УДК 297.1 ББК 86.38
Айрат Баимов
К ВОПРОСУ О СЛУЖБЕ МУСУЛЬМАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые моменты из жизни солдата-срочника, исповедующего ислам. Автор описывает основные проблемы, возникающие у практикующего мусульманина в связи с отправлением религиозных потребностей во время службы. Также показана деятельность современного института военных имамов.
Ключевые слова: полковой имам, армия, военнослужащий, мусульманин, намаз, военная служба, Ислам.
В современном мире мы часто сталкиваемся с тем, что в информационном пространстве Ислам преподносится как некая угроза для человечества. Это приводит к развитию исламофобии. В массовой литературе и Интернете можно встретить термин «исламистский апокалипсис». Ситуацию усугубляет современная геополитическая обстановка на Ближнем Востоке. Постепенно страх перед Исламским миром переходит и российские границы. В средствах массовой информации ежедневно можно встретить слова «исламские террористы», «исламский экстремизм», «атака исламистов», что не может не способствовать появлению среди широких слоев гражданского населения России, далекого от исламской догматики, некой настороженности, а то и опасения по отношению ко всему мусульманскому миру.
Между тем, ислам - вторая по степени распространенности религия в Российской Федерации. По некоторым данным сегодня в России проживают около 21 млн. мусульман, что составляет приблизительно 15 % всего населения страны1. Основная масса мусульманского населения компактно проживает в республиках Северного Кавказа - в Дагестане, в Ингушетии, в Чечне, в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии и Урало-Поволжья - в Башкортостане и в Татарстане. Во многих
1 Сколько мусульман живет в разных странах мира // «Муслем.ру - новости об Исламе и мусульманах», 24 февраля 2014 года. URL: http://muslem.ru (Режим доступа свободный)
регионах страны население имеет лишь общие представления об Исламской религии, которые зачастую оказываются далекими от того, чтобы их считать позитивными или нейтральными. В результате, молодые люди, имеющие подобные убеждения, призывается в армию, где они будут вынуждены «делить хлеб» с мусульманами. С другой стороны, порой встречаются и такие призывники из числа практикующих мусульман озадачены мыслью, что мусульманам не место в армии «кяферов». В интернет-форумах часто задают вопросы следующего характера: «Ассаляму аляй-кум. Я живу в еспублике Дагестан, которая входит в состав государства Россия. Что вы скажите по поводу службы в армии России? Мусульманину, который пойдет на службу в армию, придется давать присягу и клятву верности конституции России. В армии нет нормальных условий для соблюдения предписаний Ислама, а также харамная еда. Также есть вероятность, что войска, проходящие службу в армии, в случае чего могут отправить на военные действия против самих мусульман. Является ли харамом служба в армии или нет? Служба в армии России по закону является обязанностью для каждого гражданина, мужского пола, достигшего 18 лет, и мусульманина могут преследовать правоохранительные органы России и лишить свободы. Но есть возможность избежать службы в армии, дав взятку. Можно ли дать взятку, чтобы не поехать
служить в эту армию?» (орфография и стиль автора вопроса. - прим. А.Б.). Зачастую на подобные вопросы отвечают «зарубежные эксперты» из мусульманских стран. Содержания подобных советов очень часто противоречат законодательству Российской Федерации, и подталкивают призывника переступить через закон.
Как видно из вышесказанного, на сегодняшний момент проблема Ислама в Российской армии является актуальной и требует более детального научного анализа. Статья не претендует на полноту освещения вопроса. Автор предлагает взглянуть на проблему изнутри, и рассмотреть наиболее противоречивые моменты.
