УДК 796
ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
PHYSICAL AND MENTAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL FOR THE HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Даянова Марина Александровна
кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aieksandrovna candidate of biological sciences, associate professor department "Theories and methods of physical education culture
and life safety»>
Volgograd state socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Коробейникова Елена Ивановна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd state socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В нашей работе рассмотрено взаимодействие физической и умственной деятельности человека. Исследование литературных источников позволяет сделать выводыы что умственное и интеллектуальное развитие личности зависит от комплекса различных факторов, в том числе от физического развития. Выявлена и обоснована необходимость развития этих видов деятельности для предотвращения переутомления и состояния стресса.
Abstract. In our work the interaction of physical and mental activity of the person is reviewed. The study of literary sources allows us to conclude that the mental and intellectual development of the individual depends on a set of various factors, including physical development. We identified and justified the need of the development of these activities to prevent fatigue and stress.
Ключевые слова: физическая культура; спорт; умственная деятельность; умственное и интеллектуальное развитие; физическая деятельность, двигательная активность.
Keywords: physical education; sports; mental activity; mental and intellectual development; physical activity, motor activity.
Физическая культура оказывает огромное влияние на развитие личности. Благодаря правильно поставленным целям, можно добиться невероятных результатов, как в физическом, так и в интеллектуальном развитиях. Значение физических упражнений в жизни человека трудно переоценить - простое перечисление положительных эффектов от занятий физической культурой позволяет создать целостное представление о благотворной пользе движения: повышение иммунитета человека, снижение заболеваемости организма, повышение его функциональных резервов, выносливости, работоспособности, и в конечном итоге - повышение уровня здоровья. Но качественные функциональные улучшения в организме достигаются при соблюдении правил и основ здорового образа жизни, а двигательная активность является эффективным средством укрепления здоровья и гармоничного развития личности [7,с.110]. В нашей работе рассматривается взаимодействие физической и умственной деятельности, а также обоснование важности занятий спортом и физической культурой для достижения успехов в развитии умственного потенциала. Главными составляющими здорового образа жизни можно смело называть - физическую и двигательную активность, занятия физкультурой и спортом. Физические упражнения развивают координацию, силу, быстроту, выносливость организма, оказывают воздействие на умственную деятельность человека, также способствуют развитию психофизиологических свойств личности.
Еще со школьных лет на занятиях по физической культуре детям прививаются знания о пользе физической и двигательной активности, безопасной и рациональной методике выполнения упражнений, происходит развитие двигательных навыков и умений, и повышение уровня общей физической подготовки, что, несомненно, является важной составляющей в период формирования, развития и роста организма ребенка. Последующее использование и совершенствование полученных навыков и умений, безусловно, положительно сказывается на повседневной жизни и трудовой деятельности человека, но также не стоит забывать о влиянии физической и двигательной активности на умственное развитие [2].
Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной
деятельности, ее успешном осуществлении. Понятие умственное воспитание взаимодействует с понятием умственного развития, которое определяется как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта. На умственном развитии сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков [1].
В трудах Пшеничникова А. Ф. дается определение физическому воспитанию: это, главным образом, система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании [6].
Ведущей целью и умственного, и физического воспитания является совершенствование познавательной деятельности человека, его интеллекта и мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Физическая культура - это сфера науки и практики, где посредством физической активности индивидом усваивается комплекс общепринятых установок, ценностей и социальных норм. При этом идет процесс становления личности и ее социализация. Физическая активность и умственная деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, физическая активность создает благоприятные условия для умственной деятельности и способствует развитию интеллекта. С другой стороны, умственная активность создает условия для более вдумчивого отношения к занятиям физической культурой и спортом, что существенно повышает эффективность занятий физической культурой. Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей [6,с.108]. Это отмечал еще выдающийся ученый П. Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».
Занятия физической культурой и спортом инспирируют секрецию таких важных гормонов, как гормон роста, инсулин, адреналин, эндорфины и многие другие. Все они, бесспорно, важны для нормального функционирования человеческого организма. Например, с увеличением секреции гормона
роста ускоряется энергетический обмен, повышается концентрация внимания. А адреналин, являющийся одним из гормонов стресса, в свою очередь увеличивает ритмичность сердечных сокращений, повышает артериальное давление. Регулярные занятия спортом позволяют бороться с постоянным нервно-психическим перенапряжением, которое провоцирует снижение работоспособности и усидчивости [2]. Психологические исследования показали, что у людей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, снимаются проявления стресса, они чувствуют себя комфортно, повседневные заботы не приносят им чувства усталости, у них высокая работоспособность.
