К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
© Ерохин И.Ю.*
Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон
В условиях набирающей обороты всеобъемлющей глобализации важным делом является вопрос сохранения уникальной идентичности отдельных народов, наций, этнических групп и общностей. Для этого важно изучать исторический опыт становления, развития и трансформации этих групп в системе государства и общества, механизмов общественного развития. Только при таком грамотном и целенаправленном подходе исторический опыт поколений, накапливаемый веками, может сохраниться во всем своем многообразии и значительно преумножиться в будущем уже современными традициями.
Ключевые слова: Дон, донское казачество, культура казаков, традиции, военное дело, казачья вольница, государство, общество, общественное развитие.
Донское казачье войско, и донское казачество в целом, является старейшей из всех известных исторической науке казачьих общностей. Состязаться с ним в данном вопросе возможно лишь только Запорожской Сечи и запорожцам. Среди самих казаков, независимо от их места происхождения, роду и племени, мы находим крайне уважительное отношение именно к представителям донского казачества, - донцам.
Историк А. Ригельман отводит донцам совершенно особое место в истории казачества и истории государственности. В своем предисловии к труду «История или повествование о донских казаках» он напишет: «История или повествование о донских козаках, отколь и когда они начало свое имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, также во время которых владетелей российского, польского и турецкаго. Затем какия их были дела и чем прославились, а от оных и прочие козаки, ка то: сибирские, яицкие или иные называемые уральские, гребенские, волгские, терские, семейные, некрасовские и иные» [4].
Территорией донского казачества исстари являлась территория т.н. «дикого поля», - пустынного и опасного места образовавшегося после разорения монголо-татарами Курского, Северского, Черниговского, Рязанского и др. княжеств Руси [6]. Эта значительная территория простиралась между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Первые предшественники донских казаков вели скрытый разбойнический образ жизни.
* Старший научный сотрудник, Р1Ш.
Они жили в вырытых в земле ямах, покрытых хворостом, и издали наблюдали за врагом, при малейшем удобном случае нападая на него. Женатых среди них не было, - утверждают многие источники. Основным источником существования являлась военная добыча и захваченные в бою трофеи. Носило это дикое племя рубахи, войлочные или длинные кожаные куртки, поверх оных - кольчуги, колонтари, бахтерцы, наручи. Вооружена лихая вольница была саблями, топорами, кинжалами, ножами, луками, дротиками, копьями, булавами [1, с. 1].
В 1380 г донские казаки принимают участие в Куликовской битве, что можно считать началом их ратного служения интересам Руси. Перед началом сражения они преподнесли Великому московскому князю Дмитрию святую икону Божьей Матери в знак своих верноподданнических чувств. Именно эти казаки и решили во многом исход событий на Куликовом поле, когда на заключительном этапе битвы всей своей мощью - казачьей лавой навалились на неприятеля. Разозленные полчища Мамая, отступая, запомнили донцам эту обиду и унижение, и огнем и мечом испепеляли поселения в местах обитания донцов [1, с. 1].
В XV в. на месте распада могущественной некогда Золотой Орды образуется целый ряд самостоятельных государственных образований, - Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и др. более мелкие ханства. Властители этих государств продолжали досаждать славянскому населению, время от времени совершая опустошительные и разорительные набеги на земли славян [1, с. 1].
Начиная с середины XV в. начинается значительное укрепление донского казачества и формирование его уже как внушительной военно-политической силы. Основными противниками донского казачества стали татары, турки и их союзники. Историк О. Агафонов об этом периоде истории донцов пишет: «В низовьях Дона появились казачьи селения. Поначалу их центром стал городок на острове Раздоры (между Доном и рукавом Донца), а затем крепость Черкасск. Чуть позже возникли городки в верховьях Дона, по Хоп-ру, Быстрой и Тихой Сосне, разбросанные на значительном расстоянии друг от друга. В конце XV века «верховое» и «низовое» казачество соединилось и образовало большую самоуправляющуюся общину вольных казаков, получившую впоследствии название Донского казачьего войска. Всех казаков прочно связывали общность интересов, религии и необходимость бороться общими силами с врагами Отечества и Веры. Больше всего они ценили мужество, надежность, честь и верность мужскому братству» [1, с. 2].
Историки отмечают, что в XVI в. происходит дальнейшее укрепление могущества и авторитета Донского войска. Ряды казачества и его численность заметно пополняются за счет людей из пограничных районов, - Путивля, Рыльска, Новгорода Северского, Орла, Ряжска, Шацка, Воронежа, Белгорода, Ельца, Оскола и др. [1, с. 2].
