Научная статья на тему 'Казачий союз – самая массовая общественно-политическая организация казачьей эмиграции'

Казачий союз – самая массовая общественно-политическая организация казачьей эмиграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ЭМИГРАЦИЯ / КАЗАЧИЙ СОЮЗ / ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ДОНА / КУБАНИ И ТЕРЕКА / АТАМАН АФРИКАН БОГАЕВСКИЙ / ФРАНЦИЯ / COSSACKS / EMIGRATION / COSSACK UNION / JOINT COUNCIL OF THE DON / KUBAN AND TEREK / ATAMAN AFRICAN BOGAEVSKY / FRANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилов Александр Николаевич

Анализируется деятельность общественно-политической организации казаков в эмиграции в странах Западной Европы. Прослеживается развитие Казачьего союза с момента создания в 1921 г. Объединенного совета Дона, Кубани и Терека и до времени реформирования Союза в 1934 г. Обозначены основные направления деятельности организации: создание единой платформы для объединения всех казаков-эмигрантов, разработка планов возвращения на родину и продолжения борьбы против Советской власти. Рассмотрены программные установки, тактика и стратегия Казачьего союза. Отмечена роль донского войскового атамана А. Богаевского как его фактического главы. Уделяется внимание деятельности станиц и хуторов в составе Казачьего союза, их участию в общественной и политической жизни казачьего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cossack Union – the Largest Mass Political Organization of Cossack emigration

In the article the activity of socio-political organization of Cossacks in emigration in Western Europe is analysed. The author has traced the development of Cossack union from the creation of the United Don Council in 1921, Kuban and Terek to the Union reformation in 1934. The author underlined the guidelines of the organization: the creation of the single platform for the Cossack-emigrants unification, the development of the homecoming plans and the continuation of the struggle against Soviet rule. The bases of unification, tactics and the strategy of Cossack union is considered. The role of the Don troop ataman A. Bogaevsky, as the actual head of Cossack union, is emphasized. In the article the activity of the Cossack villages and khutors in the Cossack Union, and their participation in socio-political life of the Cossack abroad is considered.

Текст научной работы на тему «Казачий союз – самая массовая общественно-политическая организация казачьей эмиграции»

УДК 4(47+57) ''1917/1991''

КАЗАЧИЙ СОЮЗ - САМАЯ МАССОВАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗАЧЬЕЙ ЭМИГРАЦИИ

© 2013 г. А.Н. Гаврилов

Анализируется деятельность общественно-политической организации казаков в эмиграции в странах Западной Европы. Прослеживается развитие Казачьего союза с момента создания в 1921 г. Объединенного совета Дона, Кубани и Терека и до времени реформирования Союза в 1934 г. Обозначены основные направления деятельности организации: создание единой платформы для объединения всех казаков-эмигрантов, разработка планов возвращения на родину и

Гаврилов Александр Николаевич -аспирант,

исторический факультет, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: agawrilov@yandex.ru.

Gavrilov Aleksandr Nikolaevich Post-Graduate, Faculty of History, Southern Federal University, B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006. E-mail: agawrilov@yandex.ru.

продолжения борьбы против Советской власти. Рассмотрены программные установки, тактика и стратегия Казачьего союза. Отмечена роль донского войскового атамана А. Богаевского как его фактического главы. Уделяется внимание деятельности станиц и хуторов в составе Казачьего союза, их участию в общественной и политической жизни казачьего зарубежья.

Ключевые слова: казаки, эмиграция, Казачий Союз, Объединенный совет Дона, Кубани и Терека, атаман Африкан Богаевский, Франция.

In the article the activity of socio-political organization of Cossacks in emigration in Western Europe is analysed. The author has traced the development of Cossack union from the creation of the United Don Council in 1921, Kuban and Terek to the Union reformation in 1934. The author underlined the guidelines of the organization: the creation of the single platform for the Cossack-emigrants unification, the development of the homecoming plans and the continuation of the struggle against Soviet rule. The bases of unification, tactics and the strategy of Cossack union is considered. The role of the Don troop ataman A. Bogaevsky, as the actual head of Cossack union, is emphasized . In the article the activity of the Cossack villages and khutors in the Cossack Union, and their participation in socio-political life of the Cossack abroad is considered.

Keywords: cossacks, emigration, Cossack Union, Joint Council of the Don, Kuban and Terek, Ataman African Bogaevsky, France.

