И.Л. Щербакова,
заместитель директора
по учебной работе, КГКП «Костанайский
профессионально-технический колледж» Управления образования аки-мата Костанайской области
He?i)?i свздер: кэсттт дай-ындьщ, кэсттт дсшындыцтыц сапасы, субъекттт цызмет, дуальды оцыту, кэсттт даму, теориялыц жэне лрактикальщ дсшындыц.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, качество профессиональной подготов-^ ки, субъектная деятельность, К дуальное обучение, профессио-g нальное развитие, теоретиче-^ екая и практическая подготовив ка.
0
g Keywords: professional trcii-u ning, quality of training, sub-g ject performance, dual training,
1 professional development, theo-w retical and practical training.
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Ацдатпа
Бугшп куш бш1сп мамандарды дайындау колледждщ пе-дагогикальщ ужымыныц алдында жана Mi ндеттер тугызып, кэагтк 6miM беруде бастапк;ы орын алады. Студенттердщ сапалы кэаппк дайындауды арттыру кажеттшп модул-дш-кузыреттшк тэсшдемеш енпзу аркылы, дуальд1 ок;ы-ту, студенттердщ эрекетш жандандырудьщ турл1 тэсшдерш колдану аркылы жузеге асады, олар кэаппк дайындыкты уйымдастыру тэсшдерш тек езгерту1мен гана емес, колледж жэне ещцрю арасында езара байланысты ныгайтуга жагдай жасап, студенттщ устанымын езгертуге шакыратын, оньщ кэа nTi к дайындьщтьщ объект! сшен субъекпге айналуына да себептес болады.
Аннотация
Подготовка квалифицированных специалистов на сегодняшний день занимает приоритетные позиции в профессиональном образовании, выдвигая новые задачи перед педагогическим коллективом колледжа. Необходимость повышения качества профессиональной подготовки студентов достигается за счет внедрения модульно-компетентностного подхода, дуального обучения, использования различных форм активизации деятельности студентов, которые не просто метают подход к организации профессиональной подготовки, но и способствует укреплению взаимосвязи колледжа и производства, влекущее изменение позиции студента, его переход из объекта профессиональной подготовки в субъект.
Annotation
Today training of qualified specialists takes priority positions in vocational education, putting forward new challenges to college teachers. The quality of vocational training of students is achieved through the modular competency approach, dual training and various of students' activities which do not just change the approach to the organization of professional training, but also help to strengthen the interrelationships between the college and production, entailing a change of students' positions, their transition from the object of vocational training to the subject of it.
Модернизация казахстанского профессионального образования, внедрение дуального обучения, модульно-компетентностного подхода в учебный процесс и проблемы профессиональной подготовки студентов колледжей стоят в одном ряду, как важнейшие общегосударственные про-
блемы, разрешение которых необходимо для насыщения рынка труда востребованными мобильными, способными к самостоятельным действиям специалистов. Данные условия обуславливают потребность обеспечения качества подготовки будущего специалиста, как основного показателя востребованности специалиста на производстве, предприятиях или в сфере услуг.
Модульно-компетентностный подход, направленный на двухуровневую подготовку специалистов, обеспечивает им в дальнейшей трудовой деятельности достаточную экономическую независимость, за счет приобретения смежной квалификации и, соответственно, расширения профессиональных компетенций.
Дуальное обучение способствует не только сближению учебного заведения с производством, за счет согласования учебно-планирующей документации колледжа с потенциальными работодателями, которое обращено на удовлетворение запросов технологически возросших процессов производственной сферы, но и обеспечивает планомерную подготовку студентов к трудовой деятельности, более быструю адаптацию к требованиям предприятий. Профессиональная подготовка пронизывает весь период обучения и позволяет адаптировать студентов к реальным условиям будущей профессии, способствует развитию личностных и деятельностных качеств будущего специалиста, дает возможность дать объективную оценку его профессионального соответствия [1, с. 23].
