(17) ' ' ' ' ' """""""""""""""""""""""""'
лесообразно провести медико-биологические, социологические и психологические процедуры изучения качества жизни представителей этих групп населения, проживающих в регионах Юга России, экспертизу социальных программ на основе установленного критерия КЖ.
Основными проблемами, которые может решить данная программа, являются следующие:
1)концептуальное описание биополитики -ее сущности, субъектов (государственная и региональная власть), объектов (процессы в области здравоохранения, экологии, демографии, этногенеза, последствия применения новых биотехнологий в медицине);
2) анализ эффективности политических решений на региональном уровне в рассмотренных областях с применением показателей качества жизни;
3) разработка модели биополитической со-
2006
ставляющей региональных социальных программ, адресованных этническим меньшинствам, и соответствующих рекомендаций для властных структур;
4) создание системы этических комитетов, одной из функций которых должна стать этическая экспертиза эффективности биополитики в регионе. Разработка рекомендаций для этих комитетов и образовательной программы для их членов.
Таким образом, исследование на основе методологии социологии медицины может оказать существенное влияние на интеграцию усилий властных структур и органов здравоохранения в обеспечении достаточно высокого качества жизни вынужденных переселенцев, этнических беженцев, а также представителей укоренившихся диаспор.
УДК 13
К ВОПРОСУ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
З.И. Иванова, Л.И. Глушкова
Институт дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
SUBSTANTIATION OF THE NECESSITY OF DEVELOPMENT OF A GLOBAL WAY OF THINKING
Z.I. Ivanova, L.I. Gloushkova
Abstract. Different approaches to the development of a global way of thinking in the students of higher educational institutions are presented in the article. The advantages of some teaching techniques which contribute to the formation of a global way of thinking have been described.
Key words: a global way of thinking
Необходимость осмысления положения дел в современном образовании и концептуального определения стратегических направлений его развития вызывается двумя причинами. Первая -это необходимость поиска новых подходов, связанных с изменениями динамики и качества развития общества и производства. Вторая причина связана с необходимостью преодоления подходов к человеку, обществу, экономике, образованию, сложившихся в советский период. Осознание педагогической общественностью невозможности реализации старых, хорошо освоенных в традиционной педагогической практике подходов привело к тому, что фактически каждое высшее учебное заведение ищет новые пути развития, свою собственную концепцию. Сейчас активно создаются и апробируются новые учебные планы
и технологии подготовки специалистов, но чаще всего эта инновационная деятельность ведется только на основе здравого смысла, что не позволяет аргументированно обсуждать вероятную эффективность и целесообразность нововведений. В частности, вопрос о количестве часов, отводимых на общекультурную, предметную, психолого-педагогическую и практическую подготовки будущего специалиста зачастую определяется предпочтениями авторов учебных планов, не имеющими в основе содержательный анализ требований к деятельности выпускника и не учитывающими технологии обучения.
Для развития познавательной самостоятельности и мышления нами используются задания на систематизацию, сравнение, классификацию, анализ, обобщение. В качестве примера
1
ВЕСТНИК ВолГМУ
предлагается выполнить 14 различных заданий, направленных на усвоение естественно-научных понятий. Задания расположены в порядке усложнения. Соблюдены принципы преемственности и непрерывности в развитии умственных умений.
Слово или выражение, обозначающее предмет, явление, совокупность предметов или явлений, объединенных общими признаками, называется понятием. Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны. Круг предметов, к которым относится данное понятие, называется объемом понятия. С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из которых - обобщение и ограничение. Выполнение предлагаемых заданий с понятиями из словаря позволяет закрепить знания и совершенствовать умения оперировать научными понятиями различных объемов.
Несомненным достоинством представленной системы постепенно усложняющихся заданий является предоставленная возможность для обучающихся самостоятельно обнаружить пробелы в учебных достижениях и ликвидировать их с индивидуальной, комфортной для них скоростью, организуя свою траекторию обучения. Узловым вопросом в подготовительной работе преподавателя к очередным учебным занятиям является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При отборе заданий он исходит из темы и целей данного занятия, учитывает при этом общие цели обучения и специфические особенности своего учебного предмета. Выполнение этих требований способствует усвоению, расширению и углублению знаний, развитию интеллектуальных способностей студентов, формированию умений и навыков самостоятельной работы. Применение системного подхода в использовании вышеперечисленных средств обучения позволяет развивать понятийное мышление студентов и существенно повышать интерес к изучению различных дисциплин.
