Научная статья на тему 'К вопросу о духовно-нравственном воспитании военнослужащих'

К вопросу о духовно-нравственном воспитании военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФИЛАКТИКА ВОИНСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ВОЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЕРУЮЩИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННЫЕ СВЯЩЕННИКИ / ПОЛКОВЫЕ СВЯЩЕННИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закомолдин Руслан Валерьевич

Статья посвящена анализу духовно-нравственного воспитания военнослужащих как одного из направлений профилактики воинских правонарушений. Анализируются проблемы взаимодействия государственной военной организации с религиозными конфесиями. Ключевое внимание уделено вопросу воссоздания института военных священников и его правовому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о духовно-нравственном воспитании военнослужащих»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2012. № 2(12)

ОБСУЖДАЕМ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© Р. В. Закомоллин

Закомоллин Руслан Валериевич

канлилат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовного права и процесса филиал Самарской гуманитарной академии в. г. Тольятти

Статья посвящена анализу луховно-нравственного воспитания военнослужащих как олного из направлений профилактики воинских правонарушений. Анализируются проблемы взаимолействия госуларственной военной организации с религиозными конфесиями. Ключевое внимание улелено вопросу воссозлания института военных священников и его правовому регулированию.

Ключевые слова: военная служба, профилактика воинских правонарушений, военно-религиозные отношения, луховно-нравственное воспитание, верующие военнослужащие, военные священники, полковые священники.

Сегодня в России, как отмечают криминологи, на фоне снижения общей численности военнослужащих стабильно растет уровень преступности данной категории населения.

Так В. В. Лунеев отмечает, что личный состав Вооруженных Сил РФ сократился в сравнении с 1992-м годом на 66,6%, а уровень преступности военнослужащих — лишь на 36,6%1.

По данным Главного военного следственного управления СКР, за пять месяцев 2012 года зарегистрировано свыше 4,1 тыс. преступлений военнослужащих. Почти половину из них (более 1,8 тыс.) составили преступления против военной службы (самовольное оставление части, неуставные отношения, повреждение или

1 Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 770—771.

утрата военного имущества и т. д.). В оставшейся части среди общеуголовных преступлений отмечается значительным рост числа преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, убийств, а также преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортный: средств. За тот же период бышо рассмотрено свыше 10,5 тыс. сообщений о преступлениях, то есть в среднем каждый день фиксировалось не менее 70 таких сообщений2.

Такая ситуация, безусловно, вызывает беспокойство и озабоченность и требует адекватного реагирования. Одним из направлений такого реагирования является попытка организации духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В связи с этим одной из весьма сложных и неоднозначный: в настоящее время является проблема военно-религиозных отношений.

Дискуссионной в данной сфере стала попытка введения, а точнее воссоздания, в армии института военного духовенства. Безусловно, такая инициатива далеко не нова для России. Штатное военное духовенство отсчитывает свою историю от периода правления Петра I, когда по Воин-скому Уставу 1716 г. при каждом полку в русской армии быши введены штаты православного духовенства, а также представителей других религий. В военное время предписывалось назначать особый: обер-полевых священников, которые быши впервые назначены в 1746 г.3 В дореволюционной российской армии насчитывалось порядка 5 тыс. православных военный: священников, несколько сотен капелланов, которые имели воинские звания, служебный статус и окормля-ли католиков, призванныгх из Прибалтики. Быши и муллы, которые служили в национально-территориальных соединениях, таких как «дикая дивизия» или «конвой Его Императорского Величества», где бышо немало мусульман4.

В современной России вопрос о взаимодействии государства и церкви ставился еще на заре становления демократического государства — в начале 1990-х гг.5 Одновременно имели место и попытки инициировать непосредственно учреждение института военного духовенства. Данная идея поддерживалась представителями различных религиозных и общественных организаций, которые ставили перед руководством страны данный вопрос.

