Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»'

К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» / профессиональная компетентность / руководитель образовательной организации / профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций / теоритический анализ педагогических источников / метод анкетирования. Метод интервьюирования / Professional standard “Head of an educational organization” / professional competence / head of a general educational organization / professional competence of the heads of general educational organizations / theoretical analysis of pedagogical sources / and the survey method. Interviewing method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майлова Татьяна Петровна

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы по развитию профессиональной компетентности руководителя образовательной организации. Сформирована методологическая основа планируемого исследования. Рассмотрена компетентность руководителя, ее профессиональная составляющая. Определены особенности руководителя образовательной организации. Проведено обоснование педагогических методов исследования в соответствии с решаемыми задачами, рассмотрены преимущества и возможные риски при использовании выбранных методов. Выявлены и обобщены требования к личности руководителей. Сформулированы особенности развития профессиональной компетентности у руководителей образовательных организаций, в частности, в правовом просвещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the consideration of the urgent problem of developing the professional competence of the head of the general educational organization. The methodological basis of the planned study has been formed. The competence of the leader, its professional component, is considered. The features of the head of the general education organization are determined. The substantiation of pedagogical research methods was carried out in accordance with the tasks solved, the advantages and possible risks are considered when using the selected methods. The requirements for the personality of managers have been identified and summarized. Features of the development of professional competence are formulated among the heads of educational organizations, in particular, in legal education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»»

15. Kokodei, T.A. Strategic planning of socio-economic development of inter-city municipalities / T.A. Kokodei: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2023. - 71 р.

16. Mikhailova, A.G. Self-determination impact on motivation in the conditions of professional education / A.G. Mikhailova 11 Historical and Social Educational Idea. -2021. - Volume 13. -№ 1. -Pp. 123-133

УДК 378

К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Майлова Татьяна Петровна аспирант

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

Постановка проблемы. Мировые процессы и изменения неизбежно откладывают отпечаток на становлении нашего государства, которое в новых условиях стремясь оставаться конкурентоспособным на мировой арене и суверенным требует новых подходов от всех сфер жизни общества. Система образования также подвергнута испытаниям, которые в свою очередь неразделимо влияют на всех участников образовательных отношений. Система образовательного менеджмента нуждается в пересмотре подходов к управлению, что непосредственно оказывает влияние на кадры. Многие представители управленческих команд современных образовательных организаций оказались неспособными работать в новых условиях, то есть в обстановке становления рыночных отношений, демократизации общественной жизни, политических и правовых изменений, в период информационной революции и цифровой трансформации. Управленцы все чаще в профессиональной деятельности сталкиваются с дефицитом профессиональной компетентности, который связан с отставанием от изменений современного общества, от темпов развития общества и от требований, которое система общественных отношений предъявляет к его профессиональной компетентности.

Согласно проведенного нами опроса (анкетирование руководителей образовательных организаций с помощью яндекс-формы в апреле 2022 года, количество респондентов 87, территории: Норильск, Красноярск, Кежемский район, Богучанский район, Дудинка) каждый второй руководитель остро нуждается в правовом просвещении, готов посещать просветительские лекции, нуждается в контенте, отражающем современные дефициты правовой стези. Правовое просвещение руководителей образовательных организаций может быть успешно реализовано, на наш взгляд, при условии целенаправленного обеспечения развития их профессиональной компетентности. В связи с выше изложенным проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций является актуальной, что послужило толчком для дальнейшего исследования.

Изложение основного материала исследования. Вначале нами была сформирована методологическая основа планируемого исследования. На первом этапе предполагается использование одного из основных педагогических методов -теоретического анализа педагогических источников, который позволит рассмотреть научную проблему развития профессиональной компетенции в деятельности руководителей образовательных организаций на основании изучения научной литературы. В качестве недостатков использования указанного метода можно назвать в ряде случаев чрезмерно описательный характер, возможность искажения мысли других авторов.

