Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЗГ / УМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

В данной статье описано влияние физических упражнений на умственную деятельность человека, приведены результаты взаимосвязи между умственной деятельностью и физическими упражнениями. Перечислены упражнения, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE MENTAL PERFORMANCE OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

This article describes the impact of physical exercise on mental activity, the results of the relationship between mental activity and exercise. The exercises that most effectively affect mental activity are listed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

4. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. 2016. С. 421.

5. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. // Особенности психического развития детей 67 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика. 2018. С. 136.

УДК: 796.015.68

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); доцент Коруковец Александра Петровна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

Постановка проблемы. Самым важным в жизни человека является его здоровье. Именно здоровье позволяет человеку выполнять основные функции жизнедеятельности. В наше время проблема поддержания и сохранения здоровья актуальна как никогда [2].

Каждый студент, обучающийся в университете, может встретиться с проблемой усвоения нового материала. Связано это с изменением условий деятельности, увеличением объёма необходимой для изучения информации. Вследствие этого уклад жизни студента может приобрести малоподвижный характер. Возрастает уровень стресса, эмоциональное и нервно-психическое напряжение. Это влечёт к различным ухудшениям в деятельности нервной, дыхательной, кровеносной и других систем, появлению гиподинамии, приводящих в итоге к отрицательным изменениям, происходящим в организме человека и быстрой утомляемости. Другой причиной, являющейся причиной сокращения двигательной активности молодежи -появление смартфонов, компьютеров и других технических устройств. Они позволяют заменить физический труд на умственный, что снижает работоспособность каждого индивида. Поэтому необходимость занятий физической культурой неуклонно возрастает [3].

Изложение основного материала исследования. Физическая активность является фактором, который формирует и адаптирует организм к умственным нагрузкам. Большое воздействие на внимание, реакцию, способность оперативно мыслить, работу ума оказывают физические упражнения [6].

Интеллект - важнейшая характеристика личности человека. Он объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [7].

По мере обучения в школе, мозг человека быстро развивается, появляются новые нейронные связи, которые поддерживают наши способности, таки например, как способность управлять своим поведением и подавлять его, решать несколько задач одновременно и не отвлекаться. И физические упражнения являются главным фактором, влияющим на развитие умственных способностей ещё с детства. Согласно исследованиям, физическая неактивность напрямую связана с плохой успеваемостью [8].

После быстрого умственного развития в детстве, последующая за ней молодость (то есть 18-35 лет) характеризуется относительно стабильными и максимальными умственными способностями. Причиной этому может быть меньшее количество научных исследований, посвященных изучению связи между физическими упражнениями и умственными способностями в течение это части жизни. Другой же причиной этому могут быть противоречивые результаты влияния физических упражнений на умственную деятельность [9].

Таблица 1

Зависимость степени переутомления от физических нагрузок

Симптом Степень переутомления

начинающая слабая средняя сильная

Усталость при усиленная работа обычная облегченная без нагрузки

умственной нагрузке

Эмоциональные интерес ко всему переменчивое угнетенное сильная

характеристики происходящему настроение настроение раздражительность

Нарушение сна нет трудно просыпаться сонливость бессонница

Физическая нагрузка Ежедневная (1,5-2 часа) по расписанию ВУЗа (1-2 раза в неделю) нерегулярная отсутствует

Правильно выбранный режим физической активности, физические упражнения, имеют положительное влияние на психику, делают ум более устойчивым к различной интеллектуальной деятельности. Физические упражнения с верно подобранным временем выполнения и интенсивностью - залог повышенной работы ума. Любая двигательная активность улучшает процессы обмена в организме. Однако чрезмерное увеличение физических и умственных нагрузок вызовет у человека быстрое утомление, и как итог эффективность его труда снизится в разы. Ухудшается восприятие информации, её анализ и обработка, новый материал усваивается хуже [10]. Предупреждением о возникновении утомления является перенапряжение организма [4]. Проблема взаимосвязи двигательной и умственных способностей - объект изучения для многих современных исследователей. На данный момент до сих пор не известен уровень физической активности, позволяющий интеллектуальной деятельности достигнуть своего максимума.

Согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья наметилось сокращение числа здоровых студентов в пять раз. [5]. Гиподинамия - главная причина существования подобной тенденции. Сниженная

двигательная активность ухудшает обмен веществ и уменьшает скорость поступления информации в мозг, вследствие чего нарушается работа органов. Поэтому так важно совершенствовать опорно-двигательный аппарат, тем самым препятствуя появлению нарушений осанки и создавая благоприятные условия для правильной работы органов [13].

