Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2007. Вып. 2. С. 185-192
К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Теологическое образование
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
«...мне представляется важным разделить задачи религиозного воспитания. С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации. С другой стороны - упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежи согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе нашей православной традиции».
«Основной средой, в которой закладываются основы мировоззрения подрастающего поколения, является школа. Именно благодаря школе молодой человек может научиться преодолевать соблазны эпохи постмодерна, получить в противовес поп-культуре, с которой он соприкасается через телевидение, глянцевые журналы и рекламу, нравственный стержень, на основе которого сможет сформироваться его мировоззрение. Поэтому мы считаем очень важным, чтобы в школах осуществлялось преподавание основ православной культуры. И мы не понимаем логики Министерства образования, которое пытается сейчас ликвидировать региональный компонент образования, в рамках которого во многих регионах России преподаются основы православной культуры. Представляется очевидным, что попытки ликвидировать региональный компонент направлены прежде всего против этого предмета, поскольку в ответ на возражения из регионов: а как же быть с преподаванием местной истории и культуры, - из министерства отвечают, что все это останется, но вот основ православной культуры уже не будет. Такая политика министерства противоречит воле самих регионов, пожелавших ввести данный предмет в школьный куррикулум, а также позиции авторитетных общественных организаций, таких как Общественная палата. Нам сейчас очень
важно выступить за сохранение возможности преподавать основы православной культуры в школах, и Рождественские чтения - это та высокая трибуна, с которой это может быть сделано». (Из пленарного доклада на XVРождественских образовательных чтениях. Prokimen.ru)
Заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии игумен Георгий (Шестун) выступил со своим видением этой проблемы:
«Порою бывает очень трудно определить смысл понятий, хорошо знакомых с самого детства, понятий, которые прочно вошли в язык и сознание и смысл которых на первый взгляд очевиден. Когда слышишь вопрос: «Что обозначает данное понятие?» - ответ как бы готов: «А вы разве не знаете?». Кажется, что это знают все.
К таким знакомым, но трудно определимым относится и понятие «православная культура». Мы живем этой культурой более тысячи лет. Возраст самой православной культуры насчитывает более двух тысяч лет, а некоторые онтологические моменты православной культуры равны возрасту нашего мира. Когда возникли жаркие споры по поводу учебного предмета «Основы православной культуры», потребовалось определиться и с самим понятием «православная культура». В зависимости от смысла, который мы вкладываем в это понятие, определяется содержание учебного предмета и его место и роль в образовательном пространстве учебного заведения. На сегодняшний день в процессе дискуссии проявилось несколько подходов и методологических оснований, на базе которых разработаны и изданы программы и учебно-методические пособия по предмету «Основы православной культуры» (название предмета может иметь другие варианты). Рассмотрим эти подходы.
1. Краеведческий подход. Учебники данного направления предназначены для предмета, включенного в школьный или региональный компоненты государственного стандарта. Чаще всего разработчики таких курсов ограничиваются историей Православия в конкретном крае и не претендуют на изучение всей православной культуры.
2. Церковный подход. Разработчики данного направления исходили из того, что только церковная культура и является православной. Вся православная культура была сведена к культуре церковной и ею ограничена. Учебники, изданные с позиций данного подхода, дали повод нашим оппонентам заподозрить, что под видом православной культуры в школе вводится Закон Божий. К тому же творческая интеллигенция восстала против такого подхода, так как в православной
культуре не нашлось места для великих произведений литературы, живописи, музыки, кинематографа, несущих в себе свет православных ценностей, не всегда выраженных и облеченных в формы церковного искусства.
3. Церковно-этический подход. Это направление близко к предыдущему, но уделяет больше внимания аксиологической стороне православия, его ценностной и нравственной основе. Разработчиков данного направления уже тревожит слово «культура» в названии предмета, и поэтому мы можем наблюдать некоторые, довольно безосновательные и несистематические вкрапления из области культурологии в программы и учебные пособия. Этот подход унаследовал от предыдущего ту же ограниченность и такую же критику в свой адрес.
4. Религиоведческий подход. Используется некий взгляд извне, претендующий на объективное рассмотрение положения православия и православной культуры в мире, и особенно в мире других религий и ценностных ориентаций. Этот подход наиболее далек от православной культуры и более близок предметам «Религии мира» или «Сектоведение».
