Научная статья на тему 'Влияние современного казачьего движения на формирование исторической памяти в регионе'

Влияние современного казачьего движения на формирование исторической памяти в регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
казачье движение / историческая память / возрождение / Cossack movement / historical memory / revival

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Венков Андрей Вадимович

Историческая память имеет сильнейшее влияние на жизнь населения, на его отношение к происходящим событиям. С самого начала процесса возрождения казачества на Дону большую роль в нем играло обращение к исторической памяти. Первоначально, до 1990 г., старались напомнить о красных казаках, боровшихся за Советскую власть. Но уже с 1990–1991 гг. казаков старались сплотить на основе памяти о трагических событиях 1919 г., о борьбе подавляющего числа казачьего населения против большевиков во время Гражданской войны. С 1996 г. ситуация стала меняться. Созданные казачьи структуры попытались сосредоточить историческую память населения на героической службе казаков России, обратились к образам М.И. Платова, Ермака Тимофеевича. Много внимания было уделено участию казаков в Первой мировой войне. Современные казачьи структуры и отдельные участники казачьего движения продолжают участвовать в формировании в Донском регионе исторической памяти. Особого единства в этом влиянии не прослеживается, высказываемые и проводимые в жизнь мнения достаточно политизированы, но есть общие для всех казаков темы — любовь к родине, гордость своей историей, тяга к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MODERN COSSACK MOVEMENT ON THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY IN THE REGION

Historical memory has a strong influence on the life of the population, on the attitudes towards the current events. The certain aspects of the historical memory of the Cossack population of the Don played an important role in the process of the Cossack revival from the very beginning. Until 1990, the state tried to remind the local population about the red Cossacks, who fought for Soviet power, but in 1990–1991 tried to unite Cossacks on the basis of the tragic events of 1919, when the vast majority of the Cossack population fought against Bolsheviks during civil war. Since 1996, the situation has changed. Cossack structures tried to focus on the heroic service of Russian Cossacks, referring to the images of M.I. Platov and Ermak Timofeyevich. A lot of attention was paid to the participation of Cossacks during the First World War. Modern Cossack structures and individual members of the Cossack movement continue to participate in the formation of historical memory in the Don region. There is no unity to this effect. Opinions are rather politicized, but there are common themes — love for the homeland, pride in its history, attraction to the military service.

Текст научной работы на тему «Влияние современного казачьего движения на формирование исторической памяти в регионе»

УДК 930.85/73.05

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • № 4 2019 DO110.23683/2500-3224-2019-4-172-185

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЬЕГО ДВИЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В РЕГИОНЕ1

А.В. Венков

Аннотация. Историческая память имеет сильнейшее влияние на жизнь населения, на его отношение к происходящим событиям. С самого начала процесса возрождения казачества на Дону большую роль в нем играло обращение к исторической памяти. Первоначально, до 1990 г., старались напомнить о красных казаках, боровшихся за Советскую власть. Но уже с 1990-1991 гг. казаков старались сплотить на основе памяти о трагических событиях 1919 г., о борьбе подавляющего числа казачьего населения против большевиков во время Гражданской войны. С 1996 г. ситуация стала меняться. Созданные казачьи структуры попытались сосредоточить историческую память населения на героической службе казаков России, обратились к образам М.И. Платова, Ермака Тимофеевича. Много внимания было уделено участию казаков в Первой мировой войне. Современные казачьи структуры и отдельные участники казачьего движения продолжают участвовать в формировании в Донском регионе исторической памяти. Особого единства в этом влиянии не прослеживается, высказываемые и проводимые в жизнь мнения достаточно политизированы, но есть общие для всех казаков темы - любовь к родине, гордость своей историей, тяга к военной службе.

Ключевые слова: казачье движение, историческая память, возрождение.

Венков Андрей Вадимович, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества, Федеральный исследовательский центр «Южный научный центр Российской академии наук», 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41; профессор, Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, ап(1геу_уепк@ rambler.ru.

1 Работа написана по проекту «Политические и социально-экономические риски и угрозы устойчивому развитию Юга России» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 20 «Новые вызовы климатической системы Земли» (№ 00-19-П20/8).

THE INFLUENCE OF THE MODERN COSSACK MOVEMENT ON THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY IN THE REGION

A.V. Venkov

Abstract. Historical memory has a strong influence on the life of the population, on the attitudes towards the current events. The certain aspects of the historical memory of the Cossack population of the Don played an important role in the process of the Cossack revival from the very beginning. Until 1990, the state tried to remind the local population about the red Cossacks, who fought for Soviet power, but in 1990-1991 tried to unite Cossacks on the basis of the tragic events of 1919, when the vast majority of the Cossack population fought against Bolsheviks during civil war. Since 1996, the situation has changed. Cossack structures tried to focus on the heroic service of Russian Cossacks, referring to the images of M.I. Platov and Ermak Timofeyevich. A lot of attention was paid to the participation of Cossacks during the First World War. Modern Cossack structures and individual members of the Cossack movement continue to participate in the formation of historical memory in the Don region. There is no unity to this effect. Opinions are rather politicized, but there are common themes - love for the homeland, pride in its history, attraction to the military service.

