Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ'

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПОГРУЖЕНИЯ / ИММЕРСИВНЫЙ ПОДХОД В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ИММЕРСИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MILITARY EDUCATION / OFFICER TRAINING SYSTEM / VIRTUAL REALITY / AUGMENTED REALITY / IMMERSION TECHNOLOGIES / IMMERSIVE APPROACH IN MILITARY EDUCATION / IMMERSIVIZATION OF EDUCATION / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Полковников Алексей Валерьевич

Повышение качества подготовки военных специалистов управленческого звена несомненно является актуальной проблемой для силовых ведомств и государства в целом. Данный факт напрямую связан с поддержанием в боеспособном состоянии воинских подразделений, дислоцирующихся как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. В статье проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему цифровизации образования. Раскрыты её цели, задачи, современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Представлены способы повышения качества организации образовательного процесса в условиях обучения в дистанционном (цифровом) формате. Проанализировано современное состояние интеграции технологий погружения в высшем образовании, в том числе военном. Приведен способ придания военному образованию практической направленности, заключающийся в использовании иммерсивных технологий. Проанализированы основные положения иммерсивного подхода в военном образовании. В рамках данной статьи представлены пути дальнейшего развития иммерсивных технологий в системе военного образования. Освещены параллельно развивающиеся направления развития технологий погружения: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Раскрыты возможности применения данных технологий в перспективе развития военного образования. Доказана необходимость перепрофилирования роли научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования вследствие дальнейшей интеграции технологий погружения в систему подготовки офицеров российской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR USING IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF TRAINING OFFICERS OF ENGINEERING SPECIALTIES

Improving the quality of training military specialists at the command level is undoubtedly an urgent problem for law enforcement agencies and the state as a whole. This fact is directly related to the maintenance in a combat-ready state of military units deployed both in the territory of the Russian Federation and abroad.Thearticleanalyzestheviewsofdomesticandforeignscientistsontheproblemofdigitalization of education. Its goals, objectives, current state and prospects for further development are revealed. The ways of improving the quality of the organization of the educational process in terms of learning in a distance (digital) format are presented. The current state of integration of immersion technologies in higher education, including military education, is analyzed. A method of giving military education a practical orientation is presented, which consists in the use of immersive technologies. The main provisions of the immersive approach in military education are analyzed.Withintheframeworkofthisarticle, thewaysoffurtherdevelopmentofimmersive technologies in the military education system are presented. The parallel development directions of immersion technologies are highlighted: virtual reality (VR) and augmented reality (AR). The possibilities of using these technologies in the perspective of the development of military education are revealed. The necessity of re-profiling the role of the teaching staff of military educational institutions of higher education due to the further integration of immersion technologies into the training system of officers of the Russian army is proved.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19

УДК 378.147+355.23 ББК 74.480.26 +68.439

Н.В. Уварина

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия) А.В. Полковников

(Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия)

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Повышение качества подготовки военных специалистов управленческого звена несомненно является актуальной проблемой для силовых ведомств и государства в целом. Данный факт напрямую связан с поддержанием в боеспособном состоянии воинских подразделений, дислоцирующихся как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

В статье проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему цифровизации образования. Раскрыты её цели, задачи, современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Представлены способы повышения качества организации образовательного процесса в условиях обучения в дистанционном (цифровом) формате. Проанализировано современное состояние интеграции технологий погружения в высшем образовании, в том числе военном. Приведен способ придания военному образованию практической направленности, заключающийся в использовании иммер-сивных технологий. Проанализированы основные положения иммерсивного подхода в военном образовании.

В рамках данной статьи представлены пути дальнейшего развития иммерсивных технологий в системе военного образования. Освещены параллельно развивающиеся направления развития технологий погружения: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Раскрыты возможности применения данных технологий в перспективе развития военного образования. Доказана необходимость перепрофилирования роли научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования вследствие дальнейшей интеграции технологий погружения в систему подготовки офицеров российской армии.

