Научная статья на тему 'К вопросу проблем правильной квалификации убийства матерью новорожденного ребенка'

К вопросу проблем правильной квалификации убийства матерью новорожденного ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ДЕТОУБИЙСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGISLATION / CRIME / QUALIFICATION / INFANTICIDE / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербань Андрей Игоревич

Проблема детоубийства в настоящее время остается актуальной, в связи с нынешней экономической и социальной обстановкой в России. Особых законодательных изменений в ст. 106 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) не вносились, которые бы разрешили давно назревшие современные проблемы квалификации. В связи с вышеизложенным, предлагаем некоторые теоретические и практические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of infanticide currently remains relevant due to the current economic and social situation in Russia. Special legislative changes in Art. 106 of the Criminal Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Criminal Code of the Russian Federation) were not introduced, which would have resolved the long overdue modern problems of qualification. In connection with the above, we propose some theoretical and practical solutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу проблем правильной квалификации убийства матерью новорожденного ребенка»

сделок по распоряжению земельными участками и иным сделкам.

Неблагоприятные риски для самого инвестора и возможный ущерб природным комплексам ООПТ, которые могут возникнуть в процессе

управления такими территориями разрешать применяя процедуру добровольного экологического аудита и «обязательного» экологического страхования в области охраны окружающей среды.6

К ВОПРОСУ ПРОБЛЕМ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УБИЙСТВА _МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА_

Щербань Андрей Игоревич

Магистрант 2 курса Дальневосточного института (Филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) г Хабаровск.

АННОТАЦИЯ

Проблема детоубийства в настоящее время остается актуальной, в связи с нынешней экономической и социальной обстановкой в России. Особых законодательных изменений в ст. 106 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) не вносились, которые бы разрешили давно назревшие современные проблемы квалификации. В связи с вышеизложенным, предлагаем некоторые теоретические и практические решения.

ABSTRACT

The problem of infanticide currently remains relevant due to the current economic and social situation in Russia. Special legislative changes in Art. 106 of the Criminal Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Criminal Code of the Russian Federation) were not introduced, which would have resolved the long overdue modern problems of qualification. In connection with the above, we propose some theoretical and practical solutions.

Ключевые слова: законодательство, преступление, квалификация, детоубийство, уголовная ответственность.

Keywords: legislation, crime, qualification, infanticide, criminal liability.

Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. [4]

Для краткости этот состав обычно обозначается как детоубийство - инфантицид, однако это не совсем правильно, так как детоубийство подразумевает под собой более широкое понятие, чем описано в ст. 106 УК РФ.

Общее основание считать данное деяние менее опасным видом убийства состоит в том, что беременность, особенно нежелательная, и роды оказывают весьма неблагоприятное воздействие на психику женщины, приводя иногда к уменьшению вменяемости. В процессе беременности и после родов могут возникать также дополнительные психо-травмирующие факторы: стыд перед окружающими, тяжелые материальные или жилищные условия и т.д. Все эти обстоятельства рассматриваются как смягчающие при выделении детоубийства в отдельный привилегированный состав.[1-С.95]

Правильная квалификация убийства матерью новорожденного ребенка предполагает тщательное

исследование мотивов совершения преступления, т.к. (становление действительных мотивов детоубийства имеет решающее значение для правильной квалификации преступления и определения меры наказания. Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве»: «при назначении наказания за детоубийство необходимо учитывать все обстоятельства, при которых оно совершенно: вид умысла, мотива и цель».[2] Мотивы детоубийства в какой-то степени определяют сущность и природу этого преступления в целом. Специфика мотивов детоубийства состоит в том, что они лишены низменного характера, это скорее мотивы «морального порядка»: боязнь общественного осуждения, стыд за рождение внебрачного ребенка, страх перед родителями.

