Физиология питания
УДК 664
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ
И.В. Калинина, Н.В. Науменко
Статья посвящена вопросу обеспечения населения Челябинской области социально-значимыми продуктами питания. Актуальность рассматриваемого вопроса, в первую очередь, обусловлена современным состоянием социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных субъектов, в числе которых Челябинская область. Необходимость обеспечения высокого уровня самообеспеченности продуктами питания, максимального снижения импортозамещения, особенно в группе социально-значимых продуктов питания, обозначена как важная стратегическая задача развития экономики Российской Федерации в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, а также других программах и документах как федерального, так и регионального уровня.
Авторами рассматриваются основные показатели, характеризующие уровень производства и потребления основных групп социально-значимых продуктов питания в Челябинской области, в том числе продуктов растительного и животного происхождения. Раскрывается роль и вклад Уральского региона и Челябинской области в общероссийское производство социально-значимых продуктов питания как растительного, так и животного происхождения. Дается анализ современного состояния, ретроспективной динамики и перспектив обеспечения населения региона продовольственными продуктами.
В статье раскрывается также аспект уровня потребления населением Уральского региона и Челябинской области основных групп социально-значимых продуктов питания, показываются динамика этих показателей по отдельным позициям продуктов питания.
Анализ статистических данных позволяет авторам оценить современное состояние и перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа в целом и основных составляющих его направлений в частности. Раскрываются основные стратегические направления по повышению уровня импортозамещения регионального продовольственного рынка и стабилизации работы пищевых производств региона.
Ключевые слова: социально-значимые продукты питания, продовольственная безопасность, уровень производства и потребления.
Одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, является устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны [1, 4].
Среди продовольственных товаров особое место занимают социально-значимые продукты питания.
С учетом последних изменений, в перечень социально-значимых продуктов питания
населения РФ включены [9, 6] следующие (рис. 1).
Рассматривая вопрос уровня обеспеченности населения Челябинской области социально-значимыми продуктами питания, необходимо отметить, что в последние годы организации Челябинской области, производящие продукты питания, работают достаточно стабильно. Положительная динамика производства этих организаций способствовала увеличению выпуска продукции в сравнении с 2000 г. в 2,2 раза, в сравнении с 2009 - на 6,1 %.
В области выпускается 21,9 % общероссийского производства макаронных изделий, 7,1 % муки, 5,1 % мяса и субпродуктов пище-
Продукты
животноводства
Продукты
растениеводства
т
Рыба мороженая неразделанная Молоко питьевое Куры (кроме куриных окорочков)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Масло сливочное Яйца куриные
п
Хлеб и булочные изделия из
пшеничной муки
Хлеб ржаной, ржано-
пшеничный
Мука пшеничная
Вермишель
Крупа гречневая - ядрица
Рис шлифованный
Пшено
Масло подсолнечное
Картофель
Чай черный байховый
Капуста белокочанная
свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Рис. 1. Перечень социально-значимых продуктов питания населения РФ
вых убойных животных и птицы [2, 3, 4, 8].
В общероссийском рейтинге Челябинская области занимает 3-е место по производству мяса. 13-е место - по производству хлеба и хлебобулочных изделий, 18-е место - по производству цельномолочной продукции.
В 2010 году организациями пищевых производств отгружено товаров и оказано услуг на сумму 64 910,1 млн руб.
В структуре отгруженных товаров наибольший удельный вес занимают производства: мяса и мясопродуктов - 27,1 %; продуктов мукомольно-крупяной промышленности -14,4 %; напитков - 14,2 %.
В 2010 г. наиболее полно были загружены производственные мощности таких направлений, как производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы (95,7 %), мяса и субпродуктов пищевых убойных животных (85,4 %), муки (82,2 %) и макаронных изделий (80,5 %) [2, 5-8].
Уральский регион, согласно данным Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением
Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р, занимает 5-е место в рейтинге округов Российской Федерации по объему производства скота и птицы, 4-е место по производству картофеля, 5-е место по производству зерновых культур, плодов и ягод, 6-е место по производству молока, овощей, яиц [2, 4].
В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, разработаны, приняты и реализуются стратегические программы развития, направленные на оптимизацию кластерной работы агропромышленного комплекса, пищевых и перерабатывающих производств. Принятые в последние годы меры улучшения социально-экономического положения позволили сформировать тенденцию роста производства продукции и повышения уровня обеспеченности населения региона социально-значимыми продуктами питания.
