4. Solov'yov O.G., Goncharova O.Yu. Diskussionnye aspekty opredeleniya perechnya sredstv i priemov zakonodatel'noj tekhniki v pravotvorcheskom processe// Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnye nauki. 2021. №»1. yanvar'-mart. S. 77-83
5. Vasil'ev A.A., Zacepina O.E. Prezumpcii i fikcii kak elementy teksta normativno-pravovogo akta// Yurislingvistika. 2017. №6. S. 19-31.
6. Tanimov O.V. Teoriya yuridicheskih fikcij: monografiya / otv. red. T.V. Kashanina. M.: Prospekt, 2016. 225 s.
7. Filimonova I.V. Osnovy sovremennogo ucheniya o yuridicheskih fikciyah v prave Rossii: monografiya. M.: Yurlitinform, 2013.
8. Tanimov O.V. Teoriya yuridicheskih fikcij. Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2022.
9. Chast' 8 stat'i 37 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» ot 28 aprelya 2023 g. №138-FZ (po sostoyaniyu na 24 iyulya 2023 g.)// SZ RF. 2023. №18. St.3215.
10. Punkt 2.1 stat'i 13.3 Federal'nogo zakona ot 25 iyulya 2002 g. N° 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (po sostoyaniyu na 10 iyulya 2023 g.)// SZ RF. 2002. N30.St.3032.
11. Konstitucionnoe soveshchanie. Stenogrammy. Materialy. Dokumenty. 29 aprelya - 10 noyabrya 1993 g. T.12-20. M.: Yuridicheskaya literatura, 1996.
12. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 goda № 131-FZ (po sostoyaniyu na 4 avgusta 2023 g.)// SZ RF. 2003. №40. St.3822.
13. Ob obshchih principah organizacii publichnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.12.2021 №414 - FZ (po sostoyaniyu na 25 dekabrya 2023 g.)// SZ RF. 2021. №52 (chast' I). St.8973.
14. O Reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 22 yanvarya 1998 g. № 2134-II GD (po sostoyaniyu na 14 noyabrya 2023 g.)// SZ RF. 1998. №7. St.801.
15. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 12.06.2002 №67 - FZ (po sostoyaniyu na 14 noyabrya 2023 g.)// SZ RF. 2002. №24. St.2253.
16. Isakov V.B. Yuridicheskie fakty v sovetskom prave. M.: Yurid. lit., 1984.
17. O poryadke prinyatiya v Rossijskuyu Federaciyu i obrazovaniya v ee sostave novogo sub"ekta Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 17 dekabrya 2001 g. №6-FKZ (po sostoyaniyu na 31 oktyabrya 2005 g.)// SZ RF. 2001. №52 (chast' I). St.4916.
18. O vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 22 fevralya 2014 №20-FZ (po sostoyaniyu na 29 maya 2023 g.)// SZ RF. 2014. №8. St.740.
19. Cherepanov V.A. O yuridicheskih fikciyah v konstitucionnom prave: prodolzhenie diskussii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2018. №9.
20. Erygina V.I. Narodnoe predstavitel'stvo kak yuridicheskaya fikciya v konstitucionnom prave// Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2018. №1.
21. Anichkin E.S. Fikcii v konstitucionnom prave Rossijskoj Federacii: osobennosti, vidy, dejstvie// Nauchnyj Ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural. Otd-niya Ros. Akad. Nauk. 2018. T.18. Vyp.2.
КОВАЛЕНКО АННА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и международного права, аспирант, Алтайский государственный университет ([email protected]).
KOVALENKO, ANNA S. - Senior Lecturer, Department of Constitutional and International Law, Ph.D. Student, Altai State University
УДК 341.231.14 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-61-65
НАДТОКА С.В.
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: защита прав и свобод человека, конституционно-правовой статус личности, законодательство, правовая система.