Различные части организма частично состоят из мышц, от которых в мозг поступают нервные импульсы, обеспечивающих его нормальное функционирование. Чем сложнее умственно решаемая задача, тем сильнее напрягаются мышцы тела. Заметить данную взаимосвязь можно по лицу человека: взгляд становится сосредоточенным, губы сжаты. [11]. Во время изучения материала, в нашем теле начинают непроизвольно напрягаться и сокращаться мышцы коленного сустава, который то выпрямляется, то сгибается. Таким образом, происходит обогащение и обеспечения функционирования мозга нервными импульсами, поступающими из мышц в центральную нервную систему [14]. В других случаях, когда не требуются особые физические усилия, напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса, лица и речевого аппарата, поскольку их деятельность связана с нервными центрами, отвечающих речь, внимание и эмоции [12].

Таблица 2

Исследования влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы

№ Испытуемые Число испытуемых человек Масса тела ЧСС ударов в минуту в состоянии покоя

1 неспортивные 10 65-70 72,3

2 занимающиеся спортом 1 год 11 68-71 70,1

3 занимающиеся спортом 2 года и выше 10 70-72 65,6

Во время долгого занятия письмом, поначалу напрягаются пальцы, а затем мышцы плечевого пояса и плеча. Подобная длительная деятельность приводит сначала к привыканию, в результате чего начинается процесс торможения и понижение работоспособности. Для того чтобы предотвратить это, нужно выполнить несколько физических упражнений. Это поможет избавиться от нервного напряжения, расслабить мускулатуру [1]. Поэтому даже мытье посуды или уборка в доме будут эффективными.

Различные аэробные упражнения, (кардио-упражнения) повышают частоту сердцебиения, что увеличивает приток крови к мозгу. Повышенная частота сердцебиения сопровождается учащением и ускорением дыхания в зависимости от интенсивности тренировки. Усиленное дыхание позволяет большему количеству кислороду поступать в кровоток, благодаря чему в мозг поступает больше кислорода. Все это приводит к нейрогенезу-появлению новых нейронов в тех частях мозга, которые отвечают за память и способность размышлять. Нейрогенез увеличивает объём мозга, что также помогает предотвратить деменцию. Также, по некоторым сведениям физические упражнения помогают уменьшить когнитивные нарушения при болезни Паркинсона и ишизофрении. За месяц умеренных упражнений гиппокамп больных увеличился на 12%. Риск болезни Альцгеймера иногда снижается до 50%. Антистрессовый и антидепрессивный эффект физической активности облегчает симптомы многих нервных расстройств [15].

Стресс и депрессия негативно влияют на нейроны и синапсы, вызывая их атрофию, вследствие чего связи между нервными клетками разрываются. Это делает нервные клетки бесполезными и ненужными, уменьшается число нервных цепочек и нервных контуров, что негативно воздействует на умственную деятельность и на умение выходить из трудных ситуаций. Именно здоровый образ жизни оказывает положительное влияние, позволяя нейронам сопротивляться стрессовому эффекту, сохраняя возможность образовывать новые клеточные контакты.

Другим фактором, связывающим физические упражнения и ум, являются нейротрофины, которые являются белками, обеспечивающими выживание и функционирование нейронов. Было замечено, что физические упражнения способствуют выработке нейротрофинов, что приводит к нейропластичности, и следовательно, к улучшению памяти и обучения. Увеличивается также число нейромедиаторов, в особенности серотонина и норадреналина, стимулирующих обработку информации и улучшающих настроение, регулирующих аппетит и снижающих тревожность. Однако положительный эффект нейротрофинов может быть отменён кортизолом. Чрезмерно изнурительные и частые силовые тренировки поддерживают данный гормон на высоком уровне. Его продолжительное воздействие снижает выработку нейротрофического фактора и отрицательно влияет на мозг [16].