Казачество всегда было неотъемлемо связано с Россией. Казаки до Гражданской войны составляли авангард царской армии, обеспечивая целостность российских границ от Дона до Камчатки. С именами казаков связано освоение Сибири, Дальнего Востока и Кавказа. К началу ХХ в. в Российской империи насчитывалось 11 казачьих войск - около 4,5 млн чел.

Во время Гражданской войны большинство казаков выступило против Советской власти, а казачьи территории стали плацдармом для формирования белого движения. Однако в 1920 г. после череды военных неудач центр противоборства был перенесен на полуостров Крым, где произошли заключительные бои Красной Армии с врангелевскими формированиями. В 1920 г. главнокомандующий вооруженными силами юга России барон Врангель принял решение эвакуировать войска с берегов Крыма. 29 октября был подписан приказ о начале массовой эвакуации военных и гражданских лиц. В состав армии Врангеля вошли казачьи формирования из донских, кубанских, терских и астраханских казаков. Всего из Крыма ушло более 120 тыс. казаков, в том числе атаманы, члены правительств, Кругов и Рады.

С начала 20-х гг. Западная Европа, в частности Франция, стала центром казачьего зарубежья. По подсчетам экспертов, более 35 % казаков-эмигрантов проживало во Франции [1, с. 4]. В Париже была создана самая массо-

вая казачья общественно-политическая организация «Казачий союз», которая включала в себя более 180 бытовых и общественных казачьих организаций Европы, США и Китая. Казачий союз выработал свою программу, тактику и стратегию, обозначив пути будущего развития казачества.

Данная тема имеет особую актуальность, ведь в последнее время открылись недоступные ранее архивные фонды, вышли в свет казачьи периодические издания и воспоминания казаков-эмигрантов. Они дают возможность по-новому взглянуть на деятельность многих казачьих общественно-политических организаций и сделать обобщающие выводы. Назрела необходимость исследования места и роли Казачьего союза в процессе трансформации настроений, идей и взглядов казачьей эмиграции. Кроме этого, присутствует общественно-политический аспект изучения данного союза, поскольку в России сейчас идет активный процесс возрождения казачества.

Наша цель - проанализировать общественно-политическую деятельность Казачьего союза в 20 - 30-е гг. ХХ в.

В историографии отсутствуют специальные работы, посвященные данному вопросу, так как в советский период тема казачьей эмиграции не была актуальной. Публиковались отдельные воспоминания «казаков-возвращенцев», в которых деятельность казачьей эмиграции рассматривалась как «контрреволюционная» [2, с. 25].

В конце 70 - 80-х гг. появился ряд исследовательских работ, посвященных русской эмиграции, в которых упоминалась казачья эмиграция как определенная часть Русского общевоинского союза [3, с. 34]. Особый интерес представляет книга Л.К. Шкаренкова, в которой автор рассматривает проблему расселения казачества, но в контексте всей российской эмиграции [4].

Лишь в начале 90-х гг. ХХ в. были опубликованы исследовательские работы, посвященные общественно-политической деятельности казачьей эмиграции в Западной Европе. В статье Ю. Кириенко рассматривалась идеологическая сторона казачьих общественно-политических организаций [5, с. 5]. Деятельности Казачьего союза и других казачьих общественно-политических организаций посвящена монография О. Ратушняк [1, с. 54 - 140]. В частности, проанализированы стратегия Казачьего союза, его реорганизация. Однако не изучалась роль атамана А. Богаевского в управлении союза, не характеризировалась практическая деятельность станиц и хуторов в составе Казачьего союза. В монографии Д. Пеньковского внимание акцентировалось на проблеме расселения и бытовых условий казачьей эмиграции, отмечалась роль Казачьего союза в процессе объединения казачества за границей [6, с. 236].

Таким образом, данная тема находится на стадии становления историографии, отсутствуют специальные работы, посвященные казачьим общественно-политическим организациям. Поэтому предметом исследования является Казачий союз с момента его создания и до реорганизации.