В результате изучения научной литературы мы выявили достаточно высокую заинтересованность современных российских и зарубежных авторов вопросами исследования деятельности руководителя, оценке эффективности управленческой деятельности руководителей, проблем совершенствования руководителей, управление развитием компетентности руководителя (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Т.Н. Шамова, А.И. Жилина, Н.М. Бровко, Г.М. Гусейнов, Е.А. Климов, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, М. Вебера, К. Беннета, Д. Содкера и др.). Так деятельности руководителя, оценке эффективности управленческой деятельности руководителей посвящены труды (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Т.Н. Шамова и пр.), формированию оценки его деятельности (А.И. Жилина). Автор утверждает, что результативность работы образовательной организации, ее совершенствование напрямую связана с компетентностью руководителя его деятельности, одной из которых является умение управлять образовательной организацией. Управление образовательной организацией представляется как управление социально-экономической системой, основой которого является определение сторон как сильных, так и слабых, выделяемых в соответствии с определенными критериями оценки деятельности руководителя.

Соответственно полномочия руководителя, на которые он опирается в деятельности, зависят от следующих составляющих: организация действует и развивается, при чем самостоятельно; организация учитывает комплекс экономических условий; организация гармонично встраивается в муниципальную и региональную управленческую систему; организация учитывает территориальные условия, в которых функционирует и развивается; организация учитывает все составляющие процессы управления; организация незамедлительно реагирует на внутренние и внешние изменения; организация обеспечивает возможность саморазвития социально-экономической структуры [1, С. 53]

Лишь эффективному руководителю подсилу достичь высоких результатов работы всей своей команды в целом, оставляя за собой ведущую роль. Эффективность организации неразрывно связана с компетентностью руководителя, ее профессиональной составляющей.

A.B. Хуторской понимает под компетентностью уровень владения человеком соответствующей компетенцией, включая его личностные качества по отношению к предмету деятельности [7, С. 27-29] По мнению H.A. Виноградовой (2005) и Н.В. Микляевой (2018) компетентность следует рассматривать как совокупность следующих профессиональных качеств:

1) Степень проявления накопленного профессионального опыта в той или иной сфере практической деятельности.

2) Обладание необходимыми знаниями для обсуждения вопросов в сфере профессиональной деятельности и высказывания авторитарного мнения.

Авторы отмечают что владение достаточным уровнем компетентности является необходимым качеством персонала в любой профессиональной деятельности.

Профессиональная же компетентность руководителя должна содержать комплекс специальных знаний и умений, необходимых для решения поставленных перед ним задач. Проблемы совершенствования руководителей отражены в работах многих педагогов, психологов и ученых (Н.М. Бровко, Г.М. Гусейнов, Е.А. Климов, B.C. Лазарев, М.М. Поташник и пр.). О проблемах профессиональной компетентности упоминается в трудах Е.В. Титовой, В.А. Беликова, Н.Е. Щурковой и др. Особенно ценным для нашего исследования является вопрос управления развитием компетентности руководителя, который рассматривается в работах М. Вебера, К. Беннета, Д. Содкера и др.

В многообразии трактовок «профессиональная компетентность», резюмируем, что И.А. Зимняя считает, что компетенция - это требования к должности, которые определены не только целевыми установками, но и конкретной ситуацией, в которой живет и развивается организация.[3, С. 26] Жилина А.И. считает, что компетентность является способностью соотнести собственную деятельность со стандартом. [1, С. 53] Интегрально рассматривают компетентность в руководителе ученые РГПУ им. А.И. Герцена, характеризуя его как такую личность, которая способная решать поставленные задачи на основе личного жизненного опыта. Канцеров P.A. отмечает в деятельности руководителя важные позиции: практическая (решение проблем), аналитическая (умение преломить цели и задачи к реальной жизненной ситуации) [4, С. 18-23] Журавлев В.И. считает, что важно понимать: профессиональная компетентность не появляется внезапно, она формируется на основе определенных норм и правил, на которые ориентируется в данном случае руководитель [2, С. 173-189] Процесс формирования логически выстроен, а значит, управляемый и включает образование и самообразование, то есть формирование профессионала.