На современном этапе развития отечественной правовой системы вопросам защиты конституционных прав и свобод человека уделяется значительное внимание в нормативной документации, провозглашающей ценность личности в качестве ориентира государственной политики. Однако реализация практической системы охраны гражданских прав и интересов, а также юридической ответственности за их нарушение представляется недостаточно изученной и проработанной в силу разрозненности научных интерпретаций и подходов. Проблема защиты личностных прав и свобод состоит в том, что исключительное исполнение конституционных предписаний является недостаточным и неэффективным, и требует глубокого изучения внутренних социокультурных, экономических и политических процессов, а также учета морально-нравственных ценностей общества. Эти и другие элементы складываются в комплексную систему с множеством функций и методов, координация которых приведет к наиболее эффективному результату.
NADTOKA, S.V.
ON THE ISSUE OF ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN MODERN CONDITIONS
Key words: protection of human rights and freedoms, constitutional and legal status of the individual, legislation, legal system.
In the present state of the domestic legal system, significant attention is paid to the protection of constitutional rights and freedoms of humans in regulatory documents proclaiming the value of the individual as a guideline for the state policy. However, the implementation of the practical system for protecting civil rights and interests as well as legal responsibility for their violation seems to be insufficiently studied and worked out due to the disparate scientific interpretations and approaches. The problem of protecting personal rights and freedoms is urgent because of the exclusive implementation of constitutional prescriptions which are insufficient and ineffective, and requires a deep study of internal socio-cultural, economic and political processes, as well as taking into account the moral and moral values of society. These and other elements are combined into a complex system with many functions and methods, the coordination of which will lead to the most effective result.
Основой функционирования любой правовой системы является защита прав и свобод человека, отстаивание которых относится к областям конституционного права, уголовного права, процессуального права и других смежных отраслей. Они призваны обеспечивать исполнение государственных требований по отношению к реализации, охране и регулированию прав и интересов граждан, а также выносить решения по наказанию и взысканию с ответчика за нарушения вышеупомянутых прав.
По определению, предложенному О.В. Яценко, А.А. Борисовой и Е.Ю. Сапожниковой: «права и свободы человека - это комплексный феномен, который включает в себя, с одной стороны, пакет конституционных прав, образовывающий правовой статус личности внутри государства, а с другой, обладает превалирующим общечеловеческим значением для механизма функционирования государства и всего мира» [1, с. 178]. С точки зрения других исследователей, именно права человека формируют равные возможности для всех людей, направленные на удовлетворение их основных потребностей в развитии личности, безопасности и обеспечении полноценного участия в жизни общества, закрепленные в нормативных правовых актах [2].
Исторической точкой отсчёта, заложившей основы реформирования правовой системы в направлении гуманизации и защиты прав людей, считается принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 года. При этом первые теоретические идеи о сущности индивидуального права были разработаны еще в Античности мыслителями Древней Греции и Рима (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека и т.д.). С развитием общественных укладов и политических курсов государств менялись принципы формирования человеческих прав и свобод, что, в итоге, привело к их имплементации и юридическому закреплению в национальных законодательствах разных стран.
Универсализация прав человека произошла после глобального распространения международных стандартов и правовых норм, что привело к единообразию в трактовании интересов и прав личности в разных государствах: «Права и свободы человека считаются универсальными в том смысле, что ими обладают и пользуются все люди, а также независимыми в том смысле, что они существуют и доступны в качестве стандартов индивидуального поведения, независимо от того, признаются и осуществляются ли они государством или должностными лицами» [2, р. 462].
Конституционные нормы, сформулированные во второй главе Конституции РФ, играют основополагающую роль в определении правового статуса человека, гражданской ответственности и взаимоотношений личности и государства.
Конституционно-правовой статус личности (как юридически закрепленное положение человека в его отношениях с государством и обществом) является частью социального статуса человека в обществе. Последнее, в свою очередь, определяется не только правовыми нормами, но и другими регуляторами (политическими, моральными, религиозными и т. д.), опосредующими разнообразные связи человека с обществом и государством [2, р. 463-464].
В соответствии с конституционными предписаниями, права и свободы гражданина РФ условно можно дифференцировать в рамках трех категорий:
1. Личные (гражданские) права и свободы: право на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство личности, свободу мысли и слова, судебную защиту, национальную самоидентификацию и т.д.;
2. Политические права и свободы: право на участие в управлении государственными делами, на объединение, свободу союзов и партий, на собрания, митинги, демонстрации и шествия, право обращений, свободу информации и СМИ и т.д.;
3. Социально-культурные и экономические права и свободы: право частной собственности, свобода предпринимательства, социальное обеспечение, охрану здоровья, благополучную окружающую среду, образование, трудовые права, свобода творчества и участия в культурной жизни и многое другое [3].