Субъектом данного преступления специальный, а именно - женщина-мать, достигшая 16-летнего возраста. Следует также обратить внимание на вопрос, который сегодня обсуждается в уголовно-правовой литературе. Это вопрос о придании субъектом убийства - суррогатной матери. Одни авторы допускают возможность привлечения ее к уголовной ответственности по ст. 106 УК РФ, другие придерживаются противоположных взглядов. Любая женщина, будь то биологическая мать или сурро-

6 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133

гатная, если она умышленно лишает жизни рожденного ею ребенка, является убийцей, а стало быть, и субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. И та, и другая в этом случае справедливо заслуживают снисхождения со стороны законодателя, так как во время родов испытывают моральные и физические страдания, что, собственно, и является обстоятельством, смягчающим наказание. Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ может быть только женщина, выносившая и родившая ребенка вне зависимости от своего правового статуса, то есть как суррогатная, так и биологическая мать.

В связи с развитием общественных отношений встает вопрос об ответственности матери, достигшей 14 лет, но не достигшей 16 летнего возраста, практика идет по пути, что ее действия не влекут квалификации ни по ст. 106 УК РФ, ни по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Однако представляется, что данную ситуацию необходимо менять, так как на сегодняшний день рождение ребенка девушкой, достигшей 14 лет, но не достигшей 16, перестает быть редкостью.

Также возникает сложная ситуация и при квалификации убийства матерью двух или более новорожденных детей, так как в диспозиции ст. 106 УК РФ отсутствует такой квалифицирующий признак. Квалификация таких действий по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ будет неправильной хотя бы потому, что санкция ч. 2 ст. 105 УК РФ - от 8 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь - значительно отличается от санкции ст. 106 - до пяти лет лишения свободы. Попов А.Н. в своей работе указывает, что убийство двух и более новорожденных детей при наличии всех необходимых признаков состава преступления надлежит квалифицировать только по ст. 106 УК, независимо от того, совершено ли убийство двух и более детей в результате одного деяния или дети были убиты в результате нескольких самостоятельных преступлений.[3-С.71]

Сложная ситуация возникает и в том случае, когда убийство своего новорожденного ребенка совершает мать, в соучастии с другими лицами. Если соисполнителями являются лица, достигшие 16 лет, то мать привлекается к ответственности по ст. 106 УК РФ за преступление средней тяжести, а соисполнитель - за особо тяжкое преступление по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ. То есть, исходя из логического толкования, степень общественной опасности деяния, совершенного соисполнителем, превышает аналогичную степень опасности действий, совершенных матерью новорожденного.

Все умышленные или неосторожные деяния, направленные на прерывание беременности или лишение жизни рожденного ребенка, за рамками данного периода квалификации по ст. 106 УК РФ подлежать не могут.

Предупреждение детоубийств возможно только совместными усилиями государства, правоохранительных органов, органов здравоохранения

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #11 (56), 2018 и общества в целом. Необходимо отметить, что деятельность всех субъектов предупреждения детоубийств должна опираться на достижения науки.

Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения по предупреждению детоубийств, необходимо:

Рекомендовать Министерству здравоохранения РФ разработать и принять новые законодательные акты в области оказания акушерско-гинеколо-гической помощи с учетом современной социально-экономической обстановки в стране и предусмотреть в них меры, направленные на повышение эффективности деятельности «кабинетов по планированию семьи»;

В целях неразглашения тайны операции по прерыванию беременности в медицинских учреждениях Министерству здравоохранения РФ необходимо разработать и принять Федеральный закон «Об основных гарантиях анонимного производства операций по прерыванию беременности».

Необходимо принять целевую программу «Охрана материнства и детства» и разработать эффективный механизм реализации данной программы, как на федеральном, так и на местном уровне.

Осуществление указанных мероприятий позволит устранить некоторые причины и способствующие условия, детоубийств, а значит, будет способствовать снижению числа указанных преступлений и своевременному их раскрытию и расследованию.

Так же необходимо дополнить текст ст. 106 УК РФ. В части второй необходимо установить ответственность за убийство двух и более новорожденных, так как количественный признак потерпевших по статье увеличивает степень общественной опасности совершенного преступления. Следовательно, стоит дополнить ч.2 ст. 106 УК РФ словами: «То же деяние, совершенное в отношении двух и более новорожденных» установив за данное деяние ответственность выше, чем в ч.1 ст. 106 УК РФ.