Военная служба продолжала оставаться главным делом казачества на многие годы и века: «Достаточным поводом для начала военных действий признавалось оскорбление одного казака, считавшееся бесчестьем для всего войска. Инициатором военного похода мог стать любой казак. Для этого он выходил на площадь казачьего селения, снимал шапку, кидал ее на землю и сообщал обступившим его товарищам о своих намерениях. Те, кто хотел участвовать в замышлявшемся походе, бросали свои шапки рядом с шапкой оратора и становились около него. Так набирались внушительные партии отважных «гулебщиков» [1, с. 2]. Примечательно, что в этот период звания казаков еще не были казачьими чинами. Звание казачьего есаула или сотника даровалось казаку только на время осуществляемого казачьего похода, после которого казачий воинский начальник вновь становился рядовым казачьей общины [1, с. 2]. В этот период казаки все более действовали на основе «партизанщины», «тактики набегов». «Выследив неприятеля, ближе к ночи, в темноте нападали и рубились с ним до победы. Исчезали с добычей так же внезапно, как и появлялись. Если первая атака оказывалась неудачной, казаки рассеивались в разные стороны и собирались в условном месте. Затем повторяли набег, выбрав подходящий момент», - писал о данной тактике О. Агафонов [1, с. 2]. В этот период казаки часто отправляются в походы «за зипунами», поиски вольной казацкой добычи.
Отношения с центральной властью, Московией в этот период носят характер дипломатических. Ни о каком диктате центрального правительства говорить не приходится. Это были отношения партнерства и союзничества. Тот же Агафонов по данному вопросу замечает: «Постоянно воюя с турками и татарами, донцы были прекрасно осведомлены о намечавшихся действиях неприятеля и в случае необходимости быстро посылали в Москву вестовую станицу (посольство) с донесениями. Они так же оказывали содействие царским послам к крымским татарам и турецкому султану, помогали проводить российские суда по Дону и выполняли другие поручения, за что получали от правительства похвальные грамоты, порох, свинец, хлеб, вино, деньги и др. При этом донцы сохраняли полную самостоятельность и независимость и жили по своим законам» [1, с. 3].
Система собственной государственной власти и государственного устройства в донском казачестве в рассматриваемый период была выстроена следующим образом. Вся полнота власти - законодательной, исполнительной и судебной - в войске принадлежала демократическим началам войскового круга. На нем все казаки, достигшие 17-и летнего возраста, кроме имевших вину (пенных), имели право решающего голоса по всем вопросам жизни войска и казачьих территорий. Для созыва казаков на очередной круг издавалась (писалась) грамота. Она гласила примерно следующее: «Собирайтесь в войско все атаманы-молодцы, пенные и непенные, ослушние же да лишатся расправы в войске» [1, с. 3].
Решения на кругах принимались простым большинством голосов. Исполнителями воли круга назначался избираемый для этого временно атаман, два есаула и войсковой писарь - ему в помощь. Таким же образом осуществлялось и станичное управление.
В XVII в. царь Михаил Федорович пытается более тесно привязать к центру донское казачество, понимая его силу и мощь. Предание гласит, что первое государственное знамя донцы получили именно из его рук. В знак признательности царя за поддержку донцов на Соборе 1613 г., когда те выступили в поддержку семьи Романовых, претендовавших на царский престол. В 1615 г. донские казаки стали обладателями грамоты царя, которая гласила: «Вы, атаманы и казаки, нам, Великому Государю, служите, по шляхам разъезжаете, по перевозам лежите, ясырь отграмливаете и в наши украинские города приводите, русских пленных, струги и гребцов нанимаете и корм им покупаете и наших послов и посланников встречаете и провожаете в Царьград и в Большие и в Малые Ногаи» [1, с. 3].
С 1618 г. донское казачество начинает числиться за Посольским приказом.
Именно к этому времени по свидетельству историков [1] вольности донского казачества вступают в полосу своего расцвета. Но, и начинаются определенные «трения» с государственной властью, которая была крайне недовольна огромным количеством беглого люда, бежавшего на Дон в поисках там свободы и этих вольностей. Казаки заявляли власти традиционное казачье, -«С Дона выдачи нет!» Примечательно, что очень часто в качестве своих союзников донцы рассматривали запорожцев, с которыми неоднократно вместе ходили в военные и торговые походы по Черному морю, громили турецкий флот. Под пристальнейшим внимание донцов была территория Азовского моря. Именно за свои азовские походы донцы в 1630 г. были отлучены Патриархом от церкви, хотя и опала эта была крайне недолгой.