Ключевые слова: военное образование, система подготовки офицеров, виртуальная < реальность, дополненная реальность, технологии погружения, иммерсивный подход в военном образования, иммерсивизация образования, перспективы развития иммерсив-

го ных технологий. £

N.V. Uvarina

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia) A.V. Polkovnikov

(Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia)

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR USING IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF TRAINING OFFICERS OF ENGINEERING SPECIALTIES

Improving the quality of training military specialists at the command level is undoubtedly an urgent problem for law enforcement agencies and the state as a whole. This fact is directly related to the maintenance in a combat-ready state of military units deployed both in the territory of the Russian Federation and abroad.

The article analyzes the views of domestic andforeign scientists on the problem of digitalization of education. Its goals, objectives, current state and prospects for further development are revealed. The ways of improving the quality of the organization of the educational process in terms of learning in a distance (digital) format are presented. The current state of integration of immersion technologies in higher education, including military education, is analyzed. A method of giving military education a practical orientation is presented, which consists in the use of immersive technologies. The main provisions of the immersive approach in military education are analyzed.

Within theframework ofthis article, the ways of further development of immersive technologies in the military education system are presented. The parallel development directions ofimmersion technologies are highlighted: virtual reality (VR) and augmented reality (AR). The possibilities of using these technologies in the perspective of the development of military education are revealed. The necessity of re-profiling the role of the teaching staff of military educational institutions of higher education due to the further integration of immersion technologies into the training system of officers of the Russian army is proved.

Keywords: military education, officer training system, virtual reality, augmented reality, immersion technologies, immersive approach in military education, immersivization of education, prospects for the development of immersive technologies.

Трансформации, происходящие в настоящее время в сфере образования, не оставляют не затронутой систему военного образования, приоритетным вектором развития которого является практическая направленность. Основным направлением его развития в первом десятилетии XXI века была информатизация. В настоящий момент одной из проблем качественного военного образования является реализация практической подготовки офицерского состава посредством использования электрон-

ных образовательных ресурсов. На наш взгляд, одним из способов повышения эффективности практической подготовки в сфере военного образования является использование иммерсивных технологий, позволяющих реализовать практическую составляющую в дистанционном (электронном) формате.

Основные цели и задачи цифровиза-ции образования

Ключевые идеи цифровизации образования принадлежат И.В. Роберт [17-24]. Автор в своих исследованиях уточняет,

ci го

о о о

Ci

m

о

Ci

<u J

s -&

о

m

о

о

<u н о s о m

о Ц

0

1

X ф

I— X _0 I

m s

о

Ci

<u

<u х <u

_0 m

<u с о

Ci

<u

ro

I

<

m

о

m

о ^

о IZ

OQ <

ro

OQ i

что цифровизация образования изменяет содержание преподаваемых курсов, а также суть передачи информации (как прямые подключения к информационным сетям, форумам, каталогам данных, так и использование содержательного объема образовательного контента).

Наряду с совершенствованием методических систем обучения, предотвращением негативных последствий различного характера, связанных с опасностью манипулирования, интеллектуализацией информационных систем задачами циф-ровизации является разработка и сертификация аппаратно-программных информационных комплексов образовательного назначения, позволяющих эффективно реализовывать содержательную составляющую обучения (Л.М. Андрюхина [1], М.Е. Вайндорф-Сысоева [5], Г.А. Воробьев [9], К.С. Голохваст [10]). Направление научного поиска обращено, с одной стороны, на формирование информационно-образовательного пространства, реализованного в «цифре» [13; 15], с другой - на описание дидактической и методической составляющих обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [26; 31]. И.В. Роберт в своих исследованиях большое значение отводит описанию теоретической модели персонифицированной информационно-коммуникационной предметной среды обучающегося, что представляет научный интерес для развития как военного образования в целом, так и его иммерсивной составляющей в частности.