Keywords: Cossack movement, historical memory, revival.

Venkov Andrey V., Doctor of Sciences (History), Professor, Head of Cossacks Laboratory, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, 41, Pr. Chekhova, Rostov-on-Don, 344006, Russia; Professor, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].

Любое сообщество создает свою идеологию. Под идеологией мы понимаем совокупность учений, идей, понятий, суждений, убеждений, мнений людей обо всем том, что в данной человеческой общности и в данных условиях считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения. Задача идеологов - формирование сознания людей таким, как этого требуют интересы самосохранения сообщества.

Идеологи опираются на историческую память или пытаются влиять на эту историческую память для формирования нужного им сознания. Историческая память, в свою очередь, представляет собой систему передаваемых из поколения в поколение сообщений об исторических событиях, зачастую - систему мифов. Мы знаем, что история начиналась как искусство назидательное, и историческая память, естественно, очень часто отражает негативный опыт людей, факты угнетения, несправедливости в отношении народа - носителя памяти. Опыт показывает, что историческая память становится особенно актуальна по мере усиления политической активности населения. Именно в 1990-е гг. проблема исторической памяти стала предметом специальных исследований в российской историографии, и теперь вопросы влияния государственного и социального заказа на тематику профессиональных исторических исследований хорошо изучены. Этот заказ, безусловно, связан с исторической политикой власти. Предмет настоящего исследования -попытки влияния на общество посредством обращения к исторической памяти общественных групп, которые в 90-е гг. XX в. только начали формироваться, но в настоящий момент уже имеют достаточно сформированную структуру.

В тревожные годы, предшествующие распаду Советского Союза, те или иные общественные группы старались воздействовать на историческую память казаков. Пример тому - создание при Дворце культуры завода «Ростсельмаш» общества «думенковцев-мироновцев», на заседаниях которого проводилась мысль, что казаки вообще-то были настроены революционно, но колебались, а такие политические деятели, как Л.Д. Троцкий и Я.М. Свердлов несправедливыми репрессиями отталкивали казаков от Советской власти. А вот В.И. Ленин и М.И. Калинин относились к казакам по-иному... В таком духе был написан очень популярный в то время роман Анатолия Знаменского «Красные дни» [Знаменский, 1991].

Однако подавляющее большинство казаков, в духе того времени, обратило внимание как раз на «несправедливые репрессии». Естественно, коллективная память о совместно перенесенном несчастье сплачивает сообщество. Объектом особого внимания стало Циркулярное письмо ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г., которое поныне на уровне обыденного сознания считается «Директивой о расказачивании». День 24 января в 2019 г. отмечался Историческим советом ВКО «Всевеликое войско Донское» как «100-летие геноцида казачьего народа». Это письмо, ныне хорошо известное, не рекомендовало ничего выходящего за рамки общей политики партии и правительства, известной впоследствии под названием «военного коммунизма». Необычным был первый пункт - о массовых репрессиях, что являлось перенесением на Дон политики «красного террора», декрет о котором был принят еще в сентябре 1918 г.

Само проведение террора на Дону началось лишь 6-7 марта 1919 г. Возможно, количество репрессированных достигло бы в дальнейшем значительной цифры. Но к моменту восстания их было расстреляно около 300 человек, а если учесть, что Верхне-Донской округ населяло 170 тыс. жителей, из каждой тысячи расстреляли двоих. Казаки не позволили убивать себя. Через три дня после начала расстрелов вспыхнуло восстание. Роль сыграла сама установка власти на террор, жертвой которого мог стать практически каждый, кто до этого служил у белых.

Столь торопливо и крайне политизировано привлеченная дата на долгие годы запечатлелась в народном сознании и оставила без внимания и должной оценки другие факты. 16 марта 1919 г. политика, диктуемая Циркулярным письмом, была приостановлена. Зато 8 апреля 1919 г. Донбюро РКП(б) вынесло резолюцию об отношении к казачеству: «Политика центральных и местных (Донских) органов власти должна определяться положениями:

1) существование донского казачества с его экономическим укладом... стоит перед пролетарской властью неизменной угрозой контрреволюционных выступлений.

Положению Советской власти, угроза успешного наступлений на которую иностранного капитализма еще не устранена, наличность этого кадра живой силы контрреволюции грозит величайшей опасностью.

Все это ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распыление и обезвреживание рядового казачества и о формальной ликвидации казачества» [РГАСПИ, ф. 17, оп. 65, д. 34, л. 163-164]. То есть большевики предполагали уничтожение казачества «как особой экономической группы».

22 апреля 1919 г. ЦК РКП(б) рассмотрел и утвердил резолюцию Донбюро. Отныне она стала документом, определяющим политику партии и правительства по отношению к казачеству на Дону. Фактически это и была пресловутая политика «расказачивания».