Несомненно, профессиональная компетентность преподавателя в области активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях личностно-развивающего обучения имеет огромное значение для достижения успеха в деле обучения и воспитания, так как чем больше он знает о закономерностях протекания педагогического процесса, тем этот процесс более технологичен. Другими словами, педагог знает о том, как сделать, чтобы получилось искусно (Колесникова И.А.), если следовать за греческой этимологией понятия "технология" - умение, искусство, мастерство. В основе образовательной технологии по развитию глобального мышления лежит сочетание форм обучения, которые делают акцент на развивающую функцию (деловых игр, дидактиче-
ского тренинга и анализа ситуаций по методу Гарвардского университета) и использования обучающих компьютерных программ.
Проблема качественного улучшения системы образования и профессиональной направленности в обучении в высших учебных заведениях непосредственно связана с использованием более совершенных, научно обоснованных методов управления научно-познавательной деятельностью, мобилизующих творческие способности личности. В связи с этим представляется актуальным широкое использование различных активных методов и форм интенсивного обучения различным предметам [2]. Развитие творческих познавательных способностей обучающихся - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого является важным требованием для работы. Заботясь о развитии, необходимо помнить, что все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип психологии, поэтому необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.
В настоящее время в педагогике применяются различные активные методы обучения, позволяющие значительно повысить интерес к изучаемым дисциплинам: проблемные, игровые, исследовательские и другие методы обучения. Назначение активных методов - "учить учиться профессии". Весьма существенными при этом являются психологические основы обучения. Согласно зарубежному опыту, к ним можно отнести активность обучения, обратную связь с преподавателем, положительное подкрепление, последовательное и концентрированное обучение, обучение небольшими этапами, знание целей обучения и выбор темпа обучения. Активные методы обучения должны эти основы учитывать. К творческим активным методам обучения относятся синектика, метод софизмов, мозговой штурм, эвристический метод и др.; к проблемным активным методам - метод Гордона, метод вмененных связей, параметрический анализ и др.; к системным активным методам - метод вопросника, метод Сократа, матричное структурирование, модульно-рейтинговая система и др.
Методы устного изложения материала преподавателем (объяснение, лекции, беседа), как правило, сочетаются с применением наглядных средств. В дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, таблиц, схем, карт и др. При устном из-
ложении заданий преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед студентами познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе осмысления излагаемого материала. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности студентов дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы, положения с тем, что изучалось ранее. Существенное значение в активном восприятии изучаемого материала имеет умение преподавателя придавать своему знанию увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Цель и специфика занятий-семинаров состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу студентов над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Свою специфику имеют и занятия-конференции. Они посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения родственных тем. Главное их значение -обобщить материал, сделать выводы и ключевые положения. Активизация познавательной самостоятельности на основе содержательно личностного опыта переживания обеспечивается за счет противоречивости точек зрения, несоответствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса, задаваемых в условиях учебной ситуации. По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача, состязание, конкурс, игра.
Важным средством интенсификации улучшения процесса учебной работы является компьютеризация обучения. По многим дисциплинам разработаны различные программы обучения с использованием компьютера, что активизирует познавательный интерес у студентов. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности познания, накопления и применения знаний каждым человеком. Необходимо помнить, что любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из компонентов дидактической системы, наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью преподавателя и студентов. Все эти звенья взаимосвязаны. Поэтому установка в аудитории компьютеров есть только начало перестройки всей технологии обучения. Выделяют три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих и развивающих функций: как тренажер, как репетитор,
2006
как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации. В настоящее время существует несколько типов деловых игр, которые могут основываться на различных принципах. От принципов существенно зависит и конструирование игр. Согласно одной точке зрения, игра рассматривается как жесткая система правил, по которым должен действовать "игрок", для того чтобы, в конце концов, сформировать систему знаний, умений и навыков, которые могут быть позже использованы в реальной неигровой ситуации. Другое мнение: игра, осуществляясь в условном пространстве и времени, предполагает не следование жесткому правилу, алгоритму игры, а поиск нового решения нетривиальной задачи.