Присяга. По сообщению одного из информаторов, отправляясь в армию, имам дал ему наставление, что для мусульманина присяга является тяжким грехом, т.к. он якобы должен служить только Аллаху, и посоветовал «произносить слова, не принимая их значение сердцем»3. Для наглядности приведем текст присяги:
«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество!4»
Действительно, мусульманину, согласно шариату, нежелательно кому-либо или чему-либо в чем-то клясться кроме Аллаха. Именно слово «клянусь» дважды звучит в тексте присяги. Но в целом четкого запрета, в исламе произносить слова клятвы все же, нет. Большинство мусульманских духовных деятелей не видят про-
2 Ислам или армия? Шариатское решение относительно службы в армии России // «Мой Дагестан»», 16 августа 2012 года. URL: http://www.moidagestan.ru/blogs/35695/19933 (Режим доступа свободный)
3 Полевые материалы автора (ПМА). Февраль, 2014. г. Уфа
4 Общевоинские уставы Вооруженных сил Россий-
ской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 4
блему в клятве верности Родине. Они ссылаются на слова одного из хадисов, согласно которому «любовь к родине - есть признак веры».
В одном из своих статей А.В. Пче-линцев5 рассматривает случаи, когда военнослужащие отказывались принимать присягу по религиозным убеждениям, но считали службу в армии священным долгом, и вполне успешно завершали срок службы. Так же, он отмечает, что за отказ от принятия присяги, российское законодательство не предусматривает наказание. Пчелинцев приводит примеры, когда текст присяги был изменен в частном порядке, и вместо «клянусь» военнослужащие произносили «обязуюсь».
Таким образом, ритуал принятия присяги не является для мусульманина препятствием нести службу в рядах ВС РФ.
Армейское меню. Следующей наболевшей проблемой для мусульманина является армейское меню. Мясо свиньи, и любого другого животного, убитого ненадлежащим образом, является харамной (запретной) пищей с точки зрения исламского вероучения: «Запрещена вам мертвечина, кровь и мясо свиньи...»6 (Сура 5 «Трапеза», аят 3). Мясо в армии дается только в обед. Оно может содержаться в бульоне (в основном мясо птицы), а иногда кладут в одну тарелку с гарниром (в зимнее время практически ежедневно дают свинину и сало). Содержание в основных блюдах харамной еды делает бульон и гарнир также не пригодными для употребления в пищу. В таком случае для правоверного мусульманина в обед остается только салат, хлеб и компот. На завтрак дают говяжью печень, а на ужин - рыбу. Согласно высказыванию одного из приближенных пророка Мухаммада Абдуллы ибн Умара, печень и рыба не является запрещенной пищей: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу.
5 Пчелинцев А.В. Военная присяга и религиозные убеждения военнослужащих: в поисках компромисса // «Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение». - 2011. - № 4. - С. 84-86.
6 Коран / Перевод смысла аятов и их краткое толкование. Перевод Абу-Адель. - Б.м., 2008. - С. 170
Два вида мертвечины - это рыба и саранча, а два вида крови - это печень и селезён-
7
ка» .
По инициативе министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу с 2013 года в армейских столовых начали практиковать систему питания «шведский стол», согласно которой каждый военнослужащий на раздаче имеет возможность выбрать из 2-х или 3-х разновидностей блюд, наиболее приемлемое для него. Подобная организация питания военнослужащих, несомненно, является большим плюсом для солдат-мусульман.
Таким образом, армейское меню является проблемным моментом во время службы правоверного мусульманина. Но, как видим, выход из ситуации все же есть. И к тому же отказ от некоторых видов запрещенной пищи вряд ли как-то отрицательно повлияет на здоровье военнослужащего, потому как объем мясных порций в армии скорее для обмана зрения, чем для утоления голода.
Намаз в условиях казармы. Пожалуй, самое трудное для военнослужащего-мусульманина - это совмещение времени молитвы с распорядком дня. Согласно Общевоинским уставам, военнослужащий имеет право участвовать в богослужениях в свободное от службы время как частное лицо. Распорядок дня в армии сильно перегружен, и у солдат срочной службы практически не остается личного времени для совершения пятикратной молитвы. И к тому же методы тотального контроля в виде бесконечных построений по любому поводу оставляют все меньше времени для намаза.