С 1920 г. казачьи атаманы и общественные лидеры пытались проводить активную работу по организации помощи казакам, по их расселению и объединению в эмиграции. Первоначально казаки из военных лагерей Лемноса, Галлиполи и Чаталджа перебрались в балканские страны - Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев), Болгарию, а позднее - в страны Восточной и Западной Европы. Казачьи атаманы, обеспокоенные материальным и моральным состоянием казаков, решили создать для их объединения единую общественно-политическую организацию, выйдя из-под контроля П. Н. Врангеля. Еще в России войсковые атаманы Дона, Кубани и Терека передали полноту правления войсками барону Врангелю на основании договора от 22 июля 1920 г. Другими словами, казаки отправились

в эмиграцию без собственного общественно-политического центра: Круги и Рады не функционировали, а атаманы были подчинены барону Врангелю. Этот договор со временем стал вызывать возмущение казаков. Очевидцы тех дней свидетельствовали: «Договор обеспечил Врангелю контроль над проведением Войскового Круга. Донской атаман просто представитель войска, даже не передаточная инстанция распоряжений» [7, с. 118].

Первый шаг по восстановлению атаманского управления казаками был сделан 14 января 1921 г. в Константинополе, когда атаманы и председатели правительств Дона, Кубани и Терека подписали соглашение о создании Объединенного совета Дона, Кубани и Терека (ОСДКТ). Именно эта организация стала основой для создания Казачьего союза. В соглашении подчеркивалось, что атаманы должны действовать сообща в решении всех политических, экономических, военных и внешних вопросов. С первых дней нахождения в эмиграции войсковые атаманы официально вышли из-под контроля Врангеля. Это привело к конфликту. Как свидетельствует историк П. Робинсон, Врангель рассматривал действия атаманов совершенно непростительными и отказывался от каких-либо официальных отношений с ОСДКТ и атаманами [8, р. 54].

Данный совет проводил антикоммунистическую линию, ведь атаманы выступали за продолжение борьбы с коммунизмом. В отличие от Врангеля, который ратовал «за единую и неделимую», ОСДКТ заявлял о том, что вопрос о форме правления в России должен решить сам народ. В своей платформе Объединенный совет выступал за то, чтобы после свержения большевиков в России была провозглашена децентрализация управления страной на основе широкого местного самоуправления и учета национальных и бытовых особенностей территорий и групп. Тем самым ОСДКТ обосновывал идею создания казачьих автономий в составе России. Предлагались и другие меры по реформированию будущей России: установление гражданского равноправия, независимость судебной власти и ее подконтрольность обществу, охрана труда, развитие кооперации и частной собственности, а также привлечение иностранного капитала при условии сохранения национального богатства России. Учитывались и свои «казачьи особенности», в частности предлагалась

всеобъемлющая поддержка православия, которое должно было стать духовным стержнем России. По вопросу о земле Совет высказался за признание перехода земли к «земледельческому классу» [9, с. 4].

Атаманы ОСДКТ рассматривали возможность участия в военных действиях на территории России, причем юг России должен был стать плацдармом борьбы именно казачества. Такие планы были весьма популярны среди простых казаков-эмигрантов, которые мечтали вернуться на родину. Определяя свою политическую нишу, ОСДКТ категорически отказывался от каких-либо контактов с политическими партиями и возможности становиться партией. Как подчеркивалось в одном из документов Совета: «Объединенный Совет, состоящий ... из лиц, официально возглавляющих казачество, не может быть партийным, так как он представляет крупную бытовую группу, в составе которой есть люди различных политических воззрений, есть, в частности, монархисты и республиканцы» [1, с. 100]. Однако ОСДКТ отказывался от какой-либо поддержки крайних политических течений. Таким образом, он представлял собой официальный орган Всевеликого войска Донского, Кубанского и Терского казачьих войск за границей. С помощью Объединенного совета войсковые атаманы проводили свои указы и постановления в жизнь, формируя официальную позицию по текущему моменту.

Казаки-эмигранты довольно быстро самоорганизовались в обособленные группы, которые по традиции называли станицами и хуторами. А. Богаевский как официальный представитель ОСДКТ уже в 1922 г. подписал «Положение о станицах и хуторах», в котором говорилось о взаимодействии этих бытовых организаций. Для их объединения требовалась новая общеказачья организация, в которой представители станиц и хуторов становились бы полноправными членами, поддерживая и реализовывая решения ОСДКТ и войсковых атаманов. По нескольким причинам вопрос о создании новой организации назрел к 1924 г. Во-первых, к этому времени Франция, Англия, а также Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Мексика и Китай установили дипломатические отношения с СССР, в связи с чем возникла необходимость в общеказачьей организации, отстаивавшей права казаков-эмигрантов, т.е. в формировании официаль-