5. Культурологический подход. Данный подход наиболее перспективный, но на сегодняшний день, как это ни странно звучит, менее всего разработанный. Но и в этом направлении уже заметна некая ограниченность. Православная культура рассматривается только как культура православия или культура людей православных. Это вызывает критику со стороны тех, кто видит ценности православия и в произведениях, созданных неправославными людьми, иноверцами или авторами, живущими пока без Бога».
Далее игумен Георгий предложил рассматривать православную культуру как культуру Православной цивилизации и ввести этот предмет в федеральный компонент государственного стандарта образования: «Учебный предмет «Духовно-нравственная культура Православной цивилизации» должен стать частью федерального компонента государственного стандарта образования. Это базовый предмет образовательной области «Духовно-нравственная культура».
«Вместо предмета „Религии мира“, который можно изучать и факультативно по желанию родителей и учащихся, будет полезно ввести предмет „Основы Православной цивилизации“. В рамках этого предмета на протяжении всех лет обучения ученики будут познавать три основы Православной цивилизации: веру, культуру и государственность. Важно не только знание о религиях, важно знать, как они сосуществовали в рамках цивилизации, какой вклад внесли в укреп-
ление государственности и единения народа». (Из пленарного доклада на XVРождественских образовательных чтениях. Prokimen.ru)
В рамках XV Международных Рождественских Образовательных чтений прошел круглый стол «Система теологических знаний как основа воспитательного процесса в высшей школе» (секция «Воспитание в высшей школе»). С вступительным словом выступили архиепископ Томский и Асиновский Ростислав и ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Участники семинара с большим вниманием отнеслись к выступлению Т.Э. Петровой (Министерство образования и науки РФ). Оно было посвящено деятельности министерства, разработке государственного стандарта теологии, подготовке новых законопроектов и др.
На семинаре обсуждались также такие актуальные для сегодняшнего дня вопросы, как «Роль православных ценностей в формировании личности» (доклад доктора педагогических наук, профессора В.М. Меньшикова, зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета), «Воспитание студентов кафедр теологии через социальное служение» (доклад иеромонаха Луки (Степанова), зав. кафедрой теологии и классических языков Рязанского государственного педагогического университета).
Об историческом опыте преподавания богословских дисциплин в университетах подробно рассказала Н.Ю. Сухова, магистр богословия, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Интересными с практической точки зрения были доклады Т.Г. Человенко, кандидата педагогических наук, доцента, зав. кафедрой теологии и религиоведения Орловского государственного университета, «Опыт преподавания основных религий России в Орловском государственном университете»; иерея Геннадия Егорова, декана факультета дополнительного образования ПСТГУ, «Интернет-обучение в ПСТГУ в помощь межвузовским кафедрам теологии», и другие.
Тема педагогической секции «Духовно-нравственные ценности в российском образовании» органично связана с темой «Православие — культура — наука», заявленной организаторами XVII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Через ее освещение участники и докладчики секции попытались исследовать и обсудить вопросы осмысления духовно-нравственной культуры как научно-образователь-
ной области, возвращения православных духовно-нравственных ценностей в систему российского образования через введение как отдельного предмета «Основы православной культуры», так и через интеграцию духовного компонента в преподавание гуманитарных дисциплин.
Руководил секцией кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Киприан (Ященко).
Тематику секции можно охарактеризовать следующими словами: «Образование, являясь одной из самых консервативных систем, особо нуждается в мировоззренческой целостности и нравственной ориентированности. Отсутствие духовно-нравственного компонента в современном российском образовании, безграничная либерализация и плюрализм приводят к полному размыванию нравственных критериев и ценностных ориентиров в формировании и становлении личности. Основой, фундаментом, живым нервом отечественной культуры и российской ментальности является православие».