Иммерсивный подход в военном образовании

Организация военного образования в России имеет консервативную структуру. Однако вопрос придания системе подготовки офицеров инновационного характера в настоящее время стоит остро. Современный этап развития военного образования, на наш взгляд, можно считать переходным, а ключевым в данном аспекте является не столько придание военному образованию интерактивного характера, сколько систематизация оче-

редности фронтальных и дистанционных (с применением цифровых технологий) занятий. Как отмечает Ю.В. Корнилов, «взаимодействие с пользовательским интерфейсом сделало привычным обучение путем нажатия на клавиши и ожидания результата в виде визуальных образов на мониторе. Это сводит все человеко-машинное взаимодействие к «пальцевым» манипуляциям, что человеку по природе не свойственно» [14, с. 174]. В этих условиях положительным при изучении объектов будущей профессиональной деятельности является использование в обучении функциональных особенностей человеческого организма: использование различных органов чувств, взаимодействие с объектами при их контактном взаимодействии. Е.В. Вешнева и Р.А. Сингатулин отмечают, что технологии виртуальной реальности базируются на идее использования человеко-машинного интерфейса с целью создания трехмерных сред, где пользователь взаимодействует с виртуально реализованными объектами, а не с изображениями данных объектов [6; 7; 8]. Так, основной сложностью в предпринятых попытках реализации VR-технологий в обучении является создание виртуальных моделей изучаемых объектов будущей профессиональной деятельности. Современные аппаратно-программные средства значительно упрощают данный процесс, что существенно приближает момент полной интеграции иммерсивных технологий в образовательный процесс. А.В. Замков детально рассматривает медиальные предпосылки виртуализации и отмечает переход от мультимедийности к мультимодальности как очередной шаг на пути к иммерсивизации образования [12]. Мультимодальное взаимодействие качественно реализовано в видеоиграх и позволяет создать прямое воссоединение контента и его восприятия с целью глубокого погружения в событийную среду. В системе военного образования использование технологий виртуальной реальности видится нам комплексом преиму-

ществ. С одной стороны, использование виртуальной среды во взаимодействии субъекта обучения с объектами будущей профессиональной деятельности; с другой - воссоздание условий боевых действий с возможностью неограниченного применения средств вооружения, военной и специальной техники и иных средств военного назначения (что в реальной среде невозможно).

Анализ применения технологий виртуальной и дополненной реальности в системе подготовки военных специалистов

Идея использования технологий виртуальной реальности возникла в США в конце 70-х годов XX века и изначально была реализована в военной системе Headsight (видеошлем с системой отслеживания поворота головы), однако ввиду своей засекреченности не была продемонстрирована научному сообществу различных стран (Т.Ш. Шихнабиева [27; 28], Ь^. На^аш [30], V. Ро1кощак [32]).

В отечественном военном образовании широкое распространение с конца 90-х гг. XX века получили тренажеры (статические и динамические) [25], позволяющие моделировать органы управления различных транспортных средств военного назначения, например «Динамический тренажер, реализующий органы управления многоцелевым автомобилем военного назначения КА-МАЗ-43114-30».

Иммерсивный эффект достигался отображением информации на экранах в замкнутом пространстве и установленной динамической платформой, позволяющей моделировать движения по шести степеням свободы. На современном этапе в системе военного образования используются очки виртуальной реальности, однако их применение ограничивается изучением органов управления средств связи и автоматизации.

Широкое распространение в системе подготовки офицеров инженерных специальностей получило проектирование различных средств военного назначения с использованием систем автоматизиро-

ванного проектирования, позволяющих создавать твердотельные 3D модели объектов. В свою очередь, использование современных средств 3D печати отражает ключевые идеи принципа связи теории с практикой. Осознание возможности 3D печати объекта, созданного в системе автоматизированного проектирования, вызывает у обучающихся интерес к получению знаний и мотивирует их на детальное изучение особенностей конструкции исследуемого объекта.

При всей уникальности технологии 3D моделирования и 3D печати ее им-мерсивный эффект остается на низком уровне. Применение данной технологии в образовательных целях не позволяет полностью исследовать объект, созданный в виртуальной среде. Она ограничивается визуальным представлением объекта и возможностью демонстрации взаимодействия элементов в технической системе.