В процессе дуального обучения студент уже на ранних этапах процесса обучения включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает новыми профессиональными навыками. Он учится работать в команде, получает навыки оптимального выбора технологического решения, несет ответственность за порученный участок деятельности [2, с. 7].
Проблемам качества профессиональной подготовки студентов организаций техниче-
ского и профессионального образования уделяется пристальное внимание, обусловленное такими факторами, как:
• потребностью во взаимовыгодном сотрудничестве колледжа и социальных партнеров с целью определения содержания профессионального образования, уровня качества профессиональной подготовки студентов и обеспечения объективной оценки профессиональной компетентности выпускников колледжа;
• необходимостью соблюдения государственной образовательной политики при подготовке специалистов среднего звена (оценка уровня профессиональной подготовки, конкурсы профессионального мастерства, ХУогЫзкШв и т.д.);
• обновление материально-технической базы в соответствии с возросшим уровнем технологических процессов, используемых в производственной сфере.
В связи с этим, возрастают требования к преподавателям и мастерам производственного обучения колледжей. Именно от них зависит создание новых, современных механизмов, обеспечивающих качество профессиональной подготовки студентов, системность подготовки востребованного специалиста, компетентного, отвечающего потребностям современного рынка труда, способного к самореализации и самосовершенствованию.
Качество профессиональной подготовки студентов требует тесного взаимодействия преподавателя и студента. В зависимости от занятой студентом позиции он может быть § как обучаемым, так и обучающимся. Соответ- <] ственно, в позиции обучаемого, студент будет §
го
являться объектом профессиональной подго- <!
товки, а в позиции обучающегося - субъектом. §
Задача, выдвигаемая перед преподавателем в ^
процессе профессиональной подготовки, ре- ^
ализовать переход студента из позиции обу- ^ чаемого в позицию обучающегося. Данный К переход направлен на трансформацию самого м
восприятия студента относительно профес- К сиональной подготовки, так как в субъектной §
позиции изменяется само отношение к дея- о
тельности, осмысленно повышается потреб- н ность в ней.
ш
Деятельность человека - это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность, преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности [3, с. 67].
Добиться данного перехода искусственно невозможно, для этого необходима системность деятельности преподавателя в данном направлении. Следует заинтересовать студента, вызвать у него потребность к познанию нового, неизведанного ранее. На данном этапе следует уделять большое внимание:
• работе студентов с информацией, развивать умения анализировать, синтезировать, соотносить, выделять главное;
• взаимосвязи общеобразовательного цикла дисциплин и специальных предметов с целью обеспечения целостности воспринимаемого учебного материала, развития умения использовать имеющиеся знания одной предметной сферы в другой, делать логические выводы, основываясь на совокупность знаний;
• наглядному восприятию, выполняемым на практике трудовым приемам, с последующей их отработкой самим студентом, начиная с простых, постепенно совершенствуя его умения, доводить до сложных, требующих при выполнении особых умений и навыков.
Теоретическая грамотность, также как и практическая умелость, в процессе профессиональной подготовки крайне важна, так как § способствует формированию необходимого ® запаса профессионально-значимых знаний, § которые оказывают прямое влияние не толь-<? ко на рост качественных показателей про-^ фессиональной подготовки, но и на профес-сс; сиональное развитие студентов. Под ростом и следует понимать процесс количественных Ч изменений без трансформации внутренней К структуры, свойств и состава, входящих в и него элементов. Развитие же характеризуется ¡5 качественными изменениями, в процессе ко-Щ торого появляются новообразования, новые § механизмы, новые структуры [4]. ® Повышение качества профессиональной подготовки студентов напрямую зависит от
осознания преподавателем необходимости:
• замены принуждения к деятельности активным внедрением механизмов саморазвития, самооценки, самосовершенствования студентов в профессиональной сфере;
• сокращения репродуктивных заданий в процессе профессиональной подготовки и их замены активными упражнениями, требующими личного участия студентов, и направленными на развитие познавательных процессов при выполнении учебной деятельности;
• развития коммуникативных способностей, то есть использование продуктивного диалога, замещающего монолог преподавателя и развивающего у студентов способы речевого взаимодействия, которые им понадобятся в дальнейшей трудовой деятельности. Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [5, с. 215].