В дальнейшем в жизни донского казачества произошло еще много событий. Это и реформы Петра I, и братоубийственная Гражданская война (19181920 гг.), и раскол на два лагеря в период Второй мировой (1941-1942 гг.). Многие представители донского казачества, представленные эмигрантскими кругами, в период Гражданской войны и много позже придерживались идеи полной самостоятельности донских казачьих территорий. О правильности таких воззрений и их обоснованности ученые спорят до сих пор.
Лидеры концепции самостоятельного Донского государства в ноябре 1937 г. писали: «В годину смутную развала и падения духа, перед лицом опасностей для нашего Отечества Всевеликого Войска Донского, мы - Вольные Донские Казаки считаем своим долгом и священной обязанностью перед Доном и Донским Казачеством стать смело на защиту своего Отечества, его Присуда и его прав» [2].
В выпускаемом лидерами Вольных Донских Казаков журнале «Вольный Дон» была изложена Декларация движения, которая ставила основными программными целями и задачами следующее:
1. Мы боремся за наше Отечество Всевеликое Войско Донское, которое согласно Государственной Конституции - Основным Законам ВВД, - есть самостоятельное государство, основанное на началах народоправства.
2. Мы боремся за целостность Войсковой (Государственной) территории и не признаем никаких аннексий и урезывания ее, произведенных врагами Дона с 1700 г. по наши дни.
3. Мы боремся за свое исконное казачье право на нашу землю и за свой закон на ней.
4. Мы боремся с врагами Дона и Казачества (как явными, так и тайными), с оккупантами нашей войсковой земли и будем пресекать всякие попытки к посягательству на наше Войсковое Право на наш Присуд, на нашу Землю.
5. Мы хотим для своего Отечества полной независимости, каковой хотим и для всех Казачьих Войск. Тот, - кто с нами - наш друг, кто против нас -наш враг, враг Дона и Казачества.
6. Никаких «воздушных замков» мы строить не собираемся, а хотим восстановить то наше Войсковое единство, которое было разрушено разными «вождями». Ничего нового мы придумывать не собираемся, а хотим поднять на должную высоту то, что было создано нами - казаками у себя на Родине, за что мы лили кровь, чему поклонялись, чему служили, и, о чем забыли теперь под головокружительные вопли прошенных и непрошенных «вождей».
7. Согласно нашей Государственной Конституции мы не имеем никакого юридического права предопределять будущее нашего Отечества, т.е. мы не имеем права считать свою Отечественную территорию частью какого-бы то ни было государства. Не скроем, что мы - Вольные Донские Казаки считаем вполне логичным образование в будущем Союза Вольных Казачьих Войск (Республик) глубоко-федеративного государства, построенного на началах народовластия и полной Войсковой автономии. Окончательное решение по этому вопросу мы оставляем нашему Державному Хозяину -Большому Войсковому Кругу ВВД, который согласно Основному Закону ВВД может «таковые дополнить или изменить в двух смежных сессиях». Таким же образом этот важный вопрос должен быть законно выявлен и утвержден, самим Казачьим Народом через своих избранников - депутатов Войсковых Кругов (Рады).
8. Всевозможные попытки дискредитирования Войсковой Законодательной и Исполнительной власти как таковых мы - Вольные Донские Казаки считаем абсолютно не допустимыми.
9. Принимая во внимание тайную и явную опасность для нашего Отечества - старейшего и сильнейшего из всех Казачьих Войск - мы считаем необходимым безотлагательно осуществить созыв Войскового Круга ВВД (созыв 1918 г.). Недостаток кворума не имеет в данный момент никакого значения. В случае Президиум Круга (старый) найдет лучшим пополнить «глу-
хие» ряды Круга, то он (Президиум Круга) должен проверить по списку: от каких станиц недостает депутатов. Ввиду того, что заграницей есть казаки всех Донских станиц, - пополнение (на законном основании) В. Круга - от станиц - вполне возможно. Никаких представителей политических партий или «выдающихся организаций» на Круг допускать не должно, ибо Войсковой круг - надпартиен по своему строению, завещанному Донским Златоустом - Митрофаном Богаевским. Мы твердо помним, что партийность сначала разъединила Войсковой организм, а потом погубила его, а с ним и казачество. Только объединение по станицам, округам и Войскам, только девиз «пригребай к своему берегу», только бесповоротная решимость служить своему Отечеству - своему Войску - могут вывести все казачество на верный путь - путь Спасения Казачества.
