Научная статья на тему 'Методические приёмы восстановления работоспособности средствами физической культуры'

Методические приёмы восстановления работоспособности средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
903
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / АCTIVE REST / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / RECOVERY / ГИПОДИНАМИЯ / PHYSICAL INACTIVITY / ЗАКАЛИВАНИЕ / ОРГАНИЗМ / HARDENING THE BODY / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УМСТВЕННЫЙ ТРУД / MENTAL WORK / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISE / CAPACITY FOR WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Букреева Юлия Алексеевна, Козлов Федор Федорович

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма, душевного благополучия, состояния психофизических качеств. Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым спососбствует повышению работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESTORING HEALTH BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

One of the adverse aspects of mental activity is a decrease in motor activity. Mental performance largely depends on the overall physical performance of the entire body, mental well-being, the state of psychophysical qualities. Physical exercise stimulates the activity of various systems and functions of the body and thereby sposobstvuet improve efficiency.

Текст научной работы на тему «Методические приёмы восстановления работоспособности средствами физической культуры»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

METHODS OF RESTORING HEALTH BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Mostovaia Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor department applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Букреева Юлия Алексеевна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия BBukreeva Julia Alexeevna senior lecturer department applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Козлов Федор Федорович

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Kozlov Fedor Fedorovich senior lecturer department applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма, душевного благополучия, состояния психофизических качеств. Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым спососбствует повышению работоспособности.

Abctract. One of the adverse aspects of mental activity is a decrease in motor activity. Mental performance largely depends on the overall physical performance of the entire body, mental well-being, the state of psychophysical qualities. Physical exercise stimulates the activity of various systems and functions of the body and thereby sposobstvuet improve efficiency.

Ключевые слова: активный отдых, восстановление, гиподинамия, закаливание, организм, работоспособность, умственный труд, физические упражнения

Keywords: аctive rest, recovery, physical inactivity, hardening the body, capacity for work, mental work, physical exercise

В современном обществе человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается на всех системах организма. Последствиями гипокинезии являются: уменьшение мышечной силы, застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга, дистрофия сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушение кровообращения и пластического обмена в клетках, декальцинация (выведение кальция из костей в кровь).

Описанные отрицательные изменения - свидетельство нарушения биологического равновесия в организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импульсов с рецепторов опорно-двигательного аппарата ведет к ухудшению работы, прежде всего ЦНС. В результате снижается тонус коры больших полушарий головного мозга, возникает опасность нарушения нервной и гормональной регуляции всех функций.

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они, в свою очередь, активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами головного мозга.

Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накопление жиров. Ухудшается так же функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхностным. Все это способствует развитию бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Гипокинезия нарушает деятельность системы пищеварения, ухудшается моторика кишечника, в нем активизируются вредоносные виды микроорганизмов.

Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. При этом большей части населения нашей страны приходится заниматься умственной деятельностью, которая сопряжена с малой подвижностью и интенсивной работой мозга. Развитие новых технологий во всех областях жизнедеятельности современного общества сводят на нет двигательную активность человека. Поэтому каждый должен знать, что только регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму развитие гипокинезии, гиподинамии и других болезней.

Таким образом, с помощью физических тренировок человек совершенствует физические, психологические, волевые, интеллектуальные и другие качества. В современном мире, к сожалению, физическая активность человека очень низка, большую часть своего времени многим приходится заниматься умственной деятельностью. К занятиям спортом, в основном, человек прибегает

для поддержания тонуса организма и его функций на естественном уровне.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия, от состояния таких психофизических качеств студентов, как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «следовые» двигательные эффекты накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся физической культурой и спортом.

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

1) в зависимости от решаемых задач различают:

- образовательный,

- оздоровительный,

- воспитательный,

- функционально-развивающий,

- рекреационный,

- реабилитационный;

2) в зависимости от характера применяемых упражнений:

- специфический,

- неспецифический (общий);

3) в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции):

- силовой,

- скоростной,

- скоростно-силовой,

- аэробный,

- анаэробный и др.;

4) в зависимости от достигнутых результатов:

- положительный,

- отрицательный,

- нейтральный;

5) в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме:

- срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии;

V / V \ V V

- отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий;

- кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - происходит передача общественно-исторического опыта

одного из видов физической деятельности, т.е. осуществляется социальное воздействие.