ной, общественно-политической организации для взаимоотношений с зарубежными правительствами и фондами. Во-вторых, создание за рубежом станиц и хуторов потребовало от войсковых атаманов новых механизмов контроля за этими казачьими бытовыми организациями, тем более что П. Н. Врангель планировал создать Русский общевоинский союз, в состав которого планировал включить казачьи станицы и хутора. В-третьих, требовалась организация, которая бы не только реализовы-вала политические чаяния казачьего зарубежья, но и решала бы бытовые, экономические, культурные и просветительские проблемы казачества вне России.

Такой организацией стал Казачий союз. Решение о его создании было принято 7 августа 1924 г. на съезде казаков, проживавших во Франции. Выбор места был не случаен - Париж стал центром не только казачьей, но и русской эмиграции в целом. В работе съезда участвовали представители 24 казачьих организаций из Франции. Были выработаны программа и устав союза, которые разослали всем казачьим станицам, хуторам и группам. Первоначально в Союз вошли казачьи организации, расположенные во Франции, Германии, Сербии, Болгарии, ЧСР, Румынии и Венгрии, в том числе и делегация ОСДКТ. Председателем Союза был избран Николай Михайлович Мельников - председатель Донского правительства. В правление вошли 7 донских казаков, а также по одному казаку из Терского и Оренбургского казачьих войск. Войсковые атаманы А. Богаевский, В. Науменко и Г. Вдо-венко были избраны почетными членами Союза. Причем неофициально Казачьим союзом руководил именно донской атамана А. Богаев-ский, который проживал в Париже, в то время как кубанский и терский атаманы - в Сербии. Казачий союз выступал за объединение всех казаков, находившихся за границей, и за поддержку войсковых атаманов. Первоначально в Союз вступило 68 организаций из 8 стран. Ежегодно эта цифра увеличивалась, достигнув в начале 30-х гг. ХХ в. более 180 организаций. Казачий союз был зарегистрирован французскими властями как общественная организация. В своей политической деятельности он опирался на платформу ОСДКТ и основные положения конституций казачьих войск, которые воплотились в народно-казачьей программе. Отдельные пункты программы неодно-

кратно публиковались на страницах официальных печатных изданий Казачьего союза -«Сводки», «Вестника» и журнала «Родимый край» с призывами за скорейшее возвращение казаков на родину, восстановление в казачьих краях соответствующих традиций, в том числе и в сфере политического управления - самое широкое самоуправление в составе России, активная деятельность кругов и войсковых атаманов. Свой автономизм Союз подтверждал и требованием неприкосновенности казачьих земель, недр, лесов и угодий. Однако, заявляя о создании казачьих автономий, программа не содержала пункта с определением будущей формы правления в России. Подчеркивалось, что данную форму со временем выберет сам русский народ, а казаки готовы помочь лишь сбросить власть коммунистов. При этом предусматривалось, что будущая власть должна быть далека от всех форм деспотизма, «Россия должна быть свободной», - заявлялось в программе Союза [10, с. 21 - 23].

Казачий союз быстро приобрел популярность среди казачества за рубежом не только из-за содержания программы, но и за счет своей деятельности, направленной на его поддержку. Казачий союз оказывал помощь в устройстве на работу, перевозке родственников из СССР, переводе денег, распространении информации, а также в проведении культурных мероприятий и юридической помощи беженцам. В Союз могли вступать не только станицы, хутора и казачьи группы, но и отдельные казаки.

Таким образом, Казачий союз вскоре превратился в основной центр казачьей общественности в Европе. Он помогал казакам обустроиться за рубежом, чтобы из беженцев они превратились в полноправных членов европейского общества, готовых при первой возможности вернуться на родину и возродить жизнь в казачьих краях.

Для укрепления связи между Казачьим союзом и казаками, проживавшими в других странах, в 1926 г. А. Богаевский подписал положение «о станицах и хуторах за границей». В нем, в частности, говорилось, что заниматься политикой, вносившей разъединение, станицы и хутора не должны, а лишь проводить в действие распоряжения Войсковых атаманов на местах. Для этого станицы и хутора могли стать секциями Казачьего союза [11, с. 15 - 16]. Укрепление Казачьего союза на местах потребовалось еще и потому, что в 1928 г. в Праге было организовано

Вольно-казачье движение, отрицавшее легитимность атаманской власти за границей, провозглашавшее борьбу против большевиков и создание на территории России отдельного казачьего государства «Казакии». Вольно-казачье движение пыталось проводить агитацию в казачьих станицах и хуторах, став тем самым политическим оппонентом Казачьего союза.