Законодателю также следует закрепить точный возраст, до достижения которого ребенок считается новорожденным. С учетом мнений авторов и анализа психологических особенностей рожениц предлагается установить данный срок в 1 неделю (срок, установленный в акушерстве). Данный срок предлагается использовать только для целей уголовного права, так как в рассматриваемой сфере правоприменителю важно психологическое состояние женщины, а не действительный возраст и физические данные ребенка.

Проведенное исследование также дает основания сделать вывод о необходимости снижения возраста привлечения к уголовной ответственности до 14 лет, что возможно путем внесения соответствующих исправлений в ч.2 ст.20 УК РФ.

Таким образом, реализация вышеуказанных предложений приведет к снижению числа убийств матерью новорожденного ребенка, а также унифицирует судебную практику и приведет законодательство в соответствие с современными реалиями.

Список литературы:

1. Грузинская Е.И. Убийство матерью новорожденного ребенка: проблемы квалификации в действующем уголовном законодательстве /Грузинская Е.И// Актуальные проблемы теории и практики противодействия преступлениям против личности - 2014. - С. 95-98

2. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 янв. 1999 г. № 1 // Российская газета. - 1999. - № 24.

3. Попов, А. Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах / А. Н. Попов. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2001. - 456 с.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 24 мая 1996 г. № 63-Ф3 : [в ред. федер. закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - № 25. - Ст.2954.

К ВОПРОСУ ОБ УБИЙСТВЕ ЛИЦА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В _БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ_

Щербань Андрей Игоревич

Магистрант 2 курса Дальневосточного института (Филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) г Хабаровск.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется квалифицирующий признак п. «в» статьи 105 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.

Рассматривается вопрос правильности разъяснения Постановление Пленума Российской Федерации.

ABSTRACT

The article analyzes the qualifying sign of paragraph "c" of Article 105 of the Criminal Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Criminal Code of the Russian Federation), as the murder of a person who is known to be guilty in a helpless state.

The question of the correctness of the explanation of the Resolution of the Plenum of the Russian Federation is being considered.

Ключевые слова: законодательство, преступление, квалификация, беспомощное состояние, уголовная ответственность.

Keywords: legislation, crime, qualification, helpless state, criminal liability.

Убийство лица, находящегося в беспомощном состоянии, является для Уголовного кодекса РФ относительно новым видом убийства.

В УК РСФСР 1960 г. не была предусмотрена ответственность за подобный вид убийства, а лишение жизни потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, квалифицировалось как убийство с особой жестокостью либо как простое убий-ство[1-С57].

Несмотря на разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, что убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, надлежит квалифицировать как умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство, а к лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее[2] , в правоприменительной практике часто встречаются ошибки, связанные с неправильным толкованием данного оценочного признака. Это связано, на наш взгляд, с неверным пониманием сущности рассматриваемого признака.

Часто суды видят данный признак в ситуациях, когда потерпевший в процессе убийства сначала приводился в бессознательное состояние виновным лицом, после чего лишался жизни.

Действия виновного лица, направленные на приведение потерпевшего в состояние, лишающее последнего оказать сопротивление в процессе лишения жизни, являются частью объективной стороны состава убийства. Поэтому нельзя такие действия оценивать по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Аналогично нельзя рассматривать как беспомощное состояние связывание потерпевшего, его удержание в процессе убийства.

Профессор А.И. Коробеев, считает, что «критерием разграничения рассматриваемых видов убийств служит момент возникновения беспомощного состояния потерпевшего. Этот момент должен предшествовать выполнению объективной стороны убийства, так как виновный еще до начала его совершения должен осознавать, что потерпевший не способен в силу физического или психического состояния защитить себя или оказать активное сопротивление» [ 1-С59].

Аналогичная проблема усматривается при выявлении фактов убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения. Поскольку Пленум

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.