Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ'

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / МВД России / иностранные языки / конкурс / перевод / патриотизм / нравственность / опыт / educational work / Ministry of the Interior of Russia / foreign languages / competition / translation / patriotism / morality / experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Воспитательная работа представляет собой важнейший компонент государственной кадровой политики МВД России. Нравственное и патриотическое воспитание сотрудников полиции, осуществляемое в образовательных организациях высшего образования МВД России, во многом определяет уровень профессиональной подготовки сотрудников полиции. В статье рассматривается опыт организации воспитательной работы с курсантами на кафедре иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work is an essential component of the State personnel policy of the Ministry of the Interior of Russia. Moral and patriotic education of police officers at the higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia largely determines the level of police officers professional training. The article considers the experience of educational work carried out by the Department of Foreign Languages of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ»

Annotation. The article presents the consideration of the urgent problem of developing the professional competence of the head of the general educational organization. The methodological basis of the planned study has been formed. The competence of the leader, its professional component, is considered. The features of the head of the general education organization are determined. The substantiation of pedagogical research methods was carried out in accordance with the tasks solved, the advantages and possible risks are considered when using the selected methods. The requirements for the personality of managers have been identified and summarized. Features of the development of professional competence are formulated among the heads of educational organizations, in particular, in legal education.

Key words: Professional standard "Head of an educational organization", professional competence, head of a general educational organization, professional competence of the heads of general educational organizations, theoretical analysis of pedagogical sources, and the survey method. Interviewing method.

Литература:

1. Жилина, А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководи-теля). Книга 3 / А.И. Жилина. - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2002. - 228 с.

2. Журавлев, В.И. Социально-психологические проблемы управления / В.И. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. - Москва, 1983 - С. 173-189

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва, 2004. - 40 с.

4. Канцеров, Р.А. Методы оценки потенциала предприятий / Р.А. Канцеров, К.Т. Гедиев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. -№ 10. - С. 18-23

5. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. - Москва: Педагогика, 1986. - 144 с.

6. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»: [Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 250н]. - Москва: 2021.-38 с.

7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 12 декабря. -URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 30.11.2023)

УДК 378:37.035.6

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Малкова Татьяна Вячеславовна старший преподаватель Санкт-Петербургскийуниверситет МВДРоссии (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Воспитательная и просветительская работа с сотрудниками полиции находится в центре внимания ведомственного образования и осуществляется посредством целенаправленного воздействия, в первую очередь, на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов. Особую актуальность организация воспитательной работы приобретает в современных условиях, когда вопросы достижения единства и сплоченности общества, четкого понимания духовно-нравственных приоритетов и ценностных смыслов жизни граждан являются основой обеспечения безопасности государства. Исследователи в области педагогики и представители педагогического сообщества находятся в постоянном поиске новых форм и методов организации воспитательной работы.

Изложение основного материала исследования. В рамках совершенствования системы воспитания, наполнения ее новыми смыслами на основе идей патриотизма, высоких духовных и моральных ценностей, а также поиска возможностей и перспектив развития воспитательного пространства кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского (далее СПб) университета МВД России проводит значительную работу. Так, в 2020-2021 учебном году кафедра выступила с инициативой проведения ежегодного конкурса художественного перевода «Поэзия осени».

Конкурс, к участию в котором были приглашены курсанты, слушатели, сотрудники и работники университета, посвящен Европейскому дню языков, Международному дню перевода и Дню сотрудника органов внутренних дел. Цели конкурса: формирование и развитие мотивации к изучению и владению иностранными языками, формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов, реализация творческого потенциала постоянного и переменного состава СПб университета МВД России [1]. Конкурсным заданием стал художественный перевод с английского языка на русский стихотворения "The Call" [2], написанного лейтенантом Dan Marcou, ветераном полиции США с более чем 30-летним стажем службы, признанным экспертом в вопросах подготовки полицейских, автором ряда произведений, посвященных работе полиции. В процессе работы над переводом стихотворения конкурсанты получили возможность еще раз задуматься о сложности и значимости полицейской деятельности, прочувствовать ответственность, которую берут на себя сотрудники правоохранительных органов, осознать переживания, которые им приходится испытывать, ежедневно сталкиваясь с преступниками и их противоправными действиями. Эмоциональное отношение автора стихотворения к затрагиваемым в нем вопросам нашло отклик в работах участников конкурса и, несомненно, способствовало усилению его воспитательного воздействия.

В 2021-2022 учебном году в рамках конкурса в качестве конкурсного задания было предложено выполнить художественный перевод с английского языка на русский стихотворения "Everyday Heroes" современного поэта Robert Longley [3], который на протяжении 30 лет посвящает свои произведения людям, отдавшим жизнь при исполнении своих служебных обязанностей: полицейским, спасателям, военным. Стихотворение воспевает сложную, опасную и не всегда заметную работу сотрудников полиции, их готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, и бескорыстно пожертвовать собой во имя спасения других. Выполнение конкурсного задания способствовало развитию эмоционального интеллекта конкурсантов, установлению более тесной эмоциональной связи с профессией полицейского, осознанию

собственной принадлежности к ней. Все это дает основание считать, что работа над конкурсным переводом носит ярко выраженный воспитательный характер.