Участники XI Всемирного русского народного собора — международной общественной организации, созданной в 1993 г., которой в 2005 г. был предоставлен специальный консультативный статус при ООН,
предлагают внести теологию в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Резолюция с этим обращением к Правительству Российской Федерации была принята на итоговом заседании ВРНС. Документ также предлагает внести поправки в законодательство о предоставлении духовным учебным заведениям права государственной аккредитации и признании их дипломов. Кроме того, собор призвал Правительство РФ «отозвать поправку к Федеральному закону «Об образовании», ликвидирующую национально-региональный и школьный компоненты в образовательных стандартах» и включить предмет «Основы православной культуры и этики» «в соответствующую область федерального образовательного стандарта».
Среди участников XI Всемирного русского народного собора были иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, главы других традиционных конфессий России, представители Русской Зарубежной Церкви, старообрядчества, главы и представители министерств, палат парламента, губернаторы, в частности министр культуры РФ Александр Соколов, полпреды Президента РФ в Центральном и Сибирском федеральных округах Георгий Полтавченко и Анатолий Квашнин, вице-спикеры Госдумы и Совета Федерации Любовь Слиска и Александр Торшин.
Пресс-служба Свято-Тихоновского университета информирует о проведении круглого стола «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества», который состоялся в г. Туле. Мероприятие было приурочено к совместному выездному заседанию Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Общественного совета Центрального федерального округа.
С приветствием к участникам круглого стола выступили Михаил Грязев, ректор Тульского государственного университета, и архиепископ Тульский и Белевский Алексий. В начале заседания Евгений Юрьев, председатель Общественного совета ЦФО, возглавивший круглый стол, еще раз напомнил слова Президента РФ Владимира Путина, сказанные им на ежегодной пресс-конференции в Кремле: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны».
Антон Федоров, первый заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, в своем выступлении констатировал, что Церковь отчуждена от процесса образования, но именно Церковь является главным носителем духовных ценностей. В целях возрождения нравственности, формирования стабильности и баланса государство и общество должны быть открыты к сотрудничеству с Церковью в сфере образования. «Развитие законных форм присутствия Церкви в образовательном пространстве является важным направлением государственной политики», - отметил Антон Федоров.
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, выступая на конференции, особо отметил, что «теология является тем инструментом, который может содействовать возрождению самосознания нашего народа, но без веры, без духовности полноценная жизнь невозможна».
В настоящее время теология возвращается в образовательное пространство страны. Отныне все желающие могут изучать богословие, специалисты-теологи участвуют в научной и образовательной жизни, в любой сфере общественной и государственной деятельности. В 2001/2002 г. Министерство образования и науки приняло стандарт второго поколения по теологии, в соответствии с которым в настоящее время ведется преподавание теологии в 36 вузах России, 21 из которых - государственные. Потребность молодежи в знаниях о религии подтверждают данные социологического исследования, про-
веденного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора Игоря Рязанцева.
Одним из самых успешных опытов развития теологических подразделений на базе государственных вузов является кафедра теологии Тульского государственного университета, возглавляемая протоиереем Львом Махно, на базе которой был организован круглый стол. Но в сфере высшего теологического образования существуют и определенные проблемы: непризнание государством дипломов духовных школ, незавершенность вертикали теологического образования в высшей школе. Как заметила Мария Тюменева, заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ, такая ситуация не имеет аналогов ни в одной стране мира. К примеру, в Великобритании дипломы духовных школ не дискриминируются в отношении к дипломам государственных вузов. За рубежом практикуются различные формы участия Церкви в жизни теологических факультетов вузов: двойная подчиненность факультетов, назначение преподавателей, утверждение программ.
Исследования в области истории теологического образования в России XVIII—XX вв., проведенные Натальей Суховой, магистром богословия, доцентом кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, подтверждают, что и в нашей стране богословское образование в той или иной его форме никогда не покидало стен высшей школы. Реформа высшей школы, которую реализует сейчас Минобрнауки по Болонскому соглашению, направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности российского образования. Однако в настоящее время степень кандидата и доктора теологии можно получить только за рубежом - в Великобритании, Германии, США и других странах. В России степени кандидата и доктора теологии не включены в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Однако, по словам Гульфии Хаби-буллиной, проректора по учебной работе Московского исламского университета, «опыт показывает, что подготовка специалистов-тео-логов, например в области исламской теологии, в других странах неприемлема и даже опасна».
По итогам работы круглого стола была составлена резолюция, предусматривающая ряд программ и мероприятий по содействию развития теологического образования и науки в России.