В начале 30-х гг. ХХ в. в странах Западной Европы нарастал новый экономический кризис, который затронул и эмигрантов. Ухудшилось отношение Франции к российской эмиграции. 13 мая 1932 г. русский эмигрант, житель Кубанского казачьего войска П. Гор-гулов совершил убийство французского президента П. Думера. 29 ноября 1932 г. Франция подписала с СССР договор о ненападении. Последовало ужесточение контроля за эмигрантскими организациями, была запрещена агитация за интервенцию и вмешательство во внутренние дела СССР. Все эти обстоятельства вели к тому, что деятельность Казачьего союза, как и других казачьих организации во Франции, могла быть приостановлена.

Характерно, что и в самом Казачьем союзе назревал кризис управления. С момента его создания бессменным председателем был Н. Мельников, а фактическим руководителем - А. Бога-евский. Кубанский и терский атаманы практически не вмешивались в деятельность Союза. Например, с 1923 по 1926 г. они встречались всего один раз. Поэтому всю полноту власти взял на себя донской атаман А. Богаевский, который собственно и финансировал из донской казны деятельность Казачьего союза. Ротация правления Союза практически не проводилась. Союз ратовал за поддержку всех казаков, но на деле в его составе преобладали донские казаки. Многих не устраивало, что донской атаман А. Богаевский свои указы и распоряжения распространял через Казачий союз на все казачьи войска в эмиграции. В 1931 г. на его имя пришло анонимное письмо с угрозой расправы над атаманом и председателем Казачьего союза Н. Мельниковым - это стало апогеем недовольства казаков деятельностью руководителей.

Финансирование Казачьего союза резко сократилось, была приостановлена работа журнала «Родимый край». Все это стало причиной реорганизации Казачьего союза. С этим предложением в 1933 г. к атаману Богаевско-му обратилась группа казаков. 19 апреля того же года состоялось собрание, в котором уча-

ствовали 20 представителей Парижских казачьих организаций, принявших окончательное решение о реорганизации Казачьего союза. В мае 1933 г. он прекратил свою деятельность, о чем было подписано специальное заявление в префектуре полиции Парижа. Все станицы и хутора, которые ранее числились в его составе, переходили в реорганизованный Союз [12, с. 29]. Было принято решение, что все организационные вопросы о новом Союзе будут рассмотрены на Общеказачьем съезде в мае 1933 г., а пока во вновь избранное временное правление Казачьего союза вошли Бо-гаевский и его оппоненты: инженер Романов, профессор Марков, адвокат Буданов, Кочетов, Колесов, Збронский, Федоров, Голушко, Ка-сякин, Соколов, Поздняков и Самсонов.

Однако еще до созыва Общеказачьего съезда атаман Богаевский постарался вернуть власть, назначив Казачий совет, куда вошли представители от донского, кубанского, терского, астраханского и оренбургского казачьих войск. С помощью Совета Богаевский планировал самостоятельно провести Общеказачий съезд и восстановить свои позиции в новом Казачьем союзе. К этому времени у 61-летнего атамана резко ухудшилось здоровье, из-за чего он не смог присутствовать на майском Общеказачьем съезде, который был перенесен. Через несколько месяцев съезд все же состоялся, в его работе участвовали представители лишь 11 организаций из 91, всего 27 человек. После съезда из состава Казачьего союза вышли еще три станицы.

Представители реорганизованного Казачьего союза зарегистрировали устав, в котором ничего не говорилось о роли донского атамана. А. Богаевский не принимал участие в его работе, он еще раньше заявил о проведении нового Общеказачьего съезда и тем самым отказался от признания решений декабрьского форума. В свою очередь его делегаты потребовали подчинения атамана съезду и высказались за избрание походного атамана за рубежом, т.е. отстранение от власти всех войсковых атаманов [13, с. 9]. Отныне полномочия реорганизованного Казачьего союза распространялись только на территорию Франции, а казачьи организации в других странах подчинялись ОСДКТ. Противоборство членов реорганизованного Казачьего союза и атамана А. Богаевского закончилось 21 октября 1934 г., когда после продолжительной болезни донской атаман скон-

чался. Руководители, выступавшие за обновление Союза, так и не смогли реализовать задуманное из-за отсутствия финансирования, распыления казаков по другим странам и начала Второй мировой войны.

