Научная статья на тему 'К вопросу профилактики религиозного экстремизма среди военнослужащих'

К вопросу профилактики религиозного экстремизма среди военнослужащих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2010
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозный экстремизм / военное духовенство / армия / ислам / православие / свобода совести. / religious extremism / military clergy / army / Islam / Orthodoxy / freedom of con- science.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Г. Баимов

Вооруженные Силы любого государства призваны охранять интересы народа и государства. Для эффективного выполнения поставленных задач, в первую очередь необходима воинская дисциплина. Следовательно, правонарушения в любых проявлениях, должны быть устранены на стадии их зарождения. Религиозный экстремизм не является исключением. В предлагаемой статье обращается внимание на потенциал института военного духовенства в профилактике правонарушений религиозного характера в воинской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RELIGIOUS EXTREMISM PREVENTION AMONG SOLDIERS

The Armed Forces of any state are designed to protect the interests of the people and the state. For effective performance of tasks, first of all, military discipline is necessary. Consequently, crimes in any manifestations should be eliminated at the stage of their creation. Religious extremism is no exception. The proposed article draws attention to the potential of the institution of the military clergy in the prevention of offenses of a religious nature in the military environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу профилактики религиозного экстремизма среди военнослужащих»

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.Г. Баимов, мл. науч. сотр.

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10207

Аннотация. Вооруженные Силы любого государства призваны охранять интересы народа и государства. Для эффективного выполнения поставленных задач, в первую очередь необходима воинская дисциплина. Следовательно, правонарушения в любых проявлениях, должны быть устранены на стадии их зарождения. Религиозный экстремизм не является исключением. В предлагаемой статье обращается внимание на потенциал института военного духовенства в профилактике правонарушений религиозного характера в воинской среде.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, военное духовенство, армия, ислам, православие, свобода совести.

Армия - это один из важнейших институтов политической системы общества, поскольку она призвана защищать существующий общественный и политический строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Вооруженные силы и правоохранительные органы, в связи с их особой ролью в обеспечении безопасности государства, привлекают особое внимание различных экстремистских и террористических организаций. Как отмечают эксперты, те или иные проявления экстремизма часто являются одной из причин неуставных взаимоотношений в воинских коллективах[1]. Согласно законодательству Российской Федерации, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет [2]. По статистическим данным осужденные за экстремизм в основном являются лицами мужского пола до 30 лет [3]. Из этого следует, категория граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в возрастную и гендерную группу склонных к совершению преступлений экстремистской направленности.

Исследования, проводимые Главной военной прокуратурой, показывают, что среди прочих проявлений экстремизма для военнослужащих наиболее характерны межнациональные конфликты. В то же

время в СМИ мелькают сообщения о проявлениях экстремизма и на религиозной почве.

Широкую известность получил инцидент, произошедший в 2010 г. в одной из воинских частей Пермского края, названный журналистами «Исламский бунт». По данным СМИ более ста военнослужащих из мусульманских регионов отказались выполнять приказы «офицеров-кяфиров». Хотя факт о случившемся событии был опровергнут военным командованием, все же командир воинской части 11 октября 2010 года в ходе заседания межконфессионального совета, обратился к духовенству региона с просьбой оказании помощи в решении возникшего на территории военной части инцидента [4].

В ноябре 2015 года 22-х летний военнослужащий, проходивший срочную службу в г. Екатеринбург, был осужден за участие в международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещенная в России террористическая организация) на 5 лет лишения свободы [5].

Несмотря на то, что подобные инциденты носят единичный характер, сам факт их наличия в Вооруженных Силах РФ заставляет всерьез задуматься о достаточности

предпринятых мер по профилактике религиозного экстремизма.

Современная Российская армия полиэт-нична и многоконфессиональна. Время от времени, среди военнослужащих возникают взаимное непонимания, по причине различий в культуре и обычаях.

Множество вопросов вызывают именно взаимоотношения военнослужащих православного и исламского вероисповедания, т.к. по количеству верующих, согласно данным военных социологов, верхние строчки занимают именно православные (89%) и мусульмане (7%) [6].