Системность работы педагогического коллектива по повышению качества профессиональной подготовки студентов колледжа должно обеспечиваться рациональной взаимосвязью таких направлений как:
• управление качеством. (Руководящая роль администрации). Для осуществления продуктивного управления качеством в колледже разработана вертикальная и горизонтальная структура. Вертикальная структура включает процедуры: планирование деятельности коллектива направленные на повышение качества профессиональной подготовки, осуществление контроля за качеством профессиональной подготовки студентов, анализ промежуточных результатов, принятие управленческих решений (определение мероприятий по коррекции деятельности), направленных на повышение качества профессиональной подготовки. Горизонтальная структура подразумевает создание необходимых условий для организации деятельности студентов направленно влияющих на качество профессиональной подготовки, обеспечение комплексности управления качеством профессиональной подготовки, например, за
счет разработки и апробации программ.
• Обеспечение педагогического сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения в колледже. (Педагоги и мастера производственного обучения). Само понятие «сопровождение» Ж.А. Захарова определяет, как особый вид практики педагога, в основе которого лежит помощь субъекту, оказываемая в процессе формирования траектории его развития и оказания адресных и квалифицированных мер содействия взрослым и детям [6, с. 253]. В свою очередь Н.В. Шеламова отмечает, что педагогическое сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [7, с. 30]. Однако, следует понимать, что помощь необходима не для облегчения деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, не для перекладывания функций с подростка на взрослого, а для достижения самим студентом поставленной цели, с учетом его возможностей, способностей и потенциала посредством содействия педагога в выявлении причин, которые привели к возникновению данных трудностей и нахождении путей их устранения [8, с. 172].
Таким образом, педагогическое сопровождение студентов в процессе профессиональной подготовки направлено на обеспечение реализации имеющегося у студентов потенциала, накопление ими профессионально значимого опыта, овладение необходимыми способами самоорганизации и саморазвития.
• Организация социального партнерства и привлечение к процессу профессиональной подготовки студентов будущих работодателей, посредством заключения на взаимовыгодных условиях договоров, меморандумов, в рамках которых проходит обсуждение и согласование тематики рабочих учебных программ, баз прохождения практики студентами и профессиональной подготовки при проведении учебных часов по предмету «Производственное обучение» на предприятии. (Социальные партнеры). Приближение профессиональной подготовки студентов к реальным требованиям производства способствует повышению
востребованности специалистов, их конкурентоспособности. Кроме того, организация стажировок педагогического коллектива, участие работодателей в конкурсах «Мастер года», «Лучший педагог» и др., способствует повышению профессионализма педагогического состава колледжа, необходимого для повышения качества организации профессиональной подготовки студентов.
• Анализ соответствия качества профессиональной подготовки планируемым результатам, с выявлением причин повлиявших на динамику. Дальнейшее закрепление положительной динамики и посильное устранение причин снижающих результативность. (Анализ и коррекция деятельности). Отслеживание результативности деятельности по повышению качества профессиональной подготовки ведется педагогами системно из урока в урок, мониторинг результатов по разделам освоения изучаемого материала, позволяет оценивать динамику показателей профессиональной подготовки студентов, осуществлять своевременную коррекцию деятельности, устраняя трудности, возникшие в процессе профессиональной подготовки. На уровне администрации колледжа отслеживание результативности профессиональной подготовки организуется посредством мониторинга ежемесячной аттестации студентов колледжа, полугодовой и годовой аттестации, с последующим анализом и принятием управленческих решений.