Однако, информаторы сообщают, что при согласовании с командирами подразделений, последние всегда шли на уступки и разрешали в менее перегруженные моменты выходить из строя и читать намаз. По словам одного из информаторов Сулпана Х. (проходил службу в 2012-2013 гг.), у него была возможность читать намаз
7 Магомедрасулов М.А. Животные, мясо которых можно есть // «Islam.ru», 20 июня 2012 года. URL: http ://www. islam. ru/content/veroeshenie/j ivotnie-myaso-kotorih-mojno-est (Режим доступа свободный)
3 раза в день. Иногда Сулпану приходилось читать намаз про себя, находясь при этом в строю по стойке смирно. Молитвенный коврик ему заменяло вафельное полотенце, а в случае если у него не было возможности совершить омовение, он прибегал к способу очищения камнем или песком (таяммум). Отсутствие молельной комнаты также создавало дополнительные неудобства. По признанию Сулпана Х., ему приходилось читать намаз где попало: спортивный уголок, комната информирования и досуга, «каптерка», комната бытового обслуживания и т.д.: «Если читал намаз после отбоя, иногда приходилось ставить «фишку»?. Дело в том, что военнослужащий в армии не имеет права нарушать распорядок дня. А это значит, что в то время, которое отведено для сна, солдат должен находиться на кровати.
Как видим из вышесказанного, при желании, несмотря на все трудности и противоречия в некоторых моментах с общевоинским уставом, у мусульман все же есть возможность совершать намаз в условиях казармы.
Месяц Рамадан и религиозные праздники. Следует отметить, что соблюдать пост во время службы в рядах вооруженных сил для мусульманина не представляется возможным, т.к. прием пищи в армии происходит в строго отведенное время, и, как правило, это происходит после восхода солнца и до его захода. И к тому же физические нагрузки и прочие тяготы военной службы не позволяют длительное время отказываться от еды. Но есть хадис, согласно которому «... а кто из вас болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней [по числу пропущенных дней]»9 (Сура 2 «Корова», аят 184), т.е. после демобилизации, либо когда продолжительность дня будет совпадать со временем утреннего и вечернего приема пищи (сухур, ифтар).
Относительно религиозных праздников и пятничной молитвы некоторые
8 «Ставить «фишку» (армейский жаргон) - оставить товарища на стороже
9 Коран / Перевод смысла аятов и их краткое толко-
вание. Перевод Абу-Адель. Б.м., - 2008. - С. 45
мусульмане предлагают воссоздать опыт Российской империи, и отпускать по пятницам и в религиозные праздники солдат в увольнительные. Однако, как показывает практика, военнослужащие, которым предоставлялась такая возможность, чаще использовали свое этническое происхождение для получения увольнительного и тратили полученный выходной день в личных интересах не по религиозному назначению. Вот, что сказал по этому поводу один из имамов, имеющий практически 25-летний опыт работы с военнослужащими: «Я несколько раз решал вопрос с командованием, и способствовал тому, чтобы мусульман отпускали в мечеть на джума-намаз и на праздники. А наши солдаты-мусульмане под этот предлог уходили по девушкам. Вывод: прежде чем что-то возродить, надо народу объяснить кто такой Аллах! Если они не знают кто такой Аллах, для чего им увольнение?»10.
Военные имамы. После воссоздания института военного духовенства в 2010 году в России у верующих военнослужащих появилась возможность более частого общения с представителями духовенства. На данный момент создан штат военных священнослужителей в рамках Министерства обороны РФ на 267 человек, который укомплектован примерно на 60%: 156 - православных священников, 3 имама и 1 буддийский священнослужитель. Буддийский священнослужитель работает на должности помощника начальника отдела по работе с верующими военнослужащими Восточного военного округа, 2 имама Центрального и Южного военных округов, и еще 1 имам в Каспийской флотилии. В Западном же военном округе исключительно православные священники11. В перспективе ожидается увеличение количества штатных военных имамов. Об этом говорил В.В. Боровский, консультант Главного
10 ПМА. Июнь, 2015. г. Чебаркуль.