Необходимо отметить, что официально политика расказачивания проводилась лишь в северных округах Дона и на территории Уральского казачьего войска. В июне 1919 г. территория Донской области практически освободилась от большевиков. Политика большевиков повисла в воздухе. Теперь они никого не могли расказачить. Политика переносилась на будущее. Время ее окончания еще до конца не определено. Однако известно, что начиная очередное наступление на Дон в августе 1919 г., ВЦИК и СНК обещали никого не расказачивать насильно, оставить казакам их земли и право ношения формы [Ермолин, 1982, с. 156].

В настоящее время на официальном сайте ВКО «Всевеликое войско Донское» день 24 января назван более сдержано - День поминовения казаков и казачек Войска

Донского, невинно убиенных в годы Гражданской войны, и репрессий в отношении российского казачества [Кровавая дата российского казачества].

В начале 1990-х гг. возрождающееся казачество пыталось сохранить и даже насадить память о Гражданской войне. На местах стали создаваться организации под названием войсковых частей Донской (белой) армии. Так, была создана организация «96-й казачий полк». Его организатор, Петр Молодидов, ныне только что вышедший из заключения, просил автора этой статьи назвать номер полка, какой был бы только в Донской армии во время Гражданской войны. В реальности номер 96 был присвоен в 1918 г. 7-му Донскому казачьему полку царской армии. Полка под номером 96 в царской армии не было. Казаки, вошедшие в эту организацию (96-й казачий полк), воевали в Абхазии, Приднестровье и Сербии.

Полк, напоминающий о Гражданской войне, был создан в станицах Милютинской, Морозовской и Тацинской. В его рядах на 26 июня 1992 г. числилось 443 казака [Скорик, 2019, с. 23]. Организация получила название «36-й Донской казачий полк». О том, почему было выбрано такое название и такой номер, в исследовании А.П. Скорика сказано: «Ему присваивалось историческое условное наименование «36-й Донской казачий полк», который приказом за № 26 по Донскому войску от 13 января 1906 года комплектовался казаками 1-го и 2-го Донских округов, как полк 3-й очереди» [Скорик, 2019, с. 68]. Но 36-й Донской казачий полк, 3-я очередь 2-го Донского казачьего полка, до революции комплектовался из казаков станиц: Романовской, Кумшацкой, Цымлянской, Терновской, Филипповской, Баклановской, Чертковской, Нижне-Курмоярской, Иловайской, Кутейниковской, Ново-Алексеевской [Скорик, 2019, с. 158]. Что касается Морозовской и Тацинской, то до революции они статуса казачьих станиц не имели, а Милютинская входила в состав Донецкого округа, и ее казаки служили в 11-м, 28-м и 45-м Донских полках [Венков, 2014, с. 12].

Все становится достаточно ясно, когда мы рассмотрим 36-й конный полк белой Донской армии. Полк формировался из казаков станицы Усть-Белокалитвенской, но 10(23) марта 1919 г. в полк были влиты Милютинский конный дивизион и Морозовская конная сотня [Венков, Зубков, 2016, с. 338] и составили половину личного состава полка. Кстати, в одной бригаде с 36-м полком воевал 35-й Тацинский конный полк.

Белогвардейские мотивы понемногу гаснут к 1996 г., когда было создано реестровое ВКО «Всевеликое Войско Донское» и вышел Указ Президента РФ № 563 от 16 апреля 1996 г. «О порядке привлечения членов казачьего общества к государственной и иной службе». 36-й Донской казачий полк был расформирован, а его личный состав вошел в окружную структуру нового казачьего формирования повышенной готовности [Скорик, 2019, с. 110-111]. 96-й полк в реестровые структуры не вошел. Его командир П.В. Молодидов относится к реестру резко отрицательно: «Всех, кто, напялив «белоказачью» форму, лижет зад постсоветскому режиму, надо

называть «подтелковцами». Они - предатели своей родины и своего народа на службе у оккупантов» [Молодидов, 2010].

И все же память о белом движении на Дону сохраняется в воспитательном процессе в Шахтинском генерала Я.П. Бакланова казачьем кадетском корпусе. Кадетский корпус регулярно проводит военные реконструкции похода отряда полковника

B. Чернецова, случившегося в январе-феврале 1918 г. В частности, в 2019 г. был составлен план мемориальных дней памяти, посвященных трагическим событиям начала Гражданской войны на Донской земле, жертвами которых стали кадеты, юнкера и реалисты во главе с полковником В.М. Чернецовым (1917-2019).

Мероприятия состоят из отдания воинских почестей, возложения венков к месту захоронения генерала от кавалерии, выборного Атамана Войска Донского А.М. Каледина, бывшего в 1917 г. символом антибольшевистского движения в России; отдания воинских почестей у иконы генерала Маркова в Войсковом Соборе г. Новочеркасска; творческого вечера, посвященного мемориальным дням памяти трагических событий начала Гражданской войны на Донской земле; поминальной панихиды в Успенском храме ст. Калитвенской по убиенным кадетам и юнкерам, реалистам и гимназистам в 1918-1920 гг.; военной реконструкции на станции Глубокой «Бой с марша за железнодорожный переезд»; отдания воинских почестей у Поклонного Креста на месте гибели отряда Чернецова и т.д. Как видим, учащихся корпуса воспитывают на примере отряда полковника Чернецова, состоявшего из учащейся молодежи, при этом учитываются и военная подготовка, и религиозно-нравственная составляющая. Такие мероприятия нельзя назвать частыми даже среди кадетских корпусов.