Так, один из лидеров Хрестианско-демократического союза России А. Огородников выступал с обращением к Президенту РФ и Министру обороны РФ с предложением о введении в армии института военного

2 Независимая газета. 2012. 7 ноября.

3 См.: Полковые священники и православные церкви военного ведомства: возвращение... ЦКЬ: http://aidatiflis7.livejournal.com/43430.html (дата обращения: 03.08.2010).

4 См.: Интервью начальника управления по работе с верующими военнослужащими главного управления по работе с личным составом Б. Лукичева в эфире радиостанции «Эхо Москвы». ИИЬ: http://www.blagovest-info.ru/index.php7ss =2&s=3&id=41557 (дата обращения: 27.06.2011).

5 Подробнее см., напр.: Мартынов, Б. С. Современные тенденции военно-религиозных отношений // Военно-юридический журнал. 2009. № 11; Мозговой С. А. Некоторые вопросы правового регулирования взаимоотношений Вооруженных Сил с Русской Православной церковью (1992 г. — настоящее время) // Военно-юридический журнал. 2011. № 3.

духовенства. В итоге, 15 апреля 1996 г. в ходе предвыборной компании, по инициативе губернатора Белгородской области Е. Савченко и епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, Президентом РФ Б. Ельциным было подписано распоряжение № 758 «О разработке статуса полковых священников» и дано поручение Правительству РФ о проработке вопроса о строительстве в г. Белгороде военно-духовного учебного заведения. В 1999 г. Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата РПЦ направил в Администрацию Президента РФ документ, в котором в очередной раз предлагалось «воссоздать ведомство военного духовенства и ввести штатную должность советника по вопросам вероисповедания и соблюдения духовных традиций в структурах военной организации государства»6.

С началом XXI века последовала новая волна инициатив по воссозданию института военного духовенства в армии. Так, протоирей Д. Смирнов неоднократно указывал на необходимость введения в войсках военного духовенства. Более того, он предлагал делать это на штатной основе, в частности, вместо военных психологов7. Разделяли данную инициативу и отдельные военные начальники. Так, 23 ноября 2005 г. на встрече с активистами молодежного движения «Россия молодая» начальник ГУ воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Н. Резник отметил готовность Минобороны РФ в качестве эксперимента ввести институт военных священников8.

Пиковым в данных инициативах стал 2006 год, когда Патриарх Алексий II дал официальное согласие на подготовку военных священников «для духовного окормления Российской армии», а Главной военной прокуратурой РФ был подготовлен и направлен в Минобороны РФ, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ и соответствующие комитеты палат Федерального Собрания РФ законопроект о введении института военного духовенства в Вооруженных Силах РФ. Как заявил на тот момент СМИ старший помощник главного военного прокурора генерал-майор юстиции В. Кондратов, настало время для законодательной регламентации отношений между религиозными объединениями, государством и Вооруженными Силами9. Однако данный законопроект вызвал волну критики в общественной, научной, религиозной и военной среде и не был принят к обсуждению10.

Переломным в данном вопросе стал 2009 год, когда 21 июля 2009 г. в Президентской резиденции в Барвихе состоялось совещание с участием министра обороны А. Сердюкова и представителей религиозных конфес-

6 См. об этом: Мозговой С. А. К вопросу о введении института военного духовенства в российской армии // Военно-юридический журнал. 2010. № 11.

7 См.: Блог Протоирея Дмитрия Смирнова. ЦКЪ: http://prot-dmitry.livejournal.com.

8 См., напр.: па.ги>0бщество>20051123/42187660.Ыт1 (дата обращения: 23.11.2005).

9 См., напр.: Сибирская Православная газета. 2006. март. ИБЬ: http://www. ihtus.ru/chron/32006/10.shtm1 (дата обращения: 21.04.2006).