Первоочередной задачей иммерсив-ных технологий в военном образовании является моделирование объектов будущей профессиональной деятельности, с которыми столкнутся обучающиеся в процессе выполнения служебных обязанностей на офицерских должностях. Однако в перспективе основной задачей реализации технологий погружения является исключение грани между миром материальным и моделируемым. Положительной стороной использования средств виртуальной реальности является возможность подключения различных рецепторов обучающегося (зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных) при изучении учебного материала. Это дает обучающемуся полное представление об исследуемых объектах, их основных характеристиках и особенностях применения. В данном случае на первый план выходит вопрос детальной проработки объектов, используемых в процессе обучения, поскольку не исключена возможность формирования у обучающихся «ошибочных» навыков. В системе военного образования несомненным

ГО

О О О

СО

О ф

О

со о

о

ф

н

о ^

о ш

о ц

0

1

X ф

н X .0 I

ш ^

о ф

ф

I

ф

.0 ш

ф

с

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

I

<

m

о

m

о ^

о IZ

OQ <t

ГО

is

OQ i

преимуществом технологии погружения видится сокращение затрат на обучение. Основным направлением расходов в перспективе будет создание виртуальных моделеИ объектов военного назначения, поступающих на вооружение. Дополнительно возникает острая необходимость внедрения в штат военных образовательных организации высшего образования рабочеи группы по созданию и лицензированию виртуальных сред, используемых для проведения различных видов занятии.

Иммерсивные технологии в системе образования, по мнению Д.В. Баянди-на [2-4] и J.J. Cummings [29], призваны усилить в обучении значение наглядных средств за счет глубины погружения в виртуальную среду. При этом уровень восприятия учебного материала находится в прямои зависимости от количества органов чувств, задеиствованных в обучении. Так, степень познания учебных объектов будет выше в результате комплексного использования всех органов чувств.

Применение иммерсивных технологии в военном образовании, несомненно, накладывает определенныи отпечаток на деятельность научно-педагогического состава военных образовательных организации высшего образования. Ключевая задача военных специалистов, обеспечивающих образовательныи процесс, состоит, по нашему убеждению, в администрировании виртуальнои об-разовательноИ среды. Непосредственно в процессе занятии роль преподавателя трансформируется с одноИ стороны к модератору, с другоИ - к гиду. ОдноИ из основных функции военного педагога становится педагогическое проектирование образовательных траекториИ в виртуаль-ноИ учебноИ среде.

Перспективы развития иммерсивных технологий в системе подготовки офицерского состава

Запрос от общества на повсеместное применение средств виртуальноИ реальности позволяет быстро развивать им-

мерсивные технологии и перепрофилировать их под конкретные потребности [11; 16]. В связи с этим можем предположить, что в ближайшие 5-10 лет применение технологий погружения выйдет на качественно новый уровень и позволит решать более широкий спектр задач образовательной деятельности. В структуре военного образования системы виртуальной и дополненной реальности будут развиваться в одной педагогической плоскости, однако их использование будет направлено на решение принципиально различных по типу учебных задач.

Использование технологий дополненной реальности видится в «оживлении» мишенной обстановки при проведении практических стрельб. В настоящий момент технологии позволяют определить появление мишени в секторе стрельбы и дополнить ее виртуально созданным объектом. Это позволит в полной мере реализовать один из принципов системы военного образования - «обучение в условиях, приближенных к боевым», что, несомненно, повлияет на повышение качества подготовки офицерского состава, формирование у его представителей не только навыков стрельбы (поиск цели, порядок прицеливания, поражения цели, перезаряжание оружия в процессе стрельбы), но и психологической устойчивости, выдержки в ходе боевых действий.

Повышение качества военного образования с использованием средств виртуальной реальности видится в формировании у обучающихся управленческих навыков в боевых условиях и умений в принятии решений в условиях обстановки, максимально приближенной к боевой. Преподаватель в данном случае наделяется функциями контроля над действием обучающегося и управления частной тактической обстановкой. Формирование навыков применения образцов вооружения, военной и специальной техники также возможно, однако в настоящее время это успешно реализуется с использованием тренажеров различных типов.

Иммерсивные технологии с комплексом средств, созданных для погружения обучающегося в виртуальную реальность, имеют огромный педагогический потенциал. В этом ключе видится целесообразным создание в перспективе интегрированных образовательных систем, общим системообразующим принципом функционирования которых станет иммерсивный подход. Ряд тенденций и трендов перехода системы образования в цифровой формат потребуют детального пересмотра педагогических принципов и формирования ряда новых педагогических приемов. В ключе военного образования средства виртуальной реальности позволят вывести организацию подготовки военных специалистов на качественно новый уровень, тем самым повысить боевой потенциал российских Вооруженных сил. Библиографический список:

1. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия - новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования. -2013. - № 10. С. 2754-2759.

