. Деловое общение 36

стандарты учета и фи- 12. Теория бухгалтер- 102

нансовой отчетности ского учета

15. Международные 48 13. Теория экономи- 102

стандарты аудита ческого анализа

16. Деловое общение 36 14. Международные 60

Региональный (вузов- 220 стандарты учета и

ский) компонент финансовой отчетно-

Дисциплины по выбору 220 сти

студента 15. Международные 48

стандарты аудита.

f Уационально- 84

региональный ком-

понент

Итого по IV циклу I 550 Итого 2 126 Итого 1 550

V. ДН. Дисциплины 1 550 IV. Специальные дис- 1 406 V. ДН. Дисциплины 1 550 1. Не соблюдены соот-

направления, втом циплины, втом числе: направления, втом ношения в часах, выде-

числе: Федеральный компо- 1 406 числе: ляемых на дисциплины

Федеральный ком- 775 нент: Федеральный компо- 1 406 федерального и нацио-

понент (до 70% объ- 1. Бухгалтерский фи- 482 нент: нально-регионального

ема цикла, все по нансовый учет 1. Бухгалтерский фи- 482 компонентов.

предложениям УМО) 2. Бухгалтерский управ- 152 нансовый учет 2. Будем отстаивать это

Национально- 775 ленческий учет 2. Бухгалтерский 152 соотношение

региональный ком- 3. Бухгалтерская фи- 54 управленческий учет

понент (остальные нансовая отчетность 3. Бухгалтерская фи- 54

50%) 4. Комплексный анализ 256 нансовая отчетность.

хозяйственной деятель- 4. Комплексный ана- 256

ности лиз хозяйственной

5. Аудит 300 деятельности

5. Аудит 300

Окончание табл. /

1 2 3 4 5 6 7

6. Лабораторный прак- 162 6. Лабораторный 162

тикум по бухгалтерско- практикум по бухгал-

му учету (сквозная зада- терскому учету

ча по финансовому уче- (сквозная задача по

ту и управленческому) финансовому учету и

управленческому)

Национально- 144

региональный ком-

понент

Итого по V циклу I 550 Итого I 406 Итого 1 550

VI. Специальные 1036 V. Специальные дисци- 630 VI. Специальные 1036 По усмотрению вуза на

ДИСЦИПЛИНЫ, ВТОМ плины, втом числе: дисциплины, ВТОМ производственную прак-

числе: I. Дисциплины, уста- 230 числе: тику можно использо-

Федеральный ком- 518 навливаемые Советом Федеральный компо- 518 вать 10 недель,

понент (до 50% объ- вуза нент: поскольку

ема цикла, все по 2. Дисциплины и курсы 400 1. Бухгалтерское дело 118 выделяемых Минобр-

предложениям УМО) по выбору студента 2. Дисциплины спе- 400 науки РФ 4 недель явно

Национально- 518 циализации недостаточно

региональный ком- Национально- 518

понент (остальные региональный ком-

50%) понент

Время, выделяемое

дополнительно на

производственную

практику

Итого по VI циклу I 036 Итого 630 Итого 1 036

Факультативные 450 450 450

дисциплины (Воен-

ная подготовка)

Всего часов 7236 Итого 6912 Итого 7236

2) перенести в цикл ЕНМД из цикла общепрофессиональных дисциплин дисциплину «Статистика», уточнив при этом ее наименование («Статистика хозяйственной деятельности») и несколько уменьшив число учебных часов на нее (с 220 до 180);

3) уменьшить количество часов, выделяемых на «Математику» (с 600 до 500), заменив и название ее (на «Количественные методы»);

4) изменить в цикле «Общепрофессиональные дисциплины» соотношения между учебными часами, выделяемыми на дисциплины федерального компонента и на предметы национально-регионального компонента;

5) пересмотреть эти соотношения и в цикле «Дисциплины направления». Причем, если не удастся это сделать как в данном, так и в предыдущем случаях, то придется выбрать (пометить звездочками) в перечне дисциплины, которые войдут в федеральный компонент. А остальные останутся в стандарте в качестве рекомендуемых УМО вузам.

Вместе с тем предполагается произвести изменения названий отдельных дисциплин (приблизив их к зарубежным).

