Научная статья на тему 'Концепция государственности донского казачества'

Концепция государственности донского казачества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция государственности донского казачества»

Ерохин Игорь Юрьевич, Кройдон колледж, старший научный сотрудник, Великобритания, Лондон

Концепция государственности донского казачества

Донское казачье войско, и донское казачество в целом, является старейшей из всех известных исторической науке казачьих общностей. Состязаться с ним в данном вопросе возможно лишь только Запорожской Сечи и запорожцам. Среди самих казаков, независимо от их места происхождения, рода и племени, мы находим крайне уважительное отношение именно к представителям донского казачества, - донцам.

Историк А.Ригельман отводит донцам совершенно особое место в истории казачества и истории государственности. В своем предисловии к труду «История или повествование о донских казаках» он напишет: «История или повествование о донских козаках, отколь и когда они начало свое имеют, и в какое время, и из каких людей на Дону поселились, также во время которых владетелей российского, польского и турецкаго. Затем какия их были дела и чем прославились, а от оных и прочие козаки, ка то: сибирские, яицкие или иные называемые уральские, гребенские, волгские, терские, семейные, некрасовские и иные.»[4] Историк более позднего периода В.Г.Улитин пишет: «История Казачества и особенно история Земли Войска Донского - интересна и поучительна. Интересна она самобытностью образования вольного общественного и политического строя народоправства -единственного в своем роде. Захватывающе интересна душевностью романтизма и мужеством людей, рожденных этим строем. Поучительна простотой и динамичностью своей системы, гарантирующей всем и каждому личную свободу и равенство возможностей, а также созидающей духовно-моральную основу братства - круговой ответственности. Верховной властью на Дону неизменно был Войсковой круг - преемник древне-русского веча. Перестав существовать в Новгороде и Пскове, идея народоправства обрела новые силы на Дону.»[11 с.3-4]

Территорией донского казачества исстари являлась территория так называемого «дикого поля», - пустынного и опасного места образовавшегося после разорения монголо-татарами Курского, Северского, Черниговского, Рязанского и других княжеств Руси. Эта значительная территория простиралась между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Первые предшественники донских казаков вели скрытый разбойнический образ жизни. Они жили в вырытых в земле ямах, покрытых хворостом, и издали наблюдали за врагом, при малейшем удобном случае нападая на него. «Женатых среди них не было»,

- утверждают многие источники. Основным источником существования являлась военная добыча и захваченные в бою трофеи. Носило это дикое племя рубахи, войлочные или длинные кожаные куртки, поверх оных - кольчуги, колонтари, бахтерцы, наручи. Вооружена лихая вольница была: саблями, топорами, кинжалами, ножами, луками, дротиками, копьями, булавами. [1, с.1]

В 1380 году донские казаки принимают участие в Куликовской битве, что можно считать началом их ратного служения интересам Руси. Перед началом сражения они преподнесли Великому московскому князю Дмитрию святую икону Божьей Матери в знак своих верноподданнических чувств. Именно эти казаки и решили во многом исход событий на Куликовом поле, когда на заключительном этапе битвы всей своей мощью -казачьей лавой навалились на неприятеля. Разозленные полчища Мамая, отступая, запомнили донцам эту обиду и унижение, и огнем и мечом испепеляли поселения в местах обитания донцов.[1, с.1]

В XV веке на месте распада могущественной некогда Золотой Орды образуется целый ряд самостоятельных государственных образований, - Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и другие более мелкие ханства. Властители этих государств

продолжали досаждать славянскому населению, время от времени совершая опустошительные и разорительные набеги на земли славян.[1, с.1]

Начиная с середины XV века начинается значительное укрепление донского казачества и формирование его уже как внушительной военно-политической силы. Основными противниками донского казачества стали татары, турки и их союзники. Историк

О.Агафонов об этом периоде истории донцов пишет: «В низовьях Дона появились казачьи селения. Поначалу их центром стал городок на острове Раздоры (между Доном и рукавом Донца), а затем крепость Черкасск. Чуть позже возникли городки в верховьях Дона, по Хопру, Быстрой и Тихой Сосне, разбросанные на значительном расстоянии друг от друга. В конце XV века «верховое» и «низовое» казачество соединилось и образовало большую самоуправляющуюся общину вольных казаков, получившую впоследствии название Донского казачьего войска. Всех казаков прочно связывали общность интересов, религии и необходимость бороться общими силами с врагами Отечества и Веры. Больше всего они ценили мужество, надежность, честь и верность мужскому братству».[1, с.2]