Так, в рамках Стратегии социальноэкономического развития Уральского федерального округа сформирован инновационный сценарий производства продукции сельского хозяйства, согласно которого Челябинской об-
тия и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является высокий уровень самообеспечения продовольственным сырьем и основными группами пищевых продуктов.
Для Челябинской области эти показатели по таким группам продуктов, как фрукты и ягоды, мясо и яйца несколько превосходят средние значения по РФ в целом, тогда как по группам овощи, картофель и молоко незначительно уступают им (рис. 2 и 3).
Анализ данных по потреблению социально-значимых продуктов питания населением
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства в Уральском федеральном округе
(инновационный сценарий)
Продукция растениеводства
Зерно (тыс. тонн) Картофель (тыс. тонн) Овощи (тыс. тонн)
2007 г. 2010 г. 2020 г. 2007 г. 2010 г. 2020 г. 2007 г. 2010 г. 2020 г.
Российская Федерация 81500 61000 125000 27200 21000 36300 11500 11300 16665
Уральский федеральный округ 5257,3 3277,4 7235 2399,9 2136 3068,5 786,8 888 1992,5
Курганская область 1521,9 850 2300 293,4 260 345 133,4 140 180
Свердловская область 585,7 548,2 815 615,6 600 862 179,2 170 202
Тюменская область 1264,1 1229,2 1820 541,0 556 660 190,8 170 230
Ханты- Мансийский АО - - - 90,5 170 190 17,3 52,8 60
Ямало-Ненецкий АО - - - 0,7 1 1,5 0,1 0,2 0,5
Челябинская область 1885,6 650 2300 858,8 549 1100 266,0 255 320
Продукция животноводства
Скот и птица в живом весе (тыс. тонн) Молоко (тыс. тонн) Яйца (млн шт)
2007 г. 2010 г. 2020 г. 2007 г. 2010 г. 2020 г. 2007 г. 2010 г. 2020 г.
Российская Федерация 8746 13926 31988 34000 41000 38208,3 40900 39200
Уральский федеральный округ 623.3 698,7 983 2048,2 2104,8 2555 3876 4027,4 4345,2
Курганская область 62,4 67,2 115 351,4 363 520 120,1 126,3 155
Свердловская область 181,2 190 210 555,5 553 660 1200,6 1264 1363
Тюменская область 135,0 142,2 197 501,8 570 700 1219,9 1304 1377
Ханты- Мансийский АО 6.8 7 12 20,4 22 25 25,7 30 50
Ямало -Ненецкий АО 6,2 7,3 8,0 1,5 1,8 2.0 0,1 0,1 0,2
Челябинская область 231,7 285 441 595,7 595 650 1283,9 1303 1400
ласти отводится лидирующее положение по обеспечению Уральского региона всеми группами продукции растениеводства и животноводства. Перспективный вклад в обеспечение Уральского региона продукцией растениеводства заложен в диапазоне 16-35 %, продукцией животноводства в диапазоне 25-60 %. Аналогичные цифры в общероссийских объемах производства продукции растениеводства и животноводства составляют 2-3 % и 1,7—3,5 % соответственно (табл. 1) [2, 6, 7].
Одной из наиболее важных стратегических задач социально-экономического разви-
120
%
100 80 60 40 20 0
Российская Федерация ■ Челябинская область
113 112,3
93,2
88,2
38,6
Л
■ ш ^ р
картофель
офощи фрукты и ягоды
Рис. 2. Уровень самообеспеченности основными продуктами растениеводства (на 2011 г.)
мясо молоко япца
■ Российская Федерацій ■ Челябинская область
Рис. 3. Уровень самообеспеченности основными продуктами животноводства (на 2011 г.)
Челябинской области позволяет утверждать, что потребление основных групп пищевых продуктов в последние годы остается достаточно стабильным. Однако прослеживается тенденция недостаточного потребления овощей, фруктов, рыбы и мяса (рис. 4).
Вместе с тем, в последние годы в Челябинской области наблюдается четкая положительная динамика роста уровня потребления большинства групп социально-значимых продуктов питания в сравнении с общероссий-
скими показателями, о чем свидетельствуют данные табл. 2. Исключение составляют такие позиции, как фрукты и ягоды, молоко и моло-копродукты, яйца, растительное масло [8].