Параллельно предлагаем по сравнению с министерским вариантом увеличить время на производственную практику (с 4 недель до 14). Кроме того, в стандарте для бакалавров специальности 060500 будет уточнено содержание дидактических единиц по каждой дисциплине. Параллельно эту работу придется проделать и с рабочими программами, исходя из современных требований рыночной экономики.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра 208 недель, в том числе:

1. Теоретическое обучение — 134 недели.

2. Сессии — 16 недель.

3. Производственная практика — 4 недели.

4. Подготовка выпускной квалификационной работы - 8 недель.

5. Итоговая государственная аттестация — 2 недели.

6. Каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - 44 недели.

Параллельно со стандартом для бакалавров УМО, как мы отмечали выше, занималось и разработкой стандарта для магистров по специальности 060500.

Первый вариант был предоставлен в марте 2004 г. на конференции. И он, как известно, был одобрен.

Однако, если Министерство образования и науки РФ будет очень жестко настаивать на соблюдении установленных им нормативов, которые оно «обнародовало» в проекте макета государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для уровня магистра по специальности (от 16 октября 2003 г.), то нам придется, отстаивая основные параметры нашей концепции, искать следующие возможные компромиссы.

1. Потребуется несколько сократить продолжительность времени, отводимого на подготовку выпускной квалификационной работы (с 17 недель до 14) и на производственную практику (с 16 недельдо 8). Заметим, что на нее Министерство в проекте отвело именно 8 недель, что крайне мало и не отвечает мировой практике.

2. Согласится с введением в него цикла «Гуманитарные и социальные дисциплины» - 350 часов, втом числе:

— федеральный компонент - 140 (иностранный язык); .

— вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента - 210.

В качестве последних можно было бы предложить продвинутые учебные курсы:

— Профессиональные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика;

— Социология и психология поведения сотрудников фирмы;

— Логика и теория аргументации и др.

Всего на I цикл ГСД понадобится около 7 недель.

3. Признать наличие в нем предлагаемого Министерством образования и науки РФ II цикла, который оно назвало:

— «Экономические и организационно-управленческие дисциплины» — 250 часов, в том числе:

• федеральный компонент (не менее 70% объема) - 176;

• вузовский компонент, включая и дисциплины по выбору студента (до 30%) - 74.

В качестве дисциплины федерального компонента по этому циклу можно предложить следующие продвинутые курсы:

— Бизнес-среда;

— Современные проблемы глобализации экономики;

— Бизнес-игры и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На II цикл понадобится около 5 недель.

4. Увеличить объем часов по III циклу «Дисциплины направления» (т.е. общие для всех специализаций) до 900 часов. Причем, Министерство образования и науки требует, чтобы:

— федеральный компонент составлял не менее 60% объема цикла, а переченьдисциплин, в него входящих, должно предлагать УМО - 540 часов;

- вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов (до 40%) - 360 часов. Напомню, что в предложенном нами ранее варианте мы отводили на этот цикл 484 часа (т.е. на 416 часов, или на 8 недель), меньше и рекомендовали следующий переченьдисциплин:

- Эконометрика - 120 часов;

- Анализ финансовой отчетности - 54 часа;

- Теории бухгалтерского учета - 54 часа;

- История бухгалтерского учета — 54 часа;

- Оценка и анализ рисков - 54 часа;

- Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах — 54 часа;

- Контроль и ревизия - 74 часа.

Этот перечень следовало бы оставить и отнести их в состав федерального компонента, параллельно увеличив до 540 часов (т.е. на 56 часов) отводимое на него учебное время.

Что же касается вузовского компонента (360 часов), то мы полагаем: надо разработать примерный переченьдисциплин, в него входящих, а именно:

- Менеджмент инноваций;

- Всеобщее управление качеством;

- Интеллектуальная собственность и др.

5. Внести некоторые коррективы и в IV цикл: «Специальные дисциплины» Министерство образования и науки РФ выделяет всего 1254 часа, в том числе:

- научно-исследовательская работа студентов - 300;

- федеральный компонент (до 30% объема цикла, все дисциплины предлагаются УМО) — 376;

- вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов, - 578.