Историки отмечают, что в XVI веке происходит дальнейшее укрепление могущества и авторитета Донского войска. Ряды казачества и его численность заметно пополняются за счет людей из пограничных районов, - Путивля, Рыльска, Новгорода Северского, Орла, Ряжска, Шацка, Воронежа, Белгорода, Ельца, Оскола и других. [1, с.2]

Военная служба продолжала оставаться главным делом казачества на многие годы и века: «Достаточным поводом для начала военных действий признавалось оскорбление одного казака, считавшееся бесчестьем для всего войска. Инициатором военного похода мог стать любой казак. Для этого он выходил на площадь казачьего селения, снимал шапку, кидал ее на землю и сообщал обступившим его товарищам о своих намерениях. Те, кто хотел участвовать в замышлявшемся походе, бросали свои шапки рядом с шапкой оратора и становились около него. Так набирались внушительные партии отважных «гулебщиков».[1,с.2] Примечательно, что в этот период звания казаков еще не были казачьими чинами. Звание казачьего есаула или сотника даровалось казаку только на время осуществляемого казачьего похода, после которого казачий воинский начальник вновь становился рядовым казачьей общины. [1,с.2] В этот период казаки все более действовали на основе «партизанщины», «тактики набегов». «Выследив неприятеля, ближе к ночи, в темноте нападали и рубились с ним до победы. Исчезали с добычей так же внезапно, как и появлялись. Если первая атака оказывалась неудачной, казаки рассеивались в разные стороны и собирались в условном месте. Затем повторяли набег, выбрав подходящий момент», - писал о данной тактике О.Агафонов.[1,с.2] В этот период казаки часто отправляются в походы «за зипунами», - поиски вольной казацкой добычи.

Отношения с центральной властью, Московией, в этот период носят характер дипломатических. Ни о каком диктате центрального правительства говорить не приходится. Это были отношения партнерства и союзничества. Тот же О.Агафонов по данному вопросу замечает: «Постоянно воюя с турками и татарами, донцы были прекрасно осведомлены о намечавшихся действиях неприятеля и в случае необходимости быстро посылали в Москву вестовую станицу (посольство) с донесениями. Они так же оказывали содействие царским послам к крымским татарам и турецкому султану, помогали проводить российские суда по Дону и выполняли другие поручения, за что получали от правительства: похвальные грамоты, порох, свинец, хлеб, вино, деньги и прочее. При этом донцы сохраняли полную самостоятельность и независимость, и жили по своим законам.»[1, с.3]

Система собственной государственной власти и государственного устройства в донском казачестве в рассматриваемый период была выстроена следующим образом. Вся полнота власти: законодательной, исполнительной и судебной, в войске принадлежала

демократическим началам войскового круга. На нем все казаки, достигшие семнадцатилетнего возраста, кроме имевших вину (пенных), имели право решающего голоса по всем вопросам жизни войска и казачьих территорий. Для созыва казаков на очередной круг издавалась (писалась) грамота. Она гласила примерно следующее: «Собирайтесь в войско все атаманы-молодцы, пенные и непенные, ослушние же да лишатся расправы в войске».[1,с.3]

Решения на кругах принимались простым большинством голосов. Исполнителями воли круга назначался избираемый для этого временно атаман, два есаула и войсковой писарь -ему в помощь. Таким же образом осуществлялось и станичное управление.

В XVII веке царь Михаил Федорович пытается более тесно привязать к центру донское казачество, понимая его силу и мощь. Предание гласит, что первое государственное знамя донцы получили именно из его рук. В знак признательности царю за поддержку донцов, на Соборе 1613 года, те выступили в поддержку семьи Романовых, претендовавших на царский престол. В 1615 году донские казаки стали обладателями грамоты царя, которая гласила: «Вы, атаманы и казаки, нам, Великому Государю, служите, по шляхам разъезжаете, по перевозам лежите, ясырь отграмливаете и в наши украинские города приводите русских пленных, струги и гребцов нанимаете и корм им покупаете, и наших послов и посланников встречаете и провожаете в Царьград, и в Большие и в Малые Ногаи».[1, с.3]

