Научная статья на тему 'Современная система подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов и ее проблемы'

Современная система подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов и ее проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УРОВНЕВОЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетьман В. Г.

Смена социально-экономической формации в России и ее переход на рыночную модель экономики потребовали внесения принципиальных изменений в применявшуюся ранее систему подготовки экономистов в вузах, в том числе специализирующихся в области бухгалтерского учета. Автор исследует, что нужно изменить, чтобы решить проблему подготовки кадров, ссылаясь на опыт западных стран. В поиске ответа на многие вопросы автор ссылается на материалы международной научно-практическая конференция «Уровневое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетентностного подхода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов и ее проблемы»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ*

В. Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, профессор, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», заведующий кафедрой бухгалтерского учета

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Смена социально-экономической формации в России, ее переход на рыночную модель экономики потребовали внесения принципиальных изменений в применявшуюся ранее систему подготовки экономистов в вузах, в том числе специализирующихся в области бухгалтерского учета. Появилось немало проблем, так как пришлось менять концептуальные основы бухгалтерского учета.

Количество их значительно возросло в последнее время, когда был взят курс на отказ от подготовки в вузах специалистов и переход на обучение студентов по системе: бакалавр—магистр. Особую остроту в этот период приобрели вопросы: чему учить каждого из них и как учить?

Сложившаяся в России практика в вопросе чему и как учить студентов той или иной специальности /профиля не является оптимальной. И одна из основных причин состоит в том, что Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые устанавливают основные параметры, нормы и требования к содержанию образования студентов, обучающихся по соответс-

* Статья подготовлена по материалам международной научно-практической конференции «Уровневое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетен-тностного подхода». Москва, апрель 2011г.

твующему направлению (специальности), нередко имеют существенные изъяны. К сожалению, они присущи и ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» (бакалавр), и особенно четко видны, если сравнивать ФГОС ВПО с их аналогами, используемыми в зарубежных вузах. Яркий тому пример — университет Бахюп (Королевство Нидерланды), где студентов обучают по учебной программе «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент» (бакалавр). В этом вузе обучаются 22тыс. студентов, их подготовка осуществляется не только на уровне бакалавров, но и магистров, причем по многим учебным программам. Среди них — «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент». Срок обучения бакалавров — четыре года (восемь семестров). Причем первые пять семестров все студенты изучают один и тот же обязательный перечень учебных дисциплин. Затем студенты выбирают одну из двух специализаций: «Бухгалтерский учет» или «Финансовый менеджмент».

В шестом семестре они изучают соответствующий набор дисциплин по профилю специализаций.

В седьмом семестре (20 недель) студенты находятся на практике. Заключительный восьмой семестр предназначен для написания и защиты выпускной работы соответственно по бухгалтерскому учету или финансовому менеджменту.

Таблица 1

Учебная программа «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент (уровень: бакалавры)»

в университете вахюп

Учебная дисциплина Зачетная единица* Семестр

Микро/макроэкономика 8 I

Социология и антропология культуры 3 II

Международный финансовый менеджмент 8 IV

Финансовый менеджмент 17 I, II, II, V

Финансовый учет 21 I, II, IV, V

Управленческий учет 15 II, III, V

Управление запасами/материально-техническое снабжение 6 IV

Бухгалтерские информационные системы (AIS) 8 IV

Аудит 8 V

Маркетинг и менеджмент 6 I, III

Международные налоговые системы 8 II

Управление персоналом (HRM) 3 III

Научно-исследовательская работа и компьютерное мастерство (умение) 6 I, III, V

Бизнес-среда (Business Communication) 10 I, II, IV, V

Этика 3 III

Деловой английский язык 7 I, II, III

Mentoring 6 I, II, III, IV

Информационные технологии (MIS/ICT) 4 II

Международное право (юриспруденция) 0 II

Корпоративное управление 3 III

Итого... 150 I-V

Дисциплины специализации по: бухгалтерскому учету/финансовому менедж- 30 VI

менту

Практика по бухгалтерскому учету/финансовому менеджменту 30 VII

Выпускная работа по бухгалтерскому учету/финансовому менеджменту 30 VIII

Всего... 240 I-VIII

* Одна зачетная единица равна 36 учебным часам, которые включают в себя не только аудиторную, но и внеаудиторную (самостоятельную) работу студентов.

Перечень обязательных учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами в течение первых пяти семестров, количество зачетных единиц, выделяемых на каждую из них, график учебного процесса по учебной программе «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент» (бакалавр) вы-глядятследующим образом (табл. 1).