Напоминания о казаках, павших от рук большевиков, встречаются в местной прессе. Авторы их - ветераны казачьего движения. Прежде всего это серия статей А.Н. Чеботарева, посвященных памяти С.И. Растеряева - героя Первой мировой войны, воевавшего с большевиками в должности командира полка и павшего от их рук 1 мая 1919 г. [Чеботарев, 2015a; Чеботарев, 2015b; Чеботарев, 2015с]. Этот же автор пишет о потомках полковника В.М. Чернецова, их жизненном пути [Чеботарев, 2017].

Реестровые казачьи структуры и кадетские корпуса больше внимания уделяют службе казаков России начиная с XVI в. Что их интересует в большей степени, можно увидеть из опубликованного в «Донских Войсковых ведомостях» календаря на июль 2013 г. Под заголовком «События казачьей истории» значатся даты рождения трех деятелей донской науки и культуры - И.Ф. Быкадорова, А.М. Золотарева, С.Ф. Сулина; три события духовного или культурного значения -издание Высочайшего указа о присоединении Войска Донского к Воронежской епархии; Высочайшее утверждение «Положения о Донском Войсковом музыкальном хоре» и выход в свет первого номера еженедельника истории, литературы и сатиры «Донская Волна» под редакцией В. Севского; четыре события явно политического свойства - утверждение Атаманом Войска Донского Алексея Ивановича

Иловайского, начало работы первого Большого Войскового Круга на Дону со времени запрета его Петром I, открытие в Москве Учредительного Большого Круга Союза казаков, утверждение Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным Устава Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»; два события связаны с боевыми действиями - взятие донскими казаками во главе с Войсковым Атаманом Михаилом Татариновым, вместе с запорожцами, турецкой крепости Азов, взятие русскими войсками аула Кбааду (Красная Поляна), последнего места сопротивления горцев, и окончание Кавказской войны (1817-1864 гг.); два события связаны с награждениями - пожалование Войску Донскому знамени «За оказанную в минувшую Прусскую войну службу» и пожалование Георгиевского знамени «За Кавказскую войну»; одно скандальное и трагическое событие - «Выдача англичанами Казачьего Стана в г. Лиенце (Австрия)» (хотя и не сказано, кому выдали) [Памятные дни календаря донского казака, 2013].

Как видим, о боях с большевиками здесь нет ни слова, хотя именно в июне 1919 г., соединившись с верхнедонскими повстанцами, белые казаки вытеснили большевиков с территории Войска.

Гораздо больше материала стало посвящаться казачьим вождям, героям Отечественной войны 1812 года, личностям войсковых атаманов. Само открытие аэропорта «Платов» и создание ряда памятников этому славному атаману говорит о многом.

В отличие от ситуации на начальном этапе возрождения казачества, в казачьих кадетских корпусах стали изучать истории полков российской императорской армии. А поскольку полки с постоянными номерами появились лишь в конце 70-х гг. XIX в., основной материал исследований относится к периоду Первой мировой войны. Наиболее детально исследованы 10-й, 11-й и 12-й Донские полки, их состав, боевой путь, подвиги казаков и офицеров. Действительно, Войско Донское в период Первой мировой войны проявило несопоставимые с другими войсками боевые качества (на 117 тыс. мобилизованных 37 тыс. георгиевских кавалеров) и не знало дезертирства.

В каждой станице краеведы собирают материал в рамках локальной истории, пишут и издают истории своих станиц. В качестве примера можно привести газетную статью «Апостолы гундоровского воинства» [Жукова, 2016]. О той же станице - серьезное, основанное на документах исследование «История одной казачьей станицы» Сергея Сполоха [Сполох, 2005]. Среди интересных исследований можно указать работы Н. Приходько «Летопись Милютинского края» [Приходько, 2001], Ю. Карташова «Казачество Петропавловского района» [Казачество Петропавловского района, 2018] и В. Дронова «Казачий присуд» [Дронов, 2016]. Краеведы доводят исследование истории своей станицы до настоящего времени, много внимания уделяя событиям Великой Отечественной войны.

Тематика Великой Отечественной войны находит самое широкое отражение в краеведческих исследованиях, придает им разносторонний характер. Вышеназванный А.Н. Чеботарев занимается не только проблемами Гражданской войны. Он автор книги «Каменск - фронту» [Чеботарев, 1996] и ряда статей о событиях Великой Отечественной войны, например «Герой из Скородумовки участвовал в параде» [Чеботарев, 2016]. Иногда газетные статьи в лучших казачьих традициях имеют названия, отличающиеся лихостью и насмешливым отношением к опасности - например, статья А. Найденова «Яд, пакет и адская «рыбалка». Как каменчане одной взрывчаткой сначала рыбу глушили, а потом фашистов мочили» [Найденов, 2015].