Таблица 3

Успеваемость студентов-спортсменов и средние показатели по ТТИ БГТУ имени В.Г. Шухова (%)

Оценка Летняя сессия Зимняя сессия

в группе в целом по в группе в целом по

спортсменов институту спортсменов институту

Хорошо и отлично 65,3 49,2 64,6 40,9

Удовлетворительно 31,2 43,2 32,8 52,7

Неудовлетворительно 3,5 7,6 2,6 6,4

Бег, ходьба, занятие лыжами и коньками являются наиболее эффективными аэробными упражнениями. Простая прогулка, например способна увеличить некоторые области префронтальной коры и гиппокампа, отвечающих за планирование и память. Следует тренировать не только мозг, но и тело, чтобы повысить эффективность умственной деятельности. Многое зависит от уровня физической подготовленности - память, обработка информации, внимание. Ход психических процессов зависит от способностей человека, таких как

выносливость, сила и скорость. Следовательно, правильно подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после завершения интеллектуальной деятельности имеет прямое влияние на работу мозга. Важно определить тот уровень двигательной активности, при котором эффективность работоспособности достигнет своего максимума. Полное восстановление возможно только тогда, когда уровень нагрузок соответствует уровню физической подготовки человека. Стоит заметить, что малые нагрузки не создадут никакого положительного эффекта, излишние же повлияют негативно, приведут к переутомлению и существенному ухудшению работоспособности. Самое важное это сконцентрироваться на том типе упражнения, который позволит вам достичь максимальной эффективности в умственной деятельности. Несколько упражнений, направленных на гибкость и баланс, будут лучше, чем всего лишь одно упражнение. Но в любом случае, любое упражнение будет лучше, чем никакое [17].

Выводы. В результате можно сделать вывод, что физические нагрузки имеют прямое влияние на повышение умственной работоспособности. Бег, занятие лыжами и коньками, ходьба и другие физические занятия оказывают благоприятное воздействие на мозг, расширяя механизмы и способы защитно-приспособительных процессов в головном мозге. Можно с уверенностью утверждать, что физическое воспитание и спорт, а также другие способы улучшают здоровье и самочувствие, благоприятно влияют на успеваемость. Занятия физическими упражнениями, в свою очередь будут полезны каждому человеку, любого возраста и профессии, а особенно там, где умственная деятельность является наиболее важной. Однако стоит помнить, что чрезмерные и изнурительные силовые тренировки будут влиять на умственную деятельность скорее негативно, чем положительно.

Аннотация. В данной статье описано влияние физических упражнений на умственную деятельность человека, приведены результаты взаимосвязи между умственной деятельностью и физическими упражнениями. Перечислены упражнения, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность.

Ключевые слова: физические упражнения, умственная деятельность, мозг, ум.

Annоtation. This article describes the impact of physical exercise on mental activity, the results of the relationship between mental activity and exercise. The exercises that most effectively affect mental activity are listed.

Keywords: physical exercise, mental activity, the brain, the mind.

Литература:

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа — вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2004. — 148 с.

2. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б. Физическая подготовка сотрудника полиции как один из важнейших элементов профессиональной готовности курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2015. № 2 (26). С. 83-85.

3. Воротник А.Н., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Комплексный подход к повышению общей физической работоспособности курсантов образовательных организаций системы МВД России. Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С. 86-90.

4. Виленский В.И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.

5. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся в высших учебных заведениях // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — 180 с.

6. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Кутергин Н.Б. Современные подходы в подготовке специалистов аварийно-спасательного профиля в технических высших учебных заведениях. Вестник белгородского государственного технологического университета им. в.г. Шухова . 2014. № 5. с. 215-219.

7. Зайцев В.П., Крамской С.И., Амельченко И.А., Манучарян С.В., Кудряшов М.В., Бондаренко И.О., Бондаренко Т.В., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Климова В.К., Шимохина М.В. Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта в процессе физической рекреации. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород, 2014.

8. Коруковец А.П. Задачи спортивной тренировки: Наукоемкие технологии и инновации: - сборник докладов международной научно-практической конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2016. С. 157-162.

9. Кутергин Н.Б., Коруковец А.П., Шумилов А.Ю. Мотивация студентов к занятию физической культурой и спортом. В сборнике: Современные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке Сборник материалов XI международной научно-практической и учебно-методической конференции. 2018. С. 76-80.

10. Коруковец А.П., Кутергин Н.Б. Специфика подготовки в волейболе связующего игрока. В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях Сборник статей XV Международной научной конференции, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2019. С. 190-194.

11. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1 (17). С. 49-50.

12. Любаев А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 03.11.2019).

13. Полиевский С.А., Кабачков В.А., Профессиональная направленность физического воспитания в вузах. — М: Высшая школа, 2005, — 190 с.

14. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. — М.: Здоровье, 2007. — 216 с.

15. Стасевич К. Физическая активность и мозг [Электронный ресурс]. URLhttps://www.nkj.ru/archive/articles/32066/ (дата обращения: 03.11.2019).