В российских вузах, занятых обучением студентов (бакалавров), специализирующихся в области бухгалтерского учета либо финансов, финансового менеджмента, содержание приобретаемого ими профессионального образования в процессе учебы значительно отличается (причем не в лучшую сторону) от того, что получают их коллеги в западных вузах. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с содержанием ФГОС ВПО по направлению «Экономика» и примерными учебными планами по соответствующим профилям (табл. 2).

Анализ ФГОС ВПО и учебных планов показывает, что в них весьма нерационально распределено учебное время между отдельными циклами дисциплин, а внутри них — между разными дисциплинами. Кроме того, есть целый комплекс учебных дис-

циплин, которые в западных вузах (в том числе и в университете 8ахюп) студенты-бакалавры, обучающиеся по учебной программе «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент», вообще не изучают как отдельные учебные предметы. Так, например, в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (квалификация «бакалавр») на математику выделено почти в два раза больше учебного времени.

Такое увеличение ничем не обосновано. Оно находится далеко за пределами компетентност-ного подхода и противоречит здравому смыслу. В западных вузах, занятых подготовкой экономистов, объем выделяемого учебного времени на изучение студентами математики в 6—8 раз меньше, чем в российских вузах. Они изучают только те ее разделы, знание которых востребовано практикой, их будущей профессиональной деятельностью. Более того, во многих западных вузах, в том числе в университете 8ахюп нет математики вообще как отдельного предмета в учебных планах студентов-бакалавров, обучающихся по учебной программе «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент». Небольшой ее объем, который в действительнос-

Таблица 2

Структура основной образовательной программы (ООП) бакалавриата по направлению «Экономика»

Стандарт Примерные учебные планы

Код Профиль (зачетные единицы)

учебного цикла ООП Учебные циклы, разделы Зачетные единицы1' Перечень учебных дисциплин Перечень учебных дисциплин Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Финансовый менеджмент

Б-1 Гуманитарный, социальный и 38-48 Гуманитарный, социальный и экономический 38 38 46

экономический цикл, всего цикл, всего 24 24 28

I. Базовая часть 20-24 1. История. I. Базовая часть 4 4 4

2. Философия. 1. История 4 4 4

3. Иностранный язык. 2. Философия 10 10 10

4. Право. 3. Иностранный язык 2 2 2

5. Социология (2). 4. Право 2 2 —

6. Психология (2). 5. Экономическая социология 2 2 2

7. Логика (2). 6. Психология 14 14 6

8. Деловая этика (2). 7. Макро- и микроэкономика 2 2 18

9. Культура речи и деловое 2 2 2

общение (2) 4 4 2

II. Вариативная часть 18-24 II. Вариативная часть 1. Политология 2. Культурология 3. Деловой иностранный язык 4. Дисциплина по выбору 5. Мировая экономика 6. Региональная экономика 6 6 4 6 2 2

Б-2 Математический цикл, всего 40-50 Б-2. Математический цикл, всего 40 40 37

I. Базовая часть 20-24 I. Базовая часть 24 24 24

1. Математический анализ. 1. Математический анализ 8 8 4

2. Линейная алгебра. 2. Линейная алгебра 6 6 4

3. Теория вероятностей и 3. Теория вероятностей и математическая 6 6 4

математическая статис- статистика 4 4 4

тика. 4. Методы оптимальных решений 16 16 4

4. Методы оптимальных 5. Информационные технологии в менеджменте 3 3 13

решений (3). 3 3 3

5. Теория игр (3) 4 4 4

II. Вариативная часть 20-26 II. Вариативная часть 1. Экономическая информатика 2. Основы финансовых вычислений 3. Профессиональные компьютерные программы 4. Дисциплина по выбору 6 6 6

Продолжение табл. 2

Стандарт Примерные учебные планы

Код учебного цикла ООП Учебные циклы, разделы Зачетные единицы1' Перечень учебных дисциплин Перечень учебных дисциплин Профиль (зачетные единицы)

Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Финансовый менеджмент

Б-3 Профессиональный цикл, всего 130-140 Профессиональный цикл, всего 139 139 134

