Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2008. Вып. 2(9), С. 153-158
Теология в системе научного знания и образования:
Круглый стол по теологии в Общественной палате РФ
Какое место должна занимать теология в системе образования, и нужна ли вообще в России такая дисциплина — этот и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, посвященного месту теологии в системе отечественного образования, — «Теология в системе научного знания и образования», который прошел в Общественной палате РФ 17 марта 2008 г.
В обсуждении заявленной темы участвовали: архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; проректор Московской Православной Духовной академии о. Владимир Шмалий; А. Себенцов, представитель Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ; Т.Э. Петрова, представитель Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России; В. Легойда и др.
Ведущий дискуссии Максим Шевченко, член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, журналист, обозначил ряд пунктов, важных для понимания проблемы. Теология — предмет высшей школы, а не общеобразовательной. Она преподается во всех лучших университетах мира, в том числе в Гарварде, Оксфорде и Сорбонне, и это не считается нарушением принципа светскости государства. В России этот предмет преподается с 1994 г. в более чем двух десятках светских учебных заведений. Однако Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) не принимает к защите диссертации по данной дисциплине.
28 февраля 2008 года был принят закон, по которому духовные образовательные учреждения получили право на государственную аккредитацию. Этого, по мнению иерархов Русской Православной Церкви и православной общественности, недостаточно. Согласно закону выпускники семинарий и иных высших церковных школ получают «не совсем настоящий» диплом (государственного образца, но без изображения государственного герба — такие же документы выдаются негосударственными образовательными учреждениями). Кроме того, богословие не включено в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Хотя, как заметил Максим Шевченко, качество преподавания в духовных училищах зачастую бывает гораздо выше, чем в некоторых провинциальных университетах.
По мнению Московского Патриархата, ситуация, когда российские теологи не могут защитить кандидатские и докторские диссертации и получить «светс-
кие» ученые степени, ставит их в неравное положение и, следовательно, противоречит духу демократии и букве Конституции Российской Федерации.
«В нашей стране открыта целая сеть теологических факультетов и кафедр в учебных заведениях, существует большое количество духовных учебных заведений, которые недавно получили государственную аккредитацию. Почему теология в таком случае не включена в перечень ВАКа, а наши выпускники не могут защитить диссертацию?» — задал вопрос ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. По его мнению, признание богословия полноценной научной дисциплиной прямо вытекает из обязательств России, взятых ею на себя после присоединения к Болонскому процессу. «Мы признаем научную степень доктора теологии, защитившего диссертацию в Гарварде или Сорбонне, но отказываем собственным ученым в таком же праве. Это антиправовая и вопиющая ситуация», — констатировал отец Владимир. Он отметил, что большая часть населения планеты — люди религиозные, а материализм — лишь одно из мировоззрений, также имеющее право на существование. «Поэтому говорить, что мы живем в век материализма, — неверно», — заключил свое логическое построение отец Владимир.
На вопрос ведущего, считает ли он теологию наукой или лженаукой, представитель государства, точнее, Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Андрей Себенцов довольно уклончиво пояснил: «Знания могут иметь разнообразный характер. Дело в том, где они далее применяются». И еще более расплывчато пообещал: «Если государство сочтет эти знания полезными, то почему бы не включить их в образовательный процесс?»
Что касается участвовавших в круглом столе представителей светской науки, то они разошлись во мнениях: что следует считать предметом исследования богословия — изучение церковных памятников или сами религиозные постулаты? В первом случае теология вполне может попасть в категорию светских наук (притом что аналогичные исследования можно вести в рамках изучения истории, филологии или, например, искусствоведения). Во втором — предмет и метод исследования явно выходят за рамки сугубо научных дисциплин. «В России зарегистрировано порядка семидесяти религиозных объединений. Не получится ли так, что каждое из них представит в Минобрнауки собственный вариант образовательного стандарта преподавания богословия?» — задался вопросом заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы Михаил Шахов.
Представитель Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Татьяна Петрова напомнила, что хотя Президент Российской Федерации подписал закон о госаккредитации духовных учреждений, получить эту аккредитацию можно не раньше первого выпуска, то есть через четыре—пять лет. Только после этого первые выпускники смогут преподавать на кафедрах теологии легально. Петрова также сообщила, что разработкой нового варианта перечня научных специальностей ВАК занимается экспертная группа под руководством вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова. Уже в конце марта проект должен быть опубликован и передан на обсуждение научному сообществу. «Перечень в целом укрупненный, то есть такой дробности, как раньше — 50 позиций по од-
ной отрасли науки, не будет. И надо говорить, чтобы теология появилась в одном ряду с другими специальностями», — подчеркнула Татьяна Петрова.
Владимир Шохин, завсектором Института философии РАН, высказал опасение, что теология может стать модной дисциплиной для получения второго высшего образовании или написания диссертаций, как это сейчас порой происходит с философией. «Соискатели приносят мне работы о познании сущности, о Светой Троице, — рассказывал философ. — Одна дама, которая пятнадцать лет преподавала научный коммунизм, сейчас хочет написать диссертацию о великомученице Татьяне». По мнению Владимира Шохина, такой поворот с диссертациями по теологии вряд ли устроит Церковь.
В ходе дальнейшей дискуссии член Общественной палаты архиепископ Владикавказский и Ставропольский Феофан посетовал, что Министерство образования не отвечает на запросы палаты по поводу изменения компонентов и стандартов образования.
Алла Гербер поставила теологам в пример Александра Меня, который, как явствовало из ее выступления, «один противостоял всему злу».
Член Общественной палаты Евгений Юрьев представил краткий доклад с цифрами и графиками о том, как духовное образование взаимосвязано с исцелением социальных недугов в мире. В конце концов собравшиеся пришли к выводу, что если подойти к предмету цивилизованно и с умом, то теология может принести конкретную пользу и светскому обществу.
Пресс-служба Общественной палаты РФ (с использованием материалов СМИ)
Заседание президиума РАО
ПО ОБСУЖДЕНИЮ КОНЦЕПЦИИ ГОССТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5 марта 2008 года в Москве состоялось заседание президиума Российской академии образования.
В повестке дня было обсуждение Концепции государственного стандарта общего образования.
Вел заседание президент Российской академии образования Никандров Н.Д.
Помимо членов президиума, в заседании приняли участие:
Калина И.И., заместитель министра образования и науки РФ, Петрова Т.Э., начальник отдела Минобрнауки России, руководители и сотрудники институтов РАО, члены рабочей группы по изучению истории и культуры религии (православия) при Минобрнауки России, представители прессы, разработчики стандартов и др.
С докладом о результатах и ходе разработки федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения выступил научный руководитель авторского коллектива разработчиков нового стандарта Кондаков А.М.,