В память о событиях Великой Отечественной войны ВКО «Всевеликое войско Донское» организует конные пробеги и другие массовые праздники. Практически исчезли со страниц местных казачьих изданий материалы о службе казаков в вермахте. Можно сказать, что тематика Великой Отечественной войны несколько оттеснила привлекавшую раньше большое внимание тематику связи с соотечественниками за рубежом. Возможно, это связано со смертью К.Н. Хохульникова, у которого было очень много таких публикаций.

На страницах казачьих печатных органов все больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию молодежи, роли церкви на Дону. Это прежде всего материалы Дмитриевских образовательных чтений [Церковь и казачество, 2013].

И все же самая «продвигаемая» тема - воинская служба. В 2020 г. «Всевеликое Войско Донское» будет торжественно отмечать 450-летие службы казаков России. Эта дата связана с 1570 г. и с вышедшей в 1870 г. книгой Андроника Савельева «Трехсотлетие Войска Донского. 1570-1870 гг. Очерки из истории донских казаков» [Трехсотлетие Войска Донского, 1870]. А. Савельев указывал на грамоту от 3 января 1570 г., которую Иван IV адресовал «...на Донец Северский, атаманом казатцким и казаком всем безотмены» и требовал в ней от казаков сопроводить до турецкой границы царского посла Ивана Петровича Новосильцева. Поскольку это была самая первая по времени царская грамота донцам, известная А. Савельеву, то он обозначил 1570 г. как «Признание московскими царями существования войска Донского» [Трехсотлетие Войска Донского, 1870, с. 1]. Не более. И как писал царю сам И.П. Новосильцев, «а со мною донских атаманов и казаков идет для береженья немного: иные атаманы и казаки со мною не пошли, и твоей грамоты не послушали» [Маркедонов, 2000].

Что касается службы донских казаков России, то, с одной стороны, они вместе со всем русским войском участвовали в завоевании Казани в 1552 г. и в последующих войнах Ивана Грозного, но, с другой стороны, даже в 1812 г. А.П. Ермолов пенял донцам, что они ведут себя не как подданные, а как союзники русского царя. И формальное принесение казаками присяги царю и составление «крестоцеловаль-ных книг» относятся к 1671 г. Это случилось после разгрома Степана Разина. Тем не менее, праздновать 450-летие своей службы Войско будет в 2020 г.

Среди исследований, рекомендуемых или публикуемых Войском, мы вряд ли найдем имена С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева. Лишь на Межрегиональной олимпиаде по истории казачества, проводимой Южным федеральным университетом, Всевеликим Войском Донским, Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области и областным Министерством общего и профессионального образования в 2016 г., из 68 вопросов, куда входили в том числе «Казачий курень», «Казачья разведка», «Донская войсковая и дворянская геральдика», были два вопроса, посвященные С. Разину и Е. Пугачеву, но так и не встретился вопрос о К. Булавине (хотя во время «булавинского бунта» царские войска выбили казаков больше, чем в живых осталось). Впрочем, всю «Азовскую тематику» (Азовское осадное сидение, штурмы Азова Петром I) организаторы тоже проигнорировали.

На протяжении последних 20 лет практически исчезли публикации о красном казачестве. Изредка упоминается лишь Ф.К. Миронов, расстрелянный большевиками в 1921 г.

Как видим, реестровые казачьи структуры хотят видеть подрастающее поколение воспитанным в духе любви к родине, гордящимся своими предками, далеким от политики.

Практическое воплощение любви к истории можно увидеть в военно-реконструк-торском движении, широко распространенном на Дону. С конца 1980-х гг. им занимался Донской военно-исторический клуб им. М.И. Платова. Члены клуба, пошив за свой счет и надев казачью форму начала Х1Х в., выезжали в сентябре каждого года под Москву и участвовали в реконструкции Бородинского сражения. Причем выезжали не только в казачьей форме. Некоторые одевались в форму французской гвардейской конной артиллерии (синие ментик и доломан с красными шнурами и большая меховая шапка с красным султаном) и «сражались» на стороне французов.

С началом XXI в. приоритеты несколько изменились, и большую популярность приобрела реконструкция обороны Азова от турок в 1641 г. 3 августа 2019 г. эта реконструкция проводилась в 15-й раз. Тогда же всплеск эмоций вызвало сообщение, что 15-й раз - последний, а отныне, в честь 350-летия со дня рождения Петра I, в Азове будут проводиться реконструкции штурма Азова войсками Петра I в 1696 г.

Реестровые казачьи структуры (да, видимо, и сами реконструкторы) отнеслись к этому известию спокойно, но «буря пронеслась по рядам» казаков «неорганизованных», не входящих в реестр. Отдельные из них требовали «1. Праздник 350 лет антихристу Петру отменить. 2. Деньги направить на увековеченье памяти Героического штурма и обороны казаками Азова. 3. Памятник Петру первому переплавить, бронзу направить на сооружение памятника героям Азовского осадного сидения» [Губернатор ищет Еосова]. Требования опирались на авторитет Л.Н. Толстого: «С Петра I начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает

живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий - ящиком с водкой... коронует б...дь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына... и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему» [Толстой, 1936].