С 1618 года донское казачество начинает числиться за Посольским приказом. Именно к этому времени по свидетельству историков [1] вольности донского казачества вступают в полосу своего расцвета. Но, и начинаются определенные «трения» с государственной властью, которая была крайне недовольна огромным количеством беглого люда, бежавшего на Дон в поисках там свободы и этих вольностей. Казаки заявляли власти традиционное казачье: «С Дона выдачи нет!». Примечательно, что очень часто в качестве своих союзников донцы рассматривали запорожцев, с которыми неоднократно вместе ходили в военные и торговые походы по Черному морю, громили турецкий флот. Под пристальнейшим внимание донцов была территория Азовского моря. Именно за свои азовские походы донцы в 1630 году были отлучены Патриархом от церкви, хотя и опала эта была крайне недолгой.

В период царствования Павла I с его тяготением ко всему военному мы видим возрождение донской автономии и Круга. Об этом говорит в своих работах историк И.И.Курицын (США). Донское войско одним из первых поздравило Павла I с его восшествием на престол, за что император не преминул откликнуться. «Уже 13 декабря 1796 года Павел I восстановил ряд автономий, уничтоженных Екатериной II. Указом от 5 июля 1797 года на имя генерала Орлова была восстановлена и донская автономия», -пишет исследователь [12, с.1-6]. Однако, ряд лидеров казачества продолжали проводить сепаратистскую политику, тяжело переживая обиды, нанесенные им Екатериной, -бунтовали и против Павла. Один из таких раскольников, активно призывавший к бунтам и восстаниям против власти - полковник Грузинов был приговорен Павлом I к смерти и казнен им в 1800 году.[12]

Приход к власти Александра I означал для донцов возвращение к опыту и идеям Екатерины.[12] Государственный Сенат Российской Империи высказывал некоторые мысли касательно донской автономии. Тот же историк Курицын в своих работах приводит тезис из рассуждений Сената и сомнений, которые его одолевали: «Неоспоримо, что виды правительства в отношении к управлению казачьих территорий и войск клонились к тому, чтоб привести их в единообразие с прочими обывателями; но частные - воинский их состав, дух народный, нравы и обычаи - всегда налагали сильные сему препятствия».[12]

В бытность Николая II государство проводит в отношении донцов ряд реформ. Эта эпоха, по мнению ряда историков, характеризовалась двумя векторами движения. С одной стороны, - продолжилось дальнейшее наступление государства на права донской автономии, которая была практически полностью ликвидирована. С другой, - в самих недрах казачества усиливаются настроения и идеи Войскового Круга. Мнения по его обустройству были весьма различны, между казаками возникали противоречия: «То это был орган чисто сословный, казачий, который должен был ведать делами общины донских казаков, то Круг рисовался, как областной представительный орган с участием в нем лишь казачьего населения - потомков полноправных граждан края. Благодаря созданию Государственной Думы, возникла идея всесословного краевого (областного) земства. Все же Николай II своим указом (грамотой) подтвердил права и привилегии Войска.

В грамоте напрямую говорилось о заслугах донского казачества в области укрепления государственности российской земли, за которые и были жалованы права: «В ныне минувшую войну с Японией, а особливо в наступившие дни смуты, донские казаки, свято исполняя завет своих предков - верою и правдою служить царю и России, - явили пример всем верным слугам и сынам отечества. За столь самоотверженную, неутомимую и верную службу объявляем близкому сердцу нашему, доблестному Войску Донскому, особое наше благоволение и подтверждаем все права и преимущества, дарованные ему в бозе

почившими высокими предками нашими, утверждая императорским словом нашим как нерушимость настоящего образа его служения, стяжавшего Войску Донскому историческую славу, так и неприкосновенность всех его угодий, приобретенных трудами и кровью предков».

Революционные события и потрясения 1917 года стали для донского казачества во многом неожиданностью [11]. Особенно это касается той части мирного донского населения, которая не воевала в Первой мировой и ждала своих мужей, братьев, отцов с фронтов. Ветер перемен закружил и встряхнул Новочеркасск. Сдает свои полномочия наказной Атаман генерал фон Граббе. Его неофициальным приемником становится лидер интеллектуальной казачьей ветви профессор Митрофан Петрович Богаевский. Хотя его атаманские полномочия и не были закреплены, в среде простых казаков его личность пользовалась нескрываемыми симпатиями и большим уважением. Богаевский активно выступает с инициативой созыва экстренного Войскового Круга. Новым атаманом становится А.М.Каледин. На состоявшемся затем в Петрограде съезде делегатов казачьих войск донцы выступят с лозунгом: «Вести войну до победного конца. Бороться за единую Россию и Казачество в ней» [11, с.27].