Необходимо отметить, что за последние годы продовольственная сфера экономики Челябинской области, как и Уральского региона в целом, подверглась значительному давлению импорта. Эта проблема в свою очередь определяет в качестве важнейшей задачи обеспечение продовольственной безопасности
хлеб картофель овощи ^^фрукты
а
рыба яйца
мясо
молоко
б
Рис. 4. Динамика потребления социально-значимых групп продуктов питания населением Челябинской области (на душу населения в год, кг): а - продукты растениеводства; б - продукты животноводства
и независимости региона. Сфера пищевых производств, как основа жизнеобеспечения населения продовольствием, имея высокий потенциал импортозамещения, может стать катализатором развития экономики.
Таблица 2
Места, занимаемые Челябинской областью по среднедушевому потреблению социальнозначимых продуктов питания
Социально-экономическое развитие
Уральского федерального округа в рамках инновационного сценария основывается на значительном усилении инновационных факторов, которые должны охватить в системном виде все сферы пищевых производств.
В качестве основной задачи ставится обеспечение конкурентоспособности продукции за счет повышения технологического и организационного уровня производства.
Для достижения указанной цели в области технологий производства социально-значимых продуктов питания перспективными направлениями обозначены [2, 8]:
- формирование устойчивого и эффективного производства продуктов питания;
- формирование условий для повышения конкурентоспособности продуктов питания, а также для обеспечения населения качественными продовольственными товарами;
- повышение уровня потребления основных видов пищевых продуктов, их доступности и безопасности для населения;
- осуществление технологической и технической модернизации производственных мощностей предприятий пищевых производств;
- повышение качества продукции за счет инновационной активности предприятий пищевой промышленности;
- развитие направлений по разработке и производству продуктов специального назначения, в том числе диетических, обогащенных макро- и микронутриентами, экологически чистых продуктов питания;
- производство новых видов продукции;
- повышение эффективности управления предприятиями путем внедрения современных технологий управления;
- внедрение на предприятиях международных систем качества;
- насыщение регионального рынка продуктов питания конкурентоспособной продукцией, соответствующей требованиям к качеству и безопасности;
- доведение доли продуктов питания, произведенных окружными товаропроизводителями, до 90 % общего объема потребления;
- повышение степени переработки произведенной в округе сельскохозяйственной продукции.
В целом по инновационному варианту уровень производства продовольственной продукции к 2020 году по отношению к 2009 году в округе возрастет в 1,7-1,8 раза.
Литература
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
2. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р.
3. Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрен постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 328-П).
4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства
Наименование группы продуктов 2011 г. 2000 г.
Хлеб и хлебобулочные изделия 15-18 17-20
Картофель 14 25
Овощи и бахчевые культуры 51 69
Фрукты и ягоды 25-27 18-20
Мясо и мясопродукты 27-29 25-28
Молоко и молокопро-дукты 70 56
Яйца 38 23
Рыба и рыбопродукты 37-45 46-49
Растительное масло 64-65 57-60
Сахар 55-58 62-64
финансов Челябинской области на 2014-2016 годы. - http://www.minfm74.ru/upload/iblock/ 903/В№Ш2014-2016.pdf.
7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства Челябинской области в 2013-2016 годах. - http://www.chelagro.ru/ official-information/main_areas_of_activity/
8. Открытые данные Министерства
сельского хозяйства Челябинской области. -http://www.chelagro.ru/opendata/.
9. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Постановление Правительства «О мерах по упорядочению и государственному регулированию цен (тарифов)» № 547 от 04.08.1995 г. - http://mendeleevo-
i.narod.ru/soctowary-2010.html.