В чем принципиальная разница между двумя этими событиями - Азовским сидением 1641 г. и взятием Азова в 1696 г.? Во-первых, захват Азова в 1637 г. и его оборона в 1641 г. были казачьей инициативой. Усилившиеся донские казаки захватили турецкий город Азов, перенесли в него свою столицу, объявили там свободную торговлю и планировали с последующим захватом Темрюка взять под контроль все Азовское море. Осознавая неравенство сил, казаки стремились втянуть в войну Россию: убили ехавшего в Россию турецкого посла и раздали в захваченном Азове полученное ими царское жалование (вспомним, как несколько лет назад определенные силы в Турции убили нашего посла и сбили наш самолет). Но московский царь Азов «под свою высокую руку» не взял, рекомендовал вернуть его обратно туркам (захват казаками Азова признали лишь воюющие с турками персы). Казаки в 1641 г. отбились от многократно превосходившей их турецкой армии, переиграли турок в минной войне и продемонстрировали всему миру свое военное мастерство. Но на этом Войско и надорвалось. Большая часть казаков погибла на азовских стенах, и именно после возвращения Азова туркам на Дону появляются первые русские военные гарнизоны. Так что «Азовское сидение» - пик могущества независимого от Москвы Войска Донского и одновременно начало заката его независимости.

Взятие Азова в 1696 г. войсками Петра I - инициатива государства, начавшего за год до этого трудную и впоследствии затянувшуюся борьбу за выход к Черному морю. Окончательно русский военный гарнизон был поставлен в Азове лишь в 1769 г. Укрепление России в Приазовье и на берегах Черного моря означало конец вольного казачества и начало службы казаков России уже в ином качестве. Вот отсюда, видимо, и такая реакция части донских казаков.

Местные власти стремятся сгладить противоречия. Вот мнение губернатора области о них. «... Василий Голубев выразил недоумение по поводу облетевшего все СМИ известия о том, что реконструкция осадного сидения донских казаков проводилась в Азове в последний раз. <...> По мнению главы региона, ставший одним из туристических брендов региона Фестиваль ежегодно привлекает на Донскую землю тысячи туристов. Историческая реконструкция Азовского Осадного сидения Донских казаков 1641 года имеет огромное патриотическое значение, рассказывая о героическом прошлом защитников Донской земли» [Фестивалю «Осада Азова» будет присвоен постоянный статус, 2019].

В СМИ указывается, что действительно в 2020 г., также как и в 2021 г., приоритет будет отдан Азовским походам Петра I. Но с казаками и с их беспримерным

подвигом во благо Отечества Азов прощаться не собирается. Пресс-служба администрации города сообщила, что на заседании оргкомитета по подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне Василий Голубев заявил о своем решении присвоить проводимому в Азове ежегодному Фестивалю военно-исторических клубов «Осада Азова» постоянный статус [Фестивалю «Осада Азова» будет присвоен постоянный статус, 2019].

Таким образом, современные казачьи структуры и отдельные участники казачьего движения пытаются влиять на формирование в Донском регионе исторической памяти. Особого единства в этом влиянии не прослеживается, высказываемые и проводимые в жизнь мнения достаточно политизированы, но есть общие для всех казаков темы - любовь к родине, гордость своей историей, тяга к военной службе.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Венков А.В. Донская армия. Организационная структура и командный состав 1917-1920 гг. Вып. 1. Донские партизанские отряды. Командование Донской армии. Молодая армия. Военно-учебные заведения. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. 422 с.

Венков А.В., Зубков В.Н. Донская армия. Организационная структура и командный состав 1917-1920 гг. Вып. 3 (часть 1). Полки, дивизионы, батальоны, отдельные сотни и батареи «Мобилизованной армии». Ростов н/Д: Антей, 2016. 432 с. Губернатор ищет Еосова. URL: https://mail.rambler.ru/?utm_source=head&utm_ campaign=self_promo&utm_medium=topline&utm_content=mail#/folder/INBOX/6643 (дата обращения - 22 августа 2019 г.).

Дронов В. Историческая хроника казачьей семьи. Казачий присуд. Дубовское, 2016. 112 с.

Ермолин А.П. Революция и казачество (1917-1920 гг.). М.: Мысль, 1982. 224 с. Жукова Е. Апостолы гундоровского воинства // Пик. 6 июля 2016. С. 15 Знаменский А.Д. Красные дни. Роман-хроника в 2-х книгах. М.: Советская Россия, 1991. 560 с.; 544 с.

Казачество Петропавловского района / Сост. Ю. Карташов. Ростов н/Д: Булат, 2018. 296 с.

Кровавая дата российского казачества. URL: http://www.donkazak.ru/search/index.ph p?q=24+%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F&s=%D0%9F%D0%BE%D0%B8 %D1%81%D0%BA (дата обращения - 23 августа 2019).