Сущность влияния движений на организм состоит в следующем: движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы [3,с.4].
В организации движения в качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных видов животных, примерно одинаковых по размеру и весу, зависит от образа жизни: кролик живет в среднем 5 лет, заяц -15; мышь - 2 года, летучая мышь - до 30; корова - 20-25, лошадь - 40-50. Продолжительность жизни пропорциональна степени двигательной активности [3,с.5].
Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями: во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что импульсы,
идущие от напряженных мышц в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений, чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений [3,с.6].
С точки зрения физиологических процессов двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Также, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции [7,с.109]. Физические и двигательные нагрузки вызывают перестройки различных функций в организме человека, воздействуют на его умственную работоспособность, его внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации. Каждая физическая и двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме человека, но при понижении двигательной и физической активности происходит замедление обмена веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что вызывает нарушение регулирующей функции головного мозга и сказывается на работе всех органов. Благодаря работе мышц в мозг человека поступает огромное количество нервных импульсов, обогащающих его и поддерживающих в работоспособном состоянии. Работоспособность головного мозга возможно очень долго поддерживать, если чередовать напряжение и сокращение разных мышечных групп с ритмическим последующими расслаблением и растяжением. Например, такой вид, можно назвать, циклических движений, свойственен бегу, ходьбе, передвижению на коньках, лыжах, плаванию и т.п. Значительное увеличение объема и интенсивности интеллектуальной и физической активности вызывает у человека быстрое утомление, и снижение эффективности труда. Формированию умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности способствуют хорошо подобранный режим двигательной активности и физические упражнения, что положительно влияет и на психические процессы. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной
системе справляться с интеллектуальными нагрузками.
Пшеничников А.Ф. говорит о том, что между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка существует прямая зависимость. Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект, т.е. двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. [6].
По мнению Карась Т.Ю., интеллектуальное развитие — важнейшее направление в воспитании ребенка: именно в детстве у маленького человека формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений. Умственное развитие человека определяется интеллектом, его интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Основной формой познания действительности является интеллект. Одним из важнейших факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате которой улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты [1].
Показать влияние физических упражнений на умственное развитие детей можно при нормальном гармоничном развитии детского организма. Наукой уже давно доказано, что невозможно подобрать упражнения только для тренировки мозговой деятельности. Физические упражнения оказывают косвенное, но незаменимое, положительное влияние на успешное интеллектуальное развитие ребёнка. Стимулирование развития детского организма в сторону логического ума на первых порах (начальные школьные годы) может принести преимущество перед сверстниками в этой сфере, но со временем это преимущество будет уменьшаться за счёт слабо развитого физического тела. Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Отсутствие необходимого минимума движений косвенно очень негативно сказывается на умственном развитии детей. Это выражается в таких тенденциях: дыхание становится поверхностным, снижается скорость обмена веществ в организме, наблюдается застой крови в ногах, что приводит к снижению внимания, ослаблению памяти, уменьшению скорости мыслительных
операций. Чтобы ребёнку легче было выучить стих или теорему по математике, необходимо предварительно выполнить с ним комплекс упражнений или поиграть в подвижную игру, например, с мячом. Физическая нагрузка будет способствовать не только развитию здорового организма, но и повысит успеваемость в школе, потому что:
1) активный образ жизни усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека - мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность;
2) в головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму, а физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться;
3) для успешной работы головного мозга необходимы питательные элементы, которые могут быть получены только через пищеварительную систему, работающую намного эффективней после лёгкой физической нагрузки -улучшаются аппетит, работа печени, почек [5,с.8-9].