2. Баяндин Д.В. Виртуальная среда обучения: состав и функции // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. С. 113-118.

3. Баяндин Д.В. Возможности интерактивной обучающей среды при формировании инженерных компетенций в рамках курса общей физики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании - 2017. - № 13. С. 42-63.

4. Баяндин Д.В. Моделирующие системы как средство развития информационно-образовательной среды (на примере предметной области «физика»). - Пермь: Изд-во: Пермского гос. тех. ун-та, 2007. - 330 с.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ - 2012. - № 14. С. 86-91.

6. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Виртуальные технологии - новые перспективы в системе обучения // Информационные технологии в образовании: сб. научн. ст. - Саратов, из-во Саратовский государственный университет, 2015. - С. 382-387.

7. Вешнева И.В. Использование в интеллектуальной системе мониторинга процесса формирования профессиональных компетенций мод Карунена-Лоэва // Вестник Казанско-готехнологическогоуниверситета.-2014.-№ 17. - Т 17. С. 195-202.

8. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции и перспективы // Высшее образование в России. - 2016. - № 2 (198). С. 142-147.

9. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. - 2013. - № 8-9. С. 59-64.

10. Голохваст К.С., Докучаев И.И., Сер-гиевич А.А., Смирнов А.С., Тумялис А.В., Хороших П.П. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - № 191. С. 32-44.

11. Еремина И.И., Савицкая Н.Н., Са-дыкова А.Г. Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 3. С. 631-654.

12. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности // Медиаскоп. -2017. - № 3. С. 7-11.

13. Исмаилова Н.П., Курбанова З.С. Психологические аспекты информатизации образовательной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. -№ 1 (22). С. 87-90.

14. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и

ср го

о о о ср ш о

ср ф

S

о

ш

о

о

ф

н о

S

о ш

о ц

0

1

X ф

н X _0 I

ш

S

о

ср ф

ф

I

ф

_0 ш

ф

с

о

ср ф

го

I

<

m

о

m

о ^

о IZ

OQ <t

ГО

OQ i

психология. - 2018. - Т. 8. - № 1 (26). С. 174-178.

15. Малий Д.В., Медведев П.Н., Маркова М.Г. К вопросу об использовании иммерсивных технологий в образовательном процессе // Преемственность в образовании. - 2019. - № 22. С. 818-826.

16. Минина А.М. Определение виртуальной образовательной среды: комплексный подход // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. С. 71-76.

17. Роберт И.В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий (для научных сотрудников и преподавателей учреждений профессионального образования). - М., изд-во: ИИО РАО,

2014. - 54 с.

18. Роберт И.В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационно-коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. -

2015. - № 3. С. 27-41.

19. Роберт И.В. (2016) Развитие дидактики в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] // YouTube. 17 ноября. - Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=qGEPBZiwoRo.

20. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика. - 2017. -№ 2. С. 12-30.

21. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. -№ 4 (30). - С. 65-71.

22. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии обра-

зования // Педагогическая информатика. - 2019. - № 1. С. 108-120.

23. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (пси-холого-педагогическиИ и техноло-гическиИ аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаниИ, 2014. - 398 с.

24. Роберт И.В. ТолковыИ словарь слов и словосочетаниИ понятиИного аппарата информатизации образования. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаниИ, 2012. - 108 с.

25. Сергеев С.Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // БИОТЕХНОСФЕРА. - 2010. - № 2 (8). С. 15-20.

26. Шабров Н.Н. Программно-аппаратные комплексы виртуальноИ реальности предсказательного моделирования в научных и инженерных исследованиях [ЭлектронныИ ресурс] // СуперкомпьютерныИ консорциум университетов России. - Режим доступа: https://hpc-russia.ru/book1/23.pdf

27. Шихнабиева Т.Ш. Автоматизация процесса обучения и контроля знаниИ с использованием интеллектуальных моделеИ образовательного контента // Педагогическая информатика. -2011. - № 5. С. 27-31.