10. Мы Вольные Донские Казаки продолжаем шлях Донской Воли, заложенной на Дону в Сельских степях Походным Атаманом ВВД генералом от кавалерии П.Х. Поповым, с его отрядом Вольных Донских Казаков. Мы продолжаем шлях, заложенный ранней весной 1918 года на Севере Дона, Советом Вольных Донских станиц и хуторов. Наш шлях - шлях Дона и всего Донского Казачества, ибо мы ничего нового не выдумываем, а только воскрешаем то старое, родное, святое для нас, что было погублено разными неудачными «вождями» [2].
Апофеозом декларации становится произнесенное казаками, - «Нам -Донцам бесконечно дорог наш «Тихий Дон». Но мы не забыли, что большая часть Кубанцев (Линейцы), Терцы, Яицкие и др. казаки - «Землепроходцы» с Дона, Донские колонисты. Мы не забываем, что они наши родные, кровные братья, получившие по воле Донского Круга прежних времен полную самостоятельность. Исходя из этого мы Вольные Донские Казаки, посылая свой братский привет братьям Казакам всех Европейских и Сибирских Казачьих войск, просим их помочь нам морально: восстановить нашу Отчизну -Всевеликое Войско Донское. В свою очередь мы Донцы поможем им всеми силами. Один за всех - все за одного, - таков был древний девиз Казачьих Войск. Да знает любой казак, что Тихий Дон - колыбель всего Казачества, является и ныне, как в древние времена, плацдармом страшных битв между народами. Устоит Дон - устоит Казачество. Погибнет Дон - постепенно погибнут и другие войска. Это мы видим в 1920 г. Это мы видим в истории Казачества. Дон - крепость Казачества» [2].
* * *
Из всего вышесказанного становится возможным сделать следующие выводы:
1. Донское казачье войско и донское казачество - старейшая казачья общность. В ней наиболее ярко и отчетливо отразились процессы взаимоотношений казачества с государством, властью и властными институтами.
2. Изучение истории донского казачества со всей очевидностью ярко и образно раскрывает глубинные противоречия казачества и свидетельствует о его дуализме в вопросах отношения к власти. С одной стороны, донцы -это вольный, гордый и свободолюбивый бунтарский этнос, с вековыми традициями, особо чтящий свои исконные «вольности», и позднее дарованные привилегии.
3. Власть понимала дуалистичность казачьего мира, всю его сложность и противоречивость воззренческих основ казачества. Именно поэтому, она использовала во взаимоотношениях с казачеством не только исключительно силовые и властно-административные механизмы. Но, и с приходом на смену этно-социального деления казачества - сословного, производила и произвела замену «этнических вольностей» системой «сословных привилегий». Система «сословных привилегий» особо отчетливо проявилась в структурах Всевеликого Донского войска, терского, кубанского казачеств, и заметно менее в иных казачьих общностях. Очевидно тут все же сказалось именно «казачество по происхождению», в отличие от других войск, где много было «пришлого» этноса.
4. Понятие «сословные привилегии» казачества следует понимать следующим образом, - это были не привилегии в чистом виде, а обязанность и способность государственного служения России.
5. Всю историю казачества можно разделить на два больших этапа и периода, - история вольного казачества и история государственного казачества. Эти периоды и этапы, их тенденции и традиции, имели место как в древнейшей истории казачества, равно как они получили свое развитие и продолжение и в истории современности.
6. Первая целенаправленная система мер по «огосударствлению» казачества была предпринята Петром I в рамках его обще-реформаторского курса по преобразованию России.
Литература:
1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Донское казачье войско. Войсковая летопись [Электронный ресурс] // Казачья Сеть. - Режим доступа: Шр://со88ас^еЪ.тгоЛги/ка7ак1/г_^опаё£.Ь1т.
2. Вольный Дон // Литературно-исторический и информационный журнал. - София, 1937. - № 1.
3. Родимый край // Журнал Орган общеказачьей мысли. - Донское Войсковое Объединение, 1967. - № 68, январь-февраль. - С. 17-22.
4. Ригельман А. История или повествование о донских козаках.
5. Куц О.Ю. Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в. (1637-1667 гг.).
6. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. -Ростов н/Д, 2001. - С. 44-45.