Ученические и студенческие будни, работа в офисе, обязывающие к длительному нахождению тела в одном положении, сдерживающие мышцы в определенной позиции, не соблюдение режима сна и отдыха, перенапряжение и переработка, чаще всего приводят к переутомлению. При длительной умственной работе желателен активный отдых - смена видов деятельности. К примеру, студенты-первокурсники наиболее подвержены стрессу и переутомлению, что связано с периодом адаптации к университетской жизни. Для них непременную важность играют регулярные занятия физической культурой и спортом; также отличной профилактикой переутомления будут самостоятельные занятия физическими упражнениями, посещение различных спортивных секций; что, безусловно, очень поспособствует эмоциональной, физической и умственной разрядке организма. Ежедневная физическая нагрузка благоприятно воздействует на тонус мышц, кровообращение и, как следствие, повышаются показатели умственной деятельности и тогда успех в обучении, несомненно, обеспечен. Одним из важнейших факторов нормального функционирования организма является умеренная физическая нагрузка. Оздоровительная физическая культура является важной составляющей частью физической культуры. Она использует все формы, средства и методы физкультуры, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья, а также формирующие оптимальный фон для жизнедеятельности, как одного конкретного человека, так и общества в целом [4,с.61]. Это может быть и как любое направление оздоровительной физической культуры: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, бег, туризм, лыжи, плавание и т.п., и как оздоровительные виды спорта, и как различные виды физической деятельности, которые зачастую являются обычным досугом человека [4,с.63].
Уже давно сформированы методики физической активности направленные на отдельные группы мышц, чего не скажешь о способах, которые сохранили бы активную деятельность мозга человека при напряженной умственной работе. Так какие же виды спорта лучше всего подойдут для психологической разрядки, снятия усталости и выплеска негативных эмоций? На первом месте по
эффективности психологической разрядки уже долгие годы стоит бокс, позволяющий выпустить агрессию; езда на велосипеде способствует концентрации энергии, для выплеска эмоций отлично подойдут танцы или спортивные игры, а для расслабления - плавание [2]. Чтобы обеспечить разностороннее влияние на организм, исключить монотонность занятий и адаптацию к привычной физической нагрузке в течение многих тренировочных занятий целесообразно временное переключение с одного вида упражнений на другой или рекомендуется использовать их сочетание [3,с.14].
Многие известные ученые отдавали предпочтение активному образу жизни. В круг интересов выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова входили такие занятия как верховая езда, фехтование, стрельба, борьба на руках, танцы, английский бокс, а также поднятие гирь. А знаменитый физик В. К. Рентген, известный изобретением рентгена, был любителем гребли и альпинизма, катания на коньках и санного спорта. Перечислять ученых, видящих несомненную пользу спорта для общего развития организма, в том числе и умственного, можно долго. Занятия спортом для современных ученых должны быть крайне важны - ведь из-за больших умственных и эмоциональных нагрузок, частого нарушения режима труда и отдыха, малоподвижного образа жизни, переутомлений, - могут возникнуть абсолютно разные, хронические заболевания, к числу которых можно отнести болезни сердечнососудистой системы, остеохондроз, ожирение и др. Исходя из вышесказанного, ученому в современном мире жизненно необходимо найти баланс между периодом, отводящимся на научную деятельность, и временем, когда он будет заниматься поддержанием собственного здоровья с помощью занятий физкультурой и спортом [2].
Безусловно, физическая культура и спорт, активный образ жизни, нормальный режим труда и отдыха, правильное питание - это все составляющие образа жизни человека современного, приоритетом которого является его здоровье, как моральное, эмоциональное, психическое так и физическое. В условиях развития современного общества, крайне важно быть стрессоустойчивым, но при этом активным человеком. Чтобы успешно справляться со стрессами и утомлением, возможно посвящать некоторое количество времени в день физическим упражнениям, а поход в спортзал или на стадион стал бы прекрасной альтернативой вечеру на диване за просмотром телепередач. Причем делать это необходимо систематически -у людей, которые регулярно и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности [2]. Регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.
В нашем обществе долгое время господствовало мнение, что физическая культура и интеллект, понятия несовместимые. Занимаясь спортом, накачивая мышцы, укрепляя себя физически, люди ограничивают своё интеллектуальное развитие, однако ученые установили, что проведение активных физических упражнений с интенсивными нагрузками развивает мыслительные способности,
способствует быстрому принятию решений. Физическое развитие, совершенствование системы восприятия и познания тесно взаимосвязаны. Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно - механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме. Под умственным развитием понимаются количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Физическая культура, безусловно, влияет на развитие интеллекта человека. Без физической культуры развитие происходит не гармоничным - чем больше у человека развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания; чем разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга [7,с.107].
Литература
1. Карась Т Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие. Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. 131 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/22259.html.