В основе любой разновидности прав и свобод человека лежит принцип равенства, подкрепляющий положение личности в общества и государстве, а также подразумевающий наличие определенных обязанностей и требований к функционированию граждан в социуме с целью обеспечения безопасности и правовой эффективности.
Данные требования и предписания являются гарантом успешного обеспечения фактической реализации прав, свобод и законных интересов людей, а также предотвращения правонарушений и обеспечения юридической защиты населения. Формирование правовых гарантий зависит от политической, правовой, социально-экономической ситуации в государстве и обществе. В основе механизма их осуществления лежат пути и средства охраны конституционных прав и свобод человека.
В вопросах конституционной защиты на первый план выходит понятие «безопасности», в интерпретацию которого разные исследователи вкладывают свой смысл. В наиболее обобщенном виде безопасность включает в себя следующие виды деятельности: «прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, разработку и применение оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления» [4, с. 9].
Другими словами, обеспечение безопасности конституционных прав и свобод человека подразумевает выполнение государственными органами ряда критериев, среди которых:
1. Законность - строгое соблюдение всех конституционных, правовых и законодательных предписаний гражданами, должностными лицами и регулятивными институтами в отношении реализации и поддержания прав и свобод человека.
2. Обеспечение национальной безопасности. В целом защита личностных прав и свобод считается основополагающим условием сохранения общественной безопасности, и как следствие - национальной. Однако личное благополучие не должно противодействовать общегосударственным устремлением в поддержании безопасности и целостности гражданского общества.
3. Восстановление системы правовой жизнедеятельности. В вопросах защиты прав и свободу человека государственная деятельность, как правило, сводится к нейтрализации угроз и защите личности от посягательств на его права. Однако, зачастую отсутствие видимых опасностей и внешних угроз не гарантирует правовую безопасность личности (например, может случиться потеря трудоспособности, утрата жилья, проблемы со здоровьем и т.д.). В таких ситуациях может быть нечего защищать, но следует приложить значительные усилия по восстановлению системы жизнеобеспечения прав и интересов человека.
Исходя из этого, система защиты конституционных прав и свобод личности основывается на процессе регулирования отношений между человеком, социумом и государством, обеспечивая объективный баланс при реализации прав и обязанностей каждой стороны. Данная система включает в себя разнообразные нормы, законы и предписания, регламентирующие деятельность государственных органов, общественных структур, а также требования к личностным обязанностям граждан. Примером таких регулятивных элементов является Федеральный закон «О безопасности», который определяет систему безопасности, как совокупность функций органов законодательной, исполнительной и судебной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательства, регламентирующее отношения в сфере безопасности [5, с. 43-45].
Вопросы защиты прав и свобод личности также находят свое отражение в Концепции национальной безопасности РФ, которая выделяет глубокую корреляцию проблем личностной безопасности с национальной защитой. Первостепенность прав и свобод личности подтверждает тот факт, что благополучие государства зависит от удовлетворения личностных интересов граждан, а не противодействия им и их ущемления.
В наиболее обобщенном виде, система защиты прав и свобод человека направлена на выработку механизма, позволяющего разработать и реализовать стратегическую политику государства в области обеспечения безопасности личности и нации посредством осуществления конкретных правовых функций институтов, органов и должностных лиц. Поэтому формирование в государстве системы правовой защиты личности служит для противодействия угрозам ее жизненно важным интересам. Параметры такой системы: надежность, обеспечивающая выполнение целей системы в полном объеме; разумная достаточность сил и средств, ограниченная возможностями государства формировать и содержать систему; соответствие органов, сил, средств, принципов системы по их функциональному предназначению [6, с. 147-151].
Вопросы защиты интересов личности предполагают не только реализацию конституционных предписаний, а также глубокое изучение внутренних социокультурных, экономических и политических процессов. Немалую роль в системе защиты прав и свобод человека играют морально-нравственные ценности общества.
