кий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий».[3]
5 3
Q = Z s, Z rjVï
(1)
i=1 j=1 Ti
Уровень значения ^ показателя определяется по формуле Фишберна:
j= =
2(N - j +1)
(2)
(N +1) N
Если все показатели равнозначны, то Г] =1N. В нашем случае N=3
Рассчитанный по формуле (1) выходной показатель качества ИСМ Q оценивается по
данным таблицы 3, значение интервалов шкалы так же определяется экспертами.
Использование метода нечетких множеств дает ряд преимуществ, т.к. позволяет:
- включать в анализ качественные переменные;
- оперировать нечеткими входными данными;
- оперировать лингвистическими критериями;
Таким образом, метод нечетких множеств является незаменимым инструментом в тех случаях, когда наряду с количественными необходимо учитывать так же и качественные переменные. В частности, для оценки качества ИСМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСО 9000:2005. Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. PAS 99:2006. Specification of common management system requirements as a framework for inte-
gration, © BSI 31 August 2006.
3. Блюмин С.Л., Шуйкова И.А., Сараев П.В., Черпаков И.В. Нечеткая логика: алгебраические основы и приложения: Монография. - Липецк: ЛЭГИ, 2002. - 113 с.
УДК 338.26
Н.А. Мурашова, С.Н. Яшин
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В настоящее время все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов, эффективного использования их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с рядом трудностей, таких как:
1. Несоответствие полученных практических и теоретических знаний, навыков и умений требованиям рынка труда.
2. Отсутствие должного уровня компетентности.
3. Отсутствие навыков работы в команде.
4. Неумение принимать управленческие решения в условиях неопределенности.
5. Отсутствие осознанного понимания своей профессии и адекватной оценки своих способностей.
Одним из способов решения данной проблемы является применение инновационных методов преподавания в рамках образовательной деятельности ВУЗов.
Инновация в образовании - это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования с целью соз-
дания наиболее эффективной системы отношений «студент-преподаватель», через изменения методов обучения, образовательных программ, стандартов и организационной деятельности образовательного учреждения.
На практике мы зачастую видим следующую картину: либо студенты не стараются воспринимать знания, несмотря на все попытки преподавателя, продолжая заниматься своими делами, либо же преподаватель требует слишком много от своих студентов, не прилагая должного усилия к передаче знаний и навыков. Такие случаи могут иметь место в любом ВУЗе, на любом факультете и специальности. Такое положение вещей часто приводит к недостаточному уровню полученных знаний студентами. Чтобы не допустить такого развития событий, необходимо стремиться к оптимизации системы отношений «студент - преподаватель». На рис.1. предлагается следующее представление оптимизации данной системы отно-
шений.
Данная система предполагает эффективное взаимодействие между студентами и преподавателями, что накладывает определенные требования:
1. Студенту - необходимо проявлять свою личную заинтересованность и участвовать в учебном процессе, принимать предложения преподавателя на счет организации учебного процесса или предлагать свои, воспринимать и стараться закрепить полученные знания.
2. Преподавателю - необходимо не только давать практические и теоретические знания, навыки и умения, но и уметь проанализировать интересы, склонности и способности студентов и адаптировать организацию и содержание учебного процесса с их учетом, мотивировать студентов к поиску дополнительных знаний, развивать креативность мышления у студентов и формировать их компетентность.
-Подготовить студентов к осознанному выбору своей профессии - Мотивировать участников к поиску дополнительных знаний -Адаптировать методы образования и учебный процесс под аудитории - Развить личностную успешность с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей -Дать практические знания, навыки, умения - Развить креативность мышления - Сформировать компетентность
Студенту необходимо
Установить личный контакт
Участвовать в учебном процессе
Преподавател! обязан
Проявить индивидуальные склонности, интересы, мотивы и способности - Принимать предложения преподавателя на счет дисциплины, организации занятий и т.д.
- Самостоятельно искать дополнительные знания
- Воспринимать и закреплять полученные знания
Рис.1. Система отношений «студент-преподаватель»
Следовательно, преподавателю необходимо ности, по сравнению с так называемым тради-побудить субъекта обучения к большей актив- ционным подходам, где ученик играет гораздо
более пассивную роль. Понятия «активное социально- психологическое обучение», «инновационное обучение», «интенсивные методы обучения близки по содержанию. Однако «активность» - это весьма условное понятие, так как пассивных методов обучения не существует (любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта). При этом степень этой активности действительно неодинакова.
Существуют следующие основные пути повышения активности учащегося (активно учащего себя):
1) усилить учебную мотивацию учащегося за счет: внутренних мотивов и внешних мотивов (мотивов-стимулов);
2) создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации;
3) дать учащемуся новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;
4) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;
5) интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия -интенсификация общения ученика с преподавателем и учеников между собой;
6) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;
7) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся
В каждом отдельно взятом активном методе обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, однако ни один из известных методов не может в равной степени использовать все приемы.
Дискуссионные методы (лекции-дискуссии): обычно выступают два преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему. Однако на практике чаще дискутируют не преподаватели между собой, а преподаватели и студенты или студенты друг с другом. В последнем случае, участники дискуссии представляют определенные
группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства, коллективистической идентификации и др. Из вышеперечисленных семи приемов активизации обучения в данном методе работает только первый и частично второй.
Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности), проводится в Т-группах - «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания в данном случае выступают не предметные знания, а знания о себе, других людях и законах групповой динамики. Следовательно данный вид тренинга опирается на второй из семи перечисленных выше приемов активизации познания. Таким образом, хотя описанный вид тренинга и не направлен на получение знаний из той или иной конкретно-научной области, но полученный в ходе занятий опыт может повысить эффективность любого обучения за счет изменения позиции обучаемого, повышения его активности и способности лучше взаимодействовать с другими учащимися и преподавателями.