Что же касается физических упражнений, то их действие направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, поле и т.д.), с определенной дозированной нагрузкой может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования.

Физическая культура в сфере интеллектуальной деятельности и учебного труда играет огромную роль, так как данные виды деятельности связаны со значительным напряжением внимания, зрения, памяти и одновременно с малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Одной из форм восстановления функционального состояния психофизиологических процессов в организме является отдых.

Для пропорционального соотношения форм деятельности и эффективности умственной работы необходимо постоянно заниматься физической культурой.

К малым формам физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами, -эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 мин. в период начинающегося утомления.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 - 2 мин. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность которой - 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.

Для более полного восстановления сил и повышения работоспособности

целесообразно использовать комплексное сочетание основных (физические упражнения) и вспомогательных средств, к которым относятся естественные силы природы, факторы гигиены. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Методика использования естественных сил природы должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся.

Педагогически правильное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические, духовные и интеллектуальные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.

Литература

1. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 т. - СПб. : «Петроградский и К», 1996.

2. Визитей, Н. Н. Социология спорта : курс лекций / Н. Н. Витизей. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 247 с.

3. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 32 с.

4. Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. В. Динейка. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.

5. Здоровый образ жизни : учебное пособие / Д. Н. Давиденко, П. В. Половников, Ю. Ю. Глушков. - СПб. : СПбГУ, 1996. - 32 с.

6. Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии / под ред. В. В. Колбанова. - СПб. : СПБГУ, 1995.

7. Мойкин, Ю. В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин, А. И. Кикилов [и др.]. - М. : Медицина, 1987.

8. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов : учебное пособие / В. Ю. Волков [и др.]. - СПб. : СПбГТУ, 1996. - 89 с.

9. Рогатин, Б. Н. Физкультуру в повседневную жизнь / Б. Н. Рогатин. - М. : Знание, 1986.

10. Синяков, А. Ф. Секреты бодрости. Как восстановить работоспособность / А. Ф. Синяков. - М. : КСП, 1995. - 208 с.

11. Спортивная физиология : учебник для институтов физической культуры / под ред. Я. М. Коца. - М. : Физкультура и спорт, 1986.

12. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - в 2 т. - М. : Физкультура и спорт, 1976.

Reference

1. Valeologiya cheloveka. Zdorov'e - lyubov' - krasota. V 5 t. [Valeology of man. Health - love - beauty. In 5 tons]. St.Petersburg, Petrogradskij i K Publ., 1996.

2. Vizitej N. N. Sociologiya sporta [Sociology of sports]. Kiev, Olimpijskaya literature Publ., 2005, 247 p.

3. Gotovcev P. I. Dubrovskij V. I. Samokontrol' pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Self-control in physical education and sports]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1984, 32 p.

4. Dinejka K. V. Dvizhenie, dyhanie, psihofizicheskaya trenirovka [Movement, breathing, psychophysical training]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1986, 64 p.

5. Davidenko D. N., Polovnikov P. V., Glushkov Yu. Yu. Zdorovyj obraz zhizni [Healthy way of life]. St.Petersburg, SPbGU Publ., 1996, 32 p.

6. Kolbanov V. V. [ed.]. Zdorov'e i obrazovanie: problemy pedagogicheskoj valeologii [Health and education: the problems of pedagogical valeology]. St.Petersburg, SPBGU Publ., 1995.

7. Mojkin Yu. V., Kikilov A. I. [ets.]. Psihofiziologicheskie osnovy profilaktiki perenapryazheniya [Psychophysiological basis for the prevention of overexertion]. Moscow, Medicina Publ., 1987.

8. Volkov V. Yu. [ets.]. Organizaciya i kontrol' v reabilitacii zdorov'ya studentov [Organization and control in the rehabilitation of students' health]. St.Petersburg, SPbGTU Publ., 1996, 89 p.

9. Rogatin B. N. Fizkul'turu v povsednevnuyu zhizn' [Fizkultura in everyday life]. Moscow, Znanie, 1986.

10. Sinyakov A. F. Sekrety bodrosti. Kak vosstanovit' rabotosposobnost' [The secrets of vivacity. How to restore working capacity]. Moscow, KSP Publ., 1995, 208 p.

11. Kots Ya. M. [ed.]. Sportivnaya fiziologiya [Sports physiology]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1986.

12. Matveeva L. P.[ed.]., Novikova A. D.[ed.]. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. V 2 t. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.