Таким образом, Казачий союз, просуществовавший с 1924 до момента своей реорганизации в 1933 г., являлся самой массовой общественно-политической организацией российского казачества за рубежом. Он включал в себя более 180 казачьих бытовых организаций из Франции, Германии, Бельгии, ЧСР, Сербии, Румынии, Венгрии, Польши, Китая и др. Геополитическим центром Казачьего союза являлась Франция, в которой насчитывалось более 80 казачьих станиц и хуторов. В Париже располагалось правление Казачьего союза, там же проживал А. Богаев-ский, фактический руководитель Союза. В своей деятельности Казачий союз ориентировался на поддержку казаков за границей, возвращение их на родину после свержения Советской власти, выступал за сохранение и популяризацию культуры и традиций российского казачества. На самом высоком международном уровне его руководство заявляло о проблемах казаков-эмигрантов, пытаясь решить их и помочь в конечном счете простому казаку, который находился в Европе на правах беженца. Помощь в трудоустройстве и получении образования, переселении казаков в страны Западной Европы и Южной Америки, создании касс взаимопомощи, выписке членов семей из СССР, проведении балов и научных конференций, открытии библиотеки и публикации материалов об истории и культуре казачества - всем этим занимался Казачий союз.

Анализ показал, что его роль как центра общественной и политической жизни казачества в эмиграции была весьма значительной. Казачий союз выступал против крайних политических течений, определяя свое политическое кредо как центристской общеказачьей организации в эмиграции, опиравшейся на общедемократические ценности и ориентировавшейся на создание казачьих автономий на территории будущей России.

С момента создания Казачьего союза, его фактически возглавлял донской атаман А. Бога-евский, который зачастую принимал по многим вопросам деятельности всего Союза личные решения. Это вызвало у определенной части его членов недовольство, чему способствовала в немалой степени и пропаганда казаков-

монархистов и самостийников против А. Бога-евского, что стало поводом для реорганизации Казачьего союза в 1933 г. Часть казаков не поддержала эту инициативу и вышла из состава Казачьего союза, что привело к сокращению его членов вдвое. Правление нового Казачьего союза исключило из своего числа бывших членов правления и атамана Богаевского, который скончался в 1934 г. Казачий союз утратил часть своего влияния, новые руководители из-за финансовых проблем не смогли восстановить его деятельность. С началом в Европе Второй мировой войны деятельность Казачьего союза прекратилась де-факто.

За время своего существования Казачий союз смог объединить казачество за рубежом в сложной ситуации беженской жизни, удалось организовать эффективную систему поддержки казаков-эмигрантов и сформировать перспективную политическую программу, объединившую тысячи казаков по всему миру.

Литература

1. Ратушняк О.В. Донское и Кубанское казачество в эмиграции (1920 - 1939 гг.). Краснодар, 1997. 164 с.

Поступила в редакцию

2. Лунченков И. За чужие грехи. Казаки в эмиграции. М.; Л., 1925. 196 с.

3. Барихновский Г.Ф. Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921 - 1924 гг.). Л., 1977. 160 с.

4. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987.

5. Кириенко Ю.К. Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921 - 1945 гг.) // Вопросы истории. 1996. № 10. С. 3 - 18.

6. Пеньковский Д.Д. Эмиграция казачества из России и ее последствия. М., 2006. 443 с.

7. Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов: документы и материалы. Т. 1. Кн. 1. М., 1998. 426 с.

8. Robinson P. The White Russian Army in Exile 1920 - 1941. Oxford, 2002. 257 p.

9. Объединенный Совет Дона, Кубани и Терека // Казачий Союз: Сводка. Париж, 1926. № 3. С. 2 - 5.

10. Программа Казачьего Союза // Там же. С. 20 - 25.

11. Станицы и хутора, как секции Казачьего Союза // Вестник Казачьего Союза. 1928. № 14 - 15.

12. Донской атаман в Болгарии // Вольное казачество. 1928. № 17 - 18.

13. О деятельности Казачьего Союза. Париж, 1933. 27 с.

2 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.