Однако, история казачества кроме Каледина в этот самый же период дает еще один пример казака, ставшего уже одним из лидеров иного лагеря. Это бывший вахмистр гвардейской казачьей батареи, казак станицы Усть-Хоперской, тридцатидвухлетний Подтелков.

Проблема сложностей и противоречий в отношениях донского казачества с властными институтами российской государственности нашла свое отражение в историографии. Представитель эмигрантского направления профессор В.Г.Улитин, например, по данному поводу писал: «В отношении к государству на Дону всегда жило внутреннее противоречие, исходящее из самой сущности Казачества. С одной стороны воспитанная веками готовность грудью защищать интересы Отечества, а с другой - грозный клич голытьбы-волницы «Сарынь на кичку». Мне это особенно ясно видно в моем роду: по отцу

- потомки вольницы Верхнего Дона, рек - Хопра, Медведицы; по матери - столбовые дворяне, потомки последнего войскового, из казаков, Атамана - Максима Гр. Власова [10]. Да, вольница оставила свой след в истории, но степь родная, дедовская слава вместе с саблей от отца к сыну переходившая - вот корни природного патриотизма казака. «Конь боевой с походным вьюком» всегда был наготове. Хорошо передает песня службу царскую донского казака: «Только враг зашевелится, наш казак уже на коне - рубит, колет, веселится в неприятельской стране» [11 с.4-5].

Важно отметить, что многие лидеры донского казачества были не только величайшими полководцами и видными военными деятелями, но и деятелями государственного масштаба, активно работавшими и принимавшими участие в административном управлении территориями Дона. Например, Б.Богаевский в своей работе «Дон при Атамане Платове» уделяет равное место описанию воинских и гражданских заслуг атамана. Однофамилец автора исследования - Митрофан Петрович Богаевский тоже личность, которую можно поставить в ряд талантливых администраторов-государственников. Его деятельность пришлась на смутный период Гражданской войны. М.Богаевский являлся сподвижником Каледина и во многом разделял его взгляды.

Лидеры концепции самостоятельного Донского государства в ноябре 1937 года писали: «В годину смутную развала и падения духа, перед лицом опасностей для нашего Отечества Всевеликого Войска Донского, мы - Вольные Донские Казаки считаем своим долгом и священной обязанностью перед Доном и Донским Казачеством стать смело на защиту своего Отечества, его Присуда и его прав» [2].

В выпускаемом лидерами Вольных Донских Казаков журнале «Вольный Дон» была изложена Декларация движения, которая ставила основными программными целями и задачами следующее:

1. Мы боремся за наше Отечество Всевеликое Войско Донское, которое согласно Государственной Конституции - Основным Законам ВВД., - есть самостоятельное государство, основанное на началах народоправства.

2. Мы боремся за целостность Войсковой (Государственной) территории и не признаем никаких аннексий и урезывания ее, произведенных врагами Дона с 1700 года по наши дни.

3. Мы боремся за свое исконное казачье право на нашу землю и за свой закон на ней.

4. Мы боремся с врагами Дона и Казачества (как явными, так и тайными), с оккупантами нашей войсковой земли и будем пресекать всякие попытки к посягательству на наше Войсковое Право на наш Присуд, на нашу Землю.

5. Мы хотим для своего Отечества полной независимости, каковой хотим и для всех Казачьих Войск. Тот, кто с нами - наш друг, кто против нас - наш враг, враг Дона и Казачества.

6. Никаких «воздушных замков» мы строить не собираемся, а хотим восстановить то наше Войсковое единство, которое было разрушено разными «вождями». Ничего нового мы придумывать не собираемся, а хотим поднять на должную высоту то, что было создано нами - казаками у себя на Родине, за что мы лили кровь, чему поклонялись, чему служили,

и, о чем забыли теперь под головокружительные вопли прошенных и непрошенных «вождей».