28. Шихнабиева Т.Ш., Рамазанова И.М., Ахмедов О.К. Использование интеллектуальных методов и моделеИ для совершенствования информационных систем образовательного назначения // Мониторинг. Наука и технологии. - 2015. - № 2 (23). С. 71-77.

29. Cummings J.J., Bailenson J.N. How immersive is enough//MediaPsychology.-2016. - Vol. 2 (19). - P. 272-309.

30. Halawani Lv.Z., Feng A., Rehman S.U. Multimodal hand and foot gesture interaction for handheld devices // ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications and Applications. -2014. - Vol. 10. - P. 1-19.

31. Micropoulos T.A. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research // Computer and Education. -2011. - Vol. 3 (56). - P. 769-780.

32. Potkonjak V., Gardner M., Callaghan V., Mattila P., Guetl C., Petrovich V., Jo-vanovic K. Virtual laboratories for education in science, technology and

engineering // Media Psychology. -2016. - Vol. 2 (19). - P. 272-309.

Постипила 02.11.2020

CP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ro

Об авторах:

Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, unv@cspu.ru

Полковников Алексей Валерьевич, начальник учебной лаборатории (конструкций вооружения) учебного комплекса факультета (артиллерийского вооружения), ФГКВОУ ВО Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, polkovnikov6990@mail.ru

Для цитирования: Уварина Н.В., Полковников А.В. Анализ и перспективы применения иммерсивных технологий в системе подготовки офицеров российской армии // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 4. С. 10-19. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19 I

References: ^

ш

1. Andryukhina L.M. Telepresence technologies - a new creative platform for the development

of education // Fundamentalnye issledovaniya. - 2013. - №10. P. 2754-2759. [in Russian] ^

2. Bayandin D.V. Virtual learning environment: composition and functions // Vysshee "o obrazovanie v Rossii. - 2011. - №7. Р. 113-118. [in Russian] §

3. Bayandin D.V. Possibilities of an interactive learning environment in the formation of ^ engineering competencies in the course of general physics // Bulletin of Perm State g Humanitarian Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in <u Education. - 2017. - №13. P. 42-63. [in Russian] |

4. Bayandin D.V. Modeling systems as a means of developing information and educational § environment (on the example of the subject area «physics»). - Perm: Publishing house: Perm State Tech. University, 2007. - 330 p. [in Russian]

5. Weindorf-Sysoeva M.E. Virtual educational environment as an integral component of the g modern education system // Bulletin of SUSU. - 2012. - №14. P. 86-91. [in Russian]

6. Veshneva IV., R.A. Singatulin .Virtual technologies - new perspectives in the training | system. Information technologies in education: collection of scientific articles. - Saratov: Saratov State University, 2015. - P. 382-387. [in Russian]

7. Veshneva I.V. The use of Karunen-Loev mods in the intellectual monitoring system of the process of forming professional competencies // Bulletin of Kazan Technological University. - 2014. - №7. - Vol. 17. P. 195-202. [in Russian]

8. Veshneva I.V., Singatulin R.A. Transformation of education: trends and prospects // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - №2 (198). P. 142-147. [in Russian]

9. Vorobiev G.A. Electronic educational environment of an innovative university // Vysshee jg obrazovanie v Rossii. - 2013. - №8-9. P. 59-64. [in Russian]

10. Golokhvast K.S., Dokuchaev I.I., Sergievich A.A., Smirnov A.S., Tumyalis A.V., Khoroshikh P.P. Virtual reality as a component of the virtual learning environment // Izvestia RGPU im. A.I. Herzena. - 2019. - №191. P. 32-44. [in Russian]

11. Eremina I.I., Savitskaya N.N., Sadykova A.G. Theoretical foundations and principles of building the information educational environment of the federal university for training

IT professionals and its practical implementation // Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. - 2013. - №3. P. 631-654. [in Russian]

12. Zamkov A.V. On the virtual expansion of media reality // MediaScope. - 2017. - №3. P. 7-11. [in Russian]

13. Ismailova N.P., Kurbanova Z.S. Psychological aspects of informatization of the educational system // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2018. - Vol. 7. - №1 (22). P. 87-90. [in Russian]