Игровые методы. Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.) - это учебные, имитационные, ролевые, организаци-онно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др.
В настоящее время существуют сотни вариантов деловых и учебных игр. При правильной организации игры студент выполняет деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию.
Высокая эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тре-нинговых методов, здесь возникает возможность применения обучаемым эффективных
средств для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь комплекс элементов профессиональной деятельности. Следовательно, для высшего профессионального образования, где широко используются различные формы комплексного воссоздания условий будущей профессиональной деятельности - это один из наиболее приемлемых и перспективных методов обучения. При этом в игровых методах осуществляется опора на третий и четвертый из семи сформулированных выше приемов повышения эффективности обучения.
Одними из наиболее эффективных инновационных методов обучения для профессиональной подготовки специалистов в области управления инновационной деятельностью являются игровые методы.
Деловая игра - это разновидность игровых методов обучения, имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации принятия решения в условиях неопределенности. Деловые игры характеризуются следующими атрибутами:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной профессиональной деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
Игры, применяемые в педагогической практике учебных заведений, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций. В
ходе игры имеется возможность отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другое, для того, чтобы определить его преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, для того, чтобы дать возможность обучающимся побывать в разных ролях и предложить в них свои решения.
Учебные игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение.
Для каждой проблемной ситуации и конкретной цельи, и аудитории при обучении специалистов в области управления инновационной деятельностью нами предлагается подобрать наиболее подходящий вариант игры. Можно предложить следующую классификацию деловых игр:
1) по времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато;
2) по оценке деятельности: балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует.
3) по конечному результату: жесткие игры - заранее известен ответ (сетевой график) и существуют жесткие правила; свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи;
4) по конечной цели: обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие -конкурсы профессионального мастерства; поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;
5) по методологии проведения: луночные игры - любая настольная игра («колонизаторы», «монополия»), которая проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся в протокол; ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с
заданием; групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы, при которой участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии; имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («НИИ» - для обучения основам НИОКР, «трансферт технологий» - для обучения инновационных менеджеров и т.д.); организационно - деятельност-ные игры (Г.П.Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем; эмоционально - деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980г.) - избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост (представляют собой форму тренингов); ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб; комбинированные интерактивно - деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000г.) - сочетают коллективность и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.
При оценке игр как метода обучения студентов в области управления инновационной деятельностью следует иметь в виду ряд обстоятельств:
1. Игры по сравнению с другими методами обучения обладают свойством интегрировать полученные знания применительно к избранной профессии.
2. Однажды разработанная хорошая игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов.
3. Игровые методы обучения - мощное средство пробуждения интереса к содержанию этой деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализации.
4. Трудно переоценить целесообразность приобретения навыков принятия ответственных решений в обстановке условной практики. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у будущих специалистов при переходе к самостоятельной профессиональной деятельности.
5. В игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, таким образом, наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии. Поэтому при разработке плана проведения игры предусматривается ряд вопросов (проблем), подлежащих исследованию, а также выделение отдельной группы участников игры, в обязанность которой входит хронометраж и фиксирование частных результатов.
6. Приобретение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.
7. Игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения.
8. Игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления, нормативы и методики, проверяя их, как на испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.
Таким образом, игровые методы для профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью обладают широкими дидактическими возможностями, позволяющими широкое использование их в процессе обучения студентов. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и профессионально значимых качеств личности в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение игры, какие мотивы закладываются в ее основу разработчиками и преподавателями.
При подготовке специалистов направления «Инноватика» в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева реализуют следующие деловые игры: «The juice» - дисциплина «Маркетинг в инновационных сферах»; «Научно-техническя конкуренция» - дисциплина «Организация
НИОКР и проектирование»; «Вгат-гений» -дисциплина «Теория инноваций» и др.
Проблемные методы
Проблематизация знания направлено на процесс самостоятельного или с помощью преподавателя получения знания. Другими словами не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Знание полученное подобным образом, принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде: хранит в себе способ его получения, путь движения к истине. Во-вторых проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации - это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретного знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха. Проблемное обучение явыляется развивающим, так как учащийся в ходе его не только получает данное конкретное знание, но усиливает свои познавательные возможности и стремление к познавательной деятельности. Поэтому, переход от одной проблемной задачи к другой составляет суть проблемного обучения
Не следует забывать, что обучаемый не способен сам воссоздать целостную картину современного научного знания. Общие ориентиры и системообразующие начала для него должен построить преподаватель. Однако существует одна форма обучения, в которой проблемный метод всегда должен занимать господствующее положение, это НИРС и УИРС (научно - и учебно-исследовательская работа студентов).
Принимая во внимание основную задачу высшего профессионального образования -подготовка квалифицированного специалиста конкурентного на рынке труда, следует, что требования, предъявляемые выпускнику высшего учебного заведения - адаптивность к условиям конкретной производственной среды, творческой активности и полной самостоятельности в принятии решений, соответствующих как собственным интересам, так и интересам общества в целом. Поэтому наиболее эффективным методом обучения, направленным на развитие у студентов творческого мышления и практических навыков принятия решений в современном обществе являются активные методы, в зависимости от направленности и конкретных целей, условий и обстоятельств обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / Проект Минэкономразвития России. 2008.
2. Тихонова С.А. Частно-государственное партнерство в решении кадровых проблем развития ин-
новационной деятельности в регионах / С.А. Тихонова // Материалы I Международного форума «От науки к бизнесу. Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности. 2007. Санкт-Петербург». - Тверь: Тверской Инно-Центр. - 2008. - С. 253 - 258.