Поэтому законодательство и уголовное право выступают в качестве интегрированной, целостной структуры, объединяющей различные правовое и нравственные принципы. При
обеспечении безопасности, вынесении приговоров и принятии решений, необходимо найти точку соприкосновения между вышеуказанными ценностями, с целью соблюдения юридического и морального баланса. Другими словами, этические принципы в процессе правовой защиты личности интегрируют основополагающие методы гуманизма и лояльности. Учет этих принципов варьируется в зависимости от конкретного случая, однако в любом деле морально-нравственные ценности придают закону смысл и значимость: «С точки зрения конституциональной защиты, нравственность является не просто базой формирования правовых норм и отношений, а переходит в объект правовой охраны. В этом значении нравственность и мораль отражают наиболее важные сферы человеческих взаимодействий, подлежащих правовой защите; они транслируют определённые ценности и блага, формирующие общественный порядок и регулирующие взаимоотношения между людьми» [7, с. 98]. Отсюда следует обобщение о том, что система защиты конституционных прав и свобод человека интегрирует множество функциональных компонентов из разных сфер жизнедеятельности общества и государства.
Однако на территории РФ обеспечение прав и свобод личности зачастую сводится только к их нормативному закреплению в соответствующих документах. После вступления в силу Конституции Российской Федерации в 1993 году было принято значительное количество федеральных законов, распоряжений и предписаний, конкретизирующих и развивающих основу правового статуса личности, а также направленных на укрепление механизмов защиты прав и свобод человека. В связи с этим, признание (конституционное провозглашение и создание определенных условий для законодательного регулирования) прав и свобод личности, как высшей ценности, государства перешло в разряд формальной стандартизации и документационного оформления.
Безусловно, невозможно представить современное общество без закона и порядка, но представить закон без его нарушения еще сложнее. Поэтому необходимо рассматривать юридическую ответственность вместе с правонарушением. В российском праве нет общепринятого определения юридической ответственности, как таковой. Существует множество различных подходов к этому определению. Ученые трактуют понятие юридической ответственности по своему субъективному усмотрению. Исходя из этого, вопрос о концепции правовой ответственности за нарушение прав и свобод личности в современной российской юридической науке стоит очень остро, и многие ученые предлагают свои разработки этой проблемы [2].
В свою очередь, мы рассматриваем процесс защиты конституционных прав и свобод человека, как интегрированную систему, объединяющую ряд структурных элементов, среди которых можно назвать самые значимые:
1. Гностическая деятельность - организация процесса защиты и обеспечения безопасности посредством сбора, накопления и анализа современных данных об актуальных угрозах и потенциальных правовых рисков;
2. Проектировочная деятельность - планирование и моделирование действий государственных органов и должностных лиц в направлении охраны интересов и прав граждан и национальной безопасности;
3. Прагматический подход - выявление конкретных целей и задач, реализация которых принесёт практическую пользу и эффективный результат;
4. Конструктивный подход - построение плана конкретных действий институтов и органов государственного управления с распределением их обязанностей и функций, а также подбором определенных методик и средств для достижения поставленных целей;
5. Коммуникативная функция - налаживание контактов и установление прямого взаимодействия между всеми участниками процесса защиты личностных прав и интересов граждан (между правовыми органам и общественностью, должностными лицами и населением);
6. Операционный подход - реализация конкретных действий по устранению угроз и защите прав и свобод человека [8, с. 296].
Таким образом, процесс обеспечения и защиты прав и свобод личности необходимо рассматривать как комплексную систему с множеством элементов, функций и методов, координация которых приведет к наиболее эффективному результату.
Обобщая все выше сказанное, мы приходим к выводу о том, что целью функционирования любого государства является защита интересов граждан, формирующих безопасность нации.
Конституция РФ провозглашает человека, его права, интересы и свободы высшей ценностью государства. B то время, как Конституционный суд РФ дополняет это утверждение: «в силу статьи 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами, должно осуществляться, исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии» [9].