10 См., напр.: Позиция Совета муфтиев России по проекту Федерального закона «О военных священниках». ИКЬ: Сайт Совета муфтиев России: http://i-r-p.ru/ page/stream-document/index-4121.htm1 (дата обращения: 11.03.2006). ^^/^03^ dmitry.1ivejourn a1.com.

сий, на котором одним из ключевых обсуждаемых вопросов стало предложение о введении института воинских и флотских священников. В целом Президент РФ Д. Медведев одобрил данную инициативу и дал соответствующее поручение министру обороны РФ11.

Итогом данного совещания стал своеобразный эксперимент, суть которого заключается во введении с 1 декабря 2009 г. в Вооруженных Силах РФ должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, на которую должны назначаться представители доминирующих религиозных конфессий. Священнослужители будут заключать соответствующий контракт и поступать на службу в качестве помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. В армии они будут находиться в качестве гражданского персонала, подчиняться непосредственно командирам частей, работать по распорядку дня воинской части, а окор-млять верующих военнослужащих только во внеслужебное время.

В настоящее время Минобороны РФ введено порядка 240 таких должностей. Со стороны религиозных конфессий ответная активная инициатива последовала от РПЦ, которая представила для данной работы порядка 100 кандидатур православных священников. На сегодняшний день на данные должности уже назначены 30 православных священнослужителей и 2 мусульманских наставника (например, Тихоокеанский флот, Черноморский флот, Западный военный округ и др.).

Однако нормативно данный эксперимент урегулирован сегодня весьма слабо. Введены данные должности в войсках и флотах лишь директивой Генштаба Вооруженных Сил РФ, руководствоваться в своей деятельности они должны Основами концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах РФ12 и Положением по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил РФ, утвержденным Минобороны РФ 24 января 2010 г.13

Единых конфессиональных документов также пока нет. Так, например, отдельные епархии РПЦ разрабатывают лишь локальные правила такого рода деятельности14.

11 См.: Стенографический отчцт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружцнных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL: Официальный сайт Президента РФ: special.kremlin.ru>by-keyword/73?page=13 (дата обращения: 09.09.2009).

12 См.: http://v-pobeda.ru/indexphp?option=com_content&view=article&id= 56:2012-01-19-05-28-50&catid=39:2012-01-19-05-12-27&Itemid=65 (дата обращения: 19.01.2012).

13 См.: Вестник военного и морского духовенства. 2010. октябрь. URL: http:// kapellan.ru/polozhenie-po-organizacii-raboty-s-veruyushhimi-v-vooruzhennyx-silax-rf/ (дата обращения: 15.10.2010).

14 Так, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были разработаны Правила организации деятельности помощника командира дивизии по работе с верующими военнослужащими, принятые на Собрании благочинных благочинничес-ких округов, настоятелей монастырей, руководителей епархиальных отделов и комиссий 29.03.2011 г., введенные в действие указом Епархиального архиерея № 56 от 29.03.2011 г. URL: http://www.religare.ru/50_61882.html (дата обращения: 29.03.2011).

Безусловно, в стране остро назрела необходимость формирования системы духовно-нравственных ценностей, отвечающей современным экономическим, политическим и социальным реалиям, в том числе и в армейской среде, поскольку армия является частью общества. Немаловажную роль в этом способна сыграть религия. Вместе с тем, сфера взаимоотношений государства и религиозных конфессий весьма сложна и неоднозначна, что требует взвешенности и продуманности в принятии конкретных решений, исключения поспешности и грубого лоббизма. В противном случае это чревато тяжелейшими последствиями для поликонфес-сиональной по своему составу российской армии и общества в целом.

ПроектФедеральногозакона«0военныхсвященниках»

(разработан Главной военной прокуратурой РФ) 15

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также уважая другие традиционные для России религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации, исходя из того, что отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, считая важным содействовать повышению уровня правопорядка и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации через укрепление духовности военнослужащих, принимает настоящий Федеральный закон.

Статья1.ПредметрегулированиянастоящегоФедеральногозакона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области взаимодействия воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (далее — воинских частей), с религиозными объединениями, а также правовое положение военных священников.