11 Подробнее см.: Баимов А.Г. К вопросу о приеме на службу военных священнослужителей в современной России // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы Юбилейной X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2016. С.32-34
управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации .
Подготовка военных имамов осуществляется на базе Военного Университета МО РФ, где уже обучилось 125 священнослужителей, из них 2 имама и 1 буддистский лама. Также, с 2012 года Российский исламский университет ЦДУМ России в Уфе объявил набор желающих для первичной подготовки будущих военных
13
имамов . Первый выпуск в количестве 6 человек был осуществлен в сентябре 2015 года.
В настоящий момент при комплектовании воинских частей священнослужителями учитывается религиозный состав воинского коллектива: назначается священнослужитель той религии, где количество ее исповедующих солдат составляет не менее 10 % от общего числа служащих. По оценке экспертов, количество реально практикующих верующих едва ли приходится 78 человек на 1000 военнослужащих-мусульман. В советах военных имамов скорее больше нуждается командирский состав, которому приходиться работать с мусульманами (этническими мусульманами). Исследователи отмечают, что бывают случаи, когда последние отказываются выполнять свои обязательства, связанные с уборкой помещений, ссылаясь на рели-гию14. Один из информаторов Леонид С., проходивший военную службу 2013-2014 гг., рассказал случай, когда его сослуживцам командиры позволяли не заниматься уборкой помещений, и у Леонида сложи-
12 Боровский В.В. Приветственное слово // Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил России: состояние и перспективы // Материалы межрегионального научно-методического семинара. Уфа, 17 февраля 2016 года. - Уфа: РИО РИУ ЦДУМ России, 2016. - С. 14 -15.
13 Баимов А.Г. Первичная подготовка военных священнослужителей исламского вероучения // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / отв. ред. А.Т. Ахатов - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2015. - С. 16 - 20.
14 Малашенко А.В. Ислам для России / Московский Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - С. 123
лось мнение: «С моей точки зрения - прикрываться своей религией ради того, чтобы отлынивать от работы, по меньшей мере, просто неуважительно по отношению к окружающим, к себе и, в частности, к самой религии. Но так как это постоянно прокатывает, считаю, что наравне с христианами мусульманам служить не имеет места» 5 (орфография и стиль сохранена. - прим. А.Б.). Из сказанного следует, что офицеры не имеют представления об исламе как религии. В страхе быть обвиненными в дискриминации военнослужащих по религиозному признаку, они идут на уступки, которые противоречат не только воинскому уставу, но и догматике Ислама. В таких случаях командиры могли бы обратиться за советом к военному имаму, если бы он был.
***
Таким образом, некоторые трудности, которые могут возникнуть у правоверного мусульманина в армии в связи с отправлением религиозных обрядов, при желании преодолимы. Командиры подразделений в основном идут на встречу и стараются создать в допустимых объемах условия мусульманам для исповедования своей религии, если последние просят их об этом. В этом контексте было бы правильно сделать соответствующие поправки в общевоинских уставах, и законодательно подкрепить инициативу некоторых офицеров. Но офицерский состав чаще некомпетентен в вопросах религии, и потому нуждается в советах помощников командира по работе с верующими военнослужащими. Но не в каждой воинской части есть подобная должность. Отсутствие такого помощника лишает командиров и начальников возможности получить ценные советы для работы с личным составом, а отсутствие знаний приводит к обострению межконфессионального диалога среди их подчиненных.
15 ПМА. Июнь, 2014. г. Воронеж.
Источники и литература:
1. Баимов А.Г. К вопросу о приеме на службу военных священнослужителей в современной России // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы Юбилейной X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2016. - С.32-34
2. Баимов А.Г. Первичная подготовка военных священнослужителей исламского вероучения // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / отв. ред. А.Т. Ахатов - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2015. - С. 16-20.
3. Боровский В.В. Приветственное слово // Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил России: состояние и перспективы // Материалы межрегионального научно-методического семинара. Уфа, 17 февраля 2016 года. - Уфа: РИО РИУ ЦДУМ России, 2016. - С. 14-15.