7. Согласно нашей Государственной Конституции мы не имеем никакого юридического права предопределять будущее нашего Отечества, то есть, мы не имеем права считать свою Отечественную территорию частью какого бы то ни было государства. Не скроем, что мы -Вольные Донские Казаки считаем вполне логичным образование в будущем Союза Вольных Казачьих Войск (Республик) глубоко-федеративного государства, построенного на началах народовластия и полной Войсковой автономией. Окончательное решение по этому вопросу мы оставляем нашему Державному Хозяину - Большому Войсковому Кругу ВВД, который согласно Основному Закону ВВД может «таковые дополнить или изменить в двух смежных сессиях». Таким же образом этот важный вопрос должен быть законно выявлен и утвержден, самим Казачьим Народом через своих избранников - депутатов Войсковых Кругов (Рады).

8.Всевозможные попытки дискредитирования Войсковой Законодательной и Исполнительной власти как таковых мы - Вольные Донские Казаки считаем абсолютно не допустимыми.

9. Принимая во внимание тайную и явную опасность для нашего Отечества - старейшего и сильнейшего из всех Казачьих Войск - мы считаем необходимым безотлагательно осуществить созыв Войскового Круга ВВД (созыв 1918 года). Недостаток кворума не имеет в данный момент никакого значения. В случае, если Президиум Круга (старый) найдет лучшим пополнить «глухие» ряды Круга, то он (Президиум Круга) должен проверить по списку: от каких станиц недостает депутатов. Ввиду того, что за границей есть казаки всех Донских станиц, - пополнение (на законном основании) Войскогого Круга

- от станиц - вполне возможно. Никаких представителей политических партий или «выдающихся организаций» на Круг допускать не должно, ибо Войсковой круг -надпартиен по своему строению, завещанному Донским Златоустом - Митрофаном Богаевским. Мы твердо помним, что партийность сначала разъединила Войсковой организм, а потом погубила его, а с ним и казачество. Только объединение по станицам, округам и Войскам, только девиз «пригребай к своему берегу», только бесповоротная решимость служить своему Отечеству - своему Войску - могут вывести все казачество на верный путь - путь Спасения Казачества.

10. Мы Вольные Донские Казаки продолжаем шлях Донской Воли, заложенной на Дону в Сельских степях Походным Атаманом ВВД генералом от кавалерии П.Х.Поповым, с его отрядом Вольных Донских Казаков. Мы продолжаем шлях, заложенный ранней весной 1918 года на Севере Дона, Советом Вольных Донских станиц и хуторов. Наш шлях - шлях Дона и всего Донского Казачества, ибо мы ничего нового не выдумываем, а только воскрешаем то старое, родное, святое для нас, что было погублено разными неудачными «вождями».[2]

Апофеозом декларации становится произнесенное казаками, - «Нам - Донцам бесконечно дорог наш «Тихий Дон». Но мы не забыли, что большая часть Кубанцев (Линейцы), Терцы, Яицкие и другие казаки - «Землепроходцы» с Дона, Донские колонисты. Мы не забываем, что они наши родные, кровные братья, получившие по воле Донского Круга прежних времен полную самостоятельность. Исходя из этого мы Вольные Донские Казаки, посылая свой братский привет братьям Казакам всех Европейских и Сибирских Казачьих войск, просим их помочь нам морально: восстановить нашу Отчизну

- Всевеликое Войско Донское. В свою очередь мы Донцы поможем им всеми силами. Один за всех - все за одного, - таков был древний девиз Казачьих Войск. Да знает любой казак,

что Тихий Дон - колыбель всего Казачества, является и ныне, как в древние времена, плацдармом страшных битв между народами. Устоит Дон - устоит Казачество. Погибнет Дон - постепенно погибнут и другие войска. Это мы видим в 1920 году. Это мы видим в истории Казачества. Дон - крепость Казачества.»[2]

Вместе с этим один из авторитетнейших казачьих донских авторов и лидеров «белой эмиграции» профессор В.Г.Улитин в своем докладе «Казачество в славном прошлом России» говорит о непреходящей актуальности слов, сформулированных в «Памятке кадетов Донского Кадетского Корпуса», которая насчитывает много выпусков:

- Веруй в Бога и молись ему, чтобы он сохранил тебя на пользу твоей Родины.

- Не забывай свою Родину, наш Тихий Дон и своих родных.