14. Kornilov Yu.V. Immersive approach in education // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2018. - Vol. 8. - №1 (26). P. 174-178. [in Russian]

15. Maliy D.V., Medvedev P.N., Markova M.G. On the question of using immersive technologies in the educational process // Preemstvennost v obrazovanii. - 2019. - № 22. P. 818-826. [in Russian]

16. Minina A.M. Determination of the virtual educational environment: an integrated approach // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - №6. P. 71-76. [in Russian]

17. Robert I.V. Convergence of educational sciences and information technologies as an evolutionary convergence of sciences and technologies (for researchers and teachers of vocational education institutions). - M.: IIO RAO, 2014. - 54 p. [in Russian]

18. Robert I.V. Scientific and pedagogical practices as a result of the convergence of pedagogical science and information and communication technologies // Pedagogicheskaya informatika. - 2015. - №3. P. 27-41. [in Russian]

19. Robert I.V. (2016) Development of didactics in the context of informatization of education [Electronic resource] // YouTube. November 17. - Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=qGEPBZiwoRo. [in Russian]

20. Rober I.V. Development of informatization of education in the context of intellectualization of activity and information security of subj ects of the educational process // Pedagogicheskaya informatika. - 2017. - №2. P. 12-30. [in Russian]

21. Robert I.V. Development of informatization of education based on digital technologies: intellectualization of the learning process, possible negative consequences // The Science of Man: Humanitarian Research. - 2017. - №4 (30). P. 65-71. [in Russian]

22. Robert I.V. Development of the conceptual apparatus of pedagogy: digital information technologies of education // Educational informatics. - 2019. - № 1. P. 108-120. [in Russian]

23. Robert I.V. Theory and methodology of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects). - M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2014. -398 p. [in Russian]

24. Robert I.V. Explanatory dictionary of words and phrases of the conceptual apparatus of informatization of education. - M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2012. - 108 p. [in Russian]

25. Sergeev S.F. Virtual simulators: problems of design theory and methodology // BIOTEKHNOSFERA. - 2010. - №2 (8). P. 15-20. [in Russian]

26. Shabrov N.N. Predictive modeling virtual reality hardware and software systems in scientific m and engineering research [Electronic resource] // Supercomputer Consortium of Russian g Universities. - Available at: hpc-russia.ru/23.pdf. [in Russian]

g 27. Shikhnabieva T.Sh., Automation of the learning process and knowledge control using § intelligent models of educational content. Pedagogicheskaya informatika. 2011. №5.

c P. 27-31. [in Russian]

< 28. Shikhnabieva T.Sh., Ramazanova I.M., Akhmedov O.K. Using intellectual methods ? and models to improve educational information systems // Monitoring. Science and

| technologies. - 2015. - №2 (23). P. 71-77. [in Russian]

£ 29. Cummings J.J., Bailenson J.N. How immersive is enough // Media Psychology. - 2016. -Vol. 2 (19). P. 272-309.

CP

го

30. Halawani Lv. Feng Z.A., Li H., Rehman S.U..Multimodal hand and foot gesture interaction for handheld devices // ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications and Applications. - 2014. - Vol. 10. P. 1-19.

31. Micropoulos T.A. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research // Computer and Education. - 2011. - Vol. 3 (56). P. 769-780.

32. Potkonjak V., Gardner M., Callaghan V., Mattila P., Guetl C., Petrovich V., Jovanovic K. Virtual laboratories for education in science, technology and engineering // Media Psychology. - 2016. - Vol. 2 (19). P. 272-309.

About the authors:

Uvarina Natalya Viktorovna, Deputy Director for Research, Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Professor, e-mail: unv@cspu.ru

Polkovnikov Aleksey Valerievich, Head, Training Laboratory (Weapon Designs) of the Faculty's Educational Complex (Artillery Armament), Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia, Candidate of pedagogical Sciences, e-mail: polkovnikov6990@mail.ru

For citation: Uvarina N.V., Polkovnikov A.V. Analysis and prospects for using

immersive technologies in the system of training officers of engineering specialties // o

Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 4. P. 10-19. £

DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19 §

o

<u x <u

_0 m

<u с о

Ci

<u

го

х

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.