Молодидов П.В. За «Казакию для Казаков!». URL: http://molodidov-cossacks.com/ wp2/?p=10457 (дата обращения - 21 апреля 2010 г.).

Маркедонов С.М. «Первая» царская грамота донским казакам. URL: http://www.donvrem. dspl.ru/Files/article/m5/2/art.aspx?art_id=118 (дата обращения - 22 августа 2019 г.).

Найденов А. «Яд, пакет и адская «рыбалка». Как каменчане одной взрывчаткой сначала рыбу глушили, а потом фашистов мочили» // Пик. 19 августа 2015. С. 26-27. Памятные дни календаря донского казака (июль 2013 года) // Донские войсковые ведомости. 2013. Июнь. № 6(217). С. 4.

Приходько Н. Летопись Милютинского края. 125-летию образования Милютинского юрта посвящается. Волгодонск: Волгодонское полиграфобъединение, 2001. 248 с. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 65. Д. 34.

СкорикА.П. Как возрождалось казачество в Первом Донском округе (о воссоздании 36-го Донского казачьего полка в 1990-е годы). М.: Древлехранилище, 2019. 232 с. Сполох С. История одной казачьей станицы. М.: Редакционно-издательский центр Министерства обороны Российской Федерации, 2005. 432 с. Толстой Л.Н. [Варианты к «Николаю Палкину»] // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 26. М.: Художественная литература, 1936. 645 с. Трехсотлетие Войска Донского. 1570-1870 гг. Очерки из истории донских казаков / сост. А. Савельев. СПб.: Изд. Донского Войскового Статистического Комитета, 1870. 124 с.

Фестивалю «Осада Азова» будет присвоен постоянный статус. URL: http://www. ruffnews.ru/azov/Festivalyu-Osada-Azova-budet-prisvoen-postoyannyy-status_97133 (дата обращения - 20 августа 2019 г.).

Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества // Донские войсковые ведомости. № 12(220). Декабрь. 2013. С. 1, 3.

Чеботарев А.Н. Каменск-фронту: Хроник.-док. повесть [о трудовом и ратном подвиге жителей г. Каменска-Шахтинского Рост. обл.]. М.: Либерея: Изд. дом «КРОН-пресс», 1996. 162 с.

Чеботарев А.Н. Серебряные погоны Спиридона Растеряева // Пик. 19 августа 2015a. С. 38-39.

Чеботарев А.Н. За Тихий Дон, за вольный край // Пик. 26 августа 2015b. С. 10-11.

Чеботарев А.Н. По степям напев унылый // Пик. 2 сентября 2015c. С. 409-410.

Чеботарев А.Н. Орлиные крылья Чернецовых // Пик. 18 января. 2017. С. 8.

Чеботарев А.Н. Герой из Скородумовки участвовал в параде // Пик. 22 июня 2016. С. 12-13.

REFERENCES

Venkov A.V. Donskaya armiya. Organizatsionnaya struktura i komandnyy sostav 19171920 gg. Vyp. 1. Donskiye partizanskiye otryady. Komandovaniye Donskoy armii. Molodaya armiya. Voyenno-uchebnyye zavedeniya [Donskaya army. Organizational structure and command structure of 1917-1920. Is. 1. Don guerrilla groups. Command of the don army.

Young army. Military schools.]. Rostov-on-Don: SSC RAS publishing house, 2014. 422 p. (in Russian).

Venkov A.V.. Zubkov V.N. Donskaya armiya. Organizatsionnaya struktura i komandnyy sostav 1917-1920 gg. Vyp. 3 (chast 1). Polki. diviziony. batalony. otdelnyye sotni i bata-rei "Mobilizovannoy armii" [Don army. Organizational structure and command structure of 1917-1920. Is. 3 (part 1). Regiments, divisions, battalions, separate hundreds and batteries of "Mobilized army"]. Rostov-on-Don: Publishing House "Antey", 2016. 432 p. (in Russian).

Gubernator ishchet Eosova [The Governor is looking for Eosov]. Available at: https://mail. rambler.ru/?utm_source=head&utm_campaign=self_promo&utm_medium=topline&utm_ content=mail#/folder/INBOX/6643. (accessed 22 August 2019).

Dronov V. Istoricheskaya khronika kazachyey semi. Kazachiy prisud [Historical chronicle of the Cossack family. Cossack judgement.]. Dubovskoye, 2016. 112 p. (in Russian). Ermolin A.P. Revolyutsiya i kazachestvo 1917-1920 [Revolution and the Cossacks 19171920]. M.: Publishing House "Mysl", 1982. 223 p. (in Russian). Zhukova E. Apostoly gundorovskogo voinstva [The Apostles of the host of Gundorovskaya], in Pik. 2016. July 6. P. 15. (in Russian).