Необходимо также определить особенности руководителя образовательной организации. С одной стороны руководитель образовательной организации должен обладать спектром различных компетентностей: быть гуманным, решительным, уметь выстраивать партнерские отношения, понимать, что развитие не стоит на месте, уметь следовать ему, обладая профессионализмом в широком смысле и лидерскими качествами для сферы образования в первую очередь. С другой стороны каждый руководитель образовательной организации многолик, ведь ему необходимо играть различные роли: педагога, руководителя, администратора и пр.

В обновленном профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией» [6, С. 18-27], акцентировано внимание на осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с изменениями законодательства. В связи, с чем назрел вопрос многоаспектного правового просвещения руководителей образовательных организаций, с учетом каждой роли, выполняемой им на профессиональном поле деятельности.

Для выявления исходного уровня и развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, имеющих различное правовое просвещение, предполагается использование количественного подхода, включающего в себя совокупность эмпирических методов. Приоритетность реализации количественного подхода продиктована поиском наилучшего решения изучаемой практической проблемы, но при этом подобные исследования в сравнении с качественным подходом требуют больше затрат в плане организации наблюдений. Предполагается реализация следующих базовых методов эмпирического исследования: опросно-диагностические метода, а также методы математической статистики.

В качестве опросно-диагностических методов, позволяющих изучить мотивы, мнения руководителей образовательных организаций, планируется применение метода письменного анкетирования с помощью опросных листов, а также метода интервьюирования. Процесс разработки опросного листа (анкеты) и плана интервью являются важнейшим этапом, поскольку необходимо учитывать корректную постановку вопросов, исключение возможности их двусмысленного толкования. Кроме того, всегда имеется вероятность возврата незаполненных или частично заполненных анкет. При проведении интервью не исключено искажение получаемых данных от респондента к интервьюеру, чем при анкетировании. Вызвано это может вследствие моральной и психологической скованности руководителей образовательных организаций. Обработка полученных количественных результатов должна обязательно завершаться применением методов математической статистики, которые обеспечивают получение объективного знания, возможность достоверно описать логические связи между отдельными изучаемыми факторами. Таким образом, в своем применении любой педагогический метод должен быть модифицирован в зависимости от конкретных условий, цели исследования и характера решаемых задач, а также особенностей изучаемого объекта.

Выводы. В ходе исследования нами были раскрыты теоретико-методологические основы исследования формирования и развития профессионализма руководителей образовательных организаций, выявлены и обобщены требования к личности руководителей, особенности развития профессиональной компетентности у руководителей образовательных организаций, в частности, в правовом просвещении.

Под термином «профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций» следует понимать совокупность личностных и профессиональных установок, которые позволяют руководителям образовательных организаций осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными требованиями, продиктованными законодательством в том числе. В общем смысле требуемый уровень компетентности руководителей образовательных организаций определяется теми функциональными задачами, которые необходимо решить в процессе профессиональной деятельности. В целом, профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций определяется готовностью руководителей образовательных организаций осуществлять профессиональную деятельность, в том числе в правовом поле.

Аннотация. В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы по развитию профессиональной компетентности руководителя образовательной организации. Сформирована методологическая основа планируемого исследования. Рассмотрена компетентность руководителя, ее профессиональная составляющая. Определены особенности руководителя образовательной организации. Проведено обоснование педагогических методов исследования в соответствии с решаемыми задачами, рассмотрены преимущества и возможные риски при использовании выбранных методов. Выявлены и обобщены требования к личности руководителей. Сформулированы особенности развития профессиональной компетентности у руководителей образовательных организаций, в частности, в правовом просвещении.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации», профессиональная компетентность, руководитель образовательной организации, профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций, теоритический анализ педагогических источников, метод анкетирования. Метод интервьюирования.

Annotation. The article presents the consideration of the urgent problem of developing the professional competence of the head of the general educational organization. The methodological basis of the planned study has been formed. The competence of the leader, its professional component, is considered. The features of the head of the general education organization are determined. The substantiation of pedagogical research methods was carried out in accordance with the tasks solved, the advantages and possible risks are considered when using the selected methods. The requirements for the personality of managers have been identified and summarized. Features of the development of professional competence are formulated among the heads of educational organizations, in particular, in legal education.