I. Базовая (общепрофессио- 60-64 I. Базовая (общепрофессиональная) часть 61 61 52

нальная) часть 1. Макроэкономика. 1. Макроэкономика 8 8 3

2. Микроэкономика. 2. Микроэкономика 8 8 8

3. Эконометрика. 3. Эконометрика 4 4 4

4. Безопасность жизнеде- 4. Безопасность жизнедеятельности 3 3 4

ятельности. 5. Статистика 4 4 10

5. Бухгалтерский учет и 6. Финансы 4 4 4

анализ (4). 7. Бухгалтерский учет и анализ 6 6 4

6. Деньги, кредит, банки (4). 8. Деньги, кредит, банки 4 4 4

7. Институциональная 9. Менеджмент 4 4 4

экономика (4). 10. Маркетинг 4 4 3

8. История экономических 11. Мировая экономика и МЭО 4 4 4

учений (4). 12. Макроэкономическое планирование и 4 4 82

9. Корпоративные финан- прогнозирование 4 4

сы (4). 13. Корпоративные финансы 78 78

10. Макроэкономическое 14. Теория менеджмента 48 6

планирование и прогнози- 15. Финансовый менеджмент 10 6

рование (4). 16. Управление человеческими ресурсами 5 5

11. Маркетинг (4). 17. Стратегический менеджмент 6 6

12. Менеджмент (4). 18. Корпоративная социальная ответственность 6 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Мировая экономика и 19. Деловые коммуникации 6 5

международные экономи- 20. Бизнес-планирование 5 5

ческие отношения (4). 5 5

14. Теория отраслевых 5

рынков (4). 4

15. Финансы (4). 4

16. Экономика обществен- 4

ного сектора (4). 4

17. Экономика труда (4) 4

II. Вариативная часть. 70-76 II. Вариативная часть 4

Дисциплины профиля 48 Дисциплины профиля «Бухгалтерский учет, 4

анализ и аудит»: 2

6. Бухгалтерский финансовый учет 2

7. Бухгалтерский управленческий учет 4

8. Комплексный анализ хозяйственной де- 4

ятельности 2

9. Аудит

Окончание табл. 2

Стандарт Примерные учебные планы

Код Профиль (зачетные единицы)

учебного цикла ООП Учебные циклы, разделы Зачетные единицы1' Перечень учебных дисциплин Перечень учебных дисциплин Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Финансовый менеджмент

10. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету 11. МСФО 12. Бухгалтерское дело

Финансы и кредит (дисциплины профиля): 1. Банковское дело 2. Государственные муниципальные финансы 3. Страхование 4. Финансовый менеджмент 5. Финансовые рынки 6. Налоги и налогообложение 7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 8. Оценка стоимости бизнеса 9. Финансовое право

Финансовый менеджмент (дисциплины профиля): 1. Финансовая политика хозяйствующих субъектов 2. Инвестиции 3. Финансовые рынки и институты 4. Инвестиционные стратегии 5. Финансовое планирование и бюджетирование 6. МСФО 7. Налоги и налогообложение 8. Система сбалансированных показателей 9. Финансовое право 10. Теория антикризисного управления 11. Современные методы финансирования 12. Корпоративное управление

Б-4 Физическая культура 2 — Б-4. Физическая культура 2 2 2

Б-5 Учебная и производственная практика 8-12 — Б-5. Учебная и производственная практика 9 9 9

Б-6 Итоговая государственная аттестация 12 — Б-6. Итоговая государственная аттестация 12 12 12

Общая трудоемкость ООП 240 — Общая трудоемкость ООП 240 240 240

Примечания. Одна зачетная единица равна 36 учебным часам, которые включают в себя не только аудиторную, но и внеаудиторную (самостоятельную) работу студентов; выбор вузом двух дисциплин из приведенного перечня; выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня; выбор вузом восьми дисциплин из приведенного перечня

ти нужен будущим бухгалтерам или финансовым менеджерам, включен в содержание тех учебных дисциплин, где математика используется для объяснения изучаемых явлений, прежде всего таких, как «Макро- и микроэкономика» и др.

На изучение данной дисциплины (т. е. макро-и микроэкономики) выделяют всего 8 зачетных единиц, а не 16, как предусмотрено в российском примерном учебном плане.

В настоящее время в вузах взят курс (а точнее, пока что провозглашен на словах) на то, что в основу обучения студентов должен быть положен «компетентностный подход». Если его реализовать на деле, то студенты в вузах будут изучать не просто набор учебных дисциплин («приглянувшийся» разработчикам ФГОС ВПО, исходя из их вкусов, нередко весьма далеких от современных запросов практики), а те, что необходимы, базовые, без знаний которых невозможно выполнять свои функциональные обязанности в дальнейшем, после окончания вуза.