В I варианте на этот цикл выделялось 960 часов. Если добавить к ним 300 часов (или 6 недель) на НИРС (которые ранее по пяти предложенным специализациям на эти цели не выделяли, поскольку договорились, что в стандарт будет внесена дополнительная шестая специализация для лиц, которые свое будущее связывают с научно-педагогической деятельностью), то количество часов по циклу будет соответствовать требованиям Министерства образования и науки РФ. Что же касается перечня дисциплин, то мы дали их полный состав по каждой из пяти специализаций. Теперь отберем из них те, которые войдут в федеральный компонент (пометим их звездочкой), а остальные в качестве рекомендуемых (а не обязательных) войдут в состав вузовского компонента. Заметим, что в предложенном Министерством варианте 8 недель практики включены в количество часов, выделенных на IV цикл.

6. Сократить часы, выделяемые на факультативы, курсы по выбору и др. (500 часов, или 8 недель). Если подвести итоги и сравнить два варианта проекта государственного образовательного стандарта для

магистров по специальности 060500, то I вариант имеет то преимущество, что он больше «созвучен» с мировой практикой, поскольку гораздо больше внимания уделяет такому важному его компоненту, который на Западе именуют «переносимые модули», выстраивающие «мост» между теорией и практикой.

Во II варианте стандарта явно и неоправданно сокращено время на практику.

Вот с этим нам, по-видимому, придется активно бороться (см. табл. 2).

Учебно-методический Совет по специальности 060500 занимался в отчетном периоде (т.е. в течение 6 месяцев после нашей предыдущей встречи) не только вышеуказанными, но и другими важными делами. В частности, мы провели II Всероссийский конкурс дипломных работ. В этот раз он прошел более организованно. Мы с вами год назад, здесь же в г. Анапе, определили 15 региональных центров и базовые (т.е. ответственные) вузы за проведение 2-го его тура. Основная масса этих центров сработала эффективно. На 3-й тур к нам в У МО поступило 42 дипломные работы из 14 центров. В апреле - начале мая мы рассмотрели данные дипломные работы, а 27-28 мая провели заседание конкурсной комиссий. В состав конкурсной комиссии были введены по представителю от каждого регионального центра. На заседания прибыли представители из 10 центров. Всем им была предоставлена возможность в течение нескольких дней до заседания жюри ознакомиться с каждой дипломной работой и произвести ее оценку.

Жюри конкурса на своем заседании приняло следующее решение:

Призерами признаны 10 человек, представлявшие 10 региональных центров. Победители награждаются ценными подарками, которые приобрел для указанной цели наш спонсор, известная фирма «Консультант-Плюс», за что мы ей очень благодарны. Места распределились следующим образом:

1-е место:

Т.А. Суслова. Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева, «Организация управленческого учета в молочном хозяйстве»;

И.Г. Иванцов. Финансовая академия при Правительстве РФ, «Учет, оценка и анализ совокупного капитала компании (на базе годовых отчетов ОАО «Лукойл» за 1999 - 2001 гг.)».

2-е место:

О.П. Горячева. Красноярский государственный торгово-экономический институт, «Формирование институтов внутреннего аудита в системе реализации задач эффективного менеджмента (на примере компаний Красноярского края)»;

С.А. Сергеева. Орловский государственный аграрный университет, «Амортизационная политика, учет основных средств и анализ их использования (на примере СПК «Золотой колос»)»;

B. Б. Егорова. Уфимский государственный нефтяной технический университет, «Унифицированный бухгалтерский баланс и его анализ (на примере ООО Башкиргаз»);

3-е место:

A.M. Дугина. Тюменский государственный университет, «Анализ выпуска и реализации продукции»;

М.Ю. Писманик. Пермский государственный университет, «Упрощенная система учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса (на примере ООО «Юртекс»)»;

Е.В. Жирноклеева. Институт управления и экономики (г. Санкт-Петербург), «Учет, анализ и система калькулирования себестоимости (на примере ЖКХ)»;

C.И. Кожевникова. Оренбургский государственный университет, «Учет и анализ постоянных и переменных затрат»;

И.А. Паникарновских. Хабаровская государственная академия экономики и права, «Международные стандарты финансовой отчетности и возможности их использования в российской практике (на примере ПРП магистральных электрических сетей Востока)».

Каждый победитель, занявший 1-е место, награждается DVD, 2-е место — магнитофоном «Панасоник» и 3-е — фотоаппаратом «Олимпик».

Остальные участники конкурса отмечены почетными грамотами. Торжественное награждение призеров будет произведено на заседании Совета Финансовой академии при Правительстве РФ, которое намечено провести в октябре 2004 г.