Key words: Professional standard "Head of an educational organization", professional competence, head of a general educational organization, professional competence of the heads of general educational organizations, theoretical analysis of pedagogical sources, and the survey method. Interviewing method.

Литература:

1. Жилина, А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководи-теля). Книга 3 / А.И. Жилина. - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2002. - 228 с.

2. Журавлев, В.И. Социально-психологические проблемы управления / В.И. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. - Москва, 1983 - С. 173-189

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва, 2004. - 40 с.

4. Канцеров, Р.А. Методы оценки потенциала предприятий / Р.А. Канцеров, К.Т. Гедиев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. -№ 10. - С. 18-23

5. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. - Москва: Педагогика, 1986. - 144 с.

6. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»: [Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 250н]. - Москва: 2021.-38 с.

7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 12 декабря. -URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 30.11.2023)

УДК 378:37.035.6

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Малкова Татьяна Вячеславовна старший преподаватель Санкт-Петербургскийуниверситет МВДРоссии (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Воспитательная и просветительская работа с сотрудниками полиции находится в центре внимания ведомственного образования и осуществляется посредством целенаправленного воздействия, в первую очередь, на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов. Особую актуальность организация воспитательной работы приобретает в современных условиях, когда вопросы достижения единства и сплоченности общества, четкого понимания духовно-нравственных приоритетов и ценностных смыслов жизни граждан являются основой обеспечения безопасности государства. Исследователи в области педагогики и представители педагогического сообщества находятся в постоянном поиске новых форм и методов организации воспитательной работы.

Изложение основного материала исследования. В рамках совершенствования системы воспитания, наполнения ее новыми смыслами на основе идей патриотизма, высоких духовных и моральных ценностей, а также поиска возможностей и перспектив развития воспитательного пространства кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского (далее СПб) университета МВД России проводит значительную работу. Так, в 2020-2021 учебном году кафедра выступила с инициативой проведения ежегодного конкурса художественного перевода «Поэзия осени».

Конкурс, к участию в котором были приглашены курсанты, слушатели, сотрудники и работники университета, посвящен Европейскому дню языков, Международному дню перевода и Дню сотрудника органов внутренних дел. Цели конкурса: формирование и развитие мотивации к изучению и владению иностранными языками, формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов, реализация творческого потенциала постоянного и переменного состава СПб университета МВД России [1]. Конкурсным заданием стал художественный перевод с английского языка на русский стихотворения "The Call" [2], написанного лейтенантом Dan Marcou, ветераном полиции США с более чем 30-летним стажем службы, признанным экспертом в вопросах подготовки полицейских, автором ряда произведений, посвященных работе полиции. В процессе работы над переводом стихотворения конкурсанты получили возможность еще раз задуматься о сложности и значимости полицейской деятельности, прочувствовать ответственность, которую берут на себя сотрудники правоохранительных органов, осознать переживания, которые им приходится испытывать, ежедневно сталкиваясь с преступниками и их противоправными действиями. Эмоциональное отношение автора стихотворения к затрагиваемым в нем вопросам нашло отклик в работах участников конкурса и, несомненно, способствовало усилению его воспитательного воздействия.

В 2021-2022 учебном году в рамках конкурса в качестве конкурсного задания было предложено выполнить художественный перевод с английского языка на русский стихотворения "Everyday Heroes" современного поэта Robert Longley [3], который на протяжении 30 лет посвящает свои произведения людям, отдавшим жизнь при исполнении своих служебных обязанностей: полицейским, спасателям, военным. Стихотворение воспевает сложную, опасную и не всегда заметную работу сотрудников полиции, их готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, и бескорыстно пожертвовать собой во имя спасения других. Выполнение конкурсного задания способствовало развитию эмоционального интеллекта конкурсантов, установлению более тесной эмоциональной связи с профессией полицейского, осознанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.