Анализ содержания учебной программы «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент», используемой в университете 8ахюп, показывает, что она действительно построена на принципах «компетентностного подхода», достоинствами которого являются:

• во-первых, из огромного объема знаний по высшей математике студентам приходится в обязательном порядке изучать лишь те ее разделы, знания которых нужны. Те, которые помогут в будущей работе по выбранной ими специальности;

• во-вторых, включение указанного материала в содержание учебных дисциплин «Макро-и микроэкономики» и др. (и исключение высшей математики из учебного плана как самостоятельной дисциплины) позволяет (что очень важно) избежать повторов в изложении одного и того же учебного материала. В настоящее время такой повтор имеется в учебных курсах по «Высшей математике», «Макро- и микроэкономике» и др.;

• в-третьих, востребованные практикой знания из области высшей математики получают «адресную прописку». В результате ставится точка в многолетних дискуссиях, каким объемом знаний в области высшей математики должен обладать выпускник вуза, специалист по бухгалтерскому учету или финансовому менеджменту.

В российских вузах, занятых подготовкой бакалавров данного профиля, в отношении высшей математики надо придерживаться этого же курса. По

мнению автора, необходимо не только сократить учебное время, выделяемое на высшую математику как самостоятельную учебную дисциплину, но и внести радикальные изменения в учебную программу, выделив на математику от 3 до 6 зачетных единиц, а не 40—50, как это установлено в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (квалификация: бакалавр). Это делается за счет сокращения времени изучения других важных предметов, что наносит прямой ущерб качеству профессиональной подготовки выпускников российских вузов. К таким же последствиям приводит и ряд других подобного рода изъянов, присущих ФГОС ВПО. Так, целый комплекс обязательных для изучения бакалаврами, в том числе специализирующихся в области бухгалтерского учета и финансового менеджмента, учебных дисциплин отсутствует в учебных программах западных вузов, занимающихся подготовкой аналогичных специалистов (в том числе и в университете 8ахюп). Их перечень приведен в табл. 3.

Как показывает анализ табл. 3, от 81 до 113 зачетных единиц (или 34—47 % от общего их числа — 240) расходуется не по назначению. По большому счету, если исходить из «компетентностного подхода» и стремления приблизить систему обучения в вузах Российской Федерации к применяемой в вузах западных стран, то следовало бы изъять все эти дисциплины из ФГОС ВПО и/или примерных учебных планов. Надо исходить из интересов дела, заботиться о том, чтобы выпускники российских вузов были профессионально подготовлены не хуже, чем их зарубежные коллеги, из стран Запада, а этого можно добиться, только изменив действующий ФГОС ВПО.

В частности, по мнению автора, необходимо:

1) поменять статус у отдельных учебных дисциплин (истории, философии, безопасности жизнедеятельности и др.). Перевести их в разряд факультативов, пусть даже обязательных: выделять на них не зачетные единицы, а только учебные часы. Высвободившиеся зачетные единицы можно будет передать на изучение профилирующих дисциплин;

2) остальные, перечисленные в табл. 3 учебные дисциплины надо изъять из ФГОС ВПО. Практика западных вузов показывает, что их изучение бакалаврами необязательно.

Ахиллесовой пятой ФГОСТ ВПО является и то, что в нем:

• отведено всего 8—12 недель на практику, что крайне мало. В западных вузах на нее предусматривают не менее полгода, а зачастую и целый год;

Таблица 3

Учебные дисциплины, имеющиеся в ФГОС ВПО, которых нет в учебном плане университета вахюп

Учебные циклы, дисциплины Зачетные единицы (по ФГОС ВПО

или примерному учебному плану)

Б-1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

I. Базовая часть: 4

1. История. 4

2. Философия. 18-24

II. Дисциплины, входящие в вариативную часть данного цикла

Итого по циклу... 26-32

Б-2. Математический цикл

I. Базовая часть: 20-24

1. Математический анализ. 8

2. Линейная алгебра. 6

3. Теория вероятностей и математическая статистика. 6

4. Методы оптимальныхрешений / теория игр. 4

II. Дисциплины, входящие в вариативную часть данного цикла 20-26

Итого по циклу... 40-50

Б-3. Профессиональный цикл

I. Базовая (общепрофессиональная) часть: 4

1. Эконометрика. 4

2. Статистика. 3

3. Безопасность жизнедеятельности. 4

II. Базовая (по выбору) часть: 4

1. Институциональная экономика. 4

2. История экономических учений. 4

3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. 4

4. Теория отраслевыхрынков. 4

5. Экономика труда.