16. Субботина А. Физкультура для мозга [Электронный ресурс]. URLhttps://www.nkj.ru/news/32949/ (дата обращения 03.11.2019)

17. Voss M., Nagamatsu L., Liu-Ambrose T., Kramer A. Exercise, brain, and cognition across the life span // Physiology. 2011. №5. P. 1505-1513

УДК: 378.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

преподаватель Мареева Анастасия Сергеевна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В современном мире вопросы личностного самосознания, самореализации, обретения своего пути в жизни и в профессии становятся особенно актуальными. Поэтому основной задачей сферы образования на сегодняшний день является создание оптимального пространства для полноценного развития и всестороннего раскрытия индивидуальных образовательных и творческих возможностей каждого ребенка.

Инновацией в системе образования стал новый вид профессиональной деятельности - тьюторство. Профессия «тьютор» - это ответ на запрос нашего общества, в удовлетворении потребности человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути. Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности [6].

В связи с тем, что тьюторство отличается высоким уровнем новизны для нашей системы образования, в настоящее время чувствуется дефицит детальной научной информации о возможностях и особенностях тьюторства. Также российские образовательные учреждения нуждаются в рекомендациях по внедрению тьюторского сопровождения в практику работы. Дипломированных тьюторов мало, в большинстве школ, колледжей и организаций дополнительного образования сопровождающими педагогами работают социальные педагоги, методисты, тренеры, воспитатели, а также волонтёры - студенты и ученики старших классов. Потребность в профессиональных тьюторах очевидна. Причем с каждым годом она будет только расти.

Изложение основного материала исследования. Тьютор (tutor) в переводе с английского - репетитор, наставник, покровитель. История тьюторской практики непосредственно связана с историей первых европейских университетов Оксфорда и Кембриджа. С XVII века тьюторская система занимала центральное место в британской университетской системе обучения. Тьютор был многообразной фигурой. Он выстраивал образовательную траекторию и курировал учебу подопечных, определял и советовал им, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, помогал составлять учебный план, готовил к экзаменам, а также осуществлял моральное наставничество, передавал свой опыт самообразования [2].

В России института тьюторства как такового раньше не существовало. Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, гувернанток и гувернеров, монастырских наставников. Основной этап развития тьюторства начался в нашей стране только в эпоху перестройки, в связи с необходимостью модернизации российского образования.

Большой вклад в распространение тьюторского движения внесли отечественные педагоги Т.М. Ковалева, Е.А. Волошина, Л.М. Долгова, П.Г. Щедровицкий, В.М. Розин и другие. Первая тьюторская группа, под руководством Т.М. Ковалевой, была создана в 1990 году в инновационной школе «Эврика-развитие» г. Томска.

В настоящее время профессиональная деятельность тьютора в образовании определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне - это закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [3], [4], [5].

В современном понимании, тьютор - это специалист, исследующий интересы подопечного и создающий среду для его развития. В этом и заключается основное отличие тьютора от педагога, базовая задача которого научить, и психолога - цель которого помочь. Тьютор ориентируется не на образовательные стандарты и учебные программы, а прежде всего на потребности учащегося. Тьютор сопровождает процесс формирования личности подопечного, помогает ему разобраться в успехах, неудачах, потребностях, желаниях, выстроить цели, а также прокладывает индивидуальный образовательный маршрут.

Е.С. Гладкая и З.И. Тюмасева рассматривают тьюторское сопровождение как взаимосвязь четырех функций, выполняемых тьютором. Диагностическая функция помогает выявить в процессе работы актуальный уровень развития, готовность к самообразованию, запрос на сопровождение познавательного интереса. Управленческая функция состоит из нескольких этапов: планирование, организация, мотивация и контроль процесса сопровождения. Образовательная функция обеспечивает реализацию познавательного запроса тьюторанта, а также повышает его готовность к дальнейшему самообучению и саморазвитию. Рефлексивная функция позволяет контролировать направленность и осознанность внимания тьюторанта на собственные мысли и ощущения. Самоанализ позволяет личности оценивать свои действия и происходящие события по продвижению к поставленной познавательной цели [1].

Ярким примером успешно реализованного тьютерского сопровождения в системе дополнительного образования является проект «Мобильный тьютор». Проект был создан 27 марта 2019 года государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» г. Ростов-на-Дону. Данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Ростовской областью в целях обеспечения современного уровня, качества и доступности дополнительных образовательных программ и услуг в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Цель проекта «Мобильный тьютор»: создание модели взаимодействия по выявлению и поддержке одарённых детей в системе образования Ростовской области, а также расширение единого образовательного пространства.

Для эффективной реализации проекта, используются следующие формы работы:

- формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве учреждений дополнительного образования;

- программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.