Подводя итоги II Всероссийского конкурса дипломных работ, мы объявляем начало III Конкурса, который пройдет также в 3 тура. На заключительном нашем заседании мы рассмотрели, помимо всего прочего, ряд организационных вопросов, связанных с его проведением. В частности, определились с региональными центрами и базовыми вузами. Надо отметить, что проведение Всероссийского конкурса дипломных работ довольно хлопотное и трудоемкое занятие. Но тем не менее мы намерены и впредь им заниматься. Конкурс должен стать традиционным. Он, полагаю, не только на наш, но и на ваш взгляд полезен.

В отмеченные, т.е. последние 6 месяцев (2 из которых, заметим, были отпускные) УМС по специальности 060500 выполнил также следующие мероприятия:

Таблица 2

Проект

государственного образовательного стандарта по специальности 060500

(уровень — магистр) срок обучения - 2 года (плюс 4 года бакалавр)

Установки (требования) Минобрнауки России I вариант (мартовский) 11 вариант (с учетом требований Минобрнауки России)

Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Примечания

1 2 3 4 5 6 7

1. ГСД. Гуманитарные и социальные дисциплины, ВТОМ числе: Федеральный компонент: (иностранный язык) Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента 350 140 210 I. ГСД. Гуманитарные и специальные дисциплины, втом числе: Федеральный компонент: (иностранный язык) Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента, из них: 1. Профессиональные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика. 2. Социология и психология поведения сотрудников фирм. 3. Логика и теория аргументации и др. 350 140 210 В порядке рекомендации

Итого по 1 циклу 350 Итого — Итого по I циклу 350

И.ЭОУД. Экономические и организационно-управленческие дисциплины, ВТОМ числе: Федеральный компонент(не менее 70% объема цикла) Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента (до 30% объема цикла) 250 176 74 И. ЭОУД. Экономические и организационно-управленческие дисциплины, втом числе: Федеральный компонент: 1. Бизнес-среда. 2. Современные проблемы глобализации экономики. 3. Бизнес-игры и др. Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента, из них: 1. 2. 3. 250 176 74

Итого по II циклу 250 Итого — Итого по 11 циклу 250

III. ДН. Дисциплины направления, в том числе: Федеральный компонент (не менее 60% объема цикла, все по предложениям УМО) Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента 900 540 360 III. Д Н. Дисциплины направлений (Обязательные дисциплины для всех специализаций), в том числе: 1. Эконометрика 2. Анализ финансовой отчетности 3. Теории бухгалте рского учета; 4. История бухгалтерского учета 5. Оценка и анализ рисков 484 120 54 54 54 74 III. ДН. Дисциплины направлений, втом числе: Федеральный компонент: 1. Эконометрика. 2. Анализ финансовой отчетности. 3. Теории бухгалтерского учета. 4. История бухгалтерского учета. 5. Оценка и анализ рисков. 6. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах. 900 540 В порядке рекомендаций

Продолжение табл. 2

I 2 3 4 5 6 7

6. Основные модели бух- 54 7. Контроль и ревизия.

галтерского учета и ана- Вузовский компонент, 360

лиза в зарубежных стра- включая дисциплины по

нах выбору студента,

7. Контроль и ревизия 74 из них:

1. Менеджмент инноваций.

2. Всеобщее управление

качеством.

3. Интеллектуальная собст-

венность и др.

Итого по III циклу 900 Итого 484 Итого по III циклу 900

IV. СД. Специаль- 1 254 IV. СД. Специальные 960 IV. СД. Специальные дис- 1 254

ные дисциплины, в дисциплины (Дисцип- циплины

том числе: лины специализаций) Научно-исследовательские 300

Научно- 300 Специализация 960 работы студентов

исследовательская «Бухгалтерский учет, Специализация 954 Необходимо из

работа студентов анализ и аудит в коммер- «Бухгалтерский учет, анализ перечня вы-

Федеральный ком- 376 ческих организациях» и аудит в коммерческих орга- брать дисцип-

понент (до 30% (кроме банков и других низациях» (кроме банков и лины, входя-

объема цикла, все финансово-кредитных других финансово- щие:

по предложениям организаций): кредитных организаций): а) в федераль-

УМО) 578 I. Учет затрат, калькули- 1. Учет затрат, калькулиро- ный компонент;

Вузовский компо- рование и бюджетирова- вание и бюджетирование в б) в вузовский

нент, включая дис- ние в отдельных отрас- отдельных отраслях произ- компонент

циплины по выбору лях производственной водственной сферы.