6. Экономика общественного сектора

Итого по циклу... 15-31

Всего... 81-113

• не указан перечень базовых дисциплин по каждому профилю обучения, в том числе по «Бухгалтерскому учету, анализу и аудиту», что чревато негативными последствиями, особенно если учесть, что государственные экзамены планируют проводить в форме ЕГЭ;

• нет среди обязательных учебных дисциплин (которые есть в западных вузах, подготавливающих бухгалтеров) таких, как: «Международный финансовый менеджмент»; «Международные налоговые системы», «Бизнес-среда», «Корпоративное управление», «Управление персоналом», Mentoring;

• крайне мало учебного времени выделено (в 3,5 раза меньше, чем в университете Saxion) на такую важную дисциплину, как «Финансовый менеджмент».

В то же время по отдельным дисциплинам в российском ФГОС ВПО предоставляется в несколько раз больше учебного времени, чем в университете Saxion. Так, по макро- и микроэкономике, соответственно, 16 и 8 зачетных единиц, по «Маркетингу и менеджменту» — 8и6.

Нельзя считать удовлетворительным и то, что в действующем ФГОС ВПО (для бакалавра) по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» доля учебного времени, отведенного на получение специальных профессиональных знаний, составляет 42—44% (от общего его числа, т. е. 240 единиц). В западных вузах, в частности в университете 8ахюп, она равна 59,2% (142 из 240 зачетных единиц). Разница составляет 9 учебных месяцев (20 и 29 мес. соответственно).

Эти обстоятельства дают полное основание утверждать, что качество профессиональной подготовки бакалавров, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита (с внедрением нового ФГОС ВПО) в российских вузах, будет значительно ниже того, которое получают выпускники западных вузов.

Такое положение складывается и при подготовке бакалавров по другим экономическим профилям: «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент».

В западных вузах очень серьезное внимание уделяют овладению специалистами знаний в об-

ласти бухгалтерского учета. Так, к примеру, в университете 8ахюп студенты-бакалавры, специализирующиеся в области финансового менеджмента, в обязательном порядке изучают:

• бухгалтерские информационные системы

(8 зачетных единиц);

• финансовый учет (21 зачетная единица);

• управленческий учет (15 зачетных единиц).

Всего на эти дисциплины выделено 44 зачетные единицы. В российских вузах в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и примерного учебного плана среди обязательных учебных дисциплин нет такой, как «Бухгалтерские информационные системы». В ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (квалификация: бакалавр) отсутствуют такие дисциплины, как «Финансовый учет» и «Управленческий учет». Вместо них в стандарте указана дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ», которая не является обязательной, а входит в состав 13 дисциплин, из которых вузы должны выбрать не менее восьми.

При такой постановке вопроса в вузах технического и других профилей, где готовят экономистов по неучетным специальностям, их администрация может не включить «Бухгалтерский учет и анализ» в число 8 выбранных учебных дисциплин. В результате студенты-выпускники, будущие экономисты, не будут знать не только финансовый учет, но даже не иметь представления об основах бухгалтерского учета.

Не все обстоит благополучно в рассматриваемой области и в вузах экономического профиля, где обучают и финансистов. Здесь нередко многие проблемы при подготовке бакалавров, возникшие при переходе с пяти лет обучения специалистов на четыре года, пытаются решить за счет резкого

сокращения учебных часов, выделяемых на дисциплину «Бухгалтерский учет».

Так, в примерном учебном плане по финансам и кредиту собственно на бухгалтерский учет выделено 4 зачетные единицы, а по финансовому менеджменту — 5 зачетных единиц и 4 по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), что соответственно в9и4 раза меньше, чем в университете 8ахюп. Все это говорит о том, что необходимо внести существенные коррективы в ФГОС ВПО и примерный учебный план.

Нельзя забывать, что в России создается международный финансовый центр (МФЦ) и активно внедряются МСФО.

В примерном учебном плане для финансистов не предусмотрены такие важные учебные дисциплины, как «Финансовый учет» и МСФО.

По мнению российских студентов, обучающихся в магистратуре одного из британских вузов по специальности «Банки и финансы», за год обучения в Англии они узнали больше, чем в российских вузах за 3—4 года.

Бесспорным преимуществом английских учебных программ является то, что в них входят только самые необходимые предметы. К тому же российская система обучения проигрывает английской уже в том, что на практику отведено всего два месяца, в Англии, как правило, один год.

Необходимо приложить немало усилий, чтобы поднять уровень профессиональной подготовки выпускников российских вузов. Для этого прежде всего следует изменить ФГОС ВПО. Он, по убеждению автора, должен быть не по экономике вообще, а по бухгалтерскому учету или по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту, как это принято во многих вузах западных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.