Е.В.Габдрахманова
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДПРАКТИКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия организации педагогической практики, описывается модель организации практической подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.
Ключевые слова: педагогическая практика, организационно-педагогические условия, микропреподавание, тренинги, проектная деятельность.
T.V.Gabdrahmanova To the organization question pedpraktiki of future teachers of vocational training in of design
In the article are considered organizational and pedagogical conditions of the organization of student teaching, and described the model ofthe organization ofpractical preparation of teachers in the field ofdesign.
Keywords: vocational training, organizational and pedagogical conditions, microteaching, trainings, design activity.
В современных условиях одной из основных задач образования выступает подготовка педагога с высоким интеллектуальным уровнем, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и готового к самостоятельному управлению собственной профессиональной деятельностью, что позволит ему быть активным субъектом профессионально-педагогической деятельности. Соответственно, объективно возрастает значение формирования высокого уровня профессиональной компетентности будущего педагога, которая впоследствии повысит его конкурентоспособность на рынке труда.
Процесс формирования профессиональной компетентности включает овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, общекультурное развитие педагога, определение его личностной позиции и совершенствование профессионально значимых качеств личности [1, с.4].
В настоящее время вопросам профессиональной подготовки педагогов уделяется достаточно много внимания такими учеными, как Е.В.Бонаревский, В.Н.Введенский, И.Ф.Исаева, Н.В. Кузьмина, В.А.Сластенин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.П.Тряпицина и др. Однако до сих пор вне поле зрения исследователей остается вопрос значения в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения, в частности в области дизайна, педагогической практики.
Компетентность педагога профессионального обучения в области дизайна, в связи с его бинарностью, предполагает освоение специальных дизайнерских и психолого-педагогических компетенций, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности. Овладение практическими умениями у студентов особенно активно проходит в важнейший для будущих педагогов профессионального обучения период - период педагогической практики, которая моделирует профессиональное мировоззрение и комплекс технологий исследовательских процедур.
Педагогическая практика - это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося [2, с.5]. Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности в реальных условиях учреждений среднего и дополнительного образования.
Педагогическая практика - важное звено в процессе педагогической подготовки педагога профессионального образования в области дизайна, основными задачами которой являются:
-систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дизайну, его истории и методике преподавания;
-ознакомление с системой, реальными условиями и состоянием работы в современных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, с передовым педагогическим опытом в области дизайна;
-закрепление навыков принятия самостоятельных творческих решений в процессе подготовки учебного материала;
-привитие навыков педагогического мастерства, умения излагать материал в доступной и понятной для учащихся форме;
-изучение и использование основных методических приемов в учебном процессе;
-ознакомление и использование новейших технических средств обучения дизайну;
-развитие исследовательского подхода в организуемой педагогической деятельности, приобретение навыков рефлексии и саморефлексии, формирование потребности в самообразовании.
Практика приучает студентов теоретически осмысливать собственные педагогические наблюдения, перестраивает восприятие теоретических дисциплин, позволяя использовать личный опыт при изучении теории. Непредсказуемость профессиональных ситуаций во время педагогической практики мобилизует все теоретические и практические знания студентов, учит управлению своей мотивационно-поведенческой сферой, развивает педагогические способности. На данном этапе экзаменуется личность будущего учителя: его идейность и принципиальность, чувство долга и ответственности, желание и умение работать с детьми [4].
Проблеме педагогической практики в вузах посвящены работы АЕ.Терентьева, который раскрыл ее значение, указал на необходимость сближения художественных и психологопедагогических дисциплин. НС.Давлятшина решает в своих исследованиях проблему совершенствования уровня профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства в начальных классах. В исследовании И.В.Солодухина качественное улучшение подготовки учителей изобразительного искусства справедливо увязывается с усилением ее практико-педагогичес-кой направленности.
Организационно-педагогические условия педпрактики включают:
- диагностические условия (выявление противоречий и затруднений в профессиональнопедагогической деятельности студентов-практикантов прошлого года обучения; сравнительнотипологические характеристики производственных ситуаций);
- проектировочные условия (разработка целей, задач педпрактики, ориентированной на формирование основных компетенций педагога, их научное обоснование, подготовка баз педпрактики, выработка критериев эффективности проекта и условий внедрения в практику);
- условия профессионального самовоспитания (обеспечение реального профессионального роста студентов путем освоения индивидуализированных методов, приёмов и средств самовоспитания как форм самосовершенствования педагога, участие в студенческих научно-практических конференциях и др.).
В рамках последовательной модели организации практической подготовки будущих учителей предполагается последовательное объединение теоретической и практической фаз в процессе обучения: 1-я фаза - теоретическая подготовка, включающая школьную практику в форме тренингов и микропреподавания, 2-я фаза - практический курс длительностью от 1 до 1,5 месяцев, который пред-ставляет собой стажировку на рабочем месте в качестве «кандидата в учителя» или стажера. [5].
Каждый студент должен осознать, что по окончании учебного заведения перед ним встанет проблема трудоустройства. Поэтому, работая в школе в период практики, студенты должны объективно оценить свои силы и возможности с учетом изменяющиеся социальноэкономических условий. Предложенная модель педагогической практики позволяет сделать данный этап профессионализации более эффективным.
Литература
1.Игонина Т.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики (На примере классического университета): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Кемерово, 2001 - 262 с.
2.Калинина Т.М. Дневник педагогической практики. Рабочая тетрадь: Учебно-методическое пособие. -Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. - 150 с.
3.Малинская, Л.Л. Пути совершенствования методической подготовки будущего преподавателя изобразительного искусства./Л. Л.Малинская // Социально - гуманитарные знания. - 2007. -№9. - С. 158-163.
4. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя-Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. -200 с.
5.Саврасова А.Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08.- СПб., 2006 .- 168 с.
6.Холоднова И.В. Организационно-педагогические условия преодоления профессиональных деформаций преподавателей среднего специального учебного заведения. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.-Ростов-на-Дону, 2007. - 278 с.