Во многих регионах страны население слабо знакомо с исламской культурой и с другими мировоззрениями, и эти представления зачастую оказываются искажёнными и далеко не позитивными. Благодаря событиям на Ближнем Востоке за последние десятилетия в обществе прочно закрепился образ «мусульманина-головореза». Корреспонденты федеральных телевизионных каналов позволяют себе употреблять такие фразы, как «исламский терроризм», «атака исламистов» и т.п., что не может не способствовать среди рядового гражданского населения, далекого от исламской догматики, некую настороженность, а то и опасение по отношению ко всему мусульманскому миру. С другой стороны можно привести массу примеров, когда мусульмане не хотят служить в Российской армии, называя ее «армией кяфиров». В специализированных форумах в интернете часто можно встретить вопросы следующего содержания: «Ассаляму аляйкум. Я живу в республике Дагестан, которая входит в состав государства Россия. Что вы скажите по поводу службы в армии России? Мусульманину, который пойдет на службу в армию, придется давать присягу и клятву верности конституции России. В армии нет нормальных условий для соблюдения предписаний Ислама, а также харамная еда. Также есть вероятность, что войска, проходящие службу в армии, в случае чего могут отправить на военные действия против самих мусульман (Орфография и стиль изложения автора вопроса полностью сохранена). Является ли харамом

служба в армии или нет? Служба в армии России по закону является обязанностью для каждого гражданина, мужского пола, достигшего 18 лет, и мусульманина могут преследовать правоохранительные органы России и лишить свободы. Но есть возможность избежать службы в армии, дав взятку. Можно ли дать взятку, чтобы не поехать служить в эту армию?» [7] Зачастую на подобные вопросы отвечают «зарубежные эксперты». Содержания подобных советов очень часто противоречат законодательству Российской Федерации, и подталкивают призывника переступить через закон.

В настоящее время борьба с проявлениями экстремизма в армии ведется в основном силами правоохранительных органов, как среди военнослужащих, так и среди призывного контингента. Командование воинских частей планомерно проводит открытые занятия с участием представителей военной прокуратуры о преступном характере идеологии терроризма и экстремизма. До личного состава доводится сведения об уголовной ответственности за участие в экстремистских организациях и за распространение их идеологии и символики. Несмотря на повышенную эффективность деятельности правоохранительных органов, следует учитывать, что вооруженного опасной идеологией молодого человека и свято верящего в ее справедливость, вряд ли может остановить страх перед законом. Поэтому профилактика экстремизма должна сочетать в себе не только правовые и силовые методы борьбы, но и активную контрпропаганду, с вовлечением в эту деятельность представителей духовенства.

Необходимо отметить, что одной из главных причин проявлений религиозного экстремизма является обычное невежество. Сюда следует включить: юридическую неграмотность, неправильное толкование священных текстов, некомпетентность как офицерского, так и солдатского состава в вопросах обрядовой стороны и догматики той или иной религии. Конечно, Устав не ставит перед военнослужащими подобных задач и офицер не обязан быть экспертом в области религиоведения. Когда возникают

какие-либо вопросы, касательно религиозных чувств верующих, каждый командир обязан обратиться за советом к помощнику командира части по работе с верующими военнослужащими. Однако данную должность занимает, как правило, представитель какой-либо одной конкретной религии, чаще православия. Российская армия же неоднородна по конфессиональному составу, отсюда следует, что каждый военный священнослужитель, в отличие от гражданского, обязан сотрудничать с религиозными организациями того региона, где он занимает свою должность и при необходимости приглашать их представителей для решения возникших вопросов.

Как показывает практика, совместная работа священнослужителей различных конфессий является наиболее эффективной для достижения задач по формированию толерантности и сплоченности воинских коллективов. Чаще всего практикуется слаженная работа между православным и мусульманским духовенством. Но этого недостаточно. На наш взгляд, на особо значимые в жизни военной части мероприятия, должны приглашаться как минимум также представители иудаизма и буддизма из числа местных религиозных организаций, вне зависимости есть среди личного состава иудеи и буддисты или нет. Личный пример сплоченности, которую бы показало духовенство разных религий, должен сыграть значимую роль в формировании толерантных взаимоотношений в воинских коллективах.