студента сферы. 2. Учет и анализ банкротств.

2. Учет и анализ бан- 3. Учет, анализ и аудит

кротств. внешнеэкономической дея-

3. Учет, анализ и аудит тельности.

внешнеэкономической 4. Учет на предприятиях

деятельности. малого бизнеса.

4. Учет на предприятиях 5. Управленческий анализ в

малого бизнеса. отраслях.

5. Управленческий ана- 6. Особенности учета в тор-

лиз в отраслях. говле.

6. Особенности учета в 7. Стратегический учет

торговле. 8. и др.

7. Стратегический учет Специализация 954

8. и др. «Бухгалтерский учет, анализ

Специализация 960 и аудит в банковских и дру-

« Бухгалтерский учет, гих финансово-кредитных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

анализ и аудит в банков- учреждениях»:

ских и других финансово- 1. Бухгалтерский учет в

кредитных учреждениях»: коммерческих банках.

I. Бухгалтерский учет в 2. Бухгалтерский учет в

коммерческих банках. страховых организациях.

2. Бухгалтерский учет в 3. Бухгалтерский учет на

страховых организациях. биржах, в инвестиционных

3. Бухгалтерский учет на институтах и во внебюджет-

биржах, в инвестицион- ных фондах.

ных институтах и во вне- 4. Анализ деятельности

бюджетных фондах. коммерческого банка.

4. Анализ деятельности 5. Учет, анализ и аудит

коммерческого банка. внешнеэкономической дея-

5. Учет, анализ и аудит тельности.

внешнеэкономической 6. Аудит банков.

деятельности. 7. Учет и анализ банкротов.

6. Аудит банков. 8. Анализ и аудит на бир-

7. Учет и анализ банкро- жах, в инвестиционных ин-

тов. ститутах и во внебюджетных

фондах.

Продолжение табл. 2

8. Анализ и аудит на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах.

9. Анализ и аудит в страховых организациях.

10. и др. Специализация ♦Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях»:

1. Бюджетный учет и отчетность.

2. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций.

3. Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности.

4. Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе.

5. Анализ хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях.

6. Контроль и ревизия в бюджетных и некоммерческих организациях.

7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

8. Управление финансами в некоммерческих организациях.

9. и др.

Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности»

1. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности.

2. Анализ внешнеэкономической деятельности.

3. Аудит внешнеэкономической деятельности.

4. Международное право.

5. Таможенное регулирование и платежи.

6. Профессиональный иностранный язык.

7. Международные финансы.

8. и др.

960

960

9. Анализ и аудит в страховых организациях.

10. и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и контроль в

бюджетных и некоммерческих организациях»:

. Бюджетный учет и отчетность.

2. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций.

3. Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности.

4. Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе.

5. Анализ хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях.

6. Контроль и ревизия в бюджетных и некоммерческих организациях.

7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

8. Управление финансами в некоммерческих организациях.

9. и др.

Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности»

1. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности.

2. Анализ внешнеэкономической деятельности.

3. Аудит внешнеэкономической деятельности.

4. Международное право.

5. Таможенное регулирование и платежи.

6. Профессиональный иностранный язык.

7. Международные финансы.

8. и др.

Специализация «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза»:

Формирование и бухгалтерский учет налогооблагаемых показателей.

954

954

954

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7

Специализация «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза»: 1. Формирование и бухгалтерский учет налогооблагаемых показателей. 2. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы. 3. Налоговые системы зарубежных стран. 4. Бухгалтерский учет и контроль налогообложения нерезидентов. 5. Организация и методика налоговых проверок. 6. Учет и контроль в государственных налоговых органах. 7. Судебно- бухгалтерская экспертиза. 8. Аудит налогообложения. 9. Ситуационный практикум по налогообложению. 960 2. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы. 3. Налоговые системы зарубежных стран. 4. Бухгалтерский учет и контроль налогообложения нерезидентов. 5. Организация и методика налоговых проверок. 6. Учет и контроль в государственных налоговых органах. 7. Судсбно-бухгаптерская экспертиза. 8. Аудит налогообложения. 9. Ситуационный практикум по налогообложению.