Другими словами, распределяя функции защиты личностных прав и свобод между федеральными, региональными и местными органами власти, предпочтение отдается тем, которые гарантируют наиболее действенное обеспечение интересов человека. Таким образом, поддерживая личностные права и свободы, государство приходит к социально ориентированному политическому курсу, развитию экономики, совершенствованию законодательной системы, как основы поддержания правопорядка и стабильности общества. Формирование гармоничных правоотношений внутри страны обеспечивает высокий уровень гражданственности и правовой осознанности среди населения, что приводит к выстраиванию благоприятных международных отношений и помогает поддержать внутреннюю и внешнюю безопасность государства.
Литература и источники
1. Яценко ОВ., Борисова A.A., Сапожникова Е.Ю. Основания права личности на защиту конституционных прав и свобод на уровне международного правосудия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №9.
2. Grishnova E., Zhdanov S., Larina T., Mnatsakanyan V., Stepanenko Yu. Constitutional mechanism for the protection of citizens' rights in the Russian Federation // Laplage em Revista. 2021. №7. Р. 462-467.
3. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31.
4. Мелихов A.K, Исакова Ю.И., Працко Г.С. Деятельностный подход к определению понятия «безопасность» как метод о логических основа его дальнейшего применения и исследования // Правовой порядок и правовые ценности. Сборник научных статей VII Национальной научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2023.
5. Манилов B.R Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России: Aвтореф. дис. ... докт. полит. наук. М.: Ученый, 2010.
6. Мирошниченко B.M. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М.: «Экзамен», 2012.
7. Aлехина Е.С., Надтока QB. Принципы корреляции уголовного права и нравственных ценностей // Правовой порядок и правовые ценности. Сборник научных статей VII Национальной научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2023.
8. Прихожев A.A. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Aкадемия, 2009.
9. Определение Конституционного суда РФ от 8.11.2005 г. № 439-О «По жалобе граждан QB. Бородина, B.K Буробина, A.B. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуаль-ного кодекса Российской Федерации» // Bестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2.
References and Sources
1. Yacenko O.V., Borisova A.A., Sapozhnikova E.Yu. Osnovaniya prava lichnosti na zashchitu konstitucionnyh prav i svobod na urovne mezhdunarodnogo pravosudiya // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. №9.
2. Grishnova E., Zhdanov S., Larina T., Mnatsakanyan V., Stepanenko Yu. Constitutional mechanism for the protection of citizens\' rights in the Russian Federation // Laplage em Revista. 2021. №7. R. 462-467.
3. Konstituciya Rossijskoj Federacii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 // SZ RF. 04.08.2014. № 31.
4. Melihov A.I., Isakova Yu.I., Pracko G.S. Deyatel'nostnyj podhod k opredeleniyu ponyatiya «bezopasnost'» kak metod o logicheskih osnova ego dal'nejshego primeneniya i issledovaniya // Pravovoj poryadok i pravovye cennosti. Sbornik nauchnyh statej VII Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Rostov-na-Donu, 2023.
5. Manilov V.P. Teoriya i praktika organizacii sistemy obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossii: Avtoref. dis. ... dokt. polit. nauk. M.: Uchenyj, 2010. -
6. Miroshnichenko V.M. Organizaciya upravleniya i obespechenie nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. M.: «Ekzamen», 2012.
7. Alekhina E.S., Nadtoka S.V. Principy korrelyacii ugolovnogo prava i nravstvennyh cennostej // Pravovoj poryadok i pravovye cennosti. Sbornik nauchnyh statej VII Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Rostov-na-Donu, 2023.
8. Prihozhev A.A. Chelovek i obshchestvo: zakony social'nogo razvitiya i bezopasnosti. M.: Akademiya, 2009.
9. Opredelenie Konstitucionnogo suda RF ot 8.11.2005 g. № 439-O «Po zhalobe grazhdan S.V. Borodina, V.N. Burobina, A.V. Bykovskogo i drugih na narushenie ih konstitucionnyh prav stat'yami 7, 29, 182 i 183 Ugolovno-processual'-nogo kodeksa Rossij skoj Federacii» // Vestnik Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2006. № 2.
НАДТОКА СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону ([email protected]).
NADTOKA, SERGEY V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don (snadtoka@yandex. ru).
б5