2. Кузнецова Н. С. Взаимосвязь физической и умственной деятельности [Электронный ресурс] // Электронный периодический рецензируемый научный «SCI-ARTICLE.RU», №64, декабрь 2018 г. URL: http://sci-rtide.ru/stat.php?i=1543865629 (дата обращения 14.01.2019)
3. Куликов В. М. Двигательный режим в период экзаменационной сессии [Электронный ресурс]. Минск, 2014. 24 с. URL: belstu.by>Portals/0...99/Dvigateljnij-rezhim.doc (дата обращения 24.01.2019)
4. Паршина М. В., Коробейникова Е. И,, Даянова М. А. Общая характеристика физкультурно-оздоровительных технологий и их влияние на организм человека [Текст] // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сборник статей (г. Нижневартовск, 3—4 апреля 2018 года) /отв. ред. А. В. Коричко. Ч. 4. Физическая культура. Спорт. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт.гос.ун-та, 2018. 270 с.
5. Попова В. В. Проект "Экология здоровья. Влияние занятий плаванием на умственное и физическое развитие школьников" [Электронный ресурс] // Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии-2016. URL: https://infourok.ru/proekt-ekologiya-zdorovya-vliyanie-zanyatiy-plavaniem-na-umstvennoe-i-fizicheskoe-razvitie-shkolnikov-1957969-page4.html (дата обращения 24.05.2018)
6. Пшеничников А. Ф. Физическая культура студента (методико-практические занятия) [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" /А. Ф. Пшеничников; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строит. ун-т, - Санкт-Петербург : 2012. 216 с.
7. Филимонова Е. Н, Коробейникова Е. И. Характеристика влияния занятий физической культурой на умственное развитие человека // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса [Текст] :
материалы XIV Всероссийская научно-практической конференции с международным участием /под общ. ред. Ю. Г Кузмичева. Арзамас : АФ ННГУ, 2018. 247с.
References
1. Theory and methodology of physical culture and sports [Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta]. Komsomolsk-on-Amur, Amur state University of Humanities and education Publ, 2012, 131 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/22259.html (accessed 11.01.2019).
2. Kuznetsova N. S. Vzaimosvyaz' fizicheskoj i umstvennoj deyatel'nosti [The interconnectedness of physical and mental activities. SCI-ARTICLE.RU, 2008, no. 64, December 2018. Available at: http://sci-rticle.ru/stat.php?i=1543865629 (accessed 14.01.2019)
3. Kulikov V. M. Dvigatel'nyj rezhim v period ehkzamenacionnoj sessii [Motor mode during the examination session]. Minsk, 2014, pp.24. Available at: belstu.by"Portals/0... 99/Dvigateljnij-rezhim.doc (accessed24.01.2019)
4. Parshina M. V., Korobeynikova E.I., Danova M.A. [General characteristics of physical culture and health technologies and their impact on the human body]. Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta : sbornik statej (g. Nizhnevartovsk, 3—4 aprelya 2018 goda) / otv. red. A. V. Korichko. CH. 4. Fizicheskaya kul'tura. Sport. [All - Russian student conference of Nizhnevartovsk state University: collection of articles, April 3-4, 2018)/edited by A. V. Koritko.Part 4. Physical culture. Sport]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk state universtty Pub/., 2018, 270p. In Russ.).
5. Popova V. V. [Project " Ecology of health. Influence of swimming lessons on mental and physical development of schoolchildren11]. Regional'nyj ehtap Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po ehkologii-2016 [Regional stage of the all-Russian Olympiad in ecology-2016]. Available at: https://infourok.ru/proekt-ekologiya-zdorovya-vliyanie-zanyatiy-plavaniem-na-umstvennoe-i-fizicheskoe-razvitie-shkolnikov-1957969-page4.html (assecced 24.05.2018). Iln Russ.).
6. Pshenichnikov A. F. Fizicheskaya kul'tura studenta (metodiko-prakticheskie zanyatiya) [Physical education of students (physical training of students of higher educational institutions of the Russian Federation)]. St. Petersburg, State University of architecture and architecture Publ,, 2012, 216 р.
7. Filimonova E. N., Korobeynikova E. I. [Characteristics of the effect of physical activity on mental human development]. Adaptaciya uchashchihsya vsekh stupenej obrazovaniya v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo processa [Tekst] : materialy XIV Vserossijskaya nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Adaptation of students at all levels of education in conditions of modern educational process. Materials of XIV all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Arzamas, AF NNSU Publ., 2018, 247p. In Russ.).