2. Особенности организации и деятельности военных священников во внутренних войсках МВД России, других войсках, воинских формированиях и органах, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья2.Правовыеосновыдеятельностивоенныхсвященников

Деятельность военных священников осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об обороне», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», настоящего Фе-

15 Официально проект не обнародовался (см.: http://www.porta1-credo.ru/site/ ?act=news&id=40660&topic=133) (дата обращения: 02.02.2012).

дерального закона и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

СтатьяЭ.Задачивоенныхсвященников

1. На военных священников возлагаются задачи по реализации прав военнослужащих на участие в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, а также попечение о военнослужащих и членах их семей.

2. Военные священники должны содействовать командованию воинских частей в:

— духовном, нравственном, культурном и патриотическом воспитании военнослужащих;

— оздоровлении и укреплении морально-психологической обстановки в воинских коллективах;

— укреплении товарищества, взаимопонимания и сотрудничества между военнослужащими внутри воинских коллективов, а также между военнослужащими и населением в местах дислокации воинских частей;

— формировании у военнослужащих уважения к российским законам;

— укреплении воинской дисциплины;

— профилактике правонарушений среди военнослужащих;

— противодействии деятельности экстремистских религиозных течений и сект, представляющих опасность для личности и общества.

3. На военных священников не может быть возложено выполнение функций, противоречащих действующему законодательству и их религиозному статусу.

Статья4.0рганизациядеятельностивоенныхсвященников

1. Военные священники действуют в Вооруженных Силах Российской Федерации в составе:

— образуемого при Министерстве обороны Российской Федерации управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации;

— отделов военных священников видов, родов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, объединений;

— военных священников соединений и воинских частей до полка, отдельного батальона и приравненных к ним воинских частей;

— помощников военных священников.

2. Деятельностью военных священников руководит начальник управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главный военный священник, который обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров военных священников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми военными священниками и их помощниками.

Отделы военных священников возглавляются начальниками отделов -старшими военными священниками.

3. Численность управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации, отделов военных священников, должностей военных священников и их помощников входит в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Образование, реорганизация и ликвидация отделов и должностей военных священников и их помощников, определение их структуры и штатов, а также структуры и штатов управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министром обороны Российской Федерации по согласованию с начальником управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным военным священником в пределах имеющейся штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья5.Правовоеположениевоенныхсвященников

1. Военные священники и их помощники по статусу приравнены к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

священники — на офицерских должностях, их помощники — на должностях солдат и сержантов.

Прохождение ими службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, их права и социальные гарантии регламентируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а также главы иных традиционных для России религиозных объединений вправе представлять Министру обороны Российской Федерации кандидатов для назначения на должности военных священников из числа священнослужителей. Указанные кандидаты должны соответствовать требованиям федерального законодательства, предъявляемого к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на офицерских должностях.

Определение военных священников на военную службу и увольнение в запас (отставку) производятся в соответствии с законодательством о военной службе по представлению начальника управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главного военного священника, а помощников военных священников — по представлению старших военных священников, согласованному с начальником управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным военным священником.

Определение на военную службу, назначение на воинскую должность и увольнение в запас (отставку) начальника управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главного военного священника производится по представлению Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

3. Должности военных священников и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным священникам производится по представлению соответствующего военного священника в порядке, уста-

новленном для военнослужащих. Присвоение высшего воинского звания начальнику управления военных священников Главному военному священнику производится по представлению Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

4. Военные священники могут иметь духовные звания, полученные в религиозных объединениях.

5. Аттестация военных священников производится в порядке, устанавливаемом начальником управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным военным священником с учетом особенностей прохождения военной службы, установленных настоящим Федеральным законом.

6. Военные священники и их помощники могут поощряться вышестоящими военными священниками, а также соответствующим командиром (начальником) на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом норм и правил, предусмотренных в религиозном объединении, представителем которого они являются.