Однако нельзя забывать, что и излишний фанатизм священнослужителей может стать причиной возникновения экстремистских настроений среди военнослужащих. Поэтому претенденты на работу в военных частях должны проходить тщательный отбор и серьезную подготовку. При организации обучения военного духовенства особое внимание следует уделять нормативно-правовой, этической и педагогической стороне вопроса.

Также, командирам подразделений в ходе подготовки занятий по общественно-государственной подготовке следует привлекать священнослужителей.

Работа военного священнослужителя конечно не должна заключаться только из речей за трибуной или в помещении для богослужений на территории воинской части. Опыт работы военных священников показывает, что наиболее эффективной является личное общение представителя духовенства с военнослужащими как коллективно, так и индивидуально. В тоже время, это общение не должно быть навязчивым. По словам опытных военных священников лучше заговорить с военнослужащими на нейтральные темы в не принудительной форме и в свободное от службы время. Чаще всего при таких обстоятельствах солдаты сами проявляют интерес к мнению священнослужителя относительно того или иного вопроса. Проведение подобных индивидуальных бесед священнослужителей среди военнослужащих очень важно для профилактики религиозного экстремизма, поскольку является контрмерой деятельности возможных экстремистских или террористических организаций.

Итак, в качестве основных рекомендаций при организации деятельности военных священнослужителей в противостоянии проявлениям религиозного экстремизма в армии можно выделить следующие пункты:

- Командованиям военных округов, родов и видов войск, военных частей вести тесное сотрудничество с религиозными организациями традиционных вероисповеданий (православие, ислам, иудаизм, буддизм);

- Привлекать священнослужителей разных вероисповеданий в ходе подготовки и проведения занятий по общественно-государственной подготовке;

- Помощникам командиров по работе с верующими военнослужащими в ходе реализации своих задач следует организовывать совместные выступления с духовенством других религий. Показывать личный пример сплоченности;

- Вступать в коллективные и индивидуальные беседы с военнослужащими в свободное от службы время на нейтральные темы в не принудительной форме, с целью пресечения проявлений различных форм экстремизма в воинских коллективах;

- В ходе организации и проведения раз- идеи каких-либо религиозных учений и личного рода мероприятий для духовенст- течений, уважая право военнослужащих на ва очень важно осуществлять свою дея- свободу совести и вероисповедания. тельность сдержанно, не осуждая при этом

Библиографический список

1. Анищенко Н. Экстремизм и коррупция // Взгляд. Деловая газета [электронный ресурс] http://www.vz.ru/society/2010/6/16/410926.html (дата обращения 21.11.2018).

2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 05.10.2015) "О воинской обязанности и военной службе" ст. 22. Ч.1. п. а.

3. Батуринская Н.В. К вопросу о характеристике молодежного экстремизма в Российской Федерации. // Предупреждение преступности. Виктимология преступности. 2015. №1 (3). С. 29-33.

4. На военной базе разгорелся «исламский бунт» // 59.ру новости [электронный ресурс] http://59.ru/text/news/327257.html (дата обращения 21.11.2018)

5. Рядовой с Урала получил 5 лет колонии за участие в "Хизб-ут-Тахрир" // Интерфакс [электронный ресурс] http://www.interfax.ru/russia/476916 (дата обращения 21.11.2018)

6. Веремчук В.И., Крутилин Д.С. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах // Социологические исследования. № 4, 2016. С. 79 - 88.

7. Служба в немусульманской армии: шариатское решение // Al-Fatava Forum [электронный ресурс] http://al-fatava.com/forums/index.php?act=Print&client=printer&f=25&t=1224 (дата обращения 21.11.2018).

TO THE QUESTION OF RELIGIOUS EXTREMISM PREVENTION AMONG

SOLDIERS

A.G. Baimov, junior researcher

Institute of ethnological studies R.G. Kuzeev Ufa federal research center of the Russian academy of sciences (Russia, Ufa)

Abstract. The Armed Forces of any state are designed to protect the interests of the people and the state. For effective performance of tasks, first of all, military discipline is necessary. Consequently, crimes in any manifestations should be eliminated at the stage of their creation. Religious extremism is no exception. The proposed article draws attention to the potential of the institution of the military clergy in the prevention of offenses of a religious nature in the military environment.

Keywords: religious extremism, military clergy, army, Islam, Orthodoxy, freedom of conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.