Особенность социального заказа, который предъявляется современным обществом системе образования, состоит в существенном повышении требований к воспитанию, переносу центра тяжести решаемых образовательными учреждениями задач с преимущественно дидактических на воспитательные. Сложившаяся и имеющая тенденцию к росту гуманистическая направленность педагогики и психологии призвана не только компенсировать, но и преодолевать негативные аспекты внедрения рыночных отношений. Участвующая в рыночных отношениях личность не должна терять национального самосознания россиянина с присущей ему способностью к взаимопомощи, состраданию, миролюбию. Система образования призвана не только сохранять лучшие традиции обучения и воспитания, но и создавать новые, отвечающие существующей социально-экономической, политической, демографической ситуации в России. Игровые ситуации моделируются "игрой в нормальной форме", которая состоит в том, что все игроки одновременно и независимо друг от друга производят один единственный ход, выбор наилучшей стратегии, после чего игра заканчивается и производится подведение итогов согласно игровой матрице. Учебная игра вносит в существующий учебно-воспитательный процесс новое качество в силу приближения обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении. Это обеспечивает личностную активность студентов, переход от познавательной мотивации к профессиональной. Профессиональные игры предназначены для развития творческого глобального мышления, формирования практических навыков и умений в различных видах профессиональной деятельности участников. Профессиональные игры являются модификацией деловых игр. В связи с этим их можно, как и деловые игры, классифицировать по пяти характерным признакам: по целевым установкам и со-
1 (17) I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ВЕСТНИК ВолГМУ
I 2006
держанию игрового участия (имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, метод инсценировки, психодрама и социодрама); по характеру моделируемых ситуаций (игра с соперником, игра с природой, игра - тренажер); по характеру игрового процесса; по способам передачи и обработки информации (игры с применением ЭВМ и терминальных устройств, игры с применением автоматизированных обучающих устройств); по динамике моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, игры с неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры с регламентированным масштабом времени).
Профессиональный тренинг - форма активного обучения специалистов, предназначенная для формирования комплексного навыка конкретного вида делового поведения (профессиональной деятельности и профессионального общения). Это достигается в ходе игрового имитационного моделирования и решения непрерывно усложняющихся профессионально-ориентированных ситуаций при педагогически целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности обучаемых. Отличие профессионального тренинга от традиционной формы обучения - в упражнениях. Если в тренинге специалист учится овладевать социальной ситуацией, то в упражнении - только способом деятельности. Можно выделить две группы профессионального тренинга: по виду профессиональной деятельности специалистов и по формам профессионального общения.
При комплексном проведении занятий на основе применения активных методов обучения большое значение приобретает профессиональная консультация. Это, прежде всего, дополнительная помощь слушателям в постижении секретов профессионального мастерства. Профессиональная консультация проводится ведущим преподавателем и предназначена для вооружения слушателей знаниями методологического и предметно-практического характера; для оказания наставнической помощи в поиске необходимой информации, преодоления затруднений; для предоставления информационных фондов преподавателя или кафедры в распоряжение слушателей; для изучения профессиональных, исследовательских интересов и наклонностей слушателей, их готовности к выполнению обязанностей.
На практике проводятся различные виды консультаций, основными из которых являются: методологическая, предметно-практическая, организационно-техническая, методическая, обще-
научная. Профессиональная консультация предполагает активный обмен мнениями, информацией и должна всегда предшествовать всем другим активным методам обучения. Постепенное наращивание трудности самостоятельной работы возможно, в основном, по трем направлениям: путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы студентов; путем усложнения содержания задания, а вместе с этим, мыслительных операций и приемов самостоятельной работы, которые необходимы для его решения; путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя [3]. Применение системного подхода в использовании выше перечисленных методов, форм и средств обучения позволяет существенно повысить интерес студентов к изучению различных дисциплин. Все виды игр и те, которые можно обозначить термином "деловые игры", и те, которые легче назвать сюжетными и ролевыми, выполняют главную функцию - коллективное глобальное мышление и коллективное взаимодействие на основе развитых познавательных интересов и умело организованной познавательной самостоятельной деятельности.
Ставя и обсуждая частную проблему развития познавательных способностей и глобального мышления, нужно отдавать себе отчет, что развитие получают и все другие свойства, качества и функции личности обучающегося. Причем компонентное развитие всех качеств, заложенных в возможностях человека, обеспечивает положительное взаимное влияние и способствует более быстрому и пропорциональному их развитию. Педагог выступает посредником между культурой познания, поведения, творчества, мировой, российской и региональной культурой и т. д. и обучающимся и создает условия, обеспечивающие самостоятельную, активную, целеустремленную, результативную учебную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова З.И. // Вестник Саратовского госагро-университета им. Н.И. Вавилова. - 2004. - Вып. 2. -№ 2. - С. 45-49.
2. Иванова З.И. // Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: сб. научных трудов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. -С. 198-206.
3. Иванова З.И., Кондаурова И.К. // Альманах "Продуктивное образование": Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании / Под ред. Е.А. Александровой, В.А. Ширяевой. - Вып. 2. - Саратов: "Научная книга", 2004. - С. 170-174.