Статьяб.Взаимодействиевоенныхсвященниковсорганамивоенно-

гоуправления

1. Военные священники не участвуют в административной деятельности органов военного управления. Они подчинены внутреннему распорядку соответствующей воинской части и обязаны соблюдать правила воинской дисциплины и вежливости.

2. Командование не вправе вмешиваться в деятельность военных священников, связанную с богослужением, а также выполнением религиозных обрядов и церемоний. При осуществлении этой деятельности военные священники не подчинены, не подконтрольны и не подотчетны воинским должностным лицам и органам военного управления.

Статья7.Принципыдеятельностивоенныхсвященников

1. Военные священники реализуют свои полномочия только на основе добровольного согласия военнослужащих и членов их семей.

2. Военный священник, осуществляющий свои полномочия в режимной воинской части, должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, ставшими известными военному священнику при реализации им полномочий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Статья8.Полномочиявоенногосвященника

1. В целях обеспечения выполнения служебных задач военный священник вправе:

— находиться в расположении воинских частей, в том числе дислоцированных за пределами территории Российской Федерации;

— проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии;

— носить религиозную одежду (облачение) при осуществлении богослужения, религиозных обрядов и церемоний и в других случаях;

— иметь доступ к подопечным военнослужащим в любое время, за исключением периодов несения военнослужащим специальных видов военной службы;

— осуществлять общение с военнослужащим наедине, либо с группой военнослужащих, в выделенном для этой цели командованием помещении или ином месте на территории воинской части.

2. Обязанности военного священника, связанные с богослужением, религиозными обрядами и церемониями, определяются соответствующим религиозным объединением, перед которым он несет ответственность за их исполнение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Военный священник освобождается от обязанностей, установленных для военнослужащих и связанных с ношением и применением оружия, несением боевого дежурства, внутренней, гарнизонной, караульной и иных видов военной службы.

Статья9.0тветственностьвоенныхсвященников

1. Военные священники несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

2. За нарушение воинской дисциплины военные священники несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации в части, не противоречащей нормам и правилам, предусмотренным в религиозном объединении, представителем которого они являются.

3. Право наложения дисциплинарного взыскания на военного священника предоставлено начальнику управления военных священников Вооруженных Сил Российской Федерации — Главному военному священнику.

Статья10.Финансовоеиматериально-техническоеобеспечениево-

енныхсвященников

1. Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-служебной деятельности военных священников осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а затраты на проведение богослужений, отправление религиозных обрядов и церемоний возлагаются на религиозные объединения.

2. Командование воинских частей обязано предоставлять военным священникам помещения для проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний. В указанных помещениях должна располагаться государственная символика (герб и флаг) Российской Федерации.

3. Военные священники вправе использовать земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им органами военного управления в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья11.Прокурорскийнадзор

Прокурорский надзор за исполнением настоящего закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему военные прокуроры.

92

Статья12.Вступлениевсилунастоящегофедеральногозакона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с «___»_______ 20__ г.

2. Действующие на территории Российской Федерации федеральные

законы и иные нормативные правовые акты, связанные с вопросами военной службы и деятельностью религиозных объединений, подлежат при-

ведению в соответствие с настоящим федеральным законом.

Впредь до приведения в соответствие с настоящим федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты

применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Лупеев, В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — С. 770-771.

2 Мартынов, Б. С. Современные тенденции военно-религиозных отношений. // Военно-юридический журнал. — 2009. — № 11.

31 Мозговой, С. А. Некоторые вопросы правового регулирования взаимоотношений Вооруженных Сил с Русской Православной церковью (1992 г. — настоящее время) // Военно-юридический журнал. — 2011. — № 3.

4 Мозговой, С. А. К вопросу о введении института военного духовенства в российской армии // Военно-юридический журнал. — 2010. — № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.