Znamenskiy A. Krasnyye dni. Roman-khronika v 2-kh knigakh [Red days. Novel-chronicle in 2 books]. M.: Publishing House "Sovetskaya Rossiya", 1991. 560 p.; 544 p. (in Russian). Kazachestvo Petropavlovskogo rayona / Sost. Yu. Kartashov [The Cossacks of the Peter and Paul area] Rostov-on-Don: Publishing House "Bulat", 2018. 296 p. (in Russian). Krovavaya data rossiyskogo kazachestva [Bloody date of Russian Cossacks]. Available at: http://www.donkazak.ru/search/index.php?q=24+%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1% 80%D1%8F&s=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (accessed 23 August 2019). Molodidov P.V. Za "Kazakiyu dlya Kazakov!" [For "Cossacksland for Cossacks!"]. Available at: http://molodidov-cossacks.com/wp2/?p=10457(accessed 21 April 2010). Markedonov S.M. "Pervaya" tsarskaya gramota donskim kazakam ["The First" Royal diploma of the Don Cossacks]. Available at: http://www.donvrem.dspl.EN/Files/article/ m5/2/art.aspx?art_id=118 (accessed 22 August 2019). Naydenov A. Yad, paket i adskaya "rybalka". Kak kamenchane odnoy vzryvchatkoy snachala rybu glushili. a potom fashistov mochili [The Poison, the pack and "hell fishing". As kamenchane by one explosive at first deafened the fish, and then the Nazis soaked], in Pik/ 2015. August 19. Pp. 26-27 (in Russian).

Pamyatnyye dni kalendarya donskogo kazaka (lyul 2013 goda) [Memorable days of the calendar of the don Cossack (July 2013)], in Donskiye voyskovyye vedomosti [Don military sheets]. 2013. June. No. 6(217). P. 4 (in Russian).

Prikhodko N. Letopis Milyutinskogo kraya. 125-letiyu obrazovaniya Milyutinskogo yurta posvyashchayetsya [Annals of Milyutinskiy region. The 125th anniversary of the Milyutin Yurt is dedicated]. Volgodonsk: 2001. 248 p. (in Russian). Russian State Archive of Socio-political History. F. 17. Inv. 65. D. 34.

Skorik A.P. Kak vozrozhdalos kazachestvo v Pervom Donskom okruge (o vossozdanii 36-go Donskogo kazachyego polka v 1990-e gody) [How the Cossacks revived in the First don district (on the reconstruction of the 36th don Cossack regiment in the 1990s)]. M.: Publishing House "Drevlekhranilishche", 2019. 232 p. (in Russian).

Spolokh S. Istoriya odnoy kazachyey stanitsy [The Story of one of the Cossack villages]. M.: Editorial and publishing center of the Ministry of defense of the Russian Federation, 2005. 432 p. (in Russian).

Tolstoy L.N. [Varianty k "Nikolayu Palkinu"] [Options to "Nikolai Palkin"], in Polnoe so-branie sochinenii [Complete works]. Vol. 26. M.: Publishing house "Khudozhestvennaya literatura", 1936. 645 p. (in Russian).

Trekhsotletiye Voyska Donskogo. 1570-1870 g. Ocherki iz istorii donskikh kazakov / sost. A. Savelyev [Tercentenary Of The Don Army. 1570-1870 essays from the history of the don Cossacks / comp. A. Savelyev]. SPb.: Ed. Don Troop Of The Statistical Committee, 1870. 124 p. (in Russian).

Festivalyu "Osada Azova" budet prisvoyen postoyannyy status [The festival "The Siege of Azov" will be assigned permanent status]. Availble at: http://www.ruffnews.EN/azov/ Festivalyu-Osada-Azova-be-prisvoen-postoyannyy-status_97133 (accessed 20 August 2019).

Tserkov i kazachestvo: sorabotnichestvo na blago Otechestva [Church and Cossacks: collaboration for the benefit of the Fatherland], in Donskiye voyskovyye vedomosti [Don military statements]. No. 12(220). December, 2013. Pp. 1, 3 (in Russian). Chebotarev A.N. Kamensk-frontu: Khronik.-dok. povest [o trudovom i ratnom podvige zhite-ley g. Kamenska-Shakhtinskogo Rost. obl.] [Kamensk-front : Chronicles.-dock. the story [about labor and military feat of inhabitants of Kamensk-Shakhtinsky Growth. region] M. : Publishing House "Liberia", 1996. 162 p. (in Russian).

Chebotarev A.N. Serebryanyye pogony Spiridona Rasteryayeva [Silver epaulets Spyridon Resterai], in Pik. 2016. August 19. Pp. 38-39 (in Russian).

Chebotarev A.N. Za Tikhiy Don. za volnyy kray [For the Quiet Don, for the free land] , in Pik. 2016. August 26. Pp. 10-11 (in Russian).

Chebotarev A.N. Po stepyam napev unylyy [On the steppes sad song], in Pik. 2015. September 2. Pp. 40-41 (in Russian).

Chebotarev A.N. Orlinyye krylia Chernetsovykh[Eagle wings of Chernetsovs], in Pik. 2017. January 18. P. 8 (in Russian).

Chebotarev A.N. Geroy iz Skorodumovki uchastvoval v parade [Hero of Skorodumova participated in the parade], Pik. 2016. June 22. Pp. 12-13(in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.