В 2022-2023 учебном году ежегодный конкурс художественного перевода поэтического произведения получил название «Магия слова». К участию в конкурсе приглашались курсанты и слушатели СПб университета МВД России и СПб суворовского военного училища МВД России. В положение о конкурсе были добавлены новые номинации, а для перевода на русский язык были предложены тексты не только с английского, но и с немецкого языка. Конкурсные задания заключались в художественном переводе с английского языка на русский стихотворения "Leisure", написанного поэтом и писателем из Уэльса William Henry Davies, одним из самых популярных поэтов своего времени (1871-1940) [4], и в переводе с немецкого языка на русский стихотворения великого немецкого поэта, публициста и критика позднего романтизма Heinrich Heine (1797-1856) "Ein Fichtenbaum". В поиске языковых средств для передачи художественных замыслов авторов конкурсанты смогли ощутить философскую направленность обоих стихотворений. Яркие образы первозданной природы, воспетые поэтами, способствовали осмыслению ценностных приоритетов и идеи гармонии, эстетического совершенства природы и связанного с ней чувства любви к родному краю.

В 2023-2024 учебном году к участию в конкурсе были приглашены не только обучающиеся и сотрудники (работники) СПб университета МВД России, Ленинградского филиала СПб университета МВД России, СПб суворовского военного училища МВД России, но и обучающиеся иных образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга. Всем тем, кого интересует изучение иностранных языков и вопросы перевода, было предложено выполнить художественный перевод с английского языка на русский стихотворения "Patriotism - Love For The Nation", современной поэтессы, работающей под псевдонимом Priyadarshini Goel [6], художественный перевод с немецкого языка на русский стихотворения немецкой поэтессы Heidi Hollmann "Heimat" [7]. Кроме того, регламент конкурса был дополнен заданием на перевод с французского языка на русский стихотворения современной тунисской поэтессы Sonia Cheniti "Un poème pour la paix" [8]. Главными идеями, объединяющими все три конкурсных задания, стали идеи патриотизма и гуманизма, гражданственности и любви к Родине, мира и готовности без раздумий встать на защиту своего Отечества. Конкурс стал для его участников возможностью продемонстрировать свое понимание идей национальной гордости, любви к родному дому и преданности своему народу, осмыслить такие понятия, как патриотизм, мир, единство, долг, нравственность, служение.

Выводы. Обмен опытом воспитательной и просветительской работы с курсантами образовательных организаций высшего образования МВД России, обсуждение современных подходов к воспитательному процессу позволяют находить лучшие практики распространения знаний, образования и культуры, генерировать и реализовывать в образовательном процессе новые методики воспитания с целью обеспечения разностороннего и гармоничного развития личности сотрудников правоохранительных органов.

Аннотация. Воспитательная работа представляет собой важнейший компонент государственной кадровой политики МВД России. Нравственное и патриотическое воспитание сотрудников полиции, осуществляемое в образовательных организациях высшего образования МВД России, во многом определяет уровень профессиональной подготовки сотрудников полиции. В статье рассматривается опыт организации воспитательной работы с курсантами на кафедре иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России.

Ключевые слова: воспитательная работа, МВД России, иностранные языки, конкурс, перевод, патриотизм, нравственность, опыт.

Annotation. Educational work is an essential component of the State personnel policy of the Ministry of the Interior of Russia. Moral and patriotic education of police officers at the higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia largely determines the level of police officers professional training. The article considers the experience of educational work carried out by the Department of Foreign Languages of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: educational work, Ministry of the Interior of Russia, foreign languages, competition, translation, patriotism, morality, experience.

Литература:

1. Малкова, T.B. Совершенствование системы воспитательной работы как одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательными организациями высшего образования МВД России / Т.В. Малкова // Вопросы педагогики. - 2021. -№7.-С. 187-189

2. Marcou Dan The Call. - URL: https://www.policel.com/national-police-week/articles/national-police-week-the-call-nlPXOkxqFty 1IVVI/ (дата обращения 06.01.2024)

3. Longley Robert Everyday Heroes. - URL: https://www.sacredpoems.com/everyday-heroes/ (дата обращения 06.01.2024)

4. Davies William Henry Leisure. - URL: https://englishverse.com/poems/leisure (дата обращения 06.01.2024)

5. Heine Heinrich Ein Fichtenbaum. - URL: https://www.staff.uni-mainz.de/pommeren/Gedichte/BdL/Lyr-33.html (дата обращения 06.01.2024)

6. Goel Priyadarshini Patriotism - Love For The Nation. - URL: https://internetpoem.com/priyadarshini-goel/patriotism-love-for-the-nation-poem/?ysclid=lolpqz2ucd350827074 (дата обращения 06.01.2024)

7. Hollmann Heidi Heimat. - URL: https://www.festgestaltung.de/gedichte/heimat/#heimatl (дата обращения 06.01.2024)

8. Cheniti Sonia Un poème pour la paix. - URL: https://www.grainesdepaix.org/fr/ressources/sinspirer/poemes/un-poeme-pour-la-paix (дата обращения 06.01.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.