Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ'

К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОФИЦЕР / ПОДГОТОВКА ВОЙСК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Артамонов Сергей Михайлович

В представленной статье раскрывается проблема педагогической диагностики огневой подготовки офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Проанализирована система педагогической диагностики огневой подготовки будущих офицеров в военной образовательной организации высшего образования и проведено ее сравнение с системой становления военного специалиста, проходящего службу на первичных офицерских должностях. Предложена модернизация системы педагогической диагностики огневой подготовки и включение в нее компонента психологической устойчивости. Проанализированы имеющиеся научные разработки в области создания мишенной обстановки. Проанализирован потенциал реализации технологий погружения (иммерсивных технологий) в процесс огневой подготовки военнослужащих Росгвардии. Дана характеристика безопасности применения технологий дополненной реальности в системе обучения военнослужащих стрельбе в условиях реального боя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Артамонов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PEDAGOGICAL DIAGNOSIS OF FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF MILITARY EDUCATION OF THE ROSGVARDIA

The presented article reveals the problem of pedagogical diagnostics of fire training of officers of the troops of the National Guard of the Russian Federation. The system of pedagogical diagnostics of firepower training of future officers in the military educational organization of higher education is analyzed and compared with the system of formation of the military specialist serving in primary officer positions. The modernization of the system of pedagogical diagnostics of fire training and the inclusion of the component of psychological stability in it was proposed. The available scientific developments in the field of creating the target environment were analyzed. The potential for the implementation of immersion technologies (immersive technologies) in the process of fire training of the military personnel of the National Guard was analyzed. The safety characteristics of the use of augmented reality technologies in the system of training military personnel in shooting in real combat conditions were given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ»

и момент разгруппировки с последующим выездом. Полученная модель зоны непонимания основных опорных точек в процессе разучивания многооборотных прыжков у фигуристов ТЭ стала основой для разработки комплекса подводящих и имитационных упражнений, эффективность применения которого была доказана большим значением прироста показателей среднего арифметического технической оценки после проведения итогового тестирования в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губаева Е.Е. Результативность системной методики формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у юных фигуристов / Е. Е. Губаева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 81-88.

2. Жгун Е.В. Проектирование годичного макроцикла для фигуристов на тренировочном этапе подготовки / Е.В. Жгун, Л. В. Кузнецова, О. Ли // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 6. - С. 36-39

3. Оптимизация планирования технической подготовки фигуристов-одиночников в годичном цикле в тренировочных группах / О. В. Кудрявцева, В. С. Беляев, М. В. Соловых, М. А. Кай-мин, М. В. Савин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 38-41.

4. Тихомиров А.К. Анализ динамики тренировочных воздействий в рамках спортивного макроцикла и динамики подготовленности фигуристов как важнейшая процедура интегративного контроля / А.К. Тихомиров, К. С. Дунаев, И. О. Черепанова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, - 2019. - № 2 (168). - С. 349-352.

REFERENSES

1. Gubaeva, E.E. (2019), "Effectiveness of system technique of formation of approximate basis of ways of performance of hopping elements at young figure skaters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 81-88.

2. Zhgun, E.V., Kuznetsova, L.V. and Lee, O. (2019) "Annual pre-season training macro-cycle in figure skating", Physical culture: upbringing, education and training, No. 6, pp. 36-39

3. Kudriavtseva, O.V., Beliaev, V.S., Solovykh, M.V., Kaimin, M.A. and Savin, M.V. (2015), "Optimization of planning technical preparation of single skaters in training groups within the annual cycle", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 5, pp. 38-41.

4. Tikhomirov, A.K., Dunaev K.S. and Cherepanova, I.O. (2019), "Analysis of dynamics of training effects within the sport macrocycle and of dynamics of fitness of skaters as the most important procedure of integrative control", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 349-352.

Контактная информация: kuznetsova.lv@gtsolifk.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2023

УДК 378.1

К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Сергей Михайлович Артамонов, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В представленной статье раскрывается проблема педагогической диагностики огневой подготовки офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Проанализирована система педагогической диагностики огневой подготовки будущих офицеров в военной образовательной организации высшего образования и проведено ее сравнение с системой становления военного специалиста, проходящего службу на первичных офицерских должностях. Предложена модернизация

системы педагогической диагностики огневой подготовки и включение в нее компонента психологической устойчивости. Проанализированы имеющиеся научные разработки в области создания мишенной обстановки. Проанализирован потенциал реализации технологий погружения (иммер-сивных технологий) в процесс огневой подготовки военнослужащих Росгвардии. Дана характеристика безопасности применения технологий дополненной реальности в системе обучения военнослужащих стрельбе в условиях реального боя.

Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая устойчивость, дополненная реальность, иммерсивные технологии, офицер, подготовка войск.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p155-158

TO THE QUESTION OF PEDAGOGICAL DIAGNOSIS OF FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF MILITARY EDUCATION OF THE ROSGVARDIA

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the docent, Sergei Mikhailovich Artamonov, the

senior teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Perm

Abstract

The presented article reveals the problem of pedagogical diagnostics of fire training of officers of the troops of the National Guard of the Russian Federation. The system of pedagogical diagnostics of firepower training of future officers in the military educational organization of higher education is analyzed and compared with the system of formation of the military specialist serving in primary officer positions. The modernization of the system of pedagogical diagnostics of fire training and the inclusion of the component of psychological stability in it was proposed. The available scientific developments in the field of creating the target environment were analyzed. The potential for the implementation of immersion technologies (immersive technologies) in the process of fire training of the military personnel of the National Guard was analyzed. The safety characteristics of the use of augmented reality technologies in the system of training military personnel in shooting in real combat conditions were given.

Keywords: fire training, psychological stability, augmented reality, immersive technologies, officer, troop training.

ВВЕДЕНИЕ

Система подготовки офицеров Росгвардии в настоящее время находится на высоком уровне. Военные образовательные организации высшего образования в целом успешно решают вопрос подготовки офицеров первичного звена (взвод, рота), что, несомненно, доказывают подразделения Росгвардии в зоне проведения специальной военной операции. Однако прикладные диагностические исследования [1, 3] показывают, что закрепление профессиональных умений и навыков у офицеров происходит в течение первых двух лет службы на офицерских должностях. Так, выполнение огневых задач офицерами существенно отличается от практической стрельбы в условиях военной образовательной организации. Соответственно, в целях сокращения различий между учебно-профессиональной и профессиональной средами возникает необходимость совершенствования системы педагогической диагностики курсантов военных образовательных организаций.

Под диагностикой следует понимать отрасль научных знаний, которая изучает и устанавливает принципы, признаки и методы распознавания объектов исследования. В контексте профессиональной педагогики под диагностикой следует понимать процесс и методы развития компетенций и личностных качеств в освоении профессии, а также эффективность функционирования педагогической системы, технологии, методики, проекта [4]. Под педагогической диагностикой огневой подготовки понимается совокупность методов, позволяющих получать достоверную (близкую к достоверной) информацию, характеризующую образовательный процесс, формировать решения на его корректирование и регулирование. Одним из ключевых методов диагностики в педагогической науке является педагогический контроль, под которым следует понимать способ получения информации о качественном состоянии образовательного процесса [2].

Педагогическая диагностика огневой подготовки в системе войск национальной гвардии РФ закреплена в курсе стрельб из стрелкового оружия, гранатометов, огнеметов и боевых машин и включает в себя такие показатели, как знание теоретических основ и правил стрельбы, знание условий выполнения учебных стрельб, выполнение нормативов по действиям с оружием и выполнение практических упражнений стрельб. На наш взгляд, в современных условиях возникает необходимость уделять внимание психологической устойчивости обучающихся в процессе стрельбы и производить педагогическую диагностику психологической устойчивости субъекта обучения на всех этапах образовательного процесса.

Обучение действиям с оружием - в настоящее время одна из ключевых задач подготовки военных специалистов войск национальной гвардии всех специальностей. Специфика выполнения задач подразделениями Росгвардии в условиях ограниченной видимости (в городских условиях) ориентирует смещение вектора обучения стрельбе от меткости к оперативности. Соответственно, успех выполнения задачи зависит не столько от меткости стрельбы, сколько от умения обращаться с оружием и вести стрельбу из неустойчивых положений. Это говорит о необходимости целенаправленной психологической подготовки будущих офицеров.

Исследование процесса подготовки военнослужащих стрельбе показывает, что обучающемуся необходимо преодолевать два вида страха: страх оружия и страх противника. Соответственно, процесс психологической подготовки будущих офицеров в процессе формирования огневой выучки должен быть ориентирован на преодоление указанных выше видов страха.

Наличие страха оружия присуще, как правило, курсантам младших курсов обучения. Одним из действенных способов преодоления страха оружия является увеличение количества практических занятий с оружием. Целесообразно использовать оружие для обозначения стрельбы с использованием имитационных средств (холостых патронов) на всех практических занятиях по дисциплинам военно-профессионального цикла, где предусмотрено обучение вне пункта постоянной дислокации.