ч

Итого по IV циклу 1 254 Итого 960 Итого по IV циклу 1 254

1. Дисциплины, устанавливаемые вузом. 2. Дисциплины и курсы по выбору студентов. 3. Факультативы 200 200 100

Всего часов теоретического обучения 2 754 Итого 1 944 Всего часов теоретического обучения 2 754

Срок освоения основной об эазовательной программы — 104 недели

1. Теоретическое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производственная 3.2. преддипломная 4. Подготовка выпускной квалификационной работы. 5. Итоговая государственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) 51 6 8 4 4 14 2 17 1. Теоретическое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производственная 3.2. преддипломная 4. Подготовка выпускной квалификационной работы. 5. Итоговая государственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) 36 6 16 12 4 17 2 11 1. Теоретическое обучение (включая НИРС). 2. Сессии. 3. Практика: 3.1. производственная 3.2. преддипломная 4. Подготовка выпускной квалификационной работы. 5. Итоговая государственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) 51 6 8 4 4 14 2 17

1) переработал тесты, используемые Министерством при аттестации вузов по профилирующим дисциплинам (Теории бухгалтерского учета; Финансовому учету; Управленческому учету; Международным стандартам учета и финансовой отчетности; Бухгалтерскому учету (для неучетных специальностей) и др.). Причем корректировке были подвергнуты от 55 до 70% тестов;

2) перевел с английского на русский язык ряд материалов Комитета по МСФО, а также МФБ. В частности, упоминавшиеся выше 6 работ (образовательные стандарты МФБ). В стадии перевода находятся, кроме того, материалы, связанные со стандартом «Учет расчетов долевыми инструментами» и др., которые мы планируем поместить на дискеты и раздать при следующей нашей встрече;

3) подготовил для Минфина России заключение по проекту последнего варианта «Концепции развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2004 — 2010 гг.);

4) наладил деловое сотрудничество с созданным в 200*3 г. НСФО (Национальным Советом по стандартам финансовой отчетности);

5) подготовил с иностранными коллегами (голландцами) новые материалы для учебного модуля по МСФО и МСА. Эту работу планируем завершить в ближайшее время. А в конце года (ноябре-декабре 2004 г.) провести по модулям семинары совместно с голландцами в гг. Москве, Ростове-на-Дону и др. Информация о семинарах будет помешена на WEB-

сайте Финансовой академии. Вам разошлем приглашения на семинары и надеемся на ваше активное участие в них. Планируем, как и в прошлый раз, отпечатать в виде книг материалы этих модулей и вручить участникам семинаров. Предварительно согласованные с голландцами сроки их проведения таковы:

- с 15 по 20 ноября 2004 г. (г. Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ);

- с 20 по 24 декабря 2004 г. (г. Ростов-на-Дону).

Материал учебных модулей довольно интересен

и весьма полезный для преподавателей. Объем его 5-6 томов. Причем, он новый и используется в вузах Запада. Те из вас, кто был на семинарах по МСФО, которые мы проводили с голландцами в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре 1,5-2 года назад, дали высокую им оценку. Постараемся на таком же уровне провести и предстоящие семинары;

6) продолжали создавать электронные учебные комплексы по ряду профилирующих дисциплин. В частности, в сентябре завершаем комплекс по «Управленческому учету» (завершили по Аудиту).

Кроме всего прочего, естественно, был выполнен большой объем работ, связанный с текущей деятельностью У МО и УМС по специальности 060500 (рецензирование рукописи учебников , учебных пособий, подготовка заключений по материалам вузов, представленных на лицензирование или аттестацию специальности, и т.п.). Вместе с тем не оставались в стороне и научные исследования по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Ф.СП-1

АБОНЕМЕНТ

47699

(inviuv тялния»

Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях

Каипсспо NDun.VKTC«

На 2005 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мммммм

Куда

ñníTítSwh i о 1,7™

Кому

it.ttftMIM. I»»1I¡'I

Куда

Кому

ЛИТЕР

ГШ МЕСТО

ДОСТАВОЧНЛЯ КАРТОЧКА

47699

itav*v гаммы»

Бухгалтерский учет в бюджетных и

iiLUlMHt-iKV UU МЛ1;»Н1Ы>

некоммерческих организациях

Стои- 1КУ1П11СКИ Р\6 коп Количество /

мость переадресовки Р\6 МОП. комплектов I

На 2005 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 0 8 9 10 11 12

мммммм U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.