- Будь всегда честен и говори правду.

- Старайся помочь своему товарищу.

- Твоя Родина, Дон, понесла большие испытания и своей честной работой ты можешь помочь забыть их. «Не заметил», «не видал», «не слыхал», - это не ответ для казака. Верь,

- Настанет день, когда ты возвратишься домой: - предстань тогда таким, чтобы Родина и родные твои нашли в тебе опору, а не стыдились бы тебя».

Выводы

Из всего вышесказанного становится возможным сделать следующие выводы:

1.Донское казачье войско и донское казачество - старейшая казачья общность. В ней наиболее ярко и отчетливо отразились процессы взаимоотношений казачества с государством, властью и властными институтами.

2.Изучение истории донского казачества со всей очевидностью ярко и образно раскрывает глубинные противоречия казачества и свидетельствует о его дуализме в вопросах отношения к власти. С одной стороны, донцы - это вольный, гордый и свободолюбивый бунтарский этнос, с вековыми традициями, особо чтящий свои исконные «вольности», и позднее дарованные привилегии.

3.Власть понимала дуалистичность казачьего мира, всю его сложность и противоречивость воззренческих основ казачества. Именно поэтому, она использовала во взаимоотношениях с казачеством не только исключительно силовые и властно-административные механизмы. Но, и с приходом на смену этно-социального деления казачества - сословного, производила и произвела замену «этнических вольностей» системой «сословных привилегий». Система «сословных привилегий» особо отчетливо проявилась в структурах Всевеликого Донского войска, терского, кубанского казачеств, и заметно менее в иных казачьих общностях. Очевидно тут все же сказалось именно «казачество по происхождению», в отличие от других войск, где много было этно-социальнопришлого населения.

4.Понятие «сословные привилегии» казачества следует понимать следующим образом, -это привилегии полученные в ходе государственного служения казачества.

5.Всю историю казачества можно разделить на два больших этапа и периода, - история вольного казачества и история государственного казачества. Эти периоды и этапы, их тенденции и традиции, имели место как в древнейшей истории казачества, равно как они получили свое развитие и продолжение и в истории современности.

6.Первая целенаправленная система мер по «огусадарствлению» казачества была предпринята Петром I в рамках его обще-реформаторского курса по преобразованию России.

Литература

1.Казачья Сеть. [Электронный ресурс] // Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Донское казачье войско. Войсковая летопись.

URL: http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_donagf.htm. (Дата обращения: 01.03.2013).

2. Вольный Дон //Литературно-исторический и информационный журнал. Издатель: П.Н.Кудинов. Редакторы: И.Ф.Рассказов, П.Ф.Крюков. ул. Кирилла и Мефодия, 49. София. №1. Ноябрь. 1937.

3. Родимый край // Журнал, орган общеказачьей мысли. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. №68. Январь-февраль. 1967. С.17-22.

4. Ригельман А. История или повествование о донских казаках.

5. Куц О.Ю. Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в. (1637-1667 гг.).

6. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 2001. С.44-45.

7. Раздорский этнографический музей-заповедник: [Электронный ресурс] // Долгополов С.А. Донское казачество URL:http://www.razdory-museum.ru/cossacks.html. (Дата обращения: 01.03.2013).

8. СавельевЕ.П. Новгородские повольники на Дону. Глава IV. [Электронный ресурс]. URL: http://passion-don.org/history-2/chapter-4.html. (Дата обращения: 01.03.2013).

9. Богаевский Б. Дон при Атамане Платове // Родной край. №109. Ноябрь-декабрь 1973. Изд.: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. dela Division Leclerc, 95 Montmorency, France. С.5-8.

10.Федеральная архивная служба России. Российский государственный исторический архив. Алфавитный список донских дворянских фамилий Области Войска Донского, как коренных донских казаков, так и иногородних дворян, переселившихся из других губерний или оформлявших свои дворянские права по месту проживания через Войсковое Дворянское Депутатское Собрание, составленный по описи фонда Департамента Герольдии Правительствующего Сената. РГИА. Ф.1343. Оп.16-37, 46.

11.Улитин В.Г. Казачество в славном прошлом России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xx13.ru/kadeti/kazaki.htm. (Дата обращения: 01.03.2013).

12. Курицын И.И. Донское казачество и Россия // Родимый край. №68. Январь-февраль 1967. С.1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.