• Обеспечение продуктивности педагогического процесса через систему управле- ^
ж
ния, внедрение педагогического сопрово- << ждения, обмен передовым педагогическим § опытом, совершенствование системы мето- <? дического обеспечения каждой квалифика- ^
ции. (Совершенствование, педагогическое ^
К
сопровождение, непрерывное повышение ^
компетентности). Повышение профессиона- ^
лизма педагогического коллектива являются д
одной из приоритетных задач в любом педа- м
гогическом коллективе. Он оценивается не к
только по процентному соответствию педа- Щ
гогических работников таким качественным §
показателям, как наличие педагогов и маете- ® ров производственного обучения с первой и
^^ Педагогическая
высшей категорией, высшим образованием, но и наличие педагогических работников, имеющих собственные разработки с присвоением международного стандартного номера ISBN, разрабатывающих и апробирующих в учебном процессе авторские программы, разрабатывающих необходимое учебно-методическое обеспечение по предмету, активно участвующих в решении проблемы повышения качества профессиональной подготовки посредством выступлений с докладами, написания статей и др.
• Достижения студентов, через участие в конкурсах профессионального мастерства (на уровне колледжа, области, республики), Worldskills (региональный, республиканский, международный уровень) и трудоустройство. Итоговым показателем повышения качества профессиональной подготовки является трудоустройство выпускников в соответствии с полученной квалификацией (в колледже 93%), а также участие в профессиональных конкурсах и призовые места. Ежегодно в колледже проводятся конкурсы профессионального мастерства студентов, в котором принимают участие все студенты колледжа в соответствии с квалификацией. Лучших студентов награждают грамотами. Далее студентов, занявших призовые места готовят к участию в конкурсе Worldskills (в 2016-17 уч.г. на региональном уровне в конкурсе Worldskills - 3 место занял Пар шута В., квалификация 1201072 Слесарь по ремонту автомобилей и 4 место занял Шнайдер А., квалификация § 0508012 Повар).
® Таким образом, деятельность педагогиче-§ ского коллектива по повышению качества про-<? фессиональной подготовки, направленная на g формирование востребованного специалиста предполагает, с одной стороны системность и работы педагогического коллектива и слажен-Ч ность действий, направленных на повышение К качества профессиональной подготовки сту-w дентов в соответствии с требованиями рынка К труда, привлечение социальных партнеров к ^ участию к организации профессиональной q подготовки, оценке уровня профессиональ-® ной подготовки студентов, с другой - активизацию деятельности самих студентов в
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
процессе профессиональной подготовки, их мотивирование к достижению более высоких результатов, а также развитие готовности студентов к самореализации в трудовой сфере и дальнейшему самосовершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная практика: учебно-методическое пособие / под ред. Г.М. Коджаспи-ровой, Л.В. Бориковой. -М. : Академия, 1998.
- 144с.
2. Внедрение дуальной системы обучения в учреждениях технического и профессионального образования (На примере колледжей Ко-станайской области): методические рекомендации / под ред. Слесарь М.В. - Костанай : КФ АО НЦПК «Орлеу», 2013. - 69 с.
3. Максимова З.Р Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : на примере специальности "Графический дизайн". Диссерт... канд. пед. наук : 13.00.08 / З.Р.Максимова. - Москва, 2008. -154 с.
4. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов: методическое пособие / под ред. И.Н. Пахомовой. - Владивосток : Дальнаука, 2005. - 243 с.
5. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. A.A. Бодалева.
- М.: Когито-Центр, 2011.-600 с.
6. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография / Ж.А. Захарова. - Кострома : КГУ им. H.A. Некрасова, 2009. - 428 с.
7. Шеламова Н.В. Педагогическое сопровождение детей-инвалидов как фактор социальной адаптации [Электронный ресурс] / Н.В. Шеламова // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - 2012. - №5. - С. 28-32.
- Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=2236
8. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя: монография./Н.Я. Сайгушев. -М.: ИНФА-М, 2017. -279с.