Калинина Ирина Валерьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, i_kalinina79@inbox.ru
Науменко Наталья Владимировна. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Naumenko_natalya@mail.ru
Поступила в редакцию 25 июля 2014 г
Bulletin of the South Ural State University Series “Food and Biotechnology” ______________2014, vol. 2, no. 3, pp. 70-77
PROVISION OF CHELYABINSK REGION POPULATION WITH SOCIALLY IMPORTANT FOOD PRODUCTS
I.V. Kalinina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation N.V. Naumenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article deals with the provision of Chelyabinsk region population with socially important food products. The relevance of the problem is determined by the current state of social and economic development of the Russian Federation as a whole and its constituent entities including Chelyabinsk region. The necessity to provide high level of food products selfsufficiency, and to reduce import substitution especially in the group of socially important food products is marked as an important strategic objective of economics development in the Russian Federation in the Doctrine of food safety of the Russian Federation for the period up to 2010 as well as other programs and documents of a federal and regional stage.
The authors consider basic factors characterizing the level of production and supply of major groups of socially important food products in Chelyabinsk region including food of plant and animal origin. The role and contribution of the Ural and Chelyabinsk regions to the all-Russian production of socially-important food products of plant and animal origin are revealed. The analysis of current state, retrospective dynamics and prospects for the provision of the population in the region with food products is given.
The article highlights the aspect of the level of supply of major groups of socially important food products by the population in the Ural and Chelyabinsk region, the dynamics of such factors in terms of separate food product items is shown.
The analysis of statistical data allows the authors to evaluate current state and prospects of social and economic development of the Ural Federal District as a whole and basic constituent prospects in particular. Basic strategic lines to increase the level of import substitution of regional food market and regulation of food production of the region are revealed.
Keywords: socially important food products, food safety, the level of production and supply.
References
1. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. N120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» [Doctrine of Food Safety of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 120 “Approval of the Doctrine of food safety of the Russian federation” of January 30, 2010].
2. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Ural'skogo federal'nogo okruga na period do 2020 g, utverzhdennoy Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2011 g. N 1757-r [Strategy of Social and Economic Development of the Ural Federal District for the Period up to 2020, Approved by the Government Executive Order no. 1757-p of October 6, 2011].
3. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na 2014 god i na pla-novyy period 2015 i 2016 godov (odobren postanovleniem Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 22 oktyabrya 2013 g. N 328-P) [Forecast of Social and Economic Development of Chelyabinsk Region for 2014 and Scheduled Period of 2015 and 2016 (Adopted by Order of the Government of Chelyabinsk region no. 328-0 of October 22, 2013).
4. Federal'naya tselevayaprogramma “Sotsial'noe razvitie sela do 2012 goda” [Federal Target-oriented Program “Social Development of the Settlement up to 2012”].
5. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2008-2012 gody [State Program of Agricultural Industry Development and Agricultural Products, Raw Materials and Staples Market Regulation for 2008-2012].
6. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva finansov Chelyabinskoy oblasti na 2014-2016 gody [Report on the Results and Basic Lines of Actions of the Ministry of Finance of Chelyabinsk Region for 2014-2016]. Available at: http://www.minfin74.ru/upload/iblock/903/DROND_2014-2016.pdf.
7. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva sel'skogo khozyaystva Chelyabinskoy oblasti v 2013-2016 godakh [Report on the Results and Basic Lines of Actions of the Ministry of Agriculture of Chelyabinsk Region in 2013-2016]. Available at: http://www.chelagro.ru/official-information/main_areas_of_activity/.
8. Otkrytye dannye Ministerstva sel'skogo khozyaystva Chelyabinskoy oblasti [Open Data of the Ministry of Agriculture of Chelyabinsk Region]. Available at: http://www.chelagro.ru/opendata/.
9. Perechen' otdel'nykh vidov sotsial'no znachimykh prodovol'stvennykh tovarovpervoy neobkho-dimosti. Postanovlenie Pravitel'stva “O merakh po uporyadocheniyu i gosudarstvennomu regulirova-niyu tsen (tarifov)” № 547 ot 04.08.1995 g. [Report on the Results and Basic Lines of Actions of the Ministry of Finance of Chelyabinsk Region for 2014-2016]. Available at: http://mendeleevo-i.narod.ru/soctowary-2010.html.
Kalinina Irina Valerievna, Candidate of Science (Engineering), associate professor, Department of Merchandising and Examination of Consumer Goods, South Ural State University, Chelyabinsk, i_kalinina79@inbox.ru
Naumenko Natalia Vladimirovna, Candidate of Science (Engineering), associate professor, Department of Merchandising and Examination of Consumer Goods, South Ural State University, Chelyabinsk, Naumenko_natalya@mail.ru
Received 25 July 2014