4. Ислам или армия? Шариатское решение относительно службы в армии России // «Мой Дагестан», 16 августа 2012 года. URL:
http://www.moidagestan.ru/blogs/35695/1993 3 (Режим доступа свободный)
5. Коран / Перевод смысла аятов и их краткое толкование. Перевод Абу-Адель. -Б.м., 2008
6. Магомедрасулов М.А. Животные, мясо которых можно есть // «Islam.ru», 20 июня 2012 года. URL: http://www.islam. ru/content/veroeshenie/jivot nie-myaso-kotorih-mojno-est (Режим доступа свободный)
7. Малашенко А.В. Ислам для России / Московский Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 206 c.
8. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 635 с.
9. ПМА. Июнь, 2014. г. Воронеж.
10. ПМА. Июнь, 2015. г. Чебаркуль.
11. ПМА. Февраль, 2014. г. Уфа
12. Пчелинцев А.В. Военная присяга и религиозные убеждения военнослужащих: в поисках компромисса // «Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение.». - 2011. - № 4. - С. 84-86.
13. Сколько мусульман живет в разных странах мира // «Муслем.ру» - новости об Исламе и мусульманах», 24 февраля 2014 года. URL: http://muslem.ru (Режим доступа свободный)
Airat Baimov
To the question about the service of Muslims in the modern Russian army
Abstract: The article deals with some aspects of the life of soldiers of practicing Islam. The author describes the main problems encountered by a practicing Muslim in connection with the dispensation of religious needs during the service. The activity of the modern institute of military imams is also shown.
Keywords: Regimental Imam, army, soldier, Muslim, prayer, military service, Islam.
Sources and Literature:
1. Baimov A.G. On the issue of the recruitment of military clerics in modern Russia // Ethnoses and cultures of the Ural-Volga region: history and modernity: materials of the Anniversary X All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists. - Ufa, 2016. - P.32-34 (in Russian)
2. Baimov A.G. Primary training of military clerics of Islamic dogma // Ethnoses and cultures of the Ural-Volga region: history and modernity: materials of the IX All-Russian scientific-practical conference of young scientists / Edited by A.T. Akhatov. - Ufa: Institute of Scientific Research, Ufa Science Center, Russian Academy of Sciences, 2015. -P. 16-20 (in Russian).
3. Borovsky V.V. Welcoming speech // Organization of work with believing servicemen of the Armed Forces of Russia: state and prospects // Materials of interregional scientific-methodical seminar. Ufa, February 17, 2016. - Ufa, 2016. - P. 1415 (in Russian).
4. Islam or the army? Shariah decision on the service in the Russian army // «My Dagestan», August 16, 2012. URL: http://www.moidagestan.ru/blogs/35695/1993 3 (Free Access) (in Russian)
5. Qur'an / Translation of the meaning of the verses and their brief interpretation. Translated by Abu-Adel. - 2008 (in Russian)
6. Magomedrasulov M.A. Animals, meat of
which you can eat // "Islam.ru", June 20, 2012. URL:
http://www.islam.ru/content/veroesheni e/j ivot nie-myaso-kotorih-mojno-est (Free Access) (in Russian)
7. Malashenko A.V. Islam for Russia / The Carnegie Moscow Center. - Moscow: The Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2007. - 206 p. (in Russian)
8. General military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation. - Rostov-on-Don, 2012. - 635 p. (in Russian)
9. Field materials of the author. June 2014. Voronezh.
10. Field materials of the author. June 2015. Chebarkul.
11. Field materials of the author. February 2014. Ufa
12. Pchelintsev A.V. Military oath and religious beliefs of servicemen: in search of a compromise // "Pravo v Vooruzhennih Silah -Voenno-pravovoe Obozrenie". - 2011. - No. 4. - P. 84-86 (in Russian).
13. How many Muslims live in different countries of the world // "Muslum.ru" - news about Islam and Muslims ", February 24, 2014. URL: http://muslem.ru (Free Access) (in Russian)