Одним из действенных методов преодоления страха противника, на наш взгляд, является «оживление» мишени. Это возможно как способом модернизации мишенной обстановки, так и использованием иммерсивных технологий в процессе подготовки военнослужащих стрельбе. Н.В. Уварина в своем исследовании рассматривает возможность применения технологий дополненной реальности в процессе обучения специальным дисциплинам [2]. Так, в решении вопроса преодоления страха у будущих офицеров войск национальной гвардии целесообразно использовать систему дополненной реальности, которая позволит реализовать для обучающегося условного противника и обеспечит возможность оказывать на обучающегося психологическое воздействие.

Реализация вопроса применения технологий дополненной реальности в процессе обучения стрельбе не должна исключать вопросы исключения требований безопасности. Соответственно, управление процессом воспроизведения дополненной реальности должно быть предоставлено руководителю занятия (оператору мишенного поля).

Таким образом, включение в педагогическую диагностику огневой подготовки компонента психологической устойчивости позволит повысить эффективность будущих офицеров войск национальной гвардии и обеспечит завершенность подготовки военных специалистов к выполнению задач в условиях современной реальности. Внедрение в систему огневой подготовки технологий дополненной реальности для «оживления» мишеней и мишенной обстановки в целом позволит сделать процесс подготовки офицерского состава более интересным и ориентированным на условия современного боя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курилов А.В. Специальная подготовка курсантов в военно профессиональном образовании / А.В. Курилов, Д.А. Шиленин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -

№ 9 (199). - С. 162-166.

2. Маряшина, И.В. Методологические основы построения рейтинговой системы контроля и оценивания в отечественной и зарубежной педагогической практике / И.В. Маряшина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2012. - № 8, С. 228-234.

3. Полковников А.В., Средства дополненной реальности в обучении как фактор формирования психологической устойчивости будущих офицеров войск национальной гвардии. / А. В. Полковников // Национальная безопасность и моложеная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире - 2021. С. 455-459.

4. Турова И.В. Теоретические основы педагогической диагностики готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей / И. В. Турова // Педагогика. Вопросы теории и практики - 2021. - Т. 6, № 5. -С. 900-907.

5. Уварина, Н.В. Анализ и перспективы применения иммерсивных технологий в системе подготовки офицеров Российской армии / Н.В. Уварина. А.В. Полковников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12, No 4, С. 10-19.

REFERENCES

1. Kurilov, A.V. and Shilenin D.A. (2021), "Special training of cadets in military vocational education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199),pp. 162-166.

2. Maryashina, I. V. (2012), "Methodological foundations of building a rating system of control and evaluation in domestic and foreign pedagogical practice", Actual problems of humanities and natural sciences, No. 8, pp. 228-234.

3. Polkovnikov, A.V., (2021) "Augmented Reality Tools in Education as a Factor in the Formation of Psychological Stability of Future Officers of the National Guard Troops", National Security and Young Politics: Cyber Socialization and Value Transformation in the VUCA World - 2021, proccedings of the All-Russian student scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 455-459.

4. Turova, I.V. (2021), "Theoretical foundations of pedagogical diagnostics of the readiness of future teachers of preschool education for the mathematical development of children", Pedagogy. Questions of theory and practice, Vol. 6, No. 5, pp. 900-907.

5. Uvarina, N.V. and Polkovnikov, A.V. (2020), "Analysis and prospects for the use of immersive technologies in the system of training officers of the Russian army", Modern Higher School: Innovative Aspect, No. 4, Vol 12, pp. 10-19.

Контактная информация: zemchyg63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2023

УДК 796.894.2

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ. МЕТОДИКА 80/20 КАК СИСТЕМА ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Валерий Александрович Живодёров, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматривая тренировочный процесс гиревого спорта мы соприкасаемся с двумя взаимодополняющими физическими качествами силой и выносливостью. Гиревой спорт сосредоточил в себе два эти качества, а точнее сказать связал их в единое понятие силовая выносливость. Необходимо понимать, что эти два качества равнозначны и взаимодополняют друг друга и требуют, как совместного тренировочного процесса при выполнении соревновательных движений (толчок, рывок, толчок по длинному циклу), так и отдельных тренировок направленных на более детальное развитие каждого качества отдельно друг от друга, чтобы при объединении их в вышеупомянутых соревновательных движениях добиться наиболее высоких показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.